Главная страница
Навигация по странице:

  • Копытова Л.А. Использование элементов ТРИЗ как средства развития творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности

  • Малышева С.Г. Этико-эстетическое направление воспитания на занятиях изобразительной деятельностью

  • Москалева О.В. Детское музицирование как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста

  • Сб.-дошк.-конф._2021. Сборник тезисов участников Территориальной педагогической конференции работников дошкольных образовательных организаций


    Скачать 2.97 Mb.
    НазваниеСборник тезисов участников Территориальной педагогической конференции работников дошкольных образовательных организаций
    Дата13.01.2023
    Размер2.97 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаСб.-дошк.-конф._2021.pdf
    ТипСборник
    #884385
    страница13 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
    Глава 6. Этико-эстетическое направление воспитания
    Копытова Любовь Александровна, воспитатель МАОУ «Нижнеиргинская СОШ» –
    Нижнеиргинский детский сад,
    МО Красноуфимский округ
    Копытова Л.А. Использование элементов ТРИЗ как средства развития
    творческих способностей дошкольников в изобразительной
    деятельности
    С введением ФГОС перед педагогами дошкольных организаций были поставлены новые задачи и определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Идеал, к которому стремится воспитательно-образовательный процесс, – это свободные, самостоятельные люди, способные отстаивать собственное мнение, достоинство и право на индивидуальность, проявляющие инициативу в деятельности и общении, эмоционально отзывчивые на красоту, умеющие пережить окружающий нас мир по-новому, увидеть его с иной точки зрения, способные творчески выразить свои чувства и ощущения.
    Общая цель воспитания ДОО – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества, раскрытие неповторимой индивидуальности каждого воспитанника. Условием реализации такой цели является использование педагогических технологий.
    Старший дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей.
    Изучая образовательные технологии, знакомясь с различными методами и приемами изобразительной деятельности, я решила использовать элементы
    ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) для развития у воспитанников творческих способностей. Основная задача использования
    ТРИЗ- технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенкурадость творческих открытий. Введение таких элементов ТРИЗ как: прямая аналогия
    (на что похоже), прием «эмпатии» (поставить себя на место любого предмета, живого существа), прием «оживления», проблемная ситуация, игры на умение видеть противоречия в окружающей жизни (игра «Хорошо-плохо»), помогает детям находить позитивные решения возникающих проблем, заинтересовать каждого ребенка, повысить эмоциональный настрой, формировать познавательные качества личности, которые лежат в основе творчества. «Не

    149 надо плакать и огорчаться, если тебе достался кислый лимон, - сделай их него лимонад» - девиз тех, кто занимается ТРИЗ.
    Использование элементов ТРИЗ в изобразительной деятельности меняет стиль общения с воспитанниками, что соответствует требованиям ФГОС. Я бы выделила некоторые правила, которых придерживаюсь в своей работе: а) ребенок имеет возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: цветные, простые карандаши, акварель, гуашь, восковые карандаши, различный бросовый материал, и др., все находится в доступном месте; б) выбор материала, на который будет нанесено изображение, должен принадлежать ребенку, это может быть бумага белая, тонированная, цветная, обрезки обоев и др.- все различной формы и размеров; в) основной девиз – можно говорить все, принимаются все ответы, даже неправильные на наш взгляд; г) оценка взрослого обязательно должна содержать элемент понимания и одобрения, «что хотел и что получилось»; д) важно, чтобы радость или успех ребенка были замечены и обязательно выслушаны, можно записать рассказ детей о нарисованном; е) способствовать проявлению индивидуальных интересов воспитанников, взаимодействовать с детьми в ходе изобразительной деятельности.
    Всем известна истина: «Принуждение – враг творчества». Не всякие события, явления жизни способствуют возникновению замысла, а только те, что заинтересовали ребенка, вызвали удивление, поразили воображение.
    Развитие творчества возможно только при наличии у ребенка положительной мотивации, т.е. значимой для него и побуждающей его к действию. Для дошкольников наиболее действенными являются: а) игровой мотив, позволяет сделать выполнение заданий осмысленными и в то же время интересными и увлекательными; б) мотив личной заинтересованности (использование сюрпризных моментов, подарков); в) мотив оказания помощи, желание сделать приятное, нужное другим
    (игровым персонажам, реальным людям и др.); г) потребность общения со взрослым (одобрение, похвала со стороны взрослого); д) созидательный мотив (создание рисунков, поделок); е) познавательный мотив (стремление получить новую информацию, сопровождается радостью знания, радостью открытия.
    Ребенок жаждет движений, игры, открытий, фантазий и сказки. Все эти потребности удовлетворяются в сказочных играх-путешествиях, которые мы проводим с детьми. В ходе их проведений снимается чувство неуверенности, повышается значимость ребенка в собственных глазах, обогащается эмоциональное и эстетическое восприятии, что в свою очередь дает простор развитию фантазии и творчества.

    150
    Разнообразные средства и приемы, усвоенные с интересом, способствуют сознательному и активному приобретению воспитанниками знаний и умений, необходимых для решения разных изобразительных и познавательных задач. Способность воспринимать действительность, умение внимательно вслушиваться, всматриваться, запечатлевать множество образов и запоминать их, являются необходимыми предпосылками художественного творческого воображения.
    В изобразительной деятельности с воспитанниками активно применяем нетрадиционную технику изображения: а) рисование по мокрому фону – сначала лист обмачивается чистой водой, а потом кистью или пальцами наносится изображение б) прием набрызга – используем разные виды щеток, ими можно рисовать и разбрызгивать краску; в) пальчиковая живопись, г) «волшебный рисунок» - рисование свечой, он есть и его не видно.
    Потом на лист наносится тушь или цветные чернила – и рисунок проступает на цветном фоне. На лист бумаги наносится любой жирный слой (свечой, мылом), а сверху уже наносится краска. Рисунок получается как бы ощетинившийся, пушистый; д) кляксография – капнуть кляксу на лист бумаги, определить на что похоже и дорисовать недостающие детали. Разновидность – нанести кляксу, потом приподнимая или наклоняя лист бумаги, растекающейся краской создать изображение; е) рисование тычком, рисование мятой бумагой, ж) «монотипия» - лист бумаги складывается пополам, и краска наносится только на одну сторону листа, складывается и изображение получается зеркальным; з) коллаж – сочетание аппликации и рисования, причем аппликация может быть самой различной – бумага, ткань, нити, любой бросовый материал;
    Эти приемы позволяют развивать фантазию, делают работы детей непохожими друг на друга, совершенствуют технические навыки.
    Чтобы помочь ребенку увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета, научить отображать мир в цвете, я проводила работу по ознакомлению детей разным способам смешивания красок.
    Принцип проведения занятий – от простого к сложному. С чего начинала работу? Поиграли с детьми в игру «На что похоже?». Показывая листы с изображением геометрических форм и линий ломанных и округлых, потом сочетание форм и линий, пытались назвать как можно больше предметов, напоминающих по форме увиденное. Деятельность по развитию творческого воображения - это импровизация, игра, мистификация. Дети придумывают свои сказки и не одну, а столько сколько детей в группе и даже больше, познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой игровой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают ежеминутно для

    151 себя открытия. Приветствуется и поощряется использование воспитанниками полученных умений в самостоятельной художественной деятельности.
    Если вы хотите идти на работу как на праздник, если вам нравится, когда глаза воспитанников блестят, а активность поражает, если вы хотите целый день смеяться, удивляться, петь и общаться с умными, думающими детьми – займитесь ТРИЗ.
    Малышева Светлана Григорьевна педагог дополнительного образования
    МБДОУ «Криулинский детский сад №3»,
    МО Красноуфимский округ
    Малышева С.Г. Этико-эстетическое направление воспитания на занятиях
    изобразительной деятельностью
    Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений.
    Одной из задач этико-эстетического воспитания является воспитание любви к прекрасному, развитие творческого отношения к миру, природе, быту и окружающей ребенка действительности. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка. Направление деятельности может предполагать следующее: выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения и творчества, а также уважительное отношение к результатам творчества детей.
    Осень-самое подходящее время года для реализации данной задачи воспитания. Описывая красоту осенней природы, невольно цитируешь слова поэта И.А.Бунина «Лес – словно терем расписной...», рассматривая картины
    И.И. Левитана в очередной раз убеждаешься в красоте родной природы. Этот эмоциональный настрой очень важно передать детям, и чтобы они сами увидели эту красоту. Формы работы по реализации задачи этико- эстетического воспитания самые разные: от зрительного восприятия репродукций картин художников до экскурсии в осенний лес. На природе не только можно увидеть и проговорить цвета, оттенки Осени, но и рассмотреть каждый лепесток, каждую веточку...
    Из принесенных с экскурсии материалов с детьми можно выполнить различные работы. Осенними листьями, принесенными с экскурсии, рисовали осенний лес. Первый способ: на тонированную бумагу наносились отпечатки

    152 осенних листьев разных пород деревьев, предварительно покрашенные гуашевыми красками. Данная нетрадиционная техника рисования воспитывает понимание прекрасного в природе, любовь к природе, бережное к ней отношение, а также аккуратность, творческое воображение, расширяет словарный запас детей, активно развивает мелкую моторику. Второй используемый способ рисования «Осенний лес» в нетрадиционной технике рисования «Монотипия». Рисование осуществляется вначале в технике «по- сырому» – на одной стороне листа изображаются акварельными красками на сырой бумаге акварельными цветными пятнами: лес, небо, земля. Затем лист сгибается пополам и тщательно переводится на вторую сторону листа.
    Получается отражение. После подсыхания работы, можно прорисовать мелкие детали на основном рисунке. В данной деятельности также воспитывается способности детей к восприятию, пониманию прекрасного в природе, жизни и искусстве, аккуратность, внимание, пространственное воображение, развиваются навыки работы акварелью. Второй способ рисования осенних деревьев, который мы использовали- это рисования измельченными сухими листьями. На цветной картон нанесли кисточкой клей, вернее кистью с клеем нарисовали дерево, затем тщательно измельчив пальчиками сухие листья, на клей посыпали эту смесь. Стряхнув с работы лишний мусор, на картоне осталось объемное дерево. Получается очень интересная и необычная работа.
    При ее выполнении воспитывается аккуратность, внимание. Поддержка стремления к созданию прекрасного. Развивается творческое воображение, мелкая моторика.
    В технике аппликации из цветной бумаги выполнена работа «Лес – словно терем расписной...». Использовался прием – обрывная аппликация. На предварительно затонированную акварельными красками бумагу дети самостоятельно приклеивают выполненные деревья. Техника выполнения проста - свернуть прямоугольник пополам и оторвать край прямоугольника, имитируя крону осеннего дерева. Аналогично выполняется ствол дерева. При выполнении работы дети повторяют названия деревьев, высказывают свое отношение к природе и рассказывают, как ее нужно беречь, что может быть, если природа исчезнет. Очень интересно слушать истории, придуманные детьми. При выполнении данного задания воспитывается любовь к родной природе, понимание прекрасного в окружающей жизни, воспитывается уважительное отношение к каждому члену коллектива, расширяется словарный запас, вырабатываются композиционные навыки оформления коллективной работы, развивается мелкая моторика.
    На лепке в продолжении темы красоты осенней природы, в технике
    «пластилинография» выполняли осенний лист. На заранее приготовленные формы наносим небольшие комочки тщательно размятого пластилина. Затем пластилин растирается по форме листа и получаются красивейшие замысловатые переплетения цветов.
    На занятии предварительно рассматриваются листья, принесенные из дома. Детям давалось задание вместе с родителями собрать осенние листья разных пород деревьев. Так как,

    153 анализируя каждый лист, мы выделили особенности каждого из них, уточнили, кому какой лист понравился, поэтому и для творческой работы дети основу -лист тоже выбирали самостоятельно. Кто-то выбрал лист березы, кто-то клёна, кто-то рябины, дуб и т.д. Реализовывались задачи: воспитание любви к родной природе, побуждение детей наблюдать за окружающей природой, всматриваться, замечать красоту природы, развитие мелкой моторики, цветовосприятия, пространственного воображения.
    Государственные образовательные стандарты дошкольного образования выделяют художественно-образовательную область, как одну из важных составляющих воспитательно- образовательной работы в
    ДОУ.
    Занятия по изобразительной деятельности играют большое значение для всестороннего развития ребенка, формируют опыт восприятия разнообразных эстетических объектов и произведений искусства, развивают эстетические интересы, предпочтения, желание познавать искусство, формируют умения и навыки, которые он сможет применить в любой образовательной области. В данной работе постаралась раскрыть, как реализуются задачи этико-эстетического направления воспитания, а именно: развитие способностей детей к восприятию, пониманию прекрасного в природе, жизни, искусстве, поддержка стремления к созданию прекрасного на занятиях изобразительной деятельностью.
    Список литературы.
    1 Выгодский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. –
    СПб.: Союз, 2007.92с.
    2. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа: планирование, конспекты, методические рекомендации: пособие для специалистов ДОУ/ Лыкова И.А., М.: Издательский дом «Цветной мир»,
    2014.135с.
    3. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа: планирование, конспекты, методические рекомендации: пособие для специалистов ДОУ/ Лыкова И.А., М.: Издательский дом «Цветной мир»
    ,2014.139с.
    4. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа: планирование, конспекты, методические рекомендации: пособие для специалистов ДОУ/ Лыкова И.А., М.: Издательский дом «Цветной мир».,2014.141с.
    5. Черепкова Н.А. Рисование разными способами с детьми старшего дошкольного возраста (6-7лет). – СПб: Детство-пресс, 2017. 45с.

    154 6.
    ФГОС
    ДО
    [Электронный ресурс].

    URL: http://d25101.edu35.ru/ourchhome/obraz-standarty/128-fgos-do.
    Москалева Оксана Владимировна, музыкальный руководитель
    МБДОУ «Детский сад №43 общеразвивающего вида»,
    Полевской городской округ
    Москалева О.В. Детское музицирование как средство эстетического
    воспитания детей дошкольного возраста
    Русские народные музыкальные инструменты и игра на них – увлекательный вид музыкальной деятельности. Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, осуществляет эстетическое воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов.
    Для детей старшего дошкольного возраста игра на музыкальных инструментах помогает передать разнообразные чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Музыка формирует человека – его сердце и ум, его чувства и убеждения, весь его духовный мир. Гармония ума и сердца – вот конечная цель воспитания современного человека. Достижению этой великой цели во многом способствует и правильная организация эстетического воспитания детей в детском саду.
    Современная педагогика возлагает большие надежды на эстетическое воспитание детей. Учебный процесс должен быть творческим, тогда дети, не обладающие яркими музыкальными данными, не утратят интерес к музыке.
    Этой работе в ДОУ должно уделяться большое внимание и проводиться она должна не формально, от случая к случаю, а на основе определенной системы обучения.
    Эстетическое воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудили организовать в детском саду ансамбль «Веселый оркестр».
    Создание в детском саду ансамбля – дело непростое, ведь для этого должны быть определённые условия – наличие инструментов, фонотека, наглядные средства и пособия. Основу нашего детского ансамбля составили

    155 русские народные инструменты: деревянные ложки, деревянные палочки, рубель, бубен, трещотка, бубенчики, свистульки. Но также есть в наличии и треугольники, металлофоны, колокольчики.
    Чтобы закрепить появляющееся у детей чувство ритма, музыкальные инструменты используются в повседневной жизни детского сада. В каждой группе имеется музыкальный уголок с необходимым набором детских музыкальных инструментов. Ударные народные инструменты особенно привлекательны для юных музыкантов. Обучение игре на большинстве ударных инструментов (рубель, трещотка, бубен и другие) не требует длительного времени и специальной подготовки, в то время как выработка соответствующих игровых навыков позволяет в дальнейшем без особого труда осваивать более сложные ударные инструменты.
    Литература, дидактические игры, наглядные пособия позволяют проводить занятия на достаточно высоком уровне. А результат работы ансамбля «Веселый оркестр» – выступления, где ребята учатся быть ответственными, дисциплинированными, внимательными. А если зрители – не только дети, но ещё и любимые родители, то и радость от успеха чувствуется вдвойне.
    Занятия в ансамбле «Веселый оркестр» предполагает тесную работу с родителями. Родители – наши друзья и помощники. Они принимают непосредственное участие в досугах и развлечениях, изготавливают самодельные музыкальные инструменты, делают атрибуты и шьют костюмы.
    Материал, использующийся для изготовления «инструментов- самоделок»: береста, бубенчики, бумага (гофрированная, самоклеющаяся, оберточная, картон), деревянные палочки, карандаши (цветные, простые), фломастеры, клей, наполнитель (крупа, горох, камешки), палочки от флажков, скорлупа (фисташек, грецких орехов), спичечные коробки, скотч, ткань и многое другое.
    Дети очень любят играть на таких инструментах. Во-первых, они необычны, во-вторых, дети изготавливают их сами в детском саду или дома с помощью родителей, в-третьих, дети сами находят атрибуты для изготовления таких инструментов. Дети сами придумывают названия этим инструментам по тембру их звучания или по способу игры на них: шумелки, звенелки,
    «ветерок», «дождик», бурчалки, фырчалки и тому подобное. Инструменты- самоделки помогают поддерживать интерес к занятиям в ансамбле. При помощи их необычного звучания мы сочиняем небольшие музыкальные сказки, озвучиваем стихи и песенки.
    Наблюдения за детьми в процессе занятий, выступлений и опрос родителей показывают, что игра в ансамбле «Веселый оркестр» заметно меняет детей – активизируется их внимание, память, эстетическое восприятие, творческая инициатива. Дети лучше понимают музыку, стремятся дольше заниматься ею. Многие поступают в музыкальную школу. Дети становятся внутренне содержательнее и духовно богаче.

    156
    Таким образом, инструментальное музицирование развивает творческую активность детей старшего дошкольного возраста, эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, осуществляют целенаправленное эстетическое воспитание.
    Николина Нина Григорьевна, музыкальный руководитель МАДОУ детский 14 городской округ Красноуфимск
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта