Словарь лингвистических
Скачать 3.33 Mb.
|
πрογνωστική] наука, разрабатываю- щая теорию, методы, систему, технологию прогнозов; лингвисти- ческая П. – одно из направлений современного языкознания, у истоков которого стоит А. Кретов. ПРОГРЕССИЯ в риторике: переход к новому; П. создает дина- мику речи и делает ее интересной, но разрывает связность речи. ПРОДУЦИРОВАНИЕ РЕЧИ (ПОРОЖДЕНИЕ РЕЧИ). Один из двух основных процессов речевой деятельности, состоящий в планировании и реализации речи в звуках или графических знаках. ПРОЗАИЗМ [<лат. prosa простая] слово или выражение, взятое из прозаической речи и употребленное в поэтическом тексте. ПРОЗОПОПЕЯ. То же, что олицетворение. ПРОИЗВОДНАЯ ОСНОВА. Основа, по форме и значению Моти- вированная другими (производящими) основами. Как правило, производная основа бывает членимой: дом – домик; любить - любовь. Но: кричать - крик (основа крик производная, но нечле- нимая). ПРОИЗВОДНОЕ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Вторичное ЛЗ, развившееся на основе первичного. ПРОИЗВОДНОСТЬ в риторике: один из топов определения, связывающий термы при помощи иерархичности,зависимости и необратимости отношения, в результате чего П. отождествляет или противопоставляет термы: «Не бывает на сосне яблок». :219 ПРОИЗВОДЯЩАЯ ОСНОВА (основа словообразования, образую- щая или словообразующая основа, мотивирующая основа). Общая часть двух или нескольких слов, которая использована для произ- водства и мотивировки структуры и значения нового слова. Производящая основа - это часть словообразовательной формы: сестр(а) - сестр'- + -ин = сестрин (сестр' – это производящая основа), сестриц(а) - сестриц- + -ын = сестрицын ( сестриц- – производящая основа). ПРОИЗВОДЯЩЕЕ СЛОВО. Слово, которое используется для образования производного слова, хотя не все его морфемы могут участвовать в словообразовании, так как для образования производного слова важна, в первую очередь, производящая основа. А именно: писа(ть) - писа- + -тель = писатель (произ- водящее слово - писать-; производящая основа – писа-; произ- водное слово - писатель) ПРОИЗНОШЕНИЕ в языке имеет хронологические, территории- альные и стилевые варианты. Выделяются различные стили произ- ношения: 1) полный стиль: пословная, отчетливая речь: будет [ бýдит]; 2) разговорный (неполный) стиль непринужденного разговора: будет [буит]; 3) нейтральный стиль: будет [бу'д'ьт]. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА. Одно из основных направлений в современном языкознании. Существуют различные точки зрения и теории происхождения языка. Например, ставшие "хрестоматий- ными", теория социального договора, рабочая теория, звуко- подражательная, междометная теории и др. В современном языкознании решаются три основных вопроса в связи с происхождением языка: 1) Когда возникла человеческая речь? 2) Как это произошло? 3) Какой была речь на первом ее этапе? Наши современники все больше сходятся на том, что настоящий звуковой язык возник примерно 50000 лет назад, а то, что можно назвать языком в нашем понимании, - 30000 лет назад. Современные теории, отвечающие на вопрос "как возникла речь?", можно интерпретировать как теории параллельного коррелята. Интересная мысль звучит у Д. Бикертона. Он считает, что язык - " просто одна из форм эволюционной адаптации". Теории эволюции языка: 1) теория красного мрамора (Кей, 1989); 2) теория "невидимой руки" (Р. Келлер); 3) теория ноотении ( Б. Бичакжян). Существует более 15000 работ, посвященных проблеме происхождения языка. ПРОКЛИТИКА [<др.-греч. praklino наклоняю вперед). Безударное слово, стоящее впереди ударного, к которому оно и примыкает: подо мной (подо - проклитика). ПРОНОМИНАЛИЗАЦИЯ. Переход той или иной части речи в местоимение. ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ СТРУКТУРЫ. Один из видов таких структур – это сетевые пропозициональные модели, в которых каждый отдельный узел представляет собой пропозицию, :220 отражающую в отдельном виде отношения, характеризующие объекты и события. С когнитивной точки зрения долговременная память человека представляет собой огромную сеть взаимо- пересекающихся пропозициональных деревьев, каждое из которых включает некоторый набор узлов памяти с многочисленными связями. (По Андерсону, Бауэру). ПРОПОЗИЦИЯ [ <лат.proposicio] предложение ПРОПОЗИЦИЯ КАК ОДНО ИЗ ПОНЯТИЙ КОГНИТИВНОЙ НАУКИ. Особая оперативная структура сознания или хранения знаний в голове человека. Применяется в школе логического анна- лиза, в компьютерных моделях познания, информационно-проце- дуральных моделях, моделях по искусственному интеллекту и т.п. ПРОСОДÉМА [<др.-греч. προσωδία ударение, припев] ударение, меняющее смысл слова: ха́ос и хао΄с. ПРОСТАЯ ФОРМА СЛОВА (синтетическая форма). Синтез (объе- динение) основы и аффикса, образующий словоформу конкретной лексемы: пиш - у, любл - ю, дума - ю. ПРОСТОРЕЧИЕ. 1) Слова, выражения, обороты, формы слово- изменения, не входящие в норму литературной речи. Часто допу- скаются в разговорной и могут употребляться в художественной речи для создания определенного колорита (библиотекарша, вишь, захочем и др.). В разговорной речи просторечные элементы встречаются в фонетике, словообразовании, морфологии, синтак- сисе, лексике. Однако, введение просторечных слов, выражений, оборотов в литературную речь нарушает ее правильность - одно из главных коммуникативных качеств речи. 2) Наддиалектная нелитературная разновидность языка горожан с невысоким уров- нем культуры. ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА. Разговорная лексика, синонимич- ная нейтральным словам: картошка (картофель), редиска (редис). ПРОТЕТИЧЕСКИЙ СОГЛАСНЫЙ [от греч. προθσις подстановка] звук, прибавляемый в начале слова, но не имеющий значения приставки (например, в в русск. диал. вострый – острый, или в укр. вухо – ухо). ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ в риторике: один из топов соположения, при котором термы могут быть противопоставлены по признаку, качеству, количеству, имени, отношению; топ П. широко исполь- зуется в аргументации; на его основе обычно строятся раздели- тельные аргументы; основные типы противопоставлений: эквипо- лентные; градуальные; привативные; с логической точки зрения по принципу противопоставляемости выделяются: а) контрарные суждения, которые вместе не могут быть истинными, но могут быть логичными («Все люди разумны» – «Ни один человек не разумен»); б) контрадикторные суждения, которые вместе не могут быть ни истинными, ни ложными («Все люди разумны» – « Некоторые люди не разумны»); в) субконтрарные суждения, которые вместе не могут быть ложными, но могут быть истинными («Некоторые люди разумны» – «Некоторые люди не :221 разумны»); г) единичные суждения, которые вместе не могут быть ни истинными, ни ложными. ПРОТОЗЕВГМА. Зевгма, при которой общий член построения вводится в первое предложение: Он ушел домой. Его сестра – в университет. ПРОТОТИП. 1) единица, проявляющая в наибольшей степени свойства, общие с другими единицами данной группы; 2) единица, реализующая эти свойства в наиболее чистом виде и наиболее полно, без примеси иных свойств. [Givon, 1986; 195]. ПРОТОТИПИЧЕСКИЙ ПОДХОД ИЛИ ТЕОРИЯ ПРОТОТИПОВ. Подход к явлениям категоризации, к понятиям как к структуре, содержащей указания на то, какие элементы понятия являются прототипами. Теория прототипов утверждает, что множество оппозиций зависит от сигнификативного содержания индивиду- альных знаков. Различаются три концепции: а) семантика прототипов (Э. Рош); б) семантика стереотипов (Х. Патнам); в) концепция фамильного (семейного) сходства (Л. Витт- генштейн). ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ. Слова и обороты, свойственные людям одной профессии и являющиеся полуофициальными названиями понятий той или иной профессии. Например: восток, заморозник, летник, моряна, обедник. сиверко (названия ветров Белого моря, бытующие у местных рыбаков и моряков). ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕЧЬ – особая функциональная разно- видность, обслуживающая профессиональную сферу общения; данную разновидность разные авторы называют по-разному: язык науки, специальный язык, язык для специальных целей, профессиональный язык и т.п. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ. Разновидность делового общения; общение между специалистами какой-либо области науки, техники, искусства, предполагающее использование терминов и профессионализмов. ПРОЦЕДУРНАЯ СЕМАНТИКА (ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ СЕМАН- ТИКА). Направление, подчеркивающее связь между значением языковых выражений и процедурами их интерпретации – опе- рациями конструирования такого значения; часть когнитивной науки; цель П.С. состоит в реконструкции и моделировании дина- мических аспектов понимания, продуцирования языка и мыш- ления, в частности, в рамках систем искусственного интеллекта. Предмет П.С. – процессы продуцирования и восприятия речи, т.е. процедуры понимания языка. ПРОЦЕССЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЯЗЫКОВ: 1) дивергенция – ( отдаление), включающая два этапа: I этап – дифференциация отдельных диалектов в едином праязыке; II этап – распадение праязыка и образование отдельных языков, все более отдаляя- ющихся друг от друга; 2) конвергенция (сближение), включающая тоже два основных этапа: I этап сближения сопровождается явлением адстрата – проникновением элементов чужого языка в :222 какой-либо язык в результате длительного функционирования разных языков на одной или смежных территориях ( напр., украинская лексика в русском языке); II этап – интеграция, представляющая собой слияние двух языков в один и имеющая две разновидности: а) интеграция, сопровождающаяся явлением субстрата – проникновения элементов языка (как правило, языка коренного населения, вытесненного из употребления на той или иной территории), в язык-победитель в виде специфических явлений (напр., элементы галльского двадцатеричного счёта во французском языке); б) интеграция, сопровождаемая явлением суперстрата – проникновение элементов языка-пришельца, (не усвоенного на данной территории, но оказавшего влияние на местный язык) в язык коренного населения в виде специфических черт, усвоенных исконным населением ( напр., франц. лексика в англ. яз.) ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА. Одно из языковых средств, используемое в официально-деловом стиле для ярко выраженной фиксации сообщаемого факта в письменной форме: Финляндия подтверждает, что она возвратила СССР область ("Между- народное право", т.1). ПРЯМАЯ РЕЧЬ. 1) Речь другого лица, передаваемая дословно, вне зависимости от речи лица, служащего передатчиком. 2) Языковое средство, используемое в художественной речи, публицистичес- ком, разговорном стилях, где идет ориентация на выразительные возможности П.р. В художественных произведениях она направ- лена на передачу эмоций, в публицистической речи - используется для воплощения в тексте страстности и призывности. В разго- ворном стиле П.р. выполняет коммуникативную функцию. ПРЯМОЕ ЗАИМСТВОВАНИЕ. Непосредственное заимствование из языка в язык. ПРЯМОЕ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Значение, прямо направ- ленное на предмет. ПСИХОЛИНГВИСТИКА. Наука о речевой деятельности людей в психологических и лингвистических аспектах. В фокусе внимания П. – индивид в коммуникации. П. исследует процессы планирова- ния речи, механизмы, соединяющие воедино знание и использо- вание языка, в частности, процессов (алгоритмов) восприятия и продуцирования речи, когнитивных процессов, взаимодействую- щих с языковым знанием при продуцировании и понимании языка, формы языкового знания, лежащего в основе использова-ния языка индивидами, механизмы усвоения языка по ходу разви-тия ребенка. П. изучает также речь в патологических состояниях. Теория речевой деятельности (ТРД) – научное направление, изу- чающее механизмы порождения, восприятие речи, обучения ей. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОМЕХИ В КАНАЛЕ СВЯЗИ. Отсут- ствие или потеря внимания, коммуникативной установки, сосре- доточенность на других объектах или проблемах. ПУБЛИЦИСТИКА в риторике: вид словесности, содержащий авторские суждения о практических проблемах, обоснование кото- :223 рых доступно широкой общественности; П. располагает своими особыми приемами публичной аргументации. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ РЕЧЬ. Речь, которая используется в публицистике: в газетных и журнальных статьях, в выступлениях на митингах, собраниях и т.п. Она выполняет две основные функ- ции: воздействующую и информативную. Воздействующая функ- ция связана с такими стилевыми чертами, как: страстность и при- зывность, информативная - с конкретностью и точностью публи- цистического стиля. Страстность и призывность обусловливают употребление следующих языковых средств: побудительных и восклицательных предложений, риторических вопросов, распро- страненных обращений и т.п. Языковые средства, помогающие точно, конкретно передать факты, это: простые н сложные пове- ствовательные предложения, числительные, имена существи- тельные собственные и т.п. ПУНКТУАЦИЯ [ср. лат. punctuatio] 1) раздел культуры пись- менной речи, изучающий принципы и правила постановки знаков препинания в предложении, тексте; 2) совокупность знаков препинания в том или ином языке; 3) стилистическое средство письменной речи, прогнозирующее интонацию текста, паузы, темп речи и др. компоненты, связанные с чтением или пересказом текста. ПУРИЗМ. Течение в культуре, связанное с абсолютизацией литее- ратурной нормы. ПУСТОСЛОВИЕ. Употребление "опустошенных" слов, за которы- ми не стоят мысль, чувство, вещь, предмет, действие. "Пустые" слова - это одна из форм слов-паразитов. П. появляется тогда, ког- да говорящий или пишущий злоупотребляет штампами, пытаясь прикрыть красивой фразой убожество мысли. П. нарушают точность, логичность, выразительность, богатство речи. ! Рр ! Р [<кириллич. Р "рцы" <др.-греч.Р ро] 18-я буква русского алфавита. РАВНОМЕРНОСТЬ СЛОГА в риторике: применение в речи син- таксических конструкций, примерно равных по объему и степени сложности. РАЗВЕРНУТЫЙ ВЫВОД в риторике: разновидность вывода, со- держащего основную аргументацию будущего выступления и побуждение к дальнейшему обсуждению проблемы. РАЗВИТЫЙ ЯЗЫК. Язык, соответствующий определенному уров- ню развития духовной культуры народа – носителя языка, литера- турный нормированный язык, имеющий разветвленную систему функциональных стилей. РАЗГОВОР КАК ЖАНР РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ реализует как кооперативную, так и некооперативную стратегию. В культуре речи по целям общения выделяют следующие разновидности разговора: а) информативный; б) предписывающий разговор :224 ( просьбы, приказы, требования, советы, рекомендации, убеждения в чем-либо); в) разговоры, направленные на выяснение меж- личностных отношений (конфликты, ссоры, упреки, обвинения). РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА. Слова с разговорной стилистической окраской, выделяющиеся на фоне нейтральной и книжной лексики: здоровяк, добряк, болтун, летучка, плутовка, чертовка, дворняга. Разговорные слова подобного типа допустимы в известных пределах в литературной речи, их вводят в книжно- письменную речь. Собственно разговорная лексика не нарушает норм литературного языка, между тем как просторечные эле- менты, вбираемые разговорным стилем, нарушают нормы коди- фицированного языка. При этом необходимо различать негрубую просторечную лексику (белиберда, кормежка, пустомеля) и грубо- просторечную лексику (вульгаризмы), недопустимую в литературной речи: брехня, рыло, шпана. Злоупотребление разго- ворной лексикой в книжных стилях нарушает уместность речи, ее коммуникативную целесообразность. Кроме того, пересыщение текста Р.л. разрушает речевую системность того или иного функционального стиля. РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ. Речь, которая используется в непринуж- денных беседах. При этом надо различать устную форму литера- турного языка и разговорный стиль с его особой речевой систем- ностью. Основная функция разговорной речи – коммуникативная ( функция общения). Задачи разговорной речи заключаются в том, чтобы войти в контакт с собеседником, в наиболее адекватной форме передать свое мнение, отношение к предмету речи, инфор- мацию о действительности. Разговорная речь отличается непри- нужденностью, чувственной конкретностью, эмоционально – оце- ночной информативностью. Ей присущи такие стилевые черты, как: 1) эллиптичность (пропуск звуков, частей слова, слов, частей предложения, которые можно легко восстановить в тексте); 2) прерывистость и непоследовательность речи с логической точки зрения. В разговорной речи применяется набор языковых средств, в целом тяготеющий к нелитературной стихии. Например, непри- нужденность разговорной речи выражают следующие языковые средства: бытовая лексика, глагольные и отрицательные предло- жения, обращения, прямая речь и др. Эмоционально - оценочную информативность и связанные с ней структурные свойства (эллиптичность, прерывистость и непо- следовательность речи с логической точки зрения) отражают следующие языковые особенности: неполное произношение звуков и слогов, словообразовательные типы с разговорными суф- фиксами: -к-, -ик, -ун, - яг(а), -ятин(а); редупликация с целью экс- прессии (огромный - огромный), "несклонение" первой части составных имен и числительных, высокая частотность предло- жений с неопределенной формой глагола и т. п. РАЗДЕЛЕНИЕ в риторике: 1) фигура выделения, основанная на развертывании родового понятия в ряд видовых; 2) состав предме- :225 та и последовательность изложения, позволяющие охватить содер- жание высказывания или его части; существуют два вида разде- ления: а) разделение понятия и б) разделение предмета речи. РАЗДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ в риторике: логическая операция, в основе которой лежат объем понятия и его содержание; Р.п. осно- вывается на избираемом признаке, в связи с чем, классификация имеет относительный характер; Р.п. должно быть: 1) исчерпы- вающим, т.е. содержать необходимый состав частей; 2) минималь- ным, т.е. не содержать лишних членов; 3) различенным, т.е. не содержать повторов равнозначных элементов; 4) непрерывным, т.е. не содержать пропусков в отношениях «род/вид» и «часть/це-лое»; 5) последовательным – порядок перечисления должен соот- ветствовать порядку изложения; 6) умеренным, т.е. содержать не более пяти-семи элементов, такое их число, которое может быть охвачено сразу и удерживаться в памяти. РАЗДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА в риторике: вид не перечисления, ис- ходящий из целесообразности и порядка изложения, основанный на конкретном содержании высказывания; Р.п. отражает в формулировках основное содержание делимого материала; элементы деления желательно повторять в ходе изложения. РАЗЛИЧЕНИЕ в риторике: фигура выделения, состоящая в по- следовательном противопоставлении слов, которые, получая сино- нимические и антонимические значения, образуют смысловые ряды. РАЗМЫШЛЕНИЕ. Один из видов (жанров) рассуждения, в кото- ром можно отметить обращенность автора речи к читателю или слушателю, связанную с желанием разобраться в ряде проб- лемных вопросов, до конца понять не только особенности пред- мета размышления, но и свои мысли, чувства. Все это обус- ловливает частотность рассуждений-размышлений в художест- венных произведениях, в публицистической литературе, в дискус- сионных научных сочинениях. Как правило, в экспозиции автор речи подводит читателя к проблемному вопросу, затем следует ряд проблемных вопросов и ответов на них. Завершается раз- мышление выводами. РАЗНОВИДНОСТИ КОГНИТИВНОЙ ФУНКЦИИ, ОРИЕНТИРО- ВАННОЙ НА МЫШЛЕНИЕ. 1) Функция развития мысли; 2) акку- мулятивная ф.; 3) отражательно-познавательная ф.; 4) этнокуль- турная (национально-культурная) функция. РАЗНОВИДНОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ. Ин- формативная, эмотивная, прагматическая, метаязыковая, фатичес- кая, эстетическая функции. РАЗОБЛАЧЕНИЕ в риторике: один из топов опровержения, показывающий несостоятельность оппонента и побуждающий аудиторию к разрыву с ним; риторика не рекомендует прибегать к разоблачениям, поскольку разоблачение приводит к разрушению общественных связей. РАЗРЕШАЮЩИЙ МЕХАНИЗМ ЯЗЫКА. См.: открытость. :226 РАЗУМ, ИНТЕЛЛЕКТ, УМ. Ключевое понятие когнитивной нау- ки, которая и определяется как наука о человеческом разуме. По- нятие «разум» не имеет общепринятого определения. Феномен разума изучается в когнитивной науке в системе разных оппозиций: разума и созерцания, разума и сознания, души и тела, разума и мозга и т.п. Все они подчеркивают какой-либо важный аспект деятельности разума (ментальной деятельности) и особые области существования и функционирования интеллекта, но единой теории разума все же до сих пор не создано (Кубрякова, С. 156). РАСПОЛОЖЕНИЕ в риторике: создание высказывания на уровне композиции. РАССКАЗ – это жанр речевого общения, разговорной речи; в нем [ жанре] преобладает монологическая форма речи внутри диалога или полилога; стратегическая линия общения – солидарность, согласие, кооперация, "разрешение" одному их участников об- щения реализовать свою коммуникативную интенцию, которая сводится к информации о событиях, фактах, произошедших с рассказчиком или кем-либо; характерная черта рассказа – це- лостность передаваемой информации, связность фрагментов; рассказчик выступает в роли автора. РАССУЖДЕНИЕ. Тип текста, основанный на построении умозаключений. Употребителен в различных стилях. В научной речи он направлен на создание логичного текста, объяснение причин того или иного явления: Объем, который занимают пары, в несколько сот раз больше объема воды, из которой они образовались. Пары окружают горящее тело и оттесняют от него воздух, а без воздуха горение невозможно. Вот почему вода гасит огонь. В художественной речи рассуждение связано с оценкой событий, человеческих характеров, т.е. Р. здесь направлено на создание образности. В публицистическом стиле оно основано на анализе фактов, связано со страстностью публицистического высказывания, с убежденностью автора: Ле- том 1941 года Гитлер, осуществляя давно заготовленный план, без объявления войны нагло напал на Советский Союз. Все, что произошло затем, - у нас на свежей памяти. Она глубоко ранена неслыханным в истории насилием, которое учинили над нашей страной миллионные орды гитлеровцев... (По К. Федину). Инвариантная схема Р. как типа текста включает в себя ряд компонентов: 1) характеристику ситуации общения (обращенность к определенному адресату; в качестве основной задачи доказательство истинности или ложности тезиса или рада тезисов; характеристику ценностно-ориентировочной функции); 2) пере- чень структурно-композиционных частей: тезис; развитие тезиса; его доказательство или опровержение; вывод, т.е. подтверждение правильности тезиса или его неправильности. Это дедуктивное рассуждение. В индуктивном рассуждении тезис опущен: вначале идут факты; затем их анализ и синтез; выводы); 3) набор языковых средств, обусловленных типовой ситуацией общения и структурой :227 рассуждения (усложненные синтаксические конструкции; вводные слова, связывающие абзацы; вопрос "почему?" после тезиса и т.п.). РАСШИРЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА. Увеличение объема обозначаемого понятия, т. е. количества называемых предметов и явлений, в результате чего возникает новое значение слова. Сравните: слово "спутник" обозначало "попутчик". В связи с изобретением космических аппаратов появляется новое значение слова "спутник" - искусственный спутник Земли, космический летательный аппарат. Подобные процессы происходят в результате расширения значения слова. РАСЩЕПЛЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (ПАРЦЕЛЛИРОВАННАЯ КОНСТРУКЦИЯ). Такое предложение, которое в тексте может расчленяться на два и более отрезков (сегментов). П. к. наиболее часто используется в публицистическом стиле: Бросился солдат в воду. Рука нащупала мальчика. Вынес спасенного на берег, начал его откачивать. (Из газ.). Подобные П.к. зачастую встречаются в сочинениях учащихся. Обычно учителя подобное явление оценивают как речевую ошибку. В этих случаях нужен более гибкий подход, позволяющий определить, что это такое. РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ПАФОС в риторике: столкновение про- позиции с предметом речи, реальностью, которая предстает как принудительная сила обстоятельств; позиция ритора при Р.п. приводится в соответствие с требованиями реальности. РЕАЛЬНОЕ ДВУЯЗЫЧИЕ. Постоянно функционирующее естест- венное двуязычие. РЕГИСТРЫ СЛОГА в риторике: высокий, простой и умеренный. РЕДУКЦИЯ [< лат. reducere приводить обратно, возвращать; отодвигать назад; приводить в известное состояние]. Менее отчетливое произношение, которое может приводить к снятию противопоставлений между фонемами в определенном поло- жении. Так, в современном русском языке наблюдается редукция безударных гласных; головá [гълαвá], городá [гърαда]. Редукция бывает: 1) количественной (безударные гласные теряют в долготе и силе, сохраняя свой тембр: в украинском языке звуки [а], [о], [е] в безударной позиции сохраняют свои качественные характерис- тики – [зо У зýл'а]); 2) качественной (изменяется долгота, сила, тембр гласного звука: например, гласные [о], [а], [ú] в русском языке - королú [кърαли]; 3)в риторике: сведение значения одних слов к значениям других. РЕДУПЛИКАЦИЯ (повтор) (лат. reduplicatio] - удвоение. Повтор, удвоение корня, основы или целого слова: еле-еле, чуть-чуть, крепко-накрепко, волей - неволей, едва-едва и др. РЕДУЦИРОВАННОСТЬ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ. Свернутость, ком- прессия всех языковых структур во внутренней речи, в связи с чем увеличивается мыслеёмкость континуума внутренней речи по сравнению с речеёмкостью текстового континуума. РЕДУЦИРОВАННЫЙ [<редукция] в лингвистике: звук, сокра- тившийся в результате редукции; напр. гласные ο, а во второй :228 слабой позиции произносятся как редуцированный [ъ], е реду- цируется в [ь]. РЕДУЦИРОВАТЬСЯ [<редукция] подвергаться редукции; гласные о, а, е, в русском языке в слабой позиции редуцируются. РЕЗОНАНС (фон.) [фр. rezonance <лат. rezonans дающий отзвук]. Отзвук, отголосок, способность резонатора звучать при восприя- тии звуковой волны. Резонаторы с мягкими и влажными стенками (к ним относится речевой аппарат) легко резонируют на частоты, не строго совпа- дающие с их собственными тонами. РЕЗОНÁНСНЫЙ [< резонанс] связанный с резонансом. РЕЗЮМЕ [< фр. résume< résumér излагать кратко] краткое изложение основных положений научной статьи, монографии, доклада; итоговое обобщение сказанного или написанного. РЕЗЮМИРОВАТЬ [< резюме] делать (или сделать) выводы, заключение, подытоживать (или подытожить) сказанное, напи- санное. РЕКАПИТУЛЯЦИЯ [лат. повторение] 1) (устар.) сжатое повто- рение ранее сказанного; 2) в риторике: формулирование ритором в завершении речи целого, с точки зрения приросшего смысла; Р. применяется в такой ситуации, когда высказывание содержатель- но сложно и пространно и аудитория не в состоянии охватить замысел; простая рекапитуляция представляет собой краткий повтор тезы или предложения. РЕКОНСТРУКЦИЯ НАМЕРЕНИЙ АВТОРА. Производится в двух направлениях: 1) установление того, что имеется в виду и, возможно, выражено неадекватно; 2) распознавание стратеги- ческого замысла автора. РЕКОНСТРУКЦИЯ ПРАФОРМ (архетипов) - способ исследова- ния, позволяющий выявить схематичную модель языка, опираю- щуюся на историческое развитие родственных языков, на свойст- венные им тенденции, учитывающую промежуточные звенья раз- вития. РЕКУРСИЯ (фон.) [лат. recursis возвращение]. Одна из трех фаз артикуляции звуков, отступ. Перевод органов речи в спокойное состояние или приступ к артикуляции следующего звука. В слове отдых рекурсия (отступ) при артикулировании [т] может нало- житься на приступ следующего звука и произойдет озвончение: [ одых]. РЕЛЕВАНТНОСТЬ [< релевантный] смысловое соответствие меж- ду вопросом и ответом, между исследовательской задачей и ее решением. РЕЛЕВÁНТНЫЙ [< англ. relevant существенный] необходимый для различения языковых единиц. РÉМА [др.-греч ρήµα слово, изречение] (ядро высказывания, новое, психологический предикат). Выделенная часть предложения при актуальном членении: сейчас | я пойду домой || " сейчас" - это рема. :229 РЕМИНИСЦЕНЦИЯ [позд.-лат. reminiscentia воспоминание] намек на прецедентный текст, обнаруживаемый в художественном или публицистическом тексте, отзвук более раннего текста. РЕПЛИКА [фр. réplique < лат. replico возражаю] краткий ответ, заключающий в себе возражение или замечание. РЕПОРТÁЖ [фр. reportage < англ. report сообщать] жанр публицистического стиля, оперативно описывающий события с места их происшествия. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ, МЕНТАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ. Процесс представления (репрезентации) мира в голове человека: единица, стоящая вместо чего-либо в реальном или вымышленном мире, замещающая это что-л. в мыслительных процессах. РЕПРИЗА в риторике: простейший вид повтора, подхват слова в сочинительной конструкции, которая развертывается как пояс- няющий оборот. РЕФЕРАТ [лат. referre докладывать, сообщать] 1) краткое изложение основных положений, содержания статей, монографий и др. работ научного характера; 2) доклад, построенный на обзоре, реферировании научных работ; 3) один из видов профессио- нального повествования с элементами описания и рассуждения, в котором характеризуется тематика книг (статей), раскрывается проблема, анализируются особенности композиции книг (статей), иллюстрируется позиция автора, говорится о том, какие выводы сделаны автором. Кроме описания компонентов содержания и структуры текста, здесь характеризуются смысловые отношения в тексте (текстах), авторское изложение информации. При этом сама информация оценивается референтом. РЕФЕРАТИВНЫЙ [< реферат] Р. журнал – отраслевое периоди- ческое издание, в котором публикуются рефераты новейших науч- ных работ. РЕФЕРАТ КАК ЖАНР НАУЧНО-ИНФОРМАТИВНОГО ПОД- СТИЛЯ включает выходные данные реферируемых работ, харак- теристику содержания; в реферативных журналах публикуется информация о новейших статьях, монографиях, диссертациях в области тех или иных наук. Информационная модель реферата как жанра научно- информативного подстиля может быть представлена следующим образом: I. |