Главная страница

Сборник задач по психологии Учебное пособие. Сборник задач по психологии Учебное пособие


Скачать 0.65 Mb.
НазваниеСборник задач по психологии Учебное пособие
Дата20.03.2022
Размер0.65 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСборник задач по психологии Учебное пособие.docx
ТипСборник задач
#405551
страница4 из 16
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

1 Данная задача давно и широко используется в психологическом образовании; она оказалась включенной в целый ряд психологических задачников. Не имея возможности сослаться на первоисточник цитирования, автор данного сборника полагает своим долгом извиниться перед коллегами - создателями этой удачной задачи за отсутствие ссылки.

Проведите интервьюирование своих близких взрос­лых — желательно не менее 3 человек (схему интервью со­ставьте самостоятельно, но для всех интервьюируемых одинаковую) — с целью выяснения, насколько точно по нормативным возрастным периодам проходило ваше соб­ственное развитие, в чем состояло его своеобразие, наско­лько точно взрослые, в основном не зная теоретической конструкции периодизации детского развития, ее тем не менее интуитивно чувствовали и осознавали, пытаясь руко­водствоваться ее основаниями для построения собственной системы воспитания. В ходе интервью уточните свои люби­мые игры (игрушки, предметы, взрослых, сверстников, мес­та, слова и др.), обстоятельства развития (появление комп­лекса оживления, переворачивания, сидения, ходьбы, гово­рения и др.; появление первых слов, предметных действий, игр, элементов продуктивных видов деятельности), особен­ности негативизма и непослушания и т.д.

  1. Самая популярная типология.

Проведите опрос старших школьников и взрослых на предмет того, какие основания они используют для своих собственных типологий личности. Какая из типологий яв­ляется наиболее распространенной (модной, популярной) для разных категорий респондентов?

  1. Есть ли перспективы у профессионального отбора? Наиболее существенная проблема любой типологии

личности — выделение в общем и в каждом конкретном слу­чае «внешних» и «внутренних» показателей личности. Со­гласитесь, очень непросто найти хотя бы одного «чистого» холерика, «шизотимного астеника» или «органического психопата». Обсудите возможности и перспективы профес­сионального отбора на основании личностных типологий (например, в космонавты, врачи, учителя, милиционеры).

  1. Астрологическая типология личности не похожа на таб­лицу Менделеева?

Охарактеризуйте и оцените астрологическую личност­ную типологию, активно ныне обсуждаемую в нашем оби­ходе.

  1. Критерии типологии.

Создайте собственную типологию личности, используя более чем два критерия и описав процедуру их диагностиро­вания у личности на любом из этапов ее развития.

  1. Зеленый виноград и сладкий лимон.

Опишите как примеры из жизни (по возможности художе­ственно) феномены «зеленого винограда» и «сладкого лимо­на». Объясните их с позиций психологической теории поля.

  1. «Второе приглашение» к трапезе.

«Второе приглашение» ктрапезе, по наблюдению автора задачника, является своеобразной магической процедурой.

Часто сталкиваясь в сибирской тайге с представителями ко­ренных народов, мной было замечено, что первого приглаше­ния к обеду, ужину и др. оказывается недостаточно; чтобы ваш гость взял ложку, требуется пригласить его еще раз. Постарай­тесь объяснить этот феномен с точки зрения психоанализа, те­ории К. Левина, концепции когнитивного диссонанса.

  1. Тяготение психологического поля.

Приведите примеры полевого поведения из вашего соб­ственного жизненного опыта. Как, когда и кто может сам преодолеть тяготение психологического поля (или его эле­ментов)?

  1. Новая модель личности.

Аналогично с теорией поля используйте при построе­нии своей модели личности одну из предложенных мета­фор: систему географических понятий (природный комп­лекс, рельеф, геологическое строение, материки, океаны, острова и др.); систему биологических понятий (клетка, био­синтез, обмен и др.); законы Ньютона; строение электрона', модель мегаполиса; устройство компьютерной сети.

  1. Кто не изучает личность?

Личность изучается многими дисциплинами. Какими? Как? А какими не изучается?

  1. Проблематичная периодизация личности в истории.

Почему в различные периоды общественной истории личность то становится предметом пристального внимания и изучения, то перестает быть таковой, уходя на второй план общественного сознания? Приведите примеры подобных исторических этапов, попытайтесь предсказать возникно­вение таких этапов в будущем.

  1. Литературные модели личности.

Рассмотрите на предмет продуктивности (в том числе художественного анализа) следующие модели, которые в разной степени могли бы осветить проблематику личности: 1) личность — совокупность ею написанных писем; 2) лич­ность - множество не сделанных ею великих дел; 3) лич­ность - количество сношенных башмаков; 4) личность -количество ею пройденных дорог; 5) личность — ее ближай­шее окружение (скажи мне, кто твой друг...); 6) личность -заданный от рождения генетический стереотип реагирова­ния на окружающую действительность.

  1. Аналитические и синтетические личностные исследова­ния.

При анализе исследуемый элемент пытаются вычленить из его естественной среды и, препарируя, разобрать на еще более мелкие составляющие части. В случае синтеза, напро­тив, стремятся к полноте представления картины реального бытия исследуемого объекта во всех его многообразных свя­зях и отношениях. «Плюсы» и «минусы» есть у каждого из этих способов исследования, и обычно в каждом исследова­нии пытаются их уравновесить. Приведите возможные схе­мы (если список будет недостаточным, то сконструируйте их) строго аналитических и синтетических личностных ис­следований. 110. Личность — это...

Проведите опрос сверстников и людей поколения ва­ших родителей по следующей схеме неоконченных предло­жений: Личность — это ... Личностью не может быть: ... Чтобы стать личностью, нужно: ... Чтобы не стать лично­стью, нужно:...

Сравните полученные ответы и охарактеризуйте разли­чия в суждениях. ///. Где нет игры?

Назовите известные вам виды деятельности, не имею­щие в своем составе ни одного игрового действия или эле­мента игровой обстановки. С другой стороны, попробуйте назвать современную игру, в которой бы полностью отсут­ствовали даже намеки на «серьезную» деятельность. Про­думайте возможные педагогические следствия вашего от­вета.

  1. Меж — до — метие?

Меж — до — метие? Раскройте буквальный смысл данно­го понятия. Какой концепции эмоций в большей степени соответствует это понятие?

  1. Действительность не есть вещество...

«Нет, не так надо мыслить о действительности. Действи­тельность не есть вещество и не есть материя. Действитель­ность есть полное, абсолютное, совершенно неразрушимое тождество идеи и материи. Когда л беседую с человеком, он для меня не отвлеченная идея, которую л мог бы мыслить и без всякого реального общения с ним, и не просто физиоло­гический или рефлексологический препарат, но он — живой человек, на лице которого я вижу его внутренние пережива­ния, и во всей наружности его выявляется его ум, его чувст­ва, его поступки, — попросту сказать, его душа. Конечно, аб­страктно, в мысли, я могу очень легко отделить его «внут­реннее» от его «внешнего». Но если вы мне скажете, что ни­чего внутреннего вообще нет, или что это внутреннее никак не проявляется, или что человек есть соляной раствор сту­денистых белков, то уж извините, пожалуйста, — обманы­вайте дураков. Сами вы - студенистые белки. Приятель мой вовсе не какой-нибудь там, прости Господи, студенистый белок, а очень приличный и достойный человек. Впрочем, зачем я говорю? Я ведь совершенно согласен с материали­стами: по-моему, когда человек говорит, что у него нет души, то этой интимной Исповеди надо только поверить и больше ничего...» [Лосев А.Ф. Имя. - СПб., 1997. - С. 173].

Выскажите свое согласие или несогласие с данной точкой зрения.

114. Что в имени тебе моем...

«Этот синтез «действительности» (где до неразличимо­сти слились, как мы знаем, идея и материя) и «выражения» (где также до полной неразличимости слились «действите­льность» и «образ») и есть не что иное, как имя, имя дейст­вительности. По сравнению с именем «идея» есть предел и формальная отвлеченность, «материя» - пустое и темное, сплошное бытие или, вернее, небытие. По сравнению с именем «действительность» есть нечто неконкретное, не­найденное, непознанное, находимое лишь на ощупь, в тем­ноте и в бессилии. По сравнению с именем «образ» слишком фактичен, неактивен, слишком висит в воздухе, слишком созерцателен и изолирован. По сравнению с именем, нако­нец, и «выражение» слишком расплывчато, слишком неоп­ределенно, несубстанциально, не специально умно и идеа­льно, не есть чистая активность живой и выраженной мыс­ли. Только в имени своем действительность открывает себя всякому разумному оку и дает осмысленно понять себя по сравнению со всем прочим. Только когда действительность именно заговорит, только тогда открывается принципиаль­ная возможность и для ее собственного объективного офор­мления, и для ее понимания и усвоения кем бы и чем бы то ни было. Но что значит заговорить? Заговорить — это и зна­чит не только существовать в действительности и иметь ка­кой-нибудь определенный образ, но еще и направить этот свой образ вовне, активно употребить свое выражение для тех или других внешних целей. Если я существую и больше ничего, это - очень бедная и пустая действительность, ибо бездушные камни и металлы тоже существуют в действите­льности. Если я имею образ и есть образ своего собственно­го существования и даже если есть какое-то выражение мое­го существования, это — тоже весьма убогая и ограниченная действительность. Но если я активно выражаю себя в своем выражении, сознательно и намеренно пользуюсь моим вы­ражением и самовыражением для тех или других целей, это значит, что я заговорил, что я родил из себя слово, назвался по имени и получил способность других звать по имени; и это — уже конкретное, живое бытие, живая действитель­ность, это именно то, с чем мы имеем реальное дело в нашей реальной повседневной жизни.

Так в имени своем действительность продуцирует себя саму и сполна и целиком, и здесь напряжены все ее внутрен­ние возможности. В самом деле, в чем могло бы выражаться могущество и самостоятельность действительности, как не в постоянном и вечном утверждении себя, или самоутверж­дении, и в утверждении себя вовне? Но чтобы утверждать себя в себе или вне себя, необходимо знать, что именно надо утверждать в себе или вне себя, т. е. надо знать себя в отли­чии от всего иного. Это знание себя самого в отличии от все­го иного, при активном полагании и продуцировании себя в аспекте этого знания, и есть именование. В именовании вы­ражение наполняется активностью и действительностью, почему имя и всегда активно, динамично, хотя бы в потен­ции. Это и есть подлинная действительность» [Лосев А.Ф. Имя. - СПб., 1997. - С. 175 - 176].

Сформулируйте в нескольких положениях смысл данного фрагмента. В нем бы могла состоять «психология» имени? 115. Варварство в психологии.

«Первый тип не чувствует материи, тела, явленности; второй тип не терпит сущности, идеи, субстанции. Для него реально только то, что явлено, видимо, осязаемо; реально то, что можно взвесить, измерить, понюхать, потрогать ру­ками; бытие измеряется тут пудами, аршинами, бухгалтер­скими подсчетами. Это — позитивизм, необходимая диалек­тическая противоположность рационализму. Понять сущ­ность этого учения нетрудно. Оставляя в живых только яв­ление, позитивист, очевидно, должен заставить сущность функционировать как явление же. Ведь как рационалисту не обойтись без «явления», так позитивисту никогда не обойтись без «сущности». Ибо слишком уже очевидно, что раз есть явление, то есть и то, что именно является. Позити­вист, как он ни слеп, это-то, конечно, знает. Но что же ему тогда остается делать? Ему остается явлениям навязать фун­кцию сущности и вывести из явлений их сущность. Но когда рационалист удушил явление, он остался с сущностью как с абстрактным понятием. Когда же позитивист удушает сущ­ность вещи, он остается со слепым и глухонемым месивом явлений. И рационалист принужден из сущности как абст­рактной категории дедуцировать явление как тоже абстрак­тную категорию; позитивист же принужден из явления, как слепого теста, лепить сущность — тоже как слепое и бес­смысленное тесто. Отсюда начинаются бесконечные по числу дурацкие учения: мысль есть порождение мозга, душа есть функция нервной системы, сознание есть результат физико-химических процессов в организме, а сам организм есть соляный раствор студенистых белков, т. е. на 3/4 вода; и т.д. и т.д. Думают, что если есть тесто каких-то солей или белков, или глина физиологических реакций, то из этого действительно можно слепить мысль, сознание, душу и во­обще всякую «сущность».

В отношении к учению об имени такая варварская точка зрения приводит к очень милому, очень уютному и замеча­тельно остроумному выводу: имя есть звук или комплекб звуков. Никакой сущности вещей в имени нет, ибо самой сущности не существует. Имя — просто набор звуков и боль­ше ничего. Это раннее слабоумие философов можно было бы и не опровергать, ибо опровержение болезни есть ее ле­чение, а лечить органические дефекты чего бы то ни было — вещь весьма затруднительная. Но раз уж мы взялись за обзор основных учений об отношении вещей и имен, приходится тратить время на рассмотрение и этой болезни» [Лосев А.Ф. Имя. - СПб., 1997. - С. 215 - 216].

Приведите примеры подобного «варварства» в психологии. Выскажите свое отношение к данным соображениям А.Ф.Ло­сева. Найдите в задачнике цитату автора с аналогичной фи­лософской позицией. 116. Деятельность и поведение.

«В советской психологии, — отмечается в Философ­ском энциклопедическом словаре, — поведение человека трактуется как имеющая природные предпосылки, но в основе своей социально обусловленная деятельность, ти­пичной формой которой является труд, придающий психи­ческой регуляции человеческого поведения качественно новый характер. Это позволяет вскрыть основные компо­ненты поведения: его регуляцию заранее поставленной це­лью, которая избирается обладающей способностью к сво­бодному выбору и самостоятельному принятию решения личностью».

Чем же в подобном случае человеческое поведение отлича­ется от деятельности ?Какое из данных понятий является ви­довым (подчиненным)? Проведите этимологический анализ слов «поведение» и «деятельность».

  1. Леонтьев и бихевиористы.

С позиций бихевиоризма предметом психологии являет­ся поведение. По А.Н. Леонтьеву, ее предметом служит дея­тельность. Но деятельность, в определенном смысле, можно назвать разновидностью человеческого поведения. Следует ли из этого, что Леонтьев — сторонник бихевиоризма?

  1. В чем источник сознания?

Известно немало случаев, когда человеческие детены­ши, подобранные и выкормленные зверями, а затем най­денные людьми, так и не смогли научиться говорить и вести себя по-человечески. Не свидетельствуют ли подобные факты о том, что источником развития психики является не деятельность, а общение?

  1. А где же деятельность?

Правомочно ли называть любой общественно-профес-сиональый труд человека деятельностью, ведь цели его практически никогда не совпадают с мотивами, а продукты труда не удовлетворяют непосредственно потребностей, его вызвавших?

  1. Верна ли структура?

Философский энциклопедический словарь приводит следующее описание структуры деятельности: «Всякая дея­тельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности... Вместе с тем история культуры дока­зывает, что деятельность как таковая не является исчерпыва­ющим основанием человеческого существования. Если основанием деятельности является сознательно формулиру­емая цель, то основание самой цели лежит вне деятельности, в сфере человеческих мотивов, идеалов и ценностей» [Фило­софский энциклопедический словарь. — М., 1983. —С. 151].

Согласны ли вы с тем, что деятельность не является ис­черпывающим основанием человеческого существования, и с предложенной ее структурой ?Почему, на ваш взгляд, авторы, в отличие от А.Н. Леонтьева, выводят потребности и моти­вы за пределы структуры человеческой деятельности?

  1. Труд и целесообразность.

В Словаре русского языка Ожегова дается следующее определение труда: «Труд — целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материально-технических и духовных ценно­стей, необходимых для жизни людей».

А как вы считаете, может ли быть деятельность не целе­сообразной? А может ли целесообразность быть присущей че­му-то иному, но не деятельности?

  1. Труд и деятельность.

По определению К. Маркса, труд — это целесообразная деятельность человека, в процессе которой при помощи орудий труда он воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворе­ния своих потребностей.

Сравните это определение с определением деятельно­сти, даваемым, к примеру, Психологическим словарем [М., 1983. — С. 91]: «Деятельность — активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое су­щество выступает как субъект, целенаправленно воздейст­вующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности».

В чем причина явного сходства этих двух определений ?Яв­ляются ли понятия труда и деятельности синонимами?Какое из этих двух понятий является видовым (подчиненным)?

  1. Муравьи — пастухи.

Известно, что муравьи разводят целые стада тлей. Мура­вьи очень любят особые выделения у тлей и буквально доят их, облизывая брюшко. Поэтому уже осенью муравьи соби­рают тлей и их яйца, сносят их в муравейник, в особые поме­щения, где поддерживают условия, необходимые для созре­вания яичек. Весной специальные муравьи-«пастухи» еже­дневно выносят тлей на воздух и кладут их на листики. Пока тепло, муравьи сторожат маленьких тлей, когда подходит вечер и становится холодно, они уносят их обратно в мура­вейник. Когда, наконец, наступают теплые дни и тли подра­стают, их выпускают на растения, в муравейник их уже не уносят, но за ними бдительно надзирают круглые сутки, за­щищают от врагов, прячут от непогоды, доят их, вылизывая с них сладкие выделения, и доставляют эту пищу в муравей­ник. Более того, муравьи строят для тлей специальные укрытия — «загоны», переносят тлей с растения на расте­ние. Специального обучения обращению с тлями у муравьев не наблюдается.

Можно ли назвать уход муравьев за тлями деятельно­стью?

  1. Орудие стервятника.

Злейший враг страусов стервятник — большой любитель полакомиться страусиными яйцами. Но поскольку скорлу­па их очень прочная, ему нередко не удается разбить ее клю­вом. Тогда стервятник находит вблизи какой-либо камень с острыми краями, подымает его клювом и с силой бросает в яйцо до тех пор, пока скорлупа не треснет.

Использует ли стервятник камень в качестве орудия?Яв­ляются ли его действия орудийными?Осмысленными?Целена­правленными? Приведите весь ряд синонимов слова «орудие» и сопоставьте с аналогичным рядом синонимов слова «средство».

  1. Дополните определения.

Даны три определения деятельности: 1. Деятельность — это проявление активности субъекта. 2. Деятельность — это изменения в окружающем мире, внесенные субъектом. 3. Деятельность — это взаимодействие субъекта с окружаю­щим миром. Какое определение, на ваш взгляд, точнее вы­ражает сущность понятия «деятельность»? Дополните каж­дое из определений, чтобы оно стало более точно раскры­вать содержание и сущность этого понятия.

  1. Деятельность «поразделениям».

Традиционно армейскими курсами боевой подготовки рекомендуется обучение военнослужащих различным ви­дам деятельности по разделениям. Вначале предполагается небольшой теоретический курс, затем деятельность в учеб­ных целях дробится на ряд профессиональных задач, а те в свою очередь — на совокупность действий и операций. От­работка и усвоение начинаются с простейших операций и движений по разделениям.

Является ли тщательная отработка ряда движений по разделениям гарантией успешного формирования соответст­вующей профессиональной деятельности?

  1. Обучение письму.

На примере формирования простого двигательного на­выка, допустим, обучения письму, проанализируйте ход и основные качественные изменения деятельности. Приве­дите другие примеры свертывания и трансформации деяте­льности в ходе ее становления.

  1. Действие и реакция.

Человек берет ложку и садится есть суп. Собака подбега­ет к кости и начинает грызть ее. Тушканчик становится на задние лапы и внимательно осматривает степь.

В каком из приведенных примеров были произведены дейст­вия, а в каком — реакции? Являются ли слова «действие» и «реакция» синонимами?Если нет, то чем, по-вашему, они от­личаются?

  1. Два отрывка.

Первый: «Он (О. Ренуар) постоянно говорил о руках. По ним надо судить о новом незнакомце: «Ты видел этого человека... пока он открывал пачку сигарет? Несомненно, хам... Ата женщина, которая поправляла прядь волос дви­жением указательного пальца... наверняка славная осо­ба».

Второй: «...В пекарном деле очень нужны умелые руки пекаря. Основными орудиями труда при ручных операциях являются специальные лопата и нож. Люлька с полуфабри­катами... приближается к пекарю. Он кладет лопату на стол, берет с люльки конвейера лист с заготовками, ловким дви­жением опрокидывает его над лопатой, и все заготовки ока­зываются на лопате. Быстро и точно пекарь подрезает но­жом будущие изделия, берет лопату за рукоятку и поворачи­вает к печи».

В каком отрывке описаны движения? В каком — дейст­вия ?Дайте качественную характеристику и движений, и дей­ствий. Используя предложенные отрывки, назовите общие и отличительные признаки движений и действий.

  1. А кто же — деятель?

Сформулируйте и аргументируйте ваше согласие или несогласие с отрывком из статьи философа А.Л. Никифо­рова: «Дифференциация трудовых процессов и специали­зация в области производства привели к тому, что в про­мышленной деятельности не индивид ставит цель, не ин­дивид придумывает план и последовательность операций, не индивид выбирает средства и, естественно, не индивиду принадлежит результат. Индивид обычно выполняет одну из десятков или сотен операций, зачастую не представляя себе ее места в общей структуре деятельности и не зная, по­лучению какого результата она в конечном счете служит.

Но если индивид не ставит цели, не выбирает средств и не планирует последовательность операций, если все это ему дано, то отсюда следует, что индивид — не деятель».

  1. Деятельность и мышление.

«Деятельность и мышление, мышление и деятельность — вот итог всей мудрости. Оба должны неустанно двигаться в жизни взад и вперед, как выдыхание и вдыхание. Кто делает для себя законом испытать деятельность мышлением, а мыш­ление деятельностью, тот не может заблуждаться, а если и за­блудится, то скоро вернется на верную дорогу» [И.В. Гете].

Что этот принцип означает для психологической науки? Имеет ли смысл воспринимать его только как образ либо в модели «вдыхания - выдыхания» содержатся еще и более глубокие обобщения?

  1. Психология еще не наука...

«Называя психологию естественной наукой, мы хотим сказать, что она в настоящее время представляет просто со­вокупность отрывочных эмпирических дянных; что в ее пределы отовсюду неудержимо вторгается философский критицизм и что коренные основы этой психологии, ее пер­вичные данные должны быть обследованы с более широкой точки зрения и представлены в совершенно новом свете... Даже основные элементы и факторы в области душевных явлений не установлены с надлежащей точностью. Что представляет собой психология в данную минуту? Кучу сы­рого фактического материала, порядочную разноголосицу во мнениях, ряд слабых попыток классификации и эмпири­ческих обобщений чисто описательного характера, глубоко укоренившийся предрассудок, будто мы обладаем состоя­ниями сознания, а мозг наш обусловливает их существова­ние, но в психологии нет ни одного закона в том смысле, в каком мы употребляем это слово в области физических яв­лений, ни одного положения, из которого могли бы быть выведены следствия дедуктивным путем. Нам не известны даже те факторы, между которыми могли бы быть установ­лены отношения в виде элементарных психических актов. Короче, психология еще не наука, это нечто, обещающее в будущем стать наукой» [Джемс У. Психология. — СПб., 1911.-С. 407].

Выпишите в порядке убывания «по силе» (можно перефор­мулировать или упростить) наиболее точные аргументы У. Джемса о ненаучности психологии. Можете ли вы возразить автору по всем этим пунктам ? 133. Вопрос жизни и смерти.

Психология действительно должна опереться на миро­вые законы, а все ее многочисленные идеи и концепции «ждут идею-хозяина, которая придет и поставит на место и укажет значение каждой отдельной, частной идеи. Законо­мерность того пути, который с удивительным постоянством проделывают самые разные идеи, конечно, свидетельствует о том, что путь этот предопределен объективной потребно­стью в объяснительном принципе, и именно потому, что та­кой принцип нужен и что его нет, отдельные частные прин­ципы занимают его место. Психология осознала, что для нее вопрос жизни и смерти — найти общий объяснительный принцип, и она хватается за всякую идею, хотя бы и недо­стоверную» [Выготский Л.С. Собр. соч. Т.1. — С. 309].

Перечислите частные принципы, о которых говорит ав­тор. Существует ли в настоящее время «общий объяснитель­ный принцип» в психологии?А в физике, в биологии, в филосо­фии?

  1. Островки безопасности в гераклитовом потоке... «Собственная проблема психологии заключена в огра­ниченности нашего непосредственного опыта, потому что вся психика построена по типу инструмента, который выби­рает, изолирует отдельные черты явлений; глаз, который видел бы все, именно поэтому не видел бы ничего; созна­ние, которое сознавало бы все, ничего бы не сознавало, и са­мосознание, если бы сознавало все, не сознавало бы ничего. Наш опыт заключен между двумя порогами, мы видим лишь маленький отрезок мира; наши чувства дают нам мир в вы­держках, извлечениях, важных для нас. Внутри порогов они опять отмечают не все многообразие применений, а перево­дят их опять через новые пороги. Сознание как бы прыжка­ми следует за природой, с пропусками, пробелами. Психика выбирает устойчивые точки действительности среди всеоб­щего движения. Она есть островки безопасности в геракли­товом потоке. Она есть орган отбора, решето, процеживаю­щее мир и изменяющее его так, чтобы можно было действо­вать. В этом ее положительная роль - не в отражении (отра­жает и непсихическое; термометр точнее, чем ощущение), а в том, чтобы не всегда верно отражать, т.е. субъективно ис­кажать действительность в пользу организма» [Выготский Л.С. Собр. соч. Т.1. - С. 347].

Так в чем же состоит «проблема психологии», с точки зре­ния Л.С. Выготского?

  1. Язык психологии.

«Если бы кто-нибудь захотел составить объективное и ясное представление о том состоянии, которое переживает сейчас психология, и о размерах кризиса, достаточно было бы изучить психологический язык, номенклатуру и терми­нологию, словарь и синтаксис психолога. Язык ... есть ору­дие мысли, инструмент анализа, и достаточно посмотреть, каким инструментом пользуется наука, чтобы понять харак­тер операций, которыми она занимается. Высокоразвитый и точный язык современной физики, химии, физиологии, не говоря уже о математике.., складывался и совершенство­вался вместе с развитием науки и совсем не стихийно, но со­знательно, под влиянием традиции, критики, прямого тер­минологического творчества ученых обществ, конгрессов. Психологический язык современности прежде всего недо­статочно терминологичен: это значит, что психология не имеет еще своего языка. В ее словаре вы найдете конгломе­рат из трех сортов слов: 1) слова обиходного языка, смутного, многомысленного, приноровленного к практической жиз­ни..; 2) слова философского языка. Утерявшие связь с преж­ним смыслом, многомысленные вследствие борьбы разных философских Школ, абстрактные в максимальной степени, они тоже засоряют язык психологов ..; 3) наконец, слова и формы речи, заимствованные из естественных наук и упо­требляемые в переносном смысле, служат прямо для обмана. Когда психолог рассуждает об энергии, силе, даже об интен­сивности или когда говорит о возбуждении и т.п., он всегда прикрывает научным словом ненаучное понятие ...

Темнота языка... зависит столько же от синтаксиса, ско­лько и от словаря. В конструкции психологической фразы не меньше мифологических драм, чем в словаре. Прибавлю еще, что стиль, манера науки выражаться играют не мень­шую роль. Одним словом, все элементы, все функции языка носят следы возраста той науки, которая ими пользуется, и определяют характер ее работы» [Выготский Л.С. Собр. соч. Т.1.-С. 357].

В любом на выбор психологическом тексте отметьте все три «сорта» слов, а также особенности стиля и манеры выра­жения, присущие психологическому сообществу. Охарактери­зуйте современные тенденции развития психологического языка, особенности психологической метафоричности (на примере классических психологических концепций), перспек­тивы развития психологической лексики. 136. Много-много психологии.

«Историческое состояние нашей науки таково, что, го­воря словами Ф.Брентано, существует много психологии, но не существует единой психологии. Мы могли бы сказать, что именно потому и возникает много психологии, что нет общей, единой психологии. Это значит, что отсутствие еди­ной научной системы, которая охватывала бы и объединяла все современное психологическое знание, приводит к тому, что каждое фактическое открытие в любой области психо­логии, выходящее за пределы простого накопления деталей, вынуждено создавать свою собственную теорию, свою сис­тему для объяснения и понимания вновь найденных фактов и зависимостей, вынуждено создавать свою психологию — одну из многих психологии» [Выготский Л.С. Собр. соч. Т.2. -С. 25].

Попробуйте провести такой мысленный эксперимент. Во­зьмите в качестве отправной точки какой-либо «чужой» экс­периментальный факт (или свой, но высокого качества) и по­стройте новую психологическую теорию. Чтобы вам было проще не спутать свою концепцию с какой-либо уже имею­щейся, создайте свою терминологию и постарайтесь в новых терминах объяснить имеющуюся психологическую феномено­логию. Более простой вариант этого задания — объяснить с позиций какой-либо концепции факт, не имеющий «родства» с этой концепцией.

  1. Психология — это экспериментальная философия.

«Если мы обратимся к современной психологии в целом .., мы сумеем легко открыть в ней новую тенденцию, кото­рая определяет развитие психологии в последнее время. Эту тенденцию очень хорошо выразил в итоге непосредственно­го впечатления от современного психологического экспе­римента один из испытуемых немецкого психолога Н. Аха. Он по окончании опыта ... сказал: «Но ведь это же экспери­ментальная философия».

Это сближение психологических исследований с фило­софскими проблемами, попытка в процессе психологиче­ского исследования непосредственно развить вопросы, имеющие первостепенное значение для ряда философских проблем и — обратно — сами зависящие в своей постановке и решении от философского понимания, пронизывают все современное исследование» [Выготский Л.С. Собр. соч. Т.2. -С. 62].

Приведите примеры таких исследований из рубрики «пси­хология для философии» и «философия для психологии».

  1. Старая психология.

«Старая психология, рассматривая сложившиеся фор­мы мышления взрослого культурного человека, игнориро­вала обычно исторический подход к проблеме мышления. Благодаря этому психология представляла действительный ход исторического развития мышления в грубо искажен­ном, а подчас в прямо перевернутом виде. Первичные и са­мые ранние формы мышления она относила к окончанию развития, а наиболее поздние помещала в его начале. Так обстояло дело и с проблемой практического интеллекта. Исходя главным образом из самонаблюдения, старая психо­логия принимала за первичное развитие внутреннего мыш­ления, связанного с речью и представлениями, а в практи­ческом разумном действии видела только воплощение или продолжение внутреннего мышления. Взрослый культур­ный человек обычно раньше думает, а потом действует, от­сюда психология заключала, что так дело происходило и в истории развития мышления: сперва было мышление, за­тем действие. В связи с этим старая психология относила на сравнительно отдаленный срок, к окончанию детства, к на­чалу переходного возраста, вызревание разумной целесооб­разной практической деятельности ребенка» [Выготский Л.С. Собр. соч. Т.4. - С. 146].

Представим, что «старая» психология — близкая родст­венница житейского сознания. Какие еще аналогичные по­грешности вы могли бы обнаружить в житейском сознании в распространенном отношении его к психологическому миру че­ловека? (Например, по типу такого не всегда правомерного обобщения: «после этого, следовательно, по причине этого»).

  1. Экспериментально-генетический метод. «Применяемый нами метод может быть назван методом

экспериментально-генетическим в том смысле, что он ис­кусственно вызывает и создает генетически процесс психи­ческого развития ... Основной задачей анализа при этом яв­ляется возвращение процесса к его начальной стадии или, говоря иначе, превращение вещи в процесс. Попытка по­добного эксперимента заключается в том, чтобы расплавить каждую застывшую и окаменевшую психологическую фор­му, превратить ее в движущийся, текущий поток отдельных заменяющих друг друга моментов. Короче говоря, задача подобного анализа сводится к тому, чтобы эксперименталь­но представить всякую высшую форму поведения не как вещь, а как процесс, взять ее в движении, к тому, чтобы идти не от вещи к ее частям, а от процесса к его отдельным мо­ментам» [Выготский Л.С. Собр. соч. Т.З. — С. 95].

Не является ли этот метод слишком искусственным для психологического исследования? Сравните идею этого метода с еще какой-либо известной вам идеей психологического мето­да. Как еще возможно «расплавить каждую застывшую и ока­меневшую психологическую форму» ?

  1. Родственность психической природы. «Совпадение в составе, строении, последовательности и

взаимозависимости функций в процессах развития и распа­да принадлежит к числу самых удивительных, самых заме­чательных фактов, устанавливаемых современной психо­неврологией на основе сравнительно-генетического иссле­дования нормальной и патологической личности. Как здесь, так и там в центре распада и построения личности стоит функция образования понятий. В этом смысле ши­зофрения помогает нам понять всю психологию переходно­го возраста, как переходный возраст дает ключ к понима­нию психологии шизофрении, но не в старом смысле сбли­жения процессов построения и распада личности на осно­вании внешнего подобия и сходства в ряде второстепенных симптомов, а в смысле родственности психической приро­ды, связей и взаимозависимостей высших психических функций личности в полярно противоположных процессах развития и расщепления. Распад сложного целого обнажает и раскрывает законы его построения, как история построе­ния этого целого предопределяет законы его распада. В этом величайшее теоретическое значение исследования шизофрении для педологии переходного возраста» [Выгот­ский Л.С. Собр. соч. Т.4. — С. 195 - 196].

Какие еще направления, психические формы, феномены, возрастные периоды и др. находятся в столь глубоком «поляр­ном» единстве и «родственности»?

  1. Закон человеческой природы?

«В отношении онтогенеза, в отношении развития ребен­ка только в последнее время благодаря ряду исследований удалось установить, что построение и формирование вы­сших форм психической деятельности совершаются в про­цессе социального развития ребенка, в процессе его взаи­моотношения и сотрудничества с окружающей социальной средой.... Наблюдение за развитием высших функций пока­зывает, что построение каждой из них строго подчиняется одной и той же закономерности, а именно: каждая высшая психическая функция появляется в процессе развития по­ведения дважды: сначала как функция коллективного пове­дения, как форма сотрудничества или взаимодействия, как средство социального приспособления, т.е. как категория интерпсихологическая, а затем вторично как способ инди­видуального поведения ребенка, как средство личного при­способления, как внутренний процесс поведения, т.е. как категория интрапсихологическая.

Проследить переход коллективных форм сотрудниче­ства в индивидуальные формы поведения ребенка — и зна­чит уловить принцип построения высших психических функций в их становлении» [ВыготскийЛ.С. Собр. соч. Т.5. -С. 197].

Можно ли считать приведенную формулу законом психо­логии? Приведите примеры исключений из этого закона (в са­мом деле, на то он, наверное, и закон, чтобы из него были иск­лючения).

  1. Коллективные формы сотрудничества?

Вопрос к тексту предыдущей задачи: означает ли форму­ла, что если «коллективные формы сотрудничества» строят­ся на неэффективной основе, да и вообще бесчеловечны (как, например, в 30 - 40-е годы в нашей стране), то и вы­сшие психические функции будут ущербны? О каких «кол­лективных формах сотрудничества» говорит Л.С.Выгот­ский? Возможно ли их понимать так же, как «групповые» или «кооперативные»?

  1. Метаморфозы определений.

Вопрос к тексту задачи №141: Л.С. Выготский в контек­сте уточнения в ряду однородных членов предложения, а значит, почти синонимов, перечисляет «функцию», «фор­му», «способ», «средство» и «процесс». Является ли это, на Ваш взгляд, корректным? На что должно указывать, следуя логике синонимов, используемых Л.С. Выготским, тожде­ство данных понятий в этом контексте?

  1. Мысль — это дискуссия.

«В свое время Д. Болдуин и Э. Риньяно высказывали мысль, что истинное размышление является не чем иным, как дискуссией, или спором, перенесенным внутрь лично­сти. Пиаже сумел генетически обосновать эту мысль и пока­зать, что в детском коллективе раньше должно возникнуть столкновение мнений, спор, для того чтобы позже у детей данного коллектива могло появиться размышление как осо­бый процесс внутренней деятельности, неизвестный ребен­ку более раннего возраста...

И в самом деле, по остроумному выражению Пиаже, мы охотно верим самим себе на слово. В процессе индивидуа­льного мышления не может возникнуть самая задача про­верить, доказать, опровергнуть известное положение, мо­тивировать утверждение. Доказать правильность своих мыслей, возразить, привести доводы — все это как задача приспособления может возникнуть только в процессе дет­ского спора» [ВыготскийЛ.С. Собр. соч. Т.5. — С. 203].

Можете ли вы привести другие примеры, иллюстрирую­щие данное положение, разделяемое мэтрами психологии ? На­пример, чем было во внешнем плане внимание?Память?Воля? Эмоции?Личность?А другие психологические феномены?

  1. Бедственное состояние современной психологии. «Бедственное состояние современной психологии, вы­ражающееся в том, что мы несравненно больше знаем о пси­хологических фактах, чем когда-либо до сих пор, но гораздо меньше знаем о том, что собственно есть психология ... Психология наших дней борется с предрассудком, будто су­ществует только один вид психологии ... Понятие психоло­гии заключает в себе две совершенно различные научные за­дачи, которые следует принципиально различать и для ко­торых лучше всего пользоваться особыми обозначениями. В

действительности существует двоякого рода психология, но если господствует предрассудок, что науке достаточно од­ной из них, то естественно, что одни психологи культивиру­ют только первую форму психологии, а вторую оставляют в стороне, другие же заботятся как раз об этой второй форме и пренебрегают первой, или же, наконец, обе формы смеши­ваются в мнимое единство, причем между ними произволь­но разделяется материал, или же одна из них более или ме­нее вплетается в другую ...

Само собой разумеется, что столь несходные друг с дру­гом формы психологии не могли бы существовать друг подле друга и находиться в духовной связи, если бы между ними не было ничего общего. Это общее заключается прежде всего в том, что всякая психология имеет дело с переживаниями ин­дивида. Этим она отличается от наук о телесной природе и от нормативных наук. Личность является, таким образом, ре­шающим исходным пунктом для всякой психологии» [Мюн-стерберг Г. Основы психотехники. 1924. — 4.1. — С. 7 — 8].

Согласны ли вы с автором ? О каких двух психологиях идет речь ? Каковы современные судьбы этих психологии ? 146. Декарт был не совсем прав.

«Декарт на вопрос принцессы Елизаветы, как объясня­ется соединение души и тела, сослался на непознаваемость этого соединения ... За 300 лет изменилось только слово, но не идея. Но что слово? — Звук пустой.

Человеческий дух, говорит Декарт в ответ на роковой вопрос, неспособен постигнуть отчетливо различие сущест­ва души и тела и вместе с тем их соединения так, как он дол­жен был бы понимать их: как единое существо и вместе с тем как два различных существа, а это противоречит одно друго­му. Можно поэтому утверждать, что проблема страстей была единственным камнем преткновения для всей систе­мы Декарта. Не будь этого проклятого вопроса, не сущест­вуй в природе человек с его страстями (животные для Декар­та только автоматы), учение о двух исключающих друг друга субстанциях — духовной и материальной — развивалось бы стройно и последовательно. Но страсти, этот основной фе­номен человеческой души, суть прямые проявления двойст­венной человеческой природы, соединяющей дух и тело в од­ном существе. Более того, страсти представляют собой един­ственный во всей вселенной феномен совместной жизни духа и тела» [Выготский Л.С. Собр. соч. Т.6. — С. 218].

Что есть «человеческий дух», по Декарту ? Есть ли в пси­хологии или философии еще какие-либо «проклятые» вопросы?
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


написать администратору сайта