Главная страница

Сочинение Мысль и язык


Скачать 1.57 Mb.
НазваниеСочинение Мысль и язык
Дата03.06.2018
Размер1.57 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1potebnya_a_a_mysl_i_yazyk.pdf
ТипСочинение
#45803
страница2 из 32
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32
, блаженному состоянию человека
. «
Тот язык
, - говорит
К
Аксаков
, - которым
Адам в
раю назвал весь мир
, был один настоящий для человека
; но человек не сохранил первоначального блаженного единства первоначальной чистоты
, для того необходимой
Падшее человечество
, утратив первобытное и
стремясь к
новому высшему единству
, пошло блуждать разными путями
; сознание
, одно и
общее
, облеклось различными призматическими туманами
, различно преломляющими его светлые лучи и
стало различно проявляться
».
В
этих замечательных словах собраны все несообразности
, которыми страдает теория откровения языка
Мудрость
, дарованная в
начале человеку безо всяких усилий с
его стороны
, а
вместе нераздельные с
нею высокие достоинства языка
, могли только забываться и
растрачиваться в
последующих странствованиях человека по земной юдоли
История языка должна быть историек
) его падения
По
- видимому это подтверждается фактами
: чем древнее флектирующий язык
, тем он поэтичнее
, богаче звуками и
грамматическими формами
; но это падение только мнимое
, потому что сущность языка
, связанная с
ним мысль растет и
преуспевает
Прогресс в
языке есть явление до такой степени несомненное
, что даже с
точки противоположной ему теории нужно было признать
, что единство
, к
которому стремится человечество своими средствами
, выше того
, которое скрыто от нас
«
призматическими туманами
».
Если же язык
, которым говорит человек
, бывший еще только сосудом высших влияний
, в
чем
- нибудь несовершеннее языка людей
, которым дана свобода заблуждаться
, согласно с
их природою
; то роль
, предоставляемая
Божеству в
создании языка
, бледна
, в
сравнении с
участием человека
, что не может быть соглашено с
чистотою религиозных верований
Самое раздробление языков
, с
точки зрения истории языка
, не может быть названо падением
; оно не гибельно
, а
полезно
, потому что
, не устраняя возможности взаимного понимания
, дает разносторонность общечеловеческой мысли
При том медленность и
правильность
, с
которою оно совершается
, указывает на то
, что искать для него мистического объяснения было бы так же неуместно
, как напр для изменений земной коры или атмосферы

^
Опыты
Русск
Грам
. 4.1.
Вып
.1. 1860.
Стр
. 3. ^
Ср
.: Grimm. Der Urspr. der Sprache.
Abhandi. der Akad. iu Berl. 1851. 115-120.
II.
Беккер и
Шлейхер
Несколько дольше остановимся на теории бессознательного происхождения языка
, построенной на сравнении языка с
физиологическими отправлениями или даже с
целыми организациями
Одним из представителей этой теории будет нам служить
Беккер
, автор книги
, к
сожалению более у
нас известной
, чем посвященное ее разбору
, прекрасное сочинение
Штейнталя
, которым мы будем пользоваться при последующем изложении
«
Организм
» есть для
Беккера ключ к
разрешению всех недоумений
, относительно языка
; но самое это слово понимается им так
, что не может объяснить ровно ничего
«
В
живой природе
, - говорит он
, - по общему ее закону
, всякая деятельность проявляется в
веществе
, все духовное
- в
телесном
, и
в этом телесном проявлении находит свое ограничение и
образование
(Gestaltung)». «
Всеобщая жизнь природы становится органическою жизнию
, проявляясь в
своих особенностях
: всякое органическое существо
(Ding) представляется воплощенною особенностью всеобщей жизни
, как бы воплощенною мыслью природы
».
Но в
мире мы находим только частности
, только
«
воплощенные
» уже
«
особенности
», а
«
мысль природы
» есть очевидно не более
, как общее понятие
, к
которому мы возводим частные явления
Такому обобщению может быть подвергнуто все без исключения
; а
потому под приведенное определение подходит и
живой организм
, вполне принадлежащий природе
, и
мертвый механизм
, представляющий намеренное видоизменение данного природой материала
Это всеобъемлющее значение организма не ограничивается и
двумя другими его признаками
, выведенными из основной мысли о
воплощении
: а
) так как
«
общая жизнь природы
» или
«
ее мысль
» - не более как родовые понятия
, по отношению к
коим понятия видовые должны иметь между собою нечто общее
, то понятно
, что все органические существа
- по отношению к
общей жизни природы
, и
отдельные органы каждого существа порознь
- по отношению к
идее этого существа
, должны быть сходны в
известных основных типах образования и
развития
; упомянутое сходство ничего
, стало быть
, не прибавляет к
первому определению организма
: б
) если в
понятии
(
идее
; слово
Begriff, по
Беккеру
, в
этом месте тождественно с
Lebens-function) органического существа заключены уже с
самого начала все особенности этого существа
, то
«
воплощение
», т
е появление его может быть не
«
внешним сложением органов
», а
«
развитием извнутри
». «
Закон развития организма заключен в
его идее
(in der besonderen Lebens-function), и
потому органическое развитие совершается по внутренней необходимости
»; как развитие извнутри
, так и
необходимость этого развития
- это свойства мысли
, независимые от того
, будет ли предметом этой мысли органическое или неорганическое
Хотя согласно с
этими положениями
,
Беккер не должен бы видеть в
мире ничего кроме организма
, потому что для всего данного может быть найдена идея
, в
нем обособленная и
управляющая его бытием
; но тем не менее он находит противоположность организму в
произведении искусства
(
т е
механизме
).
Это последнее
, говорит он
, «
вытекает
(
произвольно
) из мысли
(Reflexion), возбужденной внешнею нуждой
, а
не из самой жизни и
не с
внутренней необходимостью
(
как организм
); оно не в
себе самом носит закон своего развития
, а
получает его от разума изобретателя
» ^
Но разум или
, что на то же выйдет
, человек
, как разумное существо
, как одно из необходимых проявлений предполагаемой общей жизни природы
, есть организм
; все его отправления
, между прочим
, фабрикация машин
, внутренне необходимы
: поэтому машина
, по
Беккеру
, есть тоже организм
Она строится по зародившемуся в
мысли плану и
, следовательно
, развивается изнутри
; все ее части имеют значение только в
целом
, а
целое возможно только в
частях
, из
коих каждая носит на себе общий всем остальным отпечаток
Можно
, правда
, сказать
, что машина создается внешними средствами
, но
, во
- первых
, в
мире
, составляющем органическое воплощение своей идеи
, все средства органичны
, а
во
- вторых
, и
животное или растение развивается не иначе
, как принимая и
усваивая первоначально внешние для себя вещества
Что же до противоположения свободы
, с
какою создается машина
, и
необходимости в
жизни организма
, то оно и
для самого
Беккера не существует
, потому что свобода
, по его мнению
, есть только то в
известном явлении
, чему сразу мы не приищем закона
, так
, напр
., постоянно одинаковое число жилок в
листках плюща есть необходимость
, а
разнообразная
, то почти круглая
, то остроконечная форма этих листков
- свобода
^
Уже из сказанного можно видеть
, в
чем основная ошибка
Беккера
Он принимает явления природы за воплощение их идеи
, т
е смотрит на них по отношению к
цели
, потому что воплощение идеи есть цель явления
, в
нем самом заключенная
Это не более
, как логический прием
, применимый
, хотя неодинаково
, ко всему
, прием
, который сам по себе не может еще дать реального определения
, какое в
нем находит
Беккер
Отсюда необыкновенная путаница в
словах
, приведен
^
О
rg.d. Spr.
§4. ^ib. §6. ^SteinihaL. Gr.L-u Ps. §5, где выписка из соч
Беккера них нами вначале
Известно
, что логически правильное определение должно заключать в
себе родовой признак
(
понятие общее
) и
видовое отличие
(
понятие частное
, по отношению к
первому
); но в
определении организма
Беккер принимает за видовое такое понятие
, которое в
действительности есть общее
, по отношению к
тому
, которое он считает родовым
Организм
, по его словам
, есть всеобщая жизнь природы
(
понятие общее
), проявившаяся в
своих особенностях
(
понятие осуществления идеи
, т
е понятие цели
, которое
, по намерению автора
, должно бы быть частным сравнительно с
понятием природы
, но на деле
- есть общее
, потому что многого
, составляющего проявление и
обособление мысли
, напр сапогов
, часов и
т п
., мы не назовем организмом
).
Это все равно
, как если бы кто определял грамматику таким образом
:
«
Грамматика есть наука
»
(
общее понятие
),
«
составляющая одно из произведений деятельности человеческого ума
» (
понятие
, которое должно бы быть частным
, но есть общее
, потому что не всякое произведение ума есть наука
).
Еще яснее бесплодный формализм
Беккера в
определении одного из основных
, по его мнению
, признаков организма
; именно
- полярных противоположностей
, в
коих
«
заключается закон развития организма
»^ «
Органически противоположными
(Organisch different) называются в
естественных науках такие деятельности и
вещества
, которые именно своей противоположностью взаимно условливают друг друга и
находятся в
таких отношениях
, что а
есть только потому о
, что противоположно
Ь
, и
наоборот
».
Таковы
, например
, в
организме земли
- противоположности положительного и
отрицательного электричества
, северной и
южной полярности
, в
животном организме
- противоположности сжимания и
расширения
, усвоения и
отделения
(
ассимиляции и
секреции
), мускула и
нерва ипр
Эти противоположности законны только в
науках
, рассматривающих элементарные силы природы в
полном их разъединении
; организм же может быть понят только из совокупности того
, что входит в
его состав
Несправедливо будет выделять из животного организма мускул и
противополагать его только нерву
, если мускул так же невозможен без нервов
, как и
без жил и
костей
Если же примем
, что в
организме а
, как зависящее от б
, в
, г
, д
..., будет противоположно каждому из них
, точно так
, как б
будет противоположно а
, в
, г
, д
и т
д
., то это будет только значить
, что а
не есть б
и пр
., т
е полярная противоположность окажется логическим отрицанием
, о
котором
Беккер совершенно справедливо говорит следующее
: «
В
суждении а
не есть б
, мы только отрицаем тождественность двух видов одного рода
, но не определяем действительных отношений а
и б
»^.
Сличив с
этим

^Org. d. Spr. §4 и
мн др
. ^Ib. §7. ^Org. d. Spr. 25. мысль
Беккера
, что органическая противоположность связывает части организма в
одно целое
^ мы увидим
, что единство членов организма
, по
Беккеру
, только в
том
, что
, положим
, глаз
- не ухо
, или
, в
языке
, глагол
- не имя
Такая связь
, однако
, в
глазах самого
Беккера недостаточна
, потому что
«
противоположность только тем связывается в
мысли в
органическое единство
, что один ее член принимается в
другой
, один подчиняется другому
Такое соединение противоположностей в
единство
, посредством органического подчинения может быть названо логической формой мыслит
И
так это новое единство было бы опять чисто формальное и
не могло бы отделить организм от неорганизма
; но оно и
логически невозможно
, потому что достигается взаимным подчинением противоположностей
, которые могут быть только соподчинены друг другу
, как равные члены высшего понятия
После этого назвать язык организмом или органическим отправлением
, значит не сказать о
нем ничего
; но
Беккер вводит язык в
более тесный круг органических отправлений в
общепризнанном смысле
, и
это служит для него источником новых ошибок
В
своем сочинении он говорит
: «
Если признать язык органическим отправлением
, которое
, подобно другим
, дано в
человеческом организме
, вместе с
единством духовной и
телесной жизни
...; то вопрос о
происхождении языка будет иметь только такой смысл
: каким образом человек впервые пришел к
совершению этого отправления
?...
Способность дышать дается дыхательными органами
; но для действительного дыхания
, кроме органов
, нужно еще внешнее влияние
(Reiz), возбуждающее их к
деятельности
, в
дыхании это возбуждающее есть воздух
, в
пищеварении
- пища
В
применении к
языку это значит
, что способность говорить дается органами слова
, и
вопрос только в
том
, что именно возбуждает эти органы к
деятельности
?
Органы слова могут возбуждаться только духовной деятельностью
, подобно остальным органам произвольного движения
, и
разница лишь в
том
, что последние вызываются к
деятельности влиянием воли
, а
первые
- мыслью
, познавательной способностью
Впрочем
, так как в
единстве человеческого духа чувство и
воля не отделены от мысли
, то и
в отправлениях органов слова проявляется чувство и
воля
, и
наоборот
, другие органы произвольного движения в
мимике становятся органами слова
Человек так же необходимо говорит
, потому что мыслит
, как необходимо дышит
, будучи окружен воздухом
Как дыхание есть внешнее проявление внутреннего образовательного процесса
(Bildungsvorgang), а
произвольное движение
- воли
; так язык есть внешнее проявление мысли
».
^ib. §7. ^ Org. d. Spr. §11. ^
См
.: Steinthal. Gr. L. u. Ps. §14.
16
Итак
, темные стороны образования языка должны нам объясниться сравнением его с
физиологическим процессом дыхания
, но
, во
- первых
: в
дыхании и
органы
, и
возбуждающий их воздух равно принадлежат к
области физических явлений и
действуют по ясным законам
, в
языке же не видно ничего общего между органами слова и
мыслью
, и
никакой физический или химический закон не определяет деятельности мысли в
языке
В
дыхании воздух
, возбуждающее средство
, проникает в
легкие
, приходит там в
соприкосновение с
кровью
, химически изменяется и
затем вытесняется из груди
; но разве мысль проходит в
органы слова
, изменяется там таким известным образом
, как воздух в
легких
, и
опять удаляется
?
Во
- вторых
, воздух уже существует до дыхания
, пища
- до пищеварения
, но существует ли мысль до слова
?
На этот вопрос
Беккер отвечает в
разных местах то утвердительно
, то отрицательно
. «
Не следует думать
, - говорит он
, - будто язык произошел таким образом
, что человек искал и
находил звуки и
слова
, для выражения заранее готовых в
его душе понятий
Предметы природы необходимо появляются
, как скоро даны органические условия их существования
, и
такое органически необходимое их появление мы называем рождением
; рово тоже
рождается вместе с
понятием
, а
не отыскивается для него
» . «
Мысль и
язык внутренне тождественны
»; «
мысль только в
слове образуется и
усовершается
, потому что предметы чувственного воззрения только тогда становятся понятиями
, когда превращены g предметы духовного воззрения и
в слове противопоставлены мысли
» .
Очевидно
, что если понятие рождается вместе со словом
, или образуется только посредством него
, то не может в
то же время служить возбуждением
(Reiz) органов слова
, потому что в
противном случае мы бы должны сказать
, что и
в дыхании не воздух возбуждает дыхательные органы
, а
дыхание возбуждает само себя
Однако мысль
, что понятие образуется только посредством слова
, не может быть истинным убеждением
Беккера
В
слове
, по его мнению
, мысль воплощается и
получает определенность
, а
между тем понятие гораздо неопределеннее
, безобразнее чувственного образа
, который служит для него материалом
, так что
, создавая понятие
, слово должно бы терять один из основных признаков своей органичности
, именно
«
проявление общей жизни
(
идеи
) в
своих частностях
».
Притом есть положительные ручательства
, что
Беккер признавал существование не только мысли в
зародыше
, но и
понятия
, до слова
: «
Только понятие вообще воплощается в
звуке с
органической необходимостью
; выбор же того или другого звука
, в
котором должно воплотиться понятие
, происходит с
органической свободой
» .
Стало быть
, если даже будем помнить
, что
, по
Беккеру
, свобода тождественна
^Das Wort. Sleinihal. Gr. L. u. Ps. §24. ^Org. d. Spr. §4. ^StemthaL Gr. L. u. Ps. §15. с
необходимостью
; то на основании одного слова выбор
, предполагающего существование понятия до слова
, мы должны заключить
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32


написать администратору сайта