Руководство по эриксоновскому гипнозу серия библиотека гипноза профессора гордеева Психотерапия Москва 2015 М. Н. Гордеев
Скачать 1.47 Mb.
|
19 отпадет. Ведь так или иначе, организм человека — очень мудрая машина, в которой обязательно прописаны возможности, связи, которые в медицине нередко называются симптомами. Снача- ла симптомы проявляются слабо, напоминая вежливый, робкий стук в дверь. Но если этот стук не воспринимается, удары стано- вятся все сильнее, все громче, пока, наконец, дверь не сносится с петель и не образуется хаотическое состояние, которое может проявляться или в панических атаках, других невротических рас- стройствах или в психосоматических заболеваниях. Один из важных феноменов транса — диссоциация созна- тельного и бессознательного — позволяет нам успокоить, как-то усыпить сознание, обойти его и достичь бессознательного, в ко- тором мы и производим те или иные изменения, а вернее, ко- торому помогаем произвести те или иные изменения. Для этого мы используем ресурсы, которые являются результатом всего жизненного опыта человека, а скорее всего даже имеют гораздо более общую, глубинную природу. Возможно, к ресурсам относится и та жизненная сила, кото- рая создала человека, появившись в момент слияния двух кле- ток: женской и мужской. Это почти невозможно доказать, но мне кажется, что то, что лежит в основе многих психических, психосоматических процессов, которые происходят в человеке, это те самые силы, которые мы пробуждаем при глубоком по- гружении в транс, когда человек во многом уже теряет осозна- ние границ своей личности и переходит на иной уровень осоз- нания себя, осознания мира, когда растворяются границы. Интересным следствием гипнотического транса является последующая активная работа бессознательного, которую ощу- щает клиент, когда понимает, что, хотя он привычным образом ведет себя в привычном внешнем мире, в глубине его продол- жаются ощущаемые последствия транса, которые могут то пе- риодически вовлекать в себя, то вызывать необычные образы, воспоминания. Бессознательное активно пробуждается и про- является во время сна своими сновидениями. Все это говорит о том, что бессознательное способно быть автономным, как оно автономно во многих привычных для нас процессах, например, задумавшись и даже не отслеживая, что происходит, мы идем по привычному маршруту, делаем какие-то естественные вещи, мы дышим, бьется наше сердце. Более того, если нас что-то или кто-то напугает, большинство наших реакций будут абсолютно неосознанны. Мы вначале отскочим в сторону или произведем 20 Глава 1 какие-то другие защитные действия, а только потом осознаем, что произошло. В трансе и после транса бессознательное продолжает ту рабо- ту, на которую, по-видимому, не хватило времени транса, а глав- ное — пришли во взаимодействие огромные пласты психики, которые, как тектонические плиты, начали перемещаться. Воз- можно, что последствия этих перемещений могут быть очень серьезными, вплоть до состояния, которое можно по аналогии с землетрясением назвать психикотрясением. При этом, происхо- дящие изменения гораздо более безграничны, чем хотелось бы сознанию. По-видимому, границы для бессознательного — это условное понятие, оно их не воспринимает, а стремится к ши- роте восприятия себя, широте восприятия мира, к целостности, интеграции. При этом для бессознательного отсутствуют такие, казалось бы, безусловные понятия, как время, поскольку в бес- сознательном одновременно могут уживаться события настоя- щего, прошлого и даже представления о будущем, которые ка- жутся реальными. Можно сказать, что бессознательное — это достаточно слож- ная система внутри человека, которая координирует и соотно- сит между собой все три аспекта его существования: биологиче- ский, психологический и социальный, для которой характерна идея развития, трансформации. Идеи исправления, с которыми приходит к нам человек, больше характерны для сознания, ког- да оно оценивает тот или иной аспект своей деятельности как неадекватный, несоответствующий, хочет починить именно его, то есть подходит к проблеме несколько ограниченно. Ис- пользуя механизмы бессознательного, мы вынуждены работать на более объемном уровне или по крайней мере учитывать, что те изменения, которые мы производим, не могут быть локаль- ными, они наверняка пройдут дальше и вызовут те или иные изменения на всех трех уровнях: биологическом, психологиче- ском и социальном. Творческий, созидательный потенциал бессознательного ко- лоссален. И одним из главных подходов в гипнотерапии являет- ся как раз пробуждение процессов в бессознательном, ведущих к трансформации всего человека, развития его для перехода на какой-то иной этап его жизни — более высокий, нежели тот, на котором он находится сейчас. Основы эриксоновского гипноза и эриксоновской психотерапии 21 Индивидуальность пациента Каждый пациент индивидуален. Этот тезис Эриксон про- нес через всю свою жизнь и все свои труды. Он подчеркивал, что личность каждого человека неповторима, неважно, здоров он или болен. Каждый человек имеет свои убеждения, ценно- сти, взгляды на мир, взгляды на себя. И мы должны принимать их такими, какие они есть, поскольку человек с этими взгляда- ми и является носителем той проблемы, с которой он пришел к психотерапевту. В эриксоновском гипнозе важно учитывать и слабые, и сильные стороны личности человека, потому что для коррекции того, что является слабой стороной, могут быть ис- пользованы как раз сильные стороны. Кроме того, важно опре- делить, насколько слабая сторона действительно является сла- бой, и какая сила есть в этой слабости. Умение увидеть в клиенте личность — уже не новость для психотерапии, в том числе для гипнотерапии. Возможно, вре- мена классического гипноза, в котором человек рассматривал- ся как некое существо, исполняющее команды гипнотерапевта, давно прошли. Очень важно за этой личностью увидеть ее инди- видуальность и не просто увидеть, а принять это как норму для психотерапевтического взаимодействия, и это означает, что пси- хотерапевт просто будет вынужден создавать индивидуальные сеансы, индивидуальные идеи для каждого человека. Это приве- дет к тому, что процесс психотерапии будет очень сложно стан- дартизовать и, безусловно, это усложнит работу с клиентом, но сделает ее более эффективной и, возможно, более творческой. В своей работе Эриксон не повторялся ни в способах наве- дения транса, ни в идеях. Безусловно, в нашей психотерапии могут быть какие-то общие приемы, но для каждого человека они будут оформлены и предложены по-разному. Могут быть общие идеи для метафор, но в каждом конкретном случае ме- тафора будет наполняться конкретным содержанием, которое индивидуально для данного конкретного человека. Возможно, каждый терапевт в какой-то момент заново откроет для себя это положение, причем не на уровне осознавания, а на более глубо- ком — уровне чувствования клиента и чувствования процесса. Наверно именно в этот момент и рождается настоящий психо- терапевт. И это приводит к пониманию необходимости индиви- дуального структурирования психотерапевтических подходов, набора психотерапевтических идей, решений, которые мы бу- 22 Глава 1 дем предлагать человеку, то есть речь идет о психотерапии как об абсолютно индивидуальной стратегии для каждого человека. Как бы мы ни старались классифицировать человека, ис- пользуя различные варианты классификаций, например, МКБ- 10 или результаты различных психодиагностических процедур, мы будем вынуждены признать, что каждый человек по своей природе индивидуален и уникален. И мы вынуждены работать с его уникальностью, опираясь на свое понимание данного че- ловека, а не руководствуясь какими-то абстрактными теориями или иллюзиями. Это подводит нас к необходимости удивитель- ного и уникального подхода, который будет основан на сотруд- ничестве с человеком. Иначе говоря, мы выходим с клиентом на уровень партнерских взаимоотношений в психотерапии, в ко- торую каждый человек, каждый участник этих отношений при- вносит что-то свое, делает свой определенный вклад. Клиент вкладывает информацию о себе, мотивацию, а терапевт вкла- дывает свои знания, представления, свое творчество, и именно в этом соединении и рождается успешная психотерапия. Более того, ведь как бы мы ни старались понять причины поведения человека, убеждения, которые стоят за тем или иным поведени- ем, то, что хочет сказать ему тот или иной психосоматический симптом, все равно мы будем работать в поле догадок. И несмо- тря на весь опыт и компетентность, мы все равно не сможем по- нять человека настолько глубоко, насколько он может понять и, что гораздо важнее, почувствовать себя самостоятельно. Каким бы опытными и серьезными профессионалами мы ни были, мы всегда будем видеть человека из сторонней, диссоциированной позиции, и только он сам может действительно прочувствовать и ощутить на всем протяжении терапии себя, свое тело, свои чувства, свои эмоции — то, что с ним происходит. Успешность терапевта во многом зависит не от той теории, которую он использует, а от того понимания и той близости с клиентом, которую он испытывает в ходе психотерапии. Это значит, что психотерапия каждый раз должна нести в себе харак- тер эксперимента, творчества, а психотерапевт по своей природе должен быть человеком творческим, ищущим и действительно интересующимся клиентом, который сидит напротив него. Ри- гидность подходов, идей, статичность приемов — это основные симптомы смерти психотерапевта как специалиста. Индивидуальный подход имеет еще одну сторону, возмож- но, для рассмотрения в этой книге достаточно непривычную. Основы эриксоновского гипноза и эриксоновской психотерапии 23 Индивидуальность подхода означает, что не каждый клиент, возможно, подходит данному психотерапевту и не каждый пси- хотерапевт, возможно, подходит данному клиенту. Безусловно, одной из задач психотерапевта будет принятие клиента и де- монстрация ему себя как человека, обладающего не только зна- ниями, но и принятием, пониманием, готовностью помочь. Но тем не менее ни врожденная эмпатия, ни какие-то технические приемы, которые будут описаны ниже, не гарантируют стопро- центного результата и абсолютного принятия. И к этому нужно быть готовым, потому что клиент, сам того не зная, также имеет индивидуальный взгляд на терапевта, и у него есть свое понима- ние, кто должен и достоин его лечить. Утилизационный подход Продолжением идей индивидуальности в эриксоновском гип- нозе является идея утилизации, то есть использования всего, что дает клиент. Утилизационный подход условно можно разделить на два этапа. Во-первых, необходимо принять те мысли, идеи, установки, убеждения, переживания, которые демонстрирует человек, принять их как факт, безоценочно. Более того, может быть стоит кое-что уточнить, ни в коем случае не используя от- рицательную, негативную оценку. Во-вторых, использовать эти убеждения, мысли, эмоции, чувства, варианты поведения для ре- шения той проблемы, которую человек принес с собой. Иногда для решения этих задач психотерапевту приходится на какое-то время забыть о своих установках, чувствах, эмоциях, становясь как бы чистым листом, на котором проявляются записи, сделан- ные рукой клиента. При этом очень важным будет процесс завер- шения взаимодействия, когда в конце сеанса с этого листа стря- хивается написанное клиентом, и вновь проступают убеждения, ценности, мысли, эмоции самого терапевта. Только в этом случае мы можем гарантировать как успешность взаимодействия, так и сохранение внутренних ценностей гипнотерапевта, потому что противоположный процесс приведет к размыванию границ и к профессиональному выгоранию специалиста. Человек воспринимается как личность, которая имеет право желать, стремиться, ставить цели, достигать их. И видя, что те- рапевт неформально старается их понять и принять, пациенты лучше раскрываются и лучше готовы к сотрудничеству. Откры- 24 Глава 1 тость клиента процессу и самой личности психотерапевта явля- ется ценным подарком, возможно самым ценным из того, что человек может преподнести своему наставнику. Чтобы этого до- биться, психотерапевту нужны такие качества, как готовность к эмпатии, к открытости, к принятию пациента как личности, как интересного человека, готовность вести с ним обсуждение как с равным, более того, как с наиболее заинтересованным ли- цом в выборе тех или иных вариантов и способов достижения цели, разрешения тех трудностей, которые стоят перед ним. В этом случае клиент начинает лучше понимать психотерапев- та, ведь одним из первых испытаний, которое ему предстоит в процессе психотерапии, является принятие принципов, усло- вий реальности, в которой происходит психотерапия, и в ко- торых, как правило, он оказывается впервые. И входя в этот незнакомый мир, он нередко будет автоматически, бессозна- тельно готов защищаться и закрываться. И только в случае, если он признает, что этот мир к нему доброжелателен, то будет вос- принимать его как питательную среду, которая обеспечивает его энергией и иными условиями для достижения цели. Часто первым этапом психотерапии является создание области доверия между клиентом и терапевтом. Для психотерапевта важно оставаться для своего клиента проводником. А если он начинает направлять клиента, опираясь лишь на теоретические посылки, только на свое понимание ситуации, то рискует, во-первых, по- чувствовать себя Богом, что само по себе является проблемой для терапевта, но с другой стороны, и это главное, он просто может завести клиента не туда, куда тот хотел бы попасть. Даже если реакции клиента кажутся нерациональными или даже патоло- гичными, необходимо рассмотреть их, чтобы хотя бы попытать- ся понять, что стоит за этой иррациональностью или патологич- ностью: является ли это следствием психического заболевания или какого-то непонятного до настоящего момента хода мыслей. Это позволит нам не осудить человека, а лучше понять логику его размышлений и, руководствуясь этой логикой как путеводной нитью, дойти до тех глубинных элементов, которые определяют проявившийся таким образом способ мышления. Поэтому в не- логичном, иррациональном поведении и мыслях человека гип- нотерапевт ищет то зерно, которое можно будет использовать. Может быть, стоит углубить транс, чтобы, во-первых, попытаться лучше понять происходящее с человеком, во-вторых, попытаться трансформировать его поведение, или, наконец, попытаться най- Основы эриксоновского гипноза и эриксоновской психотерапии 25 ти подходящий контекст, подходящую ситуацию, в которой дан- ное поведение будет не только приемлемым, но, возможно, даже выигрышным. Можно сказать, что психотерапия должна быть служанкой клиента, а не клиент слугой психотерапии. Специалистов по гипнозу нередко обвиняют в манипулирова- нии другими людьми. Но о каком манипулировании может идти речь, если мы принимаем реальность своих пациентов? Значит ли это, что наши пациенты манипулируют нами? Конечно же, нет. Мы все так же идем в русле сотрудничества, в котором есть два человека, обладающие правами и обладающие обязанностя- ми — это терапевт и клиент. При этом, пожалуй, обязанностей у терапевта намного больше, но он идет на это осознанно, обладая бóльшими знаниями и бóльшим опытом. Роль терапевта по ходу терапии нередко меняется. В начале взаимодействия он может больше поддерживать клиента, как бы выполняя функцию роди- теля. Но эта роль должна быть исполнена с умом и с понимаем процесса, потому что нельзя оставлять клиента в положении ре- бенка. И родителем гипнотерапевт может быть ровно настолько, насколько клиенту потребуется поддержка для собственного ро- ста. А затем он все больше и больше уходит с позиции родителя, превращаясь в советчика, проводника, поскольку главной зада- чей терапевта, его метазадачей является создание в клиенте цель- ной личности, способной в дальнейшем не просто справляться с проблемами, а строить свою жизнь так, чтобы эти проблемы по возможности обходили его стороной. В утилизационном подходе еще одной важной задачей гип- нотерапевта является не только создание среды для «подпитки» клиента, но и даже провоцирование его на создание относи- тельно себя новых идей, вариантов поведения, целей, возмож- но даже не относящихся к основной терапии, потому что это укрепляет человека в ощущении, что он становится хозяином собственной реальности. И, безусловно, терапевт должен под- держивать такое движение, помогать ему, может быть даже не- заметно подталкивая, являясь не столько учителем, сколько восторженным слушателем. При этом важно активизировать мысли не в направлении, выгодном для терапевта, когда клиент идет по дорожке, которую уже протоптал терапевт, высказывает нужную тому мысль, и гипнотерапевт думает: «Как здорово! Он нашел то, что я искал, в каком чудесном рапорте с человеком я нахожусь». Ничего подобного. Это говорит о том, что гипноте- рапевт, может быть, не отслеживая и не оценивая своего пове- 26 Глава 1 дения, фактически заставил человека прийти к определенному решению. С нашей точки зрения, подталкивание должно быть не конкретным, а скорее, оно напоминает подкормку питатель- ной средой, мозговой штурм, когда рождаются различные идеи, которые сам же клиент затем может оценивать. Утилизационный подход распространяется и на то, что проис- ходит в трансе. Во-первых, главной задачей продвижения клиен- та по трансу является принятие и подтверждение (ратификация) всех тех микросигналов, эмоциональных проявлений, которые у него возникают. Нередко утилизационный подход дает нам воз- можность пойти в трансе на следующий шаг: используя обратную связь, показатели тех минимальных сигналов, которые приходят от клиента в трансе, можно, опираясь на них, давать внушения, которые будут касаться либо продвижения по трансу, либо будут направлены на решение проблемы. Например, если вы увиди- те, что в ходе транса у клиента начинают течь слезы, вы можете это использовать, внушая ему, что вместе со слезами уходит не- что тяжелое, что сопровождало часть его жизни, и когда слезы за- кончатся, наступит легкость, потому что эта внутренняя тяжесть ушла. Это очень важно, потому что нередко неопытный терапевт опасается слез, более того, они ему неприятны. И часто у нас воз- никает желание сделать то, что нередко объясняется культураль- ными особенностями отношения к слезам. Нередко, когда мы видим у человека слезы, то предлагаем ему успокоиться, пере- стать плакать. Но это не значит, что если он перестанет плакать, то исчезнет то, из-за чего он плакал, просто уйдет симптом, кото- рый показывает нам это, а значит, такой подход неверен, потому что, закрыв дорогу симптому, мы не решим проблему. Получает- ся, что слезы логично использовать, чтобы помочь человеку со- вершить шаг в эмоциональном разрешении проблемы. В качестве основы для внушения нередко используется такой феномен, как левитация рук. Например, можно сделать внуше- ние, что вместе с подъемом руки поднимаются из глубин бес- сознательного необходимые решения, или клиенту говорится, что чем выше поднимается рука, тем глубже он погружается в состояние транса. Это тоже утилизация, но она фактически обе- спечивает движение по трансу, создавая условия для направля- ющего воздействия на клиента с точки зрения продвижения по этапам транса или психотерапевтической работы. Утилизационный подход также хорош для начала транса. На- пример, если в какой-то момент терапевт видит, что клиент по- |