Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые слова

  • танец - это коммуникация

  • Ковальская Наталья Георгиевна

  • Доклад. Семинара Первые шаги в науке исследовательская работа молодого учёного


    Скачать 2.65 Mb.
    НазваниеСеминара Первые шаги в науке исследовательская работа молодого учёного
    АнкорДоклад
    Дата09.11.2022
    Размер2.65 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаnom-n3-78_1_7.doc
    ТипСеминар
    #779188
    страница25 из 55
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   55

    Формирование самопрезентации личности в процессе танцевально-двигательной терапии


    Аннотация: Данная статья рассматривает проблему исследования самопрезентации личности в зарубежной и Отечественной психологии, а также выделяет танцевально-двигательную терапию как способ коррекций и формирования самопрезентации. В танцевально-двигательной терапии это может быть эффективно при развитии невербальной коммуникации, изменение двигательной активности, гармонизация образа «Я», социальной адаптации, и эмоционального равновесия.

    Ключевые слова: самопрезентация, танец, танцевально-двигательная терапия.

    Проблема изучения самопрезентации является одной из традиционных проблем в системе социально-психологического знания. Многочисленные экспериментальные исследования были проведены западными учеными, ведущими специалистами в данной области знаний (Р.А. Викланд, Э.Гофман, Е.Е. Джонес, М. Кун, М.Р. Лири, Т. Макпартленд, Т.С.Питман, М. Снайдер, Т. Шибутани), и во многом определяют современное представление о самопрезентации человека.

    Термин «самопрезентация» (от английского self- presentation), который стал употребляться сравнительно недавно, для отечественной научной щколы долгое время более привычными были понятия «самоподача» и «самопредъявление», используемые как синонимы.

    Исследования самопрезентации в отечественной социальной психологии не слишком многочисленны. Отдельные аспекты самопрезентации изучались в рамках исследования проблем социальной перцепции (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, В.В. Знаков, В.Н. Куницына, В.Н. Панферов, В.П. Трусов и др.). Н.В. Амяга изучала вопрос о самораскрытии и самопредъявлении личности в общении, Е.А. Соколовой-Бауш исследовала самопрезентацию как фактор формирования впечатления о коммуникаторе и реципиенте. Эти авторы пытались ответить на следующие вопросы: почему люди управляют впечатлением о себе, всем ли в равной степени свойственно стремление к самопрезентации; с помощью каких стратегий и техник управляют впечатлением о себе и т.д.

    Особое место в социальной психологии занимает проблема способов коррекции развития и изменения самопрезентации личности: как может быть осуществлен процесс управления впечатлением, и какие факторы оказывают на него влияние. Анализ современной литературы психотерапевтической и психокоррекционной тематики позволяет говорить о недостаточной разработанности теории танцевально-двигательных методов как методов психологического воздействия. Необходим поиск новых методов коррекционной работы наиболее адекватных природе человека и адаптация тех из них, которые традиционно применяются в медико-ориентированной групповой терапии. Таким методом является танец. Применение танцевально-двигательных методов в психологической работе обусловлено повышенным интересом людей к различным видам танца (спортивные, модерн, фламенко, танго, танец живота и др.). За последние годы значительно выросло число психологов, использующих в своей практике различные виды танца, танцевально-двигательные методы и их составляющие

    Учеными доказано благотворное влияние танца на психофизиологическое состояние (М. Чейс, Т. Шоуп, М. Уайтхаус), на развитие и коррекцию межличностных отношений (М. Бергер), раскрытие творческих способностей, познание своего тела, улучшение эмоционального состояния и снижения тревожности и напряженности. (С.Д.Руднева, Н.Б. Пасынкова).

    И только в незначительном количестве работа (Ю.Б.Некрасова, 1991; Н.Л. Карпова, 1994) показаны возможности исследования танца как средство диагностики и коррекции некоторых нарушений самовосприятия, самоотношений и взаимоотношений личности.

    Танец является сильным терапевтическим средством, которое мотивируется эмоциями, выражает их, способствует раскрытию личности.

    В основе танцевально-двигательной терапии лежит механизм использования движения, телесного выражение как основного средства терапевтического взаимодействия. Леви писал, что движение тела отражает внутреннее эмоциональное состояние, а изменения движения может привести к изменениям в психики, таким образом, способствуя укреплению здоровья и роста (Levy,F. J., 1981). Движением в танце можно передать радость, боль, грусть, злобу, агрессию.

    Мэриан Чейс, основательница танцевально-двигательной терапии говорит, что танец - это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми и с миром. Танцевальные терапевты помогают людям развивать невербальную коммуникацию, которая предоставляет информацию о том, что происходит с их телом.

    Танцевальная терапия эффективна при социальной адаптации. Очень часто танцовщик через контакт с самим собой переходит к контакту с публикой, а люди, которые танцуют в паре или в группе вступают в очень тесную связь друг с другом на невербальном уровне. Невербальное самовыражение, позволяет человеку выразить внутренние переживания. требность в общении, принятии, признании – одна из самых значимых человеческих потребностей, и именно она предопределяет значимость формирования благоприятного впечатления о себе, которое во многом определяет социальную успешность человека. Следует отметить, что одним из ведущих мотивов самопрезентации является стремление к достижению социального успеха и получению социального одобрения. При этом, как отмечают многие исследователи( Baumeister R. F., 1982; Lee S.-J., Quigley B. M., Nesler M. S. Et al., 1999; Schlenker B., 2003 и др.), не все самопрезентационное поведение соответствует социально одобряемым нормам. Люди могут проявлять в общении агрессивность или слабость для достижения определенных целей и т.п.

    Танцевально-двигательная терапия показывает возможности управления собственными телесно-двигательными процессами, а это важно при формировании благоприятного впечатления о себе. Выполнение выразительных движений помогает развить осознанность своего тела, создание положительного образа, что позволяет чувствовать себя более уверенно и это положительно отражается на восприятии личности.

    Во время занятий происходит становления более индивидуализированного образа «Я», целостности и гармоничности личности, самовосприятия и самоотношений. Но для формирования положительного впечатления необходима работа с вербальным и невербальным поведением личности, также оформлением внешнего облика. От восприятия внешнего облика другого человека зависит формирование представления о его психологических характеристиках, о его поведении.

    Танцевально-двигательная терапия основана на принципе, что существуют взаимоотношения между движением и эмоцией. При формировании впечатления важно понять как эмоции (как собственные, так и другого человека) даны субъекту в его переживаниях, как они существуют для него, как он их воспринимает и осознает, и как это проявляется при взаимоотношениях с партнером. Танцевальный терапевт, имея возможность исследовать обширный репертуар движений, помогает обрести эмоциональное равновесие, повысить адаптивность личности в социальном окружении и повлиять на эффективность процесса общения.

    Мы можем сделать вывод о том, что с одной стороны танцевально-двигательная терапия определяется как вид психотерапии, а с другой стороны – как специфический метод личной интеграции и развития человека, который стимулирует к самодостаточности и творческому самовыражению.

    Изучение социально-психологических характеристик влияния метода танцевально-двигательной терапии на самопрезентацию личности позволяет грамотно использовать танец в социальной, социально-психологической и коррекционной работе специалистами разного уровня и профиля. Именно эти возможности делают танец эффективным и естественным, целостным и гармоничным способом психологической работы

    Литература:

    1)Андреева Г.М, А.И. Донцова. «Межличностное восприятие в группе»– М: Из-во Моск. ун-та,1981.

    2) Гренлюнд Э., Оганесян Н.Ю. «Танцевальная терапия. Теория, методика, практика». – СПб.: Речь, 2004 . 

    3) Михайлова Е.В. «Самопрезентация: теория, исследования, тренинг». – СПб.: Речь, 2004.

    4)Ходоров Д. «Танцевальная терапия и глубинная психология: Движущее воображение». – М: Генезис,2009.

    5) Шкурко Т. А. Теоретическое обоснование использования танца как средства коррекции отношении в семье // Современная семья: проблемы и перспективы. — Ростов-на-Дону, 1994. — С.

    6) Chace, M. Dance as an adjunctive therapy with hospitalized children. Bulletin of the Menninger Clinic, 1953.

    7) Levy, F. J. Dance therapy: Foundations and organization of theory and practice: Dissertation Abstracts International. 1981 .


    Ковальская Наталья Георгиевна

    Аспирант,19.00.05 кафедры социальной медицины, рекреации

    Специальность: 19.00.05 Социальная психология

    Научный руководитель: к.м.н., доцент Шмелева С.В.
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   55


    написать администратору сайта