Руководство по эриксоновскому гипнозу серия библиотека гипноза профессора гордеева Психотерапия Москва 2015 М. Н. Гордеев
Скачать 1.47 Mb.
|
Шаг шестой — постгипнотическое внушение на использование ресурсов в обычной жизни. Это элемент, который появляется в конце транса и на выходе из транса, но он может сопровождать весь транс, когда я намекаю человеку, что у него есть силы, что 196 Глава 6 он способен их достать, что он является их хозяином — те силы, которые нужны ему для обычной, повседневной жизни. Постгипнотическое внушение может быть как общим, на ис- пользование ресурсов вообще, так и более конкретным с указанием конкретных мест и ситуаций, в которых эти ресурсы будут исполь- зоваться. Напомню, что одним из ресурсов, которые мы получаем, является ресурс научения и использования знаний. В постгипно- тическом внушении мы вновь может давать внушение на то, что он научился и может использовать свои состояния, которые есть в его памяти, как он может использовать все, что есть в личном опыте. Шаг седьмой — переориентация. Возвращение из трансового состояния мало чем отличается от других трансов, но, как и лю- бое ресурсное состояние, приятное воспоминание часто поки- дается клиентом с трудом, ему хочется дольше оставаться в этом состоянии. Как правило, я не вывожу клиента из транса резко, я даю ему возможность еще пару минут побыть в нем, или доби- рая ресурсы, или радуясь тем состояниям, которые испытывает. И еще раз говорю, что эти состояния остаются с ним, и он мо- жет к ним вернуться в любой момент, достаточно лишь вспом- нить о том, что происходило. Шаги транса «Сопровождение в приятном воспоминании» 1. Определить необходимые ресурсы 2. Определить ресурсные воспоминания 3. Наведение транса 4. Предъявление воспоминаний 5. Ассоциация с ресурсными состояниями 6. Постгипнотическое внушение на использование ресурсов в обычной жизни 7. Переориентация Пример транса «Сопровождение в приятном воспоминании» Запрос: После предыдущего сеанса приснился сон, когда оказа- лась на песчаном обрыве, почва уходит из-под ног. Она бежит от обрыва, а все рушится, все падает и ужасное чувство сохраняется до сих пор. — Чего Вам хочется, исходя из своего состояния? — Внутреннего спокойствия, устойчивости, комфорта вну- треннего, то есть согласия с собой. Наведение ресурсных трансов 197 — Согласие с собой — это уверенность в себе, или уверен- ность в том, что Вы делаете, или удовлетворение от себя? — Возможно, да, от своих каких-то действий или результатов действий. — А когда было удовлетворение в Вашей жизни? — Я занималась раньше танцами, там были успешные концер- ты, какие-то победы. Да, это приносило радость и прилив сил. — Расскажите, какие ощущения появлялись у Вас в танце? — Счастье, энергия, хочется горы свернуть. Положительные эмоции, улыбка, радость. — А что приводит к такому состоянию? Как Вы должны станцевать? — До, может быть какое-то волнение до выхода на сцену, вна- чале страшно, вдруг не получится или что-то забудешь. А когда растанцовываешься ближе к концу, понимаешь, да, я это сделала! — Растанцеваться —это процесс, ощущение, состояние? — Это постепенная уверенность, которая растет, растет, и заполняет меня всю. — Хорошо. Возможно вы смотрели в детстве фильм про Золуш- ку, старый, черно-белый? Когда у Золушки, вернее даже не у Зо- лушки, у короля возникли проблемы и он не знал, как их решить, учитель танцев сказал: «Будем танцевать», и проблема решилась. Наведение транса Я не умею танцевать.., ну, как не умею.., наверно умею, но не профессионально. Хотя в моем детстве есть опыт трех лет на- родных танцев в кружке при Дворце пионеров, но я думаю, что Ваши танцы гораздо выше классом, у меня есть такое предполо- жение. Поэтому каждый из нас пойдет в свой транс: я к своим танцам, Вы к своим, ну или не только к танцам. Для того чтобы что-то сделать, станцевать или пойти в транс, важно настроиться, внутренне подготовиться, может быть пой- мать внутреннюю волну в ощущениях, в состоянии. И тогда по- ставить себе цель. И, удивительно, но многие цели означают побе- ду. И Вы можете вспомнить, что в Вашей жизни было много побед больших, маленьких, тех, которые знали только Вы, и тех, о кото- рых знали другие. И, как ни удивительно, одна из первых побед была в далеком-далеком детстве, когда ты маленькая делаешь первый шаг. И тебе кажется, что так неустойчиво чувствуют себя ноги, и пол как будто притягивает, и рисунок ковра или чего-то, что лежит 198 Глава 6 на полу, как будто зовет к себе. Но взгляд может идти выше, туда, где стоят кресло или диван, или шкаф, как цель, до которой хочется дойти. И делая шаг, ногой как будто нащупываешь себе путь, вна- чале неуверенно, потому что шаг первый. А потом, оттолкнувшись, зашагать, быстро перебирая ногами, чтобы быстрее дойти и схва- титься, и почувствовать, что сделала это. И это чувство, когда вначале неустойчивые ноги делают это, и с каждым шагом движе- ния становятся все устойчивее и надежнее. Это становится таким привычным, и множество шагов в день Вы взрослая делаете, как будто все дальше и дальше уходя от первого шага, и все увереннее. И может быть Вы вспомните, как в какой-то момент шаги стали танцем, когда возможно сначала танцевали только для себя, получая удовольствие от каждого дви- жения, а может быть оттого, что то, что было только шагом, стало иным, стало танцем, когда стали появляться другие чув- ства внутри, когда оказывается, что движения могут быть раз- ными, и все это соединяется с прекрасной легкостью и радостью. И когда ты еще маленькая танцуешь под музыку, может быть глядя, как ты кружишься и подол платья кружится вместе с то- бой, превращаясь в круг, здорово, интересно и весело. И даже через какое-то время прекращает кружиться голова, и появляется удо- вольствие от этого. И, наверное, это очень важно уметь находить радость, удовольствие. И в какой-то момент становишься серьез- нее, взрослее, и танцы тоже становятся серьезнее. И отталкива- ясь от этого, от этого момента удивительно можно ощущать, как сначала есть и предвкушение, и какая-то затаенная тревожность, которую преодолеваешь с первым движением, когда то, что под но- гами, становится не просто полом, а пространством, в котором ты можешь и найти себя, и показать, найти себя для себя и пока- зать себя другим. (Происходит левитация рук.) И каждое движение: движение ног, движение рук продолжа- ется в движении души и возвращается обратно уверенностью, когда чем увереннее становишься в душе, тем все более уверенны- ми и четкими становятся движения рук, движения ног, глубокая уверенность. И в какой-то момент может показаться, что даже если пол исчезнет, ты будешь танцевать в воздухе, так же уве- ренно и надежно продолжая все это ради движения к своей победе, к чувству, которое хочется испытывать больше и больше, хочется принести отблески этой победы в иные пространства, приглашая других людей и добавляя другие чувства и другие времена. Главное, что есть надежная уверенность, что движения: движения тела и Наведение ресурсных трансов 199 движения души ведут к победе и к ощущениям и гордости, и ра- дости, и чего-то большего, что может быть именно для себя. И в каждом танце есть чувство легкости, чувство полета, когда есть ощущение, что есть движение прекрасное и надежное, когда мож- но оттолкнуться и испытывать легкость и удовольствие. И как в детстве, когда могут сниться сны, в которых ты ле- тишь над землей, над домом, над людьми, испытывая чувство лег- кости и победы над притяжением, над тяжестью, позволяя ей как будто уходить, позволяя ей покидать, осыпаться, теряться, давая возможность чувствовать победу над прежними законами приро- ды, создавая свои особые законы. И очень важно чувствовать себя победительницей, потому что победитель может иметь право создавать свои правила, законы, цели. И в этом есть еще что-то затаенное. Может быть, это тоже связано с победой, когда в школе трудное занятие, контрольная, ког- да напрягаешься и с блеском проходишь испытание, получая свою за- служенную высокую оценку. А самая высокая — это оценка себя. Это не та пятерка, которую видишь в дневнике или в журнале, и даже если их много, это важно, но все равно ценнее свое решение, когда есть чувство, как в том фильме про Золушку. Не важно, танцевать с жуками или с принцем, главное чувствовать себя принцессой, коро- левой, чувствовать и принимать это, как то, желанное, что есть в глубине, как то решение, что приходит само по себе. И не важно, бу- дет это уверенное и правильное чувство приходить во снах, или ког- да Вы придете из этого состояния, похожего на сон, во внешний мир, главное, что оно есть там, как самое надежное основание в глубоком основании себя, на которое можно опираться в том большом танце, который называется жизнью, когда вы сегодняшняя, взрослая дви- жетесь дальше и дальше, находя в себе возможность для следующей победы. И, действительно, важно почувствовать предвкушение бу- дущего, зная, каково это будет, когда Вы будете узнавать и празд- новать следующую победу, уже даже не эту, а следующую. И тогда можно приходить сюда для того, чтобы пришло время следующих шагов. И возможно оно будет начинаться с шага, ког- да Вы отправитесь дальше от этого стула, на котором Вы може- те начинать ощущать себя. На самом деле, самые важные шаги, которые происходят в разуме, во внутренней мудрости, когда за красивой внешней походкой неслышной поступью идет уверен- ность, шагая вперед. И у Вас есть все нужное время и для насто- ящего, и для будущего, и для того, чтобы прийти сюда, и для того, чтобы двинуться дальше, используйте его. 200 Глава 6 Контроль эмоций клиента в трансе Задача ресурсного транса, безусловно, заключается в том, чтобы дать возможность человеку испытать положительные эмоции, испытать прилив сил, ощутить в себе возможности для работы с той проблемой, которая есть у него сейчас, при- нять возможности к изменению своей жизни и так далее. Но мы всегда должны быть настороже, потому что цепочка ассоциа- ций, которая рождается в голове клиента, не всегда предсказу- ема. И, несмотря на нашу готовность и наши посылки, клиент может пойти в сторону негативных эмоций. Например, в ре- сурсном месте он вдруг может подумать о том, что человек, о котором он горюет, очень хотел бы видеть это место, но никогда не сможет в нем оказаться. И таким образом, вместо появления положительных эмоций появляются отрицательные, которые должны быть отслежены и, по возможности, нейтрализованы. В первую очередь следует начинать с внимательного наблюде- ния за поведением человека в трансе, за эмоциями, которые от- ражаются на его лице, в микродвижениях, цвете кожи, изменении дыхания и другим признакам. Что чаще всего является признака- ми появления негативных эмоций? Это напряжение мышц лица, которое очень заметно, когда появляется после расслабления. Лицо как будто деревенеет, нередко сжимаются губы, уголки рта опускаются вниз. Дыхание сбивается и тоже зажимается, объ- ем дыхательных движений становится ограниченным. Возможно появление глубоких вдохов, как будто человек набирает воздуха в легкие, но при этом могут быть сложности со свободным выдо- хом. В чем-то это похоже на проблемы с дыханием, которые появ- ляются у больных бронхиальной астмой. Пальцы рук либо зами- рают, либо становятся беспокойными, либо зажимаются. Можно увидеть отклонение тела назад. Возможно, что появятся слезы, но даже еще того, как они появились, видно набухание и покрасне- ние век, и это может сопровождаться покраснением всего лица. Наблюдая за невербальными признаками, мы можем использо- вать обратную связь, если она установлена, или установить ее. Это нужно для получения более точной информации, особенно если у нас есть сомнения. Обратная связь может быть установлена бы- стро. Я задаю клиенту вопрос: «Если Вы хотите выйти из этого со- стояния, один из Ваших пальцев может подняться, чтобы сказать мне об этом». И если есть движение пальцем, я предложу человеку выходить из транса, возможно, я буду делать это настойчиво. Наведение ресурсных трансов 201 Без обратной связи я могу дать человеку выбор: «Вы може- те продолжать оставаться в этом состоянии, а можете вернуть- ся во внешний мир». Хотя, безусловно, этот вопрос напоминает человеку, что существует внешний мир, из которого он ушел в состояние транса, но, тем не менее, в случае абреакции можно действовать таким образом. Третий прием рассчитан на установление вербальной связи. Даже человеку, который до этого молчал, я могу сказать: «Рас- скажите, что происходит сейчас с Вами». Это прямое командное указание, которое, однако, при переживаниях принимается, как правило, очень хорошо. Возможно, это связано с тем, что кли- ент слышит силу в голосе терапевта и рассчитывает на возмож- ность на нее опереться. Важно учитывать, что нахождение клиента в переживаниях уменьшает количество ресурсов, которое доступно ему в этот момент, как будто сжигает их, и втягивает человека в травму, все дальше и дальше уводя его от нас. Поэтому не стоит затягивать процесс выведения из транса, если мы видим сильную абреак- цию, и тогда мои указания могут быть еще более директивными и короткими. Я скажу человеку: «Возвращайтесь. Открывайте глаза, приходите сюда в эту комнату», то есть быстро и настой- чиво вывожу из состояния транса. Побеседовав с человеком, вы- шедшим из состояния транса, я могу решить, что делать дальше. Что делать, если мы определили, что происходящее с кли- ентом является абреакцией, то есть прорывом травматических переживаний из бессознательного? Во-первых, если абреакция несильная, и я рассчитываю, что у клиента есть достаточно ре- сурсов, я могу давать внушение на преодоление, на желание пройти сквозь происходящее, победить, справиться и так далее. То есть даю мобилизующие внушения, активизирующее вну- тренний потенциал человека, который направляется на борьбу с проблемой. Можно сказать, что здесь мы используем извест- ный принцип, описывающий поведение человека в проблемной ситуации: «бей или беги». Если у человека достаточно сил, он может в этой позиции выступать с позиции «бей». Если сил не- достаточно, то придется реализовывать вариант «беги». Второй прием связан именно с вариантом бегства — это уход из того воспоминания, из той ассоциации, которая появилась, в другое ресурсное место или другое воспоминание. Я могу пред- ложить человеку перейти в другое ресурсное место, которое, скорее всего, уже было у нас в другом трансе, или найти вос- 202 Глава 6 поминание, в котором есть расслабление, легкость, ощуще- ние освобождения, то есть я говорю о тех состояниях, которые желательны для клиента сейчас. Как правило, это возможно не только в очень простых ситуациях, но даже при достаточно силь- ной абреакции, когда у нас есть уже, например, ресурсное место из предыдущих трансов, тогда клиент диссоциируется в него. В-третьих, возможно, я использую другой принцип диссоциа- ции, когда буду стараться диссоциировать эмоцию от человека. В этом случае часто я использую феномен каталепсии. Видя проявле- ние негативных эмоций, я говорю человеку, что я дотронусь до его руки. Беру его руку за запястье, поднимаю и переворачиваю так, чтобы ладонь представляла чашу, и предлагаю эмоциям перетекать в эту ладонь, а ладонь привлекать к себе эти негативные эмоции, как будто вытягивая их из человека, давая ему возможность рас- слабляться, освобождаясь от них. Здесь используется диссоциация частей тела, когда ладонь берет на себя функцию части, которая на- чинает управлять эмоциями, собирая их, чтобы человеку стало лег- че, чтобы он освободился от избыточного негатива. Дальше я про- должаю внушать, что эмоции выходят все больше, ему становится все легче, и та тяжесть, которая собирается на руке, заставляет ее медленно опускаться. Для меня опускание руки — сигнал о том, что процесс идет. Дальше я внушаю, что когда эмоции выйдут полно- стью, рука полностью опустится, и она сможет найти способ изба- виться от тяжести, которая находится в ней. Чаще всего, опустив- шись, рука переворачивается, как будто стряхивая все то, что есть на ней, и таким образом приходит успокоение. При сильной абреакции, скорее всего, я буду диссоцииро- вать клиента от состояния транса в состояние бодрствования, то есть выведу его из транса, но это не значит, что работа законче- на. Как правило, человек, выходя из негативных переживаний, часть из них все равно приносит с собой. Возможно к этому до- бавляется ощущение неуспешности в борьбе со своей пробле- мой, что негативно сказывается на самооценке. После выхода из транса мы обсуждаем с клиентом, что про- изошло. В своем рассказе он описывает воспоминания, а может быть состояние, потому что иногда бывает, что человек испыты- вает в ходе транса непонятные негативные ощущения, которые не сопровождаются образами. При этом бывает, что такие со- стояния могут достигать очень значимой силы. В любом случае, получив информацию, мы делаем для себя выбор, каким обра- зом идти дальше. Наведение ресурсных трансов 203 Можем ли мы сейчас, учитывая информацию, которую по- лучили, пойти вновь в транс, чтобы проработать эту ситуацию, справиться с ней? В ряде случаев клиент сам предлагает вари- анты, каким образом можно было бы разрешить эту ситуацию. В других случаях такое решение должен придумать терапевт, но в повторный транс для того, чтобы проработать ситуацию, следует идти только тогда, когда уже есть понимание, что мы будем делать в этом трансе. Если такого понимания нет, и че- ловек не хочет идти в транс повторно, даже в ресурсное погру- жение, чтобы там сбросить негативные эмоции, подпитаться ресурсами, а это возможно, например, если он пойдет в какое- то ресурсное место для того, чтобы в нем выбросить, рассеять, закопать тот негатив, который есть в нем, а затем наслаждаться получением ресурсов. Если для него невозможно даже это, то эмоции, которые все еще сохраняются у него даже после выхо- да из транса, следует купировать другим путем, например, ис- пользованием тщательно простроенных внушений, которые го- дятся для бодрствующего состояния, а сюда относится большая часть косвенных внушений, либо помочь выбросить негатив другим путем. Например, я часто использую для этого приемы арт-терапии, когда с помощью цветных карандашей или пастельных мел- ков на лист бумаги выплескиваются отрицательные эмоции. Я предлагаю клиенту набор цветов, который он может использо- вать, и прошу подобрать тот, который внутренне соответствует эмоции, которая есть у него сейчас. Чаще всего это или черный, или темно-синий, или коричневый цвет. И когда человек вы- бирает цвет, я предлагаю ему сосредоточиться и почувствовать, какие внутренние вибрации есть у него и какие движения хочет совершать рука, чтобы эти вибрации, исходящие из негативной эмоции, начинали выходить и появляться на листе. И на листе очень часто появляются резкие зигзагообразные линии с силь- ным надавливанием, которые человек очень активно рисует. Он в это время, как ни удивительно, находится в состоянии транса, потому что все его внимание сосредоточено на процессе выбро- са негатива через те линии, которые делает его рука. Я поддер- живаю такой процесс фразами ратификации. Это происходит, пока человек не опускает руку, может быть облегченно взды- хая, но даже и здесь я спрошу, все ли перешло на лист или что- то еще осталось внутри. Возможно, ему нужно выбрать другой цвет, чтобы продолжить и завершить работу. И так происходит |