Сочинение Мысль и язык
Скачать 1.57 Mb.
|
миру и судьбе Лишь тогда , когда он останавливается так , где или внешняя сила , или его ' собственная страсть грозит нарушить его равновесие , лишь тогда происходит раздражение и отчаяние (verzweifein der Missmuth). Так выгодно , однако , место , указанное ему в ряду предметов , что гармония и спокойствие немедленно восстановляются , как скоро он завершил круг явлений , представляемых ему фантазией в серьезные минуты рассчета с судьбой (in dies. Augenb. einer ernsten Ruhrund)»'. Успокоительное действие искусства условливается именно тем , что оно идеально , что оно , связывая между собой явления , очищая и упрощая мысль , дает ее обзор , ее сознание прежде всего самому художнику , подобно тому , как успокоительная сила слова есть следствие представления образа Представление и идеал , разлагая волнующее человека чувство , уничтожают власть последнего , отодвигают его к прошедшему Необъективированное состояние души покоряет себе сознание , объективированное в слове или произведении искусства - покоряется ему , ложится в основание дальнейшей душевной жизни Отсюда , как слово , так и художественное произведение заканчивает периоды развития художника , служит поворотной точкой его душевной жизни Признания поэтов , из коих один стихами отделался от могучего образа , много лет возмущавшего его ум , другой передавал своим героям свои дурные качества , служат блистательными доказательствами того , что и искусство есть орган самосознания Находя , что художественное произведение есть синтез трех моментов ( внешней формы , внутренней формы и содержания ), результат бессознательного творчества , средство развития мысли и самосознания , т е видя в нем те же признаки , что и в слове , и наоборот , открывая в слове идеальность и цельность , свойственные искусству , мы заключаем , что и слово есть искусство , именно поэзии Очевидно , что не одна и та же внутренняя потребность вынуждает появление пластических искусств и музыка , с одной - и слова с поэзией - с другой стороны : искусства выражают разные стороны Негш . u. Dor. 29. " Этот дикий бред Преследовал мой разум много лет , Но я , расставшись с прочими мечтами И от него отделался - стихами Лерм душевней жизни , и потому незаменимы одно другим . « Можно бы было , - говорит Ляцарус , - обозначить части статуи , или всю ее , рядом указаний ( напр ., высокий лоб , кудрявая борода , длинные , вьющиеся волосы , возвышенное выражение лица ); но точного изображения ее нельзя бы было достигнуть словами , а математическими формулами размеров и изгибов - разве только тогда , когда бы мы , как олицетворенная математика , могли составить бесконечное множество таких формул и сложить их в наглядный образ »'. Но цель такой невероятной работы , то есть переложение статуи на другой язык , не была бы достигнута , потому что требуемое эстетическое впечатление можно получить не от совокупности формул или слов , а от результата их сложения , т е от самой статуи То же следует сказать о зодчестве , живописи и музыке по отношению их друг к другу и к поэзии , языку и условливаемой ими науке Различные направления человеческой мысли не повторяют друг друга , потому что не извне принесены и случайны , а вытекают из самой сущности человека Незаменимость одного искусства другими или словом , не только не противоречит , но даже требует такой их связи , по которой одно искусство является условием существования другого Не думая браться за решение важной и трудной народно - психологической задачи о значении поэзии в истории прочих искусств , мы упомянем только о том , что поэзия предшествует всем остальным уже потому одному , что первое слово есть поэзия Сначала все искусства служат , если не исключительно , то преимущественно религии , которая развивается только в языке и поэзии Прежде дается человеку власть над членораздельностью и словом , как материалом поэзии , чем уменье справиться со своим голосом , а тем более , чем та степень технического развития , которая предполагается пластическими искусствами Отсюда , между прочим , можно объяснить , почему гомерические песни многим древнее времени процветания ваяния и зодчества в Греции , почему вообще совершеннейшие произведения народной поэзии относятся к таким временам , когда люди не в состоянии были бы ни понять , ни произвести что - либо достойное имени картины или статуи Принявши , что народная поэзия , как и язык , есть произведение безличного творчества , мы найдем и другую причину упомянутого явления , именно , что зодчество , ваяние и живопись предполагают уже обособление и выделение из массы личности художника , следовательно , возможность значительной степени самосознания и познания природы , коим начало полагается языком Вначале слово и поэзия сосредоточивают в себе всю эстетическую жизнь народа , заключают в себе зародыши остальных искусств в том смысле , что совокупность содержания , доступного Das Leb. der Seele, II, 222. только этим последним , первоначально составляет невыраженное и несознанное дополнение к слову До значительной степени это относится и к музыке Хотя периоды выделения искусств из слова давно уже пройдены и забыты высшими слоями человечества и музыка давно уже стала самостоятельным искусством , в большинстве случаев вовсе не требующим и , по - видимому , не предполагающим слова ; но в остальных классах почти на наших глазах совершается процесс отделения музыки от поэзии Только в более близкие к нам времена песня может петься ради напева , может механически сшиваться из обрывков почти без всякого внимания к содержанию ; это предполагает , с одной стороны - падение народной поэзии , зависящее от судеб языка , с другой - усложнение музыкальных мотивов , т е стремление выделить и сознать , объективируя в искусстве , чувство , невыразимое словом Сказанное Ляцарусом о нравственном развитии вполне применяется и к художественному : « Все более благородные , тонкие и нежные отношения нравственной жизни могут развиться только тогда , когда предшествующие их степени достигли полной ясности сознания Нравственная жизнь начинается с чувств и внутренних образов (innere Anschauungen); эти чувства большей частью темный неопределенный предмет внутреннего восприятия (der inneren Wahrnehmung), но они могут достигнуть определенности , образоваться в представления , которые обозначаются и упрочиваются словом Лишь тогда , когда прежние чувства стали представлениями , возникают из них новые , более нежные ; отрасли чувства должны стать ветвями представлений , и из этих пускаются новые побеги ; язык упрочивает и укрепляет произведенное душой и тем дает ей возможность перейти к новой творческой деятельности Так происходящее облагорожение человека состоит конечно не в том , что человек делает первоначальную естественную жизнь своего чувства предметом холодной и отвлеченной рефлексии ; оно возможно только под условием возвышения естественного мира чувства до степени духовной собственности души , до ясных представлений ». Болезненное , расслабляющее действие анализа своих чувств происходит только от неполноты и несовершенства анализа , сам по себе , он - могущественное средство человеческого развития . « Так и из эстетических чувств развиваются представления , ведущие за собой новые чувства » и новые художественные произведения , быть может не показывающие на себе предшествующего им разложения мысли посредством слова , подобно тому , как растение , по - видимому , не носит на себе следов почвы , на которой выросло Такое же отношение языка и поэзии к другим проявлениям собственно умственной жизни Из языка , первоначально тождест Das Leb. der Seele. II, 202. венного с поэзией , следовательно из поэзии , возникает позднейшее разделение и противоположность поэзии и прозы , которые , говоря словами Гумбольдта , должны быть названы « явлениями языка ». Разумеется , это можно утверждать только в том смысле , в каком говорится о выделении из поэзии всех остальных искусств Как скульптура образуется не из поэзии , и , хотя требует известной степени ее развития , но есть новый акт творчества ; так и проза - не из поэзии , но из приготовленной ею мысли Прозу принимаем здесь за науку , потому что , хотя эти понятия не всегда тождественны , но особенности прозаического настроения мысли , требующие прозаической формы , в науке достигают полной определенности и противоположности с поэзией « И та и другая идет от действительности ( в выше определенном смысле ) к чему - то ей не принадлежащему » . Действительность и идея , закон - моменты общие и в поэзии , и в прозе ; и в той и в другой мысль стремится внести связь и законченность в разнообразие чувственных данных ; но различие свойственных им средств и результатов требует , чтобы оба эти направления мысли поддерживали и дополняли друг друга до тех пор , пока человечество « стремится ». « Поэзия берет действительность в чувственном проявлении (wie sie Susserlich und innerlich empfunden wird), не заботясь о том , почему (wodurch) она - действительность , и даже намеренно устраняя этот ее характер ». Из преобразования чувственных восприятий , а не из какихлибо других источников , она берет , положим , что « у царя Трояна козьи уши », но устраняет от себя поверку этого образа новыми восприятиями , не спрашивает , мог ли Троян иметь козьи уши , удовлетворяется тем смыслом , какой имеет этот образ сам по себе . « Проза , напротив , доискивается в действительности именно того , чем она кренится в бытии , тех волокон , которые связывают ее с этим последним В свою очередь она не признает за факт того , что у Трояна козьи уши », прельщаясь тем , что этот образ ведет к сознанию необходимости и связи известных нравственных явлений , или же интересуется этим образом только как феноменом душевной жизни поэта и проч В поэзии связь образа и идеи не доказывается , а утверждается , как непосредственное требование духа ; в науке подчинение факта закону должно быть доказано , и сила доказательств есть мера истины Доказательство есть всегда разложение первоначальных данных , а потому только что высказанную мысль можно выразить и иначе , именно : поэтический образ не разлагается во время своего эстетического действия , тогда как научный факт тем более для нас осмыслен , чем более раздроблен , т е чем более развилось из него Ueb. die Versch. 243. ^ lb.230. ^ Ib. 230-1. 140 суждений Отсюда чем легче апперципируются поэтические образы и чем больше происходящее отсюда наслаждение , тем совершеннее и законченнее кажутся нам эти образы , между тем как , напротив , чем лучше понимаем научный факт , тем более поражаемся неполнотой его разработки Есть много созданных поэзией образов , в которых нельзя ничего ни прибавить , ни убавить ; но нет и не может быть совершенных научных произведений Такая противоположность поэзии и науки уяснится , если сведем ее на отношение простейших стихий той и другой , представления и понятия В языке поэзия непосредственно примыкает к лишенным всякой обработки чувственным данным ; представление , соответствующее идеалу в искусстве , назначенное объединять чувственный образ , во время апперцепции слова до тех пор не теряет своей особности , пока из чувственного образа не создало понятия и не смешалось со множеством признаков этого последнего Наука тоже относится к действительности , но уже после того , как эта последняя прошла через форму слова ; наука невозможна без понятия , которое предполагает представление ; она сравнивает действительность с понятием и старается уравнять одно с другим , но так как количество признаков в каждом кругу восприятий неисчерпаемо , то и понятие никогда не может стать замкнутым целым Наука раздробляет мир , чтобы сызнова сложить его в стройную систему понятий ; но эта цель удаляется по мере приближения к ней , система рушится от всякого не вошедшего в нее факта , а число фактов не может быть исчерпано Поэзия предупреждает это недостижимое аналитическое знание гармонии мира ; указывая на эту гармонию конкретными своими образами , не требующими бесконечного множества восприятий , и заменяя единство понятия единством представления , она некоторым образом вознаграждает за несовершенство научной мысли и удовлетворяет врожденной человеку потребности видеть везде цельное и совершенное Назначение поэзии - не только приготовлять науку , но и временно устраивать и завершать невысоко от земли выведенное ее здание В этом заключается давно замеченное сходство поэзии и философии Но философия доступна немногим ; тяжеловесный ход ее не внушает доверия чувству недовольства односторонней отрывочностью жизни и слишком медленно исцеляет происходящие отсюда нравственные страдания В этих случаях выручает человека искусство , особенно поэзия и первоначально тесно связанная с ней религия В обширном и вместе строгом смысле все достояние мысли субъективно , т е хотя и условлено внешним миром , но есть произведение личного творчества ; но в этой всеобъемлющей субъективности можно разграничить объективное и субъективное и отнести к первому науку , ко второму - искусство Основания заключаются в следующем : в искусстве общее достояние всех есть только образ , понимание коего иначе происходит в каждом , и может состоять только в неразложенном ( действительном и вполне личном ) чувстве , какое возбуждается образом ; в науке же нет образа и чувство может иметь место только как предмет исследования ; единственный строительный материал науки есть понятие , составленное из объективированных уже в слове признаков образа Если искусство есть процесс объективирования первоначальных данных душевной жизни , то наука есть процесс объективирования искусства Различие степеней объективности мысли тождественно с различием степеней ее отвлеченности : самая отвлеченная из наук , математика , есть вместе самая несомненная в своих положениях , наименее допускающая возможность личного взгляда Многое заставляет предположить , что наша обыденная мысль , которая , по - видимому , только скользит по поверхности предметов и лишена всякой глубины , что даже эта мысль есть очень сложное и относительно позднее явление , составляющее результат научного анализа , предполагающее еще более поверхностную мысль Мы можем ви деть это , сравнивши отвлеченность разговорного нашего языка с поэтичностью житейского , будничного языка простонародья , обративши внимание на недостижимую для нас цельность миросозерцания в простолюдине Тогда , например , как образованный человек со всех сторон окружен неразрешимыми загадками и за бессвязной дробностью явлений только предпо пагает их связь и гармонию , для народной поэзии - эта связь действительно , осязательно существует , для нее нет незаполненных пробелов знания , нет тайн ни этой , ни загробной жизни Наука медленно , но неутомимо разрушает эту узкую , но прекрасную цельность ; она расширяет пределы мира ( потому что господство поэзии возможно только тогда , когда , например , земля кончается для нас там , где она сходится с небом , когда почти совершенно невозможен вопрос , на чем держится море , по которому плавает кит , носящий землю , и т п .), но вместе уменьшает значение известного по отношению к неизвестному , представляет первое только незначительным отрывком последнего Впрочем , должны быть нормальные отношения между противоположными свойствами поэтической и научной деятельности , должно быть между ними известное равновесие , нарушение коего отзывается в человеке страданием Как мифы принимают в себя научные положения , так наука не изгоняет ни поэзии , ни веры , а существует рядом с ними , хотя ведет с ними споры о границах Слово только потому есть орган мысли и непременное условие всего позднейшего развития понимания мира и себя , что первоначально есть символ , идеал и имеет все свойства художественного произведения Но слово с течением времени должно потерять эти свойства , равно как и поэтическое произведение , если ему дана столь продолжительная жизнь , как слову , кончает тем , что перестает быть собою То и другое изменяется не от каких - либо посторонних причин , а по мере достижейия своей ближайшей цели , по мере увеличения в говорящем и слушающем массы мыслей , вызываемых образом , следовательно , так сказать , от своего собственного развития лишается своей конкретности и |