Доклад. Семинара Первые шаги в науке исследовательская работа молодого учёного
Скачать 2.65 Mb.
|
Проблема одиночества и семья в современной России.Аннотация: в данной статье рассматриваются ряд работ занимающихся как проблемой одиночества вообще, так и семейными взаимоотношениями в частности. Ключевые слова: семья, одиночество, социальная установка личности, брак, развод, семейные взаимоотношения. Актуальность решения социальных проблем в нашей стране не подлежит никакому сомнению. Социальных проблем в мире имеется огромное количество. Как правило, социальные проблемы подразделяются по следующим категориям - снижение уровня рождаемости, социальные проблемы в сфере здравоохранения, жилищные проблемы, увеличение количества малолетних сирот и оставленных без ухода стариков, проституция, наркомания, алкоголизм, детский алкоголизм, распространение и лечение ВИЧ-инфекции, экологические проблемы. Также одной из наиболее острых социальных проблем являются низкие денежные доходы населения, бедность значительной части населения, появление региональных зон бедности происходит все более увеличивающийся разрыв между богатыми и бедными [6,60]. «О серьезности социальной напряженности в России свидетельствуют следующие факты: до 30% населения России имеют доходы ниже прожиточного минимума: - смертность превышает рождаемость; растет число детей рожденных вне брака; увеличивается количество детей – сирот при живых родителях; распадается каждый второй – третий брак; по числу производимых абортов (4млн. абортов в год) Россия значительно превысила высокоразвитые страны...; россияне вышла «на передовые рубежи» по числу алкоголиков (около 20 млн. человек)…» [12,300-301]. Кажется, что на фоне всего вышеперечисленного проблема одиночества является такой малозначительной, что о ней не стоит и упоминать. Cледует отметить, что особой характеристикой всех социальных проблем является их одновременное и тесно переплетающееся сосуществование, при этом довольно сложно определить, какая проблема является первичной, а какая лишь спровоцирована первой. Одиночество может служить причиной таких социальных проблем, как алкоголизм, наркомания, бродяжничество и многих других, так и представленные социальные проблемы провоцируют одиночество. Определение причин ведущих к возникновению проблемы одиночества и рассмотрение последствий одиночества представляется весьма актуальным, поскольку практическое использование полученной информации имеет весьма широкий спектр распространения. К этому пласту можно отнести демографические проблемы, проблема одиноких стариков, брошенных детей и многое другое. Вообще проблема одиночества в истории человечеств имеет достаточно широкий круг людей, занимающийся ее изучением. Спектр этого изучения колеблется от проблемы одиночества, как проблемы отдельной личности, так и проблемы всего общества в целом. Все это рассматривается в широком диапазоне различных аспектов. К наиболее известным личностям, поднимающим проблему одиночества в своих трудах можно отнести Карла Маркса, который считал что вследствие падения уровня морали в обществе, отхода от нравственных жизненных критериев человеческая индивидуальность стала предметом купли продажи; Г. Гегель, С. Кьеркегора, Ф. Ницше, Б. Паскаль, Э. Фромм, Г.Д. Торо, А. Шопенгаузар также рассматривали природу и сущность одиночества. И. Кант, Л. Феербах, Г. Гегель пытались рассмотреть проблему морального одиночества в контексте объективного исторического развития. Г.Д. Торо признавал необходимость одиночества для самопознания личности. Э. Беном, Э. Дюркгеймом, В. Франклом, З. Фрейдом, Э. Фромом, К.Юнгом проблема одиночество изучалось с социально–философской, социально–психологической и психологической точек зрения. Представленные авторы много времени уделяли рассмотрению природы одиночества. Они считали, что сама природа человека не может быть согласна с изоляцией и одиночеством, так как человеку свойственна потребность в общении. Указанные авторы считали, что одиночество подталкивает человека к деградации, которая в конечном итоге ведет его к гибели. Э. Фромм рассматривал проблему одиночества в контексте культивирования неразумных потребностей, В. Франкл за основу брал утрату ценности и смысла жизни. Следует отметить, что важным моментом в изменении изучении проблемы одиночества стал научно-технический прогресс. Произошло коренное изменение качества, как человеческой жизни, в различных ее аспектах, так и человеческих отношений в условиях рыночной экономики, произошло ускорение самого темпа жизни. Поскольку произошли изменения как в самой проблеме одиночества, то есть ее носителях, так и в возможностях ее изучения в 50-годы американский социолог Д. Рисмен, и О. Тоффлер ввели понятие «один в толпе». При изучении Российского общества многие исследователи признают существование проблемы одиночества, но на данный момент исследования, проходящие в нашей стране, имеют узко практическую направленность. Например, в связи с исследованиями проблем связанных с длительным пребыванием человека в космосе, вообще нахождением человека в различных экстренных ситуациях, другими проявлениями научно технического прогресса. Ю.А. Алферов, И.П. Волков, Ф.Д. Горбов, В.И. Лебедев и другие в своих работах изучали вышеуказанные проблемы. Как правило, в таких случаях понимание человеческого одиночества происходит с точки зрения стрессового состояния, угрожающего здоровью человека, могущего привести к различного видам психозов. Это происходит вследствие вынужденной изоляцией индивида от общества, как реакция на нехватку личностных контактов. Рассмотрением проблемы одиночества в институте семьи и брака также занимался ряд российских исследователей к ним можно отнести А.Рубинову, Л.С. Сальникову, П. Попову. Ю. А. Рюрикову и других. Чувство одиночества является реакцией на негативный в прошлом опыт взаимоотношений с людьми, который в свою очередь играет негативную роль во всей последующей жизни человека. Реакцией на пережитое является безнадежное отношение в отношении собственного будущего, чувство социально ущербности. Все это наряду с другими негативными проявлениями научно технического прогресса, рыночных отношений ведет к дальнейшему ухудшению проявления кризиса семьи в современном обществе. Группа исследователей, в которую входят К.А. Абульханова–Славская, А.Н Леонтьев, А.Г. Амбрумовав и другие придерживаются мнения, что увеличение количества социальных контактов в современном обществе происходит исключительно на внешней стороне общения, поскольку у людей произошла деформация общения, вследствие его интенсивности и многообразия. Одновременно человек ощущает себя потерянным в окружающем мире, по причине потери духовная связи с окружающими, и нарушения внутренней, содержательной стороны общения. Попробуем рассмотреть представленную тему, она, безусловно, имеет огромное количество составляющих, что затрудняет ее подачу, поскольку необходимо одновременно освятить множество аспектов для более правильной подачи и понимания данной темы, что в принципе, невозможно для нашего небольшого объема работы. Проблема одиночества стала приобретать свою актуальность как еще одна социальная проблема современного общества только в последние десятилетия. Возникает вопрос, почему эта проблема столь явно проявилась только сейчас, ведь и раньше были достаточно большое количество одиноких людей. Разумеется, эта проблема существовала всегда, но поскольку ранее перед людьми стояли задачи имеющее первостепенное значение – такие например как заработать на хлеб насущный, то соответственно и важность этой проблемы терялась на фоне более актуальных проблем общества. В настоящее время на фоне относительно более высокого уровня жизни, чем например, в послевоенные годы, актуальность этой проблемы все более увеличивается. Следует отметить, что это проблема, как и все другие социальные проблемы, имеет различные причины своего возникновения. Для понимания причин ее возникновения следует рассмотреть процессы, происходящие в обществе на данный момент. И поскольку человек живет в семье, то соответственно первыми необходимо подвергнуть анализу, те процессы, которые происходят непосредственно в самой семье. Поскольку в последние десятилетия во всем мире происходят активные процессы разрушения института семьи, находящие свое выражение в весьма различных формах. К основным можно отнести и нежелание в принципе иметь семью, и легкое расторжение браков по любым причинам, и не желание иметь большую семью, ограничившись одним - двумя детьми. Следовательно, все эти процессы можно рассматривать как основные причины возникновения проблемы одиночества. Это и брошенные старики, и дети сироты и так далее. А одиночество в свою очередь ведет к возникновению большого количества социальных проблем, таких как алкоголизм, наркомания, беспорядочные половые связи – оттуда всплеск венерических заболеваний, СПИДа.… Следует также отметить, что все эти проблемы, возникающие от одиночества, также провоцируют и далее развал семьи и опять же само одиночество. Получается замкнутый круг. Таблица1 Браки и разводы
Фактором, доказывающим разрушение института семьи, снижение ее социального статуса является увеличение частоты разводов. За двадцать пять лет произошло увеличение их числа примерно в два раза: на тысячу человек населения в семидесятом году было 10,1 браков и 3,0 разводов, а в две тысячи четвертом 5,8 браков и 3,4 разводов. Также уменьшилось и количество браков – их стало на 40% меньше. Показатели, приведенные в таб.1.1 говорят об этом [11,267]. Для лучшего понимания проблемы разрушения института семьи и соответственно проблемы одиночества необходимо рассмотреть такое понятие как «социальная установка личности», формирование которой происходит в семье. «Семья – базовый институт социализации детей. По данных психологических исследований, 65% детей и подростков указывают на то, что решающее значение на их личностное и социальное становление оказали семья, родители» [5,5]. Рассмотрим определения. «Установка – состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации. Явление открыто немецким психологом Л. Ланге (1888); теория установки разработана Д.Н. Узнадзе и его школой. Наряду с неосознаваемыми простейшими установками выделяют более сложные социальные установки….»[9,1402] Что такое «личность»? «Личность, человек как субъект отношений и сознательной деятельности. Устойчивая система социально – значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности…» [9,728]. «Установка личности – это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим … задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности деятельности, направленной на их осуществление» [8,520]. То есть - «социальная установка личности» - это позиция, занятая самой личностью, которая заключается в определенном отношении к самому обществу, к стоящим перед ним целям и выражается в готовности к деятельности, направленной на их осуществление. Если сказать коротко, то это отношение самой личности к окружающим ее людям (которые и составляют это общество). Сама установка складывается в процессе формирования личности, она имеет тенденцию постоянно изменяться. Наличие установки происходит при постоянном взаимодействии личностных тенденций, в свою очередь установка может способствовать их появлений. Таким образом, мы пришли к выводу, что различных установок имеется огромное количество. Остановимся на основных видах социальных установок. Исходя из самого определения, можно выделить два основных вида социальных установок личности. Первая – личность направлена на самое себя и свои проблемы. Вторая – первостепенной важностью для личности является социум и его проблемы. Необходимо отметить, что для формирования второй установки личности большое значение имеет родительское воспитание, направленное на формирование таких черт характера как доброта, заботливость, самоотверженность. «В больших семьях легче добиться выполнения таких задач. Родители всячески поощряют, чтобы старшие дети ухаживали за младшими, без помощи старших детей им просто не справиться» [7,194]. Говоря о первом варианте надо отметить, что при направленности личности только на решение личных проблем и игнорирование проблем других людей проблем ведет к возникновению больших проблем в окружающем мире. Разумеется, два основных вида имеют множество различных вариантов. Возможен переход из одного вида установки в другой, иногда это происходит в кризисной ситуации. Примером изменения социальных установок может послужить вариант, при котором человек небольшого достатка, при наблюдении бедности окружающих надеется оказать им помощь. Зарабатывает большие деньги или попадает во власть, Но, добившись личного благосостояния, забывает о благих намерениях и начинает жить исключительно для себя… И наоборот, обеспеченные люди, с течением времени начинают понимать, что смысл жизни не в деньгах и начинают заниматься благотворительностью. Тогда начинают появляться династии благотворителей, которые из рода в род занимаются этим. Примером могут послужить купцы и промышленники Морозовы, Третьяковы, Демидовы… Десятки других известных династий также оставили свой след в истории России. Вот эти два типа личностных установок, взаимоотношения между ними в самом человеке, наличие приоритета одной из них, имеют большое значение в процессе возникновения проблемы одиночества в нашем обществе. Необходимо также отметить, что средства массовой информации являются мощным фактором, влияющим на идеологию, существующую в обществе, которая в свою очередь оказывает решающее влияние на семейные отношения. К сожалению, в настоящее время все средства массовой информации направлены на формирование стереотипов поведения, жизни и др. которые и приводят к дальнейшему распространению различных социальных проблем. Везде реклама порнографии, алкоголизма, проституции – это с одной стороны, а с другой - пропаганда высокого материального уровня жизни, в сравнении с которой жизнь обычного человека выглядит эмоционально пустой и материально бедной и это опять же провоцирует ряд других социальных проблем. Вся эта реклама ведет, безусловно, как к увеличению количества социальных проблем, так и к разрушению семей. А как мы уже увидели, оба этих фактора являются провоцирующими для усугубления проблемы одиночества. Телевидение не только пропагандирует определенные образцы поведения ведущее к разрушению семьи, но и оказывает непосредственное воздействие на формирование проблемы одиночества. «Телевидение в большей степени разобщает людей. Они разучиваются общаться. Члены семьи могут вечерами после работы и учебы собираться у экрана на несколько часов не уделив внимания проблемам и интересов друг друга» [4,70-71] Как уже было отмечено, важнейшим фактором, влияющим на возникновение и развитие проблем вообще и проблемы одиночества в частности, является социальная установка личности. В зависимости от ее направленности у человека происходит либо стремление к разрешению социальных проблем как своих, так и чужих, либо провоцирование возникновения и увеличения собственных. Таким образом, проблему одиночества можно рассматривать с двух, как минимум, точек зрения. Первое - существует так называемое «реальное», то есть «физическое» одиночество под которым понимается или одинокое проживание человека в частном доме, если речь идет о сельской местности или даже не только одиночестве в частном доме, а о жизни нескольких человек в заброшенной деревне; или одинокое существование человека в городской квартире, чаще всего это пожилой или инвалид, оставшийся жить в одиночестве вследствие смерти близкого человека. Также существует проблема «физического» одиночества и отсутствия семей у людей среднего возраста. И это тоже проблема, требующая отдельного обсуждения. При разрешении проблемы так называемого «реального» одиночества решающим значением будет наличие у личности определенной социальной установки, которая и будет определять дальнейший жизненный путь конкретного человека. Одни имея установку, направленную на высокий уровень потребностей разного рода, в том числе личностного общения будут ждать кого-либо кто придет и будет «развлекать», устраивать досуг для «меня любимого», а одинокие, обладающие более высоким уровнем нравственности, пойдут искать место, где они могут приложить свои силы для помощи другим людям. Конкретным примером в наше время может послужить актриса Наталья Белохвостикова, которая вместе с мужем усыновили ребенка. И таких примеров много и не только среди известных и обеспеченных людей. Ведь многие одинокие люди пенсионного, предпенсионного возраста помогают молодым соседям, у которых есть дети, а со временем эти подросшие дети сами начинают заботиться о постаревших соседях… Безусловно, что в категории «физических» одиноких найдутся люди, которые может, и будут хотеть помочь другим, но по чисто физическим причинам сделать этого не смогут, но это уже другой разговор. Семья, работа, интернат, общежитие, любой другой коллектив и проблема одиночества? На первый взгляд странная постановка вопроса. «Одиночество» и «коллектив» – казалось бы не сочетаемые понятия. Ведь «физического, реального» одиночества нет – а проблема есть. Кажется – парадокс? При рассмотрении так называемого «одиночества в коллективе» или если сказать по другому «психологического одиночества» необходимо отметить, что люди стремящиеся занять себя, найти приложения своим силам, помочь каким- либо образом окружающим всегда находят себе поле для деятельности и соответственно этой проблемы для них не существует. Для кого же существует проблема «психологического одиночества»? Наиболее яркой встают проблема одиночества для людей с высоким уровнем личностных потребностей и уверенностью, что кто–то другой или другие должны им это предоставить. И эта проблема стоит перед такими людьми совершенно реально, они не понимают, что причиной их проблем являются их же желания, поскольку завышенный уровень притязаний воспринимается ими как нормальное положение дел, И то, что окружающий мир не стремится выполнять все их потребности и соответствовать их пожеланиям, могут даже привести таких людей к нервным срывам. «Состояние одиночества – есть психологические переживания потери внутренней целостности и внутренней гармонии с миром, тождественности с другими людьми, когда нарушается гармония между желаемым и достигнутым качеством социального общения, именно отсюда истоки социально-психологического одиночества, которое может привести даже к психологическим расстройствам» [10,42]. А поскольку в настоящее время количество людей с эгоистически направленным мировоззрением будет увеличиваться, то проблема одиночества будет только возрастать. Поскольку в наше время во всем мире происходит активный процесс разрушения института семьи, а с другой стороны происходит формирование идеологии потребления можно сделать вывод, что исходя из вышеозначенных характеристик современного общества, будет происходить дальнейшее формирование жизненных стереотипов членов общества которое будет приводить к усилении проблемы одиночества как в «физиологическом» так и «психологических» видах. Причем следует отметить, что большая часть населения будет знать и понимать о существование у них проблемы одиночества, но сформированные с детства жизненные привычки и мировоззрение, привычка к комфортному образцу жизни, скорее всего не даст людям ее успешно решать. Необходимо сказать, что проблема так называемого «психологического одиночества» в семье оказывает влияние не только на формирование подрастающего поколения, но сама проблема сохранения браков в современной России на настоящий момент во многом зависит от наличия «психологического одиночества» у супругов. В работе А.В. Султановой (2008) рассматриваются социально-психологические основы супружеской совместимости и благополучия в брачных отношениях. Был проведено эмпирического исследование супружеского благополучия и социально-психологических особенностей супругов. В результате исследований предложена комплексная модель факторов благополучия в браке, в которой представлена совокупность значимых для благополучного супружества компонентов. К этим компонентам относятся три группы факторов - биологические, социальные и психологические. К особенностям представленной модели является включение в нее показателей социально-психологической адаптации и принципа толерантности, которые представляются базовыми условиями и важнейшими предпосылками благополучного брака. Таким образом, эмоциональный комфорт и психологическое самочувствие, которые возникают при отсутствие «психологического одиночества» у супругов так же определяют благополучие в браке и являются внешним признаком и критерием внутреннего благополучия супругов [14]. В работе Черкасовой В.Ю. так же изучена проблема супружеских ориентаций. В ее работе объектом исследования были супружеские ориентации различных категорий населения, а предметом исследования – основные изменения, происходящие в данных системах в процессе приобретения личностями индивидуального опыта семейно-брачных отношений. В результате исследования выявлены особенности развития ориентаций, оказывается, что главными характеристиками супружеских ориентаций являются осознание ценности отношений между мужчиной и женщиной, построенные на любви, постоянной заботе друг о друге. Установка на целостное удовлетворение био-психо-социальных потребностей супруга так же является важной чертой данных ориентаций. Выявлены существенные различия в супружеских ориентациях – у мужчин главное установка на взаимопонимание, у женщин – любовь и заботу о партнере. Тем не менее, общей и важнейшей чертой в обеих этих ориентациях является отсутствие эгоистической установки личности, забота и взаимопонимание, наличие которых является важнейшей характеристикой отсутствия проблемы «психологического одиночества» [13]. О негативных установках личности препятствующих нормальному функционированию семьи говориться и в работе Н.В. Ахметзяновой (2004)[2]. О кризисе семьи как сферы духовного объединения людей говориться в работе А.В.Артамоновой (2008) [1]. В работе И.И. Белобородова (2008) высказано точка зрения о необходимости ориентации СМИ на формирование у населения не эгоистических, а альтруистических стереотипов поведения и мышления[3]. Таким образом, в данной статье были рассмотрен ряд работ занимающихся как проблемой одиночества вообще, так и семейными взаимоотношениями в частности. Можно сказать, что проблема «психологического одиночества» и проблема нормального функционирования семьи весьма взаимосвязаны, поскольку, при наличии у членов семьи так называемой «социально–ориентированной» установки личности практически автоматически пропадают вышеуказанные проблемы. Как нам кажется, данный аспект изучения семейных взаимоотношений важен и интересен для каждого и имеет дальнейшие перспективы. Литература: 1.Артамонова А.В.Социальные технологии Социально-философский анализ семейных отношений Автореф. диссер. к.ф.наук. Чебоксары – 2008. - 25с. 2.Ахметзянова Н. В. Типы негативных установок личности в межличностных отношениях (на примере супружеских отношений) Автореф. диссер. к.псих.наук. Казань – 2004. - 202с. 3.Белобородов И.И.Социальные технологии формирования семейно-демографической политики в России в условиях демографического кризиса. Автореф. диссер. к.с.наук. М – 2008. - 25с. 4.Берестов А. Уцелеть… в семье? (О проблеме созависимости). М.: Издательство Душепопечительского Православного Центра св.пр. Иоанна Кронштатского. 2007. – 280с. 5.Быков А.К. Парадигмальные подходы к семье как базовому институту социализации. «Семья в социально – психологической парадигме исследования» коллективная монография /под общей редакцией РАН В.И. Жукова и профессора Е.А.Петровой. – Москва, РИЦ АИМ, 2008 – 4-15с. 6.Жуков В.И Современный мир и Россия в условиях глобализации: Доклад. - М.: Издательство МГСУ, 2001. – 60с. 7.Ильяшенко А. Большая семья – большие надежды. Демография и нравственность. - М.: Издательство «Спасское братство», 2008 – 272с. 8.Рубинштейн С.П. Основы общей психологии.- СПБ: Питер,2007. – 717с. 9.Советский энциклопедический словарь. под редакцией А.М.Прохорова, издательство «Советская энциклопедия» Москва 1988. – 1600с. 10.Старовойтова Л.И. Одиночество: социально–философский анализ. Диссертация М – 1995 - 107с. Научный руководитель доктор философских наук, проф. Ратников В. П. 11.Фирсов М.В. Технология социальной работы: учеб. пособие для вузов. - М.: Академический Проект,2007. – 432с. 12.Холостова Е.И., Мельников В.П.. История социальной работы в России: Учеб. Пособие. - 3- изд.- М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.– 344с. 13.Черкасова В. Ю. Противоречия становления и реализации супружеских ориентаций в современный период. Диссертация М – Екатеринбург 2004 160 с. Научный руководитель доктор философских наук, профессор Меринков А.В. 14.Султанова А. В. Социально – психологические особенности супружеской совместимости и благополучия в брачных отношениях. Автореф. диссер. к.псих.наук. Санкт – Петербург – 2008. - 279с. Леванова Елена Ивановна Аспирантка кафедры общей психологии и психологии труда Специальность:19.00.03- Психология труда, инженерная психология и эргономика Научный руководитель: д. пед. н., профессор Государев Н.А. |