Сочинение Мысль и язык
Скачать 1.57 Mb.
|
вместе - их движение , из которого само собой должно образоваться будущее , то мы будем иметь основание считать предше Lotze Mikr. 1.189-191. ствующее достаточной причиной последующего Если же в результате окажется излишек , необъяснимый предшествующими обстоятельствами , то мы принуждены будем заключить , что в них не было полного основания последующего явления , что к ним следует прибавить еще одно , незамеченное нами условие « Сравнение упомянутых душевных явлений принуждает нас , как кажется , принять последнее Если будем рассматривать душу , как существо познающее (vorstellendes Wesen), то ни в одном из состояний , в какие она может быть приведена совершением этой деятельности , мы не откроем достаточного основания , которое принудило бы душу , оставив такой способ своего проявления , развить в себе чувства удовольствия и неудовольствия Конечно , может казаться , что ничего нс может быть естественнее того , что непримиренные противоположности представлений , борьбою своей причиняющие насилие душе , производят в ней чувство неудовольствия , из которого должно возникнуть стремление к исцелению Но это так кажется только нам , существам более чем познающим ; эта последовательность не сама собою разумеется и выводится из внутреннего опыта , давно приучившего нас к ее неизбежности и заставившего нас упустить из виду , что на деле есть перерыв между предшествующим и последующим членом ряда , перерыв , который можем заполнить , только принявши новое , еще незамеченное нами условие Независимо от опыта , познающая душа не нашла бы в себе причины иначе воспринимать свои внутренние изменения , даже угрожающие ее бытию , чем с тою же равнодушной точностью наблюдения , с какой она смотрит на борьбу посторонних сил Если бы , при таком холодном восприятии , из других источников возникло чувство , то душа только чувствующая , даже при самом жестоком страдании , не нашла бы в себе ни причины , ни способности перейти к стремлению изменить свое состояние ; она бы страдала , не возбуждая себя к воле Так как в действительности - не то , то в душе должна с самого начала заключатся способность чувствовать удовольствие и неудовольствие , и течение представлений , воздействуя на природу души , должно не создавать из себя а только возбуждать проявление этой способности ; далее , чувства , какие бы они ни были , становятся только мотивами (Beweggrunde) способности воли , которую они уже застают в душе , которой дать , если б ее не было , они бы не могли Это убеждение никак не могло бы быть заменено уступкой , которую нам могут делать : что , конечно , известное отношение представлений само по себе еще не есть вытекающее из него чувство удовольствия и неудовольствия , или воля , но что чувство и стремление - не что иное , как формы , в каких эти отношения воспринимаются сознанием Мы должны бы были прибавить , что именно эти формы восприятия вовсе не второстепенные прибавления (Beiwerk), о коих можно бы было упомянуть только по поводу расположения представлений , составляющих сущность дела ; существенное здесь именно в том , как эти представления являются душе (das wesentliche liegt hier vielmehr in der Andes Erscheinens). Чувства и стремления , именно как чувства и стремления , имеют цену для душевной жизни , значение коей не в том , что бывают разные сочетания представлений , которые между прочим доходят до сознания в формах чувства и воли , а в том , что природа души в состоянии испытывать от чего бы ни было чувства и стремления »^ Принимаемые таким образом три способности « не отдельными корнями вырастают из почвы души », но представляются тремя степенями се деятельности , так что воля возбуждается чувством , а чувство - представлениями Что до затруднения , представляемого бытием способностей в возможности (in potentia), то оно , и по мнению Дробиша , одного из представителей школы Гербарта , не существует и для Лоце , потому что способности - это « не зародыши , лежащие в душе в ожидании развития и развиваемые возбуждениями (Reiz), не сжатые пружины , которые распрямляются от внешних влияний , а только роды отношений души (Verhaltungsweiser) ко внешним влияниям , возникающие в ней не раньше и не позже самих влияний ; а их возможность есть только отвлеченное понятие в мысли человека , рассуждающего об условиях их действительного существования , потому что эти условия заключаются не в одной сущности души , но вместе и в свойстве внешних возбуждений », в отношениях души к этим последним . « Душа , - говорит Лоце , - не по частям проявляется в этих способностях , не так что одни из ее частей пробудились , а другие еще спят напротив , в каждой форме своей деятельности действует вся душа ; уже в представлении она приводит в действие не одну свою сторону , а всей своей целости дает одностороннее выражение , потому что на известное возбуждение она может отвечать не всеми , а только известной возможностью своего проявления Сравнивши четыре с пятью , увидим , что первое единицей меньше второго ; но без особого требования само это число не прибавит , что оно вдвое больше двух и вдвое меньше восьми и нужны новые сравнения , чтоб привести себе на память и эти отношения Однако в каждом из этих отношений выражается вся природа четырех , но только односторонним образом , соответственно нашей точке зрения Или , возвращаясь к прежнему сравнению , по одной точке никто не может судить о направлении и быстроте движущегося тела , а между тем в каждое мгновение в нем вполне действует сила , определяющая его дальнейший путь Так в деятельности представления для нас высказалась не вся природа души и не видно , что в следующее за тем мгновение представление может перейти в чувство и волю ; однако в этой частице пути развития души действует вся ее природа Божественный разум мог бы по одной Lotze Mikr. 194-196. ^ 7^itschrifl Гйг Philosophic v. L'lrici u. Wirlh. XXXIV. II. Ueber l,ot.res psychologischen Slandpunct. неделимой точке судить о направлении небесного тела , не нуждаясь для этого в протяженной части его пути , точно так , как ц в одном проявлении души ему бы предстала вся ее природа и необходимость при других условиях перейти к другим формам действия ; человеческому же разуму остается только исподволь исчерпывать эту глубину знания и при этом помнить , что в основании принимаемой нами множественности способностей лежит единая сущность души Впрочем , мы не имеем основания считать признание различия способностей только следствием слабости нашего ума ; в некотором смысле , то - самая сущность дела Быть может , даже божественный разум не нашел бы в одном акте представления , почему за ним должно следовать чувство ; он бы только во всем разумном смысле душевной жизни яснее нас увидел причину , повелевающую этим явлениям быть вместе и следовать друг за другом , причину , подобную идее , одушевляющей стихотворение , крепко и необходимо связующей разнообразные его части , из коих ни одна сама не развила б из себя другой Всякая психологическая теория необходимо признает несколько таких способов проявления души , которых нельзя свести в один Однако учение , которому психология обязана столь многим , признает множественность только в непосредственных воздействиях души на возбуждение извне , т е только в чувственных восприятиях И оно полагает , что нельзя вывести друг из друга этих первейших проявлений души , и не берется сказать , почему существо , видящее свет , воспринимает другие впечатления в виде звуков Напротив , все высшие деятельности ( по этому учению ) будто бы вполне вытекают из этих первичных состояний ; душа , раз создавши этот первичный материал , как будто оставляет свою творческую деятельность , предоставляет свои произведения законам их взаимодействия Таким образом , душа в своей дальнейшей жизни оказывается только сценой , которая хотя и сопровождает сознанием то , что на ней происходит , но не обнаруживает на это никакого другого влияния Против этого именно направлены наши замечания Творчество души обнаруживается не один только раз при создании простых ощущений ; напротив , хотя ощущения и подчиняются в своих взаимодействиях известным механическим законам , но эти законы не исчерпывают и нс объясняют высших явлений духовной жизни Механическое течение восприятий служит только поводом , только вызывает новые формы деятельности души , которые никак бы не вышли из самого этого механизма Душа точно так относится к каждому из своих внутренних состояний , как относилась ко внешним возбуждениям : на каждое свое состояние она может ответить такого рода деятельностью , какой мы не в состоянии вывести из предшествующих обстоятельств , которая действительно заключена не в одних только этих обстоятельствах »' . . . ' Mikr. 1.196-199. Нам остается только сказать несколько слов об отношении изло женных здесь мыслей к нашему предмету Не только чувство и воля не могут быть выведены вполне из отношений между представлениями , но и в более тесном кругу явлений умственной жизни представлять последующее и высшее прямым следствием немногих известных нам предшествующих обстоятельств , значит невольно обольщать себя и других Говоря о переходе образа предмета в понятие о предмете , в более исключительно человеческую форму мысли , мы увидим , что этот переход может совершиться только посредством слова , но при этом будем помнить , что само слово никак не создаст понятия из образа , что понятие , как и многое другое в личной и народной жизни , навсегда останется для нас величиной , произведенной , так сказать , умножением известных нам условий на неизвестные нам и , вероятно , неисследимые силы Здесь нет призыва к смиренному бездействию , основанному на том , что ум наш слаб , а пучина премудрости Божьей бездонна , и есть только законное сомнение в близости конечной цели мысли , т е знания связи явлений Кажется , лучше , при равенстве знаний , находить , подобно Лоце , темные стороны в предмете , чем считать этот предмет почти или совершенно ясным Слово , предполагаемое известными степенями развития мысли , в свою очередь , предполагает чувственные восприятия и звук , а потому мы начнем с этих последних условий V. Чувственные восприятия Мы не можем представить себе безусловного отсутствия в нас душевной деятельности , точно так , как глаз наш не может видеть совершенной тьмы Дни и часы , которые мы называем потерянными для жизни , все же дни и часы , все же время , а представление времени для нас неразлучно с представлением ряда событий в душе Если мы постараемся удалить занимающие нас обыкновенно мысли и чувства и прекратим доступ впечатлениям зрения , слуха , обоняния и , насколько это возможно , вкуса и осязания , то все же нам останутся впечатления , неотделимые от жизни нашего организма : известная степень напряженности и ослабления мускулов и органической теплоты , сопровождающих процесс пищеварения , степень давления воздуха на все наше тело и вообще изменения , которые мы обнимаем общими словами : болезнь и здоровье Обыкновенно эти впечатления не замечаются взрослым человеком и как бы подавлены другими , более явственными , хотя иногда сами вытесняют все остальные и на некоторое время вполне овладевают нашим вниманием Это последнее бывает или тогда , когда , вследствие известных соображений , мы ждем опасных для себя изменений в организме , что нередко случается с мнительными людьми , или - когда эти впечатления достигают значительной степени силы , например , когда чувствуем голод , жажду , усталость , всякую боль или , напротив , удовольствие от известного состояния организма , от удовлетворения физических потребностей Совокупность таких ощущений называют общим чувством Может показаться странным , что к одной и той же группе явлений причисляются по - видимому столь далекие друг от друга ощущения , как боль и усталость ( которую мы не называем болью ), но дело в том , что все они указывают на состояние нашего организма , а не на свойства внешних тел , как остальные чувства , и что во всех них преобладающей в глазах наблюдателя чертой является связанное с ними удовольствие и неудовольствие Соответственно свойствам данных , доставляемых общим чувством , оно не имеет особого органа ; орган его - все пространство тела снаружи и внутри , откуда только идут чувствительные нервы к головному и спинному мозгу Осязание сходно в этом с общим чувством , но органы его - не все тело , а только его поверхность , особенно те места , где как в концах пальцев и в губах наибольше нервов осязания Впечатления общего чувства постоянно сопровождают все более сложные действия души и не только служат им фоном , но и дают им известное направление Известно , например , что когда нам от физиологических причин не по себе , мы думаем и чувствуем иначе , чем когда мы совершенно здоровы Легко , однако , заметить , что , при нормальном состоянии нашего организма , эти впечатления не доходят до сознания , что даже боль , голод , усталость вовсе не замечаются , или забываются , если мы чем - нибудь заняты Все то , что заставляет нас забыть о состоянии нашего тела , есть явление сложное и сравнительно позднейшее ; даже чувственный образ поверхности предмета , обнимаемой нами , по - видимому одним взглядом , предполагает мелкие , неделимые восприятия , еще не сложившиеся ъ образ предмета с двумя измерениями Если устраним все приобретаемое нами впоследствии , то окажется , что при самом начале развития в душе есть с одной стороны впечатления общего чувства , которые назовем субъективными в том смысле , что дают знать душе только о состоянии нашего тела , с другой - впечатления объективных чувств Эти последние впоследствии проецируются , т е соединяются в известные группы и в таком виде принимаются душой за внешние для нее предметы ; но тогда еще разъединены , а потому имеют еще только субъективное значение и стоят еще на степени общего чувства , потому что представляются только изменениями организма Устранивши физиологический вопрос об том , такова ли деятельность зрительных , слуховых и других чувственных нервов в ребенке , только что начинающем жить , как и во взрослом , мы должны с психологической точки зрения принять , что если и всегда , как нужно полагать , глаз видит не что иное , как свет , ухо слышит только звук , то эти впечатления вначале имеют для души совсем иное значение , чем впоследствии , не могут возбуждать такого интереса , какой имеют для нас те же впечатления , сложившиеся в образы внешних предметов Субъективные впечатления общего чувства и совершенно несходные с ним по своей последующей судьбе впечатления объективных чувств могут даваться вместе в различных сочетаниях и , без сомнения , сменяются друг другом в душе ( напр ., звук - светом , холод - теплом ); но вызываемое этой сменой состояние души не будет походить на чувства , испытываемые нами при смене уже организованных восприятий Это состояние представляют особым душевным явлением и называют тоже общим чувством Итак , одним названием обозначаются два явления : а ) восприятие впечатлений от состояния тела и Ь ) состояние души при хаотическом смешении этих впечатлений с впечатлениями других чувств , еще несложившимися в образе внешнего предмета Общее чувство , принятое в первом смысле , имеет хотя невыразимое , но определенное содержание , сообщает душе такие данные , каких она не может получит ни от какого другого чувства и только сопровождается удовольствием и неудовольствием , а не исчерпывается ими ; во втором смысле - оно лишено определенного содержания , есть - олько известная форма отношения души к неопределенным членам и вполне заключается в категориях удовольствия и неудовольствия В первом смысле общее чувство однородно со зрением , слухом , обонянием , во втором - со скукой , ожиданием и т п И в том и другом значении общее чувство характеризует первое время жизни Субъективные ощущения состояний организма отодвигаются на задний план лишь по мере того , как образуется для души различие между внешним и внутренним , т е по мере проекции впечатлений объективных чувств Оставляя в стороне важный психологический вопрос о том , что заставляет нас ставить вне себя свои личные ощущения и как совершается этот процесс выделения мира из души , мы , на основании данных , замечаемых во взрослом человеке , постараемся определить степень удаления впечатлений пяти объективных чувств от субъективного общего и |