Главная страница

Руководство по эриксоновскому гипнозу серия библиотека гипноза профессора гордеева Психотерапия Москва 2015 М. Н. Гордеев


Скачать 1.47 Mb.
НазваниеРуководство по эриксоновскому гипнозу серия библиотека гипноза профессора гордеева Психотерапия Москва 2015 М. Н. Гордеев
Дата04.12.2022
Размер1.47 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRukovodstvo-po-eriksonovskomu-gipnozu.pdf
ТипРуководство
#826666
страница44 из 45
1   ...   37   38   39   40   41   42   43   44   45
348 Приложение
себе огонь в реальной жизни достаточно хорошо создает транс, когда чело- век вглядывается в него. Поэтому это свойство можно использовать, даже описывая танец саламандр в огне. Затем появляется фигура, которую я сразу определяю, как фигуру мудрого человека. Чаще всего, я говорю «му- дрый человек» либо «мудрец». Собственно говоря, уже из-за этого часто фигура оказывается мужской. Потому что эти слова — они мужского рода.
Но мне неважна половая, гендерная принадлежность мудреца. Я предла- гаю вглядеться в него, предлагаю увидеть в нем эти качества: мудрость, по- нимание, знание ответов на разные вопросы. И затем предлагаю задать тот вопрос, с которым пришел, который его сейчас волнует, беспокоит.
Всего вопросов будет три. «Три» — волшебное слово и волшебное чис- ло. Первый вопрос обычно идет от сознания. Часто это заготовка, с ко- торой человек пришел. Нередко вопрос будет дублировать тот, который клиент вам задал, как только вошел в кабинет. Но вы хитрым образом перевели стрелки, и теперь он задает его мудрецу. Но следующая хитрость заключается в том, что, когда человек знает вопрос, он часто знает и ответ.
Но он знает, а мудрец озвучивает... Затем я предлагаю следующий такти- ческий прием: с полученным ответом погрузиться вглубь себя, укладывая его там, ощущая, как глубина принимает этот ответ. А затем пойти еще глубже, чтобы отыскать, какой вопрос хочет родиться сейчас. Получается, я не говорю заранее человеку, что он будет задавать три вопроса. Тогда он эти три вопроса сознательно придумает. Мне интересны вопросы, кото- рые появляются вторым и третьим. Задается второй вопрос — получает- ся второй ответ. Я предлагаю вновь погрузиться еще глубже и задать еще один, последний, вопрос. Тем, что вопрос последний, я очень серьезно человека встряхиваю. Человек начинает внутренне в этот момент суетить- ся: надо же задать самый главный вопрос, самый важный. На это я и рас- считываю. Третий вопрос — он самый важный. Итак, заданы три вопроса.
Дальше я предлагаю увидеть, как мудрец дает какой-то подарок. Он хочет сделать подарок, который, как ему кажется, пригодится клиенту.
Может быть, символ, может быть, вещь, какое-то качество — неважно.
Образ этого подарка создается бессознательным клиента в зависимости от того, что оно хочет получить. Хотя звучит формулировка, что мудрец считает, это как раз то, что нужно вам сейчас, то, что вы можете взять с со- бой, и это пригодится вам в дальнейшей жизни. И тогда с благодарностью подарок принимается, берется с собой. И они говорят друг другу «до сви- дания», а при необходимости могут договориться о следующей встрече.
Я закладываю возможность самостоятельных встреч при необходимости.
Затем наступает рассвет, они расстаются, клиент возвращается на дорогу.
Я прошу посмотреть: может быть, что-то изменилось в дороге, в том, что окружает. Возможно, в его ощущениях. Начинается новый день, и он воз- вращается из транса сюда, в реальный мир.
Транс ´Автопортретª (левитация)
Запрос: Найти дорогу к творческому состоянию.
Мы работаем не в первый раз, хотя погружение в транс каждый раз, как первый. Я знаю, что с Вами работать достаточно удобно, вы человек

Еще несколько эффективных трансовых текстов 349
тренированный, и легко входите в состояние транса. Хотя перемещение в транс, это, безусловно, определенное движение, определенный путь. Не знаю, насколько эта дорога будет ровной, быстрой и прямой, или она бу- дет иметь какие-то изгибы в зависимости от рельефа вашего внутреннего пространства, это можете оценить только Вы. Но я достаточно спокоен, потому что знаю Вас как человека творческого, поэтому я думаю, что Вы легко справитесь и с рельефом, и с дорогой, и со своим внутренним состо- янием. И может быть, в какой-то момент мы вместе с вами, в первую оче- редь Вы, но я тоже буду где-то недалеко, останусь вот здесь на этом крес- ле, мы отправимся туда, где есть что-то про самооценку. Но это не значит, что мы будем будить Ваше засыпающее сознание, пусть спит спокойно, придет время, мы его пробудим, а будем, наверное, больше говорить об уважении, принятии, творчестве. И, когда я говорил про дорогу, мне боль- ше представилась картина дороги, уходящей вдаль. Я затруднюсь сказать, реальна эта картина или нет, и какой из русских художников-передвижни- ков ее писал, не знаю. Но это дорога, которая уходит вдаль, и как в каж- дой дороге в ней есть определенный смысл.
И в тот момент, когда Вам захочется закрыть глаза, если такое желание будет, Вы можете это сделать, и все, что Вы будете делать, творить, это будет
Ваша дорога. И один из великих скульпторов сказал, что для того, чтобы ему создать скульптуру, ему нужно взять глыбу и отсечь все ненужное, и тогда появляется красота. Работа художника отличается, ведь художник смотрит на творчество с другой стороны, он может взять чистый холст и нанести на него нужные краски, оттенки. И одно дело, когда это пейзаж, но многим ху- дожникам часто хотелось нарисовать свой портрет — портрет себя.
И, наверное, Вы можете прочувствовать такой этап в жизни, когда ху- дожник стоит перед белым холстом, рядом краски, и хотя он сотню раз подходил к этим краскам, они каждый раз пахнут по-новому. И можно вдохнуть запах этих красок, глядя на белый холст, как будто решая, что появится здесь. И, наверное, невольно в этот момент вспоминается своя жизнь, детство, то, что учило чувствовать, ощущать, испытывать эмоции.
И вспоминая что-то, можно улыбаться, а что-то может вызывать даже слезу, чувства, которые есть здесь, сейчас. И вспоминается то, что привело к тому, что стал художником, к тому, что создало желание творчества. Мо- жет быть, это в чем-то отодвинуло от людей и приблизило к себе, и может быть есть какие-то чувства, которые хотят проявиться и снова закрывают- ся, возможно потому, что они кажутся недостойными художника.
И можно готовится, пальцы рук как будто вспоминают ощущения ки- сти, настраиваются на то, чтобы стать проводником из глубины, ведь ху- дожник рисует свой портрет, может быть один из самых важных. И, на- верное, важно почувствовать готовность, настрой, как будто сигнал из глубины. И может ему интересны другие люди, и близкие, и далекие, и может, он хочет почувствовать сейчас, как он соединяется с ними и как отталкивается от них. Многое приходит в чувства, в мысли. И может быть, в представлении на холсте уже проступают контуры, контуры этого пор- трета. И он как будто в этот момент застывает перед выбором: рисовать то, что он видит, рисовать то, что он хочет видеть, или что-то еще, но себя.
А руки уже начинают делать прекрасные движения, готовые создавать прекрасные образы. (Левитация.)

350 Приложение
И тогда приходит решение и легкость. Когда принято решение, приходит легкость. И это дает возможность погрузиться в процесс творчества глубже, полностью, как будто что-то дотрагивается до руки и помогает уходить глуб- же, глубже в себя, в свою жизнь, в свое творчество, и творить, творить свою жизнь легкими и в то же время наполненными внутренней силой мазками, когда за каждым движением стоят чувства и знакомые, и незнакомые, прихо- дящие из глубины, потому что это этап жизни. И эти важные чувства способ- ны вести за собой, творить, создавать удивительную картину, наполненную красками, жизнью, стремлением и ощущением огромного значения, значи- мости и ценности. Это как гордость, когда портрет и то, что в глубине, могут удивительным образом и совпадать, и различаться. Удивительным, потому что это ощущение себя есть в них обоих. Может быть, когда что-то заверша- ется, чтобы уступить место новому, оставляя себе портрет как символ, когда, может быть, главное творчество происходит внутри, в глубине, как будто глу- бокая рука удивительной кистью ищет движение и находит нужное. И может быть это непросто, но художник привык находить, идти сквозь и достигать.
И, наверное, есть чувство, что там впереди, куда может привести доро- га, художник есть тоже, и там тоже будут портреты. И как бы хотелось хоть краем глаза увидеть, что будет там. И это возможно для художника, когда есть ощущение собственного дара, дара художника, и дара предвидения, и когда можно подарить возможность видеть дальше. И когда портрет соз- дан, можно оставить его здесь, в мастерской, может быть с сожалением, а может быть с облегчением, чтобы шагнуть за дверь, сняв с себя одежды, запачканные краской, и надеть привычные одежды, которые носят люди в этом городе. И шагнуть туда, где есть и будни, а где-то есть праздник, когда звучит музыка, танцуют мужчины и женщины, весело и спокойно, и легко, с легким поклоном приглашая на танец и подавая руку, чтобы за- кружиться в прекрасной круговерти чувств, принятия, соединения, легко- сти. И когда заканчивается день, город засыпает, засыпают люди, кто-то вместе, кто-то поодиночке, засыпают улицы, портреты, музыка, все по- гружается глубже. И снятся сны. И может быть, опускаясь в сон, можно с удивлением понять, что художнику снятся простые добрые сны, которые может быть снятся и тем, кто строит дома, которые снятся путешествен- никам, которые снятся мечтателям, самые добрые сны — сны о счастье. Я не знаю, снятся ли сны портретам, но я знаю, что хороший сон способен дать не только отдых, я знаю, что после него приятно просыпаться и ра- достно жить, даже если он забудется для разума, не важно. Это удивитель- ное свойство сна — быть полезным там, где он нужен.
И когда придет время, и Ваша рука, и Вы весь целиком можете про- снуться с ощущением отдыха.
Транс ´Неконкретное ресурсное местоª
Гипнотерапевт в начале своей карьеры часто испытывает сложности с
неконкретным ведением. Предлагаю для примера еще один текст.
Можно делать все, что угодно: закрывать глаза, расслабляться, ощу- щать свои руки, ноги, может быть, обращать внимание на то, где есть напряжение в мышцах и расслаблять их. Все, что угодно. Давайте себе

Еще несколько эффективных трансовых текстов 351
возможность исследовать себя, что-то находить, что-то изучать, чему-то удивляться. И вместе с этим направляться туда, вглубь себя, где есть осно- вание для тех желаний, которые Вы высказали: и помогать, делать что-то хорошее и чувствовать себя и важной, и значимой, может быть затем, по- зволяя себе пойти глубже, исследуя, что стоит за этим, какие желания, ка- кие стремления. Я постараюсь Вам помочь в желании отправиться в уди- вительный уютный уголок природы.
Я предложу Вам позволить своей глубокой мудрости как будто при- гласить, позвать, внутренне предвкушая, каким интересным, подходящим именно вам может быть уголок природы. И, наверное, будет очень при- ятно ощутить под ногами или землю, или песок, или траву, или еще что- то, почувствовать, какой воздух есть вокруг, вдыхая его, как будто уходя, уплывая вместе с ним в чувства, в ощущения, которые он рождает. Как будто вместе с этим воздухом, вдыхая особые запахи и провожая их вглубь себя, когда и мой голос, и другие звуки как будто вплетаются и превраща- ются в шум ветра, может быть шорох листьев, может быть в голоса птиц или даже людей. И удивительно, что можно чувствовать, как каждый лу- чик солнца, который может играть на руках как солнечный зайчик, со- гревая, принося вглубь вас какое-то удивительное, как будто сказочное состояние, ощущение, когда в глубине что-то раскрывается, как в сказке, раскрываются глубокие силы в Вас, которые нужны сейчас. И возможно солнечный лучик стал сигналом, а может быть готовность раскрыться, глубокая готовность открыться и принять ту удивительную красоту, кото- рая может быть в каждой травинке, которая может колебаться и от Ваших прикосновений, и от того, что на нее села и покачивается божья коров- ка. Можно находя удивительное наслаждение от звуков вокруг, позволять больше чувствовать отклик из глубины себя, разрешая себе поверить в себя. Потому что есть что-то, что очень хочет прийти из глубины, доброе, ласковое, то, во что можно поверить, что ждет этого.
И очень важно, что можно чувствовать себя в этом уютном месте сво- им, как будто ощущая его всем телом, и, главное, всей душой, как будто чувствуя, как душа может прикасаться к каждому растению, не важно, де- рево это или цветок, ощущать то бархатистость поверхности, то прохладу, то тепло. И чувствуя, как все имеет отклик в вашем внутреннем мире, как с каждым ощущением, с каждым звуком можно двигаться дальше, глуб- же в себя, узнавая себя больше, отыскивая то, что очень важно и приятно найти в себе, как будто находя в себе важные сокровища, и доверяя, при- нимая это, как будто бы зная, что и как может быть, как это может при- годиться в Вашей жизни, и что действительно важно и ценно. И сберегая, сохраняя все, принимая в то же время сокровища силы, чувств от этой природы, может быть даже попросив ее научить чему-то, теплу научиться у солнца, научить легкости у воздуха, и ветерка, давая возможность почув- ствовать эту легкость в душе, в мыслях, ощутить удивительную устойчи- вость, которую дает земля, надежность, уверенность, позволяя через ноги входить этой устойчивости и идти вглубь, в какой-то глубокий центр себя, принимая и делая все надежным, придавая уверенность.
И важно отыскать, что еще нужно и подходит Вам, давая возможность этому прийти и сохраниться, остаться, чтобы Вы могли, наполнившись этим, поблагодарить это место, эту природу, сохраняя какую-то глубо-

352 Приложение
кую связь с ней, позволяя всему продолжаться, в то время как Ваш разум может пробуждаться, даже может быть, забывая, отправляя в глубину то, что относится к глубине. Пробуждаться навстречу сегодняшнему дню, на- встречу завтрашнему и дальше, давая возможность принести все важное и ценное в свой внешний мир, обогащая то, что есть, будет, как будто, со- единяя все невидимой и даже забываемой связью, чувствуя, что есть воз- можность движения и разума, и души, давая возможность разуму пони- мать, а душе жить, чувствовать, принимать и отдавать. Хорошо.
И тогда можно осознавать себя на этом стуле, и звуки вокруг себя, мо- жет быть даже свет, который виден даже за закрытыми веками, который призывает, зовет. И тогда и дыхание может становиться сильнее, активнее.
Хорошо. И можно приходить сюда. Прекрасно.
Транс ´Разговор с частями личностиª
(на примере алкоголизма)
Сейчас мы будем заниматься тем, что умно называется самоисследова- нием. Разумеется, больше будете заниматься Вы, а я буду в этом Вам по- могать в роли консультанта. А если назвать это путешествием, то в роли проводника. И сейчас, когда Вы будете готовы к тому, чтобы ощутить себя достаточно комфортно на этом стуле, насколько это возможно, я пред- ложу Вам достаточно привычное действие — это одновременно обраще- ние к себе и в себя. Наверное, как ни похожи эти 2 слова, но это в чем-то разные слова. Обращаясь к себе, Вы как будто чуточку отходите в сторо- ну, наверное, так же, как если бы Вы обращались к другому человеку. Мо- жет быть, как если бы Вы обращались к той женщине, которая значима для Вас. А обращение в себя — это и есть исследование, погружение. Да, вот так, с дыханием, когда на выдохе можно чувствовать большее рассла- бление. И разрешая себе отправляться в большее расслабление, вначале путешествуя по своим ощущениям. И ощущения спины, опирающейся на спинку стула, ног, стоящих на полу. И это ощущения внешние, и за- тем следующим шагом Вы можете отправиться вглубь себя, как будто бы оттолкнувшись от этих внешних ориентиров, И проявляются ощущения, которые дают веки, которые закрыты, но продолжают подрагивать. И ощущения, которые есть в руках и в ногах, и продолжение движения даль- ше, давая возможность ощутить себя в глубине, настраиваясь, и даже как- то внешне успокаиваясь.
И интересно заметить, чем больше успокаивается то, что вовне, тем больше внимания будет направлено вглубь, внутрь. И тогда с этим внима- нием можно ощутить или начать искать ту самую частичку себя, которая способна рассказать, дать почувствовать, быть мудрой, позволяя найти себя. Еще глубже, еще, как будто бы двигаясь туда, где живут разные чув- ства, разные мысли, надежды, желания, разные частички Вашей души. И может быть, чтобы вспомнилось то самое состояние, которое проявляется перед тем поведением, от которого уходите, нужно, чтобы вот там в глуби- не Вы ощутили ту самую частичку Вас, которая дает, создает это стремле- ние, желание, даже не выпить, а просто уйти в себя, как будто бы отодви- нуться. И там есть много всего. Хорошо.

Еще несколько эффективных трансовых текстов 353
И я предложу одной из рук стать легче. Я помогу ей начать поднимать- ся, дотронувшись до нее. Хорошо. И я попрошу ее подниматься саму, как будто бы выводя сюда эту частичку с тем, чтобы Вы могли узнать важное.
Может быть, она захочет рассказать Вам о своей истории, тогда будут при- ходить из памяти образы, которые приведет это чувство. Возможно при- дет какой-то важный, основной образ, воспоминание, а может быть будет череда, когда окажется, что они чем-то связаны, может быть чувством, которое есть в Вас, а может быть тем, что происходит в душе и что прихо- дит к Вам. И тогда Вы можете позволить себе откуда-то из глубины, даже погружаясь глубже, понять, чем помогает, что важного дает на самом деле эта частичка, что важного хочет дать. Просто позволяйте, идя глубже, по- чувствовать мудрость, почувствовать желание то, которое она, эта частич- ка, стремится принести в Вашу жизнь, возможно делая это как-то нелепо, неправильно. Но может быть, когда Вы прочувствуете это ее робкое, не- смелое желание, пальцы могут начать выпрямляться, как будто принимая, а главное, понимая это, понимая, что это интересно. (Сигнал). Хорошо.
А самое главное, что где-то там в глубине есть мудрость настоящая, которая способна Вам помочь, помочь этой частичке найти свою дорогу, найти способ, который будет нравиться Вам, который будет правильным, интересным. Хорошо. Эта частичка может оказаться в другой руке и на- чать поднимать ее. (Левитация). Хорошо. Больше и больше, проявляясь все легче, легче. Хорошо. Потому что она важна. И появившись, она мо- жет давать Вам возможность ощутить ее во всей ее силе и мудрости. Хоро- шо. А затем, если они почувствуют желание отыскать друг друга и помочь
Вам отыскать то важное, что нужно, да, они могут найти дорогу друг к другу. И каждое их движение может давать Вам возможность ощутить себя еще на более глубоком и важном уровне, открывая Вам новые состояния глубины. (Руки сближаются).Хорошо. Еще глубже, спокойнее, ощущая, предчувствуя то, что создается в глубине Вас, ощущая свои настоящие цели и испытывая предвкушение исполнения этих целей. И тогда может исчезать лишнее. И создаваться новое. Хорошо.
(Соединившись, руки начинают опускаться). И провожая затем это в себя, и продолжая это в себе, можно принять это, чувствуя, как появ- ляется не просто новое чувство, ощущение, а как все становится ясно и спокойно. Позвольте этому новому войти в Вас, вытесняя все лишнее, убирая, растворяя. И когда это войдет в Вас и станет частью чего-то ново- го и гармоничного, тогда руки, сделавшие свое дело, могут освободиться и опуститься. И это будет еще более глубокий уровень легкости, спокой- ствия, ощущения себя. Хорошо.
И затем можно будет побыть в этом новом состоянии, привыкая к нему и позволяя ему стать привычным, может быть даже обычным. А за- тем с этим обычным ощущением, с этим новым обычным состоянием постепенно можете прийти сюда. И у Вас есть столько времени, сколько нужно, чтобы это происходило гармонично и мудро. Хорошо.

1   ...   37   38   39   40   41   42   43   44   45


написать администратору сайта