Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые слова

  • Футбольные болельщики

  • Экологи. Экологические группы не многочисленны и, зачастую, являются подражаем западным моделям борьбы за экологию. К таким организация относят «

  • Greenpeace » (Зеленый мир), « WWF

  • Также следует отметить рейверов

  • История: три волны классической скинхед культуры. Первая волна.

  • Вторая волна

  • Третьей волной

  • Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации

  • Доклад. Семинара Первые шаги в науке исследовательская работа молодого учёного


    Скачать 2.65 Mb.
    НазваниеСеминара Первые шаги в науке исследовательская работа молодого учёного
    АнкорДоклад
    Дата09.11.2022
    Размер2.65 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаnom-n3-78_1_7.doc
    ТипСеминар
    #779188
    страница23 из 55
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   55

    Грани молодежных субкультур из заграницы. Роль и место субкультуры скинхедов


    Аннотация: В данной статье описываются виды молодежных субкультур. Влияние Запада на формирование новой молодежной среды. Говорится об исследованиях, проводимых в отношении субкультур в России. Выделяются негативные тенденции, например, проблема наркомании, преступность, нацизм и позитивные, такие как движение экологов, антифашизм.

    Ключевые слова: молодежные субкульуры, скинхеды, наркомания, преступность, нацизм, влияние заграницы.
    Особый упор делается на субкультуру скинхед движения. Описаны история возникновения понятия «скинхед», стиль одежды и манера поведения, идеология. Обозначена трансформация первоначального понятия «скинхеды антирасисты» в шаблон «скинхед – значит расист». Опровержение последней формулировки также приводится в статье.

    Приведены примеры деятельности мини-социумов и их путь к освоению социальности через субкультурные формы.

    В статье проанализирована методическая рекомендация по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде, разработанная Минспорттуризма России совместно с МВД России и ФСБ России на момент написания статьи.

    Исследования молодежных субкультур велись в 60-х годов XX века, но в России наблюдения за данным феноменом задержались лет на двадцать. Это было связано с тем, что в период Советского Союза все формы инакомыслия принимались не как форма некой идентификации в обществе, в своем узком кругу, а как некая патология, на которую при первом же взгляде обращали внимание. Так же не маловажную роль сыграло то, что западные субкультуры были плохо представлены советским гражданам, что не позволяло вникнуть в суть проблемы и идеи движения.

    К концу 80-х годов стало уделяться большее внимание к молодежным субкультурам как у нас, так и за рубежом. В учебных изданиях теперь выделяются разделы по молодежным субкультурам, где под термином «молодежная субкультура» понимаются молодые юноши и девушки, придерживающиеся определенного стиля в одежде, прическе, манере поведения, групповых норм, ценностей, стереотипов.

    Предопределяет определенную специфику формирования и развития субкультур в молодежной среде – слабая развитость данных явлений по сравнению с Западом, где они получили широкое развитие. Следует выделить ряд проблем, из-за которых происходит стагнация информирования и слабое развитие молодежных субкультур. Во-первых, социальная и экономическая неустойчивость российского общества, которая приводит к тому, что проблемы жилья, питания (многие из лиц в возрасте 16-30 лет практически находятся за чертой бедности) [9] и другие не менее важные проблемы физического выживания отодвигают на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур. Во-вторых, особенности социальной мобильности в российском обществе, которые в 90-ые годы проявили себя очень заметно, в особенности, в сфере образования. Молодежь стремилась быстрее накопить капитал, была занята в сфере торговли, что приводило к тому, что академические ряды начали редеть. Но десятилетие спустя молодежь начала остро ощущать нехватку теоретических и практических основ высшего и послевузовского образования, как гаранта личного жизненного успеха. И, наконец, в-третьих, потеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности.

    Также необходимо отметить негативное отношение молодежи к органам государственной власти. Важным итогом этого недоверия является распространение уверенности молодых россиян в том, что можно полагаться только на собственные силы. На фоне недоверия к правящему органу возрастает преступность в молодежной среде и в 2000 годы 53,6% преступников - это лица в возрасте от 14 до 29 лет [8].

    Наиболее распространенная группировка в 80-ые гг. – любера, возникшая вблизи Москвы, прогремевшая на всю Россию и за ее пределами (зачастую, через СМИ). Не только статус, приобретенный в этой группировке, но и крепкая физическая форма придавали уверенность в себе и в глазах партнера, которого ты превосходил, имея за своей спиной поддержку и уверенность. Потом схожие методы стали использовать праворадикальные партии и группировки, вступавшие в конфликт с выходцами с Кавказа. Середина 2000-х годов стала временем расовых преступлений, совершаемых некоторыми молодежными группами и отдельными лицами совершенно сознательно. На улицах стали появляться неонацистские группировки, которые действовали спланировано как в группе, так и автономно.

    В российском обществе данный феномен проявляется скорее как не формирование чего-то нового, а простое заимствование различных субкультурных форм.

    Футбольные болельщики. Сообщества футбольных фанатов – одна из наиболее давних форм проявления молодежной активности в современной России, берущая свое начало еще в 1930 г., когда футбол был зрелищем для любителей, а футболисты работали в трудовых коллективах. По мере профессионализации футбола возникла практика выездных матчей (прим. Поддержка команды вне города, в котором располагается футбольный клуб). Специфика данной среды в том, что многие футбольные фанаты даже не знают историю своего клуба, игроков и тренеров, их увлекает другое – разрядка на секторе и вне его, возможность разрядиться: покричать, попеть, побуянить и поддержать именно этой формой поддержки свой клуб. Поведение у данной группы строится по принципу моделирования, как делает группа, так и поступает каждый ее член. Тенденции задают на стадионе, с развитием интернет-технологий на форумах и гостевых книгах болельщиков.

    Экологи. Экологические группы не многочисленны и, зачастую, являются подражаем западным моделям борьбы за экологию. К таким организация относят «Greenpeace» (Зеленый мир), «WWF» (Фонд защиты дикой природы) и другие, которые в реальности больше демонстративны, чем эффективны. Такие группы стараются найти финансирование или прикрепиться к каким-либо легальным организациям, поскольку, создание своей структуры на данный момент не возможно в следствии идеологических, финансовых, социальный проблем и невозможности на данный момент адаптации всего общества к работе в экологическом направлении.

    Также следует отметить рейверовисточником их жизненных ориентиров стали музыкальные стили или образцы жизненного стиля наиболее популярных, выступающих в харизматической роли кумиров музыкантов — носителей (создателей) соответствующих социо-культурных образцов. Завсегдатай ночных клубов – типичный образ российского рейвера.

    Большой социальной группой выступает хип-хоп культура, получившая широкое распространение в 1970 г в США, а потом и во всем мире. Данное направление включает в себя основные элементы: танцевальный стиль брейк-данс, рэп – речитатив под музыку, ди-джеинг – ведение программы, составленной из звукозаписей и граффити - направление арт-дизайна, получившее распространение в молодежной среде и ставшее фактом контркультуры, переросшей в устойчивую социально-художественную практику.

    Если говорить о взаимоотношении субкультур, то следует отметить, что как любое культурное явление субкультуры возникли не в культурном вакууме, а в среде, которая была культурно насыщена. Наше общество перенасыщено различными идеями и культурологическими элементами, что говорит о том, что субкультуры не изолированы, а наоборот, имеют сложные отношения с медиа и масс-культурой. А родственные связи, между культурами, позволяют проследить движение народов, изменения языка и технологическое развитие человека. Но между некоторыми субкультурами существует антагонизм. Например, это касается музыкальных субкультур и конфликтов на основе разных музыкальных вкусов.

    Примерно с 2000 года российские анархисты пытаются создать свою собственную субкультуру, в которой они могли бы пользоваться подавляющим влиянием. Так называемую субкультуру R.A.S.H. (Red and Anarchist Skinheads). В противовес правым молодежным группировкам скинхедов, так называемых «бонхедов» («bonehead» - «костяная голова», «тупоголовые»), которые в России придерживаются расистских или неонацистских воззрений, R.A.S.H. пытаются привить на российской почве возникшую примерно в 1995 году на Западе молодежную субкультуру Red skins «красных скинхедов», которые почти полностью копируют стиль одежды и музыку традиционных «скинхедов», но при этом придерживаются приближенно коммунистических или анархистских, антифашистских воззрений [11]. Пока сильной субкультуры R.A.S.H. им создать не удалось, однако, само искусственное и настойчивое распространение информации о том, что существуют «красные скинхеды» антифашисты, о которых до этого никто ни знал, то, что почти любой современный молодой человек, находящийся в какой-либо из молодежных субкультур, знает об этом, нужно отнести в заслугу анархистам. Молодежные субкультурные сообщества - скопления молодежи, внедряясь в которые удобно вести пропагандистскую работу, и формировать если не социальную основу любого радикально-социально-политического движения (что маловероятно), то набирать некоторую критическую массу молодежи, которая потенциально способна создавать структуры, которые в будущем могли бы выйти на широкие слои населения; многие радикально-политические движения реально практикуют такого рода деятельность.

    Деятельности мини-социумов в контексте асоциальных групп не была еще в достаточной мере рассмотрена в российском обществе и в мире.

    Одной из важных аспектов проблемы мифической дестабилизации общества, по мнению автора, несомненно, являются «заблуждения» о роли молодежных групп в дестабилизации современного общества. Автор попытается рассмотреть деятельность радикальных представителей «молодежных субкультур» с разных сторон.

    В отличие от мнения большинства обывателей современные субкультуры, особенно молодежные, не являются аморфными и однообразными явлениями, а представляют собой активные «очаги сопротивления» современному обществу с его христианской моралью. Эти «очаги» представляют собой различные варианты ухода от «навязываемой» культуры и сами по себе не являются ни плохими, ни хорошими. Особенность субкультур в России выражается в том, что большинство «молодежных субкультур», а в этой статье мы рассматриваем в основном их, являются заимствованными из западной культуры, как мы уже упомянули выше, и не являются историческими сложившимся «очагами» субкультуры в нашей стране. Парадокс заключается в том, что чем больше мы пытаемся противиться глобализации, тем сильнее мы в нее интегрируемся. Мы не хотим стать частью глобального и потерять свои «национальные» преимущества, но при этом мы активно внедряем в обществе интернациональную (международную) систему субкультур, чье истинное призвание («в чистом виде») — служить противовесом или замедлителем глобализации [13] «Скинхеды», «неонацисты», «красные», «анархисты», «антиглобалисты», «рэпперы» — все они представители европейской и американской культур.

    Выделим основные заблуждения, связанные с движением скинхед культуры:

    1. Скинхеды — это движение, связанное с фашизмом;

    2. Скинхеды — это преступная группировка и никакой культуры там нет;

    3. Проблему «буйства» скинхедов — невозможно решить.

    В нашей статье мы постараемся опровергнуть эти заблуждения, для чего рассмотрим современное состояние «очагов радикализма».

    Доказательства того, что между классическим движением скинхедов и мимикрирующими под него «неофашистскими» организациями нет ничего общего, кроме некоторых элементов одежды мы рассмотрим ниже («три волны классической скинхед культуры»).

    История: три волны классической скинхед культуры.

    Первая волна. «Скинхеды» конца 60-х были можно сказать продуктом «мод-культуры», которые культивировались под воздействием ямайской культуры, приносимой в Англию иммигрантами. «Моды» (mods) — это не только музыкальный стиль, но и определенное движение, образ жизни и манера одеваться, порожденная подростковой культурой Британии начала 60-х. Вечное противостояние «отцов и детей» с новой силой разгорелось с появлением рок-н-ролла (середина 50-х): молодое поколение американцев, получившее свою музыку, своих кумиров и свою моду, начало осознавать себя как самостоятельный социальный класс, не желавший подчиняться законам взрослых и пытавшийся самоопределиться. Английские подростки тоже захотели слушать и играть ритм-энд-блюз и рок-н-ролл. Так зародилось движение «мод». Получая свой личный доход, работая рабочими, юные британцы могли приобретать наряды. «Моды» одевались очень опрятно, носили обычно дорогие костюмы.

    Вторая волна ознаменовалась ростом «панк-рока» в Великобритании. «Панк-рок» взорвал чопорную и холодную Англию. «Панк-рок» выглядел диким, грубым, агрессивным. Он пугал домохозяек, респектабельных граждан и прочих господ. Но рабочая молодежь искала и хотела более жесткое и быстрое звучание для своей культуры. К тому же «панк-рок» стал просто студенческой бунтарской музыкой, музыкой для колледжа. И появившийся синтез яркого, быстрого и грубого звучания стал «street punk» (стрит-панк), в последствии, названый журналистом издания «Sun» Гэри Бушеллом, как «Oi!». Это был «панк», но это был «панк», ориентированный на рабочий класс. Из-за того, что корни «Oi!» музыки были в рабочем классе, СМИ негативно относились к данному музыкальному ответвлению, хотя сам «панк-рок», как музыку среднего класса, они приветствовали. Наряду со «стрит-панком» возрождалось движение «бритоголовых». Такие черты, как жесткость и гордость за рабочий класс, начали прививаться к «панку». В основном вторая волна «скинхедов» ничего не знала о наследии и своих корнях.

    С формированием собственных музыкальных групп у «скинхедов» их политические идеи стали склоняться к борьбе правых и левых партий, и даже аполитичности. Политически правые группы склонялись к отношениям с «Национальным фронтом» (прим. неофашисты в Англии) и имели схожие с ним идеи. Левые группы ориентировались на борьбу рабочего класса, использовали коммунистическую политику. Аполитичные группы часто избегали обеих сторон, поскольку хотели сами выбирать свою субкультурную политику.

    Группа представителей движения панков сформировала коллектив «Skrewdriver» («Отвертка»), который в значительной степени повлиял на «стрит-панк» и через некоторое время преобразовались в правую скинхед группу, которая стала первой группой, заявившей о своих неонацистских взглядах в скинхед культуре, проведя концерт под лозунгом «Рок против коммунизма». Симпатизировав «Национальному фронту», они приняли расистскую позицию и начали создавать правое крыло субкультуры «скинхед движения».

    «Скинхеды» образца 69-го, наоборот, оставались на антирасистских позициях, как и большинство «скинов» тех лет, увлекались музыкальными направлениями «регги» и «ска». Они посещали «цветные дискотеки», но все же называли «черных» — «darkies». Они поддерживали идеалы рабочего класса и левых политиков. Англия еще помнила вторую мировую войну, и поэтому для каждого патриотически настроенного гражданина считалось честью оставаться на позициях антирасизма.

    К концу 70-х «Национальный фронт» и «Британская национал-социалистическая партия» проникли в движение «скинхедов». К тому времени «скинхеды» были уже сильным поколением. «Национальный фронт» решил, что «скинхеды» послужат прекрасным источником новых членов, и повысят его репутацию и имидж. Молодежь вербовалась как уличные солдаты «Национального фронта». На «Donahuue' show» (прим. популярное шоу в Англии) появился «скинхед расист». Это было шоком и ударом по всему «скинхед движению». Вместе со СМИ миф о «скинхедах расистах» раздували «Национальный Фронт» и «Skrewdriver». Из-за ошибочной пропаганды общество видело в каждом «бритоголовом» расиста. В нашей стране особенно проявляются данные последствия. Большинство журналистов, чиновников МВД РФ и обывателей усиливают заблуждение, о том, что «скинхеды» являются неонацистами и расистами.

    Плохая репутация сыграла на руку только правым партиям. Много молодых неонацистов, бывших всегда вдалеке от рабочего класса и «скинхед культуры», стали называть себя «бритоголовыми». Именно так «нацизм» стал проникать в культуру «скинхедов».

    Субкультура «скинхедов» распространилась во все страны мира. Каждая из них поддерживает независимую историю целей «скинхедов», их ценности, и историю их появления. Определение «скинхед» различается от страны к стране.

    Третьей волной стали скинхеды середины 90-х. Появился признак «Гражданской войны» в «скинхед движении». Многие из тех, кто стал «скинхедом» более 15 лет назад, начали появляться на улицах, участвовать в развитии «скинхед культуры». Между тем, 17-18 летние «панки» начали забривать себе головы, избавляясь от «ирокезов», и также выбирали для себя культуру скинхедов.

    Современные «скинхеды» Европы и Запада — это смесь из музыкальных стилей «hard-mod/rudeboys» (хард-модов/рудбоев) конца 60-х, и «punk/hardcore» (панка/хардкора) скинов начала 80-х. Их музыкальные пристрастия простираются от «регги» до современного «хардкора», а также «ска», «рокстэди», «рокабилли», «панк», «Ой!» и многие другие. Некоторые слушают только «регги», некоторые лишь «Ой!» или «панк». Конечно, они интересуются своими корнями, культурой «модов», «скутеров» и т.п., но все же, для большинства скинхедов конца 90-х это пример из истории.

    В нашей стране ситуация на данный момент складывается таким образом: у нас мало «красных скинов» (скинхедов, придерживающихся коммунистических или анархо-коммунистических взглядов), S.H.A.R.P. (скинхедов против расовых предрассудков), классических (традиционных) скинов. В России почти не употребляется слово «бонхед». «Bonehead» (костяная голова) — термин, используемый классическими и другими скинами, для обозначения любых «оборотней-скинхедов», придерживающихся расистских или неофашистских взглядов. Понятие «скинхед» в 99 случаях из 100 в России ассоциируется с неонацизмом и расизмом

    Для справки:

    1. SHARP-скины — это «скинхеды против расовых предрассудков» (Skinheads Against Racial Prejudice), они появились в Нью-Йорке (США) в конце 80-х. Существуют китайские, гавайские, японские движения из других стран, чья идеология схожа с SHARP-скинами. Они носили нашивки «S.H.A.R.P.» с троянской каской — тот самый оранжевый значок, который Trojan Records ставили на своих пластинках тридцать лет назад.

    2. «Red skins» или «R.A.S.H.» — «Скинхеды против нацизма и власти капитала» или «Red and Anarchist Skinheads». Они появились независимо от S.H.A.R.P. через несколько лет после них. R.A.S.H. имеют левые убеждения, у них нет национальности, они против чистоты расы и поддерживают всех, кто нуждается в их поддержке. Само их название говорит о том, что это анархисты — они желают свободы действий для всех и каждого и стремятся устранить любое давление на людей.

    Если рассматривать схематически историю «скинхед движения», то можно придти к выводу, что неофашистские организации, использующие элементы культуры «скинхед движения», ими по определению не являются.

    Движение «бонхедов» является искусственно созданной организацией неофашистского толка конца 60-х годов. За последние десятилетия это движение с элементами моды «скинхед движения» трансформировалось в активное радикальное крыло неонацистских и расистских организаций. На данный момент, кроме общих элементов моды «бонхедов» и «скинхедов», не объединяет практически ничего.

    1. Стоит заметить, что движение классических (традиционных) скинхедов пропагандирует аполитичность, не является расистской организацией и больше трансформируется в свою начальную стадию — в музыкальное неформальное движение со своей атрибутикой, культурой поведения и потребления. Однако «классические скинхеды» продолжают оставаться приверженцами определенных ценностей: патриотизма, рабочего класса, стремления к образованию, антирасистских позиций.

    Теперь мы попробуем развеять заблуждения, о которых было упомянуто выше.

    Заблуждение № 1: «Скинхеды — это движение, связанное с фашизмом».

    Как мы установили, рассмотрев историю возникновения и развития «скинхед» субкультуры, «скинхед движение» не имеет ничего общего с неонацистскими движениями и неофашистскими организациями.

    Можно с уверенностью утверждать, что «скинхеды» стали жертвой политических интриг в конце 70-х годов, где неофашистские партии удачно использовали популярность движения среди молодежи для увеличения количества своих приверженцев.

    Заблуждение № 2: «Скинхеды — это преступная группировка и никакой культуры там нет».

    Рассмотрим понятия культуры и субкультуры. Культурасовокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности: отражающая определенный уровень исторического развития общества и человека; воплощенная в предметных, материальных носителях и передаваемая последующим поколениям. Субкультура — система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры.

    Заметим, движение скинхедов имеет все необходимые субкультурные элементы. Нельзя называть субкультуру — преступной группировкой, как и нельзя, называть деятельность преступной группировки проявлением субкультуры. Движение «бонхедов» тоже является молодежной субкультурой, но оно не имеет ничего общего, кроме подтяжек, ботинок и причесок, с движением «скинхедов».

    Пугает ситуация, когда совершаются сотни преступлений «бонхедами», и для них есть все необходимые статьи в административном и уголовном кодексе РФ, а правоохранительные органы разводят руками и говорят: «Так это же скинхеды — что ж мы можем?!».

    Спорить об ответственности государства перед гражданами можно очень долго, но только государство обладает монопольным правом применения силы (насилия) для защиты граждан. Когда чиновники отказываются выполнять свои обязанности и предлагают гражданам самим справляться со своими проблемами (не нарушая законов), то это подстегивает волну мифов и страхов о невозможности решить проблему «буйства скинов». Ведь если государство не может то, что может гражданин? Каждый имеет право на страх. И это пугает. Через какое-то время обывательские мифы и страхи увеличивают проблему и усложняют ее.

    Заблуждение № 3: «Проблему «буйства» скинхедов — невозможно решить».

    Мы согласны, что проблему растущего радикализма и противозаконного поведения невозможно решить. Более того, невозможно решить: если ничего не делать и не понимать, с чем мы столкнулись. Попытаемся проанализировать и предпринять какие-то действия.

    Давайте попробуем рассмотреть проблему с разных точек зрения. Процитируем чиновников из Министерства внутренних дел РФ: «Тактика и методы их (прим. Автора «бонхедов») действий претерпели изменения. Скинхеды перешли к тактике, как мы ее называем, «точечных ударов». В самом движении много разновидностей — наци-скины, габер-скины и другие. Единственное, что их объединяет, — разжигание национальной розни путем призыва к насилию. В России насчитывается от 15 до 20 тыс. скинхедов. Движение включает в себя разрозненные группы, численность которых колеблется. Так, по данным МВД, в столичном регионе насчитываются около 5 тыс. активных участников данного движения и около 100 лидеров различного уровня» [2]. По словам представителя ГУУР, скинхеды не имеют единой организации.

    Стоит отметить, что «бонхеды» и «красные скинхеды» активно борются за важный ресурс пополнения своих рядов.

    Могу возразить, что, только охраняя и допуская деятельность преступных молодежных группировок под видом тех или иных субкультур, государство углубляет проблему роста радикализма в молодежных субкультурах.

    В этой статье автор поставил цель объяснить бренд «скинхеды» не с той позиции, с которой ее нам предлагают чиновники и многие СМИ, а с позиции молодежной субкультуры, не имеющей прямого отношения к творимому беззаконию. «Скинхеды» — это молодежная субкультура, которая возникла как протест против общественной морали и сконцентрирована на своих ценностях. Замечу, на гражданских ценностях, среди которых некогда не будет места расовой нетерпимости.

    Налицо проблема бесконтрольности существования противозаконных радикальных, часто преступных группировок, которые называют себя «арийскими скинхедами», а, по сути, являются неонацистскими группами. Возможно, чиновникам МВД РФ стоит обратить свое внимание на принцип «справедливости и необратимости наказания», и, возможно, в ближайшем будущем нашей страны перестанут избивать людей другой, непохожей культуры.

    На момент написания статьи, Минспорттуризма России совместно с МВД России и ФСБ России, разработали методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде. Мне хотелось бы рассмотреть некоторые аспекты данной рекомендации, поскольку, они ориентированы и на различные субкультуры, в том числе, субкультуру скинхедов.

    «Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. По данным МВД России на учете органов внутренних дел состоит 302 неформальных молодежных объединения, 50 из которых представляют наибольшую общественную опасность.

    В течение последних лет в ряде регионов России активизировались неформальные молодежные группировки право- и леворадикальной направленности, участились случаи нападения на иностранных граждан со стороны активистов молодежных группировок скинхедов. Данные тенденции стремятся использовать в своих интересах представители партий и движений, активно разыгрывающих «национальную карту» и пытающихся привлечь на свою сторону скинхедов и членов группировок футбольных фанатов. Как правило, данная категория молодых людей имеет хорошую физическую подготовку и навыки рукопашного боя, в том числе с применением холодного оружия и подручных средств (арматура, бутылки и т.п.)» [6].

    С первых абзацев, читая данную рекомендацию, складывается ощущение, что действительно на улицах царит беззаконие, буйные молодые люди полностью неуправляемы, да еще и многочисленные убийства несчастных дворников неславянской внешности увеличивают рост преступности в среде молодежи некими группами «скинхедов». Власти утверждают, СМИ всячески подогревают интерес к данной теме. А что же на самом деле? Почему высокопоставленные чиновники даже не удосужатся разобраться в данной проблеме, а просто из года в год находят писарей и составляют рекомендации.

    В данной статье мы рассмотрели историю возникновения различных молодежных субкультур, в частности, «скинхедов». И как было описано выше, субкультура скинхедов не имеет ничего общего с фашизмом и расовой нетерпимостью. А в данной рекомендации, предлагаемой нам Минспорттуризма России совместно с МВД России и ФСБ России, говориться обратное. Неужто лица, занимающие почетные должности, просто не могут разобраться в данной проблеме. Или не хотят?!

    «В этой связи одними из основных действий по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны быть: развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.

    Разработанное пособие предлагает нам возможную модель профилактики экстремизма, ориентированную на снижение деструктивного потенциала молодежных субкультур» [6].

    А все ли объединения молодежи и их субкультуры деструктивны, как описывает нам данная рекомендация? Почему никто не учитывает факторы социальности данных явлений? Молодое поколение сегодня переживает бурный рост разнообразных неформальных молодежных объединений, движений, групп, объединяющихся по самым разным основаниям, которые, по мнению автора, социализировались, за исключением праворадикальных движений и экстремистских.

    «Профилактика экстремизма невозможна без целенаправленной работы по формированию межнациональных отношений в молодежной среде. Значительная часть экстремистских проявлений в молодежной среде происходит на межнациональной и религиозной почве.

    В последнее время экстремистские проявления значительно усилились в студенческой среде. Многие из них происходят на межнациональной почве. В целях профилактики экстремизма и формирования межнационального согласия в студенческой среде необходимо: повысить роль студенческих общественных объединений, организовать мониторинг учебных программ и пособий с целью выявления материалов, направленных на разжигание межнациональных конфликтов, разработать и реализовать комплекс мероприятий по развитию межнационального диалога и интернационализма и многое другое» [6].

    Поскольку, мы с вами говорим об образовании и формирование личности, то также следует отметить, что данная работа непременно должна производиться. Международное сотрудничество и интернационализм – это будущее для мира.

    Нам также необходимо научно-методическое и аналитическое обеспечение профилактики экстремизма в молодежной среде. А данная профилактика невозможна без эффективно действующей системы научно-методического и аналитического сопровождения этой работы. Направление должно быть ориентировано на создание технологий изучения молодежного экстремизма, создание системы мониторинга динамики его изменений, разработку адекватных современности форм и методов профилактической работы.

    В рамках данного направления возможно использование следующих мероприятий: анализ деятельности и развития молодежных субкультур; формирование научного сообщества исследователей, занимающихся изучением проблем экстремального поведения, национализма, шовинизма, ксенофобии, развития толерантного самосознания среди молодежи; создание при кафедрах социальной педагогики, социальной работы, социальной психологии вузов лабораторий по исследованию аспектов проявлений молодежного экстремизма, радикального поведения, лабораторий изучения молодежных субкультур; создание реестра детских и молодежных субкультур, действующих на территории региона или муниципального образования с описанием основных видов и форм деятельности.

    В рекомендации указаны основные мероприятия данного направления работы, такие как: «…учреждение молодежных СМИ (телеканал, радио, журналы, газеты), пропагандирующих толерантность, гражданственность, патриотизм, здоровый образ жизни, успешность и т.д. в среде молодежи; организация и проведение фестивалей молодежных музыкальных субкультур (панки, хиппи, рокеры, хип-хоп культура и т.д.)» [6].

    Таким образом, мы отследили следующие моменты: во-первых, субкультурные феномены легко поддаются описанию, но их классификация и типологизация затруднены многообразием несводимых в систему признаков. Методологически важно видеть, что какой-то стройной классификации субкультур создавать нет смысла. Здесь упорядочение фиксируемых данных, скорее всего, возможно в рамках каждого из отдельных фрагментов субкультурной мозаики.

    Во-вторых, некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодежной среде (проблемы наркомании, насилия, национализма и т.д.), другие скорее имеют позитивное общественное значение (экология, антифашизм и т.д.). Во всех случаях важно, что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности.

    Литература:

    1. Возжаев С. Н., Максимов А. В., Ярушников Ю. К. История и развитие хип-хоп культуры. М., 2004.

    2. Информационный портал [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://News.ru/, 4 февраля 2003.

    3. Исламшина Т. Г. Молодежные субкультуры. Казань, 1997.

    4. Левичева В. Ф. Молодежный Вавилон. М., 1989.

    5. Луков В. А. Хип-хоп культура // Знание. Понимание. Умение. 2005. №1. С. 147–151.

    6. Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://minstm.gov.ru/.

    7. Плаксий С. И. Молодежные группы и объединения: причины возникновения и особенности деятельности. М., 1988.

    8. Российский статистический ежегодник 2001. С. 273.

    9. Российский статистический ежегодник 2001: Стат. сб. /Госкомстат России. М., 2001. С. 189.

    10. Сикевич З. В. Молодежная культура: за и против. Л., 1990.

    11. Социология молодежи: Учебник /Отв. ред. В. Т. Лисовский. СПб., 1996. С. 335.

    12. Суртаев В. Я. Молодежная культура. СПб., 1999.

    13. Суртаев В. Я. Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга. СПб., 1999.

    14. Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. СПб., 1993.
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   55


    написать администратору сайта