Сборник задач по психологии Учебное пособие. Сборник задач по психологии Учебное пособие
Скачать 0.65 Mb.
|
...В современной трактовке. «Под опосредствованием мы понимаем процесс использования внешних средств (т.е. организацию условий), которые позволяют косвенным образом совершить целостный акт даже при отсутствии адекватного или самостоятельного контроля над элементами или системами элементов, которые составляют такой акт. (Слово «внешние» в выражении «внешние средства» обозначает средства, внешние по отношению к осуществляемому действию. Психологически опосредствование может осуществляться и не только внешними средствами)» [Социально-исторический подход в психологии обучения / Под ред. М. Коула. — М., 1989. — С. 105]. Сравните данную точку зрения с позициями, высказанными в задачах № 147, 165— 167. Орудия культуры. «Под орудиями культуры понимаются не только материальные средства (например, компьютеры и телефон), материализованные системы обучения (например, обучение элементарной грамотности), но и способы социального взаимодействия между людьми.., в том числе исторически выработанные методы, стили и стратегии поведения (например, рэпы или сочинения), которые иногда разъединяют людей, а иногда объединяют их в культурные сообщества» [Социально-исторический подход в психологии обучения /Подред. М. Коула. — М.,1989. — С. 152]. Можете ли вы существенно дополнить реестр орудий культуры, намеченный в данном фрагменте? Существует ли иерархия орудий культуры, какова она? Что является основным средством культуры? Интериоризация. «Интериоризация действий, т.е. постепенное преобразование внешних действий в действия внутренние, умственные, есть процесс, который необходимо совершается в онтогенетическом развитии человека. Его необходимость определяется тем, что центральным содержанием развития ребенка является присвоение им достижений исторического развития человечества ... Эти достижения выступают перед ним в форме внешних явлений — предметов, словесных понятий, знаний. Воздействие их вызывает у ребенка те или иные реакции, и у него возникает отражение этих явлений; однако первичные реакции ребенка на воздействие этих явлений отвечают лишь непосредственно вещественной стороне их, а не специфическим качествам; соответственно, и их отражение в голове ребенка остается первосигнальным, не преломленным в значении, т.е. не преломленным через призму обобщенного опыта общественной практики. Чтобы эти явления были отражены ребенком в их специфическом качестве, в их значении, он должен осуществить по отношению к ним деятельность, адекватную той человеческой деятельности, которая в них «опредмечена», воплощена. По отношению к явлениям духовным, например, по отношению к тому или иному понятию, с которым впервые встречается ребенок, он должен осуществить соответствующую умственную, мыслительную деятельность. Как же первоначально складывается у него эта форма деятельности?» [Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т.1.-М., 1983. - С. 128]. Ответьте на вопрос, поставленный автором этого фрагмента. Является ли интериоризация активным процессом ? В каком соотношении находятся «опредмеченная» и «распредме-чивающая» деятельности? 171. Деятельность и предмет психологии. «Может ли вообще деятельность индивидов быть предметом психологии? Мне кажется, что так поставленный вопрос упускает одно важное обстоятельство, а именно: что какой бы процесс мы ни взяли, на нем не написано, предметом какой науки он является. Это зависит от того, в каких связях и отношениях, в системе какого движения данный процесс изучается. Конечно, человеческая деятельность изучается и в науках об обществе, но она может быть и предметом исследования физиологического, равно как и психологического анализа. Более того, психология, собственно, и есть наука о порождении и функционировании в деятельности индивидов психического отражения реальности. Ведь именно деятельность осуществляет связи субъекта с предметным миром, который поэтому необходимо отражается в его голове. Со своей стороны, порождаемое деятельностью психическое отражение является необходимым моментом самой деятельности, моментом, направляющим, ориентирующим и регулирующим ее. Этот как бы двусторонний процесс взаимопереходов составляет, однако, единое движение, от которого психическое отражение неотделимо, ибо оно не существует иначе, как в этом движении» [Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т.2. — М., 1983. — С. 244]. Итак, ответьте на вступительный вопрос автора к данному фрагменту. Сопоставьте эту позицию с взглядом на предмет психологии П.Я. Гальперина. 172. Гоголевская «Шинель» в психологии. «... Реальным базисом личности человека является совокупность его общественных отношений к миру, но отношений, которые реализуются, а они реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деяте-льностей. Имеются в виду именно деятельности субъекта, которые и являются исходными «единицами» психологического анализа личности, а не действия, не операции, не психофизиологические функции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не непосредственно личность... Прежде всего на этом пути устраняется главная трудность: определение того, какие процессы и особенности человека относятся к числу психологически характеризующих его личность, а какие являются в этом смысле нейтральными. Дело в том, что, взятые сами по себе, в абстракции от системы деятельности, они вообще ничего не говорят о своем отношении к личности. Едва ли, например, разумно рассматривать как «личностные» операции письма, способность чистописания. Но вот перед нами образ героя повести Гоголя «Шинель» Акакия Акакиевича Башмачкина. Служил он в некоем департаменте чиновником для переписывания казенных бумаг, и виделся ему в этом занятии целый разнообразный и привлекательный мир. Окончив работу, Акакий Акакиевич тотчас шел домой. Наскоро пообедав, вынимал баночку с чернилами и принимался переписывать бумаги, которые он принес домой, если же таковых не случалось, он снимал копии нарочно, для себя, для собственного удовольствия. «Написавшись всласть, — повествует Гоголь, — он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра». Как произошло, как случилось, что переписывание казенных бумаг заняло центральное.место в его личности, стало смыслом его жизни? Мы не знаем конкретных обстоятельств, но так или иначе обстоятельства эти привели к тому, что произошел сдвиг одного из главных мотивов на обычно совершенно безличные операции, которые в силу этого превратились в самостоятельную деятельность, в этом качестве они и выступили как характеризующие личность» [Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т.2.-М., 1983.-С. 201]. Означает ли этот 'комментарий, что Гоголем проведен психологический анализ личности? Можете ли вы привести еще какие-либо примеры «сдвига мотивов» на безличные операции? Могут ли операции быть безличными?Сформулируйте основную мысль данного фрагмента. Почему А.Н. Леонтьев использует данный образ в качестве ключевой иллюстрации к своему размышлению ? О психологической характеристике личности. «Изучение личности как момента деятельности и ее продукта составляет специальную, хотя и не отдельную психологическую проблему. Проблема эта является одной из самых сложных. Серьезные трудности возникают уже при попытках выяснить, какая реальность описывается в научной психологии термином «личность». Личность является не только предметом психологии, но и предметом философского, общественно-исторического познания; наконец, на определенном уровне анализа личность выступает со стороны своих природных, биологических особенностей как предмет антропологии, соматологии и генетики Человека. Интуитивно мы достаточно хорошо знаем, в чем состоят здесь различия. Тем не менее в психологических теориях личности постоянно возникают грубые смешения и неоправданные противопоставления этих подходов к исследованию личности... Впрочем, требование «личностного подхода» в психологии иногда понимается в том смысле, что при изучении отдельных психических процессов внимание исследователя должно быть прежде всего сосредоточено на индивидуальных особенностях. Но это отнюдь не решает проблемы, так как a priori мы не можем судить о том, какие из этих особенностей характеризуют личность, а какие — нет. Входят ли в психологическую характеристику личности, например, скорость реакций человека, объем его памяти или умение печатать на машинке?» [Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т.2. — М., 1983. — С. 187 - 188]. Ответьте на вопрос А.Н. Леонтьева. Статьи для словарей. Представьте, что вы одновременно являетесь автором энциклопедических словарей по военной психологии и по психологии для домохозяек. В каждом словаре, по-видимому, вам не удастся избежать обсуждения темы «Личность». Как будут выглядеть соответствующие разделы в каждом из словарей? Приведите по меньшей мере схему каждого раздела, а для желающих и наиболее заинтересованных — целые разделы. Сплавы процессов. «В отличие от действия, содержание которого определяется субъективной целью, содержание операций, образующих его состав, однозначно определяется условиями выполнения данного действия. Так как указанные структурные «единицы» деятельности являются относительно самостоятельными и вместе с тем представляют собой элементы структуры, которая является общей и для внешней, практической, и для умственной, мыслительной, деятельности, то они могут входить в одну и ту же деятельность, в обеих своих формах, как внешней, так и внутренней. Например, в состав теоретической, мыслительной, деятельности могут входить действия внешние, практические, а в эти внешние действия, в свою очередь, отдельные внутренние, умственные, логические или математические операции. Такого рода «сплавы» процессов внешних и внутренних, практических и умственных наблюдаются постоянно и тем очевиднее, чем более интеллектуальной становится практическая деятельность и чем более умственная, теоретическая, деятельность вооружается внешними техническими средствами. Таким образом, мыслительная деятельность, как полностью внутренняя, представляет собой лишь частный случай и поэтому отнюдь не может рассматриваться исключительно в этой своей форме» [Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т.2. — М., 1983. — С. 90]. Прокомментируйте вывод, который делает автор данного фрагмента. Психология и кулинария. Кто занимается кулинарией (рыбной ловлей, сельским хозяйством и т.д.) знает, что эта деятельность сродни науке и искусству. Психология, похоже, также может находиться в этом ряду. И все же мы рискнем утверждать, что кулинария — это не наука, а вот психология — наука. Попробуйте доказать (или опровергнуть) этот наш тезис, сравнив эти две важнейшие области человеческой культуры с точки зрения предмета, метода и других обстоятельств, которые;-видимо, являются существенными для подобного обсуждения. Становление операций. «Любые операции, безразлично внешнедвигательные или внутренние, умственные, являются по своему происхождению трансформированными действиями. Это значит, что всякая операция первоначально формируется в виде сознательного, подчиненного ясно выделенной цели действия, осуществляющего некоторое звено живой человеческой деятельности - практической, учебной, познавательной и т.д. Лишь полное освоение действия и включение его в состав более сложных целостных действий, в которых оно окончательно отрабатывается, приводит к устранению его избыточных звеньев и к его автоматизации, превращает его в способ выполнения этих действий, т.е. в собственно операцию. В результате такой трансформации исходное действие утрачивает свою зависимость от тех побуждений и целей, с которыми было связано его появление; оно утрачивает и первоначально присущую ему эмоциональную личнр-стную окраску. Непосредственно в самих операциях фиксируются лишь связи и отношения, абстрагированные от конкретно-предметных условий выполнения действия и обобщения. Эти операции становятся полностью безличными, формализуются и могут быть описаны в виде соответствующих алгоритмов, формул, аксиом и т.д. При этом они сами могут становиться предметом дальнейшего анализа и обобщения. Кодифицируясь, они образуют относительно устойчивые системы знаний - логических, математических. Как и другие продукты человеческой деятельности, мыслительные операции отделяются от человека и таким образом приобретают свое объективное существование и развитие* Так как система мыслительных операций, осуществляющих умственные действия, полностью покрывает по своему объему их содержание, может создаться представление, будто она целиком исчерпывает мышление, т.е. будто формальная логика является единственной наукой о мышлении и ее законы суть единственные его законы» [Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т.2. — М., 1983. — С. 91]. Можно ли описанный в этом фрагменте процесс назвать «экстериоризацией»? А «депсихологизацией» деятельности человека? Остается ли у психологов необходимость и дальнейшего анализа судеб этих операций?Какие еще законы мышления, помимо формально-логических, вам известны? 178. «Всякая хорошая психология начинается с...» «... Детской психологии». Так П.Я. Гальперин неоднократно говорил на своих лекциях. И действительно, если мы рассмотрим наиболее зрелые психологические концепции XX века, то увидим в каждой из них не просто значительное по объему место, отводимое проблематике развития детского мышления и др., но центральный узел всех теоретических построений и экспериментальных исследований. Почему так происходит? Попробуйте доказать или опровергнуть такую точку зрения на примере любой интересующей вас концепции. Что теряет изначально психологическая концепция, игнорирующая глубокий анализ детства? Склад головы формируется по языкам... «Иной будет удивлен, что я отношу изучение языков к числу вещей бесполезных в воспитании; но он не должен забывать, что я говорю здесь только о занятиях первоначального возраста; что бы там не толковали, я не думаю, чтобы какой-нибудь ребенок — я не говорю о чудесах — мог до 12-или 15-летнего возраста действительно изучить два языка. Я согласен, что если б изучение языков состояло только в изучении слов, т.е. образов и звуков, их выражающих, то оно могло бы годиться для детей; но языки, изменяя наименование, переменяют и идеи, ими представляемые. Склад головы формируется по языкам; мысли принимают окраску наречий. Один разум — всеобщ; ум в каждом языке имеет свою особую форму, свое отличие, которое отчасти может быть и причиной, и следствием национальных характеров; догадка моя подтверждается тем, что у всех наций мира язык следует за переменами в нравах и, подобно последним, сохраняется или портится». Согласны ли вы с этими взглядами Ж.-Ж. Руссо? Какова должна быть сегодняшняя позиция системы обучения и воспитания в отношении многоязычия у детей ? Какова вообще роль освоения языка в психическом развитии человека? Толстой против позитивизма. «Каждый человек имеет одни свои определенные свойства, что бывает человек добрый, злой, умный, глупый, энергичный, апатичный и т.д. ... Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем зол; чаще умен, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен, и наоборот; но будет неправда, если мы скажем про одного человека, что он добрый или умный, а про другого, что он злой или глупый. А мы всегда делим людей. И это неверно. Люди — как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою» [Л.Н. Толстой. Воскресение]. Согласны ли вы с автором этих строк? Учитывается ли данная гуманистическая мировоззренческая позиция в известных вам дифференциально-психологических подходах? В чем тайна обучения. «В действии лежит тайна обучения, интереса и внимания. Человек предназначен для деятельности; ребенок стремится к деятельности; его самообразование в игре есть не что иное, как деятельность. Благодаря действию развиваются его физические и духовные силы. Ребенок поступает в школу, и это первое естественное и бессознательное развитие претерпевает внезапный и долгий перерыв, который слишком часто приносит вред его физическим и духовным функциям. С 6 до 14 или даже до 19 лет ученик в силу предписания закона подвергается одностороннему, пассивному, противоестественному книжному и сидячему обучению, которое незнакомо с принципом действия, которое ежедневно... принуждает ученика к долгим часам пассивного восприятия и неподвижного сидения в школе и за домашней работой и нередко отталкивает непомерным количеством предлагаемого материала, которого положительно не вмещает человеческая память. Стоит лишь вспомнить нарушенный обмен веществ, с одной стороны, и толстые учебники религии, истории, словесности, грамматики всевозможных языков, географии, физики... — с другой; бесчисленные множества названий, чисел и других частностей, которые делают честь специалисту, но, однако, не имеют ничего общего с воспринимающим преподаванием и с закладыванием основ миросозерцания ... Итак, понятно, почему наше школьное обучение оказывает столь пагубное влияние надушу и тело» [Лай В.А. «Школа действия» //•Хрестоматии по истории зарубежной педагогики. — М., 1981. — С. 525 - 526]. Возможно ли возразить автору этих строк? Что изменилось за последнее столетие в процессе «разгадывания» тайны обучения? «Ното Ludens». «Подлинная культура не может существовать без опре<-деленного игрового содержания, ибо культура предполагает известное самоограничение и самообладание, известную способность не видеть в своих собственных устремлениях нечто предельное и высшее, но и рассматривать себя внутри определенных, добровольно принятых границ. Культура все еще хочет в известном смысле играться — по обоюдному соглашению относительно определенных правил. Подлинная культура требует всегда и в любом аспекте честной игры — это есть не что иное, как выраженный в терминах игры эквивалент порядочности. Нарушитель правил игры разрушает самое культуру. Для того чтобы игровое содержание культуры могло быть созидающим или подвигающим культуру, оно должно быть чистым. Подлинная игра исключает всякую пропаганду. Она содержит свою цель в самой себе. Ее дух и ее атмосфера — радостное воодушевление, а не истерическая взвинченность. Сегодня пропаганда, которая хочет завладеть каждым участком жизни, действует средствами, ведущими к истеричным реакциям масс, и поэтому, даже когда она принимает игровые формы, не может рассматриваться как современное выражение духа игры, но только как его фальсификация». Попытайтесь лаконично выразить основную мысль данного фрагмента Й. Хейзинги. 183. Подлинный предмет психологии. «Основная задача психологии — изучить строение, законы и условия ориентировочной деятельности, ее формирование, особенности и возможности на разных этапах развития личности. В общих чертах ... можно сказать, что каждый раз дело идет о таких основных компонентах ориентировочной деятельности: ее мотивации, ее образах (включая и понятия), о действиях в плане образов (т.е. идеальных действиях) и разных орудиях, от которых зависят разные возможности этих идеальных действий. Конечно, все эти компоненты взаимно связаны и предполагают определенную организацию, структуру. Она-то и определяет возможности ориентировки и, в конечном итоге, эффективность поведения. Структура ориентировочной деятельности не открывается ни внутреннему, ни внешнему наблюдению. Это не «явление», а «сущность». Именно структура ориентировочной части всякого действия составляет его психологические «механизмы» ... Эти «механизмы» нужно изучить, установить, построить! Структура ориентировочной деятельности — ее формирование, развитие и характерные особенности на каждом этапе развития, функции в каждом периоде жизни субъекта — составляют подлинный предмет психологии» [Гальперин П.Я. Проблема деятельности в советской психологии. - М., 1977.-С. 38]. Сравните позиции автора этого фрагмента и автора фрагмента задачи №175. Почему структура ориентировки не открывается никакому наблюдению? Что следует делать в этой ситуации ? |