Главная страница

Сочинение Мысль и язык


Скачать 1.57 Mb.
НазваниеСочинение Мысль и язык
Дата03.06.2018
Размер1.57 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1potebnya_a_a_mysl_i_yazyk.pdf
ТипСочинение
#45803
страница5 из 32
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32
язык
. «
потому что слово
, объек i- и
вируя мысль о
предмете
, вносит п
нее новую особенность
». (
Ниже мы постараемся представить объяснение этой двойной субъективности слова
, сравни юльно с
чувственным восприятием
.) «
Как отдельное слово становится между человеком и
пп '
дмет '«
м
, так в
^
ь я

ык
(
как миро созерцание высшеи единицы
, народа
) между человеком и
действующей на него природои
ЧелоБек окружает себя миром звуков для того
, чтобы воспринять и
переработать в
себе мир предметов
В
этих словах нет никакого преувеличения
Так как чувство и
деятельность человека зависят от представлений
, а
представления
- от языка
, то все вообще отношения человека ко внешним предметам обусловлены тем
, как эти предметы представляются ему в
языке
Человек
, высновывая из себя язык
, тем же актом вплетает себя в
его ткань
; каждый народ обведен кругом своего языка и
выйти из этого круга может только перешедши в
другой
».
Так понимаемая антиномия субъективности и
объективности видна не только в
том
, что язык вообще служит посредником между лицом и
миром
, но и
в том как именно он у
».
вояет человеку этот мир
: в
пестром разнообразии чувственных
впечатлений мысль открывает законность
, согласную с
формами нашего духа и
связанное с
ней обаяние внешней красоты
. «
Созвучия с
тем и
другим встречаем и
в языке
Вступая в
мир звуков языка
, мы в
то же время не оставляем действительно нас окружающего мира
(
так что в
законности и
красоте языка опять сходятся противоположности субъекта и
объекта
).
Законность в
языке
, субъективное состояние духа сходное с
законностью в
природе
, возбуждая высшие и
благороднейшие силы человека
, приближает его к
пониманию формального впечатления природы
, которая тоже
(
т е
как и
язык
) может представляться только раззитием духовных сил
».
Подо ' W.Hunih. Gl-sam. W. III. Vcb. das vvrgl. Spr.ichsl. 263.
' Ueb. die Versch. 59-60. бным образом
«
язык
, посредством свойственной сочетаниям звуков ритмической и
музыкальной формы
, возвышает и
эстетическое впечатление
(Schonheitseindruck) природы
, перенося его в
другую
(
т е
субъективную
) область
; но действует и
независимо от этого впечатления
, известным образом встраивая душу одним гечением речи
».
Объективность
(
согласие мысли с
ее предметом
) остается постоянной целью усилий человека
Прежде всего человек приближается к
этой цели субъективным путем языка
, потом
- он старается выделить и
эту субъективность и
по возможности освободить от нее предмет хотя бы даже заменяя ее на другую
, т
е личную
Такая замена
, независимо от своей конечной цели
, есть уже великое дело языка
, погому что она ведет не только к
познанию мира
, но и
самого себя
То и
другое находится во взаимной зависимости
Переходим к
антиномиям свободы и
необходимости неделимого и
народа
«
Выше мы видели
, что мысль в
языке становится объектом для души
, и
в этом смысле действует на нее
, как нечто постороннее
Мы рассма грива
, ти
, однако
, объект со стороны его происхождения от субъекта
, а
его действие на душу
- как возвратное действие души на себя
; теперь переходим к
противоположной точке зрения
, по которой язык есть действительно предмет посторонний для души
, а
его действие исходит не из того
, на что обращено
» .
«
Если сообразим
, как стеснительно действует на каждое поколение все то
, что испытал язык в
предшествующие столетия
, и
как только сила отдельных поколений
(
и то не целиком взятых
, потому что поколение нарастающее и
отживающее смешаны
) соприкасается с
этим прошедшим языка
, то будет ясно
, как ничтожна сила отдельных лиц при могуществе языка
Создание никогда дотоле не слышанных слов
(Lautzeichen) можно предположить только при начале языка
(
т е
жизни человечества
), выходящим за пределы наблюдения
На памяти истории человек всегда строил язык на данном уже основании
; не выходя из пределов аналогии с
прошедшим
, он видоизменял слова в
употреблении
, а
не изобретал их
» .
В
языке живее чем где
- либо каждый человек чувствует себя только эманацией
(ein Ausfluss) всего человеческого рода
Тем не менее так как каждое лицо порознь и
притом непрерывно действует на язык
, то каждое поколение изменяет его если не в
словах и
формах
, то в
их употреблении
. «
Воздействие неделимого на язык уяснится нам
, если возьмем во внимание
, что индивидуальность языка
- только относительная
, что истинная индивидуальность заключена только в
лице
, говорящем в
данное время
Никто не понимает слова именно так
, как другой
Всякое понимание есть вместе непонимание
, всякое согласие в
мыслях вместе разногласие
В
том
, как изменяется ' Ib. 61-2. '
Т
. III. 263-4.
" м
. 63. * Humb. Ueb. das vergl. Sprachst. Ill, 261-2.
30 язык в
каждом неделимом
, обнаруживается
, в
противоположность указанному выше влиянию языка
, власть человека над ним
Во влиянии на человека заключена
законность языка и
его форм
, в
воздействии человека
- принцип свободы
, потому что в
человеке может зародиться то
, чему никакой разум не найдет причины в
предшествующих обстоятельствах
» . «
Свобода сама по себе неопределима и
необъяснима
», но тем не менее ее присутствие должно быть признано в
языке
Противоречия
, что язык чужд душе и
вместе принадлежит ей
, зависит и
не зависит от нее
, действительно соединяются в
языке и
составляют его особенность
Эти противоречия не должны быть примиряемы тем
, что язык отчасти чужд душе и
независим от нее
, а
отчасти
- нет
Язык именно настолько действует как объект
, настолько самостоятелен
, насколько создается субъектом и
зависит от него
Это потому
, что как бы мертвая
(
принадлежащая прошедшему
, подчиняющая себе личную свободу
) сторона языка
, не имея нигде
, даже в
письменности
, постоянного места
, каждый раз сызнова создается в
мысли
, оживает в
речи и
понимании
, следовательно целиком переходит в
субъект
Говорят только отдельные лица
, и
с этой стороны язык есть создание неделимых
; но язык как деятельность этих последних предполагает не только творчество предшествующих поколений
(
которого не могло же быть при начале языка
), в
каждую настоящую минуту он принадлежит двоим
: говорящему и
понимающему
, причем и
говорящий и
понимающий представители всего народа
. «
Существование языков доказывает
, что есть духовные создания вовсе не переходящие от одного лица ко всем прочим
, а
возникающие из одновременной самодеятельности всех
Языки
, всегда имеющие национальную форму
, могут быть только непосредственными созданиями народов
» . «
Между строением языка и
успехами всех других родов умственной деятельности есть неоспоримая связь
...» «
Известные направления духа и
известная сила его стремлений немыслимы до появления языков того
, а
не другого устройства и
в этом смысле будет совершенно справедливо
, что создание народов
(
язык
) должно предшествовать созданиям неделимых
, хотя в
свою очередь несомненно
, чт
Во втором члене этой антиномии неделимого и
народа повторяется вышеизложенная противоположность свободы и
необходимости
, и
Ueb.die Versch. 65-6. Cp ib. 36. lb.66. lb.63.
Cp. ib. 63,35. Ib. 33. Ib. 36-7. это приводит к
новому противоположению и
совмещению в
языке
Божественного и
человеческого
В
утверждении
, что язык есть создание народов
, которые следует представлять себе духовными единицами
, есть два члена
, взаимное отношение коих должно быть определено
, именно духовные особенности народа и
язык
С
одной стороны
, разнообразие строя языков представляется зависимым от особенностей народного духа и
должно объясняться ими
, так что язык будет хотя и
народным
, но все же человеческим произведением
Но
, с
другой стороны
, язык зарождается в
такой глубине человечества
, что его нельзя считать собственным созданием народов
В
нем есть явственная для нас
, хотя в
сущности своей необъяснимая
, самодеятельность
, и
с этой точки зрения он не есть произведение деятельности духа
, а
- непроизвольная его эманация
, не дело народов
, а
дар им
Они употребляют язык
, сами не зная
, как его образовали
-.
Это не будет пустая игра слов
, если скажем
, что язык самодеятельно возникает только из самого себя
, а
языки
- несвободны
(Ge^unden von den Nationen) и
зависимы от народов
, которым принадлежат
» . «
Так как языки неразрывно срощены со внутренней природой человека и
скорее самодеятельно вытекают из нее
, чем произвольно создаются ею
, то на таких же основаниях можно бы назвать духовную особенность народов действием языков
(
как и
наоборот
).
Истина
- в
том и
другом вместе
: характер народа и
особенности его языка вместе и
во взаимном согласии вытекают из неисследимой глубины духа
(des GemOths)» .

Таков действительно смысл утверждения
, что язык
«
божественно свободен и
вытекает только из самого себя
», так как связь языка с
духом несомненна
, а
между тем язык не может быть выводим из духа народного
, то
, очевидно
, и
язык
, и
дух должны иметь высшее начало
, высшее внутреннее единство
Требование такого высшего единства остается только требованием
, потому что сам исследователь
, находя различия в
строении языков
, объясняет их только различием народных характеров
, т
е прямо противоречит теоретическим положениям
: если язык есть создание духа
, то он
, во
- первых
, не самостоятелен по отношению к
последнему
, связан им
, а
не божественно свободен
; во
- вторых
, он не нуждается в
единстве с
духом
, он отличен от него
; в
- третьих
, происхождение языка от народного духа есть чисто человеческое
Усилия
Гумбольдта удержать не только для практики
, но и
для теории человеческое происхождение языка
, безуспешны
. «
Если по справедливости язык представляется чем
- то высшим
, чем
- то таким
,
.... 38.
5.
" Ib. 5-6.
" Ib. 33.
" Ib. 38. что не может быть
, подобно другим произведениям духа
, делом человеческим
, то это было бы иначе
, если бы мы встречали духовную силу человека не в
одних только единичных ее проявлениях
, но если б
мы могли постигнуть глубину ее сущности и
связь с
ней всех человеческих индивидуальностей
, связь
, на которую указывает язык '.
Но такая душа человечества для нас непостижима
; в
духе человеческом нельзя себе представить ничего выше его самого
, ничего такого
, из чего бы рядом могли вытекать язык и
духовные особенности народа
: поэтому язык есть дело божественное
, притом не в
том смысле
, в
каком могут быть названы божественными все произведения
, необходимо возникающие из свойства человеческого духа
(
напр поэзия
): языку нет ничего равного
, кроме самого духа
; вместе с
духом он возводится к
божественному началу
Заключительные противоречия единства духа и
языка и
их раздельности
, божественности языка и
его человечности
, эти противоречия тем отличаются от предшествующих
, что сам
Гумбольдт признает их за противоречия теории и
практики
; и
тем самым заставляет считать их следствием ему лично свойственного развития мысли
, сырым материалом
, которого он не мог переработать в
научные положения
Крайне ошибочно было бы сравнивать знаменитые антиномии
Гумбольдта с
невольными и
бессознательными логическими ошибками вроде тех
, какие мы видим у
Беккера
Разница между
Гумбольдтом и
Беккером та
, что первый
- великий мыслитель
, который постоянно чувствует
, что могучие порывы его мысли бессильны перед трудностью задачи
, и
постоянно останавливается перед неизвестным
, а
второй в
нескольких мелких фразах видит ключ ко всем тайнам жизни и
языка
; первый
, заблуждаясь
, указывает новые пути науке
, а
второй только на себе доказывает негодность старых
Решить вопрос о
происхождении языка и
отношении его к
мысли
, по
Беккеру
, - значит назвать язык организмом
, по
Гумбольдту
- примирить существующие в
языке противоречия речи и
понимания
, субъекта и
объекта
, неделимого и
народа
, человеческого и
божественного
Противоречие речи и
понимания разрешается для
Гумбольдта единством человеческой природы
Как речь
, так и
понимание не были бы возможны
, сообщение посредством слова не было бы только взаимным возбуждением говорящего и
слушающего
, членораздельный звук не настраивал бы их гармонически и
слушающий не овладевал бы смыслом речи посредством
самодеятельного
, в
нем самом происходящего развития мысли
, если бы различие отдельных лиц не было только проявлением единства человеческой природы
Тем же объясняется и
противоречие субъекта и
объекта
, свободы и
необходимости
. «
В
исходящем из того
, что собственно едино ib. 38-9.
" !h. 55,57,58.
2
А
.^.
ПОТЕБНЯ
со мной
, взаимно переходят друг в
друга понятия субъекта и
объекта
, зависимости
(
от души
) и
независимости
Язык принадлежит мне
, потому что я
им говорю так
, а
не иначе
, а
так как причина этому заключена вместе и
в том
, что этим языком говорили все предшествующие поколения
, без перерыву передававшие его друг другу
, то речь моя стеснена самим языком
Но то
, что ограничивает и
обусловливает эту мою деятельность
, вошло в
язык из человеческой природы
, находящейся со мной во внутренней связи
, и
чуждое в
нем
- чуждо только для моей мгноврино
- индивидуальной
, а
не для первоначальной истицной природы
, и
потому деятельность моя стеснена мною же самим
На вопрос
, как можно себе представить предполагаемое антиномиями речи и
понимания
, лица и
народа
, внутреннее единст
(
ю неделимых
, разобщенных и
различных в
своем действительном проявлении
, можно отвечать
, по
Гумбольдту
, что этого представить себе нельзя
, что это непостижимо
, потому что мы не имеем даже самого темного чутья
(Ahniing) какого
- либо сознания
, кроме индивидуального
» .
Но убеждение
, что
«
раздельная индивидуальность есть только проявление условного бытия духовных существ
», поддерживается в
нас лежащим в
самой человеческой природе зародыше неугасимой жажды
(Schnsucht) цельности
. «
Предчувствие цельности
(Totalitat) и
стремление к
ней дано непосредственно вместе с
чувством индивидуальности и
усиливается по мере возрастания этой последней
, так как во всяком отдельном лице только односторонним образом развивается общая сущность
(Gesammtwesen) человека
» .
На народ тоже можно смотреть
, как на человеческое неделимое
, следующее особому пути развития и
требующее дополнения со стороны высшей духовной единицы
, человечества
Успехи гражданственности и
образования исподволь стирают яркие различия народов
; нравственность
, наука и
искусство всегда стремятся к
общим идеалам
, освобожденным от национальных вкусов
(Ansichten).
' ib. 64-5.
^
Таким образом
, и
другой вид того же противоречия
, срединное положение языка между познающим лицом и
сознаваемым миром
, примиряется тем
, 410 возможность познания истины основывается на первоначальном согласии
(
внутреннем единстве
?) человека с
миром
. Gesam.w. III. 2ft3.
Впрочем
, сам
Гумбольдт слегка только касается этого вопроса
. ' Ueb. die Versch. 31.
"Ib.
^
Но
(
отметим противоречие
) это стремление к
общему
, одинаковому для исех
, осуществляется только различными путями
, и
разнообразие далекого от ложной односторонности выражения
«
обще
)- человеческих свойств
(
народами
), бесконечно
(Ueb. die Versch. 32).
Предполагаемое эгим возрастание определенности народных характеров совершенно согласно с
приведенной выше мыслью
, что в
неделимом стремление к
цельности увеличивается вместе с
чувством индивидуальносчи
, которое должно расти
, потому что жизнь углубляет сначала мало заметные духовные особенности лица
Мы видели выше
, что предположение единой сущности
, в
которой сливаются неделимые
, известные нам только в
своем ограниченном проявлении
, связано у
Гумбольдта с
утверждением самостоятельности языка
, по отношению к
духу
, и
божественного его происхождения
Противоречие божественности и
человечности
языка можно бы
, по
- видимому
, разрешить таким же образом
, каким примиряется противоположность объективности и
субъективности
, т
е утверждением единства человеческого духа с
божественным
, которое бы совершенно соответствовало единству объективности и
субъективности в
языке
Можно было бы сказать
: язык истекает из божества
, а
так как причина этому заключена вместе и
в человеке
, то божество стеснено здесь человеком
; однако ограничение божественного творчества происходит здесь из божественной же природы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32


написать администратору сайта