Главная страница

Сборник статей по результатам проведения xii всероссийской научнопрактической студенческой конференции с международным участием Актуальные проблемы современной юридической науки и практики


Скачать 4.75 Mb.
НазваниеСборник статей по результатам проведения xii всероссийской научнопрактической студенческой конференции с международным участием Актуальные проблемы современной юридической науки и практики
Дата04.04.2022
Размер4.75 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаEZHEGODNIK-po-itogam-2017.pdf
ТипСборник статей
#441428
страница4 из 101
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   101
Банковская система ислама: сравнительно-правовой анализ
Аменицкий Ю.А.
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
(научный руководитель - кандидат юридических наук, доцент Цыганов В.И.)
Сегодня эффективно функционирующая банковская система - основная предпосылка успешного развития экономики. Современные западные кредитные учреждения не могут быть востребованы в мусульманских странах так же, как в Европе и некоторых странах Азии. Пришло время, когда потребовалась банковская система, не оскорбляющая религиозных ценностей мусульман. Альтернативным вариантом является банковская система, соответствующая законам шариата – т.е. банковской системы, в которой не было бы ссудных процентов.
История исламского банкинга берет начало с зарождения самого ислама. В частности, это откровение пророка Мухаммаду, содержавшее запрет рибы. Риба – в шариате: незаконный прирост денег. В соответствии с текстом Корана взимание ссудного процента, т.е. рибы, а также совершение, связанных с ней, сделок считалось грехом. Запрет «риба» отражен в нескольких сурах Корана: «Те, которые пожирают лихву, восстанут», «Аллах уничтожает лихву и поощряет милостыню».
В основу принципа организации исламского банка был положен эксперимент, который был проведен в городке Мит-Гамр (Египет) в 1963-1967 годах. Идея заключалась в объединении немецких сбербанков на принципах исламских ценностей. Эти банки не взимали процентов по ссудам и не платили процентов по вкладам. Они "делали деньги" путем участия в торговых или производственных бизнес-проектах, разделяя полученную прибыль между своими вкладчиками.
Таким образом, они выступали в роли не столько традиционных коммерческих банков, сколько сберегательно-инвестиционных институтов. Хотя проект Мит-Гамр динамично дебютировал, по политическим мотивам от него пришлось отказаться. Сейчас он имеет, скорее, историческое значение. Это был первый эксперимент, доказавший, что деятельность банка может быть организована на принципах ислама – запрета прибыли и при отсутствии процентов.
«Исламские» финансы («исламское» финансирование) также являются определенным связующим звеном между различными арабскими странами. Объем мирового рынка «исламских» финансов в 2015–2016 гг. оценивался специалистами примерно в 2,5 трлн долл. США. Темпы роста исламской финансовой индустрии за последние десять лет составляли ежегодно 10–12%.
Целесообразно отметить, что «исламские» финансы используются во внешнеэкономических сделках между различными арабскими странами, выражая некую финансовую общность этих государств и по своей экономической сущности являясь партнерскими финансами, исключая при этом возможность использования недобросовестных сделок между контрагентами. «Исламские» финансы должны быть использованы только в разрешенных (дозволенных) шариатом сделках, которые разрешены Исламом, а значит самим Аллахом.
В 70-е годы изменение общего политического климата во многих мусульманских странах позволило перейти от первых исламских банков, имевших полуподпольный статус, к созданию легальных банков. В 1974 г. в рамках Организации «Исламская конференция» было принято решение об учреждении Исламского банка развития, который начал осуществлять свою деятельность уже в следующем году. А в конце 70-х годов были созданы, в частности, Dubai Islamic
Bank, Islamic Bank of Sudan, Islamic Bank of Egypt, and Bahrain Islamic Bank. В азиатско- тихоокеанском регионе это произошло даже раньше: в Филиппинах в 1973 году президентским указом был создан исламский Philippine Amanah Bank. Итак, с начала 70-х годов исламские банки стали постепенно развиваться и, более полувека идет постоянная динамика развития этой отрасли, которая раскинулась на 75 стран мира.
Когда в 70-х годах прошлого века в странах Персидского залива стали появляться исламские банки, клиентами их были только мусульмане. Динамика развития исламских банков эффективно конкурирует с динамикой развития обычных банков. Как ни странно, гораздо более динамично развивается исламское банковское дело в Европе, особенно в Великобритании. Там существуют исламские банки и там существуют исламские окошки в обычных банках (например, Citibank,

23
Barclays). В настоящее время, большинство крупных западных банков (ABN Amro, Societe Generale,
Goldman Sachs, Nomura Securities, J.P. Morgan Chase, Citibank и др.) имеют отделы, предоставляющие клиентам исламские финансовые услуги. Многие европейские предприятия оценили преимущества работы с исламскими банками, преимущества той надёжности, тех гарантий, которые дает исламский подход к работе с клиентами. Специалисты уже предполагают, что в скором будущем исламские банки потеснят позиции западных банков в арабских странах. И это создаст объективные условия для более интенсивного перенесения основ исламского банкинга на другие регионы исламского мира, а затем за его пределы.
В настоящее время в мире численность исламских банков превысила 500.
Основной принцип исламской экономической модели заключается в поиске альтернативы процентному финансированию. Тем не менее, Эксперты признают: запрет ссудного процента — не абсолютный. В ход идут различные правовые уловки и обходные маневры, например, двойная продажа (мухатара), когда комиссия выплачивается агенту, купившему товар за свой счет для заказчика, или же хавала — средство перевода долга от одного лица к другому.
Вместо кредитования в привычном понимании в исламском банкинге есть что-то похожее на проектное инвестирование. Банк тщательно изучает потенциального партнера, устойчивость его бизнеса и его опыт. И в случае положительного решения выдает деньги, получая долю в финансируемом проекте.
"Фундаментальное отличие исламского банкинга от традиционного — коллективный риск — когда инвестор и финансовое учреждение разделяют риски"
Существенным отличием исламского банкинга от традиционного является его социальная направленность, т.е. получение дохода является не прямой, а лишь опосредованной целью ведения финансовой деятельности. Современные исламские ученые также подчеркивают, что исламский банк должен участвовать в деятельности, направленной на выполнение социально-экономических задач – таких как искоренение бедности, равное распределение материальных благ и доходов, создание рабочих мест – и модель участия в прибылях и убытках как нельзя лучше приспособлена для выполнения всех этих задач.
Перечислим наиболее существенные из них. а) безусловный запрет на ссудный процент и ростовщичество, поскольку извлечение прибыли от такой деятельности может подорвать общественное благосостояние; б) превалирование этических норм над доходной составляющей, то есть цели всех сторон соглашения не должны противоречить нормам морали и ислама; в) распространение нравственных и социальных ценностей, предусматривающее существование специальных услуг и предложений для бедных, то есть реализация благотворительных проектов; г) равная ответственность сторон за риск, а именно распределение риска между участниками соглашения; д) отказ от фьючерсных сделок.
Существование таких принципов дает право называть исламский банкинг формой этического инвестирования, основанной на запретах и допущениях. Исламский банкинг также запрещает финансировать такие сферы, как производство алкоголя и табака, лотерею, проституцию и производство мясных продуктов.
Основополагающим отличием «исламского банкинга» от классического является запрет на выплату гарантированных процентов как за выдачу кредита, так и по вкладам, так называемая
«риба». Риба в переводе с арабского означает «приращение», т. е. надбавка к сумме основного долга, получаемая кредитором по представленным займам. Под «риба» понимается любой процент по финансовым операциям, когда одна сторона получает доход за счет другой. Извлечение прибыли от финансово-экономической деятельности в исламе всегда должно быть связано с принятием на себя инвестиционного риска. Проценты по вкладу напрямую зависят от итогов деятельности банка, а выплаты по кредиту – от успешности реализации инвестиционного проекта, который финансируется за счет предоставления кредитов.
Таким образом, фундаментальным аспектом исламского банкинга является сотрудничество между клиентом и банком. Предполагается, что банк выполняет агентские функции, аккумулируя

24 средства клиентов, а затем инвестируя их. В связи с запретом на взимание и выплату процентов возникает вопрос, каким образом и за счет чего в исламских банках происходит формирование доходной части. Деятельность банка построена на системе долевого участия, при которой банк предоставляет кредит на бизнес, но клиент платит ему за это не проценты, а обеспечивает получение доли от прибыли. Особенность состоит в том, что если предприятие не получает прибыли или является низкоприбыльным, оно ничего не выплачивает своему кредитору.
Такая система заимствования не просто отодвигает на второй план, а полностью выводит из оборота основной инструмент традиционного банкинга – ссудный процент. Исламские банки обрекают на забвение и продукты, в основе существования которых лежит процентная ставка, а именно кредиты, депозиты и даже процентные ценные бумаги. Заемщик по своему желанию может вознаградить банк, выдавший ему кредит. При этом заемщик фактически не несет ответственности за невозмещенный кредит, если не считать ответственности в рамках религиозных канонов.
Действующий запрет ислама на процент способствует экономическому росту за счет увеличения производства и потребления, что в свою очередь отражается на снижающемся уровне инфляции. В современном мире данные финансовые организации получили широкое распространение благодаря своей особой системе работы только с реальным сектором экономики, обязательным пожертвованиям на благотворительность, запрету рисков, которые могут привести к утрате даже минимальной части капитала, отсутствию финансовых спекуляций и спекулятивных ценных бумаг (фьючерсов и опционов), и «справедливому» перераспределению ресурсов в результате выполнения операций.
Исламский банк имеет три основных разрешенных источника прибыли: банковские операции, основанные на принципах исламской экономики, операции на финансовых рынках и комиссионные операции.
Наибольшего внимания заслуживают следующие продукты исламских банков: мудараба, мушарака, мурабаха. Они являются близкими аналогами тех операций и услуг, что предлагают своим клиентам банки Европы, Америки и Азии.
Мудараба – договор между двумя и более сторонами, по которому одна сторона (банк) доверяет свои средства другому лицу (предпринимателю). Финансовые потери полностью ложатся на заимодавца, а в случае успеха, прибыль делится между сторонами в заранее определенной пропорции.
Мушакара представляет собой совместную реализацию общего проекта банка и предпринимателей. Данный вид услуг во многом схож с проектным финансированием, однако здесь прибыль распределяется между партнерами пропорциональноих доли участия в проекте, будь он в роли управленца или же в качестве простого работника. При убытках потери также распределяются в зависимости от доли участия: чем она выше, тем больший убыток несет партнер. При этом, как и традиционный банк, он может оперировать средствами вкладчиков и предлагать другие услуги за комиссионное вознаграждение.
Мурахаба - это обыкновенное финансирование коммерческих операций. Роль банка сводится к покупке, продаже и перепродаже и даже хранению товаров. При этом банк принимает весь риск потери за совершение неудачной сделки на себя. Доход от выполнения мухараба – заранее оговоренная наценка, включенная в стоимость товара.
Любая деятельность в исламе должна соответствовать канонам этой религии, в первую очередь, шариату – своду мусульманских законов и норм. Не являются исключением в этом отношении и исламские банки, которые всю свою деятельность должны строить на принципах шариата.
Шариат — комплекс предписаний, определяющих убеждения, а также формирующих религиозную совесть и нравственные ценности мусульман. Шариатские предписания закреплены прежде всего Кораном и сунной пророка Мухаммеда и выступают источниками конкретных норм, регулирующих практически все сферы повседневной жизни мусульман.
На основе экономических положений Корана и сунны исламскими экономистами была разработана исламская экономическая модель. Одним из главнейших институтов исламской экономики являются исламские банки.

25
Опыт функционирования исламских банков за последние три десятилетия показал, что в своей деятельности указанные банки сталкиваются с рядом трудностей как операционного, административно-управленческого, так и правового и экономического характера.
На протяжении долгого времени одна из проблем юридического характера заключалась в отсутствии единых стандартов, что отчасти затрудняло ведение бизнеса и ставило под вопрос соответствие операций того или иного исламского банка шариату. В мусульманском мире нет единого Шариатского Совета, который бы определял, какие сделки дозволены, а какие - не дозволены с точки зрения мусульманского права.
В настоящее время существуют расхождения по ряду вопросов, касающихся операций и практики деятельности исламских банков, однако с учреждением в 2002 г. в Малайзии Совета по исламским финансовым услугам (Islamic Financial Services Board (IFSB), многое изменилось в лучшую сторону. Учреждение этой международной организации было инициировано председателями и высшими должностными лицами центральных банков ряда стран и состоялось при поддержке Исламского банка развития (ИБР), Международного валютного фонда (МВФ) и
Организации по бухгалтерскому учету и аудиту в исламских финансовых институтах (ААОИФИ).
В Малайзии - стране, где находится штаб-квартира Совета по исламским финансовым услугам, в 2002 г. был принят специальный закон - Islamic Financial Services Board Act. Этот закон предоставляет IFSB те привилегии и иммунитеты, которые обычно имеют международные организации и дипломатические представительства. Данным законом установлены правовые основы и особенности деятельности исламских банков и исламских инвестиционных фондов, законодательно закреплены формы и методы государственного регулирования и надзора за деятельностью исламских банков, определён перечень и порядок осуществления исламских банковских операций…
В рамках своей компетенции IFSB приспосабливает уже существующие или разрабатывает новые банковские инструменты и стандарты финансовой отчетности, соответствующие шариату, которыми руководствуются исламские финансовые институты, включающие в себя исламские банки, исламские страховые компании, и др.
В этом отношении работа, которую проводит IFSB, дополняет деятельность Базельского комитета по надзору за банковской деятельностью (Basel Committee on Banking Supervision),
Международной организации комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities
Commissions) и Международной ассоциации органов, осуществляющих надзор за страховой деятельностью (International Association of Insurance Supervisors).
Прудникова Ю.О. в статье «Проблемы правового регулирования деятельности исламских банков в немусульманских странах» пишет, что, по мнению профессора Университета Малайзии Б.
Шанмугана, существует три основных требования, обеспечивающие развитие исламского банковского дела в национальной экономике. Во-первых, это наличие шариатского наблюдательного совета, целью которого является оценивание банковских операций в соответствии источникам мусульманского права. Во-вторых, поскольку одним из принципов осуществления деятельности исламских банков является проведение операций на беспроцентной основе, то не должно существовать законодательно установленного запрета на осуществление банковских операций без выплаты или взимания процента. В-третьих, банкам должно быть разрешено участвовать в торговых операциях и делить прибыли и убытки со своими клиентами.
В настоящее время существуют следующие международные исламские финансовые институты:

Бухгалтерская и аудиторская организация для Исламских финансовых институтов
(The Accounting and Auditing Organization for Islamic Financial Institutions)

Совет по исламским финансовым услугам (The Islamic Financial Services Board)

Генеральный совет исламских банков и финансовых учреждений (General Council for
Islamic Banks and Financial Institutions)
Международный исламский финансовый рынок (International Islamic Financial Market)
Становление исламского банкинга на территории РФ приобрело особую актуальность в связи с общественно-политической и экономической ситуацией в стране. Все это заставляет Россию искать внутренние резервы и новые источники иностранных инвестиций. Внутренними резервами

26 могут послужить ныне неиспользуемые средства граждан-мусульман РФ, а также иностранных граждан из республик Средней Азии, находящихся на территории РФ. В качестве источников внешних инвестиций весьма привлекательны государства Ближнего Востока и Юго-Восточной
Азии, с которыми Российская Федерация поддерживает дружеские взаимоотношения.
Согласно статье от Сбербанка – “Исламский банкинг – это перспективное направление, которое нужно развивать.
Потенциальные клиенты исламского банкинга в России — почти 25 млн российских мусульман. Мировой совокупный объем исламских финансовых активов — около 2,5 трлн, подсчитали в консалтинговой компании EY. За последний год этот сегмент вырос более чем на 16%.
А исследование МВФ показало: исламские банки более устойчивы к финансовому кризису, чем традиционные.
Что же касается опыта формирования исламского банкинга на территории РФ на данный момент, как банков, работающих только на принципах шариата, так и исламских «окошек» в традиционных банках, то надо признать, что такого опыта практически не имеется. Регулирование
«исламских банков» целиком базируется на классическом подходе к банковскому делу и никак не предусматривает специфичность исламских банков.
Известно лишь о существовании небольшого числа всецело исламских банков, а также о существовании небольшого ряда банков, которые попытались внедрить окно исламского банкинга.
К их числу можно отнести: Казанский «Амаль» и «Булгар Банк» (ЗАО), предоставляющие услуги в абсолютном соответствии с требованиями исламского права и действующим законодательством
РФ, банк «Ак Барс», входящий в тридцатку крупнейших банков РФ.
Одной из основных проблем является отсутствие в правовом поле РФ юридически закрепленной терминологии по исламскому банкингу, аналогов понятий, применяемых в рамках деятельности банков, соответствующей исламским принципам в международной практике. В российской юридической документации не прописано, что представляет собой понятие «исламский финансовый институт» или «банк», действующий с соблюдением исламских финансовых принципов», мудараба, мушарака, мурабаха и т. п.
Принципы исламского банкинга в настоящее время широко распространены не только в мусульманских государствах, но также в Европе и Америке. Среди западных банков существует тенденция к открытию и поддерживанию так называемых «исламских окон» (отделения банка, предоставляющие услуги согласно нормам ислама). Даже ведущие банки претерпевают
«исламскую лихорадку». К примеру, Сitiсоrp, Deutsсhe Bаnk, HSBС, АBN Аmrо открыли отделения, деятельность которых базируется на принципах ислама. Профессор Л.Р. Сюкияйнен отмечает, что целый ряд институтов исламского предпринимательского права (исламские облигации, банковские продукты, формы основанного на взаимных гарантиях страхования) уже нашли признание в европейской правовой практике. Современное исламское право именно под влиянием тесного контакта с европейской правовой культурой формулирует решения, которые указанная культура берет себе на вооружение. При этом нормы шариата остаются незыблемыми, но и положения европейского права не игнорируются.

27
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   101


написать администратору сайта