Сочинение Мысль и язык
Скачать 1.57 Mb.
|
, составляющий приобретение души , в которой происходит понимание . ^ Говоря или только чувствуя , что мы , положим , издали узнали своего знакомого по росту , по походке , по платью , мы тем самым признаем , что между новым апперципируемым образом этого знакомого и прежними апперципирующими есть общие черты - именно : рост , походка , платье Эти общие черты можно назвать средством апперцепции , пото - i му что без них не было бы никакого объяснения восприятия Несколько примеров апперцепции с довольно заметной этой третьей стихией можно найти в рассуждениях по поводу списка душ , накупленных Чичиковым : « Максим Телятников , сапожник Хе , сапожник ! Пьян , как сапожник , говорит пословица », и затем типическая история конкуренции русского сапожника с немцем , которой объясняется представление Телятникова Средством при этом служит частью то , что объясняемая фамилия намекает на опоек , частью , данное вслед за ( ней представление сапожника При имени Попова , дворового человека , вспоминается беседа беспаспортного с капитаном - исправником и инвалидами и странствования из тюрьмы в тюрьму ; средством апперцепции здесь может быть фамилия , несколько указывающая на грамотность , а вернее - представления дворового человека и беглого Процесс понимания не переменится , если на место объясняющих рассказов , таких же конкретных и индивидуальных , как объясняемое , и только указывающих на общие признаки известного круга явлений , поставим отвлеченное , общее понятие Все обобщения , как , например , « это - стол », « стол есть мебель », основаны на сравнении двух мысленных единиц различного объема , сравнении , которое предполагает , что некоторое количество признаков обобщаемого частного остается и в общем Не труднее найти средство апперцепции в собственных сравнениях , если они сразу нам понятны : « мирская молва - морская волна », потому что и молва и волна непостоянны ; « желтый цвет - женский привет : как цвет отцветет , привет пропадет » и т п Третье , общее между двумя члецами сравнения (tertium comparationis), есть и средство апперцепции В народной поэзии много сравнений , которые кажутся только повторением того самого , что в простейшем виде происходит при обыкновенном обозначении восприятия одним словом Так , например , рядом с сравнением жизни больного или несчастною человека с медленным и пасмурным горением ( в выражении « не горит , а тлеет ») можно поставить областное модеть , о дровах : тлеть , худогореть ; о человеке : хиреть , болеть Предположим , что второе значение появилось позже первого Сначала это второе значение существовало в душе , хотя быть может в течение самого неуловимого мгновения , только как восприятие , которое так относится к своему позднейшему виду , как содержание сознания человека , разбуженного новыми впечатлениями и еще бессильного дать себе отчет в том , что его окружает , и теми же впечатлениями уже покоренными и переработанными мыслью Человек еще не знал , что ему делать с поразившим его восприятием болезни ; потом объяснил себе это восприятие , т е апперципировал его уже сложенными в одно целое восприятиями огня Между болезнью и огнем было для него нечто общее ( иначе не было бы апперцепции ), и это общее выразилось словом модеть , которое тем самым стало средством апперцепции Быть посредником между двумя столь разнородными группами восприятий , как огонь и болезнь , слово может только потому , что его собственное содержание , его внутренняя форма обнимает не все признаки горения , а только один из них , встречаемый и в болезни Разумеется , что внутренняя форма слов служит третьей общей между двумя сравниваемыми величинами и тогда , когда апперципируемое , обозначаемое словом , однородно с апперципирующим , т е когда , например , слову модеть придавалось не новое ему значение болезненного состояния , а называлось им новое , во многом отличное от прежних , восприятие горения Слово , взятое в целом , как совокупность внутренней формы и звука , есть прежде всего средство понимать говорящего , апперципировать содержание его мысли Членораздельный звук , издаваемый говорящим , воспринимаясь слушающим , пробуждает в нем воспоминание его собственных таких же звуков , а это воспоминание посредством внутренней формы вызывает в сознании мысль о самом предмете Очевидно , что если бы звук говорящего не воспроизвел воспоминания об одном из звуков , бывших уже в сознании слушающего и принадлежащих ему самому , то и понимание было бы невозможно Но для такого воспроизведения нужно не полное , а ' Steinthal. Zur Sprachphilos. Zeitschr. f. Philos. v. Fichle eic. XXXII, 93-5. только частное слияние нового восприятия с прежним При единстве человеческой природы некоторое различие в рефлективных звуках , издаваемых разными неделимыми , не могло мешать созданию слова , точно так , как и теперь разнообразные оттенки в произношении отдельного слова , переданного нам прежними веками , не мешают пониманию Так как чувство вообще обусловливается совокупностью личных свойств человека , то и различие внутренней формы ономато - поэтического слова должно быть признано apriori; но и оно , подобно разнообразию звуков , не переходя известных пределов , не обнаруживаясь заметным образом в разнице звуков , не существует для сознания и не мешает пониманию Так и на последующих степенях развития языка : мы понимаем сказанное другим слово сильный , т е признаем тождество внутренней формы этого слова в нас самих и в говорящем , потому что и мы , обыкновенно бессознательно , относим его к слову сила Что касается до самого субъективного содержания мысли говорящего и мысли понимающего , то эти содержания до такой степени различны , что хотя это различие обыкновенно замечается только при явных недоразумениях ( напр ., в сказке о набитом дураке ', где дурак придает общий смысл советам матери , которые годятся только для частных случаев ), но легко может быть сознано и при так называемом полном понимании Мысли говорящего и понимающего сходятся между собой только в слове Графически это можно бы выразить двумя треугольниками , в которых углы В , А , С и Д , А , Е , имеющие общую вершину А и образуемые пересечением двух линий В , Ей С , Д , необходимо равны друг другу , но все остальное может быть бесконечно разнообразно Говоря словами Гумбольдта , « никто не думает при известном слове именно того , что другой », и это будет понятно , если сообразим , что даже тогда , когда непонимание по - видимому невозможно , когда , например , оба собеседника видят перед собой предмет , о котором речь , что даже тогда каждый в буквальном смысле смотрит на предмет со своей точки зрения и видит его своими глазами Полученное этим путем различие в чувственных образах предмета , зависящее от внешних условий ( различия точек зрения и устройства организма ), увеличивается в сильнейшей степени от того , что новый образ в каждой душе застает другое сочетание прежних восприятий , другие чувства , и в каждой образует другие комбинации Поэтому всякое понимание есть вместе непонимание , всякое согласие в мыслях - вместе несогласие . « Сообщение мысли » есть речение , которое всякий , если не сделает Афан Нар Р Ск . II, 17. Мать советует дураку говорить тем , которые несут мертвого : « канун да ладон », а дурак таким образом приветствует и снадьбу В малорусской сказке про Ивана Голика один из двух братьев хочет из трех дубов срубить комору , а другой из тех же дерев сделать виселицу ' НимЬ . Ueb. die Versch. 66. некоторого усилия над собой , поймет не в переносном , а в собственном смысле Кажется , будто мысль в речи переходит вполне или отчасти к слушающему , хотя от этого не убавляется умственной собственности говорящего , как пламя горящей свечи не уменьшится от того , что она , по - видимому , делится им с сотней других Но как в действительности пламя свечи не дробится , потому что в каждой из зажигаемых свечей воспламеняются свои газы , так и речь только возбуждает умственную деятельность понимающего , который ., понимая , мыслит своей собственной мыслью . « Люди , - говорит Гумбольдт , - понимают друг друга не таким образом , что действительно передают один другому знаки предметов » ( вроде тех , посредством коих велись беседы в немом царстве , которое было посещено Гулливером ), « и не тем , что взаимно заставляют себя производить одно и то же понятие , а тем , что затрагивают друг в друге то же звено цепи чувственных представлений и понятий , прикасаются к тому же клавишу своего духовного инструмента , вследствие чего в каждом восстают соответствующие , но не те же понятия »^ Человек невольно и бессознательно создает себе орудия понимания , именно членораздельный звук и его внутреннюю форму , на первый взгляд непостижимо простые сравнительно с важностью того , что посредством их достигается Правда , что содержание , воспринимаемое посредством слова , есть только мнимоизвестная величина , что думать при слове именно то , что другой , значило бы перестать быть собой и быть этим другим , что поэтому понимание другого , в том смысле , в каком обыкновенно берется это слово , есть такая же иллюзия , как та , будто мы видим , осязаем и проч самые предметы , а не свои впечатления ; но нужно прибавить , это величественная иллюзия , на которой строится вся наша внутренняя жизнь Чужая душа действительно для нас потемки , но много значит уже одно то , что , при понимании , к движению наших собственных представлений примешивается мысль , что мыслимое нами содержание принадлежит вместе и другому В слове человек находит новый для себя мир , не внешний и чуждый его душе , а уже переработанный и ассимилированный душой другого , « открывает существо с такими же потребностями , и потому способное разделять чувствуемые им темные стремления »^. К возбуждениям мысли , какие уединенный человек получает от внешней природы , в обществе присоединяется новое , ближайшим образом сродное с его собственной природой , именно слово Несомненно , что келейная работа мысли есть явление позднейшее , предполагающее в душе значительный запас опытности ; она и теперь была бы невозможна без развития письменности , заменяющей беседу Без книг и без людей едва ли кто и теперь был бы способен НитЬ . Ueb. die Versch. 201-2. Сравни также : lb.208-10. ^ НитЬ . Ib. 30. к сколько - нибудь продолжительным и плодотворным усилиям ума ; без размена слов человек при всевозможных внешних возбуждениях нравственно засыпает , « не горит , а тлеет », как пасмурно и печально тлеющая головня Если , наоборот , в спорах и вообще в одушевленном разговоре , речь течет свободнее и приобретает стилистические достоинства , незаметные при уединенной мысли , которая есть та же речь , но только сокровенная , то это зависит от внутренних достоинств мысли , вызываемых словом , от совершенств апперцепции , от порождаемого словом убеждения , что сказанное нами будет понято и заслужит сочувствие Здесь можно ожидать вопроса , что именно дает слову силу производить понимание , и почему слово в этом отношении незаменимо никаким другим средством ? В душе животного и человека и без слова существуют прочные ассоциации прежних восприятий , мгновенно вызываемые в сознании новыми впечатлениями , подобными прежним , и возвратом своим производящие известные действия Если , например , лошадь трогается с места и останавливается по слову человека , то не обнаруживает ли она этим понимания ? В ней восстают образы , согласные с природой ее души , но соответствующие душевным движениям человека , однако она не знает результатов того , что в ней происходит При таких условиях и между людьми не будет понимания Представим себе , что страх , поразивший человека , производит на его лице столь сильную и выразительную игру мускулов , что невольно овладевает всеми присутствующими Очевидно , что здесь также мало понимания свободной деятельности мысли , как и в панической зевоте , возбужденной одним из собеседников Между тем , такая зевота тоже посредствуется чувственными восприятиями , известным состоянием души , а потому имеет и психическое значение Но стоит кому - нибудь сказать « страшно !» или « скучно !», и явится понимание , т е говорящий заметит свое состояние , изменит его известным образом , подчинивши деятельности своей мысли Понимание другого произойдет от понимания самого себя Это последнее сравнительно с непосредственным чувством или восприятием есть уже сложное явление , которое делается возможным только при помощи внешних средств Мысль и сопровождающее ее чувство обнаруживается частью в звуках , частью в других движениях , например , в изменениях физиономии и т п Язык движений , как средство самонаблюдения , не имеет большего значения Во - первых , способность наблюдать за собственными движениями добывается человеком поздно и есть уже следствие значительного развития посредством языка : в большей части случаев движения , произведенные чувством , исчезают без видимого следа , потому что нельзя же находиться под влиянием сильного чувства и наблюдать в зеркале игру своей физиономии Звук гораздо более способен удовлетворить потребности человека иметь вне себя и пред собой указание на душевные события Без всякого намерения со своей стороны человек замечает звуки своего голоса ; его внутрен няя деятельность , прокладывая себе путь через уста и возвращаясь в душу посредством слуха , получает ' действительную объективность , не лишаясь в то же время своей субъективности Чтобы получить уже теперь некоторое понятие , что следует за таким объектированьем мысли , довольно вспомнить , что даже на недоступных для многих высотах отвлеченного мышления , а тем более в начале развития , наша собственная темная мысль мгновенно освещается , когда мы сообщим ее другому , или , что все равно , напишем В этом одном смысле , независимо от предварительного приготовления , docendo discimus. Вс ^ вторых , если бы даже каждый раз волей или неволей мы видели себя , то и тогда таких указаний было бы мало для понимания , потому что по самой своей природе они очень неопределенны Быть может , чувство , сопровождающее каждое отдельное сочетание мыслей , иначе выражается на лице , но нам кажется , что человек точно так смеется от одного смешного , как и смеялся бы от многого другого , различного по содержанию Отсюда видно , что преимущества звука пред всевозможными средствами самонаблюдения заключаются как в том , что он , исходя из уст говорящего , воспринимается им посредством слуха , так и в том , что , становясь членораздельным , он достигает легко уловимого разнообразия и определенности Можно сказать , что разница между животным и человеком лишь в том , что только последний может создать себе такое средство понимания ; но это создание , кроме физиологических условий , предполагает в человеческой душе ей исключительно свойственное совершенство всех ее движений , особую силу , определимую только по результатам ее деятельности Итак , слово есть настолько средство понимать другого , насколько оно средство понимать самого себя Оно потому служит посредником между людьми и установляет между ними разумную связь , что в отдельном лице назначено посредствовать между новым восприятием ( и вообще тем , что в данное мгновение есть в сознании ) и находящимся вне сознания прежним запасом мысли Сила человеческой мысли не в том , что слово вызывает в сознании прежние восприятия ( это возможно и без слов ), а в том , как именно оно заставляет человека пользоваться сокровищами своего прошедшего Замечания об особенностях влияния апперцепции в слове на мысль отдельного человека , или короче - о значении представления ( потому что внутренняя форма , по отношению к тому , что посредством нее мыслится , к тому содержанию слова , которое мы выше называли субъективным , есть представление в тесном смысле этого слова ) откладываем до следующей главы ' НитЬ . Ueb. die Versch. 54. 4 A.A. ПОТЕБНЯ 97 IX. Представление , суждение , понятие Чувственные восприятия представляются наблюдению не одной сплошной массой , а рядом групп ; стихии каждой из этих групп порознь находятся между собой в |