Главная страница

Сочинение Мысль и язык


Скачать 1.57 Mb.
НазваниеСочинение Мысль и язык
Дата03.06.2018
Размер1.57 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1potebnya_a_a_mysl_i_yazyk.pdf
ТипСочинение
#45803
страница17 из 32
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   32
более тесной связи
, чем со стихиями других групп
Такое явление не первообразно
Соединение восприятий в
отдельные круги есть уже форма
, придаваемая душой отдельным восприятиям
, и
в некотором смысле может быть названо самодеятельностью души
, потому что хотя не обнаруживает ее свободы
, но столь же зависит от ее собственной природы
, сколько от свойства внешних возбуждений
Конечно
, слово
«
самодеятельность
» требует здесь некоторого ограничения
Нельзя себе представить таких действий души
, которые бы не были вызваны внешними условиями
, хотя
, с
другой стороны
, нет и
таких
, которые бы вполне объяснялись посторонними влияниями
В
последнем смысле даже хаотическое состояние восприятий и
свойства каждого из них порознь
- творчество души
; в
первом
- даже самосознание и
свобода воли
- явления зависимые и
несвободные
Однако есть основание видеть более самодеятельности там
, где внешние причины не прямо
, а
только посредством ряда состояний самого существа вызывают такое
, а
не другое его движение
Соединение впечатлений в
образы
, принимаемые нами за предметы
, существующие независимо от нас и
без нашего участия
, это соединение есть уже дело нашей души
, впрочем не отличающее ее от души животного
Положим
, что зрение в
первый раз дает человеку впечатления дерева на голубом поле неба
Небо и
дерево составляли бы для него одно разноцветное пространство
, один предмет
, и
навсегда остались бы одним предметом
, если бы при повторении тех же восприятий не изменялся фон
, например
, не шаталось дерево от ветра
, не заволакивалось небо облаками
Так как все это бывает
, то восприятия впечатлений
,
производимых на глаз деревом
, повторяясь каждый раз без заметных изменений или с
небольшими
, сливаются друг с
другом
, и
при воспоминании воспроизводятся всегда разом или в
том же порядке
, образуют для мысли постоянную величину
, один чувственный образ
, а
впечатления неба не сольются
, таким образом
, и
при воспроизведении будут переменной величиной
В
одно время с
впечатлениями зрения могут быть даны впечатления слуха и
обоняния
, например
, я
могу
, глядя на растение
, слышать шум его листьев и
чувствовать запах его цветов
; но впечатления осязания и
вкуса не могут быть вполне одновременны со впечатлением зрения
, потому что я
, ощупывая предмет
, скрываю от глаз обращенную ко мне часть его поверхности и
совсем не вижу предмета
, который у
меня во рту
Самое зрение одновременно представляет нам только то
, что разом обхватывается глазом
; но вместе с
этим глаз и
переходит к
одной части поверхности
, оставляя другую
В
таких случаях к
одновременности восприятия
, как основанию ассоциации
, присоединяется непосредственная последовательность
, так что
, например
, сначала одновременно получаются впечатления точек
, составляющих видимую поверхность тела
, затем тело осязается
, чувствуется его вкус
, запах
, слышится звук его падения
При этом чувственный образ предмета со многими признаками составится только тогда
, когда
("
овокупчость этих признаков будет относиться ко всем другим
, как в
приведенном выше примере выделения комплекса признаков из ряда однородных относятся постоянные впечатления от дерева к
переменчивым впечатлениям фона
, на котором оно обрисовывается
Противополохность постоянного и
изменчивого
, образуемая слиянием однородных восприятий
, здесь необходима
, потому что без нее все восприятия одновременные и
последовательные составил ') бы только один ряд
, который
, пожалуй
, можно бы назвать чувственным образом
; они постоянно находились бы в
тем состоянии
, в
каком
, вероятно
, находятся в
тт "
рвое время жизни ребенка
Изолированный ряд восприятий не всегда повторяете ':! в
том же порядке
, хотя стихии его остаются те же
Сначала
, например
, можно видеть горящие дрова
, потом слыц ать их треск и
чувствовать теплоту
, или же сначала слышать трхк
, а
потом
, уже приблизившись
, увидеть пламя и
почугствовать теплоту
Это далеко не все равно
, потому что единство чуественного образа зависит не только от тождества оставляющих его признаков
, но и
от легкости
, с
какой один признак воспроизводится за другим
Если несколько раз да
^ был ряд признаков одного образа в
порядке a h с
d е
и вслед за тем еще раз помучится признак я
,
то он легко вызовет в
сознании все следующие за ним
; но если упомянутый ряд начнется с
конца
, то признак е
сам по себе или вовсе не произведет признаков d с
и пр
., или
- гораздо медленнее
Слова
«
Отче наш
» напоминают на '.. всю мо
;.
итЕу
, но слово
«
лукавого
» не заставит нас воспроизводить ее навыворот
(
от нас ячбави и
проч
.) точно так
, как признак с
не дает нам целого образа а
, h. с
, d, с
Хотя е
могло повторяться сто
;1
ько же раз
,
^^
о тько и
а
, но это последнее
, по своему влиянию на все остальные
, будто господствует над всем образом
Если бы основания ассоииаиии положенные рядом и
,
Ь
, с
- (
в ютором смежные члены ah. be теснее связаны
, чем удаленные друг от друга а
и е
) при каждом повторении образа заменялись нов
»
чми
(
Ь
а с
, с
а
Ь
...), то так скачать
, господство передних членов
, например
, а
, над всеми остальными было бы уничтожено к
каждый мог бы с
такой же быстротой воспроизводить
ЕСС
остальные
Па деле
, пдна
^
о
, быва ет иначе
, и
это "
ависчт сколько о '; того
, что при восприятии нс исчерпываются все сочетания признаков столько и
от другой причины
В
самом кругу изолированного образа при новых воспри
.1
тиях одни черты выступают ярче от частого повторения
, другие остаются в
тени
При
СЛОРС
«
золото " нам приходит на мысль цвет а
вес
, звук м
^
гут вовсе нс прийти
, потому что не всякий раз при
виде золота мы взвешивали его и
слышали его звук
Образование такого же центра в
изолированном кругу восприятий мы можем предложить и
до языка
В
чем же после этого будет состоять излишек силы творчества человеческой души
, создающей язык
, сравнительно с
силой животного
, знающего только нечленораздельные крики
, или вовсе лишенного голоса
?
Ответ на это был уже отчасти заключен в
предшествующем
Внутренняя форма есть тоже центр образа
, один из его признаков
, преобладающий над всеми остальными
Это очевидно во всех словах позднейшего образования с
ясно определенным этимологическим значением
(
бык
- ревущий
, волк
- режущий
, медведь
- едящий мед
, пчела
- жужжащая и
пр
.), но не встречает
, кажется
, противоречия и
в словах ономато
- поэтических потому
, что чувство
, вызвавшее звук
, есть такая же стихия образа
, как устранимый от содержания колорит есть стихия картины
Признак
, выраженный словом
, легко упрочивает свое преобладание над всеми остальными
, потому что воспроизводится при всяком новом восприятии
, даже ке заключаясь в
этом последнем
, тогда как из остальных признаков образа многие могут лишь изредка возвращаться в
сознание
Но этого мало
Слово с
самого своего рождения есть для говорящего средство понимать себя
, апперципировать свои восприятия
Внутренняя форма
, кроме фактического единства образа
, дает еще знание этого единства
; она есть не образ предмета
, а
образ образа
, т
е представление
Конечно
, знание того
, что происходит в
душе
, и
притом такое несовершенное знание
, сводящее всю совокупность признаков к
одному
, может показаться весьма малым преимуществом человека
, хотя
, сравнительно с
бессознательным собиранием признаков в
один круг
, - это знание есть самодеятельность по преимуществу
; но можно думать
, что
, именно только как представление
, образ получает для человека тот высокий интерес
, какого не имеет для животного
, и
что только представление вызывает дальнейшие
, исключительно человеческие преобразования чувственного образа
Прежде чем говорить о
влиянии представления на чувственный образ
, следует прибавить еще одну черту к
сказанному выше об апперцепции
: ее отличие от простой ассоциации
, с
одной стороны
, и
слияние
- с
другой
, и
ее постоянная двучленность указывает на ее тождество с
формой мысли
, называемой суждением
Апперципи
«
Человек стремится придать предметам
, действующим на него множеством своих признаков
, определенное единство
, для выражения коего
[urn ihre (disser Einheit) Slelle zu vertreten] требуется внешнее
, звуковое единство слова
Звук не вытесняет ни одного из остальных впечатлений
, производимых предметом
, а
становится их сосудом
(wird lhr Trgger) и
своим индивидуальным свойством
, соответствующим свойствам предмета
, в
том виде
, как этот предмет был воспринят личным чувством всякого
, прибавляет к
упомянутым впечатлениям новое
, характеризующее предмет
» (HuJ-nb.Veb. die Versch. 52).
Это новое прибавляемое к
предмету словом
, есть не представление
, а
скорее то
, что мы выше назвали внутренней формой звука руемое и
подлежащее объяснению есть субъект суждения
, апперципирующее и
определяющее
- его предикат
Если
, исключив ассоциацию и
слияние
, как простейшие явления душевного механизма
, назовем апперцепцию
, которая кажется уже не страдательным восприятием впечатлений
, а
самодеятельным их толкованием
, назовем ее первым актом мышления в
тесном смысле
, то тем самым за основную форму мысли признаем суждение
Впрочем
, от такой перемены названий было бы мало проку
, если бы она не вела к
одному важному свойству слова
Представление есть известное содержание нашей мысли
, но оно имеет значение не само по себе
, а
только как форма
, в
какой чувственный образ входит в
сознание
;
оно
- только указание на этот образ
, и
вне связи с
ним
, т
е вне суждения
, не имеет смысла
Но представление возможно только в
слове
, а
потому слово
, независимо от своего сочетания с
другими
, взятое отдельно в
живой речи
, есть выражение суждения
, двучленная величина
, состоящая из образа и
его представления
Если
, например
, при восприятии движения воздуха человек кажет
: «
ветер
!», то это одно слово может быть объяснено целым предложением
: это
(
чувственное восприятие ветра
) есть то
(
т е
тот прежний чувственный образ
), что мне представляется веющим
(
представление прежнего чувственного образа
).
Новое апперципируемое восприятие будет субъектом
, а
представление
, которое одно только выражается словом
, - будет заменой действительного предиката
При понимании говорящего значение членов суждения переменится
: услышанное от другого слова бу вызовет в
сознании воспоминание о
таком же звуке
, который прежде издавался самим слушающим
, а
через этот звук
- его внутреннюю форму
, т
е представление
, и
, наконец
, самый чувственный образ быка
Представление останется здесь предикатом только тогда
, когда слушающий сам повторит только что услышанное слово
Впрочем
, такое повторение неизбежно в
малоразвитом человеке
. «
Человеку
,
- говорит
Гумбольдт
, - арождено высказывать только что услышанное
», и
, без сомнения
, молчать понимая труднее
, чем давать вольный выход движению своей мысли
Так
, дети и
вообще малограмотные люди не могут читать про себя
: им нужно слышать результат своей умственной работы
, будет ли она состоять в
простом переложении письменных знаков в
звуки
, или же и
в понимании читанного
Непосредственно истинным и
действительным на первых порах кажется человеку только ощутимое чувствами
, и
слово имеет для него всю прелесть дела
Дитя сначала говорит только отрывистыми словами
, и
каждое из этих слов
, близких к
междометиям
, указывает ка совершившийся в
нем процесс апперцепции
, на то
, что оно или признает новое восприятие заодно с
прежним
, узнает знакомый предмет
(
ляля
! мама
!), или сознает в
слове образ желаемого предмета
(
папа
, т
е хлеба
).
И
взрослые говорят отдельными словами
, когда поражены новыми впечатлениями
, вообще когда руководятся чувством и
неспособны к
более продолжительному самонаблюдению
, какое предполагается связной речью
Отсюда можно заключить
, что для первобытного человека весь язык состоял из предложений с
ьыраженным в
слове одним только сказуемым
Опасно
, однако
, упускать из виду мысль
Гумбольдта
, что не следует приурочивать термины ближайших к
нам и
наиболее развитых языков
(
напр
., сказуемое
) к
языкам далеким от нашего по своему строению
Мысль эта покажется пошлой тому
, кто сравнит ее с
советом не делать анахронизмов в
истории
, но поразит своей глубиной того
, кто знает
, как много еще теперь
(
не говоря уже о
20- х
годах
) филологов
- специалистов
, которые не могут понять
, как может быть язык без глагола
Говорят обыкновенно
, что
«
первое слово есть уже предложение
».
Это справедливо в
том смысле
, что первое слово имело уже смысл
, что оно не могло существовать в
живой речи в
том виде
, составляющем уже результат научного анализа
, в
каком встречается в
словаре
; но совершенно ошибочно думать
, что предложение сразу явилось таким
, каково в
наших языках
Язык есть средство понимать самого себя
Понимать себя можно в
разной мере
; чего я
в себе не замечаю
, то для меня не существует и
конечно не будет мной выражено в
слове
Поэтому никто не имеет права влагать в
язык народа того
, чего сам этот народ в
своем языке не находит
Для нас предложение немыслимо без подлежащего и
сказуемого
; определяемое с
определительным
, дополняемое с
дополнительным не составляют для нас предложения
Но подлежащее может быть только в
именительном падеже
, а
сказуемое невозможно без глагола
(verbum finitum); мы можем не выражать этого глагола
, но мы чувствуем его присутствие
, мы различаем сказательное
(
предикативное
)
отношение
("
бумага бела ") от определительного
("
белая бумага ").
Если б
мы не различали частей речи
, то тем самым мы бы не находили разницы между отношениями подлежащего и
сказуемого
, определяемого и
определения
, дополняемого и
дополнения
, то есть предложение для нас бы не существовало
Очевидно
, дитя и
первобытный человек не могут иметь в
своем языке предложения уже потому
, что не знают ни падежей
, ни лиц глагола
, что говорят только отдельными словами
Но эти слова
, сказал
Беккер
, - глаголы
, сказуемые
, существенная часть предложения
Это неверно
: «
цаца
!», «
ляля
!», «
папа
!» названия не действий
, а
предметов
, узнаваемых ребенком
; в
этих словах может слышаться требование
, и
в таком случае они скорее могли бы быть переведены нашими дополнительными
«
Если представить себе
, - говорит
Гумбольдт
, - создание языка постепенным
(
а это естественнее всего
), то нужно будет принять
, что это создание
, подобно всякому рождению
(Entstehung) в
природе
, происходит поначалу развития изнутри
»^
Чувство
, проявлявшееся в
звуке
, заключает в
себе все в
зародыше
,
' . но не все в
то же время видно в
звуке '.
Разумеется
, если знаем
, что содержание мысли
, обозначаемой языком
, идет от большого числа отдельных чувственных восприятий и
образов
, а
звуки языка
- от многих рефлексий чувства
, то не станем думать
, что язык вылупился из одного корня
, как
, по индийскому мифу
, вселенная из яйца
, но согласимся
, что каждое первобытное слово представляло только возможность позднейшего развития известного рода значений и
грамматических категорий
Удерживая разницу между организмом
, имеющим самостоятельное существование
, и
словом
, которое живет только в
устах человека
, можем воспользоваться сравнением первобытного слова с
зародышем
: как зерно растения не есть ни лист
, ни цвет
, ни плод
, ни все это взятое вместе
, так слово вначале лишено еще всяких формальных определений и
не есть ни существительное
, ни прилагательное
, ни глагол
«
Деятельности
, - говорит
Штейнталь
, - лежащие в
основании существительных
, не глаголы
, а
прилагательные
, названия признаков
Признак есть атрибут
, посредством коего инстинктивное самосознание понимает
(erfasst) чувственный образ
, как единицу
, и
представляет себе этот образ
Как ум наш не постигает предмета в
его сущности
, так и
язык не имеет собственных
, первоначальных существительных и
как сочетание признаков принимается нами за самый предмет
, так и
в языке есть только название признаков
».
Действительно предметы называются в
языке каждый по одной из примет
, взятой из совокупности остальных
: река
- текущая
(
кор рик
, скр рич
, течь
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   32


написать администратору сайта