Сочинение Мысль и язык
Скачать 1.57 Mb.
|
( в обширном смысле этого слова ) и звуков в первичных словах « Непосредственно звукоподражательное обозначение понятий Здесь звук , издаваемый предметом , изображается настолько , насколько нечленораздельный звук может быть передан членораздельным Это как бы живописное обозначение ; подобно тому , как живопись изображает предмет , как он представляется глазу ( т е System der Sprachwissenschaft v. K.W.LHeyse. Berl. 1856. 77-80. To, что говорит Гумбольдт о третьем способе обозначения , по которому сходные понятия получают сходные звуки , сюда не относится , потому что при этом « не обращается внимание на характер самих звуков » (Ueb. die Versch. 82). дает только цветное пространство известных очертаний , которое зритель дополняет сам ); так язык представляет предмет , как он слышится уху » ( т е дает только звук , упуская все остальные признаки ). Во всяком случае здесь звук сам по себе имеет нечто общее с предметом . « Обозначение , подражающее предмету не прямо , а в чем - то третьем , общем звуку и предмету Этот способ можно назвать символическим , хотя понятие символа в языке гораздо обширнее Здесь для обозначения предмета избираются звуки частью сами по себе , частью по сравнению с другими , производящие на слух впечатление , подобное тому , какое сам предмет производит на душу ; так звуки слов stehen, st&ig, starr производят впечатление чего - то прочного (des Festen), санскритский звук li, таять , разливаться , - жидкого (der zerfliessenden), звуки слов nicht, nagen, Neid - чего - то будто сразу и гладко отрезанного » ( ср наше « отказать - т е сказать нет - наотрез »). « Таким путем предметы , производящие сходные впечатления , получают слова с преобладающими сходными звуками , как wehen. Wind, Wolke, Wirren, Wunsch, в которых звуком W выражается какое - то зыбкое , беспокойное , неясное для чувств движение (durcheinander gehende Bewegung, напр ., волнение облаков , которые катятся одно за другим и одно через другое ). Обозначение , основанное на известном значении отдельных звуков и целых из разрядов , господствовало , быть может , исключительно , при первобытном создании слов » (primitive Wortbezeichnung). Из всего приведенного места , как кажется , можно вывести , что не только первобытный человек , по мнению Гумбольдта , придавал звуку объективное значение и невольно ставил это последнее связью между звуком и предметом , но что и сам Гумбольдт разделяет этот взгляд Ему мало знать , что слова siatig, starr потому имеют в себе звуки st, что относятся к корню sta: взятые отдельно от своего значения в слове , звуки эти имеют для него характер постоянства , прочности , и уже потому очень приличны понятиям , обозначенным упомянутыми словами Отсюда вытекает два вопроса : прав ли наблюдатель , имеющий пред собой уже созданное слово , если в самом звуке этого слова находит указание на обозначаемый им предмет ; и если прав , то могло ли такое стремление искать в звуке самостоятельного значения быть одной из сил , необходимых для образования слова ? Что касается до первого , то прежде всего следует признать за факт , что во всех людях более или менее есть наклонность находить общее между впечатлениями различных чувств Вполне убедительным доказательством существования такой общечеловеческой наклонности может служить язык , но , разумеется , только для того , кто считает все Потому что , как мы понимаем это место , значение во всяком слове обозначается символически " Ueb. die Versch. 80-81. 76 фигурные выражения ( а в языке , сказать между прочим , нет непереносных выражений ) не за роскошь и прихоть , а за существенную необходимость мысли В славянских языках , как и во многих других , вполне обыкновенны сближения восприятий зрения , осязания и вкуса , зрения и слуха Мы говорим о жгучих вкусах , резких звуках ; в народных песнях встречаются сравнения света и громкого , ясного звука Вероятно , тайное влияние языка навело слепорожденного на мысль , что красный цвет , о котором ему говорили , должен быть похож на звук трубы Но и независимо от языка возможны подобные сближения . « Мы сравниваем , - говорит Лоце , - низкий тон с темнотой , а высокий - со светом , в ряду гласных мы видим сходство с гаммой цветов , а цвета для иной впечатлительной чувственности повторяют свойства вкусов Конечно , большое различие как телесной организации , так и душевных свойств различных неделимых делает невозможным общее согласие во всем этом ; если , быть может , еще для всякого а относится к у , как черный цвет к белому , то не всякому е представляется похожим на желтый , и - на красный , о - на голубой цвет ", точно так не всякий узнает в красном цвете - ароматическую сладость , в голубом водянистую кислоту , в желтом металлический вкус Мы можем также согласиться , что и для каждого порознь сходства , замечаемые между различными ощущениями , основываются не на сравнении непосредственного их содержания , а на ощущении (gewahrwerden) более слабого и скрытого сходства потрясений , какие испытывает от них общее чувство Но все эти уступки не изменяют значения подобного взгляда на чувственные восприятия для человеческого развития Довольно , что в каждом человеке есть стремление к таким сравнениям ; достигаются ли этим результаты убедительные для всех , или нет , но во всяком случае для самого сравнивающего мир , воспринимаемый его чувствами , превращается в игру явлений , в которой отдельные образы указывают друг на друга и на идеальное содержание , коему все они служат выражениями , лишь настолько различными по форме , что фантазия может почувствовать единство их происхождения Пусть мы ошибаемся в этих сравнениях , принимая сходство нашего страдания от впечатления за сродство собственного содержания этих последних ; но все же следует помнить , что на такой ошибке основана вся чувственность ; повсюду она видит в формах нашего внутреннего возбуждения природу внешних для нас предметов Призрачен ли этот взгляд , или нет , но он есть одна из естественных стихий нашей чувственности и имеет неизмеримое влияние на все наше миросозерцание »^. Мы можем применить это к языку и сказать , что вполне законно видеть сходство между известным членораздельным звуком и видимым или осязаемым предметом , но должны заметить , что не слыхали ни об одном из подобных сравнений , которое бы имело сколько - нибудь науч Lotze. Mikrokosm. II, 179-181. ный характер : они , как кажется , могут быть необходимы и убедительны только для самого сравнивающего Указанная Гумбольдтом опасность впасть в произвол при объяснении символизма звуков и не придти к результатам , имеющим сколько - нибудь объективное значение , происходит между прочим от того , что нет возможности не пропустить ступеней , соединяющих предмет со звуком Очень шатки будут наши сравнения равномерного тяготения часовой гири с круговращениями стрелок , если мы упустим из виду , что тяжесть гири не непосредственно движет стрелку , а посредством многих зубчатых колес , передающих друг другу и изменяющих сообщенное ею движение Во сколько же раз шатче будут наши сравнения звука и предмета , как восприятий души , природа коей никогда не уяснится нам до такой степени , как устройство механизма ? Впрочем , допустим , что многие совершенно согласно оценивают значение звука в словах позднейших формаций , подобных тем , какие Гейзе приводит в примере символического обозначения ( напр ., klar, hell, trube, dunkel, dumpf, spitz, mild и пр .) . Такое согласие в « одухотворении » звука фантазией может происходить от того , что каждый находится при этом под влиянием действительного значения этих звуков и судил бы иначе , если бы те же звуки имели другое значение У нас , в пример того , как язык для предметов и качеств грубых брал и грубые звуки , приводили когда - то между прочим слово суровый Разумеется , напирали на р , отчего слово выходило действительно живописное , но забывали или не знали , что то же р в словах того же корня сырой , сыр никому не кажется суровым , что самое слово суровый , по всей вероятности , значило прежде жидкий и тогда не представляло никакого символизма звуков Судя по таким примерам , можно думать , что звук осмысливается не сразу ; только по мере того , как он сживается с известным значением слова , человек открывает в нем необходимость его соединения с такою , а не другою мыслью Точно так человек полагает , что нужно делать все , что потруднее , правою , а не левою рукою , потому что давно уже бессознательно исполняет это правило Все это заставляет усомниться в верности мнения , что непосредственное сходство звука с чувственным образом предмета есть средство соединения представлений звука и предмета , предшествующие всякому другому , более раннее , чем ассоциация этих представлений Кажется , что символизм звука System der Sprachwiss. 95. Обыкновенно символическое значение звука совпадает не с внутренней формой , а с тем значением слова , которое мы называли субъективным Так , напр ., внутренняя форма слова милым - вероятно представление мягкости ( оно одного корня с молоть ), а символическое значение звука в милый - это ощущение сходное с тем , какое возбуждается в нас милым предметом Иначе и не может осмыслиться звук в словах , в которых забыта внутренняя форма ; но если эта форма помнится , то значение звука может быть сходно с ней Lazarus. Das Leb. der Seele, II 99-101. застает готовым не только звук , но и слово с его внутренней формой , и для самого образования слова был не нужен Он мог быть причиной преобразования звуков в готовых уже словах Так , обозначение множества и собирательности в арабском языке посредством вставки длинной гласной , обозначение прошедшего времени и длительности посредством удвоения в языках индоевропейских , могли произойти под влиянием того же чутья , которое заставляет протягивать гласную в прилагательном ( напр ., хороший ), если им хотят выразить высокую степень качества VIII. Слово , как средство апперцепции При создании слова , а равно и в процессе речи и понимания , происходящем по одним законам с созданием , полученное уже впечатление подвергается новым изменениям , как бы вторично воспринимается , т е одним словом , апперципируется Прежде чем перейти к психологическому значению слова , остановимся на значении апперцепции вообще и начнем с указания на ряд ее примеров в девятой и десятой главах 1- й части « Мертвых душ ». Дама , приятная во всех отношениях , находя , что покупка Чичиковым мертвых душ выдумана только для прикрытия и что дело в том , что Чичиков хочет увезти губернаторскую дочку , по - своему апперципирует , т е объясняет , понимает представления Чичикова и мертвых душ Когда одна из дам находит , что губернаторская дочка манерна нестерпимо , что невидано еще женщины , в которой бы было столько жеманства , что румянец на ней в палец толщиной и отваливается , как штукатурка , кусками ; когда другая полагает , напротив , что губернаторская дочка - статуя и бледна , как смерть : то обе они различно апперципируют восприятия , полученные ими в одно время и первоначально весьма сходные Точно так , когда инспектору врачебной управы , по поводу Чичикова и мертвых душ , приходят на мысль больные , умершие в значительном количестве в лазаретах , председателю казенной палаты - неправильно совершенная купчая и каждому из служащих лиц города N - свои служебные грехи ; когда , наконец , почтмейстер , не столько подверженный искушениям со стороны просителей и поэтому сохраняющий душевное равновесие , необходимое для эстетического взгляда на предмет по тому же поводу , раздражается историей о капитане Копейкине , то все это образцы различной апперцепции приблизительно того же восприятия Во всех этих и им подобных примерах сразу можно различить две стихии апперцепции : с одной стороны , воспринимаемое и объяснимое , с другой - ту совокупность мыслей и чувств которой подчиняется первое и посредством коси оно ' Ueb. die Ver:»ch.83. объясняется Свойство постоянных отношений между этими стихиями может показать , в чем сущность апперцепции вообще , и какой роли в душевной жизни может ожидать от слова В некоторых из указанных примеров можно заметить отождествление объясняемого и объясняющего Например , после того , как Чичиков признан за губернаторского чиновника , присланного на следствие , или в то время , как почтмейстер , задавши вопрос , кто такой Чичиков , восклицает : « это господа , сударь мой , никто другой , как капитан Копейкин !» - представления Чичикова и губернаторского чиновника , Чичикова и Копейкина слились и до поры уже не различаются душею Но не в слиянии восприятий или представлений заключается апперцепция : во - первых , потому что объяснение одной мысли другой в этих примерах предшествует их слиянию , и , следовательно , отлично от него , заключает его в себе , как подчиненный момент ; во - вторых , потому что слияние возможно без апперцепции Так , привычный вид окружающих нас предметов не вызывает нас на объяснение , не приводит в движение нашей мысли , вовсе нами не замечается , а непосредственно сливается с прежними нашими восприятиями этих предметов Если бы дама , которая везла к другой только что услышанную новость , занята была приведением в порядок своих мыслей , то она , как это часто с нами случается , смотрела бы на знакомые ряды домов , и не замечала бы их , видела бы перед собой лошадей , и не обратила бы внимания , скоро или медленно они бегут , потому что новые впечатления , воспринимаясь душой , беспрепятственно сливались бы с прежними Но рассказ о новости был уже готов или , быть может , дама не считала нужным к нему приготовляться и просто чувствовала непреодолимое побуждение скорее сообщить его Мысль о том , какой эффект произведет ее новость , требовала осуществления ( точно так , как мысль о пище в том , кому хочется есть , требует слияния с новыми однородными с нею восприятиями ), но новые восприятия не мирились с этой мыслью , и в препятствиях , какие находили бывшие в душе восприятия к слиянию со входившими в нее вновь , заключалась причина , почему эти последние апперципировались , почему дама выразила свое неудовольствие на то , что богадельня тянулась нестерпимо долго , и назвала ее проклятым строением , а кучеру сказала , что он несносно долго едет Таким образом ряд известных нам предметов а , Ь , с , которые исподволь представляются нашему зрению , до тех пор могут не замечаться , пока беспрепятственно сливаются с прежними представлениями а , Ь , с ; если вместо ожидаемого представления d появится не соответствующий ему предмет сГ , а неизвестный нам х , то восприятие этого последнего встретит препятствие к слиянию с прежним и может апперципироваться Мы можем сказать в таком случае : « а ! это новый дом » и т п Однако очевидно , что и не в препятствии к слиянию заключается апперцепция Хотя вполне обыкновенны случаи апперцепции , состоящие только в одном признании наличных препятствий к слиянию двух актов мысли , случаи , которые могут быть выражены общей формулой : это ( восприятие , требующее объяснения ) не то ( то есть не тождественно с тем , что мы ожидали ) или а не есть б ; но столь же часты и такие случаи , когда препятствие предшествует объяснению и устраняется этим последним Так , в известном сравнении положения чиновников города NN, ошеломленных слухами о мертвых душах и проч ., с положением школьника , которому сонному товарищи засунули в нос гусара : « он пробуждается , вскакивает - и не может понять , где он , что с ним », т е не может апперципировать новых восприятий , потому что душа его во время сна занята была другим , и массы мыслей , которые должны быть объясняющими , не могут воротиться в сознание с такой быстротой , с какой душа поражается новыми впечатлениями . « Потом уже различает он озаренные косвенным лучем солнца стены »«, и проч ., « и уже , наконец , чувствует , что в носу у него сидит гусар ». В чиновниках за таким одурением следуют вопросы (« что за притча мертвые души ?» и проч .), которые , выражая и |