Шпаргалки по общей психологии. Шпаргалка 41. Взаимоотношения подростков со взрослыми аб
Скачать 185.46 Kb.
|
Виды ощущений: 1) шумы; 2) музыкальные; 3) речевые (сочетают музыкальные звуки и шумы). Вкусовые ощущения. Возникают в результате воздействия на рецепторы растворенных в воде или слюне веществ. 6. Свойства ощущений Выделяются следующие свойства ощущений: 1) пороги ощущений и их чувствительность; 2) адаптация; 3) синестезия; 4) сенсибилизация. Пороги ощущений и чувствительность анализаA торов. Для того чтобы ощущение возникло, раздражиA тель должен быть определенной величины. Например, человек не почувствует несколько крупиA нок сахара в стакане чая, не воспримет сверхвысокие частоты и т. д. Минимальная величина раздражителя, которая способна вызвать самое слабое ощущение, — это нижний абсолютный порог ощущений. Если дальше продолжать проводить опыт с добавлением небольших порций сахара в стакан чая одновременно с несA колькими людьми, то может получиться, что ктоAто поA чувствует наличие сахара раньше, чем все остальные. Про такого человека можно сказать, что его вкусовая чувствительность выше, нежели у остальных. СпособA ность человека различать самые слабые внешние возA действия называется абсолютной чувствительностью. Очень велика абсолютная чувствительность у зриA тельного анализатора. Абсолютный порог и абсолютная чувствительность находятся в обратно пропорциональA ной зависимости. Это означает, что чем выше чувствиA тельность, тем меньше величина порога (например, чеA ловеку требуется меньшее количество сахара, чтобы почувствовать его вкус). В случаях, когда величина разA дражителя становится настолько большой, что ощущеA ние пропадает, говорят о верхнем абсолютном пороге ощущений (например, свет солнца ослепляет). На чувствительность анализаторов и величину поA рогов влияют многие факторы, наиболее значимые из 8. Предметность Предметность выражается в том, что человек спосоA бен объединять разрозненные ощущения в целостный образ с его границами, размерами, окраской, наприA мер: из огромного разнообразия звуков окружающего мира человек выделяет пение птиц, человеческую речь, шум мотора и т. д. Избирательность проявляется в возможности выA деления именно тех предметов, явлений, ситуаций, коA торые в данный момент крайне важны и необходимы. Избирательность выражается в выделении объекта из фона. Объектом восприятия принято считать то, что находится в центре внимания, а все, что его окруA жает, — это фон. Закон избирательности часто используется как в животном мире, так и в человеческом социуме. С этим связано наличие у животных покровительA ственной окраски, их способности сливаться с окруA жающим (например, смена цвета у хамелеона). Осмысленность связана с личным опытом каждого индивидуума, при этом большое значение имеют возA раст, профессиональная деятельность, психические особенности человека. Например, люди поAразному воспринимают лес в зависимости от профессии: лесоA вод — как предмет заботы и охраны, охотник — как месA то для охоты, туристы — как место отдыха, работник лесA ной промышленности — как объект для производства. Осмысливая происходящее, человек часто исходит из своих установок, т. е. предрасположенности восприниA мать все определенным, заранее заданным образом. В жизни человека роль установок очень существенA на. Они возникают, как правило, неосознанно и дейA ствуют как предубеждения. 7. Понятие о восприятии. Виды восприятия Восприятие — это отраженные в коре головного мозA га предметы и явления окружающего мира, которые в данный момент действуют на анализаторы человека. Виды восприятия Рассмотрим две существующие классификации. 1. Основана на неравноценном участии отдельных анализаторов в процессе восприятия, т.е. вид восприA ятия определяется по тому анализатору, который наиA более значим. Чаще всего выделяются такие виды, как зрительное, слуховое, осязательное. Иногда сразу несколько анализаторов занимают ведущее место. 2. В основе классификации лежит объект восприяA тия. Выделяются следующие виды: 1) восприятие предметов; 2) восприятие отношений; 3) восприятие движений; 4) восприятие пространства; 5) восприятие времени; 6) восприятие человека. Рассмотрим подробнее особенности восприятия времени. Время объективно измеряется в секундах, минутах, часах, сутках и т. д. Однако субъективно каждый человек воспринимает время поAразному. Если человек чемAто увлечен, ему интересно, то и время летит незаметно. Находясь в состоянии страха или подавленности, человек часто склонен переоценивать время. Однако не все так одA нозначно. Например, французский спелеолог М. Сифр провел почти 63 дня в пропасти Скарассон на глубине 135 м в пещере, где отсутствовал какойAлибо свет и не было никаких указателей времени. 5 5а 6а 8а 7а 7а Когда прошло более 40 суток, ему казалось, что он находится в изоляции всего 25 дней. Когда закончилось добровольное заточение и друзья пришли за ученым, то он сказал: «Если бы я знал, что конец так близок, я бы давно съел оставшиеся помидоA ры и фрукты». Субъективное ускорение времени отмечали и друA гие исследователи пещер. Парадокс такого явления заключается в его противоA речии основному психологическому закону восприятия времени — время недооценивается, если оно заполнеA но интересной деятельностью, и переоценивается, если связано с ожиданием, скукой. Некоторые профессии требуют умения точно оцениA вать время (летчики, парашютисты, космонавты и т. д.). С представителями этих профессий проводятся спеA циальные тренировки, на которых обучают сохранять правильное чувство времени. Пространство является неотъемлемой частью саA мого человека. Если другой человек вторгается в личA ное пространства, то при этом может нарушаться проA цесс общения (см. тему «Общение»). Для человека очень важна и система организации пространства. Так, американского психолога Э. Холла пригласили для выяснения причин возникающих разA ногласий в филиалах американских фирм, находяA щихся в ФРГ и немецкой Швейцарии. В филиалах раA ботали местные сотрудники и специалисты из США. Оказалось, что все дело в двери. Американцы привыA кли работать в больших общих помещениях при отA крытых дверях. Таким образом создается ощущение, что все делают сообща одно общее дело. Однако соA гласно немецким традициям каждое помещение долA жно иметь надежные двери. Дверь, распахнутая наA стежь, — свидетельство полного беспорядка. На поверхности языка, глотки и неба располаA гаются вкусовые почки, которые способны разA личать четыре вида элементарных вкусовых ощущеA ний: сладкого, кислого, горького, соленого. Обонятельные ощущения. Рецепторами являются обонятельные клетки, расA положенные в носовой полости. Кожные ощущения Виды: 1) температурные (способность различать изменеA ние температуры воздуха, причем наиболее чувA ствительны те участки кожи, которые прикрыты одеждой); 2) тактильные (прикосновение); 3) вибрационные (воздействие на поверхность кожи колебаний воздуха). Органические ощущения Рецепторы расположены в стенках внутренних оргаA нов. Наиболее распространенными являются такие ощущения, как жажда, голод, тошнота и т. п. Ощущения равновесия. Рецептором является веA стибулярный аппарат внутреннего уха, дающий сигнаA лы о положении головы. Двигательные ощущения Их рецепторы находятся в мышцах, связках, сухожиA лиях. Осязательные ощущения Являются комбинацией таких ощущений, как кожA ные и двигательные. Болевые ощущения имеют двоякое происхождение: 1) раздражение определенных точек боли: например, ожог кожи; 2) возникают в результате воздействия на любой анаA лизатор сверхсильного раздражителя: например, сильный запах краски способен вызвать головную боль. которых — профессиональная деятельность чеA ловека, его интересы. Адаптация. Многочисленные эксперименты показаA ли, что анализаторы одного и того же человека могут изA менять свою чувствительность, приспосабливаясь к ноA вым условиям жизнедеятельности. Эта способность называется адаптацией. Однако разные органы чувств обладают различной степенью адаптации. Очень велика адаптация у зрительного и кожного анализаторов. НаA пример, под действием яркого света чувствительность зрительного анализатора уменьшается в 200 тыс. раз. Гораздо меньше способен к адаптации слуховой аналиA затор. Как правило, к шуму привыкают, но его все равно слышат. Сенсибилизация. Иногда можно изменить чувA ствительность одного анализатора, воздействуя на другой. Это явление и называется сенсибилизацией. Например, известно, что чувствительность зрительA ного анализатора повышается, если его стимулироA вать слабыми музыкальными звуками, и понижается, если воздействовать резкими, сильными звуками. Синестезия. Специальные исследования показали, что иногда люди соединяют различные ощущения в одA но. Такое слияние называется синестезией. ЭкспериA ментально установлено, что есть звуки яркие и тусклые, радостные и печальные. В случаях, когда в деятельноA сти какогоAлибо анализатора наблюдается дефект, то другие анализаторы начинают работать в усиленном режиме, то есть наши органы чувств обладают компенA саторными возможностями. Можно привести множество примеров, когда слепые становились прекрасными музыкантами, а слепоглухие адаптировались в окружающем мире благодаря активA ной работе тактильных, обонятельных ощущений и т. д. 6 Иллюзии — это искаженное восприятие. В практической жизни наше восприятие иногда не отражает точной картины происходящего. Так, например, весло, погруженное в воду, кажется преломленным. Много иллюзий связано с восприятием пространA ства, особенно перспективы: находящиеся вдалеке объекты кажутся маленькими, параллельно идущие рельсы — сходящимися и т. п. Распространены также иллюзии контраста: белое на черном кажется еще белее; человек будет казаться выше, если рядом находится человек маленького росA та и наоборот; звезды кажутся более яркими в безлунA ную ночь. Зная особенности нашего иллюзорного восприятия, можно правильно использовать это в быту. Женщине, склонной к полноте, не следует надевать платье с поперечными полосами, а худой — с проA дольными. Комната, стены которой оклеены синими обоями, будет казаться более просторной, нежели помещеA ние с красными стенами. Задрапированная черным бархатом задняя часть сцены создает у зрителя иллюзию бездонной глубины. Константность — постоянство восприятия, его неA изменность. Если человек высокого роста будет нахоA диться на некотором незначительном расстоянии, то все равно он останется для окружающих высоким. Предметы, которые мы воспринимаем под разными углами зрения, остаются узнаваемыми, хотя их изоA бражения на сетчатке различаются. Если бы человек не владел этим качеством, то его ориентировка в пространстве была бы невозможна. 6б 5б 7б 8б 12. Состав памяти Запоминание — это процесс памяти, результатом которого является закрепление ранее воспринятой информации. Подразделяется на: 1) произвольное (ставится задача запомнить, при этом прилагаются определенные усилия) — непрои- звольное (не ставится специальная задача запомA нить, материал запоминается без какихAлибо усилий); 2) механическое (информация запоминается в реA зультате простого повторения) — логическое (устанавливаются связи между отдельными элA ементами информации, что позволяет забытое выA вести заново путем логических рассуждений). Для того чтобы запоминание было успешным, слеA дует придерживаться следующих положений: 1) делать установку на запоминание; 2) проявлять больше активности и самостоятельноA сти в процессе запоминания (человек лучше заA помнит путь, если будет двигаться самостоятельA но, нежели когда его будут сопровождать); 3) группировать материал по смыслу (составление плана, таблицы, схемы, графика и т. п.); 4) процесс повторения при заучивании следует раA спределять в течение определенного времени (дня, нескольких часов), а не подряд. 5) новое повторение улучшает запоминание ранее выученного; 6) вызвать интерес к запоминаемому; 7) необычность материала улучшает запоминание. Воспроизведение (восстановление) — процесс памяти, благодаря которому извлекается ранее закA репленный прошлый опыт. Выделяются следующие формы воспроизведения: 1) узнавание — появление чувства знакомости при восприятии; 11. Понятие о памяти Память — это сложный познавательный процесс, благодаря которому человек может запоминать, сохA ранять и воспроизводить свой прошлый опыт. Исследователи выделяют ассоциации разного виA да, но классически это: 1) ассоциации по сходству; 2) ассоциации по контрасту; 3) ассоциации по смежности. В основе многих поэтических сравнений лежат асA социации по сходству («река текла, как дождь», «плаA чет метель, как цыганская скрипка»). В жаркий летA ний день мы вспоминаем, как хорошо было зимой кататься на лыжах, а зимой — как весело проводили время на пляже. Человеческая память может быть классифицироваA на по нескольким основаниям. 1. Время хранения материала: 1) мгновенная (иконическая) — благодаря этой памяA ти в течение 0,1—0,5 с удерживается полная и точA ная картина того, что только восприняли органы чувств, при этом не производится никакой обраA ботки полученной информации; 2) кратковременная (КП) — способна сохранять инA формацию короткий промежуток времени и в ограA ниченном объеме. Как правило, у большинства людей объем КП раA вен 7 ± 2 единицам; 3) оперативная (ОП)— функционирует в течение заA ранее определенного времени (от нескольких сеA кунд до нескольких дней) в зависимости от той заA дачи, которую необходимо решить, после чего информация может быть стерта; 10. Сосредоточенность Сосредоточенность (концентрация) — внимание удерживается на какомAлибо объекте или деятельноA сти, при этом отвлекаясь от всего остального. Устойчивость — это длительное удержание внимаA ния, которая повышается, если человек активен при осуществлении действий с предметами или выполнеA нии деятельности. Объем внимания определяется тем числом объектов, которое человек способен одновреA менно достаточно ясно воспринять. Для большинства взрослых людей объем внимания равен 4—6 объекA там, для школьника — 2—5 объектам. Распределение внимания — умение человека выA полнять одновременно две или даже более деятельA ностей, когда человек одновременно сосредоточен на нескольких объектах. Переключение внимания — способность человека сосредотачиваться попеременно то на одной, то на другой деятельности (объекте) в связи с возникновеA нием новой задачи. Внимание также имеет и свои недостатки, самым распространенным из которых является рассеянA ность, выражающаяся в двух видах: 1) частая непроизвольная отвлекаемость в процессе выполнения деятельности. Про таких людей говорят, что у них «порхающее», «скользящее» внимание. Может возникать как следствие: а) недостаточного развития внимания; б) плохого самочувствия, утомления; в) у учащихся — запущенности учебного материала; г) отсутствия интересов; 2) чрезмерная сосредоточенность на какомAто одном объекте или деятельности, когда ни на что другое не обращается внимание. 9. Понятие о внимании. Виды внимания Внимание — это сосредоточенность человека на объектах и явлениях окружающего мира, наиболее значимых для него. Внимание не существует само по себе. Просто быть внимательным невозможно, для этого необходимо функционирование психических процессов. Виды внимания Рассмотрим две классификации. 1. Внимание может быть внешним (направлено на окружающее) и внутренним (сосредоточенность на собственных переживаниях, мыслях, чувствах). Такое деление до некоторой степени условно, так как часто люди погружены в собственные мысли, обA думывая свое поведение. 2. В основе классификации лежит уровень волевой регуляции. Выделяется внимание непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Непроизвольное внимание возникает без всякого усилия со стороны человека, при этом отсутствует каA каяAлибо цель и специальное намерение. Непроизвольное внимание может возникать: 1) изAза определенных особенностей раздражителя. К числу таких особенностей относятся: а) сила, причем не абсолютная, а относительная (в полной темноте внимание может привлечь огоA нек от спички); б) неожиданность; в) новизна и необычность; г) контрастность (среди европейцев человек неA гроидной расы скорее привлечет к себе внимаA ние); 7 9а 10а 11а 12а 2) воспоминание — восстановление материаA ла при отсутствии восприятия объекта, вспомA нить всегда сложнее, нежели узнать (например, легче вспомнить фамилию человека, если найти ее в списA ке); 3) реминисценция — воспроизведение, отсроченное во времени (например, вспоминается стихотвореA ние, которое человек рассказывал в далеком детA стве); 4) припоминание — активная форма воспроизведеA ния, требующая применения определенных приеA мов (ассоциирование, опора на узнавание) и волеA вых усилий. Сохранение — удержание в памяти заученного раA нее материала. Информация сохраняется в памяти благодаря повторению, а также применению полученA ных знаний на практике. Исследователи памяти установили, что лучше всего сохраняется тот материал, который начинает и заканA чивает общий ряд информации, средние элементы сохраняются хуже. Такое явление в психологии называется эффектом края. Действия, которые остались незавершенными, испытуемые вспоминают почти в два раза чаще тех, выполнение которых им удалось закончить. |