Главная страница
Навигация по странице:

  • Ситуация общения

  • III. Языковой материал.

  • Словарь лингвистических


    Скачать 3.33 Mb.
    НазваниеСловарь лингвистических
    Дата16.09.2022
    Размер3.33 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла33612459.pdf
    ТипДокументы
    #680173
    страница22 из 31
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   31
    Ситуация общения:
    1)
    общение со множеством людей;
    2)
    основные функции реферата: а) информативная; б) воз- действующая;
    3) задачи реферата: сообщить общие существенные признаки реферируемого источника, объяснить логику мысли автора, убе- дить в правоте своей позиции по отношению к реферируемому источнику.
    II.
    Стилевые черты:
    1)
    обобщенность – отвлеченность;
    2)
    подчеркнутая логичность, доказательность, точность.

    :230
    III.
    Языковые средства:
    1)
    помогающие выразить обобщенно- отвлеченное значение:
    - глаголы в форме 3-го лица наст. вр. со значением постоян- ного (вневременного) действия;
    - конкретная лексика, выступающая для обозначения общих понятий;
    - неопределенно-личные предложения, пассивные конструк- ции;
    - существительные среднего рода, образованные от глаголов;
    - краткие прилагательные, обозначающие постоянные свой- ства предметов;
    - устойчивые обороты с отглагольными существительными;
    2)
    языковые средства, выражающие подчеркнутую логич-
    ность, доказательность, точность: а) подчеркнутая логичность выражается при помощи:
    - повторяющихся существительных часто в сочетании с указа- тельными местоимениями;
    - вводных слов, указывающих на отношения между частями текста;
    - наречий, выполняющих связующую функцию;
    - конструкций и оборотов связи;
    - подчинительных союзов;
    - сложных предложений; б) для выражения доказательности служат:
    - ссылочные обороты;
    - местоименные слова, выполняющие указательные функции; в) точность выражается при помощи:
    - терминов;
    - однозначных слов;
    - цепи родительных падежей;
    - простых и сложных предложений.
    РЕФЕРАТ – ОБЗОР КНИГ (СТАТЕЙ) ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
    КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ОПИСАНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ РАС-
    СУЖДЕНИЯ может модифицироваться в виде следующей инфор- мационной модели:
    I.
    Ситуация общения:
    1)
    направленность на получателя информации;
    2)
    основные задачи общения: а) познавательная; б) цен- ностно-ориентировочная.
    II.
    Структурно-композиционные части;
    1)
    характеристика компонентов содержания и структуры текста: а) тема книги (или статьи), её общая характеристика; б) проблема монографии (или статьи); в) композиция книги
    (
    статьи, статей); г) иллюстрация позиции автора (авторов) работы; д) заключение, выводы автора (авторов) работы;
    2) характеристика смысловых отношений: а) характеристика авторского изложения информации; б) оценка изложенной авто- ром (авторами) информации.
    III.
    Языковой материал.

    :231 1)
    Чему посвящен реферируемый источник? (посвящен акту- альным вопросам развития теории; … анализу наследия…; … рас-смотрению актуальной проблемы…; …характеристике…;

    выяс-нению…; …решению вопроса о…; …анализу литературы… ; …подведению итогов…)
    2)
    Чем является реферирующий источник?
    (…
    представляет собой критическое изложение основных теорий, связанных с проблемой…; является попыткой описания…; представляет собой комментарий основных положений; …изложе- ние результатов исследования, которые…; в… содержатся наблю- дения…; …общие выводы…; …данные..., материал, посвящен- ный…, анализ материала…; речь идёт о…; представлен подход к решению…).
    3)
    Какова цель реферируемого источника?
    (
    Цель… – описать…; состоит в доказательстве того, что… .
    Целью является показ специфики, рассмотрение, выявление…; ос- новная цель…– предельно подробно охарактеризовать свое- образие…).
    4)
    Какие задачи ставятся в реферируемой работе?
    (
    Автор ставит задачу уточнить…; задачей является уста- новление характера... и тенденцией развития… процессов, проис- ходящих…)
    5)
    Каков материал, использованный автором рефериру-
    емого источника?
    [
    Материалом исследования послужили…; Автор привлекает к рассмотрению, (или анализу) следующий материал…; в основе ле- жат материалы экспериментов, проведенных…; выводы автора ос- новываются на материале…].
    6)
    Каковы основные проблемы реферируемого источника? (В центре внимания автора находятся современные тенденции развития…; На первый план автором… выдвигается исследование структуры…; Главные усилия автора…
    направлены на пересмотр отдельных положений…).
    7)
    Из каких разделов, частей, фрагментов состоит рефе-
    рируемая работа?
    (…
    состоит из … разделов, включающих …; глав…; состоит из частей, каждая из которых…; состоит из частей, содержащих мА- териалы по широкому кругу вопросов…).
    8)
    Какие исследовательские операции реализуются в главах,
    параграфах, фрагментах реферируемого источника?
    (… анализируется роль…; раскрывается содержание…; утверждается…; конкретизируется…; прослеживаются основные этапы…; проводится различие…; обосновываются методы…; из- лагается понимание системы…; предпринимается попытка раз- граничить…; делается попытка обрисовать положение…; произ- водится терминологическое разграничение…; уточняется и обос- новывается вывод о …; указываются следствия…; рассмат- ривается связь..; отмечаются те возможности, которые дают такой

    :232
    подход в области…; обсуждаются некоторые методы…; содер- жится обзор…; характеризуется материал исследования…).
    9)
    Что автор реферируемого источника считает, утверж-
    дает?
    (
    Автор отмечает…; напоминает…; выделяет…; описывает структуру…; освещает проблемы, возникшие…; считает своей задачей показать…; подвергает критическому анализу…; касается проблем…; сосредоточивает свое внимание…; уделяет главное внимание следующим проблемам…; ставит перед собой задачу проследить…; излагает собственную концепцию…; обращает внимание на…; стремится проследить…; формирует принципы…; обсуждает, в частности, вопрос…; исходит из положений тео- рии…; высказывает несогласие с …; указывает на важную роль…; приводит данные эксперимента в области…).
    10)
    Указания на обзор литературы в реферируемом ис-
    точнике.
    (
    Автор отмечает наличие различных точек зрения на…; … указывает на то, что в специальной литературе предлагались различные решения…; рассматривает периоды становления…; особое внимание уделяет тому периоду…; в этой дискуссии автор на стороне…; при таком подходе к …; внимание исследователя привлекает…).
    11)
    Чем заканчивает работу автор?
    (
    В кратком заключении перечисляются задачи, стоящие…; в заключение автор… указывает возможные следствия…; делает следующие выводы…; Статья завершается анализом взаимо- связи…; В заключение автор… предлагает использовать…; выво- ды автора сформулированы в следующих заключительных поло- жениях…; В заключение автор делает попытку проследить тенденции развития… Все отмеченные автором факты создают предпосылки для гипотезы о …, которую он формулирует следую- щим образом…).
    РЕФЕРЕНТ [< лат. referens (referentis) сообщающий] 1) ученик, студент, аспирант или специалист, составляющий реферат или выступающий с ним; 2) то же, что и денотат – предметное содержание имени; напр., Р. имени "столица Ингушетии " – Магас.
    РЕФЕРЕНЦИЯ [< референт] способность языковых единиц – имен объекта - иметь предметное содержание, определение имени объекта. «Отнесенность актуализированных (включенных в речь) имен, именных выражений (именных групп) или их эквивалентов к объектам действительности (референтам, денотатам). [Арутю-
    нова, 1990, С. 411].
    РЕФЛЕКСИЯ [поз.-лат. reflexio обращение назад] размышление, самонаблюдение; осмысление собственных действий; в лингвисти-
    ке: языковая Р. – осмысление собственной речевой деятельности.
    РЕЦЕНЗИЯ. 1. Критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле и т.п. 2. Один из видов (жанров) профессионального - сочинения-рассуждения с элементами описания и повествования, в котором даются выходные данные книги (статьи и т.д.),

    :233
    раскрывается проблематика произведения, излагается авторская позиция, анализируются авторские выводы, объясняются постав- ленные автором задачи, обосновывается своевременность или не- своевременность выхода в свет данной книги; говорится об актуальности поднятых проблем; оценивается практическая значи- мость сделанного автором; указывается на оригинальность кон- цепции; определяется достоверность исследуемого материала.
    Кроме того, дается итоговая оценка книги (статьи и т.п.).
    РЕЦИПИЕНТ. Участник, который становится обладателем па- циенса в результате целенаправленной деятельности агенса: от- дайте выигравшему миллион; он получил корреспонденцию.
    РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Языковая способность (компетен- ция), речевое поведение говорящего. Часть общественной деятель- ности человека. Активное использование языка говорящим, рече- вая способность которого также активна и динамична. Индиви- дуальность речевой деятельности проявляется в том, что на базе языковой синонимии возникает речевая синонимия, индивиду- альное использование форм слова и самих лексем, синтаксических конструкций и т.п.
    РЕЧЕВАЯ (ИЛИ ЯЗЫКОВАЯ) СРЕДА. Речь, которую восприни- мает человек в естественных условиях: язык семьи, радио, телеви- дения, язык книг. В школе на уроке в учебных целях может созда- ваться искусственная речевая среда, и чем более она приближена к естественным условиям, тем успешнее учитель сможет исполь- зовать развивающий потенциал речевой среды.
    РЕЧЕВОЙ АКТ. Психофизический процесс, связь между говоря- щим (адресантом) и слушателем (адресатом), предполагающий три компонента: 1) говорение (писание); 2) восприятие; 3) пони-мание речи (текста).
    Речевой акт как диалог предполагает установление связи между собеседниками. Речевой акт - это единство передачи сооб- щения и совместного мышления, "единство, - по выражению Л. С.
    Выготского. - общения и обобщения".
    РЕЧЕВОЙ АППАРАТ. Органы человеческого организма, приспо- собленные для производства и восприятия звуковой речи. В широком смысле слова речевой аппарат - это и центральная нерв- ная система, органы слуха (и зрения), необходимые для восприя- тия звуков и коррекции звукообразования, и органы речи, необхо- димые для производства звуков речи. Речевой аппарат в узком смысле - что органы речи, состоящие из дыхательных органов, гортани и надгортанных полостей. Речевой аппарат напоминает духовой инструмент: легкие - мехи, дыхательное горло - труба, ротовая полость - клапаны.
    РЕЧЕВОЙ ПОТОК. Звучащая речь в ее линейной последо- вательности, представленная звуками речи, употребляемыми в составе слога, слова и фразы.
    РЕЧЬ. 1. Последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информа- ции. 2. Деятельность человека, использующего язык в целях обще-

    :234
    ния, выражения эмоций, оформления мыслей, для планирования своих действий. 3. Результат речевых действий, выраженный в текстах.
    РИТМ [др.-греч. ρυθµός ] 1) в поэзии: упорядоченное чередование звуковых речевых компонентов; 2) в лингвистике текста: упоря- доченность звукового, синтаксического и словесного состава речи, обусловленного смыслом.
    РИТМИКА [др.-греч. ρυθµίκός равномерный, размеренный] 1) в
    литературоведении: раздел стиховедения; 2) в лингвистике
    текста: совокупность всех проявлений ритма.
    РИТОР [др.-греч. ρητωρ] 1) оратор в Др. Греции, Риме, с III в. до н.э. преподаватель риторики или ученик риторической школы; преподаватель риторики в западноевропейских странах, а также в
    Российской империи; 2) опытный, умелый оратор, умеющий красиво произносить содержательные речи; 3) в связи с развитием в слове энантиосемии появилось прямо противоположное значе- ние слова "ритор", отражающее негативное отношение к деятель- ности ритора: Р. – оратор, умеющий красиво говорить, преподнося слушателям бессодержательные речи, умелый болтун, усыпляю- щий бдительность своих слушателей; 4) человек, создающий влия- тельные публичные высказывания.
    РИТОРИКА [др.-греч. ρητώρίκη] 1) теория и искусство красно- речия; 2) наука, исследующая приемы выразительной; стилисти- чески дифференцированной речи, методы и приемы дискутивно- полемической речи; 3) под влиянием энантиосемии развилось значение слова Р., включающее негативную оценку: Р. – красивая, напыщенная, малосодержательная речь; 4) По Волкову А.А.: филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову; сфера действия Р. – прозаическая речь или публичная аргументация. «Грамматика, поэтика, лексикография, текстология, история литературы, стилистика возникли позже риторики и в течение долгого времени развивались как предметы вспомогатель- ные или подготовительные для изучения риторики»; сегодня риторика как филологическая дисциплина стоит в ряду лингвисти- ки, стилистики, текстологии, теории и истории художественной литературы, фольклористики и занимает в системе филологичес- ких дисциплин место, оправданное исторически и методологичес- ки; Р. сосредоточивается на структуре языковой личности отпра- вителя и получателя речи, на речевой технике аргументации и методе построения целесообразного высказывания; Р. обобщает опыт общественно-языковой практики, изучая специфический для каждой культурно-языковой общности тип языковой личности и характер речевых отношений; общая Р. изучает принципы построения целесообразной речи; частная Р. изучает конкретные виды речи; современная русская техника аргументации имеет глубокие исторические корни: она восходит к византийской античной культуре публичной речи и восприняла методы и формы аргументации западно-европейских обществ; 5) Р. – учебная дисциплина, предполагающая специальное и литературное

    :235
    образование ритора; общественные задачи Р. состоят: а) в воспитании ритора; б) создании норм публичной аргументации, обеспечивающих обсуждение значимых для общества проблем; в) организации речевых отношений в области управления, образова- ния, хозяйственной деятельности, безопасности, правопорядка; г) в определении критериев оценки публичной деятельности, на основе которой отбираются лица, способные занимать ответствен- ные должности. Наука об искусстве речи, о красноречии, оратор- ском искусстве. Р. обобщает опыт мастеров слова, устанавливает правила.
    РИТОРИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ создание публичных выс- казываний, приводящих к согласию и присоединению аудитории.
    РИТОРИЧЕСКАЯ ЭМОЦИЯ частный пафос, направление общего пафоса на положительную или отрицательную ценность; напр.: патриотизм, любовь, мужество, сострадание, познание, вера.
    РИТОРИЧЕСКАЯ ЭТИКА поведение ритора, основанное на пра- вовых, нравственных, моральных и технических нормах речи.
    РИТОРИЧЕСКИЙ [< риторика] относящийся к риторике; Р. вопрос
    – это ораторский прием, ориентированный на экспресссив-ное утверждение или отрицание; напр., "Станет ли он заниматься этим?", – "Нет, не станет".
    РИТОРИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ завершенная словесно оформлен- ная мысль, оцениваемая аудиторией как истинная, правильная, уместная, приемлемая.
    РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС экспрессивное утверждение или отрицание; используется в научно-популярном, публицистичес- ком, художественном стилях.
    РИТОРИЧЕСКИЙ ПАФОС образуется отношением ритора, пред- мета речи и пропозиций – решения, которое ритор предлагает аудитории; разновидности Р.п.: сентиментальный, героико-ро-
    мантический и натуралистический (реалистический) пафос.
    РИТОРИЧЕСКИЙ ЭТОС качества ритора, которые дают аудито- рии возможность доверять ему, и наоборот: свойства аудитории, побуждающие ритора быть этичным.
    РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ показное выражение эмоций: негодования, изумления, восхищения; используется в публицисти- ческом, художественном, разговорном стилях.
    РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ (АПОСТРОФ) высказывание, непосредственно адресованное конкретному лицу и представляю- щее собою повеление, выраженное в форме утверждения или вопроса.
    РИТОРИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ метод создания высказывания; включает три основные части: начало, середину и конец; в начале речи ритор концентрирует этос, чтобы вызвать доверие аудито- рии; в середине речи он концентрирует логос; в конце речи применяется пафос, поскольку решение требует волевого усилия.
    РОД (грам.). Класс одноименных морфологических категорий, характерных для существительных, местоимений, прилагатель- ных, отчасти числительных и глаголов и выражающих противо-

    :236
    поставление по биологическому полу: учитель пришел – учитель-
    ница пришла. Однако биологический признак не является единст- венным при различении рода как грамматической категории. На- пример, сад - существительное мужского рода, и определяем мы это по наличию сочетаемости: "великолепный сад". То есть, в данном случае категория рода не имеет номинативной функции.
    Почти все существительные русского языка относятся к муж- скому, женскому и среднему роду.
    Категории рода у существительных нет, например, в англий- ском и армянском, во всех тюркских и финно-угорских языках.
    РОД ВСТУПЛЕНИЯ в риторике: существует три рода вступ- лений: 1) обычное; 2) с ораторской предосторожностью; 3) внезап- ное (ex abrupto) .
    РОД и ВИД в риторике: категории, обозначающие классы и под- классы; соотношение рода и вида относится к топам определения; родо-видовые отношения позволяют не только отнести подчи- ненный терм к тому или иному разряду, но и частично идентифи- цировать или развести термы отношения.
    РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Форма слова, употребляемая в тексте построения речи как одно из стилистических средств. Считается, что использование в творческих работах учащихся цепи слов в родительном падеже, - это речевая ошибка. Но между тем в научной речи употребление такой "цепи" является нормой стиля:
    Они поедают, растаскивают значительное количество продуктов питания человека и фуража (Батхиев А. М.). В официально- деловой речи может встречаться до 17 форм Р.п. в одном предло- жении.
    РОДИТЕЛЬНЫЙ И ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖИ НА -У. Формы слов, употребляемые как одно из средств разговорной речи. Выра- жает ее непринужденный характер (из дому, в отпуску, нет сахару, сахарку).
    РОДНОЙ ЯЗЫК. Язык той нации, к которой принадлежит говорящий на нем.
    РОДО-ВИДОВАЯ АБСТРАКЦИЯ – разновидность лингвистичес- кой абстракции, метод исследования, ориентированный на рас- смотрение родо-видовых отношений между языковыми едини- цами.
    Одна из наиболее разработанных в науке классических форм - родо-видовая абстракция, основанная на выделении общих (родовых) и единичных (видовых) понятий.
    Родо-видовая абстракция связана с целым рядом логичес- ких операций, которые позволяют выделить общие признаки единичных предметов, но с их помощью мы не можем отде- лить существенные признаки от несущественных, хотя опера- ции иногда дают результаты со знаком "плюс" (при описании значения терминов, отдельных лексических групп). К указанным логическим операциям относятся:
    1) классическое определение, или явное определение (по- добное определение принято также называть родо-видовым);

    :237 2) деление понятий, удовлетворяющее четырем основным требованиям: а) деление ведется только по одному основанию; б) нельзя пропускать отдельные члены деления; в) члены деления взаимно исключают друг друга; г) непрерывность де- ления;
    3) дихотомия (разделение пополам) на начальных стадиях изучения объекта;
    4) классификация, представляющая собой многоступенчатое, разветвленное деление, результатом которого является единая, стройная система соподчиненных понятий.
    Используя перечисленные логические операции, понятие "
    функциональный стиль" можно расчленить на видовые понятия: научный стиль, деловой стиль, публицистический стиль и т.п. Но подобная процедуравыявит внешние признаки стилей, их некото- рые общие свойства, которые могут оказаться несущественными для функциональных стилей как многомерных объектов.
    РОДСТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ. Языки, в основе которых лежит общий праязык. Например, общеславянский (праславянский) язык сущее- ствовал с III тыс. до н.э. до VI–VII вв. н. э. На его основе впо- следствии развились украинский, белорусский, польский, чеш- ский, болгарский и другие славянские языки, Чеченский и ингуш- ский - это тоже родственные языки, в основе которых лежит более древний, общий язык.
    РОМАН [фр. roman > стар.-фр. romans повествование на роман- ском языке (а не по латыни)] 1) в литературоведении: литера- турный жанр; художественное произведение, гл. образом в прозе, хотя может быть и в стихах; Р. отличается большим объемом, многообразием действующих лиц, наличием нескольких сюжет- ных линий, временной протяженностью; 2) в лингвистике: один из жанров художественного стиля, отличающийся симметрией стиле- вой структуры: в нем активизируются такие стилевые черты, как конкретность, эмоциональность, образность, выразительность; в романе используются языковые средства всех уровней.
    РОМАНИЗАЦИЯ [< лат. romanus римский] усвоение римской культуры и латинского языка народами, вошедшими в Римскую империю или насильно присоединенными к ней.
    РОМАНИСТ [< романский] специалист по романским языкам и литературам.
    РОМАНИСТИКА [< романский] 1) сравнительно-историческое изучение романских языков, фольклора, культуры; 2) романская филология.
    РОМАНСКИЙ [< лат. romanus римский] 1) относящийся к римской культуре; 2) унаследовавший достижения цивилизации
    Древнего Рима; 3) Р. языки – группа языков индоевропейской семьи, в основе развития которых лежит латинский язык: испан- ский, португальский, каталонский, галисийский; французский, ок- ситанский; ретороманские: румынский, молдавский; далматин- ский (ныне мертвый язык).

    :238
    РОМАНТИЧЕСКИЙ ПАФОС в риторике: столкновение предмета речи и пропозиции, при котором предмет речи – реальность пред- стает как поддающаяся изменению, а пропозиция соотносится с идеалом, который может быть реализован усилиями автора и аудитории.
    РОТОВАЯ ПОЛОСТЬ. Один из органов речи, играющий сущее- ственную роль в образовании звуков речи: здесь образуются раз- личные шумы и резонаторные тоны, важные для создания тембра.
    Рот прикрывают губы (labia) - верхняя и нижняя. В ротовой полости находятся: 1) зубы (верхние и нижние); 2) альвеолы
    (
    бугорки у корней верхних зубов); 3) твердое нёбо (palatum) - переднее и среднее: 4) мягкое нёбо (velum); 5) язычок (uvula); 6) язык - самый подвижный орган речи (кончик языка; спинка, обращенная к нёбу и подразделяемая на три части - переднюю, среднюю и заднюю; корень языка).
    РУНЫ [др.-сканд. rün тайна] 1) древний алфавит, сброшенный, по преданию, на Землю Óдином – верховным богом асов, и вы- тесненный впоследствии латинским алфавитом; 2) рунические буквы, вырезанные на дереве, металле, камне, применялись у скандинавских и германских народов в культовых и др. целях; 3) Р. использовались в древности и продолжают использоваться до сих пор как средство гадания, предсказания судьбы; 4) Р. Назы-валось древнетюркское письмо, созданное "на основе согдийского письма, имевшего арамейское происхождение".
    РУЧНАЯ АЗБУКА. Вспомогательная азбука, созданная для того, чтобы помочь пользоваться языком лицам, потерявшим слух
    (
    глухонемым). Ручная азбука основана на изображении букв при помощи пальцев. К знакам пальцев добавляются сигналы, помо- гающие различать аналогичные звуки: например, кисть на груди означает звонкий, кисть, удаленная от груди, - глухой звук.
    РЯД (фон.). Положение передней, средней или задней части языка при образовании гласных: ряд определяется по части языка, которая приподнимается при образовании того или иного гласного звука. Например, <и> - это гласный переднего рада, <а> - гласный среднего ряда, <у> - гласный заднего ряда.
    РЯД (СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ). Такой ряд слов, которые идентичны по происхождению и имеют сход- ство в словообразовательном значении. Например: ткач, вожак,
    продавец, владелец, выдумщик, подписчик, точильщик, воспита-
    тель и др. образуют словообразовательный тематический ряд, по- скольку они все являются отглагольными и имеют слово- образовательное значение лица.
    !!

    :239
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   31


    написать администратору сайта