Главная страница
Навигация по странице:

  • Пространственная диссоциация

  • Обратная связь.

  • Невербальная обратная связь

  • Руководство по эриксоновскому гипнозу серия библиотека гипноза профессора гордеева Психотерапия Москва 2015 М. Н. Гордеев


    Скачать 1.47 Mb.
    НазваниеРуководство по эриксоновскому гипнозу серия библиотека гипноза профессора гордеева Психотерапия Москва 2015 М. Н. Гордеев
    Дата04.12.2022
    Размер1.47 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаRukovodstvo-po-eriksonovskomu-gipnozu.pdf
    ТипРуководство
    #826666
    страница15 из 45
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   45
    116 Глава 4
    Используя звуки, можно создавать внешний транс. Напри- мер, я могу предложить своему клиенту сфокусировать внима- ние на звуке двигателя машины, работающей за окном, и мыс- ленно отправиться в путешествие вслед за этой машиной по улицам города, уезжая все дальше. В этом случае звук окажется тем объектом внимания, к которому я предложу привязать свое сознание, а затем включить фантазию, отправляясь в транс уже не вглубь себя, а вовне. Получается, что в таком случае мы ис- пользуем утилизацию звука для диссоциации: клиент остается в нашем кабинете, а его мысли уезжают вслед за машиной.
    Приведу еще один пример. Я могу предложить клиенту ис- пользовать звуки как точку опоры, чтобы, оттолкнувшись от них, уходить в состояние транса. Используя звуки, как опо- ру для толчка, он может уйти в воспоминание или в ресурсное место, или во внутреннее пространство в себя и т. п. Его уход от звуков предполагает в этом случае вхождение в состояние транса, то есть насколько стихают для него звуки — является критерием, насколько далеко он ушел в транс.
    Кроме того, я могу сказать, что звуки, которые есть вокруг, окру- жают его, как бы создают для него пространство, которое позволяет ему погрузиться в себя, оставаясь наедине с собой, то есть звуки об- разуют некий кокон, который защищает его от остального мира.
    Когда нужна утилизация звуков? Наверное, тогда, когда во- круг действительно есть различимые звуки, или они возникли в момент транса. В принципе, внушение на утилизацию звуков можно давать в начале транса, а затем при необходимости по- вторять, если звуки неожиданно возникли.
    Часто меня спрашивают, можно ли для наведения транса ис- пользовать музыку. Следует заметить, что музыка может иметь два прямо противоположных действия. Во-первых, музыка дей- ствительно хорошо отграничивает человека от окружающего мира, создавая для него свое пространство. Нередко плавная, мелодичная музыка помогает психотерапевту, поскольку тогда наведение транса становится похожим на песню, так как речь психотерапевта часто совпадает с ритмом музыки. И действи- тельно, достаточно часто используемая музыка носит релакса- ционный и умиротворяющий характер, что очень подходит для расслабляющего, релаксирующего транса. Но, во-вторых, мы должны понимать, что у человека могут быть собственные му- зыкальные пристрастия, или эта музыка в данный момент ему не подходит. Также вполне возможно, что процессы, происходя-

    Структура сеанса гипноза, этапы терапевтической сессии 117
    щие в клиенте, особенно когда мы достигаем психической трав- мы, не будут соответствовать по характеру релаксирующей, рас- слабляющей музыке. А используя напряженную музыку, можно не дать человеку возможность внутренне расслабиться, чтобы войти в трансовое состояние. Подбор музыки — очень непро- стая задача, в которой очень много неизвестных, поэтому музы- ка в трансах используется достаточно редко.
    Диссоциация
    . Этот элемент наведения транса использует- ся всегда, поскольку диссоциация является главным свойством гипноза. Само по себе состояние транса — это уже диссоциа- ция, то есть разотождествление трансового состояния клиента с его сознательным бодрствующим состоянием. Можно выделить несколько форм диссоциации.
    Пространственная диссоциация
    , когда в ходе транса человек отправляется в результате наших внушений в другое место, от- личающееся от нашего кабинета. Чаще всего это ресурсное ме- сто, и он может оказаться в сосновом лесу, на берегу моря, в горах или где-либо еще. Диссоциация, как правило, означает, что человек действительно будет испытывать впечатления, как будто он находится в этой выдуманной реальности. «Находясь на берегу моря», он будет видеть волны, чаек над ними, будет слышать шум прибоя, ощущать песчинки на своих руках, во- круг будет морской воздух, что будет доказывать ему его обоня- ние, и даже будет ощущаться привкус соли на губах. При этом его сознательная, разумная часть будет четко понимать, что все это время он находится в кресле в кабинете гипнотерапевта.
    Чтобы создать диссоциацию, важно использовать внушения для воспроизведения информации из памяти человека, которые используют опыт репрезентативных систем. Безусловно, если человек — визуал, то в первую очередь для воссоздания такого пространственного места он будет использовать образы, если кинестетик — то ощущения, но для полноты картины лучше использовать все репрезентативные системы. Я особенно пред- почитаю включать вкус и запах, поскольку это древние системы восприятия, и их центры локализованы в древней коре мозга, и, разумеется, связаны с корой полушарий головного мозга, а это приводит к тому, что стоит нам воспроизвести мысленно вкус деревенского молока, как тут же появляется образ деревни, ко- ров, запах травы и все то, что соответствует деревенскому отды- ху на каникулах, которые были в начальных классах школы.

    118 Глава 4
    Временнáя диссоциация
    предполагает, как правило, два вари- анта: временнáя возрастная регрессия и возрастная прогрессия.
    Возрастная регрессия — ассоциированное восприятие себя в прошлом, как в недавнем, так и в очень далеком. Иногда ин- формация, которую дают наши клиенты, может говорить даже о возможности вспоминания внутриутробного периода в жиз- ни человека. Является ли это истиной или фантазией, сказать сложно, поскольку никаких объективных доказательств мы привести не можем, но то, что проблемы зарождаются у челове- ка даже в этот период, является безусловным фактом.
    Возрастная прогрессия — переход в более старшее состояние.
    Но, как правило, это не осознавание своей старости и процес- сов, с ней связанных, а переход в состояние, когда проблема, с которой пришел клиент, разрешена, а ее разрешение он про- ецирует в будущее. Поэтому часто возрастная прогрессия — это один из вариантов ресурсных трансов, которые человек может воспринимать как источник внутренних ресурсов, внутренних сил. Поэтому в возрастной прогрессии он больше связан с ре- зультатами своей работы, больше осознает их, нежели какие-то особенности возраста. Нередко при этом возрастная прогрессия даже не предполагает изменения в реальном возрасте челове- ка, хотя бывают трансы, в которых действительно мы включа- ем восприятие себя в каком-то более позднем возрасте, иногда даже приближая человека к его смерти. Но это неэкологичные трансы, и их можно использовать только в крайнем случае для активизации мотивации избегания.
    Еще один вариант диссоциации — диссоциация частей тела.
    Например, внушение легкости в руках или в одной из рук, или различные ощущения в разных частях тела, а иногда клиент пе- рестает ощущать свое тело вообще. Может быть различие в том, как чувствует себя голова и тело человека. Это может быть инте- ресным приемом, показывающим главную диссоциацию — дис- социацию между сознанием и бессознательным человека. Ведь голова неосознанно воспринимается человеком как прибежище сознания, а тело — как вотчина бессознательного. И разные со- стояния, например, пробуждение головы при оставлении тела в состоянии транса со всеми вытекающими феноменами может произвести на клиента потрясающий эффект и способствовать терапевтической работе.
    Но, безусловно, основная диссоциация, которая будет отра- жаться во всех остальных видах — это диссоциация частей лич-

    Структура сеанса гипноза, этапы терапевтической сессии 119
    ности
    . Особенно ярко это бывает заметно, когда речь идет о внутриличностном конфликте, когда проявляются части лич- ности, в один момент времени и в одной ситуации желающие разного поведения, разного выражения. Например, когда одна часть личности стремится ограничить доступ к травматическому материалу, а та часть личности, в которой этот травматический материал записан, стремится проявиться.
    Именно такая диссоциация дает нам путь доступа к травми- рованным частям и возможность соединения с состояниями, ко- торые являются хранителями внутренних ресурсов человека. И вполне возможно, что способность налаживания контактов в глу- бине бессознательного между этими частями приведет к разре- шению проблемы человека без вывода ее на уровень осознания.
    Вариантов создания диссоциаций может быть много. Более того, в одном трансе могут быть использованы различные дис- социации, что более предпочтительно, поскольку, как правило, именно от диссоциации зависит и глубина транса, и возмож- ность терапевтической работы. Чем более объемной и разносто- ронней будет диссоциация, чем больше ее вариантов мы смо- жем предложить нашему клиенту, тем глубже может быть транс и более эффективной может быть наша работа.
    Одним из способов углубления транса может как раз быть использование множественной диссоциации, потому что с каж- дой диссоциацией человек все дальше и дальше уходит от своего сознательного состояния и функционирования и все глубже по- гружается в терапевтический транс.
    Обратная связь.
    Обратную связь, получаемую во время сессии, следует разделить на спонтанную обратную связь и на обратную связь, индуцируемую терапевтом. При наведении транса я на- блюдаю за клиентом может быть еще внимательнее, нежели во время беседы, потому что глаза его обычно закрыты, что позво- ляет мне, уже не скрываясь, фиксировать свое внимание на нем.
    Во время наблюдения я, прежде всего, обращаю внимание на три области. Во-первых, лицо, где я наблюдаю за мимикой кли- ента, движением глаз, даже под закрытыми веками, изменением цвета и выражения лица, движениями головы.
    Вторая зона моего наблюдения — область грудной клетки и, разумеется, дыхание. Я наблюдаю, насколько ровным и равно- мерным является дыхание, поскольку моей задачей является присоединение по дыханию так, чтобы мои слова принимались

    120 Глава 4
    клиентом на его выдохе. Кроме того, я слежу за изменением глубины дыхания, возможно сбоями в дыхании. Как правило, это связано с какими-то процессами и с какой-либо информа- цией, которая приходит для клиента из его бессознательного, и отслеживание дыхания помогает мне увидеть, что подобная ин- формация пришла.
    И третья область, за которой я преимущественно наблю- даю, — кисти рук. Я наблюдаю за микродвижениями и подраги- ванием пальцев, изменением тонуса, цвета кожи, каталепсией и возможным началом в руках процессов левитации.
    Большая часть информации, которую я стремлюсь интерпре- тировать, приходит именно в результате наблюдения за этими тремя областями. Но когда мы говорим об обратной связи, то в большинстве случаев мы имеем в виду именно индуцированную обратную связь. Ее сигналы можно разделить на две группы: вербальную и невербальную.
    Невербальная обратная связь
    — сигналы, которые осознан- но, а чаще неосознанно клиент дает на наши предложения. Их можно разделить на осознаваемый ответ или сигнал и неосозна- ваемый спонтанный сигналинг. Когда речь идет о запросе осоз- нанного сигнала, я предпочитаю просить произвести движение пальцами в ответ на мой вопрос или предложение. Например:
    «И когда Вы отыщете этот уютный уголок природы, один из Ва-
    ших пальцев поднимется». При этом заметьте, я могу произнести эту фразу двояко: «Вы поднимете один из Ваших пальцев» или
    «Один из Ваших пальцев поднимется». Вторая фраза более при- емлема, поскольку дополнительно к запросу на сигнал она еще обладает стремлением к диссоциации, предлагая пальцу самому решить этот вопрос подъема. Это дополнительное внушение на диссоциацию, на создание и углубление транса.
    Произнеся эти слова, я внимательно наблюдаю за пальцами клиента, но, безусловно, не выпуская его из внимания целиком, потому что даже здесь, несмотря на то, что я определил характер ответа, человек может выбрать свой путь и, например, в ответ на мое предложение не поднять палец, а кивнуть головой. Хотя с точки зрения энергозатратности это движение намного сложнее, поскольку голова гораздо тяжелее, нежели палец, ей сложнее дви- нуть в трансе, одним из феноменов которого является расслабле- ние, но зато это привычно для человека, который в бодрствующем состоянии часто кивком головы подтверждает свое согласие.

    Структура сеанса гипноза, этапы терапевтической сессии 121
    По движению пальца я косвенно могу судить, насколько глу- боким является состояние транса. Если палец поднимается до- статочно уверенным, размашистым движением, значит, глубина транса минимальна. А если он едва поднимается и подрагивает при этом, то мы имеем дело уже с формирующимся трансом, который уже является относительно глубоким.
    Хотя сразу могу сказать, что в ответ на мое предложение па- лец может не двинуться, и я не получу никакой обратной связи.
    Что это может означать? Во-первых, это может быть действи- тельно абсолютно точным ответом: во внутренней реальности не появился приятный уголок природы, и палец не поднялся.
    Во-вторых, возможно, человек находится уже в достаточно глу- боком трансе, и даже пытаясь ответить на мой ответ, он неспо- собен управлять с достаточной уверенностью своим телом, и палец не поднимается за счет своей расслабленности. И третий вариант, с которым мне тоже не раз приходилось сталкивать- ся, — когда уже после транса мы обсуждаем причину отсутствия движения пальцев, и клиент отвечает, что ему не хотелось дви- гать пальцем. Я принимаю этот ответ и даже не сержусь на кли- ента, потому что это говорит о том, что транс был хорошим и расслабленным, и ему не хотелось делать того, что бы изменило приятное чувство расслабления.
    При более глубоком трансе возникает спонтанный ответ пальцами, который не связан с какими-то сознательными про- цессами, и движение пальца напрямую отвечает на слова гип- нотерапевта. Причем, если мы определяем сигнал, как ответ с помощью движения пальцев, то очень часто начинаем вначале получать осознанные ответы, а по мере углубления транса от- веты становятся все больше спонтанными и неосознаваемыми.
    Это проявляется в том, что движения пальцев становятся более мелкими, более быстрыми, и обратная связь может стать неяв- ной для клиента, но информативной для терапевта.
    То же самое предложение, касающееся ресурсного места, я могу построить следующим образом: «И когда Вы окажетесь
    в ресурсном месте, Вы можете глубоко вдохнуть чистый воздух
    этого уголка природы». После этого я наблюдаю за дыханием клиента. Когда он делает глубокий вдох, то фактически под- тверждает, что находится в ресурсном месте. Или другой вари- ант: «И когда Вы окажетесь в нем, Вы сможете оглядеться, уви-
    деть всю красоту этого места». В этом случае я наблюдаю за движениями глазных яблок под закрытыми веками, которые

    122 Глава 4
    точно так же скажут мне, что у клиента сейчас есть визуализа- ция, и скорее всего причиной этой визуализации явилось мое внушение.
    Более сложным вариантом ответов с помощью движения пальцев могут быть ответы «да» и «нет». Для этого надо сначала такие сигналы установить. И только установив и проверив их уже на фоне достаточно глубокого транса, я буду задавать вопрос.
    Еще более сложный вариант сигналинга, который хорошо получается у высокогипнабельного клиента, — это четыре от- вета, которые представляют собой следующие варианты: «да»,
    «нет», «не знаю» и какой-то иной, четвертый вариант ответа, который не вписывается в предыдущие три. Это достаточно сложная процедура.
    Установка пальцевого сигналинга может начинаться еще в бодрствующем состоянии, но обычно уже в процессе наведения транса, когда гипнотерапевт говорит: «Я буду задавать Вам во-
    просы. Я предложу Вам почувствовать, какой из пальцев Ваших
    рук хочет отвечать мне «да» своим движением». Предположим, клиент поднимает указательный палец правой руки. Я говорю ему: «Хорошо. А теперь спросите свои пальцы, и какой из пальцев
    готов отвечать мне «нет», пусть покажет своим движением». Я вижу движение другого пальца и точно так же подтверждаю это, говоря: «Хорошо».
    Как правило, затем в ходе наведения я буду задавать чело- веку вопросы, тренируя пальцы на ответ «да» и «нет», и затем при углублении транса пальцы, уже привыкшие давать свой ответ, будут продолжать давать его спонтанно, автоматически.
    Особенно легко тренировать палец «да», потому что в ходе на- ведения транса я могу вставлять фразы: «Этот приятный уголок
    природы, приглашает Вас, и ему хочется ответить “да” и еще раз
    “да”, “конечно же, да”». И слежу за движением пальца, который в ответ на мои внушения поднимается. Фактически я действи- тельно тренирую, создаю спонтанную ассоциацию между согла- сием и движением пальца. И на фоне наведенного транса я уже могу задавать важные вопросы, на которых будет основан гип- ноанализ, и получать ответы. Возможно, на следующих сеансах после погружения в транс такой сигналинг будет проявляться вновь, и я могу использовать его неоднократно.
    Напомню, что, как правило, по мере углубления транса движе- ния пальцев становятся все более подрагивающими и с меньшей амплитудой. Но если движение пальцев происходит с большой

    Структура сеанса гипноза, этапы терапевтической сессии 123
    амплитудой и достаточно медленно, можно говорить о значитель- ном участии сознания клиента в контроле над движением пальцев и понять, что сейчас нам отвечает именно сознание.
    Бывает так, что в ответ на вопрос могут подниматься оба пальца. Этому не стоит удивляться — фактически это ответ и
    «да», и «нет». Скорее всего, для получения более точного ответа следует изменить вопрос.
    Следующий вариант обратной связи — это вербальная об-
    ратная связь
    . Она более информативна, нежели сигналинг, но ее применение чаще всего снижает уровень транса. Как прави- ло, вербальная обратная связь устанавливается уже на глубине транса, и чтобы создать ее, нужно сначала создать для нее ус- ловия. Это связано с тем, что человек находится в расслаблен- ном состоянии, его речевой аппарат расслаблен и не готов от- вечать. Обычно я говорю своему клиенту: «Я попрошу Ваш голос
    проснуться и ответить мне». Я специально говорю именно так, включая диссоциативную фразу, то есть именно «…Ваш голос
    проснуться», а не «Прошу Вас разбудить свой голос». Более того, часто я говорю: «И по мере того, как Ваш голос будет говорить,
    Вы будете погружаться все глубже и глубже», углубляя диссоци- ацию между клиентом и его голосом.
    После этой фразы не следует торопиться, поскольку клиен- ту нужно некоторое время, чтобы ответить. Обычно это видно по движению в области шеи, иногда сглатыванию, напряжению в области рта, видно, что клиент настраивает свой голос. Затем следует попросить его рассказать о том, что вас интересует. Как правило, если человек находится в глубоком трансе, его сло- ва звучат очень глухо, даже неразборчиво, их немного. Но если транс поверхностный, у человека достаточно четкий, хорошо модулированный голос, что говорит об отсутствии глубины транса. Как правило, после полученной информации, если про- должение диалога не требуется, можно предложить голосу вновь расслабиться и клиенту расслабиться вместе с ним. И чаще всего человек это делает с явным удовольствием, поскольку для него речь — больше одолжение терапевту, нежели необходимость.
    Возможен транс, когда человек входит в него, продол- жая разговаривать, и разговор длится в течение всего времени транса. Но в гипнозе это редкое явление. О подобном трансе я расскажу в следующей книге, когда буду описывать гипноз Дэ- вида Гроува.

    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   45


    написать администратору сайта