Руководство по эриксоновскому гипнозу серия библиотека гипноза профессора гордеева Психотерапия Москва 2015 М. Н. Гордеев
Скачать 1.47 Mb.
|
44 Глава 2 любительском. Именно в этой группе находятся настоящие це- нители классической музыки. С годами человек приобретает все больше опыта, который нередко переходит из чувственного в аналитический. И именно аналитический опыт заставляет развиваться дискретную систему, в которой обязательно найдется место и убеждениям человека, и оценочным категориям. С годами может начинать преобладать именно дискретный опыт, что нередко приходит к дистанцирова- нию человека от окружающего мира, от первичного восприятия. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что у каждого человека представленность репрезентативных систем, аналити- ческого ума будет индивидуальной. И вновь мы говорим об инди- видуальном подходе к каждому клиенту, понимая необходимость его изучения, наблюдения за ним, начиная с первых секунд его визита к нам, с того, как он входит, как представляется, и это на- блюдение продолжается на протяжении всего процесса терапии. Например, в процессе работы мы поймем, что кинестетиче- ская система у данного человека не отсутствует, а заблокирована в результате мощной психотравмы. Заблокирована, потому что бессознательное решило защититься с запасом, давая человеку свободу от каких-либо ощущений и эмоций. И тогда психоте- рапевтическая работа может способствовать разблокированию этой системы, чтобы дать человеку возможность ощутить новое качество жизни, когда он вновь начинает чувствовать, ощущать окружающий мир, и это, безусловно, положительный эффект. Каким образом можно определить, какой системой преиму- щественно пользуется человек? Это можно сделать нескольки- ми способами. Необходимо послушать человека, поговорить с ним, понаблюдать за ним. Самый известный способ определения ведущей репрезента- тивной системы — по движениям глаз. Когда перед вами визуал, вы увидите, что при обращении к мыслям или отвечая на ваши вопросы, он будет поднимать глаза наверх. Может различаться — наверх вправо или наверх влево. Считается, что если человек поднимает глаза наверх и вправо, значит, он обращается к своим визуальным фантазиям, конструирует что-либо; а если поднимает глаза и при этом на- правляет их влево, то речь идет чаще всего о визуальном вос- поминании. Эта схема, учитывающая правую и левую стороны, справедлива для правшей. У левшей эти зоны воспоминания и конструкции могут поменяться местами, причем это будет пра- Присоединение и ведение в гипнозе 45 вильно и для аудиалов и для кинестетиков. Однако, важным яв- ляется то, что глаза находятся в верхнем этаже поля зрения. Ряд визуалов будет смотреть прямо перед собой, расфокусируя гла- за. Это значит, что они где-то в пространстве создают невиди- мый для нас, да и для себя экран, на котором возникают образы. При этом в ряде случаев экран может быть спроецирован даже и на пол. Характерной чертой является фиксация взгляда в какой- то точке, рассматривание невидимых картин. Поскольку речь идет о репрезентативной системе, то есть о системе репрезента- ции себя, репрезентации своих мыслей, визуала, как правило, характеризуют и другие черты. Обычно он одевается так, чтобы его было заметно. Либо это одежда, соответствующая строгим классическим канонам, либо, наоборот, что-то пестрое, невооб- разимое, что привлекает внимание окружающих. При этом он может много жестикулировать. Жесты чаще острые, угловатые, быстрые, подчеркивающие его речь. При разговоре визуал ста- рается смотреть на вас или над вами. Как правило, видно, что тонус мышц повышен, тело находится в готовности к движе- нию. Дыхание обычно быстрое, иногда поверхностное. В речи употребляет много слов, которые и характеризуют визуальную систему. Он будет говорить: «Я вижу…, яркий, светлый, цвет- ной». Он будет описывать образы, изменения в этих образах как некий фильм, который он видит. Как правило, это достаточно подтянутый, бодрый человек. ЗРИТЕЛЬНЫЕ КЛЮЧИ ДОСТУПА (для правшей) ПРАВО ЛЕВО Конструированные зрительные образы В.К. Конструированные аудиальные образы (речь, звуки) А.К. Доступ к чувствам и эмоциям (как про- изводимым, так и вспоминаемым) К. Запомненные зрительные образы В.З. Запомненные аудиальные образы А.З. Внутренний диалог (комментарий теку- щего опыта) Вн.Д. 46 Глава 2 Кинестетик, в противоположность визуалу, обычно говорит медленно, с большими промежутками между фразами, как бы давая возможность соотнести сказанные слова со своими ощу- щениями. При обращении к внутреннему миру глаза обычно опу- скаются вниз и вправо для правшей и вниз и влево для левшей. Возможно, это помогает кинестетику найти доступ к своим чув- ствам, своим ощущениям. Как правило, когда он говорит, в его речи встречаются слова, которые характеризуют кинестетическую систему: мягкий, тяжелый или легкий, чувствительный. Мышцы тела обычно расслаблены. Достаточно часто кинестетик одевается в мягкую, удобную для него одежду, которая может не так хорошо смотреться, однако доставлять ему приятные ощущения. Гово- рит он медленно, дыхание глубокое, достаточно ритмичное. Же- стов немного, их либо нет вообще, либо они очень небольшие по амплитуде, плавные, медленные. Очень часто в ходе разговора о своем восприятии мира, о своих воспоминаниях проявляется ве- гетативно-сосудистая реакция, то есть появляется румянец, могут появиться капельки пота. Для кинестетиков это характерно. Если взять некий персонаж, который бы иллюстрировал кинестетика, таким персонажем мог бы быть Дед Мороз — с румяным лицом, округлыми формами, в теплой, уютной одежде. Аудиал, пожалуй, по внешним проявлениям ближе к визуалу, нежели к кинестетику. Однако у него есть свои особенности. Пре- жде всего — голос. Голос у аудиала будет очень хорошо модулиро- ван, потому что голос — это основной способ презентации себя окружающему миру. Он может говорить тихо, громко, то выше, то ниже, как бы наслаждаясь способностями своего голоса. Ког- да будете говорить вы, он может повернуться к вам ухом. Это не знак неуважения, а способ лучше воспринимать вас. При вашем общении будет иметь значение, насколько красиво вы умеете го- ворить. Жестов может быть немного. Встречается круговой жест около уха, которым аудиал подчеркивает, что он Вас слышит. Ды- хание у аудиала может быть разным, и это зависит больше от того, насколько сейчас ему нужно говорить. Для того, чтобы красиво, хорошо сказать, нужно хорошо вдохнуть, и аудиал пользуется ды- ханием как проводником своей аудиальной системы, своей речи. Несмотря на то, что мы говорим о ведущих репрезентатив- ных системах, тем не менее следует уточнить, что у каждого че- ловека развиты все три системы в той или иной степени, и в за- висимости от потребности он может переключаться в любую из них. Безусловно, ведущей остается система излюбленная. Слу- Присоединение и ведение в гипнозе 47 чается, что когда пациент приходит к нам со своими пережива- ниями, функционирует преимущественно ведущая система, а остальные подавлены. И, возможно, одним из терапевтических эффектов и одним из способов терапии будет как раз разблоки- рование угнетенных систем. Присоединение и ведение Присоединение и ведение можно условно разделить на вер- бальное и невербальное. Хотя это деление, конечно же, очень условно, потому что в поведении человека, в его проявлении себя эти два направления достаточно сильно переплетаются, поскольку человек, говоря о чем-то, использует при этом мими- ку, жесты, меняется его голос, дыхание и многое другое. К невербальным видам присоединения в первую очередь следует отнести присоединение по репрезентативным системам. Мы уже говорили о репрезентативных системах как об инди- видуальной особенности человека строить свое мнение о мире, создавать свою карту мира и использовать ее. В большинстве случаев человек не осознает, какая репрезентативная система является у него ведущей, какая предпочитаемой. Большинство людей абсолютно уверены, что такими же способами восприя- тия и отображения мира обладают абсолютно все, но это не так, и мы должны об этом знать. И только наблюдение за клиентом даст нам возможность определить, выявить его репрезентатив- ные системы для того, чтобы присоединиться. В первичной беседе вне транса мы наблюдаем за движения- ми глаз человека, за его мимикой и жестами, за его манерой себя держать, за словами, которыми он описывает свою жизнь и свои потребности, то есть собираем многообразную информацию, чтобы сделать вывод о его репрезентативных системах. В своих вопросах, обращенных к нему, утверждениях, дискуссии мы бу- дем использовать слова, которые будут соответствовать как ве- дущей репрезентативной системе вообще, так и той системе, в которой человек описывает нам сейчас свой опыт (такие слова называют предикатами). Например, визуал, описывая опыт, в котором есть много чувств, ощущений, так или иначе в данный момент будет больше обращаться к кинестетической системе, хотя, безусловно, в его описаниях будет и много визуального. 48 Глава 2 Это будет проявляться и в попытках заменить кинестетиче- ские термины визуальными, например, говорить о ярких ощу- щениях, описывать ощущения в груди метафорически, напри- мер, как камень, который лежит там, или как воздушный шар, который распирает. Мы должны, присоединяясь к нему, уметь «читать» все возможные варианты, такие как язык репрезента- тивных систем, предикатов и язык метафор. Следует отметить, что в беседе, если речь идет о присоеди- нении по репрезентативным системам, в первую очередь мы используем соответствующие слова, характеризующие ту или иную систему. То есть с визуалом мы будем говорить о светлых перспективах, описывать образы того состояния, к которому он стремится. Возможно, какие-то симптомы он опишет, исполь- зуя некие негативные образы. Когда мы будем наводить транс, то должны руководствовать- ся несколькими правилами. Во-первых, для создания полноты трансовой картины, полноты картины внутреннего мира одной системы нам будет мало. Мы должны будем использовать пре- дикаты всех трех систем, чтобы создать для клиента впечатле- ние нахождения в ином состоянии, в ином пространстве, в ином времени. Во-вторых, кинестетику мы должны будем добавить во внушениях ощущения, потому что именно кинестетическая си- стема дает человеку главное ощущение, где он находится сейчас. Если, например, я хочу в трансовом погружении повести челове- ка на берег моря, мне мало будет описать вид волн, накатываю- щих на берег, вид горизонта, который практически неразличим там, где небо соединяется с морем. Мне так же важно будет дать описание и крика чаек, и шума прибоя, запаха соленого ветра, ощущения брызг на лице, ощущения песка, по которому он идет, направляясь к морю. Только тогда мы сможем создать на- столько полную картину, что клиент сможет уйти в нее полно- стью, диссоциировавшись от своего сегодняшнего настоящего состояния. Здесь речь идет именно о полноте впечатления, а не о следовании тем или иным канонам присоединения. Как правило, большая часть проблем человека находится в кинестетической системе. Именно кинестетика дает ему ощу- щение внутренней боли, сжатости, дискомфорта. И значит, для того, чтобы найти доступ и к этим ощущениям, и, отталкиваясь от них, найти доступ к воспоминаниям, с которыми они связаны, мы должны будем, даже работая с визуалом, использовать терми- ны и понятия кинестетической системы, чтобы привести его к Присоединение и ведение в гипнозе 49 ощущениям и, используя которые, пойти по тому пути, который мы стратегически выбрали в данном трансовом погружении. Однако, если говорить о процентном соотношении преди- катов, относящихся к той или иной репрезентативной системе, следует уточнить, что бóльшая часть предикатов должна соот- ветствовать ведущей системе клиента. Находить нужные слова и не просто слова, подходящие по смыслу, а слова, которые обу- славливают принципиальную возможность контакта, — одно из важных умений терапевта. Их нужно уметь находить, даже если вы относитесь к представителям другой ведущей репрезентатив- ной системы, и та система, которую использует ваш клиент, у вас недостаточно развита. Задача терапевта — в первую очередь найти общий язык с каждым клиентом. И здесь важно сказать о некоторых умениях гипнотерапевта, которые, безусловно, помогают в работе. Одно из главных уме- ний — это умение говорить долго, подбирая слова, четко оце- нивая, какое слово и каким образом отзовется в клиенте, уме- ние быстро найти синонимы, если какое-то слово кажется нам неподходящим, при этом делая это настолько незаметно, что для клиента речь кажется очень плавной и спонтанной. Такое умение — следствие достаточно большого внутреннего труда, а главное — следствие опыта. Как правило, в начале занятий пси- хотерапией это представляет большую сложность, но достаточ- но небольшой опыт в этой области уже является основанием для того, чтобы мы могли быть уверенными говорунами. Как ни удивительно, в своем обучении гипнотерапевт прохо- дит определенный языковой барьер, практически аналогичный тому, который проходят люди, изучающие иностранный язык, когда вместо тяжелого, осознанного подбора слов, выражений, времен, глаголов, вдруг происходит какой-то внутренний щел- чок, и речь становится плавной и ясной. То же самое происходит и у гипнотерапевта. Если первые опыты кажутся вам не очень удачными, не отчаивайтесь, достаточно быстро вы сможете прой- ти свой языковой барьер и достичь в разговоре совершенства. Присоединение по дыханию Присоединение по дыханию — один из самых важных навыков гипнотерапевта. Оно предполагает синхронизацию своего дыха- ния с дыханием вашего клиента, когда ваш и его вдох происхо- 50 Глава 2 дят одновременно, так же, как и ваш и его выдох. С некоторыми людьми это достаточно просто, с другими сложнее. Во-первых, важным элементом является способность отследить дыхание своего оппонента, ведь каждый человек дышит по-своему. Здесь будет нелишне вспомнить, что для мужчин характерен брюш- ной тип дыхания, то есть больше задействована диафрагма, а внешне это проявляется в движении живота и нижних отделов грудной клетки. У женщин грудной тип дыхания, и нередко одним из главных признаков является движение верхних отде- лов грудной клетки. Но общим, пожалуй, будет то, что и у тех, и у других, как правило, дыхательное движение сопровождается подъемом и опусканием плеч и груди. При наблюдении важно не забывать, с какой точки мы смотрим на человека. Если мы смотрим в профиль, то главным показате- лем для нас будет как раз движение грудной клетки. Возможно, это будет проявляться движениями складок на одежде, возможно, не- большим покачиванием головы, игрой теней на шее, которые дви- жутся в такт дыханию. Может быть, даже движения тех или иных морщин или складок кожи, хотя конечно, не каждому будет прият- но узнать, что у него есть морщины или складки кожи. Когда мы находимся с клиентом лицом к лицу, то здесь на первое место выходит движение плеч. Бывает видно уплоще- ние складок вокруг носа, рта, прежде всего носогубных складок. Можно видеть небольшой подъем и опускание живота в такт дыханию. Другие признаки менее значимы, но, как правило, для работы бывает важно отследить хотя бы один признак и в своих наблюдениях опираться на него. Как правило, опытный психотерапевт будет присоединяться по дыханию автоматически. Но если такого навыка нет, то сове- туем выдохнуть и задержать дыхание, наблюдая, как клиент так- же приближается к выдоху. И когда он выдохнул, мы вместе с ним можем начинать акт вдоха, и присоединение уже можно считать свершившимся, нам остается только поддерживать ритм дыхания. Важно отметить, что ритм дыхания может быть для вас не очень комфортным. Более того, клиент может страдать какими- то проблемами или даже заболеваниями органов дыхания, вплоть до бронхиальной астмы, и такое присоединение станет для вас источником дискомфорта. Тогда, скорее всего, не стоит присоединяться, по крайней мере по дыханию. В психотерапии есть понятие перекрестного присоединения. Например, мы говорим о перекрестном присоединении, когда Присоединение и ведение в гипнозе 51 к ритму дыхания мы присоединяемся не дыханием, а каким-то другим ритмом — кивком головы, покачиванием стопы ноги, ритмичным движением пальцев рук и так далее. То есть полу- чается, что мы поддерживаем ритм дыхания, синхронизируем- ся с дыханием человека, но используем для этого какой-то дру- гой ритм. Тем не менее, это дает результат, которым здесь будет синхронизация, резонанс. Это удивительное ощущение, когда человек чувствует резонанс с другим и благодаря такому резо- нансу открывается ему. Такое впечатление, что он чувствует ря- дом с собой родственную душу. Сложно сказать, сколько здесь от физического явления резонанса, а сколько психологического желания найти себе подобных. Дыхание — это один из самых важных ритмов в жизни чело- века, ведь именно с дыханием связано состояние жизни. Если в какой-то момент дыхание человека прекратится, вместе с ним прекратится и его жизнь, поэтому такое присоединение носит очень глубинный, практически витальный характер. Следует различать присоединение вне транса и во время транса. Когда мы беседуем с человеком, ритм его дыхания будет постоянно меняться. Это будет связано прежде всего с речью, ведь говорит человек на выдохе, и, как правило, ритм его дыха- ния очень нестабильный, рваный. Человек быстро вдыхает, что- бы высказать то, что его беспокоит, рассказать о чем-то своем, задать вам вопросы. Каждая фраза будет разной по длине и, со- ответственно, разным по длине будет выдох. Поэтому, как пра- вило, здесь присоединение по дыханию будет носить перекрест- ный характер. Нередко это видно в беседе двух людей, которые ничего не знают о присоединении, когда один что-то говорит, а второй в такт речи первого кивает головой, не столько согла- шаясь с ним, сколько давая понять, что информация принята. Фактически это и есть перекрестное присоединение, когда вто- рой поддерживает ритм беседы первого. Напомню, что присоединение по дыханию нам нужно для установления доверия, контакта с человеком, поэтому оно яв- ляется важным уже в первоначальной беседе, даже если и пред- ставляет определенную сложность. Во время транса человек, как правило, молчит, а если даже и что-то говорит, то ритм его речи подчиняется ритму дыхания. В этот момент присоединять- ся гораздо легче. Присоединение по дыханию — очень важное умение, потому что дыхание представляет из себя достаточно сложный процесс |