Сочинение Мысль и язык
Скачать 1.57 Mb.
|
здесь , как и во всех случаях , требование отчета , т е апперцепции и сами по себе суть уже , впрочем неполные , апперцепции восприятий в слове Спрашивая : « это что такое ?» и не имея в мысли ни малейшего указания на ответ , мы тем не менее , судя по употребленным нами словам , уже апперципируем впечатление как предмет ( это что ), имеющий известные качества ( такое ). Препятствие к слиянию так мало составляет сущность апперцепции , что , напротив , самая совершенная апперцепция та , которая не встречает препятствий , т е ., например , мы лучше всего понимаем ту книгу , которая нами легко читается Взявши во внимание разнообразие и неосновательность толков , возбужденных слухом о мертвых душах , скорее всего можно подумать , что апперцепция состоит в видоизменении апперципируемого Это будет довольно близко к истине ; но следует помнить , что результатом апперцепции может быть не только заблуждение , например , что Чичиков есть капитан Копейкин или Наполеон , или что Наполеон есть антихрист , но и истина Кто верно объясняет факт , тот его не переиначивает , и если Дон - Кихот , под влиянием своей восторженной натуры и рыцарских романов , апперципирует крылья ветряных мельниц , как мечи гигантов , а стадо овец - как неприятельское войско , то его оруженосец , вследствие такого же процесса , видит только мельницы и баранов Самые простые и самые несомненные для нас истины , которые по - видимому прямо даются чувствами , на деле могут быть следствием сложного процесса апперцепции Апперципируемое может быть не совокупностью признаков , как Чичиков , губернаторская дочка , и не словом ( то и другое возможно только при некотором душевном развитии ), а простейшим чувственным восприятием , или одновременно данным , почти неразделимым рядом таких восприятий ; точно так апперципирующее может быть не сложным душевным явлением ( как в одном из приведенных примеров - чув ство , какое дамы питают к губернаторской дочке , заставляющее приписывать ей свойства , противоположные понятию дам о красоте ), а одним каким - нибудь несложным ( по своим условиям ) чувством или немногими актами познавательной способности Апперцепция - везде , где данное восприятие дополняется и объясняется наличным , хотя бы самым незначительным запасом других Ребенок , например , только посредством апперцепции узнает , что у него болит именно рука Такое знание предполагает уже в душе образ руки , как предмета в пространстве ; но этого еще мало : глядя на руку , я еще не знаю , что она именно болит , потому что зрение одинаково бесстрастно изображает и больное и здоровое место Также недостаточно одного чувства боли , потому что из него одного никак не выведем знания , что болит рука Непременно нужно , чтобы ощущение боли , имеющее определенное место независимо от нашего знания об этом , изменялось от прикосновения к больному месту , чтобы к этим впечатлениям осязания присоединилось изменение образа больного члена , сообщаемое зрением Это последнее изменение произойдет непременно , потому что нельзя видеть того места , например , руки , которое ощупывается пальцами , или же и вся рука от прикосновения к больному месту невольно переменит положение Таким образом , знать , что болит рука , значит признавать свой член , в котором боль , за один и тот же с тем , который доставляет такие - то впечатления зрения и осязания Ощущение боли здесь узнается снова и поверяется , дополняется , объясняется , одним словом - апперципируется ощущениями осязания и зрения '. Итак , апперцепция не всегда может быть названа изменением объясняемого ; но если это последнее имеет место , то не должно считаться существенным признаком апперцепции , потому что есть всегда следствие слияния , которое само несущественно Поэтому удобнее определить апперцепцию более общим выражением : она есть участие известных масс представлений в образовании новых мыслей ^. Последнее имеет существенное значение , потому что всегда результатом взаимодействия двух стихий апперцепции является нечто новое , несходное ни с одной из них Это определение должно быть дополнено , потому что не показывает , какие именно массы мыслей должны быть объясняющими В душе бывает несколько групп , из коих каждая , по - видимому , равно могла бы апперципировать данное восприятие , а между тем в одном случае , по поводу одного и того же , приходит в сознание одна , в другом - другая Нельзя сказать , например , чтобы в душе ученика не было ничего , с чем бы могло внутренним образом соединиться содержание латинского или греческого классика , чтобы содержание ' Ср .: ^at/z-Lehrbuch der Psychol.l89. Об апперцепции см .: Steinthal. Zur Sprachphilos. Zeilschr. f. l'hilos. v. l-'ichtc etc. XXXII, 74-7. 82 это было для него недоступно , а между тем опыт доказывает , что оно совершенно ускользает от внимания , т е не апперципируется при затруднениях в формах , при чтении с грамматической целью Можно углубляться в формальные и лексические оттенки языка , запоминать при этом по частям , например , целые народные песни , но , имея в памяти все данные , не замечать общего содержания Можно , как в басне , за козявками слона не приметить Легко предположить причину такого явления в изменяющейся от разных обстоятельств сим апперципирующих масс Чем более я приготовлен к чтению известной книги , к слушанию известной речи , чем сильнее стало быть апперципирующие ряды , тем легче произойдет понимание и усвоение , тем быстрее совершится апперцепция Однако чтение , требующее известной сосредоточенности , будет для меня бесполезно , если оно чем - нибудь прерывается , или если сажусь за чтение цод влиянием посторонних впечатлений , ослабляющих действие тех мыслей , которыми должно объясняться то , что я читаю Если б покупка мертвых душ не была для чиновников города NN делом неслыханным , то и недоумение их при слухе о такой « негоции » Чичикова было бы невозможно , и вопросы « что за притча эти мертвые души ?» означающие , что восприятие ищет , но не находит апперцепции , не имели бы места « Апперцепция есть участие сильнейших представлений в создании новых мыслей »; но в чем именно состоит эта сила , условливающая большую или меньшую легкость влияния представлений на новые или возобновленные в сознании восприятия ? Такой вопрос и предшествующее ему определение предполагает выведенное из опыта убеждение , что , выражаясь метафорически , все находящееся в душе расположено не на одном плане , но или выдвинуто вперед , или остается вдали Если бы в известное мгновение данное восприятие могло быть в одинаковых отношениях ко всем рядам представлений ( которые следует рассматривать как отдельные , но не лишенные взаимной связи единицы ), то оно вдруг апперципировалось бы всеми этими рядами и , быть может , мысль наша разом обняла бы несколько различных результатов апперцепции То же было бы , если бы несколько восприятий , ничем не связанных между собой и не составляющих для нас одного целого , одновременно апперципировались одной массой представлений Но на деле не так : одна из дам , например , во время разговора с другой уверена только в том , что румяны обваливаются с губернаторской дочки , как штукатурка ; другое заключение в эту минуту для нее невозможно , и , наоборот , другое заключение , к которому она могла бы прийти при других обстоятельствах , непременно исключило бы это Вообще , в каждое мгновение жизни все , что есть в душе , распадается на две неравные области ; одну обширную , которая нам неизвестна , но не утрачена для нас , потому что многое из нее приходит нам на мысль без новых восприятий извне ; другую - известную нам , находящуюся в сознании , очень ограниченную сравнительно с первой Сознание - явление , совершенно отличное от самосознания ( которое добывается человеком поздно , тогда как сознание есть всегдашнее свойство его душевной жизни ), определяют как совокупность актов мысли , действительно совершающихся в данное мгновение ^. Это определение предполагает , что все в душе вне сознания не есть действительная мысль ( представление в самом обширном смысле этого слова ), а только стремление к ней (ein Streben vorzustellen); что - то меняется в самой мысли в то время , как она входит в сознание ^; но что именно - вряд ли можно будет когда - либо сказать , потому что для определения разницы между двумя явлениями нужно знать оба , а знаем мы только мысль , перешедшую в сознание , сложившую с себя те свойства , какие она имела в бессознательном состоянии Однако , устраняя вопрос о том , что была данная мысль до своего появления в сознании , мы можем в том виде , в каком она представляется нам , искать причины тому , что она чаще других появляется в сознании и легче других апперципирует новые восприятия Степень влияния одних мыслей на другие может , по - видимому , зависеть или от силы сопровождающего их чувства , или от их ясности Рассмотрим порознь эти условия Во - первых , получаемые извне чувственные восприятия имеют без сомнения различные степени силы , потому что ни одно из них не изображает вполне безразлично своего содержания , но каждое чувствуется нами как большее или Hebhart's sammtl. Werkc V, 1, 18; . Само собой , что как здесь , так вообще в психологии , слова , указывающие на пространственные отношения явлений , имеют только символическое значение Сознание не есть сцена , на которую всходят представления и где за теснотой не могут многие вдруг поместиться : бессознательность не есть пространство за кулисами , куда удаляются представления , вытесняемые со сцены Сознание не есть также свет , то озаряющий по неизвестным причинам те или другие представления , то оставляющий их во мраке ; но есть внутреннее око , столь же отличное от того , на что обращено , как глаз наш - от предмета , на который смотрит Сознание - нс посторонняя для представлений сила , а их собственное состояние Случается , когда мы заняты чем - нибудь , слышать бой часов , не обратить внимания на число ударов и , однако , после верно вспомнить это число ; не дослышав слова , мы просим говорившего повторить , но до его ответь уже успели дополнить недослышанное и не нуждаемся в повторении Эти и им подобные явления могут навести на мысль , что бессознательные впечатления , содержание коих хотя и есть в душе , но столь же нам чуждо , как и не действующие на нас предметы внешнего мира , предшествуют сознательным восприятиям , что сознание относится к бессознательности , как действие к страданию Но в приведенных примерах впечатления находятся в сознании с первого раза : звуки недослышанного слова схвачены нами , но не вполне ; бой часов - тоже , но как сумма испытанных нами потрясений , а не как число ударов , по которому мы узнаем время Апперцепция , объяснение и дополнение следуют здесь за перцепцией , но и эта последняя есть уже деятельность души , есть уже сознание Как физический атом уже действует в то время как получает потрясение извне и страдание его есть уже воздействие , так и известное состояние души мы можем назвать страдательным впечатлением , если имеем в виду его внешние причины ; но должны считать живым воздействием , если вспомнить , что та же причина в другой натуре вызвала бы другое состояние Таким образом , в сознании и в бессознательности мы можем видеть и деятельность и страдание , и это , конечно , не говорит нам , что они такое сами по себе меньшее потрясение нашего существа , соразмерное интенсивности этого содержания Громкий звук и яркий свет не только дают нам большее содержание , чем тихий звук и слабое мерцание , но и восприятие первых действует на нас сильнее , чем восприятия последних Таким образом можно сравнивать не только однородные , но и разнородные ощущения ( например , чувство , испытываемое при сильном звуке , слабее того , которое сопровождает восприятие слабого света ). Очень вероятно , что в душе , еще впервые подверженной действию внешних влияний , не управляемой воспоминанием прежних впечатлений , - более сильные ощущения будут вытеснять слабейшие Как взор невольно устремляется на самые светлые точки известной поверхности , так и внимание поглощается ими в ущерб более темным Отсюда можно заключить , что если бы и в воспоминании чувство , сопровождавшее впечатления , сохраняло свою силу , то воспоминание сильнейшее в этом смысле апперципировало бы новые восприятия легче , чем слабейшее Но , говорит Лоце , « в душе , воспитанной опытом , встречаем уже более сложные явления Легкий шорох может отвлечь наше внимание от громкого шума и вообще влияния воспоминаемых восприятий на направление нашей мысли несоразмерно силе их чувственного содержания Степень интереса , который они получают в наших глазах с течением жизни , зависит уже не от них самих , а от цены , какую они имеют для нас , как предзнаменования других явлений , или указания на них ». « Воспоминание , верно передавая качество и интенсивность содержания прежних впечатлений , не повторяет в то же время потрясений , которые мы от них испытывали , а если и повторяет , то разве так , что к воспроизведенному образу содержания присоединяет другой образ возбужденного им прежде чувства Раскаты грома в воспоминании , как бы ясно ни передавало оно их свойства и силу , не более нас потрясают , чем равно ясное воспоминание самого слабого звука ; быть может , при этом мы воспоминаем о сильном потрясении , причиненном нам громким звуком , но самое это воспоминание действует на нас не сильнее воспоминания о слабом потрясении Мы помним различный вес двух предметов , но воспоминание о большой тяжести одного не тяжелее для нас воспоминания о меньшей тяжести другого ». Примеры эти хороши , однако не могут убедить в том , в чем бы должно ; рядом с ними следует поставить другие , доказывающие совершенно противное Бывает достаточно самого незначительного обстоятельства , чтобы пробудить воспоминание о потере любимого человека и неразлучную с этим печаль Легкость воспоминания в этом случае мы ставим в зависимость от важности потери и силы принесенного ею чувства , и , как кажется , не ошибаемся : потеря , например , перчатки скоро забывается , потому что не велика сила про Lotze. Mikrokosm. 1,222-4. изведенного этим неудовольствия Пословица « пуганая ворона и куста боится » в переводе на более отвлеченный язык значит , что чем сильнее первоначальный испуг , тем скорее мысль об опасности апперципирует новые восприятия Так в « Мертвых душах » и тот , кто счел Чичикова за губернаторского чиновника , и почтмейстер , некоторое время принимавший его за Копейкина , - оба вероятно видали на веку ревизии , но вспомнил их , по поводу Чичикова , только первый , между прочим , потому , что имел причины их бояться Поэтому можно принять силу первоначального чувства за обстоятельство , обусловливающее степень влияния связанной с ним мысли на другие , но следует сделать оговорку , что это влияние чувства может , в свою очередь , поддерживаться или разрушаться отношениями , в какие стало соединенное с ним содержание к другим Время между горестным для нас событием и данной минутой может быть различно заполнено : при одних условиях это событие продолжает возвращаться в сознание и бросать тень на текущую жизнь , а при других и сопровождавшее его чувство , и само оно забылось , потому что мысль получила другое направление Если были психические средства спасти рассудок того , кто помешался на неудачно поставленной карте , то они состояли в том , чтобы разрознить мысли о поразившем его событии , привести их в более благоприятные отношения к другим и удалить от сознания Таким образом , сила чувства , как причина силы апперципирующих масс , указывает на другую причину , именно - на более или менее тесную связь между стихиями этих масс Во - вторых , относительно ясности представлений , нам кажется вполне убедительным следующее мнение Лоце : « Полагают обыкновенно , что одно и то же содержание может быть представлено с бесконечно различными степенями ясности , что , только проходя эти степени и постепенно затемняясь , представление исчезает из сознания Но это - описание события , которого никто никогда не наблюдал , потому что внимание |