Главная страница
Навигация по странице:

  • Научный прогресс похож на гигантскую лестницу

  • Познание гносеологического субъекта.

  • Кто чей продукт

  • Ребенок приучается верить множеству вещей.

  • Слон истинен, ибо существует.

  • Универсум социальной деятельности.

  • «Вещь

  • Наиболее эффективный путь формирования ВПФ

  • Результат вместе со своим становлением.

  • Модель соотношения психики и мозга.

  • Мотивация и мотивировка.

  • Один мотив деятельности.

  • Определение деятельности.

  • Притча

  • Сборник задач по психологии Учебное пособие. Сборник задач по психологии Учебное пособие


    Скачать 0.65 Mb.
    НазваниеСборник задач по психологии Учебное пособие
    Дата20.03.2022
    Размер0.65 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСборник задач по психологии Учебное пособие.docx
    ТипСборник задач
    #405551
    страница3 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    33

    1. Субъективный момент в социалистическом хозяйстве. «Но не только немедленно после социального перево­рота нельзя ждать коренных перемен в психологии трудя­щихся, но и принципиально в процессе экономического строительства необходимо исходить из того, что человек в своей экономической деятельности руководится эгоисти­ческими мотивами. Наша республика немало потерпела от­того, что она хотела этот принцип игнорировать... Бескоры­стие и даже самопожертвование люди проявляют в высшей творческой работе, в борьбе за ценности, которые они при­знают нетленными... и, наконец, в своей интимной жизни. Но ошибочно ожидать от людей, чтобы они бескорыстно изо дня вдень пекли хлеб, тачали сапоги или шили платье, и даже не для ближних, а для дальних, которых они, может быть, не знают и не видят. Русский пролетариат проявил исключите­льный запас героизма в борьбе за свой общественный идеал, но за станком он работал с напряжением, соответствующим получаемому вознаграждению. И титаны человеческого духа не иначе регулировали свою экономическую деятельность. Спиноза писал свои трактаты из глубокой душевной потреб­ности,., но стекла он, конечно, гранил за вознаграждение. И я не задену ничьего религиозного чувства, если скажу, что со­здатель религии любви за свою проповедь принял крестную смерть, но если он раньше был плотником, то плотничьи ра­боты он исполнял за вознаграждение, это так, если в нем было человеческое естество. Только отрицая основные зако­ны человеческой природы, можно строить экономическую жизнь, не исходя из указанного положения политической экономии» [Бруцкус Б.Д. Социалистическое хозяйство//Но­вый мир. — 1990. — №8. — С. 206].

    Эта статья написана в 1921 — 22 гг. и очень точно пред­сказывает ближайшие и отдаленные перспективы социали­стического производства. Экономисты, как мы видим (хоро­шие экономисты!), достаточно много знают о природе челове­ческой мотивации. Каких еще ценных «откровений» могут ждать психологи от экономистов?

    1. Экономическое поведение (в продолжение предыдущей задачи).

    Актуальной проблемой последнего десятилетия являет­ся трудно предсказуемое поведение, как говорят экономи­сты и политики, — «населения». Именно в этой непредска­зуемости и кроется, с их точки зрения, источник неудач в реформировании нашего образа жизни (автор относит себя к самому настоящему населению). Сформулируйте и обо-

    снуйте свое психологическое кредо в отношении экономи­ки: объективные законы производства и распределения движут нашей психологией, или наоборот?

    1. О способностях.

    «Сила укоренившегося в умах предрассудка о внутренних источниках духовного развития человека столь велика, что она нас заставляет видеть условия этого развития как бы пе­ревернутыми с ног на голову: не в усвоении достижений нау­ки — условие формирования научных способностей, а в спо­собностях к науке условие ее усвоения; не в овладении искус­ством — условие развития художественного таланта, а в худо­жественном таланте — условие овладения искусством. При этом обычно ссылаются на факты, свидетельствующие о спо­собности одних и полной неспособности других к той или иной деятельности. При этом даже не ставят перед собой во­проса об источниках самих этих способностей и принимают обычно стихийный характер их первоначального формиро­вания за якобы их врожденность» (А.Н. Леонтьев).

    Выскажите согласие или несогласие с этой точкой зрения. Приведите типичную схему спора о природе способностей, основные аргументы сторонников «врожденности» и «форми-руемости». Какова в перспективе судьба этого спора ?Можно ли провести «чистый» эксперимент, однозначно подтвержда­ющий одну из этих точек зрения ?

    1. Научный прогресс похож на гигантскую лестницу?

    «На фоне истории человеческого общества история нау­ки обнаруживает ряд индивидуальных особенностей; объ­ясняется это тем, что проанализировать и оценить вклад че­ловека в ту или иную область науки значительно легче, не­жели в любой другой области, за исключением искусства. Самый способный генерал не может выиграть битву без ар­мии. А кому следует приписать победу — ему или храбрым солдатам, которыми он командовал? Ученые выигрывают свои битвы без армий в значительной степени благодаря своим собственным усилиям, хотя и живут не в пустыне... Тем не менее история науки — не просто история жизни ве­ликих ученых. Если тщательно исследовать происхождение какого-либо открытия, то оказывается, что оно подготавли­валось рядом менее значительных открытий, и чем глубже проводить исследование, тем больше мы выделим таких промежуточных стадий. На первый взгляд, научный про­гресс похож на гигантскую лестницу, каждая ступень кото­рой соответствует одному из великих открытий, внезапно подымающих человечество на более высокий уровень. Но

    2'

    35

    по мере углубления в анализ мы обнаружим, что большие ступени состоят из более мелких, а эти в свою очередь из еще меньших, пока, наконец, не покажется, что ступени должны исчезнуть совсем.., однако этого никогда не прои­зойдет. Каждая победа в науке завоевывается рядом усилий, самое скромное из которых было достаточно серьезно обду­мано и взвешено» [Сартон Дж. «Наука и новый гуманизм» // В кн. 3. Роджерса. Физика для любознательных. Т.2. — М., 1970.-С. 5].

    Согласны ли вы с этой точкой зрения на науку?Действи­тельно ли научный прогресс напоминает гигантскую лестни­цу? И прогресс ли он вообще? Как можно оценить вклад челове­ка в научную область? Почему это сделатьлегче, чем «в другой области»?

    1. Познание гносеологического субъекта.

    Поясните и выскажите свою позицию по поводу мысли П.А. Флоренского: «Познание не есть захват мертвого объ­екта хищным гносеологическим субъектом, а живое нравст­венное общение личностей, из которых каждая для каждой служит и объектом, и субъектом. В собственном смысле слова познаваема только личность и только личностью».

    1. Новое мышление?

    «Незаметное развитие науки придало фактически... но­вую окраску человеческому сознанию, ... формы мышле­ния, составлявшие ранее исключение, теперь широко рас­пространились среди образованных людей. Эта новизна способов мышления медленно, в течение ряда столетий укоренялась среди европейцев. И, наконец, она проявилась в быстром развитии науки, сама себя подкрепляя при помо­щи наиболее очевидных (практических) приложений. Но­вое мышление явилось более важным событием, чем даже но­вая наука или техника. Оно изменило метафизические пред­посылки и образное содержание нашего сознания, так что те­перь старые стимулы вызвали новый отклик» [Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. — М., 1990. — С. 57].

    В чем состоит эта «новизна» мышления ?Можем ли мы се­годня видеть (где и когда) образцы «старого» мышления?

    1. Кто чей продукт ?

    «Мы являемся ... продуктами нашей собственной деяте­льности: посредством творимых нами репрезентаций мы трансформируем наши собственные формы восприятия и познания, способы видения и понимания» [Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. — М.: Про­гресс, 1988. —С. 20].

    Приведите примеры, выскажите свое согласие или несо­гласие с данной точкой зрения.

    1. Индивидуальность и всеобщность духа.

    «Постигать различаемые действительные индивидуаль­ности и рассказывать о них таким образом, что, мол, один человек более склонен к тому-то, а другой более склонен к другому, что у одного больше рассудка, чем у другого, — го­раздо менее интересно, чем даже перечислять виды насеко­мых, мхов и т.д., ибо эти последние дают наблюдению право брать их так порознь и не постигая в понятии, потому что они по существу относятся к стихии случайной обособлен­ности. Брать же сознательную индивидуальность лишенной духа противоречит тому, что сущность ее есть всеобщность духа» [Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. — М., 1959. — С. 163].

    Вам не кажется, что эти критические замечания вполне могут быть адресованы некоторым современным психологиче­ским подходам? Попробуйте сформулировать эту критику другими словами и назовите возможных адресатов.

    1. Предмет психологии в диалектике.

    «Если мы посмотрим на круг доступных наблюдению отношений обладающей самосознанием индивидуальности к ее внешнему проявлению вообще, то остается одно отно­шение, которое наблюдение еще должно сделать своим предметом. В психологии это внешняя действительность вещей, которая должна иметь свой сознающий себя проти-вообраз в духе и должна дать о духе понятие» [Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. — М., 1959. — С. 163].

    Прокомментируйте это определение. Сравните с другими определениями предмета психологии.

    1. Философ о философии.

    «По природе своей философия есть нечто эзотериче­ское, не для толпы сотворенное и к приготовлению вкусов толпы не приспособленное; она потому и философия, что прямо противоположна рассудку, а тем более здравому че­ловеческому смыслу...» [Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. Т.1.-М., 1970.-С. 279].

    Может ли это острое суждение быть распространено на психологию? Что отличает психологию от философии? Что есть здравый смысл для психологии?

    1. Что может понять действующий. «Действующий может полностью понимать только то,

    что он сделал сам» [Дж. Вико (цит. по Тулмин Ст. Человече­ское понимание. — М., 1984. — С. 43)].

    Если это так, то какие психолого-педагогические выводы можно из этого сделагЛь!

    1. Ребенок приучается верить множеству вещей. «Ребенок приучается верить множеству вещей. То есть он,

    скажем, учится действовать согласно этим верованиям. Ма­ло-помалу оформляется система того, во что верят; кое-что в ней закрепляется незыблемо, а кое-что более или менее по­движно. Незыблемое является таковым не потому, что оно очевидно или ясно само по себе, но поскольку надежно под­держивается тем, что его окружает» [Витгенштейн Л. О досто­верности// Вопросы философии. — 1991. — №2. — С. 78].

    Но если «незыблемое» «надежно поддерживается», то по­чему характерными чертами человечества в XX (по крайней мере) веке являются нигилизм и неверие? Какие верования дей­ствительно незыблемы?

    1. Слон истинен, ибо существует.

    «Психология подходит к идеям и другим продуктам со­знания также, как, например, зоология к различным видам животных. Слон истинен, ибо существует. Более того, он не является ни умозаключением, ни субъективным суждением творца, это — феномен. Но мы так свыклись с идеей, будто психические события суть продукты воли или произвола, изобретения творца-человека, что нам трудно освободиться от того предрассудка, согласно которому психика и все ее содержание являются нашим собственным изобретением либо более или менее иллюзорным продуктом наших пред­положений и суждений. Факты свидетельствуют, что опре­деленные идеи существуют почти повсеместно, во все вре­мена. Они воспроизводятся спонтанно, совершенно неза­висимо от миграции идей или от традиции. Они не творятся индивидами, а происходят, даже насильственно вторгаются в сознание индивида. И это не платоновская философия, а это — эмпирическая психология» [Юнг КГ. Архетип и сим­вол. - М., 1992. - С. 132 - 133].

    Вы согласны с К.Г. Юнгом? Приведите примеры идей «на все времена».

    1. Человек есть не только бытие, но и становление.

    «Человек есть не только бытие, но и становление. Чело­век может стать и растением и животным, но он может стать и ангелом, и сыном Божьим... Человек не есть нечто замкнутое и готовое, он не завершен и открыт» [П. делла Мирандолла (цит. по Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — М., 1990.-С. 403)].

    Попробуйте своими словами растолковать и развить эту мысль.

    1. Формы мышления? — Это — сети!

    Ум не ведет нас к уразумению природы вещей и посред­ством логических своих форм, ибо что такое формы мышле­ния? — «Это сети, в которых мы непрестанно запутываемся вместе с предметами мышления; это повязки на наших гла­зах, сквозь которые рассудок все чаще истину принимает за ложь...» [Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии. — М., 1990.-С. 175].

    Правоты этого суждения полностью отрицать не уда­ется. Прокомментируйте эту оценку. Постарайтесь при­вести примеры «сетей» и определить, когда в рефлексии своего процесса познания исследователь заводит речь о «се­тях».

    1. Предмет этнической психологии.

    «Культурное явление как выражение смысла объектив­но, но в нем же ... есть сознательное или бессознательное от­ношение к этому «смыслу», оно именно — объект психоло­гии. Не смысл, не значение, а со-значение, сопровождаю­щие осуществление исторического субъективные реакции, переживания, отношение к нему — предмет психологии» [Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. — М., 1990. -С. 480].

    Приведите несколько примеров такого рода со-значений. Как возможно их изучение?Как вы относитесь к таким опре­делениям ?

    1. Психологи тоже люди.

    «Во время одного из заседаний конгресса по психологии в Геттингене в зал ворвался человек, за которым гнался воо­руженный бандит. После короткой схватки на глазах у всех раздался выстрел, и оба человека выбежали из зала пример­но через двадцать секунд после своего появления. Предсе­датель сразу же просил присутствующих записать все, что они видели. Втайне от участников конгресса все происше­ствие было предварительно инсценировано, отрепетирова­но и сфотографировано. Из сорока представленных отчетов лишь один содержал менее 20% ошибок, касающихся основных фактов происшествия. 14 отчетов имели от 20 до 40%, а 25 отчетов - свыше 40% ошибок. Любопытно, что бо­лее чем в половине отчетов около 10% подробностей были чистейшей выдумкой. Результаты оказались бесьма удруча­ющими, несмотря на благоприятные условия — все проис­шествие было коротким и достаточно необычным, чтобы привлечь к себе внимание, подробности его были немедлен­но зафиксированы людьми, привыкшими к научным на­блюдениям, причем никто из них не был вовлечен в проис­ходящее. Эксперименты такого типа нередко проводятся психологами и почти всегда дают сходные результаты» [Се-лье Г. От мечты к открытию. — М., 1987. С. 103 — 104].

    Почему получены такие результаты? Может ли наблюде­ние после такого факта считаться «методом» в психологии?

    1. Чаадаев как Чаадаев.

    «Вот, например, как поступает самая положительная, самая строгая философия нашего времени. Она начинает с установления факта, что орудием познания является наш разум, а поэтому необходимо прежде всего научиться его познать; без этого, утверждает она, мы не сможем использо­вать его должным образом. Далее философия эта и прини­мается изо всех сил рассекать и расчленять самый разум. Но при помощи чего производит она эту необходимую предва­рительную работу, эту анатомию интеллекта? Не посредст­вом ли самого разума? Итак, вынужденная в этой своей наи­первейшей и главной операции взяться за орудие, которым она, по собственному признанию, не умеет еще пользовать­ся, как может она прийти к искомому познанию? Этого по­нять нельзя... Более уверенная в себе, чем все прежние фи­лософские системы, она утверждает, что разум надо тракто­вать точь-в-точь как внешние предметы ... Как вы в состоя­нии заранее предвидеть факт физический, с одинаковой уверенностью вы можете предвидеть и факт духовный; сме­ло можно в психологии поступать так, как в физике. Такова эмпирическая философия. По счастью, философия эта ста­ла в настоящее время уделом лишь нескольких ленивых умов, которые упорно топчутся на старых путях» [П.Я. Чаа­даев. Пятое философическое письмо].

    Можете ли вы согласиться с автором? Что-то измени­лось в основах психологии с тех времен ?

    1. Смерть деятельности.

    «Удовлетворение, преодоление противоречия было бы смертью деятельности, а потому природа, этот «материал, который надо преодолеть», есть необходимый момент са­мой деятельности, средство, за счет которого она живет. Пока существует противоречие, несоответствие между за­мыслом и реализацией, стремлением и формой его удовлет­ворения, до тех пор будет существовать деятельность» [П. П. Гайденко (цит. по Постовалова В.И. Язык как деятельность. -М., 1982.-С. 27)].

    Согласны ли вы с автором? О каких противоречиях здесь идет речь ? Всех ли их можно преодолеть ?

    1. Универсум социальной деятельности.

    «Универсум социальной деятельности не может уже рас­сматриваться как принадлежащий людям в качестве их ат­рибута или достояния, даже если мы берем людей в больших массах и организациях. Наоборот, сами люди оказываются принадлежащими к деятельности, включенными в нее либо в качестве материала, либо в качестве элементов наряду с машинами, материалами, знаками..; не отдельные индиви­ды создают и производят деятельность, а, наоборот, она сама «захватывает» их и заставляет «вести» себя определен­ным образом» [Г.П. Щедровицкий (цит. по Постовалова В.И. Язык как деятельность. — М., 1982. — С. 21)].

    Согласны ли вы с автором? Приведите примеры «за» и «против». Сравните между собой позиции авторов текстов в задачах 66— 68, 71.

    1. «Вещьделослово ...»

    «Деятельность есть постоянное, длящееся «отрицание» наличных, чувственно воспринимаемых форм вещей, их из­менение, их «снятие» в новых формах, протекающее по все­общим закономерностям, выраженным в идеальных фор­мах» [Ильенков Э.В. Философская энциклопедия. — 1962. — С. 225].

    Попробуйте сформулировать своими словами эту мысль. Что в данном контексте означают «отрицание», «формы вещей», «снятие», о каких «всеобщих закономерно­стях» говорит автор?

    1. Объем деятельности.

    Если, сравнивая объемы понятий, из «деятельности» вычесть «все действия, ее составляющие», то что останется? Что произойдет (во что обратится новое понятие), если к объему понятия деятельности добавить объем какого-либо другого понятия?

    1. Наиболее эффективный путь формирования ВПФ? «Какую же... объяснительную роль выполнило в этой

    психологической школе (школе Л.С. Выготского — А.Н. Ле­онтьева. — Прим. сост.) понятие предметной деятельности? Помимо того, что оно позволило рассмотреть психику как функциональный «орган» деятельности, это понятие от­крыло путь к объяснению происхождения и развития пси­хики: эти два процесса предстали как прямой продукт и ре­зультат развития предметной деятельности. Вывод этот, не­посредственно почерпнутый из деятельностной схемы объ­яснения, гораздо более радикален, чем это может показать­ся на первый взгляд. В применении ... к педагогической практике он означает, что наиболее эффективный путь фор­мирования высших психических функций заключается в ???»

    Закончите эту мысль Э.Г. Юдина.

    1. Объяснение деятельности «черезличность»?

    «...Из того факта, что человек становится личностью то­лько в деятельности и через деятельность, еще не след>ет, что понятие деятельности непосредственно объясняет нам все проявления личности, всю систему индивидуальных различий и т.п. Вывод подобного рода напрашивается и из того простого соображения, что личность есть не только продукт, но и условие деятельности, а это значит, что по крайней мере в известном смысле мы должны и саму деяте­льность объяснить через личность. Если же от этого отказа­ться, то мы вместо деятельности получаем Деятельность, при которой личность выступает на правах чисто функцио­нального и, следовательно, в каждом конкретном случае не­обязательного придатка; мы, таким образом, как минимум покидаем почву психологии» [Юдин Э.Г Системный подход и принцип деятельности. — М., 1978. — С. 299].

    Как примерно, с вашей точки зрения, должно выглядеть объяснение деятельности «через личность»? Возможно, вам удастся найти в психологической литературе такого рода примеры, а если нет, то попробуйте их создать сами. Почему автор говорит о «покидании почвы психологии», если не учесть его вывода?

    1. Все категории историчны.

    «...Образование понятий, логический вывод и умозаклю­чение не должны пониматься как внеисторические катего­рии психологии. Они формируются в конкретных обще­ственно-исторических условиях и имеют принципиально различную структуру в условиях доминирования различных форм деятельности» [Лурия А.Р. Психология как историче­ская наука// История и психология. — М., 1971. — С. 61].

    Приведите примеры подобных явлений. Если это сделать трудно, то просмотрите данную статью и попробуйте еще раз.

    1. О законах онтологии.

    «...Различные виды бытия требуют свойственных имен­но им видов опосредствования или содержат их в себе; поэ­тому и природа доказательства относительно каждого из них различна» [Гегель Г.В.Ф. Собр. соч. Т.5. — С. 573].

    Следует ли из этого, что принципы исследования и доказа­тельства в психологии должны быть отличны от принципов точных, естественных и других гуманитарных дисциплин? Если реализовать этот принцип более последовательно, то укажите, в чем состоят наиболее существенные отличия пси­хологии от других наук?Означает ли это, что эмоции, напри­мер, следует изучать иначе, чем волю, а последнюю, чем ин­теллект ?

    1. Результат вместе со своим становлением.

    «Истинное есть целое. Но целое есть только сущность, завершающаяся через свое развитие». «Не результат есть действительное целое, а результат вместе со своим станов­лением» [Гегель Г.В.Ф. Собр. соч. Т.4. С. 10; Т.4. С. 2].

    Что эти принципы означают для психологии? Можете ли вы привести психологические концепции, действующие в со­гласии с этими принципами ?

    1. Модель соотношения психики и мозга.

    В науке, да и в повседневном общении, для более ясно­го, иногда образного, а порой метафорического описания какого-либо явления или точки зрения используют модели. Модель фиксирует в себе наиболее существенные стороны действительности, которую она описывает. Например, гло­бус является моделью земли, сохраняя шарообразную фор­му и отвлекаясь от свойственных ей неровностей; самоле­тик, который испытывают в аэродинамической трубе, явля­ется моделью настоящего самолета и т.д. Постройте модель соотношения психики и мозга.

    1. Границы моделей.

    «Чтобы применять методы ... к биологическим систе­мам, надо не только усложнить эти методы в достаточной мере, чтобы они соответствовали системам, — надо также значительно упростить системы, чтобы изучение их стало осуществимым на практике. До сих пор ни одна биологиче­ская система не изучалась во всей ее сложности, и так, по-видимому, будет еще в течение долгого времени. На практике биолог, прежде чем начать работу, вводит огром­ные упрощения. Действительно, наблюдая птицу, строя­щую гнездо, он не видит в подробностях всей запутанной картины нервной деятельности в мозгу птицы; изучая, как ящерица спасается от своих врагов, он не видит конкретных молекулярных и ионных изменений в ее мускулах; изучая племя, собравшееся на совет, он не видит всех бесчислен­ных частных процессов, которые происходят в отдельных членах племени. Таким образом, биолог изучает небольшую часть находящейся перед ним системы. Любое его высказы­вание — только половинная истина, только упрощение. До какой границы упрощение системы может быть оправдан­ным? Может ли ученый успешно работать с половинными истинами?» [Росс Эшби У. Введение в кибернетику. — М., 1959.-С. 150].

    Ответы автора фрагмента известны, а как бы вы отве­тили на поставленные им вопросы? Что упрощают психологи в процессе своих исследований!

    1. Мотивы преступления.

    Как вы полагаете, почему для следователя крайне важно вскрыть истинные мотивы действий преступника? Могут ли быть мотивы «не истинными»? «Гуманная обществен­ность», даже когда налицо преступная мотивация и факты преступных деяний, тем не менее продолжает говорить о вине общества в происхождении подобного рода мотива­ции; является ли это корректным?

    1. Мотивация и мотивировка.

    Как вы считаете, совпадают ли понятия «мотивация» и «мотивировка»? Можете ли привести примеры, когда бы они совпадали?

    1. Не хочу учиться...

    Как вы считаете, чем обычно могут мотивировать отказ от учебной деятельности школьник младшего, среднего, старшего классов, студент? Одинаковой ли будет у них мо­тивировка отказа?

    1. Один мотив деятельности.

    Может ли, по вашему мнению, у деятельности быть один мотив? Если да, то приведите примеры полимотивирован­ности деятельности.

    1. Определение деятельности.

    Приведите определение деятельности, используя в ка­честве родового понятия каждое из приведенных слов: жизнь; взаимодействие; дух; бытие; активность; поведение.

    1. Поведение амбивалентное и полевое.

    Поясните, что означает термин «амбивалентное поведе­ние». А что, по-вашему, означает «полевое поведение»? Мо­гут ли «пересекаться» эти формы поведения?

    1. Пантеизм и панпсихизм.

    В философии и психологии определенное время суще­ствовало учение, которое «одушевляло», наделяло психи­кой все предметы окружающего мира. С позиций данного учения тот факт, что дерево сбрасывает лиственный покров перед наступлением зимы, можно трактовать как деятель­ность. Попытайтесь аргументированно доказать несостоя­тельность данного учения на данном примере.

    1. Деятельность реки.

    Река прорвала в половодье запруду. Можно ли сказать, что, испытывая потребность в дальнейшем движении и встречая препятствие на пути ее реализации, река совер­шила деятельность по разрушению запруды? Если нет, то почему?

    1. Бильярд.

    На бильярдном столе один шар ударяет другой. Совер­шает ли он деятельность? Возможно ли взаимодействие ша­ров (бильярдную игру) использовать как модель межлично­стного взаимодействия?

    1. Ветер или мельник?

    Ветер крутит крылья мельницы, приводя в движение ее жернова. Совершает ли он деятельность по помолу муки? Чем в данном случае отличается деятельность мельника, ко­торый сам непосредственно муку не мелет?

    1. Мысль полководца.

    Полководец перед боем, напряженно склонившись над картой, часами обдумывает план предстоящей операции. Действует ли он? Чем принципиально составление плана отличается для полководца от воплощения этого плана?

    1. На чьей стороне авторы?

    Как вы считаете, чьей позиции (СЛ. Рубинштейна или А.Н. Леонтьева) придерживается автор каждого из приве­денных ниже изречений?

    1. «Любая реальная актуальная деятельность имеет
    внешнее и внутреннее (внешний и внутренний планы или
    стороны), и они связаны между собой неразрывно. Задача
    психологии заключается не в том, чтобы их сначала разде-
    лить, а затем искать, как они связаны, а в том, чтобы, изучая
    «внешнюю сторону» деятельности, раскрыть «внутреннюю
    сторону», понять реальную роль психики в деятельности».

    2. «В анализе деятельности задачей психологии является
    изучение закономерностей формирования и развития сис-
    темы психического отражения как «внутреннего условия»,
    как одной из важнейших характеристик субъекта деятель-
    ности и в этом плане необходимой составляющей деятель-
    ности».

    90. Прав ли автор ?

    Приведем мнение известного психолога Н.И. Непомня­щей: «Характеристика сознания нередко сводится к содер­жанию и структуре внешней деятельности. Понятие деяте­льности, введенное в философию и психологию прежде все­го в значении активности субъекта, затем стало применять­ся как покрывающее не только понятие психики, но и поня­тие субъекта. Деятельность действует, деятельность мыс­лит, деятельность развивается. Такой подход с необходимо­стью приводит к «исчезновению» личности».

    А вы согласны с НИ. Непомнящей? Можете ли вы что-ли­бо ей возразить? Соотнесите решение данной задачи с задача­ми №82, 89.

    1. Первобытные охотники.

    «Деятельность загонщика, участника первобытной кол­лективной охоты, побуждается потребностью в пище или, может быть, потребностью в одежде, которой служит для него шкура убитого животного. Вспугивание дичи загонщи­ком приводит к удовлетворению его потребности в ней не в силу того, что таковы естественные соотношения данной вещной ситуации; скорее наоборот, в нормальных случаях эти естественные соотношения таковы, что вспугивание дичи уничтожает возможность овладеть ею. Что же в таком случае соединяет между собой непосредственный результат этой деятельности с конечным ее результатом? Очевидно, не что иное, как то отношение данного индивида к другим членам коллектива, в силу которого он и получает из их рук свою часть добычи — часть продукта совместной трудовой деятельности».

    Кто, по вашему мнению, написал эти строчки: Б.Г. Ана­ньев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн? На основании чего вы так решили ?

    1. Кто же прав?

    «Процесс мышления в виде мыслей... это подготовите­льный этап или сторона, момент деятельности... Но сам процесс мышления, взятый в динамике собственного про­текания, безотносительно к эффекту, который он дает, к воздействию, которое он вызывает, — это не деятельность, а лишь активность» {СЛ. Рубинштейн).

    «Психика» — особая форма деятельности субъекта, его деятельность в плане образа»(77.iT. Гальперин).

    А как вы полагаете, психика это деятельность или нет? Почему?

    1. Три психолога.

    Один психолог с головой погружен в проблематику своего исследования и готов перейти на новое место работы с худшими материальными условиями, но более широкими возможностями для разработки предмета его научных инте­ресов. Другой же, напротив, ищет в психологии возмож­ность достичь более высокого материального и социального положения. Третий в психологических процедурах (напри­мер, в консультировании и тренинговой работе) осуществ­ляет самореализацию и не «живет» вне поля проблем своих подопечных.

    Являются ли научные занятия для этих психологов деяте­льностью в полном смысле этого слова?

    1. Мотивы Гобсека.

    Можно, пожалуй, привести множество примеров из жизни, когда мотивы той или иной деятельности человека были бы труднообъяснимы. Вспомним хотя бы бальзаков­ского Гобсека или пушкинского Скупого Рыцаря. Всю жизнь они посвятили накоплению богатств, хотя объектив­но в деньгах давно не нуждались. Что же в таком случде яв­лялось движущим началом их деятельности?

    1. Притча1.

    Есть известная притча об ответах трех рабочих, катив­ших тачки с кирпичом, прохожему, который спросил их о том, что они делают. «Не видишь разве, — сказал первый, — кирпич вожу». «На хлеб семье зарабатываю», — ответил вто­рой. А третий сказал: «Собор строю».

    Как вы полагаете, совершали ли они одну и ту же деяте­льность, или на основании трех различных ответов о целях работы можно сказать, что рабочие занимались разными видами деятельности?

    1. Энциклопедия кризиса.

    Подготовьте краткую статью в воображаемую «Энцик­лопедию для родителей» о кризисе 12 — 14 лет и периоде по-дростничества. При этом воздержитесь от традиционной академичности, с одной стороны, и от навязчивой реко­мендательное™, с другой. Обратите особое внимание на язык статьи и на безусловное обстоятельство прочитыва-ния этой статьи подростками раньше, чем это сделают ро­дители.

    1. Кто Я?

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта