Сочинение Мысль и язык
Скачать 1.57 Mb.
|
В естественных науках общие понятия , правильно и постепенно образуемые из частных , ни для кого не имеют реального значения и всякому кажутся только средствами , созданными мыслью и нужными ей для обзора разнообразных явлений Зоолог , например , не станет искать причины таких или других свойств этой собаки в отвлеченном понятии собаки вообще Если же опытная психология утверждает , что познавательная способность производит представления , понятия , что человек помнит , потому что имеет память , то она нелогично принимает то , что в нас происходит , за реальные начала самих явлений и , по выражению Гербарта , из опытной науки превращается в мифологию Между тем нас действительно преследует необходимость искать причины душевных явлений Язык , вообще соответствующий среднему уровню понимания в народе , не ограничивается обозначением душевных явлений посредством сравнения их с чувственными или другими душевными : назвавши любовь огнем , он от сравнения переходит к причине и говорит , что от огня в нас любовь , точно так же , как , наоборот , народный стих , не довольствуясь сравнением физических явлений с психическими , ночи с думой , утверждает , что у нас ночи темные от дум Божьих Темный человек по - своему , грубо удовлетворяет потребностям , создающим впоследствии науку ; в сравнении он ищет средства произвести самое явление , раскаляет следы , взятые из - под ног другого , чтобы произвести в нем любовь И при высшей степени развития всякий , кому нужно иметь влияние на душу , ищет разгадки ее состояниям Нельзя себе представить воспитателя без известной , истинной или ложной , сознательной или бессознательной теории причинных отношений между явлениями душевной жизни , точно так , как без знания причин болезни можно быть только страдательным ее наблюдателем , а не врачем Теория способностей , превративши общие схемы явлений в их реальные начала , сбилась с пути , указываемого обыденной жизнью и сошла с действительно причинной точки зрения Так , например , если говоря , что страсть ослепляет человека , т е дает одностороннее направление его рассудку , мы выражаем общее бессознательное убеждение , что психические явления различных групп видоизменяют друг друга своим влиянием , то тем самым указываем на явление , необъяснимое теорией способностей В этой теории разум , чувство , воля - только логически соподчиняются друг другу и не могут быть приведены в другую зависимость , потому что как же будет возможно влияние познания на чувство , чувства на волю , если самое название их душевными способностями было следствием невозможности привести их к одному знаменателю ? Отсутствие причинной связи между явлениями нераздельно с другим важным недостатком теории душевных способностей , именно с тем , что явления представляются в ней одновременными и неподвижными членами системы Как предмет грамматики того направления , которое называют практическим , есть литературный язык , притом не действительный , потому что в таком случае эта грамматика должна бы стать исторической , вследствие разновременности слоев , заметных в каждом языке , а идеальный ; так и предмет опытной психологии есть не действительный , а какой - то мыслимый , невозможный человек Положим , мы представили описание найденного нами в современном человеке ; можем ли ми устранить вопрос о том , встречается ли нам такая совокупность явлений в дикаре , в человеке прежних веков ? Мы не избегнем также другого вопроса , всегда ли в этом образованном была такая совокупность ? Если не всегда , то где начинается в нем то состояние , которое мы назвали образованностью ? Опыт нам скажет , что во многих образованных мы не встретим известных явлений и что в одном и том же эти явления постоянно меняются , так что не только чувства и акты воли мгновенно то являются , то исчезают , но и познавательная способность действует в разные времена с различной силой Такое постоянное волнение не может быть обнято неподвижными схемами Опытная психология , чтобы не разойтись с опытом , должна предположить , что способности до своего действительного появления существуют как возможности , так что , например , разум может быть без познаваемого , чувство без чувствуемого , причем между возможностью и действительностью будет ничем не заполненная пропасть Очевидно , что при таком состоянии науки сближение ее с языкознанием невозможно Напрасно будем ей предлагать вопрос об условиях зарождения языка и его влиянии на последующее развитие , если ей самой чуждо стремление исследовать условия явлений Руководясь необходимостью внести причинный взгляд на душевную жизнь , легко можно заметить , что не все ее явления могут быть названы равно первоначальными Так , относительно познания давно уже известно , что nihil est in intellectu, guod поп prius fuerit in sensu, т е что все действия , приписываемые различным способностям этой группы , - только видоизменения материала данного чувствам , или , если захотим отрицать причинную связь между душой и миром , создаваемого душею во время чувственного восприятия Согласно с этим память и воспоминание , которые удерживают и воспроизводят впечатления , фантазия , прихотливо их группирующая , рассудок , преобразующий их в понятия и суждения , как олицетворения без реального значения , как мифические существа , которые сами рождаются в одно время с тем , что производят , могут быть устранены Преобразования чувственных впечатлений могут быть выведены из сил , которые не таятся в этих восприятиях до времени , а действительно возникают при известных условиях , подобно тому , как физические силы не пробуждаются в веществе , а рождаются в нем при его взаимодействиях с другим Условия появления сил , видоизменяющих восприятия , будут взаимодействия этих последних ; если иное представление забывается , другое помнится , то это не потому , что мы имеем способность помнить и забывать ( это не объясняет дела ), а потому , что одно испытывает большее давление со стороны других , а другое - меньшее , подобно тому , как одна чаша весов опускается , а другая поднимается , не потому только , что способны к этому , а потому что на одной лежит тяжесть , на другой нет Не следует смущаться тем , что употребленное нами слово « давление » имеет материальный смысл ; психология , как и всякая наука , принуждена пользоваться языком , а язык и невещественное обозначает словами , первоначально выражавшими подлежащее чувствам Сила не в словах , а в том , что при таком воззрении дается возможность определить психо - механический процесс возникновения сложных явлений из простейших стихий и управляющих ими законов и изгоняются мелкие душевные способности , столь же ненужные , как флогистон в химии и жизненная сила в физиологии Это нисколько не противоречит опыту Представления восстают из глубины души , сцепляются и тянутся вереницами , слагаются в причудливые образы или в отвлеченные понятия , и все это совершается само собой , как восхождение и захождение светил , без того двигателя , который необходим для кукольного театра Подобным образом разложимы и две другие области душевной жизни : чувство и воля Признавши их первичными , необходимо было бы отказаться от их объяснения , потому что всякое объяснение было бы разложением их на простейшие представления Но наблюдение показывает , что чувства не только сопровождаются мыслью , но и находятся от нее в зависимости В этом можно увериться , сравнивши проявления чувства и воли в людях разных степеней развития Развитие ума порождает новые чувства и стремления и подавляет старые В дитяти желания настойчивее , чувства мельче и вообще все состояние духа изменчивее , чем во взрослом Воля , посредством мысли , то совсем разрушает чувство , то подавляет его только на мгновение , давая ему возможность в следующий раз проявиться с большей силой Вообще сомневаться во влиянии умственного развития на чув ство и волю - значит сомневаться во всесторонности прогресса и отрицать , что в образованном обществе менее возможны неукротимые порывы чувства , чем между дикарями Не без основания мы ценим человека не по одному развитию ума , но и по степени власти над собой , которая , как сказано выше , посредствуется мыслью Эстетические и нравственные чувства зависят от самого содержания представлений , но об остальных этого сказать нельзя Поэтому причины чувства вообще можно искать не в том , что вообще представляется , а в том , каким образом представления действуют друг на Друга Возьмем для примера чувство ожидания и предположим известным во - первых , что различные восприятия при известных условиях ассоциируются , соединяются между собой , так что одно , которое мы вспомнили , приводит на память и другие ; во - вторых , что одинаког - ые представления сливаются между собой Положим , мы едем по - накомой дороге ; представления предметов , замеченных нами преж , ", образовали в нас ряд , первый член которого вызывает в сознани -: ^' е остальные Мы видим мост через речку и при этом думаем , чт -, - а мостом начнутся пески , потом лес , затем гора , на которой стоит монастырь Если бы прежние представления возникали в нас , по мере того как мы видим все эти предметы , то вновь полученные нами их образы сливались бы с прежними и не произошло бы никакого определенного чувства ; но мысль наша забегает вперед и представляет нам гору и монастырь , тогда как перед нами еще пески , и представление гори , вызванное к сознанию другими , связанными с ним , ' то вновь подавляется тем , что мы действительно видим , то всплывает опять При таком колебании представлений происходит неприятное само по себе ' чувство ожидания С ожиданием сродно другое неприятное чувство - желание Оно происходит тогда , когда мы представляем предмет , от которого можем ожидать удовольствие , но вместе сознаем , что для удовольствия нашего недостает действительного присутствия этого предмета Мы желаем есть , когда в более или менее заманчивом т »: гл »." представляем пищу , но чувствуем недостаток чувственных пчсчатленнй , сопровождающих еду Таким образом мы желаем не самого предмета , а известных видоизменений его представления , известного приятного чувства удовлетворения На возражение , что можно представлять отсутствующий приятный предмет и ^ желать его , отвечают , что в таком случае и предмет вовсе не представляется приятным для нас в эту минуту : мы думаем , что он когда - то доставлял нам удовольствие Этими примерами мы хо йм сказать , что чувство вообще может быть названо состоянием души , при известных движениях представлений ( в обширном смысле этого слова ), при изменении их взаимных отношений В основании третьего разряда душевных явлений , воли , лежит желание , но между волей и желанием сеть разница Я могу желать совершенно независимо от моей воли , совершенно несбыточного по моему собственному мнению , например , чтобы подул такой ветер , при котором я найду затишье , чтоб взошла такая - то звезда , чтоб судьба дала мне богатство , и от этой несбыточности нисколько не уменьшается сила желания Желание нередко идет даже наперекор воле , например , можно думать про себя : « чтоб он пропал », но при встрече не только не пустить ему камня в голову , что вполне бы зависело от воли , но снять шапку и раскланяться То , чего я хочу , непременно должно мне казаться возможным ( причем , конечно , возможно с моей стороны заблуждение ); оно должно вызывать в сознании известные представления , с которыми ассоциировалось прежде и которые необходимо должны осуществиться при моем содействии прежде , чем достигну того , чего хочу Таким образом , воля происходит тогда , когда , желая , мы видим вместе возможность посредственно или непосредственно произвести желаемое ; она есть , как и желание , результат известного отношения представлений ^ Такова в общих чертах господствующая теперь Гербартова теория представлений , как сил , вся основанная на стремлении постигнуть законность душевной жизни Она первая поставила психологию на степень науки , освободивши ее от грубого , непригодного и в практическом отношении эмпиризма и от некоторых ошибочных предположений Признавая в ней многое неопровержимым и не оспаривая самой мысли о душевном механизме , можно и должно , однако , спросить , все ли может объяснить этот механизм и нет ли в параллелограмме душевных сил такой , величина которой для нас неопределена и неопределима ? На этот вопрос Лоце ^ отвечает следующим образом : « Без сомнения наша наука не станет выше средств нашего познания и должна будет признать за ряд данных фактов то , чего не сможет вывести из одного основания Усилия во что бы то ни стало свести все к одному - вводят только в искушение бессознательно устранить кое - что из данного содержания фактов , чтобы легче объяснить остальное Мы признаем законным всякое требование видеть во всех проявлениях одного и того же существа лишь различные следствия его собственной природы , но не в состоянии удовлетворить этому требованию в науке По немногим местам , какие комета в разные времена занимала на небе , мы заключаем о дальнейшем ее пути ; прошедши чрез известные ночи , она , по законам небесных движений , необходимо должна пройти через другие , принадлежащие вместе с первыми к одной , законом определенной , кривой Такую же последовательность мы предполагаем в душе Если природа ее таким , а не другим образом проявилась при известном возбуждении (Reiz), то и следующее ее проявление , каким она ответит на другое возбуж Lehrbuch der Psychologie als Naturwissenschaft v. Th. Waitz. Braunschweig, 1849. Mikrokosmus. Ideen zur Naturgeschichle und Geschichte der Menschheit. Versuch einer Antropologie v. Herm. Lotze. Leipzig, 1856-7. дение , уже не предоставлено ее произволу Один шаг определяет все следующие , и как бы ни были разнообразны внешние возбуждения , отношения души к ним обусловлены тем , как она относилась к первому из этих возбуждений Различные воздействия души на внешние возбуждения не лишены взаимной связи , а слагаются в цельное выражение последовательной многосторонности души Но как астрономия по одной точке в пути кометы не может судить о ее быстроте и направлении , так и мы в одном способе проявления души не найдем средств предсказать то , как она выскажется при других условиях Тем не менее , в небесном теле в каждую минуту вполне есть движение , определяющее его дальнейший путь ; точно так и в каждом отдельном проявлении души может уже заключаться внутренняя необходимость таких , а не других следующих проявлений Связь всех точек в пути кометы заключается в законах притяжения и инерции ; закона , который бы представил нам все различные деятельности души , несмотря на их формальное различие , звеньями одной и той же цепи развития , следовало бы искать гораздо глубже Этот закон предполагает знание , почему существо , видящее свет и цвета , когда возбуждено волнами эфира , необходимо должно слышать звуки , если колебания воздуха действуют на его слух или почему его природа , при одних впечатлениях (Eindrucke) производящая наглядные , но безразличные восприятия (wahrnehmungen), под влиянием других - испытывает удовольствие и неудовольствие Вряд ли нужно говорить , что такая задача никогда не была решена и что не видно никакой возможности ее решения Всякая психология будет убеждена , что такая непрерывная последовательность есть в природе души , но ни одна не сумеет выразить ее закона Требование такого единства души может всегда быть путеводной нитью наших исследований , но при самом исполнении их мы принуждены довольствоваться признанием различных проявлений души за данные факты ^. Было бы ошибочно принимать полную независимость разума , чувства и воли Наблюдение слишком явственно показывает , что с течением представлений связано чувство , что из удовольствия и неудовольствия развивается стремление достигнуть желаемого и устранить нежелаемое Но такая очевидная зависимость не решает того , представляет ли предшествующее событие полную удовлетворительную причину , своей собственной силой производящую последующее , или же предшествующее есть только обстоятельство , служащее поводом последующего , и действует вместе с другой силой , ускользающей от нашего наблюдения Точный разбор фактов устранит это сомнение Если нам удастся в данном найти решительно все зародыши и стихии будущего , и |