Главная страница

Сочинение Мысль и язык


Скачать 1.57 Mb.
НазваниеСочинение Мысль и язык
Дата03.06.2018
Размер1.57 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1potebnya_a_a_mysl_i_yazyk.pdf
ТипСочинение
#45803
страница21 из 32
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   32
внешнего
, можно сказать и
наоборот
, что для него вовсе нет своего я
По мере того
, как известные сочетания восприятий отделяются от этого темного
грунта
, слагаясь в
образы предметов
, образуется и
самое я
; состав этого я
зависит от того
, насколько оно выделило из себя и
объективировало не
- я
, или
, наоборот
, от того
, насколько само выделилось из своего мира
: все равно
, скажем ли мы так или иначе
, потому что исходное состояние сознания есть полное безразличие я
и не
- я
Ход объективирования предметов может быть иначе назван процессом образования взгляда на мир
: он не выдумка досужих голов
; разные его степени
, заметные в
неделимом
, повторяет в
колоссальных размерах история человечества
Очевидно
, например
, что когда мир существовал для человечества только как ряд живых
, более или менее человекообразных существ
, когда в
глазах человека светила ходили по небу не в
силу управляющих ими механических законов
, а
руководясь своими соображениями
; очевидно
, что тогда человек менее выделял себя из мира
, что мир его был более субъективен
, что тем самым и
состав его я
был другой
, чем теперь
Можно оставаться при успокоительной мысли
, что наше собственное миросозерцание есть верный снимок с
действительного мира
, но нельзя же нам не видеть
, что именно в
сознании заключались причины
, почему человеку периода мифов мир представлялся таким
, а
не другим
Нужно ли прибавлять
, что считать созданье мифов за ошибку
, болезнь человечества
, значит думать
, что человек может разом начать со строго научной мысли
, значит полагать
, что мотылек заблуждается
, являясь сначала червяком
, а
не мотыльком
?
Показать на деле участие слова в
образовании последовательного ряда систем
, обнимающих отношения личности к
природе
, есть основная задача истории языка
; в
общих чертах мы верно поймем значение этого участия
, если приняли основное положение
, что язык есть средство не выражать уже готовую мысль
, а
создавать ее
, что он не отражение сложившегося миросозерцания
, а
слагающая его деятельность
Чтобы уловить свои душевные движения
, чтобы осмыслить свои внешние восприятия
, человек должен каждое из них объективировать в
слове и
слово это привести в
связь с
другими словами
Для понимания своей и
внешней природы вовсе не безразлично
, как представляется нам эта природа
, посредством каких именно сравнений стали ощутительны для ума отдельные ее стихии
, насколько истинны для нас сами эти сравнения
, одним словом
- не безразличны для мысли
: первоначальное свойство и
степень забвения внутренней формы слова
Наука в
своем теперешнем виде не могла бы существовать
, если бы
, например
, оставившие ясный след в
языке сравнения душевных движений с
огнем
, водой
, воздухом
, всего человека с
растением и
т д
не получили для нас смысла только риторических украшений или не забылись совсем
; но тем не менее она развилась из мифов
, образованных посредством слова
Самый миф сходен с
наукой в
том
, что и
он произведен стремлением к
объективному познанию мира
Чувственный образ
, исходная форма мысли
, вместе и
субъективен
, потому что есть результат нам исключительно принадлежащей деятельности и
в каждой душе слагается иначе
, и
объективен
, потому что появляется при таких
, а
не других внешних возбуждениях и
проецируется душой
Отделять эту последнюю сторону от той
, которая не дается человеку внешними влияниями и
, следовательно
, принадлежит ему самому
, можно только посредством слова
Речь нераздельна с
пониманием
, и
говорящий
, чувствуя
, что слово принадлежит ему
, в
то же время предполагает
, что слово и
представление не составляют исключительной
, личной его принадлежности
, потому что понятное говорящему принадлежит
, следовательно
, и
этому последнему
Быть может
, мы не впадем в
противоречие со сказанным выше о
высоком значении слова для развития мысли
, если позволим себе сравнить его с
игрой
, забавой
Сравнение
, но оно
, как говорят
, может навести на мысль
Забавы нельзя устранить из жизни взрослого и
серьезного человека
, но взрослый должен судить о
ее
важности не только по тому
, какое значение она имеет для него теперь
, а
и по тому
, что значила она для него прежде
, в
детстве
Ребенок еще не двоит своей деятельности на труд и
забаву
, еще не знает другого труда
, кроме игры
; игра
- приготовление к
работе
, игра для него исчерпывает лучшую часть его жизни
, и
потому он высоко ее ценит
Точно так
, мы не можем отделаться от языка
, хотя во многом стоим выше его
(
во многом
- ниже
, насколько отдельное лицо ниже всего своего народа
); о
важности его должны судить не только по тому
, как мы на него смотрим
, но и
по тому
, как смотрели на него предшествующие века
Не вдаваясь в
серьезные исследования
, мы здесь только намекнем на отчасти известные факты
, характеризующие этот взгляд темных веков
Теперь и
в простом народе заметно некоторое равнодушие к
тому
, какое именно из многих подобных слов употребить в
данном случае
Судя по некоторым пословицам
(
напр
., «
не вмер
Данило
, болячка вдавила
»), народу кажется смешным не видеть тождества мысли за различием слов
На такой степени развития
, как та
, на которую указывают подобные пословицы
, находимся мы
За словом
, которое нам служит только указанием на предмет
, мы думаем видеть самый предмет
, независимый от нашего взгляда
Не то предполагаем во времена далекие от нашего и
даже во многих случаях в
современном простом народе
, употребляющем упомянутые пословицы
Между родным словом и
мыслью о
предмете была такая тесная связь
, что
, наоборот
, изменение слова казалось непременно изменением предмета
В
пример этого
Ляцарус приводит анекдот про немца
, который к
странностям французов причислял то
, что хлеб они называют
Ведь мы же
, ответил ему другой
, говорим
Да
, сказал тот
, но оно
Brod и
есть
Следует заметить
, что для этого не
^
ща была уже
, без сомнения
, потеряна внутренняя форма слова
Brod , оно ничего ему не объясняло
, а
между тем казалось единственно законным названием хлеба
Это дает нам право предположить
, что в
то время
, когда слово было не пустым знаком
, а
еще свежим результатом апперцепции
, объяснения восприятий
, наполнявшего человека таким же радостным чувством творчества
, какое испытывает ученый
, в
голове коего блеснула мысль
, освещающая целый ряд до того темных явлений и
неотделимая от них в
первые минуты
, что в
то время гораздо живее чувствовалась законность слова и
его связь с
самим предметом
И
в самом деле
, в
языке и
поэзии есть положи '
Ср польск
.: .
Ни
)
е украо
, него ужо
, да нико не види
. Ib. 219-,
Не
(
х
^
имсе
, но ме
Je страх
(
говорится в
шутку
, когда кто скажет
, что не боится
). Ib. 194. «
Узео наше мнило
, на му надьео име оцило
», когда кто
, взявши чужое
, переиначит его немного
, чтобы не узнали
. Ib.
230 и
пр '
Поэтому мы имеем возможность сосредоточить мысль на слове
, взятом отдельно от своего содержания
, что довольно затруднительно для ребенка
Выписываем относящееся сюда место из предисловия к
одному малоизвестному букварю
:
«
Может случиться
, что ученик не будет отделять слова от предмета
, напр
., если спросить его какой звук
(
т е
какая гласная
) в
Слове стол
, может случиться что он будет смотреть на стол и
не находить там никакого звука
В
таком случае нужно довести его до того
, чтобы он мог представлять себе слово
, как нечто отдельное от предмета
Этого можно достигнуть объяснением неизвестных ему слов
».
Завадский
По
Гримму
, brot родственно с
англ
. breotan и
предполагаемым лрв
. H.priotaa, brechen, ломать
, так что brot - то
, что ломают
, или кусают
, дробят зубами
*
Можно
, кажется
, найти довольно подобных славянских анекдотов и
пословиц
«
Непозна
)
ем ja нашега бунгура
» (
кукурузной или пшеничной каши
), казао некакав херцеговац
, кад je чуо
, турци бунгур зову пилавом
., као што га по босни турци
, особито спромашни
^, заиста и
зову и
употреблу
.;
у као пиринач
(
т е
вместо пилаву из риса
).
Поел
. 208.
Херцеговинец
(
над которым серб подсмеивается
, как
великороссиянин над хохлом
) не узнал знакомой каши
, потому что ее назвали непривычным для него именем
Ср также
: *
кад би трговац сиагда добивао
(
если бы всегда получал барыш
) не би се звао трговац
, него добиеалачМ
.\
Ь
. 115), «
Ловац
, да свагда улови
, не би се звао ловац
, него носац
, Pjc4H.
Обыкновенные названия купца
, охотника кажутся единственно законными тельные свидетельства
, что
, по верованиям всех индоевропейских народов
, слово есть мысль
, слово
- истина и
правда
, мудрость
, поэзия
Вместе с
мудростью и
поэзией слово относилось к
божественному началу
Есть мифы
, обожествляющие самое слово
Не говоря о
божественном слове
( iffyos) евреев
- еллинистов
, скажем только
, что как у
германцев
Один в
виде орла похищает у
великанов божественный мед
, так у
индусов то же самое делает известный стихотворный размер
, превращенный в
птицу
Слово есть самая вещь
, и
это доказывается не столько филологической связью слов
, обозначающих слово и
вещь
, сколько распространенным на все слова верованием
, что они обозначают сущность явлений
Слово
, как сущность вещи
, в
молитве и
занятии получает власть над природой
. Qux mare turbatum, диэе conctta flumina sistant» (Ovid. Met. VII, 150.
Ср
.: Ib.
204 и
мн др
.), эти слова имеют такую силу не только в
заговоре
, но и
в поэзии
. («
То старина
, то и
деянье
, как бы синему морю на утишенье
».
Др
Р
Ст
.), потому что и
поэзия есть знание
Сила слова не представлялась следствием ни нравственной силы говорящего
(
это предполагало бы отделение слова от мысли
, а
отделения этого не было
), ни сопровождающих его обрядов
Самостоятельность слова видна уже в
том
, что как бы ни могущественны были порывы молящегося
, он должен знать
, какое именно слово следует ему употребить
, чтобы произвести желаемое
Таинственная связь слова с
сущностью предмета не ограничивается одними священными словами заговоров
; она остается при словах и
в обыкновенной речи
Не только не следует призывать зла

Не зови зло
, jep само може дочи
»,
Ср
Поел
199), но и
с самым невинным намерением
, в
самом спокойном разговоре не следует поминать известных существ или
, по крайней мере
, если речь без них никак не обойдется
, нужно заменять обычные и
законные их имена другими
, произвольными не имеющими той силы
Сказавши неумышленно одно из подобных слов
, малорусский поселянин до сих пор еще заботливо оговаривается
: «
не примиряючи
»,
«
не перед шччю згадуючи
» (
чтобы не привидилось и
нс приснилось
); серб говорит
:
«
не буди прими
]
енено
», когда в
разговоре сравнить счастливого с
несчастным
, живого с
мертвым и
пр
. (
Ср
Поел
. 195), и
трудно определить
, где здесь кончается обыкновенная вежливость и
начинается серьезное опасение за жизнь и
счастье собеседника
Если невзначай язык выговорит не то слово
, какого требует мысль
, те исполняется не мысль говорящего
, а
слово
Например
, сербская вештица
, когда хочет лететь
, мажет себе подмышками известной мазью
(
как и
наша ведьма
) и
говорит
: «
ни о
три
, ни о
грм
(
дуб и
кустарник тоже
, как кажется
, колючий
), beh на пометно гумно
!».
Рассказывают
, что одна женщина
, намазавшись этой мазью
, невзначай вместо
«
ни с
трн и
пр
. « сказала
«
и о
трн
» и
полетевши поразрывалась о
кусты '
Много подтверждающих это немецких примеров можно найти в
мифологии и
словаре
Гримма
: славянских тоже есть очень много
X.
Поэзия
Проза
Сгущение мысли
Символизм языка
, по
- видимому
, может быть назван его поэтичностью
; наоборот
, забвение внутренней формы кажется нам прозаичностью слова
Если это сравнение верно
, то ропрос об изменении внутренней формы слова оказывается тождественным с
вопросом об отношении языка к
поэзии и
прозе
, т
е к
литературной форме вообще
Поэзия есть одно из искусств
, а
потому связь ее со словом должна указывать на общие стороны языка и
искусства
Чтобы найти эти стороны
, начнем с
отождествления моментов слова и
произведения искусства

Может быть
, само по себе это сходство моментов не говорит еще ничего
, но оно по крайней мере облегчает дальнейшие выводы
В
слове мы различаем
: внешнюю форму
, т
е членораздельный звук
, содержание
, объективируемое посредством звука
, и
внутреннюю форму
, или ближайшее этимологическое значение слова
, тот способ
, каким выражается содержание
При некотором внимании нет возможности смешать содержание с
внутренней формой
Например
, различное содержание
, мыслимое при словах жси
- лваньс
, атшшп
, pensio, gage, представляет много общего и
может быть подведено под одно понятие платы
; но нет сходства в
том
, как изображается это содержание в
упомянутых словах
: аппиит
- то
, что отпускается на год
, pensio - то
, что отвешивается
, gage (
по
Дицу
- слово германского происхождения
) первоначально
- залог
, ручательство
, вознаграждение и
проч
., вообще результат взаимных обязательств
, тогда как жалованье
- действие любви
(
ср синонимич слова миловать
- жаловать
, из коих последнее и
теперь еще местами значит любить
), подарок
, но никак не законное вознаграждение
, не
, не следствие договора двух лиц
Внутренняя форма каждого их этих слов иначе направляет мысль
: почти то же выйдет
, если скажем
, что одно и
то же новое восприятие
, смотря по сочетаниям
, в
какие оно войдет с
накопививтася в
душе запасом
, вызовет то или другое представление в
слове
Внешняя форма нераздельна с
внутренней
, меняется вместе с
ней
, без нее перестает быть сама собой
, но тем не менее совершенно от нее отлична
; особенно легко почувствовать это отличие в
словах разного происхождения
, получивших с
течением времени одинаковый выговор
: для малороссиянина слова мыло и
мило различаются внутренней формой
, а
не внешней
Те же стихии а
в произведении искусства
, и
не трудно будет найти их
, если будем рассуждать таким образом
: «
это
- мраморная статуя
(
внешняя форма
) женщины с
мечем и
весами
(
внутренняя форма
), представляющая правосудие
(
содержание
)».
Окажется
, что в
произведении искусств образ относится к
содержанию
, как в
слове представле
Steinth. Der Urspr. der Spr. i30. ние к
чувственному образу или понятию
Вместо
«
содержание
» художественного произведения можем употребить более обыкновенное выражение
, именно
, «
идея
».
Идея и
содержание в
настоящем случае для нас тождественны
, потому что
, например
, качество и
отношения фигур
, изображенных на картине
, события и
характеры романа и
т п
мы относим не к
содержанию
, а
к образу
, представлению содержания
, а
под содержанием картин
, романа разумеем ряд мыслей
, вызываемых образами в
зрителе и
читателе
, или служивших почвой образа в
самом художнике во время акта создания
Разница между образом и
содержанием ясна
Мысль о
необходимости смерти и
о том
, «
что думка за морем
, а
смерть за плечами
» одинаково приходит в
голову по поводу каждой из сцен пляски смерти
; при большой изменчивости образов содержание здесь относительно
(
но только относительно
) неподвижно
Наоборот
, одно и
то же художественное произведение
, один и
тот же образ различно действует на разных людей
, и
на одно лицо в
разное время
, точно так
, как одно и
то же слово каждым понимается иначе
; здесь относительная неподвижность образа при изменчивости содержания
Труднее несколько не смешать внутренней формы с
внешней
, если сообразим
, что эта последняя в
статуе не есть грубая глыба мрамора
, но мрамор
, обтесанный известным образом
, в
картине
- не полотно и
краски
, а
определенная цветная поверхность
, следовательно сама картина
Здесь выручает нас сравнение со словом
Внешняя форма слова тоже не есть звук
, как материал
, но звук уже сформированный мыслью
, между тем сам по себе этот звук не есть еще символ содержания
В
поздние периоды языка появляется много слов
, в
которых содержание непосредственно примыкает к
звуку
; сравнивши упомянутое состояние
слов с
таким
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   32


написать администратору сайта