Главная страница

Сочинение Мысль и язык


Скачать 1.57 Mb.
НазваниеСочинение Мысль и язык
Дата03.06.2018
Размер1.57 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1potebnya_a_a_mysl_i_yazyk.pdf
ТипСочинение
#45803
страница10 из 32
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   32
Механизм сочетания простейших чувственных восприятий тот же в
душе животного
, что и
в душе человека
Животное
, как и
человек
, одновременностью не смешивающихся между собой впечатлений зрения и
осязания принуждено ставить впечатление вне себя
; и
для него
, как для человека
, к
сочетаниям впечатлений этих двух чувств присоединяются впечатления всех остальных
, так
, что если в
одно время с
видимым образом предмета воспринимается и
известный запах
, то впечатление запаха относится ко внешнему образу
Известно также
, что силой чувственных впечатлений многие животные значительно превосходят человека и
замечают предмет в
такой дали и
вообще при таких обстоятельствах
, при каких нам это было бы невозможно
Но это не противоречит тому
, что все восприятия животных более человеческих приближаются к
характеру общего чувства
, становятся все важнее для поддержания организма и
бесплоднее для душевного развития
Даже цвет и
звук действуют на иных животных приблизительно так
, как на нас чувства боли и
физического удовольствия
Красный цвет приводит в
ярость быка
; индейский петух заметно раздражается свистом
; с
одной из певчих птиц
Южной
Азии
, которой
, как говорят
, довольно раз услышать иное слово
, чтоб повторить его
, делаются судорогг от громких и
не стройных звуков
В
замене объективности высших общее чувство достигает значительной определенности
, и
на указаниях его основываются
, вероятно
, многие из тех действий животных
, которые нам кажутся предвидением будущего
, тогда как на самом деле они
, по сути
, следствия уже совершившихся
, но незаметных для нас перемен в
их организме
Можно думать
, что для животного внешние предметы существуют только
- как причины его личных состояний
Как гравюра передает только свет и
тень
, но не колорит картины
, так в
чувст венности животных преобладает эгоистическое чувство удовольствия и
неудовольствия и
исчезает колорит
, свойственный возбуждающим их предметам
Одному человеку свойственно бескорыстное стремление проникать в
особенности предметов
, неутомимо искать отношений между отдельными восприятиями и
делать эти отношения предметами новых мыслей
Хотя некоторые певчие птицы замечают
, удерживают в
памяти и
повторяют гармонические промежутки звуков
(
напр
., переход от основного тона к
терции и
квинте
), но в
собственном их пении такие промежутки встречаются только случайно
Певчей птице недоступно то объективное и
строгое деление звуков
, на котором основана человеческая музыка
, хотя
, без сомнения
, на нее совершенно иначе действуют высокие
, чем низкие тона
То же в
восприятиях других чувственных впечатлений и
их форм
, например
, числа
. «
Без сомнения
, три человека
, которые сходятся и
расходятся
, представляются животному не одной массой
, а
тремя раздельными образами
, которые на зрение действуют иначе
, чем два при таких же обстоятельствах
Если замечать такие различия
- значит считать
, что животные считают
; но если считать
- значит вместе сознавать
, что
3 принадлежит к
бесконечному ряду чисел
, занимает в
нем определенное место между двумя и
четырьмя и
может быть получено из этих последних
, посредством прибавления или вычета единицы
, то животные считать не могут и
только человек может так ясно сознавать отношения числа и
меры
» (Lotze).

Результаты развития животных так незначительны в
сравнении с
теми
, каких достигает человек
, что и
чувственность их должна стоять многим ниже нашей
Независимо от явственного для сравнительной анатомии и
физиологии различия в
строении и
деятельности органов чувств
, на стороне человека есть необъяснимое
, по
- видимому
, преимущество в
способности пользоваться возбуждениями
, переданными посредством органов
, в
излишке
, так сказать
, воздействия души
, в
отличающей человека склонности к
бескорыстному неутилитарному наслаждению
В
этом совершенстве восприятий
, заметном уже в
ребенке
, должна заключаться одна из причин того
, что человек есть единственное на земле говорящее существо ' .
VI.
Рефлексивные движения и
членораздельный звук
«
В
чем бы ни состояло то возбуждение
, в
какое нервы чувств приводятся внешними предметами
, во всяком случае оно есть физическое движение
, которое
, по закону инерции
, нс может прекра '
О
чувственных восприятиях ср
.: Lolzc. Mikr.ll,
168 след
.; StcinthnL. Gram. Log. и
Ps. §86,89,90. титься
, пока не встретит сопротивления
, или не раздробится
, передавшись близлежащим частям организма
Если цель чувственных органов
- посредствовать при познании внешнего мира
, то потрясениям
, которые производят в
них известное впечатление в
данное мгновение
, необходимо ослабляться так скоро
, чтобы не противодействовать впечатлениям следующего момента
, или не искажать их посторонней примесью
Пока физическое движение
, возбуждающее чувства
, незначительно по величине
, оно может уничтожаться частью в
самом органе посредством постоянно происходящей в
нем перемены частиц
, частью употребляться на образование самого ощущения в
душе
, потому что ощущение
, как новое состояние души
, субстанции
, находящейся в
механическом взаимодействии со стихиями тела
, образуется не только по поводу возбуждения нервов
: на самое его образование истрачивается часть этого возбуждения
Так бывает при обыкновенных впечатлениях света и
звука
; по крайней мере сознанию незаметно никакой особенной деятельности
, уравнивающей их влияния
Когда же внешние впечатления достигают болезноощутитсльной силы
, то следует ожидать соответственного увеличения мер к
их устранению
Назначение нервных нитей
- доводить до мозга возбуждения
, полученные наружными их концами
, а
потому нельзя думать
, что упомянутые меры состоят в
мгновенном прекращении тока на середине пути
, или в
заметно усиленном разделении его силы во все стороны
То и
другое противоречило бы естественным отправлениям чувственных нервов
Притом же можно считать общим признаком организма то
, что он устраняет опасные для себя потрясения не новыми средствами
, а
теми же
, которые действуют при здоровом его состоянии
Итак
, мы примем
, что пока чрезмерное потрясение не парализует нерва и
тем не устранит дальнейших последствий слишком сильного впечатления
, возбуждение проводится нервом до центральных органов и
уже там умеряется воздействиями
, большими тех
, какие можно заметить при обыкновенной силе возбуждений
». «
В
мозгу распространение возбуждения может происходить по трем путям
, потому что чувственный нерв встречает там частью другие чувственные
, частью растительные
, частью двигательные
Передача беспокойства нерва другим чувствам
, следовательно возбуждение другого ощущения
, может быть только очень незначительна
, если цель чувств
- посредствовать при познании внешнего мира
- должна быть достигнута
Притом же такое явление не подтверждается опытом
: самый сильный свет не возбуждает ощущения звука
, ни звук
- запаха
».
Переход возбуждения на растительные нервы симпатической системы мог бы быть безвреден и
действительно имеет месте в
некоторых случаях
«
Но главным образом раздражение чувственных нервов передается двигательным и
возбуждает движения
, посредством коих душа делает воспринимаемые предметы объектами
своих действий
Такая тесная связь нервов чувственных с
двигательными и
ощущения с
движением так необходима при нормальном течении жизни
, что не удивительно
, если и
болезненные потрясения главным
- образом уравниваются тем же путем
, т
е посредством движений
».
Рефлексию
, т
е преломление силы
, действующей извне внутри организма
, можно принять за первоначальный источник движения в
организме
, и
самое движение
- за средство уравновешивать и
делать безвредными потрясения
, полученные телом
; отсюда легко заключить
, что многие и
притом самые необходимые для органической жизни движения происходят или без всякого участия души
, подобно судорогам обезглавленного животного
, при сильных внешних возбуждениях
, или без участия непосредственного
, намеренного и
творческого
Жизнь организма должна бы прекратится при самом своем зарождении
, если бы необходимые для нее движения появлялись не раньше тсгс времени
, когда душа будет способна открыть их возможность
Уменье сосать
, глотать
, кричать и
проч
., предшествующее первым заметным проблескам душевной жизни ребенка и
общее ему с
животным
, может быть понятно только как следствие телесного меха "
г '.
зма
Даже взрослый человек не догадался бы
, что ему следует кашлянуть
, чтобы удалить из горла постороннее тело
, если бы сам организм не производил этого движения без ведома души
Рядом с
собственно рефлексивными движениями
, происходящими от потрясений организма извне
, например
, с
движениями уязвленных членов
, рвотою от действия отвратительной пищи
, смехом от щекотания
, стоят движения
, непосредственным источником коих должны быть признаны известные состояния души
Таковы движения при одной мысли об угрожающей нам опасности
, рвота от представления предмета отвратительного по вкусу
,
смех
, производимый безвредными и
неожиданными противоречиями в
мысли
Согласно с
приведенною выщ " мыслью
, что часть силы
, потрясающей организм
, истрачивается на образование ощущения в
душе
,
Лоце полагает
, что
«
при предположении механического взаимодействия тела и
души и
душевные потрясения не могут представляться ее событиям
, которые
, оканчиваясь в
самой душе
, требуют еще особых мотивов для проявления в
теле
: они с
самого начала и
сами по себе
- известное движение
, так что нужны особые средства не для того
, чтобы сделать возможным их влияние на тело
, а
разве для того
, чтобы воспрепятствовать влиянию
».
Движения
, зависимые от состояния души
, распадаются на две группы
Во
- первых
, в
подергивании
, которое испытывает человек
, увлеченный плясовой музыкой
, видом пляски или фехтования
, в
порывах разгневанного
, который видит перед собой предмет своего гнева и
во всех невольных движениях
, в
малом виде изображающих деятельность
, о
которой мы думаем
, или представляющих ее начала
, есть нечто общее с
возбуждающими их представлениями
Движение здесь осуществляет самую мысль или стремится к
указанной ею цели
Но
, во
- вторых
, движение может и
не иметь такой видимой связи с
содержанием своего мотива
. «
Когда душа бесцельно волнуется чувствами удовольствия или неудовольствия
, тогда деятельность ее обнаруживается главным образом в
разнообразных изменениях дыхания
, или
, точнее
, проявляется только в
этих изменениях
, потому что без них не обходятся и
все остальные телодвижения
Не одни только сильные чувства
, как радость
, гнев
, печаль
, замедляют или ускоряют
, усиливают или ослабляют дыхание
; то же в
меньшем размере замечается и
при чувствах
, ускользающих от наблюдения
, даже при бесстрастном переходе мысли от одного предмета к
другому
Все эти движения с
первого раза обнаруживают замечательную особенность
: они не производят ничего
, не имеют никакой внешней цели и
служат чистейшим выражением состояний души
Уже и
сами по себе
- они могли бы быть для наблюдателя живым и
верным изображением душевной жизни
: но природа приводит в
связь органы дыхания с
органом голоса и
дает возможность самым незаметным особенностям бесцельных волнений души
, изображаясь в
звуках
, передаваться внешнему миру
Так в
царстве животном появляются звуки страдания и
удовольствия
, которые более лишены определенного указания на предметы и
действия
, чем самые грубые жесты
, но как выражение даже тайных движений души несравненно богаче всякого другого средства
, какое живые существа могли бы выбрать для взаимного сообщения
».
Поэтому
, в
противоположность теперь уже невозвратно отвергнутому мнению
, что род человеческий только после долгого размышления и
выбора несколькими средствами сообщения дошел до мысли о
звуковом языке и
на ней остановился
, мы должны принять
, что
, напротив
, предоставленная физиологическая необходимость принуждает душу выражать в
звуке по крайней мере общий характер ее внутренних состояний
Вряд ли кто когда
- либо отвергал необходимость связи чувства со звуками вроде животных криков
, смеха
, плача
, стона
; но следует сказать больше
, что и
членораздельный звук
, внешняя форма человеческой речи
, физиологически однороден с
упомянутыми явлениями и
также зависит от волнующего душу чувства
, т
е первоначально также непроизволен
, хотя потом становится послушным орудием мысли
Если б
природа не научила человека членораздельному звуку
, то сам он никогда бы не открыл
, в
какое положение следует привести членоразделяющие органы
, посредством каких нервов и
как возбудить голос
, чтобы получить этот звук
Произвольное и
сознательное употребление слова необходимо предполагает непроизвольное и
бессознательное
Сознательность наша никогда не идет далее наблюдения над способом
, каким мы произносим звук
, к
которому мы при этом относимся страдательно
, как к
готовому и
независимому от нас факту
На известной степени развития зависит
, по
- видимому
, от нашего произвола
, произнести ли звук
, или нет
; но
, когда мы произносим
, в
сознании нашем есть только наша цель
, т
е образ требуемого звука и
связанное с
ним смутное воспоминание о
том состоянии общего чувства
, которое сопровождало движения органов
, нужные для осуществления этой цели
Участие произвола видно здесь только в
изменении цели
, изменения же пружин
, ведущие к
ее исполнению
, происходят сами собой и
остаются вне сознания
Возможность существования в
душе звукового образа
, как цели
, а
вместе и
весь процесс сознательного произношения
, предполагает такой же процесс
, вполне бессознательный
, хотя и
происходящий не без участия души
Примером последнего могут служить не только те вполне обыкновенные случаи
, когда волнуемая чувством грудь невольно облегчается членораздельным восклицанием
, но еще больше общая ребенку с
попугаем наклонность повторять звуки
, поражающие его слух
В
ребенке и
в птице
, которая выучивается произносить членораздельные звуки
, потрясение слуховых нервов
, содействуя образованию представления в
душе
, вместе с
тем с
физиологической необходимостью отражается в
деятельности голосовых органов
Однако результаты доказывают
, что сходство между человеком и
животным в
ходе образования звуков далеко не полное
Членораздельный звук все же есть исключительная принадлежность человека
; в
криках животных наиболее близких к
нам по устройству тела
, он вовсе не встречается
, а
в птицах
- только как случайное для их природы следствие усилий человека
, или по крайней мере как явление
, не имеющее для их жизни и
тени того значения
, какое оно имеет для нашей
Здесь сам собой представляется вопрос
, почему членораздельность свойственна только
одному человеку
?
Всякий ответ на это должен или предположить ясным самое понятие членораздельности
, или начаться с
его разложения и
уяснения
,
Мысль
, что исходной и
единственной
, доступной произволу точкой при намеренном произношении звука служит его образ
, находящийся в
сознании
, верна только в
применении к
большинству говорящих
, наделенных от природы слухом
Для глухонемого
, которого учат говорить
, указывая на соответствие отдельных начертаний звуков известным положениям и
движениям органов
, намеренно изменяемой целью становится не образ звука
, которого никогда не было в
его сознании
, а
состояние общего чувства
, сопровождавшее произношение звука
За воспоминанием этого чувства у
него следует самое движение органов и
звук которое может быть достигнуто разными путями
Физик
, быть может
, мог бы открыть
, что графические изображения звуковых волн
, производящих членораздельный звук
, подобные тем
, какие найдены для музыкальных тонов
, особенно правильны и
симметричны сравнительно с
изображениями животного крика
Физиолог мог бы исследовать движения органов
, нужные для членораздельности
, и
вместе отвечать на вопрос о
причинах ее отсутствия в
животных тем
, что хотя многие животные
, судя по внешнему устройству органов
(
голосовых струн
, гортани
, н
5
ба
, языка и
т д
.), и
были бы в
состоянии издавать членораздельные звуки
, но их нервы
, приводящие в
движение упомянутые органы
, лишены способности верно рефлектировать потрясение слуха
Но чтобы остаться на психологической точке зрения
, нужно искать определения членораздельному звуку не в
том
, что он такое
- независимо от сознания
, а
в том
, как он представляется самому сознанию говорящего
Ближайший источник звука для сознания и
вместе для психологии есть не дрожание нервов
, как для физиологии
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   32


написать администратору сайта