Словарь лингвистических
Скачать 3.33 Mb.
|
гал – избежал; 3) редупликация – повторение слога, корня или слова: белый – белый-белый; 4) супплетивизм – соединение в один словоизменительный ряд разных корней: иду – шёл; 5) словесное ударение – акустическое выделение определен- ных слогов: рỳки – рукù; 6) служебные и вспомогательные слова – использование ар- тиклей, частиц, предлогов, вспомогательных глаголов и др.: буду читать; 7) порядок слов: Мать любит дочь; Дочь любит мать; 8) интонация – использование просодических элементов фра- зы: Казнить нельзя – помиловать; казнить – нельзя помиловать. СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРЕНОСНЫХ ЗНАЧЕНИЙ: 1) метафора – способ образования переносного значения на основа- нии сходства обозначаемых явлений (напр., зеркало реки – по признаку ровная отражающая поверхность); 2) метонимия – способ образования переносного значения на основании смеж- :265 ности обозначаемых явлений (напр., я выпил две чашки – по смеж- ности в пространстве – сосуд и жидкость в сосуде). Разновидность метафоры – функциональный перенос – способ образования переносного значения по сходству функций: двор- ники (чистить). Разновидность метонимии – синекдоха – способ образования переносных значений на основе соотношения "часть - целое", "род - вид" (напр., стадо в двести голов). СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ. Классы производных слов, противопоставленные по характеру словообразовательного фор- манта. В. В. Виноградов разграничивал: 1) морфологический; 2) лексико-семантический; 3) лексико-синтаксический; 4) морфоло- го-синтаксический. Эта система впоследствии была развита и дополнена Н. М. Шанским. На сегодня с учетом характера словообразовательного форманта в современном русском языке выделяются следующие способы синхронного словообразования: 1) аффиксальные (префиксальный; суффиксальный, включаю- щий также нулевую суффиксацию; постфиксальный, префиксаль- но-суффиксальный, префиксально-постфиксальный, суффиксаль- но-постфиксальный, префиксально-суффиксально-постфиксаль- ный; 2) безаффискные способы со словообразовательным форман- том "операционного" типа: конверсия, сложение (в том числе чистое сложение, аббревиация, словосложение, сращение); 3) смешанные способы словообразования (взаимодействие аффиксальных и безаффиксных словообразовательных средств в качестве форманта): префиксально-сложный, суффиксально-слож- ный, сложение с префиксацией и суффиксацией, сращение с суффиксацией. СПРАВОЧНИК КАК ЖАНР НАУЧНО–СПРАВОЧНОГО ПОД- СТИЛЯ представляет собой книгу, излагающую в алфавитном или систематизированном виде информацию о той или иной отрасли науки или об учебном предмете; напр., справочник по сов- ременному русскому языку для студентов филолонического факультета, написанный Л.Л. Касаткиным, Е.В. Клобуковым, П.А. Лекантом. СПРЯЖЕНИЕ. 1. Изменение глагольных форм настоящего-буду- щего времени, а также повелительного наклонения по лицам. Иногда понимается более широко: как глагольное словоизменение вообще (изменение по наклонениям, временам, лицам). 2. Класс глаголов, имеющих одинаковые личные окончания: I- е спряжение (с окончаниями -у, -ошь, -от, -ом, -оте, -ут) и II-е спряжение (с окончаниями -у, -ишь, -ит, -им, -ите, -ат). СРАВНЕНИЕ (БОЛЬШЕЕ/МЕНЬШЕЕ) в риторике: один из топов соположения, при котором термы соотносятся количественно; сравнение предполагает однородность сопоставляемых категорий; сравнительная оценка относительна (хуже или лучше, а не плохо и :266 хорошо); выделяются действительное и мнимое сравнение; зачас- тую сравнением называют качественное сопоставление. СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД. 1) метод исследо- вания языков, основанный на понятии генетической общности и наличии семей и групп родственных языков; 2) сравнительно- исторический метод - метод, основанный на факте существования родственных языков, появившихся в результате развития праязы- ка. Различие и сходство родственных языков объясняется как закономерное развитие одной и той же языковой основы; Сравнительно-исторический метод ориентирован не только на сравнение языков, но прежде всего на обнаружение развития родственных языков. Он (метод) основывается на понятии генетической общности, которое обусловлено наличием родственных языков. Сравнительно- исторический метод подразделяется: 1) на сравнительно-историческое изучение родственных язы- ков; 2) изучение исторических вариантов одного и того же языка. Сравнительно-историческая методика исследования отличает- ся от простого сопоставления: 1) факты извлекаются из всех родственных языков, 2) учитывается степень сравнения родства языков: при сравне- нии идут от близкородственных языков к языкам других род- ственных групп. Основные приемы сравнительно-исторического метода: 1) установление генетического тождества сопоставляемых зна- чащих единиц и звуков и отграничение фактов заимствования и субстрата, 2) реконструкция древнейших форм, 3) установление абсолютной и относительной хронологии, СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД - метод, устанавливающий общие и специфические черты сходных или разных языков. Сравнение как общенаучная операция мышления присутствует во всех методах лингвистического анализа. Различается внутриязыковое и межъязыковое сравнение. Межъязыковое сравнение применяется: 1) при обучении неродному языку, 2) при изучении родственных языков. Межъязыковое срав- нение оформилось в сравнительно-исторический метод. Сравнительный метод включает следующие виды: 1 сравнительно-исторический, 2) историко-сравнительный, 3) сравнительно-сопоставительный метод. СРЕДНИЙ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. Категория существи- тельного, употребляемая в различных функциональных стилях. С. р. с. частотен в научной речи, где помогает выразить обобщенно- отвлеченный характер научного высказывания. Как правило, это существительные с абстрактным (отвлеченным) значением: дви- жение, явление, количество и т. п. :267 СРЕДСТВА ЯЗЫКА. В языкознании выделяются выразительные средства языка (фразеологизмы, метафоры и т.п.). Кроме того, за- частую употребляются термины "грамматические средства", " словообразовательные средства" и т.п. Рассмотрение грамматических средств показывает, что они сами по себе не существуют: они выступают как компоненты грамматических форм, выражают семантику категорий, свой- ственных той или иной части речи. Своеобразие грамматического строя разных языков состоит в наличии и удельном весе не только грамматических средств, но самих грамматических единиц, их семантике и комбинации грамматических средств, которые обра- зуют ту или иную категорию. Например, аффиксы образуют особый тип грамматических средств. Кроме них, грамматическими средствами являются также служебные слова, чередование звуков, смысловое сближение слов и основ при супплетивизме и редупликации, порядок слов и интонация. Все эти средства функционально близки аффиксам. ССЫЛОЧНЫЕ ОБОРОТЫ. Конструкции с таким речевым напол- нением, когда дается ссылка на кого-нибудь или на что-нибудь. Они используются в научной речи для выражения доказа- тельности: По Павлову, по Менделееву и др. С. о. связаны с точ- ностью речи - одним из коммуникативных качеств. СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ (славянизмы). Слова, заимствованные из старославянского языка - древнейшего славянского литературного языка, созданного Кириллом и Мефодием и их учениками во второй половине 9 в. Фонетические признаки старославянизмов: 1) неполногласные сочетания ра, ла, ре, ле, соответствующие русским полногласным сочетаниям оро. оло, ере, ело: град - город, глас - голос, среда - середина; приставки аре-, пред-. 2) сочетание ра, ла в начале слова перед согласным: равный. но: ровный; ладья, но: лодка; 3) сочетание жд, но: ж - вождь - вожак; 4) щ (старосл.) - ч (рус.): освещать - свеча; 5) а в начале слова (старосл.) - я (рус): агнец - ягненок, аз - я; 6) е (старосл.) - о (рус.): единый - один; 7) ю (старосл.) - у (рус.): юродивый - уродливый. Словообразовательные признаки старославянизмов: 1) приставки из-/ис-; низ-/нис; воз-/вос-: ниспадать, воззвать и др; 2) суффиксы -стви(е), -знь, -чий, -тв(а), -ын(я): шествие, жизнь, ловчий, битва, святыня; 3) сложные слова с первыми частями благо-, зло-, добро-, и др.: благодарить, злословить, добродетель. Старославянизмы по соотнесенности с русскими словами делятся на три группы: 1) старославянизмы, русские варианты ко- торых сегодня не употребляются: враг, храбрый; 2) старосла- вянизмы, употребляемые наряду с русскими вариантами: власть - :268 волость, главный – головной; 3) архаизмы, совпадающие по значе- нию с русскими вариантами: агнец - ягненок, дщерь - дочь. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ СТИЛЕЙ - объект изучения, исследуемый при помощи статистических методов, направленных на анализ: 1) употребительности языковых фактов с точки зрения их нор- мативности, 2) принадлежности стилю языка; 3) принадлежности стилю отдельного автора. Выборки должны быть однородными и одинакового объема или длины. При использовании лингвостатистических методов исследова- тель оперирует средними частотами и частотностью (долями), понимаемой как отношение наблюдаемой частоты к длине. Статистическая методика заменяет полное обследование текста серией выборок - наблюдений (выборочная частота обозна- чается знаком х с показателем выборки: х 1 , х 2 , наблюдение - знаком ni). Средняя частота х есть отношение суммы (знак суммирования) всех выборочных частот к числу выборок: ! Σ(x 1 +x 2 +…x n ) x = -------------------- n 1 Средняя частота отличается от выборочных частот, поэтому статистическая интерпретация предполагает обобщение отклоне- ния средней частоты от выборочных частот. Усредненная мера отклонения от средней частоты в мате- матической статистике и теории вероятностей называется дис- персией и обозначается буквой σ. Дисперсия – среднее ариф- метическое из квадрата отклонений величин x от их среднего арифметического, т.е. от средней частоты. ! ! Среднее квадратичное отклонение есть квадратный корень из дисперсии. Статистически изучаются и выборочные частоты, и частотные доли. Доля как отношение наблюдаемой частоты к длине выборки определяется при помощи формулы вероятности: р = m/n, где р - доля. Статистическое сравнение долей изучается при помощи вы- числения квадратичного отклонения доли, критерия xu -квадрат и критерия Стьюдента. Распределение частот и частотных долей в тексте того или иного автора дает возможность выявить постоянные (констант- ные) особенности текста, а также индивидуальные (случайные) Σ(x i +x) 2 σ = √ -------------------- или k Σ(x i +x) 2 σ 2 = -------------------- k :269 особенности, касающиеся употребительности отдельных единиц и их длины. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ - способы исследования, ориенти- рованные на количественные характеристики языковых явлений, на определение меры их распространения. Так, Пифагор и его ученики считали сущностью вещей их числа (число мудрее имени вещи) Разработав одну из оккультных наук - нумерологию, опираясь на магию чисел, они подсчитывали количество «букв» (глухих, звонких и придыхательных глухих), признавая их чередование и сочетание средством словесного волшебства, которое может быть чарованием духа и обманом мыс- ли. Количественные характеристики обычно ограничивались ука- занием на употребительность («больше» или «меньше», процент употребительности). На основе этого правила отграничивались от исключения, нормативные явления от ненормативных, узус от окказионального, случайного факта. Так, М.В. Ломоносов считал, что «на е множественное окончание во всех родах употребитель- нее, нежели на я», положив это обстоятельство в основу уни- фикации окончания имен прилагательных. А.С. Будилович подсчитывал процент употребления букв в церковнославянских текстах. Д.Н. Кудрявский, отвечая на вопрос, был ли аорист формой живого языка, составил кривую распределения глагольных форм в Лаврентьевской летописи. Такая процедура получила название количественной методики лингвистического анализа: 1) симптоматической (с использованием приблизительных оценок: «больше», «меньше», «много», «мало», «значительно больше» и т.п.) 2) процентной. Количественные оценки являются конечными, характеризую- щими имеющийся у исследователя материал. Наряду с приблизительной количественной методикой, в язы- кознании разработана статистическая методика, основанная на теории вероятностей и правилах математической статистики, тре- бующей: 1) правил выборки фактического материала, 2) оценки достоверности самих количественных данных. СТАТУСЫ в риторике: этапы или состояния обсуждения проб- лемы; выделяются четыре основных статуса: установление, определение, оценка, отвод. СТАТЬЯ 1) вид текста, включающего типологически разные эле- менты рассуждения; 2) научное, научно-популярное, публицис- тическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале, га- зете; 3) в лексикографии: словарная статья, включающая в себя заголовочное слово и все виды лексикографической информации, которые к этому слову относятся. :270 СТАТЬЯ КАК ЖАНР СОБСТВЕННО НАУЧНОГО ПОДСТИЛЯ ориентирована на раскрытие актуальной проблемы; она может принадлежать одному или нескольким авторам; адресована спе- циалистам в той или иной области науки. СТАТЬЯ КАК ЖАНР НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ПОДСТИЛЯ нацелена на популяризацию достижений в области науки; она обычно ориентирована на массового читателя. СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ. Словоизменительная категория качест- венных прилагательных, наречий и предикативов, образуемая противопоставлением положительной, сравнительной и превос- ходной степеней, находящихся между собой в отношениях граду- альной смысловой оппозиции. Исходной является положительная степень: редкостный, светло, от них при помощи формооб- разующих суффиксов или вспомогательных слов образуются син- тетические и аналитические формы сравнительной и превосход- ной степеней: более редкостный, светлее и др. СТЕРЕОТИП в когнитивной науке. Стандартное мнение о чем-л.: социальных группах, отдельных лицах, предметах. С. – одна из форм обработки информации и состояния знаний. С. отличается от экстенсионала: стереотип воды – бесцветная, прозрачная, безвкус- ная, утоляющая жажду. Экстенсионал воды – вещество с широко известной химической формулой Н 2 О. СТИЛИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ШКОЛ (натуральной, символистов, футуристов и др.) характеризуются совокупностью приемов выра- жения, свойственных частным литературным традициям. СТИЛИ ПРОИЗНОШЕНИЯ. Варианты произношения, выделяе- мые в орфоэпии: 1) полный стиль произношения (характеризует отчетливую, пословную речь); 2) неполный стиль произношения ( стиль непринужденного разговора, отличающийся беглостью го- ворения, менее четким и менее ясным произношением; 3) нейт- ральный стиль произношения, которому противопоставлены пол- ный и неполный стили. СТИЛИСТ [< стиль] 1) тот, кто владеет искусством стиля; 2) спе- циалист, изучающий и преподающий стилистику. СТИЛИСТИКА. Существует несколько направлений, входящих в стилистику как составные части. 1. Стилистика практическая. Прикладная учебная дисцип- лина, не имеющая своей теории. В нее могут входить наряду с сугубо стилистическими вопросами "трудные случаи" грамматики, лексикологии, фразеологии, вопросы, связанные с культурой речи. 2. Стилистика ресурсов. Направление, изучающее стилисти- ческие ресурсы языка: 1) функционально окрашенные средства языка; 2) выразительные возможности и стилистические оттенки слов, форм, конструкций. Один из центральных объектов этой науки - стилистические синонимы на всех уровнях языка (фонети- ческом, лексическом, фразеологическом, словообразовательном, морфологическом, синтаксическом). Стилистика ресурсов изучает книжные и разговорные средства, нейтральные. В ее компетенцию :271 входит обоснование языковых стилей: книжного, нейтрального, разговорного. Классификация стилей здесь соответственно связана с представлением об основных стилистических окрасках: книжной, нейтральной, разговорной. 3. Стилистика функциональная. Направление, изучающее закономерности функционирования языка в разных сферах общения, соответствующих тем или иным разновидностям челове- ческой деятельности. Она вбирает в себя также традиционную стилистику ресурсов, изучая свой предмет - функциональный стиль - в трех основных параметрах: 1) типовая ситуация общения; 2) стилевые черты; 3) языковые средства, подчиняющиеся типовой ситуации общения. Изучая нормы отбора и сочетания тех или иных языковых средств в определенном функциональном стиле, она тем самым обосновывает речевую системность стиля. Одна из ведущих концепций функциональной стилистики - это представ- ление о стилевой системе, вбирающей в себя следующие функцио- нальные стили: научный, публицистический, официально-дело- вой, разговорный, стиль художественной литературы. СТИЛИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Общефи- лологическая наука, которая относится и к литературоведению, и к лингвистике. Как литературоведческая наука, она исследует индивидуальные стили писателей, стили эпох, литературные направления, поэтику. Как лингвистическая наука, она исследует языковые особенности художественной литературы в их взаимо- связи с типовой ситуацией общения. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РЕЧЕВЫЕ. Нормы построения це- лого текста и его частей. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ЯЗЫКОВЫЕ. Соответствие спис- ков средств стилевой структуре текста. Нарушение С.н.я. приво- дит к стилистическим ошибкам на разных уровнях языка: фонети- ческом, словообразовательном, лексическом, морфологическом, синтаксическом. Например, Лось питается корой осинки (вм. осины). Слово осинка неуместно здесь. В научной литературе в качестве термина выступает слово "осина". СТИЛИСТИЧЕСКИЕ УСИЛИЯ РИТОРА: 1) выбор уместных лек- сических средств, создающих основу стилистического образа высказывания; 2) построение фразы, в которой проявляются об- щие качества стиля; 3) оформление отдельных мыслей выска- зывания; 4) создание словесной конструкции текста и его частей. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ [< стилистика] относящийся к стилистике; напр. С. ресурсы языка. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. Один из видов язы- кового анализа. Цель его -анализ типовой ситуации общения, сти- левых черт, свойственных тексту, языковых средств, взаимо- связанных с ситуацией общения и стилевыми чертами. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. Лексикографическое издание, отражающее специфические лексические и фразеологические осо- бенности функциональных стилей. В нем могут быть пред- :272 ставлены экспрессивные средства языка: эпитеты, метафоры, срав- нения, используемые в разных стилях языка. СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ПЛАСТЫ ЛЕКСИКИ. Пласты лексики, воз- никшие в результате стилистического расслоения лексики языка на две большие группы: 1) книжные; 2) разговорные, отличаю-щиеся сферой употребления и экспрессией. Книжная лексика используется в литературно-письменной и приподнятой устной речи; в научной, публицистической речи, в деловых документах, в языке художественных произведений. Вы- деляются три семантико-стилистических разряда книжной лекси- ки: 1) терминологическая лексика; 2 ) историзмы и экзотизмы; 3) архаическая и поэтическая лексика. Разговорная лексика используется в непринужденной беседе, обычно на бытовую тему, в связи с чем данный стилистический пласт лексики называют также разговорно-бытовой лексикой. Среди разговорной лексики выделяются три семантико-стилисти- ческих разряда: 1) просторечная лексика; 2) вульгаризмы и жарго- низмы; 3) диалектные слова и диалектизмы. СТИЛИ ЯЗЫКА. Стили, обслуживающие разные сферы комму- никативной деятельности: разговорный, документальный, науч- ный, публицистический, стиль художественной литературы. СТИЛЬ (СЛОГ, ЯЗЫК). Одна из разновидностей языка, языковая подсистема со своеобразным словарем, фразеологическими соче- таниями, оборотами, конструкциями, отличающаяся от других разновидностей в основном экспрессивно-оценочными свойства- ми составляющих ее элементов и обычно связанная с опреде- ленными сферами употребления речи. Стиль нейтральный - (об- щестилевая основа языка) - средний стиль, стиль речи, мыслимый как общий стилистический фон любой разновидности. Стиль книжный – имеющий отношение к употреблению в книжной сфе- ре. Стиль разговорный - С., противопоставленный книжному. Стиль языка (стиль языковой) - С., включающий в себя стили- стические ресурсы языка. Стиль речи (стиль речевой) - одно из типических применений языкового стиля в данной речевой сфере. Стиль функциональный - С., выделяемый в соответствии с основ- ными функциями языка: научный стиль обслуживает научное и учебное общение, публицистический стиль применяется в публи- цистике: в газетных жанрах, в докладах по общественным проб- лемам и т.п. Мы рассматриваем С. прежде всего как функцио- нальный вариант, как реализацию инвариантной трехкомпонент- ной модели, в которую входят: ситуация общения (адресат речи, функции, задачи речи); перечень стилевых черт; список языковых средств, группирующихся в тексте вокруг стилевых черт. В риторике: система целесообразно отобранных и согласованных языковых средств, которые используются для выражения опреде- ленных смыслов; выделяются стили языка, литературные, окка- зиональные. СТИЛЬ РЕЧИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ (слог). Стиль, основанный на индивидуальном использовании форм слова, самих лексем, :273 уходящий корнями в языковую синонимию, порождающую рече- вую синонимию. Слог как индивидуальный стиль речи состоит из отбора обще- языковых и общестилевых средств, их комбинирования в конк- ретных условиях речи и жанра для раскрытия темы, идейного и эстетического содержания и самой личности говорящего или пи- шущего. Стиль речи отражается на нормах языка, и этим обеспечи- вается точность, ясность и выразительность речи. Индивидуаль- ный стиль речи включает особенности, которые вызываются при- надлежностью автора речи к определенной социальной среде, про- фессии. СТИМУЛ. Источник информации для экспериенцера: Асланбек услышал этот голос; Буська всегда чувствует мышей; Белка не уз- нала его; малыш боится грозы. СТРАДАТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ. Обороты, построения, включающие или страдательные причастия, или сказуемые, выра- женные возвратным глаголом, указывающие на то, что предмет испытывает действие со стороны другого предмета. Например, приказ, передаваемый часовым; Земля, освещаемая Солнцем; Земля освещается Солнцем. Страдательные конструкции наиболее часто встречаются в научной, деловой речи. СТРАСТНОСТЬ И ПРИЗЫВНОСТЬ. Стилевые черты, присущие публицистической речи. С. и п. связаны с тем, что автор стремится передать читателям или слушателям свое чувство, пытается их убедить в правоте своей идеи, призвать их на благородное дело, С. и п. обусловливают употребление следующих языковых средств: восклицательных н побудительных предложений, риторических вопросов, распространенных обращений и т. п. СТРАТЕГИЯ. Процесс использования и модификации различных репрезентаций; процесс, порождающий действие. СТРУКТУРА [лат. struktura расположение, порядок] 1) строение, устройство; 2) совокупность устойчивых связей системы, обеспе- чивающих её целостность и тождественность самой себе. С. языка, С. текста, С. функционального стиля и т.п. СТРУКТУРАЛИЗМ [< структура] направление в языкознании ХХ в., использующее структурные методы, в частности, моделирова- ние, формализованные способы описания языка, математические приемы, семиотические методы, нацеленные на изучение струк- туры языка. СТРУКТУРА ЯЗЫКА [< лат. structura строение, расположение]. Внутренний порядок, организация частей языка в единое целое. Выделяют: 1) внешнюю структуру языка (пространственная, вре- менная и социальная вариантность языка, обусловленная струк- турой общества, его функционированием и историей); 2) внутрен- нюю структуру языка, состоящую из разных ярусов (уровней) язы- ка: звукового, лексико-семантического, грамматического; 3) приз- нак системы языка, совокупность отношений между элементами системы. :274 СТРУКТУРНЫЕ ТИПЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ по наличию предика- тивных ядер делятся на: 1) простые, имеющие одно предикатив- ное ядро, отражающие одну ситуацию; 2) сложные, имеющие не- сколько предикативных ядер. Простые предложения, в свою очередь, по наличию главных членов подразделяются на 1) односоставные, в которых предикат и субъект выражены одной лексемой (напр., Весна. Хорошо.); 2) двусоставные, в которых предикат и субъект выражены отдель- ными лексемами (напр., Лекция продолжалась). По наличию второстепенных членов предложения делятся на 1) нераспространённые, включающие только предикативное ядро ( напр., Доклад закончился) и 2) распространенные, включающие не только предикативное ядро, но и другие компоненты: Студен-ты занимались в читальном зале. Сложные предложения делятся на 1) сложносочинённые, в которых части сложного предложения соединены сочинительной связью: Ночь приближается, пробил час, Я остался, а день угас ( А.); 2) сложноподчинённые предложения, в которых части слож- ного соединены подчинительной связью: Когда посеяно зерно Добра и правды, и свободы – Придет пора, и даст оно Благие всходы (О. Чюмина). СТРУКТУРНЫЙ [< структура] связанный со структурой, имею- щий к ней отношение, вытекающий из определений о структуре; С. метод, С. направление, С. языкознание, С. лингвистика. СУБСТАНТИВАЦИЯ [лат. substantivum имя существительное]. 1) Конверсия, переход в разряд существительных разных частей ре- чи: напр. "часовой" (от прил.), соленое (от страдательного причас- тия), второе (от порядкового прил.). 2) Разновидность конверсии, безаффиксный способ образования отадъективных существитель- ных. Ср.: субстантиваты со значением лица: больной, рулевой; наи- менования животных: хоботные, парнокопытные и т.п. 3) Пере- ход слов той или иной части речи в разряд имен существительных вследствие приобретенной способности указывать на предмет. СУБСТАНТИВНЫЙ [< лат.substantivum существительное] отно- сящийся к имени существительному. СУБСТРАТ [< ср.- лат. substratum подстилка, основа] 1) язык ко- ренного населения, вытесненный языком некоренного народа; 2) следы языка коренного населения в речи некоренного народа, продолжающего пользоваться своим языком; см. также супер- страт. СУБЪЕКТ [лат. subjectum подлежащее] 1) логическое подлежа- щее; 2) подлежащее как один из главных членов предложения. СУГГЕСТИСНОСТЬ [< лат. suggestio внушение, намек] воздей- ствие на воображение, эмоции, подсознание читателя различных ассоциаций в поэзии. СУДИТЕЛЬНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ в риторике: вид аргумен- тации, связанный с установлением, определением и оценкой фак- тов, происходивших в прошлом. :275 СУДИТЕЛЬНЫЕ АРГУМЕНТЫ в риторике: аргумент к составу, аргумент к лицу, аргумент к причине, аргумент к обстоятельствам, аргумент к норме, аргумент к истолкованию; аргумент к совмести- мости; данные аргументы связаны со статусом установления. СУДИТЕЛЬНЫЕ АРГУМЕНТЫ, ИМЕЮЩИЕ СТАТУС ОПРЕ- ДЕЛЕНИЯ: аргумент к норме, аргумент к истолкованию, аргумент к совместимости. СУДИТЕЛЬНЫЕ АРГУМЕНТЫ, ИМЕЮЩИЕ СТАТУС ОЦЕНКИ в риторике: аргумент к прецеденту, аргумент к прехождению, аргумент к процессу, аргумент к выбору, аргумент замещения, аргумент к цели и средствам. СУЖДЕНИЕ. 1) Единица логического мышления, с которой наи- более тесно связано предложение. Предложение и суждение орга- низуют мысль как утверждение или отрицание. Но в отличие от суждения, предложение может содержать вопрос или побуждение. 2) Форма абстрактного мышления, которая отражает и фиксирует наличие или отсутствие связи между предметом и его признаком. СУЖЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА. Ограничение объема обозна- чаемого понятия, в результате чего возникает новое значение слова. Например: пиво в древнерусском языке - любое питье, в современном русском языке пиво - напиток из ячменного солода. СУПЕРСТРАТ [лат. superstratum настланное] 1) язык пришельцев по отношению к языку коренного населения; 2) следы языка пришедших племен в сохранившемся языке коренного населения. СУПИН [лат. supinum] 1) одна из именных форм глагола, наряду с инфинитивом, в старославянском, древнерусском и других древ- них языках; 2) одна из глагольных форм для обозначения цели при глаголах движения, сохранившаяся в современном русском языке, хотя и не рассматриваемая в теории современного русского языка как супин; напр. Мы пришли тебе помочь, я поеду на них посмотреть: и т.п. СУППЛЕТИВИЗМ. Способ выражения грамматических значений, когда при помощи грамматического сближения разных корней или основ образуются формы слова: человек - люди. Во всех языках супплетивизм обычно сочетается с другими средствами образо- вания форм слова: в слове люд[и] окончание [и] множественного числа. СУФФИКС [< лат. suffixus прикрепленный]. Аффиксальная мор- фема, расположенная в слове после корня или после другого суф- фикса: чита - тель, чита - тель - ниц(а). Различаются: 1) слово- образовательные суффиксы (выступают как самостоятельное сред- ство словообразования, так и в качестве части комплексного словообразовательного форманта: префиксально-суффиксальный, суффиксально-постфиксальный, префиксально-суффиксально- постфиксальный, сложносуффиксальный способы словообразова- ния, сложение с префиксацией и суффиксацией, сращение с суф- фиксацией, сокращение с суффиксацией). 2) словоизменительные ( формообразующие) суффиксы служат дня образования грам- матических форм слова: читать, писала, писавший. :276 СУФФИКС - НУ-. Глагольный суффикс, наиболее употребитель- ный в разговорной речи: рубануть, сыпануть, кольнуть. Глаголы с С. -НУ- обозначают однократность действия. Эти глаголы могут использоваться также в художественной речи. СУФФИКСЫ СО ЗНАЧЕНИЕМ ЛАСКАТЕЛЬНОСТИ. Морфемы, образующие оценочные слова с оттенком ласкательности. Зачас- тую оттенок ласкательности сочетается с оттенком уменьши- тельности у существительных: голосок, письмецо и т.п. Так как у слов с такими суффиксами обнаруживается яркая эмоциональ- ность и экспрессия, то они используются в разговорной и худо- жественной речи как средство создания эмоциональности. СУФФИКСЫ СО ЗНАЧЕНИЕМ НЕОДОБРЕНИЯ. Морфемы, при помощи которых создаются оценочные слова со значением нео- добрения: 1) -ун- - болтун; 2) -ак- - зевака и др.. Подобные слова наиболее употребительны в разговорной и художественной речи, где они связаны с такими стилевыми чертами, как эмоциональ- ность, оценочная информативность. СУФФИКСЫ СО ЗНАЧЕНИЕМ УВЕЛИЧИТЕЛЬНОСТИ. Морфе- мы, образующие оценочные слова со значением увеличительнос- ти. Например: 1) -ищ-: На улице непролазная грязища! Вот это басище! Ну и голосище!; 2) -ин-: Вот так домина!! Чаще всего С. со з. у. используются в разговорной и художественной речи, сооб- разуясь е эмоциональностью этих двух стилей. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. Знаменательная часть речи, выражающая грамматическое значение предметности в несловоизменительных категориях одушевленности и рода и словоизменительных кате- гориях числа и падежа. Общекатегориальное значение предмет- ности отличается от лексического значения "предмет", т. к. многие существительные лишены лексической предметности (тайна, забота, исключительность). Существительное может обозначать и образ предмета, и сос- тояние, и действие, и признак, имея при этом категориальные признаки существительного. Все это обуславливает возможность его применения в текстах разных стилей. С. в ед.ч., обозначающие конкретные предметы и называющие животных, растения, метал- лы, используются в научных текстах как термины: Тритон имеет широкое распространение в нашей стране; В экосистемах нере- дка разнообразная плодоносящая древесно-кустарниковая расти- тельность (шиповник, облепиха, терн, груша, яблоня и др.); Серебро, железо, бром - химические элементы. Мн. число отвле- ченных и вещественных существительных-терминов употребляет- ся в научной и профессиональной речи: температуры, стоимос- ти, деятельности, минимумы, максимумы; стали, масла, соли, кислоты и т.д. Множественное число некоторых отвлеченных су- ществительных имеет оттенок разговорности: холода, морозы, вре- мена. Отдельные существительные во мн. ч. используются как термины в профессиональной речи: пески, солончаки, воды и т.д. В публицистическом стиле существительные, обозначающие лиц по профессии, по положению и т.п., часто используются в ед. ч.: Уче- :277 ник и учитель: их взаимопонимание. Несчитаемые существитель- ные в публицистических текстах могут использоваться во мн. ч.: инициативы, взаимосвязи, взаимоотношения. Отглагольные су- ществительные - примета научной и официально-деловой речи: Такие работы, безусловно, будут способствовать совершенство- ванию краеведения в школах республики, охраны природы края, содействовать усилению внимания к полезным видам животных, организации борьбы с вредителями при наименьших затратах сил и средств. (А.М. Батхиев); невыполнение в плановом порядке; принять решительные меры по устранению недостатков. (оф- дел.). СУЩНОСТЬ в риторике: один из топов определения, который по- нимается как содержание предмета мысли, без которого он [пред- мет] не может мыслиться как таковой; напр. «Человек – разумное существо, владеющее речью». СХЕМА 1 . 1) Чертеж, изображающий устройство, взаимоотноше- ние частей чего-н. 2) Изложение, описание, изображение чего-н. в главных чертах, без деталей, без подробностей. СХЕМА 2 в когнитивной науке. Способ представления операцио- нальной информации. СХЕМА АРГУМЕНТА в риторике: структура умозаключения, ко- торая обосновывает положение (вывод) аргумента. СХЕМА СТИЛЯ. Графическое и словесное описание стиля, сос- тоящее из следующих компонентов: характеристики ситуации об- щения, перечня стилевых черт, списка языковых средств, активи- зирующихся в том иди ином стиле. СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛО- ВА И ПОНЯТИЯ. Лексическое значение слова и понятие имеют следующие общие черты: 1) оба идеальны, хранятся в сознании человека; 2) оба представляют совокупность определенных приз- наков обозначаемого явления. Различаются лексическое значение слова и понятие по четы- рем основным признакам. Лексическое значение слова. 1) включает поверхностные, часто бытовые признаки явле- ния; 2) л.з.с. специфично для каждого языка из-за различной зна- чимости слов; 3) изменяется по горизонтали, т.е. значение переносится с явления на явление; 4) представляет собой явление языка и определяется в толковых лингвистических словарях. Понятие, в отличие от лексического значения слова, 1) включает только существенные признаки (обычно выяв- ленные наукой); 2) интернационально, одинаково для всех людей, неза- висимо от их национальности; 3) изменяется по вертикали, знания о явлении все более уг- лубляются; :278 4) представляет собой единицу мышления и определяется в энциклопедических словарях. СЦЕНАРИЙ в когнитивной науке. Разновидность структуры соз- нания (репрезентации), одно из основных понятий концепции М. Минского. Сценарий вырабатывается в результате интерпретации текста, когда ключевые слова и идеи текста создают тематические (« сценарные») структуры, извлекаемые из памяти на основе стан- дартных, стереотипных значений, приписанных терминальным элементам. Выделяются следующие уровни сценарной структуры, по Минскому: 1) поверхностно-синтаксический фрейм (например, глаг.+имя); 2) поверхностно-семантический фрейм (значения слов, привязанные к действию; квалификаторы и отношения, связанные с участниками, инструментами, траекториями движения и стра- тегиями, целями, следствиями и попутными эффектами); 3) тема- тические фреймы (сценарии, связанные с топиком, деятельностью, портретами, окружениями); 4) фреймы повествования (скелетные формы типичных рассказов, объяснений и доказательств, позво- ляющие слушающему сконструировать полный тематический фрейм, содержащий конвенции о том, как меняется фокус внима- ния, сведения о главных действующих лицах, форме сюжета, раз- витии действия и т.п.). ! |