Главная страница

Сочинение Мысль и язык


Скачать 1.57 Mb.
НазваниеСочинение Мысль и язык
Дата03.06.2018
Размер1.57 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1potebnya_a_a_mysl_i_yazyk.pdf
ТипСочинение
#45803
страница23 из 32
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   32
душевной экономии
Напротив
, слово есть выражение мысли лишь настолько
, насколько служит средством к
ее созданию
; внутренняя форма
, единственное объективное содержание слова
, имеет значение только потому
, что видоизменяет и
совершенствует те агрегаты восприятий
, какие застает в
душе
Если
, как и
следует
, примем
, что внутренняя форма или представление так относится к
чувственному образу
, как внутренняя форма художественного произведения
(
образ
, идеал
) к
мысли
, которая в
ней объективировалась
, то должны будем отказаться от известного определения идеала
, как
«
изображения идеи в
неделимом
» .
Не отказываясь принимать это определение в
смысле воплощения готовой идеи в
образе
, мы должны бы были принять и
следствия
: во
- первых
, так как умственное стремление человека удовлетворяется не образом самим по себе
, а
идеей
, т
е совокупностью мыслей
, пробуждаемых образом и
относимых к
нему
, как источнику
, то художник
, в
котором была бы уже готовая идея
, не имел бы лично для себя никакой нужды выражать ее в
образе
: во
- вторых
, если бы эта идея
, по неизвестным побуждениям
, была вложена в
образ
, то ее сообщение понимающему могло бы быть только передачей в
собственном смысле этого слова
, что противоречит здравому взгляду на понимание
, как на создание известного содержания в
себе самом по поводу внешних возбуждений
Чтобы не сделать искусства явлением не необходимым или вовсе лишним в
человеческой жизни
, следует допустить
, что и
оно
, подобно слову
, есть не столько выражение
, сколько средство создания мысли
: что цель его
, как и
слова
- произвести известное субъективное настроение как в
самом производителе
, так и
в понимающем
; что и
оно не есть e'pyov , I evepyela, нечто по
W.Humb. Gesamm. W. IV. Hermann u.
Dorothea. 33. стоянно создающееся
Этим определяются частные черты сходства искусства и
языка
Значение слова
, или
, точнее говоря
, внутренней формы
, представления
, для мысли сводится к
тому
, что а
) оно объединяет чувственный образ и
Ь
) условливает его сознание
То же в
своем кругу производит идеал в
искусстве а
)
Искусство имеет своим предметом природу в
обширнейшем смысле этого слова
, но оно есть не непосредственное отражение природы в
душе
, а
известное видоизменение этого отражения
Между произведением искусства и
природой стоит мысль человека
; только под этим условием искусство может быть творчеством
Гумбольдт
, приняв за исходную точку искусства действительность
(
но не в
общежитейском смысле
, по которому действительность есть уже результат апперцепции
, а
в смысле совокупности непосредственных восприятий
, лишенных еще всякой обработки
), имеет полное право сказать
, что
«
царство фантазии
(
под которой здесь можем разуметь вообще творческую способность души
) решительно противоположно царству действительности
, и
столь же противоположен характер явлений
, принадлежащих к
обеим этим областям
».
С
понятием действительности
- как его раскрывает психологический анализ
- «
неразрывно связано то
, что каждое явление стоит отдельно
, само для себя
, и
что ни одно не зависит от другого
, как основание или следствие
Мало того
, что мы непосредственно не воспринимаем такой зависимости
, а
доходим до нее только путем умозаключений
: понятие действительности делает излишним самое старание отыскивать эту зависимость

Явление перед нами
: этого довольно для того
, чтобы устранить всякое сомнение в
его действительности
; зачем еще явлению оправдание посредством его причины или действия
?» тем более
, что самые категории причины и
действия не даются непосредственным восприятием
. «
Напротив
, в
области возможного все существует лишь настолько
, насколько зависит от другого
; поэтому все
, что мыслимо только под условием всесторонней внутренней связи
- идеально в
самом строгом и
простом смысле этого слова
В
этом отношении идеальное прямо противоположно действительному
, реальному
Таким образом должно быть идеализировано все
, что рука искусства переносит в
чистую область воображения
» .
Очевидно
, что такая идеальность свойственна не только искусству и
воображению
, но и
разумной деятельности вообще
. «
Перенести в
страну идей всю природу
, т
е сравнять по объему содержание своего опыта с
миром
: соединить эту огромную массу отрывочных явлений в
нераздельное единство и
организованную целость такова конечная цель умственных усилий человека
Участие искусства в
этой работе показывает
, что оно принадлежит не к
тем механическим
, подчиненным
НитЬ
. Herni. u. Doroth. 20. занятиям
, посредством коих мы только приготовляемся к
своему настоящему назначению
, а
к тец высочайшим
, посредством коих мы его непосредственно исполняем
».
К
этому первому и
самому обширному определению идеального
, как того
, что не есть действительность
, присоединяется другое
, по которому искусство облагораживает и
украшает природу
, и
идеал имеет значение того
, что превосходит действительность
Художник
, воссоздавая предмет в
своем воображении
, уничтожает всякую черту
, основанную только на случайности
, каждую делает зависимой только от другой
, а
все
- только от него самого
-
Если ему удается
, то под конец у
него выходят одни характеристические формы
, одни образы очищенной и
неискаженной изменчивыми обстоятельствами природы
Каждый из этих образов носит на себе отпечаток своей особенности
, и
эта особенность заключена только в
форме
, воспринимается только наглядно
(kann nie anders, als durch Anschauen gefasst werden) и
невыразима понятием
Впрочем
, «
выражение
, что поэт возвышает природу
, следует употреблять очень осмотрительно
, потому что
, собственно говоря
, художественное произведение и
создание природы принадлежат не к
одной и
той же области и
несоизмеримы одним и
тем же масштабом
», точно так
, как чувственный образ и
представление его в
слове не принадлежат к
одному continuum форм душевной жизни
. «
Нельзя сказать
, что изображенные живописцем плоды прекраснее естественных
Вообще
, природа прекрасна лишь настолько
, насколько фантазия представляет ее прекрасной
Нельзя сказать
, что контуры в
природе менее совершенны
, что цвета менее живы
: разница только в
том
, что действительность действует на чувства
, а
искусство на фантазию
, что первая дает суровые
(harte) и
резкие очертания
, а
второе
- хотя определенные
, но вместе и
бесконечные
».
Здесь упомянуты два свойства искусства
: а
) особенность его действия на человека сравнительно с
действием природы
(
даже в
обыкновенном смысле этого слова
) и
б
) совместное существование в
каждом художественном произведении противоположных качеств
, именно определенности и
бесконечности очертаний
Первое видно уже из того
, очень обыкновенного явления
, что многие явления природы и
человеческой жизни
, невозбуждающие интереса в
действительности
, сильно действуют на нас
, будучи
, по
- видимому
, совершенно верно изображены в
искусстве
По пословице
«
и сунце пролази кроз калява
Mjecra, веть се не окаля
», искусство может изображать самую роскошную и
соблазнительную красоту
, или самые возмутительные и
безобразные явления
, и
оставаться девственным и
прекрасным
Причина этому заключается в
ib. 21. ib. 22. Ib. 23-4.
' Ib. 22, том
, что художественное творчество
, оставаясь вполне верным природе
, разлагает ее явления
, так что
, во
- первых
, каждое искусство берет на свою долю только одну известную сторону предметов
, например
, ваяние
- только пластическую красоту форм
, устраняя разнообразие действия цветов
, живопись
- только цвет
, тени и
цвета и
т д
.; во
- вторых
, каждое отдельное произведение опускает многие не необходимые черты предмета
, данные в
действительности и
доступные средствам искусства
, подобно тому
, как слово обозначает образ
, положим
, золота только посредством одного его признака
, именно желтого цвета
, предоставляя личному пониманию дополнять этот образ другими признаками
, например
, звуком
, тяжестью и
проч
Что до противоречия между единичностью образа и
бесконечностью его очертаний
, то эта бесконечность есть только заметная и
в языке невозможность определить
, сколько и
какое содержание разовьется в
понимающем по поводу воспринимаемого вполне определенного представления
Как слово вначале есть знак очень ограниченного
, конкретного чувственного образа
, который
, однако
, в
силу представления
, тут же получает возможность обобщения
, так художественный образ
, относясь в
минуту создания к
очень тесному кругу чувственных образов
, тут же становится типом
, идеалом
В
сфере языка посредством представления
, объединяющего чувственную схему и
отделяющего предмет от всего остального
, т
е сообщающего ему идеальность
, устанавливается внутренняя связь восприятий
, отличная от механического их сцепления
Начавши с
очевидного положения
, что отдельное слово
, как предложение
, еще не вносит гармонии во всю совокупность наших восприятий
, потому что выделяет из них только одну незначительную часть
, мы должны будем прибавить
, что это слово полагает начало водворению этой гармонии
, потому что готово стать подлежащим или сказуемым других вновь возникающих слов
Слово
, объединившее известную группу восприятий
, в
свою очередь стремится ко внутреннему соединению со словом ближайшей группы
, и
такое стремление условлено самим объединенным в
слове образом
: составленное из двух слов предложение
, связывающеемежду собой два образа
, есть
, однако
, обозначение суждения
, которое признается разложением одного чувственного образа
Первый шаг на пути
, по которому ведет человека язык
, возбуждает стремление обойти весь круг сродных явлений
Этому соответствует так называемая
Гумбольдтом цельность
(Totalitat) искусства
«
Прекрасное назначение поэта
- посредством всестороннего ограничения своего материала произвести неограниченное и
бесконечное действие
, посредством индивидуального образа удовлетворить требованиям идеи
, с
одной точки зрения открыть целый мир явлений
» . «
Дело вовсе не в
том
, чтобы показать все
»
(
утверждать
Hei-m. u. Doroth. 16. это было бы то же
, что сказать
, будто в
одном слове можем исчерпать все возможное содержание нашей мысли
), «
что само по себе невозможно
, или даже многое
, что устранило бы многие виды искусства
, а
в том
, чтобы привести в
такое настроение
, при котором мы готовы все обнять взором
(Die Stimmung alles zu sehen)». «
Сила не в
числе предметов
, принятых поэтом в
свой план
, ни в
их отношении к
высшим интересам человечества
: то и
другое
, хотя может усилить действие произведения
, безразлично для его художественного достоинства
».
«
Пусть только поэт заставит нас сосредоточиться в
одном пункте
, забыть себя ради известного предмета
(Sich in einern Gegenstand ausser sich selbst hinzustellen - objectiv zu sein), - и
вот
, каков бы ни был этот предмет
, перед нами
- мир
Тогда все
наше существо обнаружит творческую деятельность
, и
все
, что оно ни произведет в
этом настроении
, должно соответствовать ему самому и
иметь то же единство и
цельность
Но именно эти два понятия мы соединяем в
слове мир
».
«
Здесь повторяется то же
, что мы видели при достижении идеальности
Пусть поэт
, согласно с
первым и
простейшим требованием своего искусства
, перенесет нас за пределы действительности
, и
мы очутимся в
области
, где каждая точка есть центр целого
, и
следовательно целое беспредельно и
бесконечно
Дух
, на который художник подействовал таким образом
, всегда склонен
, с
какого бы предмета ни начал
, обходить весь круг сродных с
этим предметом явлений и
собирать их в
один цельный мир
».
То всеобъемлющее
, что поэт сообщает фантазии
, заключается именно в
том
, что она нигде не ступает так тяжело
, чтобы укорениться на одном месте
, но скользит все далее и
далее и
вместе господствует над пройденным ею кругом
; в
том
, что ее наслаждение граничит со страданием
, и
наоборот
; что она видит предмет не в
цвете действительности
, а
в том блеске
, каким одело его ее таинственное обаяние
» .
Как в
языке причина
, почему отдельное слово стремится к
соединению с
другими
, заключается не только в
том
, что это слово разлагает
(
идеализирует
) свой чувственный образ
, но и
в том
, что этот образ сам по себе способен к
разложению и
, следовательно
, к
связи с
другими
; так и
условие художественной цельности
- не только в
свойствах идеализирующей деятельности
, но и
в ее предметах
, взятых объективно
. «
Все различные состояния человека и
все силы природы
(
следовательно все возможное содержание искусства
) так сродны между собой
, так взаимно поддерживают и
условливают друг друга
, что вряд ли возможно живо изобразить одно из них
, не принимая вместе с
этим в
свой план и
целого круга
» .
«
Способ постановки одной фигуры в
поэтическом произведении заставляет фантазию не только присоединить к
ней многие ibid. 31. ibid. 32. lhid. W
Ч
5
А
А
ПОТЕБНЯ
другие
, но и
именно столько
, сколько нужно для того
, чтобы вместе с
первой образовать замкнутый кру '
г
».
Таким образом
, сложное художественное произведение есть такое же развитие одного главного образа
, как сложное предложение
- одного чувственного образа б
)
Об отношении искусства к
сознанию того
, что уже есть в
сознании
, т
е к
самосознанию
, заметим следующее
:
Выше мы привели вполне убедительное на наш взгляд мнение
, по которому звук
, сырой материал слова
, есть одно из средств успокоения организма
, устранения полученных им извне потрясений
То же совершает в
своей сфере и
психическая сторона слова
. «
Человеку
, - говорит
Гумбольдт
, - врождено стремление высказывать только что услышанное
» , освобождать себя от волнения
, производимого силой
, действующей на его душу
, в
слове передавая эту силу другим и
, нередко
, не заботясь об том
, будет ли она воспринята разумным существом
, или нет
Это стремление
, особенно в
первобытном человеке и
ребенке
, может граничить с
физиологической необходимостью
Как ребенку и
женщине нужно бывает выплакаться
, чтобы облегчить свое горе
, так необходимо высказаться и
от полноты душевной
Мысль эта с
давних пор стала уже достоянием народной поэзии
В
одной сербской сказке говорится
, что у
царя
Трояна были козьи уши
Стыдясь этого
, он убивал всех
, кто его брил
Одного мальчика бородобрея царь помиловал под условием соблюдения тайны
, но этот
, мучимый невозможностью высказаться
, стал чахнуть и
вянуть
, пока не надоумили его поверить свою тайну земле
Мальчик вышел в
поле
, вырыл в
земле яму
, засунул в
нее голову и
трижздд сказал
: «
У
царя
Трояна козьи уши
».
Тогда ему стало легче на сердце
Есть пословица
: «
остров в
море
, что сердце в
горе
», где сердце и
горе сравниваются с
морем
, обтекающим остров
Если удержим это сравнение
, то заключительные стихи былины

«
То сторона
, то и
деянье "
Синему морю на утишенье
». кроме своего буквального значения
, получат еще другое
, более глубокое и
верное
- власти поэзии над сердцем
Гумбольдт
, сказавши
, что в
художественной цельности
, в
искусстве потрясти всего человека по поводу ограниченного числа данных явлений
^, еще никто не превзошел древних
, продолжает
: «
Отсюда то успокоение
, которое ис ' lbid-
ЗЗ
-4. ' Ueb. die Versch. 55.
"
Срп
. npHHOBjeT.
№ 39.
«
Всякий гимн
Пиндара
, всякий большой хор трагиков
, всякая ода
Горация проходит
, но только с
бесконечно изменчивым разнообразием
, один и
тот же круг
Везде поэт изображает возвышенность богов
, могущество судьбы
, зависимость человека
, но вместе с
тем и
величие его духа и
мужество
, которое дает ему возможность бороться с
судьбой и
стать выше ее
Не только во всем творении
Гомера
, но в
каждой отдельной песне
, в
каждом месте перед нами открыто и
ясно лежит вся жизнь
Душа разом
, легко и
верно решает
, что мы есть и
чем мы можем быть
, как страдаем и
наслаждаемся
, в
чем правы и
в чем ошибаемся
» (
Негш
. u. Dor.
28-9). пытывает чисто настроенная душа при чтении древних
; оттого
- то древние даже состояния страстного волнения и
подавляющего отчаяния низводят к
душевному покою или возвышают до мужества
Это вдыхающее силу спокойствие необходимо является
, когда человек вполне обозрел свои отношения к
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   32


написать администратору сайта