Главная страница

Словарь лингвистических


Скачать 3.33 Mb.
НазваниеСловарь лингвистических
Дата16.09.2022
Размер3.33 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла33612459.pdf
ТипДокументы
#680173
страница17 из 31
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   31
Оо
!
О [кириллич. О "он"< др.-греч О "омикрон"] 16-я буква русского алфавита.
ОБЕРТОН [нем. Obertone]. Тон, который выше основного тона.
Возникая при звучании основного тона, он придает звуку особый оттенок или тембр, позволяющий отличать один голос или звук от другого. Частота колебания обертона в 2, 3, 4 и более раз больше, чем у основного тона.
ОБЛАСТНОЕ СЛОВО (диалектизм). Слово из диалекта, отли- чающееся необычностью употребления и особой эстетической нагрузкой в случае, когда его используют в художественных произведениях, вводя, в частности, в речь персонажей.
ОБОБЩЕННОСТЬ-ОТВЛЕЧЕННОСТЬ. Стилевая черта научной речи. Она обуславливает употребление в научном тексте таких языковых средств, которые имеют обобщенно-отвлеченный харак- тер: 1) нейтральные и книжные слова с обобщенным и отвле- ченным значением: Оболочке Земли принадлежит важная роль в
формировании лика планеты...; 2) глаголы в форме 3-го лица настоящего времени со значением постоянного (вневременного) действия: Организмы не существуют в природе изолированно; 3) использование конкретной лексики для обозначения общих понятий. Так, в биологических текстах существительные в ед.ч., обозначающие флору и фауну, выступают как термины: Обык-
новенная лисица является одним из ведущих пушно-промысловых
видов зверей Чечено-Ингушетии.
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО СОСТАВА. Один из законов исторического развития языка как общественного явления. Су- ществуют три основных пути обогащения словарного состава языка: 1) морфологический путь обогащения [основосложение, морфологическое (аффиксальное) словообразование]; 2) семан- тический путь [расширение значения слова, сужение значения слова, перенос значений (метафорический, метонимический, функциональный); лексико-семантический способ, основанный на распаде полисемии(образование омонимов, распределение значе- ний слов по разным периодам: живот - часть тела, живот (устар.)
- животный мир; возникновение нарицательных имен на основе собственных и наоборот: Любовь - любовь)-, конверсия]; 3) заимствование (необходимые заимствования, усваиваемые языком на всех уровнях; калькирование)
ОБОСНОВАНИЕ в риторике: композиционная часть высказыва- ния, которая содержит техническую (логическую или квазилоги- ческую) аргументацию в пользу главного положения.
ОБОСОБЛЕНИЕ. Ритмико-интонационное и смысловое выделе- ние в составе простого предложения словоформы или группы сло-

:171
воформ (конструкции, оборота): Внизу, в прихожей, часы пробили
шесть. (Пауст.) На письме обособленная часть предложения может выделяться запятыми, тире. Обособленные члены предло- жения заключают дополнительное высказывание о предмете, признаке, выполняют по отношению к определяемому члену функции добавления, пояснения, уточнения. В некоторых случаях их можно развернуть в предикативные единицы: Теория Авиценны
основывается на философских традициях, сложившихся на
Востоке в течение двух предшествующих тысячелетий. - Теория
Авиценны основывается на философских традициях, которые
сложились на Востоке в течение двух предшествующих тысяче-
летий.
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Члены предложе- ния, выделяемые по смыслу и интонации. О. ч. п. употребляются во всех стилях, в качестве обособленных членов предложения вы- ступают деепричастные и причастные обороты, которые обладают большей смысловой емкостью. В публицистической и худо- жественной речи они связаны с такой стилевой чертой, как выра- зительность: Улыбнувшись широко, добродушно, тот протянул
руку... (Из "Детской энциклопедии).
ОБРАЗ АДРЕСАТА. Совокупность характеристик реального или предполагаемого адресата, которые должны быть учтены для успешности речевого акта.
ОБРАЗНОСТЬ. 1) Основная черта художественной литературы, ориентированная на создание художественных образов. 2) Стиле- вая черта художественной речи, связанная с употреблением слов в переносном значении (метафоры), эпитетов, сравнений, гипербол и т.п. Метафоры, эпитеты, сравнения, гиперболы изучаются стили- стикой художественной литературы (литературоведческой стили- стикой). Слова в переносном значении, сравнительные обороты, предложения с определениями входят в компетенцию стилистики языка. Таким образом, в одном и том же стилистическом средстве выделяются два плана: 1) связанный с литературоведческой стили- стикой и 2) связанный со стилистикой русского языка.
ОБРАЗНОСТЬ РЕЧИ. Одно из коммуникативных качеств речи, направленное на формирование конкретно-чувственных представ- лений о действительности. О.р. может входить в компетенцию культуры речи.
ОБРАЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВ. Закономерный исторический процесс, связанный с образованием различных народностей, наций.
ОБРАЗ РИТОРА О.р. складывается как отношение его индиви- дуального стиля к представлению общества о риторическом идеа- ле и проявляется в аспектах пафоса, логоса и этоса.
ОБРАТНЫЙ ПОРЯДОК СЛОВ (ИНВЕРСИЯ). Порядок слов в предложении, который не совпадает с порядком слов в словосо- четании. О. п. с. используется в разных стилях. Так, в публицисти- ческой речи он способствует созданию экспрессивности, выполне- нию воздействующей функции высказывания: Уходили в тыл вра-
га комсомольские отряды. Летели под откос вражеские эшелоны,

:172
подрывались на минах колонны врагов. (Из книги "Десять встреч с мужеством"). В художественной речи обратный порядок слов свя- зан с эмоциональностью, которую автор вкладывает в высказыва- ние: По белой скатерти снега катится легкий сказочный колобок.
Это выбрался из своих подснежных ходов крошечный зверек -
лемминг. Внимательно наблюдаю в бинокль за его опасным
путешествием. (По И. Соколову-Микитову). В научно-популяр- ной речи в целях доказательности выдвигаемого утверждения тоже может использоваться О. п. с.: Загадка прояснится, если
вспомнить, что в полной форме это пословичное выражение
звучало так... (По З. Люстровой и Л. Скворцову).
ОБРАЩЕНИЕ. Слово или словосочетание, называющее человека иди предмет, к которому обращается говорящий или пишущий. О. используется для привлечения внимания собеседника, читателя.
Обращения чаще встречаются в разговорной речи, особенно в диалогической; в художественной речи - в диалогах, в деловом стиле - в официальной или личной переписке. В поэтической речи обращения к отсутствующему лицу, животным, неодушевленным предметам имеют риторический характер. Обычно они метафо- ричны: Здравствуй, красавица Волга! (Н.). О. выполняет различ- ные функции. Например: в романе А. С. Пушкина "Евгений Оне- гин" обращения используются в лирических отступлениях автора.
Они связаны с образностью художественного произведения, эмо- циональностью автора, поэтому могут содержать в себе оценочное значение: Волшебный край! Там в стары года. Сатиры смелый
властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы... (I, ХVIII); Мои
богини! что вы? Где вы? Внемлите мой печальный глас... ( I, XIX);
Друзья мои, что ж толку в этом? Быть может, волею небес, Я
перестану быть поэтом... (III, ХIII).
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО (синтакс.) Второстепенный член состава ска- зуемого, выражающий характеристику действия, признака со сто- роны качества, количества или различных условий протекания, проявления их. Например, в русском языке существуют сле- дующие разряды обстоятельств:
1) качественные (как? - так: хорошо, красиво - наречия; без
остановки - сущ. с предл.);
2) количественные (насколько? - настолько: очень - нареч.; до
краев - сущ. с предл.);
3) времени (когда? - тогда: сейчас - нареч.; во время - сущ. с предл.);
4) места (где? - там, здесь; куда? – туда; откуда? - оттуда:
кругом - нареч.; вдоль леса - сущ. с предл.);
5) причины (почему? - потому: сгоряча - нареч.; от мороза - сущ. с предл.);
6) цели (зачем? - затем: нарочно - нареч.; ради друзей - сущ. с предл.);
7) условия (при каком условии? без знания - сущ. с предл.);
8) уступки (вопреки чему?: несмотря на добросовестное
отношение - сущ. с предл.).

:173
ОБЩЕЕ ПРАВИЛО ИЗЛОЖЕНИЯ ОТВЕРГАЕМОЙ ПОЗИЦИИ в
риторике: наиболее слабые доводы оппонента или факты, имею- щие отрицательное значение, располагаются в начале и конце изложения, наиболее сильные, выигрышные доводы и факты располагаются в середине и объединяются, где теряют свою значимость.
ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. Надиндивидуальное схематическое представление (предпонятие).
ОБЩЕНАРОДНЫЙ ЯЗЫК. 1) Язык, на котором говорит целый народ, одна из форм проявления социальности языка. Общена- родный (общий) язык - это литературный язык, выступающий как упорядоченная, правильная и обязательная норма. 2) Совокуп- ность всех сосуществующих вариантов функционирования языка, включающая следующие разновидности: а) Литературный язык – разновидность с кодифицирован- ными нормами, дифференцирующаяся в разных функциональных стилях (научном, публицистическом, официально-деловом, разго- ворно-бытовом, стиле художественной литературы, в котором сочетаются кодифицированные и некодифицированные нормы); б) территориальные диалекты, социальные диалекты
(
жаргоны), просторечие – разновидности с некодифицированны- ми нормами (узусом).
ОБЩЕНИЕ (лингв.). См.: коммуникация.
ОБЩИЕ КАЧЕСТВА СТИЛЯ в риторике: правильность, ясность, точность, уместность, легкость, живость, гармоничность слога.
ОБЩИЙ ТОП в риторике: идея, правило или отношение, которые, принимаются в аргументации и не нуждаются в обсуждении: например, целое больше части.
ОБЪЕКТ [< лат. objectum предмет]. 1) Дополнение. 2) Компонент семантической структуры предложения, предельно обобщенное понятие о предмете, на который направлено действие, исходящее от субъекта, или бессубъектное действие: Он сразу же увидел ее.
ОБЪЕКТИВАЦИЯ
1
[ <
объект] процесс обретения свойств объекта.
ОБЪЕКТИВАЦИЯ
2
[ <
объективировать] в публицистическом сти-
ле: вопрос, на который автор отвечает сам; языковое средство, служащее для высвечивания основного вопроса по мере развер- тывания текста.
ОБЪЕМНОСТЬ РЕЧИ в риторике: представление предмета во многих планах или перспективах; О.р. – наиболее эффективное средство построения образа.
ОБЫЧНОЕ ВСТУПЛЕНИЕ в риторике: род вступления, которое характеризуется следующими качествами: 1) в нем проявляются такие нравы ритора, как: честность, скромность, доброжела- тельность, предусмотрительность; 2) ритор стремится дать пред- ставление об уровне значимости предмета для общества; 3) как правило, в неявном виде указывается тип ценностей иерархии, которой следует ритор.
ОГАМИЧЕСКОЕ [<ирл. оghаm <др.-ирл. Оgат, Оgит] О.письмо – буквенное письмо древнеирландского и пиктского языков, упот-

:174
реблявшееся на Британских островах в эпоху раннего Средневе- ковья; древнейшие надписи О. письмом выполнены на древне- ирландском языке и датируются III – IV вв.; создание О. письма кельтская мифология приписывает богу Огму (Огмию), который обладал провидческим и поэтическим даром.
ОГЛУШЕНИЕ (фон.). Один из видов живых (или фонетических) чередований. Изменение звуков в речевом потоке, обусловленное ассимиляцией по звонкости - глухости. Например, оглушение звонкого согласного в конце слова: миллион алых роз [рос].
ОГРАНИЧИВАЮЩИЙ МЕХАНИЗМ ЯЗЫКА. Подчинение любого новообразования в языке его системе.
ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА. Средство синтаксической и логичес- кой связи в разных стилях. Например:
В триединстве - завершенье
Трижды слава трем лучам.
К. Бальмонт
ОДНОСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Предложение с одним главным членом - с одним составом: подлежащего или сказуемого.
Все это обуславливает его экспрессивность, а значит, и употребительность в художественной, разговорной, публицисти- ческой речи: Помните! Через года, через века... помните! (Р.
Рождественский). В деловой речи, в частности, в памятках, полез- ных советах, рецептах по приготовлению пищи употребление односоставных предложений связано с обобщенным характером речи. Ведь здесь сообщаются сведения, имеющие практическое значение для всех: Варенье можно варить из черешни любой
окраски, но наиболее красивое получается из белой. Ягоды без
косточек заливают сахарным сиропом (1кг ягод, 1 кг сахара и 1
стакан воды) и варят в один прием до готовности. В конце варки
добавляют 2-3 г. лимонной кислоты н для аромата - ванилин.(Из книги "Витамины круглый год").
ОЗНАЧАЕМОЕ. Содержание, смысл языкового знака.
ОЗНАЧАЮЩЕЕ (ЭКСПОНЕНТ). Звуковая и графическая форма языкового знака.
ОККАЗИОНАЛИЗМЫ [< лат. occasionalis случайный]. Авторские, индивидуально-стилистические неологизмы, которые создаются для придания образности художественному тексту. О. как бы "
прикреплены" к контексту, имеют автора. Они могут создаваться по необычным моделям: хилософия (М. Г.) , монтекарлики (М.)
ОККАЗИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ в риторике: 1) стиль аргумент-ции

система приемов выражения, складывающаяся в процессе обсуждения ограниченного круга проблем (стиль публичной речи, стиль полемики, стиль массовой информации); 2) стиль отдель- ного произведения.
ОККАЗИОНАЛЬНЫЙ [противоп. – узуальный.

:175
ОКОНЧАНИЕ. Разновидность словоизменительных морфем
(
флексий). Служит для связи словоформы с другими словами и словоформами: сильная привязанность. О. может служить сред- ством выражения целого набора грамматических значений. На- пример: вижу человек[а]- окончание [а] указывает на Род. пад. муж. рода, ед. ч., одуш. сущ.
ОКРАСКА СТИЛИСТИЧЕСКАЯ. Экспрессивное или функцио- нальное свойство языковой единицы, обусловленное или свойст- вами самой единицы (прощелыга - экспрессивная окраска), или контекстом употребления (исходящий, дебет - функциональная окраска).
ОКРУЖЕНИЕ в риторике: сочетание анафоры и эпифоры, наличие в начале или конце одного и того же слова или оборота; О. выделяет ключевое слово, конструкцию и делает ее завершен-ной.
ОКСИМОРОН, ОКСЮМОРОН [<др.-греч. όξυµωρον остроумно- глупое] сочетание противоположных по значению (семантически контрастных) слов, напр., "убогая роскошь"; О., являясь стили- стической фигурой, усиливает выразительность речи.
ОКСЮМОРОН. Сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление: "О как мучительно
тобою счастлив я" (А. С. Пушкин). О. представляет собой один из видов алогизма, уместного в художественной речи в силу каких - л. специфических условий.
«
ОЛИТЕРАТУРИВАНИЕ» ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ДИАЛЕКТОВ.
Выравнивание диалектных различий под влиянием литературной нормы через посредство школы, средств массовой информации и т.п.
ОМОНИМИЯ в общем языкознании. Семантический способ по- полнения словаря путем расщепления полисемии, т.е. выделения одного из значений, разорвавшего связи с исходным ЛЗ, в само- стоятельную лексему.
ОМОНИМЫ [др.-греч. οµος < homos одинаковый + onyma, ονυµά имя]. Слова, имеющие одинаковое звучание, но разное значение:
коса
1
(
девичья прическа), коса
2
(
инструмент), коса
3
(
речная коса, полуостров в виде узкой отмели).
Межъязыковые омонимы встречаются при двуязычии: гора
(
рус.) - гора (болг. употребляется в значении "лес")
В связи с употреблением языка в устной и письменной форме выделяются: 1) полные омонимы (омофоны) и 2) неполные омо- нимы (омографы).
Полные омонимы - различные слова, совпадающие по звуко- вой и письменной форме: лук
1
- растение, лук
2
- оружие.
Омофоны - это разные слова, совпадающие по звучанию, но отличающиеся по написанию: meat (англ.) - мясо; meet (англ.) - встречать.
Омографы - разные слова, которые совпадают по написанию, но произносятся по-разному: замóк - зáмок.

:176
Совпадение отдельных форм: кость (И. п.) - кость (В.п.), стро- иться (неопр. форма глаг.)- строится (3 л. ед. ч. глагола)- это омо- формы.
ОМОФОРМЫ разные слова, совпадающие по звучанию в отдель- ных формах: учиться (неопр. форма глаг.) - учится (3 л. глагола ед. ч.), стол (И. п.) - стол (В. п.).
ОНИМ. См.: имя собственное.
ОНОМАСИОЛОГИЯ [др.-греч. ονυµά имя + λογος, понятие, учение]. Научная дисциплина, исследующая слова языка как наз- вания определенных явлений или предметов (вещей), т. е. это раз- дел лексикологии, изучающий словарный состав языка, его номи- нативные средства, типы словарных единиц языка, способы номинации.
ОНОМАСТИКА [< греч. ονυµά имя]. Наука об именах соб- ственных, подразделяемая на две отрасли: 1) антропонимику, изучающую имена, фамилии, отчества и прозвища людей); 2) то- понимику, изучающую географические названия (названия стран, городов, сел, рек, озер, морей, гор, равнин и т. п.).
ОНОМАТОПЕЯ [<др.-греч. óνοµατοπεία производство названий] звукоподражание; условное воспроизведение звуков природы, техники и человеческих восклицаний, напр., "вау-вау" в англий- ском языке, соответствует русскому "гав-гав" (лай собаки).
ОНОМАТОПОЭТИЧЕСКИЙ [<ономатопея] звукоподражатель- ный; О. слово – слово, образованное при помощи звукоподража- ния (ономатопеи), напр., "кукушка" (от "ку-ку").
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА. Функции, определяю- щие природу естественного языка: 1) коммуникативная функция;
2) когнитивная (мыслительная, ментальная, гносеологическая) функция.
ОНТОЛОГИЯ [<др.-греч. ον (οντος) сущее +…логия] философское учение о принципах, основах, строении и закономерностях бытия, в отличие от учения о познании (гносеология). Например: Онтоло- гический статус "языковой картины мира".
ОПЕРАЦИЯ [ лат. operatio действие] действие, направленное на выполнение к.-л. задачи. В психолингвистике: операция, направ- ленная на выполнение речевого действия. В учебной, интеллек-
туальной деятельности: операция, нацеленная на выполнение умственного действия.
ОПИСАНИЕ
1
Тип текста, основанный на изображении свойств, явлений природы, предмета, характера человека и т.п. В худо- жественной литературе известны такие виды описаний, как: пейзаж (описание природы), портрет (описание внешности чело- века), интерьер (описание помещения). Для стилистики языка и речи важно, в каких функциональных стилях используются эти виды описаний, при помощи каких языковых средств они создаются. Так, в художественной речи описания характеризуются наличием полных прилагательных, предложений с однородными членами, повествовательных предложений усложненной конст- рукции: Я не видел глаз более прелестных, чем у Белинского. Голу-

:177
бые, с золотыми искорками в глубине зрачков, эти глаза рас-
ширялись и сверкали в минуты воодушевления; в минуты весе-
лости взгляд их принимал пленительное выражение пленительной
доброты и беспечного счастья. Голос у него был слаб, но прия-
тен: говорил с особенными ударениями и придыханиями. Описа- ние связано с образностью художественной речи. Научное описа- ние ориентировано на описание существенных признаков и явле- ний предмета, поэтому в данном случае в О. будут активи- зироваться языковые средства, группирующиеся вокруг обобщен- ности-отвлеченности - одной из стилевых черт научного стиля. В деловой речи описание представлено разными жанрами: это и описание отдельного предмета, и производственная характери- стика, описание обстановки (в следственных протоколах) и т. п.
Здесь речевое оформление О. должно строиться так, чтобы не появилась возможность инотолкования. Инвариантная схема О. как типа текста включает следующие компоненты: характеристику ситуации общения, структурно-композиционные элементы: собст- венно описание, общее впечатление от увиденного, обобщение; набор языковых средств, зависящих от ситуации общения и струк- туры текста.
ОПИСАНИЕ
2
в риторике: словесное изображение предмета мыс- ли; описания подразделяются на описания вещей, ситуаций, пос- ледовательности действий, людей, характеристики (этопея, прозо- пография), идей или конструкций мысли – теорий, гипотез, предложений; по словесной форме описания подразделяются на естественные и искусственные; естественные дают образ предмета в ходе его созерцания; искусственные описания дают аналити- ческий образ строения, структуры, назначения, т.е. идею предме- та; они бывают дедуктивными, индуктивными и смешанными в зависимости от задачи и композиции.
Построение описания определяется выбором перспективы и плана, который зависит от соотношения предмета и наблюдения.
ОПИСАНИЕ ИДЕИ (ИДЕОГРАФИЯ) в риторике: вид описания, основанный на раскрытии содержания взглядов, научной теории.
ОПИСАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ - выделение из объекта его сторон, частей и единиц, которые становятся предметом специального изучения.
На первом этапе описательного анализа из текста выделяются слова и предложения, т.е. номинативные и коммуникативные еди- ницы языка. Однако, наряду с графической сегментацией, приме- няется методика идентификации языковых единиц, основанная на сравнении разных текстов и использовании предшествующего опыта.
Второй этап описательного анализа состоит в членении выде- ленных из текста единиц, в результате чего выделяются струк- турные единицы.
Так как в результате первичной сегментации возникает два типа единиц, то вторичная (или структурная) сегментация идет двумя путями:

:178 1) вычисляются морфема и словоформа,
2) выделяются словосочетание и член предложения.
Методика вторичной сегментации зависит от понимания структурной единицы. Если при текстовой сегментации часто выявляются варианты (в том числе, индивидуальные) единиц языка, то при структурной сегментации выделяются не сами еди- ницы, а их компоненты.
Третий этап связан с интерпретацией выделенных номина- тивно-коммуникативных и структурных единиц.
ОПИСАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД - система исследовательских прие- мов, применяемых для характеристики явлений языка на данном этапе его развития. Это метод синхронного анализа.
0.
м. - самый старый, но не устаревший в современной линг- вистике метод. Древнейшие китайские, индийские и греческие грамматики были в основном описательными.
Структуралистские школы также обращаются к принципам и методике научного изучения и описания современных языков.
ОПОСРЕДОВАННОЕ ЗАИМСТВОВАНИЕ. Заимствование через посредство другого языка.
ОППОЗИЦИЯ (фон.) [< лат. oppositio противопоставление]. Одна из комплексных единиц системы фонем, фонемная группа.
Фонемные группы (по терминологии Н. С. Трубецкого, фоно- логические оппозиции) бывают: 1) коррелятивными (корреля- циями называют такие группы фонем, которые отличаются друг от друга одним фонологическим признаком: <д> - <т> - различаются по звонкости); 2) некоррелятивными (некоррелятивные согласные отличаются двумя или более фонологическими признаками: <д> и
<
с»; 3) объединение в пары, противопоставление языковых единиц в любой минимальной паре: слова-антонимы, подлежащее и сказуемое, согласный и гласной, фонемы <д> и <т>, имя и глагол, совершенный и несовершенный вид. Различные лингвистические школы изучают единицы языка путем объединения их в оп- позиционные пары.
В первой половине XX в. была разработана логическая классификация оппозиций, включающая три вида:
1) привативные оппозиции,
2) эквиполентные (равнозначные);
3) градуальные.
На основе привативных оппозиций был создан особый лингвистический анализ - прием оппозиций, разработанный пред- ставителями Пражского лингвистического кружка. Так, Н. С.
Трубецкой применил оппозиционный анализ в фонологии.
Р.О. Якобсон использовал его при исследовании морфоло- гических категорий как оппозиционных семантических структур.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ (синтакс.). Второстепенный член предложения со значением признака, поясняет существительное в его различных функциях: Так закончилась долгая история поисков привилегии-
рованного места во Вселенной, навеянных гео - и антропоцен-
трическим убеждением.

:179
Выделяются: 1) согласованные определения (значение их признаков совпадает с категориальным значением прилагатель- ного и подобных ему разрядов слов); 2) несогласованные определе-
ния (их семантика разнообразна, поскольку она складывается под влиянием различных падежных форм и предлогов и т.п.
ОПРОВЕРЖЕНИЕ в риторике: часть речи, содержащая аргумен- тацию, цель которой состоит в обосновании тезиса путем критики и отвержения несовместимых с ним высказываний или позиций; виды О. – критика и разоблачение.
ОПРОЩЕНИЕ (морф.). Один из морфологических процессов, ког- да членимая основа превращается в нечленимую: кольцо (от коло круг).
ОПРОЩЕНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОЕ. Опрощение, лежащее в основе образования фразеологизма. В результате семантического опрощения происходит ограничение значений слова, ставшего компонентом фразеологизма: У семи нянек дитя без глазу
(
употребляется только в ед. ч., имеется в виду "без присмотра").
ОПТАТИВ [лат. optativus желательный] желательное действие (в грамматике).
ОРАТОР [лат. orator 2) красноречивый человек, умеющий говорить публично, владеющий искусством устного слова.
ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА в риторике: вид словесности, объеди- няющий судебную, политическую, гомилетическую, дидактичес- кую, показательную, пропагандистскую, академическую прозу, представляющий собой обработанные записи ораторских речей; на образцах О.п. вырабатывается искусство аргументации.
ОРГАНЫ РЕЧИ. См. речевой аппарат.
ОРИГИНАЛ [лат. original первоначальный, прирожденный, само- бытный] 1) подлинник, подлинные произведения, в отличие от копии; 2) рукопись, с которой производился набор текста; изобра- жение, предназначенное для размножения; текст, послуживший предметом перевода на др. язык.
ОРИЕНТАЛИСТ [<лат. orientalis восточный] востоковед, специа- лист по языкам, истории, культуре стран Востока.
ОРИЕНТАЛИСТИКА [<лат. orientalis восточный] востоковедение; совокупность научных дисциплин, изучающих историю, экономи- ку, языки, литературу, искусство, религию, философию, этногра- фию стран Востока; подразделяется на арабистику, индологию, китае-ведение (синологию) и др. региональные отрасли.
ОРТОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ. Лексикографические издания, посвященные правильности речи, отражающие нормы правопи- сания, литературного произношения и употребления слов и форм слов, являющиеся средством кодификации языка. Выделяются три основные разновидности: орфографические, орфоэпические и словари «трудностей» речи.
ОРФОГРАММА [<др.-греч.
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   31


написать администратору сайта