Главная страница

Сочинение Мысль и язык


Скачать 1.57 Mb.
НазваниеСочинение Мысль и язык
Дата03.06.2018
Размер1.57 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1potebnya_a_a_mysl_i_yazyk.pdf
ТипСочинение
#45803
страница15 из 32
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   32
, с
каким мы наблюдаем
, сделало бы самое это событие невозможным
Уже впоследствии
, заметив
, что известного представления некоторое время не было в
сознании
, мы отвечаем себе на вопрос
, как оно исчезло
, этой догадкой о
постепенном угасании
, о
котором действительное наблюдение не говорит нам розно ничего
Есл
^ припомним внутреннее состояние
, в
каком мы находились
, когда известное сильно возбужденное представление значительное время было в
нашем сознании
, и
затем
, по
- видимому
, исподволь утрачивалось
, то найдем
, что оно не постепенно затемнялось
, а
с резкими перерывами
- то появлялось в
сознании
, то исчезало
Новое впечатление
, содержание коего было как
- нибудь связано с
прежним
, мгновенно снова приводило его на память
: другое впечатление
, поражающее своей новостью
, опять его вытесняло
Это прежнее представление похоже было на плывущее тело
, которое то мгновенно поглощается волнами
, то столь же быстро поднимается
То
, что мы называем постепенным затемнением
- частью возрастающие проме жутки между появлениями представления
, частью другая особенность
, о
которой ниже
».
«
Если разделим представления на простые чувственные восприятия и
на сложные из них образы
, то не в
состоянии будем сказать
, в
чем состоит различие силы первых
, если не в
различии содержания
Звука одной и
той же высоты и
силы
, того же инструмента
, мы не можем себе представить более или менее ясно
; мы или представляем его
, или не представляем или
, наконец
, ошибаемся в
своих предположениях
, принимая представление более сильного или слабого
, следовательно
, другого звука
, за более сильное и
слабое представление одного и
того же
Точно так одного и
того же оттенка цвета при одном освещении мы не можем представить с
большей или меньшей ясностью
; но
, конечно
, если этот оттенок указан нам словом или описанием
, мы можем колебаться в
выборе между воспоминаниями нескольких сводных цветов
, не зная
, какой именно из них нужен
Тогда объясняем мы такое состояние тем
, что у
нас есть представление
, но только не ясное
, между тем как на самом деле мы его не имеем и
только выискиваем из нескольких
, вместе с
числом коих растет наша неуверенность и
мнимая неясность представления
».
Еще невероятнее
, чтобы сложные образы исподволь бледнели
, удерживая все свои черты
; напротив
, они затемняются только разлагаясь и
разрушаясь
В
воспоминании забываются известные
, менее замеченные части виденного предмета и
их связь с
другими
; при попытке восстановить в
памяти этот образ
, мы в
недоумении колеблемся между различными возможностями заполнить происшедшие таким путем пробелы и
связать частности
, еще ясно представляемые нам
» порознь
Таким образом
, появляется мнимая неясность представлений
, которая увеличивается в
прямом отношении к
обширности поля
, предоставленного нашей дополняющей фантазии
Напротив
,
вполне ясны представления
, коих части мыслимы все и
притом с
полной определенностью взаимных отношений
, и
эта
ясность сама по себе не сможет ни увеличиваться
, ни уменьшаться
Нередко нам кажется
, что может увеличиться интенсивность представления
, содержание коего давно нам вполне известно
, но на деле в
таких случаях пополняется самое
, это содержание
Как затемняется оно от пробелов
, уменьшающих его
, так
, по
- видимому
, уясняется
, если
, сверх его самого
, входят в
сочинение еще разнообразные отношения
, со всех сторон связывающие его с
другим содержанием
Нельзя более или менее представлять круг или треугольник
: мы или имеем их верный образ или не имеем
; тем не менее они становятся яснее
, когда с
увеличением наших геометрических познаний
, вместе с
этими фигурами припоминаются и
их многочисленные и
важные отношения
В
этом смысле мы допускаем различие в
степенях ясности
Поэтому то
, что прежде живо нам представлялось
, становится для нас менее ясным тогда
, когда
, почему бы ни было
, перестает приходить нам на память все то
, с
чем было свя зано в
минуты своей наибольшей живости
, на связи с
чем в
сознании основана была самая эта живость '. «
Ясность представлений
(
и степень их влияния на другие
) состоит не в
большей или меньшей интенсивности нашего знания
, а
в экстенсивной полноте их содержания
, в
изменчивом богатстве посторонних стихий
, соединенных с
этим содержанием
».
Нельзя не согласиться и
с точкой зрения последователей
Гербарта
, что распадение
- самая очевидная для нас причина помрачения сложных представлений
, и
наоборот
, их полнота и
обширность связей с
другими
- причина не только их ясности
, но и
большего или меньшего влияния на другие
Столь же несомненно
, что постепенное ослабление в
воспоминании простого чувственного восприятия
, подобное затиханию звука и
ослаблению цвета
, не есть факт
, сообщаемый нам самонаблюдением
Ослабевший звук той же высоты есть для нас уже другое представление
Но не ошибаемся ли мы в
этом
, следует ли
, согласно с
Дробишем
, принять ослабление интенсивности представления
, как деятельности души
, независимое от изменения самого их содержания
, или же отвергнуть его вместе с
Лоце
- это для нас менее важно
Довольно
, что сила влияния представлений на другие соразмерна их ясности в
том смысле
, как принимает
Лоце
Здесь к
определению апперцепции
, как участия сильнейших масс в
образовании новых мыслей
, можем уже прибавить
, что сила апперципирующих масс тождественна с
их организованностью
От степени этой последней зависит и
большая широта сознания
, ограниченность коего мы приняли за исходное положение при определении силы объясняющих мыслей
Говоря о
пределах сознания
, кстати заметим два случая
. 1)
При непосредственном восприятии чувственных впечатлений сознание ограничено только свойствами внешних возбуждений и
самих органов
Мы не воспринимаем в
одно время нескольких вкусов или запахов не потому
, что различные впечатления смешиваются в
душе
, а
потому
, что душа получает уже извне
, так сказать
, один их итог
Но посредством зрения мы получаем
, разом и
не смешивая
, впечатления стольких цветных точек
, сколько их заключается в
пространстве
, какое отразилось в
зрачке
, почти тоже посредством осязания
В
одно мгновение от всех чувств разом мы можем получать многие впечатления
, которые все могут находиться в
сознании
, потому что хотя мы не в
состоянии дать себе в
них отчета в
самое время восприятия
, но можем их припомнить впоследствии
2)
Ограниченность сознания
, независимая от внешних причин
, гораздо яснее обнаруживается при воспоминании уже воспринятого
. «
Кажется
, - говорит
Лоце
, - будто только напор впечатлений внеш
Lotze. Mirk. 1,224-227. него мира насильно расширяет сознание
, и
что
, предоставленное самому себе
, оно так суживается
, что
, по
- видимому
, представляет разнообразное не одновременным
, а
только последовательным во времени
»^
В
таком виде факт не представляет сомнения
, но при ближайшем его рассмотрении мнения расходятся
Лоце полагает
,
что
«
хотя было бы очень трудно решить непосредственным наблюдением
, точно ли могут несколько представлений в
одно время находиться в
сознании
, или же это только призрак
, происходящий от быстроты их смены
; но факт
, что вообще мы можем сравнивать
, заставляет нас принять возможность одновременности
Кто сравнивает
, тот не переходит только от мысли об одном из членов сравнения к
мысли о
другом
; чтобы совершить сравнение
, он должен совместить в
одном неделимом сознании оба эти члена
, и
вместе
- форму своего перехода от одного к
другому
Когда хотим сообщить другому известное сравнение
, то свойствами языка мы принуждены произносить одно за другим имена двух членов сравнения и
обозначение отношения между ними
В
этом причина заблуждения
, будто и
в самом сообщаемом сравнении есть такая последовательность
; но
, произнося одно за другим
, мы рассчитываем на то
, что в
сознании слушающего наша речь произведет не три раздельные представления
, а
одно представление отношения между двумя другими
Хотя мы привыкли к
безмолвному течению нашей мысли придавать формы речи
, но очевидно и
здесь последовательность во времени
, в
какой вяжутся между собой слова для наших представлений
, есть только изображение отношений
, уже прежде замеченных нами между их содержаниями
; эта привычка ко внутренней речи
, собственно
, замедляет ход мысли
, разлагая в
последовательный ряд то
, что первоначально было одновременным
».
Эти действия познания
, ручаясь нам за одновременность многих представлений
, вместе с
этим указывают на ее условия
Сознание не имеет места только для бессвязной множественности
; оно не тесно для разнообразия
, члены коего разделены для нас известными отношениями
, приведены в
порядок и
связаны
Нам не удается представить разом два впечатления без взаимного их отношения
; сознанию нужно представление своего пути от одного к
другому
: ему легче
, при помощи этого представления перехода
, охватить большее множество
, чем меньшее
-- без него
Поэтому способность сознания обнимать многое усовершима
Одновременные звуки музыки всякому представляются такими
, но вряд ли их вспомнит тот
, для кого они были бессвязным множеством
; музыкально же образованному уху они с
первого разу представляются обильным отношениями целым
, коего внутренняя организация приготовлена предшествующим течением мелодии
Всякий пространственный образ прочнее удерживается в
памяти
, если мы в
состоянии разложить его наглядное
Lotze. ib. впечатление в
описание
Говоря
, что известная часть здания покоится на другой
, поддерживается третьей
, склоняется под таким
- то углом к
четвертой
, мы прежде всего увеличиваем число представлений
, которые нам следует удержать в
памяти
; но в
таком словесном выражении посредством предложений
, одновременность частей превращается в
ряд их взаимодействий
, которые явственнее их связывают
, чем нераздельный чувственный образ
Чем выше развитие духа
, чем тоньше отношения
, которыми он связывает между собой отдельные мысли
, тем более расширяется сознание даже для таких представлений
, которые связаны между собой уже не пространством или временем
, а
внутренней зависимостью
»'.
Лоце основывается во всем этом на верной мысли
, что одна смена представлений в
сознании
, как бы она ни была быстра
, не в
состоянии объяснить возможности схватить их отношения
Если в
то время
, как в
сознании есть а
,
в нем совсем не может находиться
Ь
, то
, во
- первых
, кроме внешних возбуждений
, не будет никаких оснований для перехода от а
к
Ь
, во
- вторых
, отношение а "
Ь
состояться не может
Но он представил одну только сторону явления
, тогда как в
нем две
, по
- видимому исключающие друг друга
Чтобы понимать конец книги
, в
которой последующее вытекает из предыдущего
, мы должны совместить в
сознании все предшествующее
; а
между тем не трудно заметить
, что по мере
, как при чтении мы подвигаемся
вперед
, все прочтенное ускользает из нашего сознания
Геометрическая теорема вне связи с
предыдущим не имеет для нас смысла
, а
между тем никто не скажет
, чтобы
, понимая ее
, он в
то же время представлял себе все предшествующие
Даже больше
: в
сознании не отразится как одновременный пространственный образ самый немногосложный ряд заключений
, направленных к
известному нам выводу
, и
это есть свойство не языка
, без которого в
подобных случаях обойтись трудно
, но возможно
Хотя сознание и
не совмещает в
себе одновременно не только многих
, но даже двух членов сравнения
, но член сравнения
, находящийся вне его пределов
, обнаруживает заметное влияние на тот
, который в
сознании
В
ту минуту
, как произносим последнее слово предложения
, мы мыслим непосредственно только содержание этого слова
; однако это содержание указывает нам на то
, к
чему оно относится
, из чего оно вытекло
, т
е прежде всего
- на другие
, предшествующие слова того же предложения
, потом
- на смысл периода
, главы
, книги
Легче всего нам припомнить
, почему было сказано только что произнесенное слово
; несколько более напряжения требует попытка найти его место в
целом ряду мыслей
, например
, нужно перечесть период
, чтобы понять
, что значит встреченное под конец его местоимение и
т д
Можно понимать это так
, что хотя нет
Lotze. Mikr. 1,232-3. степеней ясности представлений
, находящихся в
сознании
, но за
«
порогом сознания
» одни представления имеют более заметное влияние на сознаваемое
, другие мерыие
; первые легче возвращаются в
сознание
, вторые
- труднее
, и
наконец то
, что ничем не связано с
мыслью
, занимающей нас в
эту минуту
, вовсе не может прийти на ум в
следующую
, если внешние впечатления не прервут течения мысли и
не дадут ему нового направления
Каждый член мыслимого ряда представлений вместе с
собой вносит в
сознание результат всех предшествующих
, и
тем многозначительнее для нас этот результат
, чем многостороннее связи между предшествующими членами
Так
, общий вывод рассуждения или определение обсуживаемого предмета
, которое должно в
немногих
, полновесных словах повторить
* нам все предшествующее
, достигнет своей цели
, будет понятно только тогда
, когда это предшествующее уже организовано нашей мыслью
; иначе
- определение будет иметь только ближайший грамматический смысл
Итак
, примем ли мы вместе с
Лоце
, что сознание обнимает ряд мыслей
, как нечто одновременное
, подобно глазу
, который разом видит множество цветных точек
, или же
- что сознание только переходит от одной мысли к
другой
, но непонятным образом видоизменяет эту последнюю и
совмещает в
ней все предшествующее
: во всяком случае расширение его
, как бы ни понимать это слово
, зависит от той же причины
, от которой и
сила апперципирующих масс
, именно от близости отношений между стихиями этих масс и
от количества самых стихий
Основные законы образования рядов представлений
- это ассоциация и
слияние
Ассоциация состоит в
том
, что разнородные восприятия
, данные одновременно
, или одно вслед за другим
, не уничтожают взаимно своей самостоятельности
, подобно двум химически сродным телам
, образующим из себя третье
, а
, оставаясь сами собой
, слагаются в
одно целое
Два цвета
, данные вместе несколько раз
, не смешиваясь между собой
, могут соединяться так
, что мы одного представить себе не можем
, не представляя другого
Слияние
, как показывает самое слово
, происходит тогда
, когда два различных представления принимаются сознанием за одно и
то же
, например
, когда нам кажется
, что мы видим знакомый уже предмет
, между тем
, как перед нами совсем другой
Новое восприятие
, сливаясь с
прежним
, непременно или вводит его в
сознание или
, по крайней мере
, приводит в
непонятное для нас состояние
, которое назовем движением
; но так как это прежнее восприятие было дано вместе
, или вообще находилось в
известной связи с
другими
, то входят в
сознание и
эти другие
Так посредством слияния образуется связь между такими представлениями
, которые
Штейнталь
(Assimil. und Attraction. Zeitschrif. f. Volkerpsych. B.1.107-117) называет состояние представлений несознаваемых
, но готовых перейти в
сознание
, дрожанием
(Schwingende Vorstellungen). первоначально не были соединены ни одновременностью
, ни после
- ' довательностью своего появления в
душе
Вместе с
таким сродством
, вызывающим в
сознании некоторые из прежних представлений
, дано средство удалять другие
: если новое восприятие
В
имеет наиболее общих точек не с
Б
, которое в
эту минуту находится в
сознании
, а
с одним из прежних восприятий
, именно с
А
, то
Б
будет вытеснено из i мысли
, посредством привлекаемого в
нее
А
А
н
Б
находятся в
связи
, первое с
Г
,
Д
,
Е
, второе с
Ж
, 3,
И
, и
могут считаться началами рядов
, которые через них и
сами входят в
сознание
; мысль
, следуя тому направлению
, началом коему служит
А
, устраняет другое направление
Б
, но сродство
В
с
А
, а
не с
Б
не есть раз навсегда определимая неизменная величина
: оно изменчиво
, как чувство
, сопровождающее и ' изменяющее колорит восприятия
, и
в свою очередь зависимое от неуловимых перемен в
содержании этого последнего
Не останавливаясь на темных сторонах этих простейших душевных явлений
, ограничимся несомненным положением
, что в
апперцепции воспринимаемое вновь и
объясняемое должно известным образом соприкасаться с
объясняющим
, без чего будет невозможен результат
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   32


написать администратору сайта