Главная страница
Навигация по странице:

  • 48. Творчество А.Т. Твардовского.

  • 49. Нравственная проблематика, новые формы её воплощения писателями 1970-1980 гг. (В. Астафьев, В. Распутин, произведения Ч. Айтматова на русском языке и др.).

  • «Царь-рыба» - роман в новеллах

  • В. Астафьев

  • «Печальный детектив»

  • Валентин Распутин. Особое место в его творчестве занимает повесть "Пожар" (1985 г.).

  • 4 сессия экзамен Русская лит. Русская литра в мировом лит процессе


    Скачать 490.25 Kb.
    НазваниеРусская литра в мировом лит процессе
    Дата29.05.2022
    Размер490.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла4 сессия экзамен Русская лит.docx
    ТипДокументы
    #556021
    страница20 из 25
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25

    Литература «оттепели». Конец 50-х - 60-е годы в жизни общества и литературы обозначены как период оттепели.

    Смерть Сталина, прошедший после этого XX съезд партии, доклад Хрущева о культе личности Сталина привели к большим общественным переменам. Литературная жизнь этих лет отмечена чертами большого оживления и творческого подъема. Начал выходить целый ряд новых общественно-политических, литературно-художественных и литературно-критических журналов: "Москва", "Юность", "ВЛ", "Русская литература", "Дон", "Урал", "На подъеме", "Иностранная литература".

    Проходят творческие дискуссии: о реализме, о современности, о гуманизме, о романтизме. Возрождается внимание к специфике искусства. Проходят дискуссии о самовыражении, о "тихой" лирике, о документе и вымысле в художественном творчестве. Большое значение в эти годы уделяется развитию критики: принято постановление (1971 г.) "О литературно-художественной критике". В литературе были восстановлены имена и книги писателей, незаслуженно забытых: И. Бабеля, А. Веселого, И. Катаева, П. Васильева, Б. Корнилова. В литературу возвращаются произведения таких писателей, как М. Булгаков ("Избранная проза", "Мастер и Маргарита"), А. Платонов (проза), М. Цветаева, А. Ахматова, Б. Пастернак. 60-е годы историки литературы считают феноменом в истории русской литературы XX века.

    Этот период явил миру целое созвездие имен талантливых прозаиков. Это прежде всего писатели, которые пришли в литературу после войны: Ф. Абрамов, М. Алексеев, В. Астафьев, Г. Бакланов, В. Богомолов, Ю. Бондарев, С. Залыгин, В. Солоухин, Ю. Трифонов, В. Тендряков. Расцвет творчества этих писателей приходится на 60-е годы. Особенностью литературного процесса этого периода является расцвет художественной публицистики (В. Овечкин, Е. Троепольский, Б. Можаев).

    Процесс социально-культурного обновления уже в конце 1950-х годов шел крайне сложно и внутренне противоречиво. Наметилось отчетливое размежевание и даже противостояние двух сил. Наряду с явно положительными тенденциями, публикацией новых произведений, нередки были острые критические нападки и даже организованные кампании против ряда писателей и произведений, обозначивших новый этап общественно-литературного развития. (Повесть И. Оренбурга "Оттепель" и его мемуары "Люди, годы, жизнь", романы Б. Пастернака "Доктор Живаго", В. Дудинцева "Не хлебом единым" и др.)

    Были подвергнуты критическому разносу произведения художника Роберта Фолька, скульптора Эрнеста Неизвестного, поэта Андрея Вознесенского, кинорежиссера Марлена Хуциева. Ожесточенным нападкам подвергались произведения, опубликованные в "Новом мире" А. Твардовского вплоть до его вынужденного ухода из журнала в 1970 г. Это также травля Бориса Пастернака, судебный процесс над Иосифом Бродским, обвиненным в "тунеядстве" и сосланными на Север, "дело" Андрея Синявского и Юлия Даниеля, осужденных за их художественные произведения, опубликованные за границей, преследование А. Солженицына, В. Некрасова, Александра Галича.

    Литература 70-90-х годов

    Уже с середины 60-х годов "Оттепель" пошла на убыль. Период "оттепели" сменился в брежневские времена застоем (70-80-е годы). Период этот отмечен таким явлением, как диссидентство, в результате которого многие талантливые писатели ни были насильственно разлучены с Родиной и оказались в вынужденной эмиграции (А. Солженицын, В. Некрасов, Г. Владимов, Н Аксенов, И. Бродский).

    В этом плане большой интерес представляли лирические произведения большой формы: поэмы-циклы А. Ахматовой ("Реквием"), А. Твардовского ("По праву-памяти") и др. Вслед за публикацией выдающихся произведений 20-30-х и 50-60-х гг., в которых осмыслялся сложный исторический опыт страны и народа (А. Платонова "Котлован", "Чевенгур", М. Булгакова "Дьяволиада" и "Собачье сердце", В. Гроссмана "Жизнь и судьба", "Все течет", А. Солженицына "В круге первом", "Раковый корпус", Ю. Домбровского "Хранитель древностей", "Факультет ненужных вещей", В. Шаламова "Колымские рассказы") появились и другие, "задержанные" произведения 60-70-х годов ("Новое назначение" А. Бека, "Белые одежды" В. Дудинцева, "Ночевала тучка золотая" А. Приставкина, "Дети Арбата" А. Рыбакова.)

    Проза

    В обзоре прозы следует остановиться на общих закономерностях ее развития. Попытки постижения противоречий социально-политического развития обозначены в таких произведениях II половины 50-х и начала 60-х годов, как "Оттепель" И. Эренбурга, "Не хлебом единым" В. Дудинцева, "Битва в пути" Г. Николаевой. В них акцентируется внимание на социальных, нравственно-психологических проблемах.

    В произведениях, созданных в годы "оттепели", большое внимание привлекает не традиционное изображение схватки двух миров в революции и гражданской войне, а внутренние драмы революции, противоречия внутри революционного лагеря, столкновение разных нравственных позиций людей, вовлеченных в историческое действие. Такова основа конфликта в повести П. Нилина "Жестокость", в которой гуманистическая позиция молодого сотрудника угрозыска Веньки Малышева вступает в противоречие с бессмысленной жестокостью начальника угрозыска Узелкова. Сходный тип конфликта определяет и развитие сюжета в романе С. Залыгина "Соленая падь".

    Моральные, интеллектуальные искания характерны для молодых прозаиков "оттепельных" лет: Г. Владимова, В. Войновича, А. Гладилина, А. Кузнецова, В. Липатова, Ю. Семенова, В. Максимова. У истоков "молодой" прозы 1960-х годов, которую критика обозначила как "исповедальная", стоит имя В. Аксенова. Произведения этих писателей публиковались на страницах журнала "Юность".

    Этих прозаиков привлекал герой, не соответствующий общепринятым канонам поведения... У него своя система ценностей. Ему свойственно ироническое отношение к окружающему миру. Сейчас только становится понятным, что за этой концепцией героя у многих автором стоял трагический семейный опыт (боль за судьбу репрессированных родителей, личная неустроенность, мытарства по жизни), а также высокая самооценка, уверенность, что вне полной свободы они не смогут реализовать свой творческий потенциал. Вопреки навязываемому соцреалистической эстетикой представлению о советском человеке как о цельной личности, живущей в полном ладу со своей прекрасной современностью, писатели эти привели в литературу молодого рефлектирующего героя. Это в основном вчерашние школьники, делающие первые шаги в жизни. Повесть А. Кузнецова "Продолжение легенды" начинается с признания героя о своей "незрелости", беспомощности. Причину разлада в душе героя "молодой" прозы критика видела в сломе в самосознании советского общества, который произошел в начале "оттепели", когда зашатались идеологические мифы, насаждавшиеся в течение сорока лет, и этот слом острее всего сказался на моральном самочувствии самого молодого поколения, что привело к кризису веры.

    Исходный момент конфликта в "исповедальной" прозе -мир оказался не таким, каким его рисовали в школе и книжках. "Зачем было готовить нас к легкой жизни?" - упрекает своих учителей Толя, герой "Продолжения легенды".

    Герои повести В. Аксенова "Коллеги" (1968) хотели бы жить взволнованно. Но их романтической установке противостоит грубая и некрасивая проза действительности, с которой сталкиваются "коллеги" сразу же после окончания мединститута. Саша Зеленин попадает в деревню, где врачуют по старинке, а Максимову вместо плавания по морям и океанам приходится заниматься рутинной санитарно-карантинной службой в порту. Оба сталкиваются со злом: Зеленин с бандитом Бугровым, а Максимов - с жуликом Ярчуком, которого выводит на чистую воду. Все герои "исповедальной" прозы проходят испытание соблазнами компромисса: пошлостью, цинизмом, приспособленчеством.

    Основной конфликт, который получает развитие в этой прозе,- это конфликт отцов и детей.

    В повести "Звездный билет" В. Аксенов представляет старшее поколение комично. Бунт "звездных мальчиков" - это протест против стандарта, отказ подчиняться старым нормам. Это защита права быть самим собой и самому распоряжаться своей судьбой. Следует отметить, что поиски этим поколением писателей своего места в жизни привело их впоследствии к трагическому исходу: почти все они оказались в эмиграции и не попали в первый ряд литературы.

    Новое стилевое течение в прозе 60-х годов - это лирическая проза, которую представляют такие писатели, как К. Паустовский ("Повесть о жизни"), М. Пришвин ("В тумане"), В. Соломин ("Капля росы"), О. Бергольц ("Дневные звезды"). В произведениях этого жанра показано не столько внешнее движение, сколько раскрыт мир души лирического героя. Главное здесь не Сюжет», а чувства героев. "Капля росы", "Владимирские проселки" В. Солоухина и "Дневные звезды" О. Бергольц с момента появления воспринимались как образцы лирической прозы, где наряду с лирическим началом доминирует и эпическое. Повесть "Владимирские проселки" В. Солоухина - синтетический повествовательный жанр, в котором наряду с лирическим началом присутствуют элементы документа, очерка, исследования. Антимещанская, бытовая проза представлена произведениями Ю. Трифонова, Ю. Семина ("Семеро в одном доме"), В. Белова ("Воспитание по доктору Споку").

    В "производственной" прозе наиболее значительными были романы "И это все о нем" В. Липатова и "Территория" О. Кунаева.

    "Лагерная" проза представлена произведениями А. Солженицына ("Один день Ивана Денисовича"), В. Шаламова ("Колымские рассказы"), Г. Владимова ("Верный Руслан"). К этой прозе можно отнести и воспоминания бывших лагерников О. Волкова ("Во мгле"), Е. Гинзбург ("Крутой маршрут").

    В прозе этих лет отмечено в целом углубление художественных конфликтов, стремление во всей полноте и сложности исследовать противоречия нашего развития. Наблюдается обогащение жанрово-композиционной и стилевой структуры произведений о войне, широкое использование условных форм изображения (В. Распутин, Ч. Айтматов), усложнение авторской позиции (романы Ю. Трифонова).

    Вершинные достижения литературы 60-90-х гг. - это военная и деревенская проза.
    48. Творчество А.Т. Твардовского.

    Твардовский Александр Трифонович (1910-1971) - поэт, общественный деятель, лауреат Ленинской и Государственных премий

    Александр Трифонович Твардовский родился в Смоленской области. По вечерам в доме родителей часто читали вслух Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова,Толстого, Никитина, Ершова. Стихи Александр начал сочинять рано, ещё будучи неграмотным, и не будучи в состоянии их записать. Первое стихотворение было гневным обличением мальчишек, разорителей птичьих гнёзд. Учился в сельской школе, затем в Смоленском педагогическом институте. В 1939 году закончил Московский институт философии, литературы и истории (МИФЛИ).

    В 14 лет Твардовский стал писать маленькие заметки в смоленские газеты, а затем, собрав несколько стихотворений, принёс их Михаилу Исаковскому, работавшему в редакции газеты «Рабочий путь». Исаковский встретил поэта приветливо, став другом и наставником молодого Твардовского. Судьба крестьянина в годы коллективизации - тема первых поэм Твардовского: "Путь к социализму" (1931), "Вступление" (1933), повести "Дневник председателя колхоза" (1932), "Сборника стихов 1930-1935" (1935).

    В 1936г. была напечатана поэма "Страна Муравия", получившая широкую известность. Герой Никита Моргунок не только наблюдает во время своих странствий картины крестьянской жизни во время "великого перелома", но и сам воплощает драму нелегкого расставания с прежними иллюзиями. В стиле поэмы своеобразно отразились аллегоричность сказки, ее склонность к сгущенной, порой фантастической передаче реальных событий. Язык поэмы простой, разговорный и в то же время красочный, богатый образами, идущий от восприятия мира крестьянином-тружеником.

    В лирике 30-х годов, составившей сборники "Дорога" (1938), "Сельская хроника" (1939) и "Загорье" (1941), Твардовский стремился уловить изменения человеческого характера в колхозной деревне, создать образы ее людей. Цикл "Про деда Данилу" (1938) с его героем - мастером своего дела, весельчаком и философом - в известной мере предварил будущую "Книгу про бойца".

    Твардовский участвовал в советско-финской войне 1939-1940 годов в качестве корреспондента военной газеты и написал цикл стихов "В снегах Финляндии". Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов поэт работал во фронтовых газетах, публикуя в них стихи и очерки.

    Очень широкую известность получила поэма Твардовского "Василий Теркин" (1941-1945). Главный герой этой книги - народ на войне. В поступках и действиях Василия Теркина проступает нравственный облик воюющего народа. Герой олицетворяет все лучшие черты советского народа: выдержку, любовь к шутке, выносливость, смекалку, открытую и щедрую душу, готовую прийти на помощь в любой ситуации. "Это поистине редкая книга, - писал И.А.Бунин. - Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык - ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!"

    В послевоенной поэме "Дом у дороги" (1946) с огромной трагической силой изображена судьба солдата Андрея Сивцова и его семьи, угнанной в Германию. Образ его жены Анны, картины ее горького материнства на чужбине, воображаемый разговор младенца с ней достигают большой силы обобщения, символизируя непобедимость жизни в ее борьбе с насилием, смертью. "Счастье - не в забвенье!" - таков основной мотив этой поэмы и многих лирических стихотворений послевоенных лет, посвященных памяти всех участников военных событий ("Я убит подо Ржевом", "В тот день, когда окончилась война", "Жестокая память" и др.).

    Широким по охвату лирико-публицистическим произведением явилась поэма "За далью - даль" (1950-1960). Путевой дневник поэта перерастает здесь в исповедь сына века, которого "две дали... влекут к себе одновременно": сложнейший, полный героики и трагизма период, пережитый советским народом, и - будущее, богатое новыми замыслами и свершениями. Твардовский искусно чередует общие и крупные планы; так, рядом с главами "На Ангаре" и "Так это было" стоят главы "Друг детства" и "Москва в пути" - рассказы о судьбах отдельных людей, каждый из которых - частичка народа, великого потока истории. Но основную роль в этой поэме играет сам автор, который доверяет читателю свои мысли и чувства. Отсюда - заключительное обращение Твардовского к читателям: "... в книге этой... всего героев ты, да я, да мы с тобой".

    Высказанные в поэме мысли автора об искусстве, долге художника во многом перекликаются с его сатирической поэмой "Теркин на том свете" (1954-1963), где создан своеобразный образ "потустороннего мира", представлены, по словам автора, "... в сатирических красках те черты нашей действительности - косность, бюрократизм, формализм, - которые мешают нашему продвижению вперед".

    Напряженные раздумья о жизни, времени, людях характерны и для прозы Твардовского, где с рассказами и очерками ("Печники" (1958) соседствуют разнородные записи, составляющие значительную часть книги "Родина и чужбина" (1947). В своем творчестве Твардовский правдиво и страстно запечатлел важнейшие, ключевые этапы жизни народа. Народность, доступность его поэзии достигаются богатыми и разнообразными средствами художественной выразительности. Поэт переводил стихи с белорусского, украинского и других языков Его произведения были переведены на многие иностранные языки.

    В период редакторства Твардовского в «Новом мире», особенно после XXII съезда КПСС, журнал стал прибежищем антисталинских сил в литературе, символом «шестидесятничества», органом легальной оппозиции советской власти. В «Новом мире» идеологический либерализм сочетался с эстетическим традиционализмом. Твардовский холодно относился к модернистской прозе и поэзии, отдавая предпочтение литературе, развивающейся в классических формах реализма.

    Вскоре после разгрома «Нового мира» у Твардовского обнаружился рак лёгких. Умер писатель 18 декабря 1971 года в дачном посёлке Красная Пахра Московской области. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

    Твардовский вел большую общественную работу. Он был секретарем правления Союза писателей СССР, вице-президентом Европейского сообщества писателей. Поэзия Твардовского - образец самобытного творчества народного художника, для которого служение народу было смыслом всей жизни, единственным подлинным счастьем.

    49. Нравственная проблематика, новые формы её воплощения писателями 1970-1980 гг. (В. Астафьев, В. Распутин, произведения Ч. Айтматова на русском языке и др.).

    Критика отмечает, что в произведениях ряда наших писателей обозначился новый герой, думающий о смысле жизни и нравственности, ищущий этот смысл, понимающий свою ответственность в жизни. Задумавшись о проблемах и пороках общества, думая, как их исправить, такой герой начинает с себя. Сегодня, мне кажется, проблема нравственности становится ведущей. В число писателей, поставивших в центр своего творчества нравственные проблемы личности, можно назвать Ч. Айтматова, Б. Васильева, Д. Абрамова, В. Астафьева, Ю. Бондарева, В. Распутина, В. Белова и других.

    В 1970е годы активизируется «деревенская проза», выходя на первый план по глубине проблематики, яркости конфликтов, выразительности и точности языка, при отсутствии особых стилистических и сюжетных «изысков». Писатели-деревенщики нового поколения (В.Распутин, В.Шукшин, Б.Можаев, С.Залыгин), переходят от социальных проблем русской деревни к проблемам философским, нравственным, онтологическим.

    Проблемы:

    • воссоздания русского национального характера на переломе эпох; взаимоотношения природы и цивилизации; проблема добра и зла, сиюминутного и вечного (В. Распутин);

    • проблема Человека и Природы; сохранения природного равновесия; экология человека (нравственные ценности) В. Астафьев;

    • проблемы войны и мира, добра и зла, человека и природы, человечества и космоса, свободы и неволи ( в том числе и применительно к сталинским репрессиям), нравственности и безнравственности, соотношения в жизни современного человека религии и науки, традиций прошлого и новых социально-культурных явлений; социально-нравственная проблема наркомании (Ч. Айтматов).

    Дискуссии о «деревенской» прозе, прошедшие на страницах «Литературной газеты» и журнала «Литературная учеба» в начале 80х годов, раскололи критику на «почвенников» и «западников», как сто лет назад.

    Писатели-реалисты XIX века стремились пробудить в читателе желание изменить существующий порядок вещей и стать лучше, чище, добрее и справедливее. Эти идеи получили свое развитие и в творчестве писателей наших дней. Проблема преемственности поколений, их духовной неразрывности является одной из главных в современной литературе. Для героев Васильева, Астафьева, Распутина, Айтматова непреходящими остаются духовные ценности, заветы предков.

    Последняя четверть XX века поставила перед человечеством глобальную проблему — проблему экологии, сохранения природного равновесия. Взаимоотношения природы и человека обострились настолько, что стало понятно: или человек научится жить как часть природы, по ее законам, или погубит планету и погибнет сам. Тема отношений природы и человека была новой в русской литературе, и одним из первых обратился к ней Виктор Астафьев. Уроженец русского Севера, Астафьев любит и чувствует природу Человек, по мысли Астафьева, перестал вести себя как мудрый и доброжелательный хозяин, превратился в гостя на собственной земле или же в равнодушного и агрессивного захватчика, которому безразлично будущее, который за выгодой сегодняшнего дня не способен увидеть проблемы, ожидающие его в будущем.

    «Царь-рыба» - роман в новеллах (1972 - 1975). В его структуру входит одиннадцать рассказов. Название в рассказе «Царь-рыба» имеет символическое значение. Царь-рыбой называют осетра, но это и символ непокоренной природы. Борьба человека и царь-рыбы завершается трагически: рыба не сдается, но, смертельно раненная, она уходит, чтобы умереть. Покорение и завоевание природы приводит к ее гибели, потому что природу нужно знать, чувствовать, мудро использовать ее законы, но не бороться с ней. Астафьев подводит итог многолетнему отношению к природе как к «мастерской», «кладовой», развенчивает тезис, гласящий, что человек — царь природы. Забыта истина, что в природе все связано со всем, что, нарушив равновесие части, разрушишь целое.

    Человек губит природу, но гибнет и сам. Для Виктора Астафьева законы природы и законы нравственности тесно и неразрывно связаны. Чужаком и лихим завоевателем пришел в леса Гоша и погиб и чуть было не погубил еще одну жизнь. Но страшнее всего то, что люди, живущие не один десяток лет в заповедных местах, постепенно поддаются развращающему влиянию философии потребительства, начинают варварски эксплуатировать природу, не понимая, что уничтожают дом, в котором живут.

    Вместо былого драматизма борьбы человека со стихией, когда человек выступал в роли покорителя, на сцену выступила трагическая коллизия борьбы за природу. Человека-хозяина природы сменил защитник и покровитель.

    Конец XX и начало XXI века дали жизнь еще одному понятию — экология человека. Человечество, искалеченное духовно, не имеющее цели, кроме погони за материальными благами любой ценой, калечит природу. Астафьев не использовал термин «экология человека», но его книги именно об этом, о необходимости сохранить нравственные ценности.

    В. Астафьев - один из видных мастеров современной литературы, и он не умещается в рамки деревенской, военной или какой-нибудь еще прозы. Астафьев - писатель, всегда совестливо откликающийся на самые больные вопросы времени. Его книги напоминают сконцентрированную боль человеческой души, и от повести к повести она становилась все трагичнее. В романе «Печальный детектив» изображен акт драмы о человеке. Астафьев передоверяет своему герою, милиционеру Леониду Сошнину, свои переживания за человека. Подучив отставку по инвалидности, заработанной на службе, еще не старый герой, переквалифицируется в писателя. Протокольная информация о преступлениях сменяется в повести размышлениями главного героя о смысле жизни. Герой выступает одиноким борцом против преступников всех мастей, против бездуховности в обществе.

    Перед его взором проходят различные картины провинциальной жизни города Вейска. Общая безрадостная картина жизни города - почти безнаказанное хулиганство, алкоголизм, бедность духовная и физическая, грязь, злоупотребления, произвол - все это написано серыми, мрачными красками. Сошнин - диагност нравственного разложения общества, нарушения всех связей между людьми, между поколениями, между человеком и природой. Задумываясь о проблемах и пороках общества, думая, как их исправить, такой герой начинает с себя. В.Астафьев писал: «Всегда надо начинать с себя, тогда дойдешь до общего, до общегосударственных, до общечеловеческих проблем».

    Одним из писателей, который искренне болеет за нравственность нашего общества, является Валентин Распутин. Особое место в его творчестве занимает повесть "Пожар" (1985 г.). Это размышления о нашем современнике, о гражданском мужестве и нравственных позициях человека. Краткий сюжет: в Сосновке разразился пожар, на него сбежался весь поселок, но люди оказались бессильны перед разбушевавшейся стихией. На пожаре было немного тех, кто рискуя своей жизнью, отстаивал народное добро. Многие же пришли "погреть руки". Люди спасали хлеб. Спасенный магазинчик - ничто по сравнению с человеческими Жизнями, с огромными сгоревшими складами, с растащенным народным добром. Пожар - это итог всеобщего неблагополучия. Людей развращает неуютность быта, скудность духовной жизни, бездушное отношение к природе.
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25


    написать администратору сайта