Руководство по эриксоновскому гипнозу серия библиотека гипноза профессора гордеева Психотерапия Москва 2015 М. Н. Гордеев
Скачать 1.47 Mb.
|
173 Шаги транса «путешествие в ресурсное место» 1. Определить необходимые ресурсы 2. Определить ресурсное место 3. Наведение транса 4. Ассоциация с ресурсным местом 5. Контакт с ресурсами 6. Сохранение ресурсов 7. Постгипнотическое внушение на использование ресурсов в обычной жизни 8. Переориентация Конкретное ресурсное место Один из самых простых трансов, что не умаляет его значе- ния, и делает подходящим особенно для начинающего гипно- терапевта. В обычной ситуации терапевтического приема транс с конкретным ресурсным местом будет использоваться, когда в ходе беседы выясняются необходимые ресурсы, и с чем они свя- заны для человека. Особенно когда клиент говорит: «Вот когда я отдыхал в прошлом году в горах, у меня было такое состояние, которого мне не хватает сейчас», то есть он подсказывает тера- певту, с чем для него ассоциируются желаемые ресурсы. При этом или сам, или отвечая на вопрос терапевта, он описывает несколькими фразами ресурсное место, которое для него свя- зано с необходимыми силами. Описывая, он очень часто уже частично ассоциируется с этим местом: можно видеть и поро- зовение щек, и взгляд, расфокусированный настолько, что по- зволяет предположить, что перед внутренним взором есть обра- зы этого места. Человек входит в состояние натуралистического транса, и бывает важно подхватить это состояние и повести его глубже. Обычно, чтобы получить согласие на подобное действие, я задаю вопрос: «А хотели бы оказаться там сейчас?». По большо- му счету это вопрос риторический, поскольку он только что с восторгом описывал это место. И полученный ответ «да» — это даже не ответ выбора, а просто сигнал для начала транса, ког- да сразу за этим ответом я предлагаю ему более подробно, тща- тельно увидеть это место, почувствовать те кинестетические сигналы, которые должны быть в нем. Я опираюсь на фразы, 174 Глава 6 которыми клиент описывал данное место, добавляя к ним не- много своего восприятия. Чтобы это сделать, я внутренне представляю, что клиент описал мне, поскольку любое представление будет богаче дета- лями, нежели чем просто фразы описания. Я, ориентируясь на свое представление, начинаю описывать человеку, что он может видеть, опираясь на то, что вижу, чувствую, слышу я. При этом мой внутренний контролер продолжает четко помнить, что при- шло от клиента, то есть является определенной истиной, а что является моим представлением и не обязательно совпадает с опытом клиента. А значит те детали, которые добавляю я, будут сопровождаться словами «можете», «возможно». Если я предполагаю ему путешествие на фоне ресурсного ме- ста, скорее всего, я буду давать ему выбор: «Вы можете стоять на берегу моря, а можете подойти, чтобы потрогать мокрый песок и коснуться набегающей волны. А может быть, вам захочется ис- купаться или просто позагорать на солнце. Я не знаю». Фраза «я не знаю» фактически является открытым внушением, намека- ющим на то, что именно он знает, что он может, а главное, хочет сделать в этом месте. Как правило, я не даю четких директив, что будет происходить, а даю свободу, но в то же время, указывая, какие состояния, какие силы доступны для него в этом месте. Транс с конкретным ресурсным местом позволяет нам быть более точными в описании природы, но иногда может обладать существенным недостатком. Клиент, описав сознательно уго- лок природы, подходящий ему, в трансе может пойти совершен- но в другое место. И мы можем до конца транса не знать, что это произошло, будучи абсолютно уверены, что его транс со- ответствует его предложению, которое было сделано до транса. Но что не удивительно: несмотря на резкое расхождение в том описании, которое приходит от терапевта, и собственном вос- приятии, клиент из транса не выходит. Как правило, транс для него приятен, и нестыковка в описании решается им чаще все- го одним из двух способов. Либо он добавляет свое собственное восприятие к тому, что описывает терапевт, как будто соединяя два места, например, он находится на опушке леса, а терапевт говорит ему о морском побережье. Очень вероятно, что где-то вдалеке за лесом в этом случае появится море. Второй вариант заключается в том, что клиент как будто перестает слышать описание места, которое дает терапевт, но, тем не менее, про- должает воспринимать внушения, связывая их с тем местом, где Наведение ресурсных трансов 175 находится в данный момент он сам, несмотря на то, что для те- рапевта внушения были связаны в первоначальным местом. Эта ошибка связана с тем, что изначально подходящее ресурс- ное место для путешествия выбирало сознание, а когда в ходе на- ведения транса оно перестало быть активным, бессознательное нашло для себя другое подходящее место. Несмотря на нестыков- ку, мы должны подобную ситуацию считать полноценным ресурс- ным трансом, более того, быть довольны тем, что бессознательное сделало свой выбор, то есть начало делать необходимую работу. Очень часто конкретное ресурсное место, которое предлагает клиент, связано для него с воспоминаниями. Так будет и в боль- шинстве других случаев, связанных с ресурсными местами. Мы соединяем в подобном трансе и ресурсное место, и ресурсное воспоминание. Очень важно, чтобы мы заранее предположили, не может ли данное ресурсное место быть ассоциативно связано с проблемой, то есть с негативным воспоминанием. Это вопрос, который мы задаем себе и сами на него отвечаем. Клиенту такой вопрос задавать нецелесообразно, скорее всего он и не найдет ответа на него, и в то же время будет больше думать о проблеме и может быть даже страшиться наведения транса. Когда мы идем в ресурсный транс, мы должны вначале ори- ентировать человека на позитивные вещи, и тогда по ассоци- ации со своим состоянием и настроением он пойдет именно в ресурсное место, что нам и требуется в этом сеансе. Пример сеанса с конкретным ресурсным местом Запрос: Не хватает запала идти, пробивать дорогу, пользо- ваться своими возможностями, делать действо, … хотелось бы быть активнее. В беседе выявляется, что есть ощущение неуверенности, опасения, что откажут. Считает себя в целом успешным челове- ком. Нужна энергия для мотивации себя. Я попрошу вас подумать и выбрать, какой-либо уголок при- роды, который для вас является значимым, ценным, обладаю- щим внутренней энергетикой. — Ну, вот здесь у меня почему-то всплывает даже несколько вариантов. — Я могу предложить не выбирать как-то сознательно, а до- вериться своим внутренним чувствам, какой из вариантов вы- йдет на первое место, тот и выбрать. 176 Глава 6 — Первым у меня почему-то выплыл остров в океане. — Это знакомое или представляемое место? — Я подозреваю, что знакомое, но оно, конечно, являет- ся представляемым. Наверно, есть какие-то ассоциации, воз- можно с какими-то фильмами или чем-то подобным, картинка острова среди океана. Это почему-то именно сейчас всплыло в моем представлении. — Я предполагаю, что океан теплый, обычно такие в филь- мах бывают. — Да, теплый, спокойный. — А что за остров, большой, маленький? — Об этом надо подумать. — Возможно большой, с горами, долинами, ручьями, и так далее, или типичный островок с одной пальмой, знаете, как ри- суют на картинках. — Нет, большой, да, большой, просто, скорее, я даже непра- вильно сказал, не остров даже, а просто пляж, побережье, но пред- полагается, что это побережье острова, и природа разнообразная, там не только равнина, а есть холмы, скалы … — Ну что же. Мы отправляемся в путешествие. Транс (текст произносится плавно, с паузами) У меня почему-то есть впечатление, что вы уже представляе- те, начали представлять этот остров, когда о нем рассказывали, и продолжаете сейчас. Наверное, это правильно, ведь остров действи- тельно хороший, а самое главное, что вы, если захотите, можете для себя его сделать ближе, потому что, не важно, что вы сейчас здесь в этой комнате, на этом стуле, ведь просто достаточно, мо- жет быть, закрыть глаза, и тогда эта комната может остаться по ту сторону век для вас. А по вашу сторону век может появлять- ся остров. И я не знаю, насколько быстро он будет приближаться к вам, приглашать вас к себе, давая возможность, оставляя себя си- деть здесь, слышать меня, и в то же время превращать мой голос в другие звуки, может быть, в шум прибоя, крики птиц, живущих в деревьях, которые может быть есть и на скалах, и дальше, в глуби- не острова, и ощущать солоноватый воздух, воздух океана. (Клиент шевельнул ногами). И может быть, найдя свою опору, ноги тем более позволят вам чувствовать себя уверенно здесь, и с этой уверенно- Наведение ресурсных трансов 177 стью отправиться на остров, хотя, казалось бы, зачем с этой уве- ренностью идти за уверенностью, которая есть там. Ну, может быть, это правильно, потому что подобное зовет к себе подобное, и та уверенность, которая есть у вас, действительно способна при- влечь, отыскать уверенность, которую сможет подарить вам этот остров, но, возможно, вначале нужно просто позволить себе отдо- хнуть. Наверное, так бывает, когда пришел откуда-то издалека, пришел сюда на этот остров, и важно познакомиться с ним. Может быть, отыскать ручьи, которые текут из родников, и струйками спускаются и по скалам, перепрыгивая, разбрызгивая капельки воды, ударяясь о камни, а другие ручьи, возможно, начинаются где-то среди деревьев, как будто корни дерева показали дорогу этой чистой про- зрачной, такой ясной воде. И, наверное, это действительно важно, нащупать, отыскать в себе какого-то глубокого проводника, кото- рый способен показать дорогу, вывести, вывести ту силу, которая дремлет в глубине, наружу, так же, как корни дерева показывают дорогу роднику. А затем он заискрится, заиграет, и побежит дальше, дальше, куда-то к океану, как будто знакомиться с ним, как будто это не просто океан воды, как будто это океан возможностей, ко- торые могут появиться, и, капля за каплей, становится все больше и больше внутренних сил. И, кажется, что действительно сила это- го ручейка задорная, простая, может входить и наполнять, создавая свой глубокий внутренний океан. И, может быть тогда, ощущая себя таким океаном, можно ощутить, как будто своими руками обнима- ете этот остров, окружая его со всех сторон теплой водой, в кото- рой так много уюта. И тогда можно как-то по-особенному увидеть солнце, которое встает над этим островом, встает для того, чтобы было светло, и для того, чтобы согреть и дать силу тем растениям, которые живут здесь. (Появляется порозовение лица). И тогда мож- но подставить лицо солнцу, позволяя ему лечь ровным теплом на лицо, согревая и расслабляя его еще больше. И удивительно, что в этом рас- слаблении есть много солнечной энергии, силы солнца. И удивитель- ным, может быть, что можно увидеть солнечный луч, который по- казывает дорогу, увидеть, может быть, оглядеться вокруг и понять, что эта дорога ведет куда-то вперед, наверное, туда, куда вы знае- те сами. Как будто знак, что вы уже преисполнены внутренних сил, и луч, как дорога, как направление. И тогда можно глубоко вдохнуть пряный морской воздух, запах океана, и по этому лучу, по этой сол- нечной дорожке, согреваемой светом, сохраняя внутреннее тепло и силу, как будто бы ощущая за собой мощь этих скал, сохраняя уют и ласку отдыха, можно идти вперед к своей цели, доверяя себе. И, мо- 178 Глава 6 жет быть, тогда, когда со всем этим вы придете сюда в эту ком- нату, что-то в глубине вас, то, что захочет сохранить это в себе, даже давая разуму возможность забыть, будет продолжать вести вас вперед и вперед по вашей жизни, дальше и дальше. Напоминая и помня главное: движение к цели, надежность и уверенность в себе. И тогда эта комната только промежуточный шаг, а то, что было сзади, поддерживает, и что впереди, видится и зовет. (Все трансы в книге были созданы в реальных сессиях. Они мо- гут быть примерами, но они были созданы в определенной ситуа- ции для определенного человека. Ваши клиенты достойны своих собственных трансов.) Неконкретное ресурсное место Такой транс используется гораздо чаще. Дело в том, что рас- чет заключается в привлечении бессознательным того или ино- го ресурсного места. Погружаясь в транс, клиент еще не знает, о чем пойдет речь, он еще даже не знает, что он будет искать какой- то уголок природы — эту информацию он получает на глубине транса. И получается, что в этот момент сознание уже не играет решающей роли в выборе места, и эта функция переходит к бес- сознательному. Более того, наводя транс, я говорю о том, что это ресурсное место может появиться само, и, возможно, даже уди- вить его. Я не говорю, чтобы он нашел подходящий для себя уго- лок природы, иначе это вновь будет посыл к сознанию, которое с удовольствием займется этим. А в своей предыдущей фразе я стремлюсь дать сознанию задание на определенную эмоциональ- ную реакцию — удивиться тому, что найдет бессознательное. Каким образом я буду вводить клиента в неконкретное ре- сурсное место? Во-первых, я могу предложить ему открытое вну- шение, направленное на выбор. «Вы можете оказаться на берегу реки или моря, на опушке леса или на лугу, может быть в горах, или там, где вам было бы приятно очутиться сейчас», то есть я предлагаю варианты выбора, при этом оставляя выбор открытым. Я могу не давать подобного выбора, и тогда описание ресурс- ного места будет звучать примерно следующим образом: «И вы можете оказаться в уютном уголке природы. Оглядевшись во- круг, увидеть, насколько прекрасно все то, что вас окружает, ус- лышать какие-то особенные звуки этого места, почувствовать Наведение ресурсных трансов 179 запахи, которые, может быть, есть только здесь». То есть я пере- числяю репрезентативные системы, на которые предлагаю ему обратить внимание и идентифицировать, какие образы, звуки, запахи есть в этом месте. Этот прием позволяет клиенту быть максимально свободным, практически любой уголок природы впишется в это описание. По опыту работы могу сказать, что такое описание действи- тельно имеет преимущество с точки зрения точности попадания. Но неконкретные описания, как правило, дают очень мало чувств и эмоций, и поэтому обычно на фоне такого расплывчатого рас- сказа я даю какие-то вкрапления, которые очень точно и конкрет- но описывают возможный субъективный опыт. Как всегда бывает с любой конкретикой, я могу не попасть в опыт человека, но по- падание гарантирует мне очень хорошую и качественную ассоци- ацию с гипнотическим опытом. Я могу говорить о лучике солн- ца, который играет на лице или руках, о порыве ветерка, который касается щек, о паутинке, которая пролетает мимо, о капельке росы, которая дрожит на кончике листа, об облаках на небе, кото- рые имеют причудливую форму. То есть, с одной стороны, я про- считываю, какие детали могут быть характерны для максимально большого количества мест, с другой стороны, стараюсь описать их очень чувственно. Обычно это удается, и это погружает клиен- та все глубже в транс, связанный с ресурсным местом. Я знаю, что даже если я промахнусь, то это не будет иметь каких-либо негатив- ных последствий, просто человек пропустит мои слова мимо ушей. Чтобы убедиться, что человек действительно находится в ресурсном месте, я могу давать задания, которые незаметны для человека, но обратная связь будет заметна мне. Например, я могу предложить ему оглядеться в этом месте и смотреть, как его глазные яблоки сделают движение за закрытыми веками. При этом если вы будете наблюдать за людьми, то скоро начне- те видеть, как выглядит лицо человека, который вглядывается во что-то, пусть даже с закрытыми глазами. Также я могу пред- ложить вдохнуть чистый воздух этого места (в ресурсном месте крайне редко бывает грязный воздух, слякоть и пронизываю- щий ветер) и оценить появляющийся более глубокий вдох. Я могу получить вербальную обратную связь после того, как ресурсное место появилось. Часто я говорю своему клиен- ту: «Я попрошу ваш голос проснуться и сказать мне несколько слов, описывая тот уголок природы, в котором вы находитесь сейчас, и при этом вы можете погружаться все глубже и глубже 180 Глава 6 в него». Фразы, которые есть в этом предложении, тщательно выверены. Во-первых, я настаиваю на диссоциации, что голос проснется сам, а клиент может при этом погружаться еще глуб- же. Я внушаю, хотя часто мой расчет на то, что по мере разго- вора он будет погружаться глубже, не сбывается. И, во-вторых, я называю его речевые способности «ваш голос», потому что не хочу описывать сознательные конструкты: голосовые связки, язык, движения губ — все то, что создает голос, поскольку это привлечет активное внимание сознания. Напомню, что часто человеку нужно некоторое время, что- бы выполнить ваши указания, потому что все части голосового аппарата, как правило, находятся в расслабленном состоянии и должны вначале получить тонус и только после этого начать разговор. Нередко речь будет глухой и очень краткой, и это яв- ляется показателем достаточной глубины транса, потому что в легком, поверхностном трансе человек может рассказывать связ- ными предложениями, хорошо модулированным голосом — и это показатель того, что транс нуждается в углублении. Если глу- бина транса достаточная, то клиент произносит несколько слов, которые затем я могу использовать, возвращая их обратно кли- енту при продолжении наведения транса. Например, он говорит: «Гора, солнце, ручей, деревья». И представив такую картину, я начинаю добавлять что-то от себя, стараясь не сильно погрешить против истины. Я буду говорить о деревьях, чья листва кажется наиболее светлой, когда солнце высоко, и темнеет по мере того, как солнце уходит за горизонт, о ручье, который бежит, переска- кивая с камушка на камушек, питая своей водой и траву, и корни деревьев. Я буду описывать гору, в глубине недр которой заро- дился этот ручей. Я творчески развиваю те подсказки, которые дал мне клиент, и вновь мысленно пытаюсь представлять данное место, чтобы понять, в каком элементе этого уголка природы есть символичные, доступные ресурсы. Я веду клиента по трансу, добавляя какие-то детали, и при этом вновь и вновь опираюсь на его слова, до момента выхода из транса. И если у меня есть интерес или у клиента есть жела- ние рассказать, мы можем обсудить с ним, что же действительно было в его трансе, каким было ресурсное место, и тогда я могу уже узнать конкретные детали. Это возможно мне понадобится, чтобы использовать это ресурсное место в последующих трансах. Почему это может быть использовано еще? Как правило, просто так второй раз в одно и то же ресурсное место я чело- |