Главная страница

Сочинение Мысль и язык


Скачать 1.57 Mb.
НазваниеСочинение Мысль и язык
Дата03.06.2018
Размер1.57 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1potebnya_a_a_mysl_i_yazyk.pdf
ТипСочинение
#45803
страница22 из 32
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   32
, когда явственно различаются в
них три момента
, можем заметить
, что в
первом случае словам недостает образности и
что только в
последнем возможно такое их понимание
, которое представляет соответствие с
пониманием художественного произведения и
эстетическим наслаждением
Положим
, кто
- нибудь знает
, что литов
. baltas значит добрый
(
может быть ласковый
, милый
); ему даны в
этом слове очень определенные звуки и
не менее определенное содержание
, но эстетическое понимание этого слова ему не дано
, потому что он не видит
, почему именно эти сочетания звуков
, а
не сотня других
, должны означать доброту и
пр
., и
почему
, наоборот
, такое содержание должно требовать таких именно звуков
Если затеряна для сознания связь между звуком
В
этом ряду можно различить мысли
: ближайшие по времени к
восприятию образа
(
когда
, напр
., читатель говорит
: «
Дон
-
Кихот есть насмешка над рыцарскими романами
») и
более далекие от него
, и
вместе с
тем более важные для нас
(
когда читатель говорит
: «
В
Дон
-
Кихоте смехотворство есть только средство изобразить всегдашние и
благородные свойства человеческой природы
; автор любит своего смешного героя
, и
хоть сыплет на него удары со всех сторон
, но ставит бесконечно выше всех окружающих его лиц
»).
Тйкое различие в
настоящем случае для нас не нужно
См
-
Буслаев
Очерки и
значением
, то звук перестает '
быть внешней формой в
эстетическом значении этого слова
; кто чувствует красоту статуи
, для того ее содержание
(
напр
., мысль о
верховном божестве
, о
громовержце
) находится в
совершенно необходимом отношении к
совокупности замечаемых в
ней изгибов мраморной поверхности
Для восстановле "
ля в
сознании красоты слова baltas нужно знание
, что известное нам е
."
о содержание условлено другим
, именно значением белизны
: baltas значит добрый и
пр потому
, что оно значит белый
, точно так
, как русское бе
^
шй
, светлый значат
, между прочим
, милый
, именно вследствие своих значений albus, lucidus.
Только теперь
, при существовании для нас символизма слова
(
при сознании внутренней формы
), его звуки становятся внешней формой
, необходимо требуемой содержанием
Дело нисколько не изменяется оттого
, что мы не знаем причины соединения звуков baltas, белый со значением albus: мы спрашивали вовсе не об
«
этом
, а
об отношении значения милый к
звуку
; ограниченные требования удовлетворяются знанием ограниченных
, а
не безусловных причин
Чтобы
, воспользовавшись сказанным о
слове
, различить внутреннюю и
внешнюю форму в
художественном произведении
, нужно най ти такой случай
, где бы потерянная эстетичность впечатления могла быть восстановлена только сознанием внутренней формы
Не будем говорить о
картинах и
статуях
, как о
предметах мало нам известных
, и
остановимся на обычных в
народной песне сравнениях
, из коих каждое может считаться отдельным поэтическим целым
Чего недостает нам для понимания такого
, например
, сравнения
?
Czystas wandeiielis tek' Czystame upuzelej, 0 ir werna meiluze Wernoje szirdatej (Ness.
93).
(
Чистая вода течет в
чистой речке
, а
верная любовь в
верном сердце
.)^
^
Они так же цельны
, как
, напр
., четверостишие
Гейне
:
Mein H
е rz gleicht ganz dem Meere Hat Sturm, und Ebb, und Fluth, Und manche schone
Perle In seiner Tiefe ruht.
^
ср
.: *Eiksi хгспау fnergyte, Eiksi sier.ay, Jaunoji, Kalbesiva Kalbuiate, Dumoxiva dumuy.ale, Kur srove giliausia, Kt^ incite meiliausia" (Ness. 3).
(
Поди сюда
, девица
, поди сюда
, молодая
, будем думать
- гадать
, где глубже река
, где крепче
(
милее
) любовь
).
Сравнение употреблено и
в этих и
в вышеприведенных стихах слишком самостоятельно
, для того
, чтобы можно было видеть здесь заимствование откуда бы ни было
В
моравской песне мы встретили такой же мотив

«
О
lasko, lasko, bud'mczi natni. Jako ta vodi^ka mezi brehami Woda uplyn^. brehy podry)e, Tebc si, dl^vlisko, synck ne veim^. iMorav. nir.p. fS. 300).
Нам недостает того же
, что требовалось для понимания слова baltas, добрый
, именно законности отношения между внешней формой
, или лучше сказать между тем
, что должно стать внешней формой
, и
значением
Форма и
содержание
- понятия относительные
:
В
, которое было содержанием по отношению к
своей форме
А
, может быть формой по отношению к
новому содержанию
, которое мы назовем
С
; угол
«, обращенный вершиной влево
, есть известное содержание
, имеющее свою форму
, свое начертание
(
напр
., угол может быть острый
, тупой
, прямой
), но это содержание в
свою очередь есть форма
, в
которой математика выражает одно из своих понятий
Точно таким образом значение слова имеет свою звуковую форму
, но это значение
, предполагающее звук
, само становится формой нового значения
Формой поэтического произведения будет не звук
, первоначальная внешняя форма
, а
слово
, единство звука и
значения
В
приведенном сравнении то
, к
чему стремится и
на чем останавливается умственная деятельность
, есть мысль о
любви
, которой исполнено сердце
Если отвлечем
, для большей простоты
, это содержание от его словесного выражения
, то увидим
, что оно существует для нас в
форме
, составляющей содержание первого двустишия
Образ текущей светлой воды
(
насколько он выражен в
словах
) не может быть
, однако
, внешней формой мысли о
любви
; отношение воды к
любви такое же внешнее и
произвольное
, как отношение звука baltas к
значению добрый
Законная связь между водой и
любовью устанавливается только тогда
, когда дана будет возможность
, не делая скачка
, перейти от одной из этих мыслей к
другой
, когда
, например
, в
сознании будет находиться связь света
, как одного из эпитетов воды
, с
любовью
Это третье звено
, связующее два первые
, есть именно внутренняя форма
, иначе
- символическое значение выраженного первым двустишием образа воды
Итак
, для того
, чтобы сравнение воды с
любовью имело для нас эстетическое значение
, нужно
, чтобы образ
, который прежде всего дается сознанию
, заключал в
себе указание на выражаемую им мысль
Он может и
не иметь этого символического значения
, и
между тем воспринимается весьма определенно
; следовательно
, внешняя форма
, принимаемая не в
смысле грубого материала
(
полотно
, краски
, мрамор
), а
в смысле материала
, подчиненного мыслью
(
совокупность очертаний статуи
), есть нечто совершенно отличное от внутренней формы
Берем еще один пример
В
Малороссии весной девки поют
:
«
Кроковее колесо
Више тину стояло
,
Много дива видало
Чи бачило
, колесо
,
Куди милий по
1
хав
?» -
За ним трава зелена
И
диброва весела
. - «
Кроковее колесо
Више тину стояло
Много дива видало
Чи бачило
, колесо
,
Куди нелюб поТхав
?» -
За ним трава полягла
И
диброва загула
!
Можно себе представить
, что эту песню кто
- нибудь поймет в
буквальном смысле
, то есть не поймет ее вовсе
Все черты того
, что изображено здесь
, все то
, что становится впоследствии внешней формой
, будет схвачено душой
, а
между тем в
результате выйдет нелепость
: шафранное колесо
, которое смотрит из
- над тыну
?
Но пусть эта бессмыслица получит внутреннюю форму
, и
от песни повеет на нас весной природы и
девичьей жизни
Это желтое колесо
- солнце
; солнце смотрит сверху и
видит много дива
Оно рассказывает певице
, что куда проехал ее милый
, там позеленела трава и
повеселела дуброва и
проч
Кажется
, из сказанного ясно
, что и
в поэтическом
, следовательно
, вообще художественном произведении есть те же самые стихии
, что и
в слове
: содержание
(
или идея
), соответствующее чувственному образу или развитому из него понятию
; внутренняя форма
, образ
, который указывает на это содержание
, соответствующий представлению
(
которое тоже имеет значение только как символ
, намек на известную совокупность чувственных восприятий
, или на понятие
) и
, наконец
,
внешняя форма
, в
которой объективируется художественный образ
Разница между внешней формой слова
(
звуком
) и
поэтического произведения та
, что в
последнем
, как проявлении более сложной душевной деятельности
, внешняя форма более проникнута мыслью
Впрочем
, и
членораздельный звук
, форма слова
, проникнут мыслью
;
Гумбольдт
, как мы видели выше
, может понять его только как
«
работу духа
».
Язык во всем своем объеме и
каждое отдельное слово соответствует искусству
, притом не только по своим стихиям
, но и
по способу их соединения
«
Создание языка
, - говорит
Гумбольдт
, - начиная с
первой его стихии
, есть синтетическая деятельность в
строгом смысле этого слова
, именно в
том смысле
, по которому синтез создает нечто такое
, что не заключено в
слагаемых частях
, взятых порознь
».
Звук
, как междометие
, как рефлексия чувства
, и
чувственный образ или схема
, были уже до слова
; но самое слово не дается механическим соединением этих стихий
Внутренняя форма в
самую минуту своего рождения изменяет и
звук
, и
чувственный образ
Изменение звука состоит
(
не говоря о
позднейших
, более сложных звуковых явлениях
) в
устранении того страстного оттенка
, нарушающего членораздельность
, какой свойствен междометию
Из перемен
, каким подвергается мысль при создании слова
, укажем здесь только на ту
, что мысль в
слове перестает быть собственностью самого говорящего и
получает возможность жизни ' Ueb. die Versch. 104. самостоятельной по отношению к
своему создателю
Имея в
виду эту самостоятельность
, именно
- не уничтожающую возможности взаимного понимания способность олова всяким пониматься по
^
воему
, мы поймем важность следующих слов
Гумбольдта
: «
На язык нельзя смотреть как на нечто
(ein Stoff) готовое
, обозримое в
целом и
исподволь сообщимое
; он вечно создается
, притом так
, что законы этого создания определены
, но объем и
некоторым образом даже род произведения остаются неопределенными
». «
Язык состоит не только из стихий
, получивших уже форму
, но вместе с
тем и
главным образом из метод продолжать работу духа в
таком направлении и
в такой форме
, какие определены языком
Раз и
прочно сформированные стихии составляют некоторым образом мертвую массу
, HQ эта масса носит в
себе живой зародыш без конечной определимости
» .
Сказанное здесь обо всем языке мы применяем к
отдельному слову
Внутренняя форма слова
, произнесенного говорящим
, дает направление мысли слушающего
, но она только возбуждает этого последнего
, дает только способ развития в
нем значений
, не назначая пределов его пониманию слова
Слово одинаково принадлежит и
говорящему и
слушающему
, а
потому значение его состоит не в
том
, что оно имеет определенный смысл для говорящего
, а
в том
, что оно способно иметь смысл вообще
Только в
силу того
, что содержание слова способно расти
, слово может быть средством понимать другого
Искусство тоже творчество
, в
том самом смысле
, в
каком и
слово
Художественное произведение очевидно не принадлежит природе
: оно присоздано к
ней человеком
Факторы
, например
, статуи
- это
, с
одной стороны
, бесплотная мысль ваятеля
, смутная для него самого и
недоступная никому другому
, с
другой
- кусок мрамора
, не имеющий ничего общего с
этой мыслью
; но статуя не есть ни мысль
, ни мрамор
, а
нечто отличное от своих производителей
, заключающее в
себе больше
, чем они
Синтез
, творчество очень отличны от арифметического действия
: если агенты художественного произведения
, существующие до него самого
, обозначим через
2 и
2, то оно само не будет равняться четырем
Замысел художника и
грубый материал не исчерпывают художественного произведения
, соответственно тому
, как чувственный образ и
звук не исчерпывают слова
В
общих случаях и
та и
другая стихия существенно изменяются от присоединения к
ним третьей
, т
е внутренней
формы
Сомнение может быть разве относительно содержания
: можно думать
, что не только художник должен был иметь в
душе известное содержание
, прежде чем изобразил его в
мраморе
, слове или на полотне
, но что содержание это было такое же и
до
, и
после создания
Но это несправедливо уже по тому одному
, что мысль
, объективированная художником
, действует на него
, как нечто близкое ему
, но
!
Ь
. 57-7. ^ Vch. die Versch. 62.
5 A.A.
ПОТЕБНЯ
вместе и
постороннее
Преклоняет ли художник колена пред своим созданием или подвергает его заслуженному или незаслуженному осуждению
- все равно
, он относится к
нему как ценитель
, признает его самостоятельное бытие
Искусство есть язык художника
, и
как посредством слова нельзя передать другому своей мысли
, а
можно только пробудить в
нем его собственную
, так нельзя ее сообщить и
в произведении искусства
; поэтому содержание этого последнего
(
когда оно окончено
) развивается уже не в
художнике
, а
в понимающих
Слушающий может гораздо лучше говорящего понимать
, что скрыто за словом
, и
читатель может лучше самого поэта постигать идею его произведения
Сущность
, сила такого произведения не в
том
, что разумел под ним автор
, а
в том
, как оно действует на читателя или зрителя
, следовательно в
неисчерпаемом возможном его содержании
Это содержание
, проецируемое нами
, т
е влагаемое в
самое произведение
, действительно условлено его внутренней формой
, но могло вовсе не входить в
расчеты художника
, который творит
, удовлетворяя временным
, нередко весьма узким потребностям своей личной жизни
Заслуга художника не в
том minimum содержания
, какое думалось ему при создании
, а
в известной гибкости образа
, в
силе внутренней формы возбуждать самое разнообразное содержание
Скромная загадка
: «
одно каже
: «
св
1
тай
Боже
», друге каже
«
не дай
Боже
», трете каже
: «
меш все одно
» (
окно
, двери и
сволок
) может вызвать мысль об отношении разных слоев народа к
рассвету политической
, нравственной
, научной идеи
, и
такое толкование будет ложно только в
том случае
, когда мы выдадим его за объективное значение загадки
, а
не за наше личное состояние
, возбужденное загадкой
В
незамысловатом рассказе
, как бедняк хотел было набрать воды из
Савы
, чтобы развести глоток молока
, который был у
него в
чашке
, как волна без следа унесла из сосуда его молоко
, и
как рн сказал
: «
Саво
,
Саво
!
Себе не заби
)
ели
, а
мене зацрни
» (
т е
опечалила
) , в
этом рассказе может кому
- нибудь почудиться неумолимое
, стихийно
- разрушительное действие потока мировых событий на счастье отдельных лиц
, вопль
, который вырывается из груди невозвратными и
, с
личной точки
, незаслуженными потерями
Легко ошибиться
, навязав народу то или другое понимание
, но очевидно
, что подобные рассказы живут по целым столетиям не ради своего буквального смысла
, а
ради того
, который в
них может быть вложен
Этим объясняется
, почему создания темных людей и
веков могут сохранять свое художественное значение во времена высокого развития
, и
вместе
, почему
, несмотря на мнимую вечность искусства
, настает пора
, когда с
увеличением затруднений при понимании
, с
забвением внутренней формы
, произведения искусства теряют свою цену
Возможность того обобщения и
углубления идеи
, которое можно назвать самостоятельной жизнью произведения
, не только не есть от
Ср
Посл
. 273. рицание нераздельности идеи и
образа
, но
, напротив
, условливается ею
Дидактические произведения
, при всей нередко им свойственной глубине первоначального замысла
, осуждены на раннее забвение именно вследствие иногда трудно уловимых недостатков синтеза
, недостатков зародыша бесконечной
(
новой
) определимости раз сформированного материала
Быть может
, излишне будет прибавлять
, что отдельное слово только до тех пор может быть сравниваемо с
отдельным произведением искусства
, пока изменения
внутренней формы слова при понимании его разными лицами ускользают от сознания
; ряд изменений внутренней формы есть уже ряд слов одного происхождения и
соответствует ряду произведений искусства
, связанных между собой так
, как эпические сказания разных времен
, представляющие развитие одного типа
На слово нельзя смотреть как на выражение готовой мысли
Такой взгляд
, как мы старались показать
, ведет ко многим противоречиям и
заблуждениям относительно значения языка в
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   32


написать администратору сайта