Главная страница

Сочинение Мысль и язык


Скачать 1.57 Mb.
НазваниеСочинение Мысль и язык
Дата03.06.2018
Размер1.57 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1potebnya_a_a_mysl_i_yazyk.pdf
ТипСочинение
#45803
страница31 из 32
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32
, возникла лишь в
наше время наперекор успехам ци
«
Умом
Россию не понять
,
Аршином общим не измерить
;
У
ней особенная стать
-
В
Россию можно только верить
».
Тютчев вилизации
, единственно лишь потому
, что та же цивилизация устранила некоторые влияния
, враждебные национальности
, что она ослабила аскетизм христианства
, изменила взгляд на династические права
, разрушила муниципальную и
сословную замкнутость
, дала победу демократии
Таким образом
, сама цивилизация вызвала силу
, враждебную высшим интересам человечества
, ибо национальное стремление удержать народные различия
, вопреки нивелирующей цивилизации неизбежно переходит в
несправедливое пристрастие к
своему
, в
незнание чужого
, в
пренебрежение и
вражду к
нему
(98).
Образование
, неразлучное со стремлением за пределы одного народного
, старается пренебрегать несущественными различиями
Образованный ум от всякого мнения требует истины
, от художественного произведения
- красоты
, от учреждения
- целесообразности
Но во всяком народе многое не выдерживает такой поверки и
нужна особенная любовь к
своему
, чтобы считать сказку о
древних веках народной истории за истину
, грубую образину грубых веков за мастерское произведение искусства
, нелепый закон за произведение глубочайшей государственной мудрости
Во многих народах толпа верит подобным вещам
, а
знающие больше не смеют ей противоречь
(119).
Национальность может служить и
прогрессу
, и
реакции
, смотри iio тому что именно ли
«- их пор препятствовало национальному развитию
Так
, например
, национальные стремления либеральны в
Германии
, где свободе и
единству противодействуют государи
; но они враждебны прогрессу там
, где он враждебен национальности
. «
Так в
славянских землях ненавидят немецкую образованность
, т
е почти всю образованность
, какая там есть
, и
явно стремятся к
варварству прежних веков
»
(103).
Здесь под национальностью мы должны разуметь
«
идею национальности
», а
не народность в
обширном смысле
, ибо если под этой последней будем понимать не более как сосуд цивилизаций
, то и
в таком случае мы не в
состоянии будем понять
, как развитие содержимого могло не разрушить сосуд
, как птица
, выклевываясь из яйца
, разрушает скорлупу
, а
, напротив
, укрепить этот сосуд
При этом
, повидимому
, идее национальности
, как силе
, враждебной цивилизации
, приписывается
, как постоянный признак
- ложь
Но
, исключив недобросовестных людей
, которые есть во всяком обществе
, образованном или нет
, разве можно сказать
, что необразованный ум принимает то
, что про себя считает ложью
, безобразием
, нецелесообразностью
, за нечто противоположное
, только потому
, что так думают его соотечественники
?
И
носители национальной идеи
, как поклонники единой вселенской цивилизации
, считают мысль истинной только до тех пор
, пока не убедились в
ее ложности
Приписывать им требование
, что личное мнение
, несогласное с
мнением большинства
, должно быть подавляемо
- крайне несправедливо
Даже тогда
, когда их идеалы позади
, эти носители являются всегда представителями начала движения
, а
не застоя
Именно поэтому с
гораздо большим основанием их можно упрекнуть в
теологической точке зрения на историю
, как на исполнение призвания
, развитие предначертанных начал
, воплощение заранее готовой идеи
Это заметно
, между прочим
, у
А
-
Градовского
, несмотря на то
, что он старается возвыситься над точкою зрения славянофилов
Он говорит
, «
народное творчество
- вот последняя цель
, указываемая наукой каждому племени
, цель
, без которой не может быть достигнуто совершенство рода человеческого
» (
Град
^ 146).
Особенность
Градовского состоит в
том
, что у
него
«
последняя цель
» указывается не произведением
, а
наукой
, от чего дело теряет большую часть своей ясности
Что может значить
«
указание цели
»
Сущему наукой
, т
е в
конце концов вами лично
, ибо наука
, как известно
, говорит только устами отдельных своих представителей
?
Не может быть
, чтобы русский народ до сочинения такого
- то профессора не имел цели
Вероятно
, следует понимать по
- прежнему
, чтб эта цель была предначертана
, и
только открыта
, говоря возвышенным слогом
, наукой
, а
попросту
- таким
- то
^
Но если наука не в
состоянии вместе с
тем
(
как это и
есть в
действительности
) открыть
, где кончается подражание и
начинается творчество
, то открытие это пустое
И
если когда
- либо будет достигнуто совершенство рода человеческого
, так что дальше некуда будет идти
, то наука не в
состоянии будет этого заметить
В
отличие от национальной идеи понятие народности
, определяемое языком
, кажется несовместимым с
орудованием идеями
, как конечная цель и
достижение совершенства
Народ
, как и
язык
, имеет
бесчисленное множество целей
, достигает их именно тем самым
, что живет
, но для земного наблюдения не имеет ни одной конечной
Странность взглядов
Рюдигера объясняется тем
, что его
«
цивилизация
» как общечеловеческое начало
, есть в
действительности цивилизация с
точки зрения немецкой национальной идеи
, столь же узкой
, как и
славянская
Он на себе доказывает свои слова
, что
«
национальные взгляды необходимо односторонни и
национальное чувство немыслимо без несправедливости к
чужим
» (118).
В
сущности
Рюдигер говорит
, благо
, если
«
свое
» хорошо
, как у
немцев
: тогда его охранение и
развитие законно
Но у
славян
«
свое
» дурно
, и
потому любовь к
нему и
ее последствия суть преступления против человечества
Но кто сказал
, что
«
свое
» у
немцев хорошо и
что оно должно стать общечеловеческим
?
Кто определил содержание этого прогрессивного
«
своего
» и
решил его несовместимость с
инонародной формой
?
Сами же носители немецкой национальной идеи
, которые хотят быть судьями в
своем деле и
выдают личную мерку за абсолютную
Их идеал
, в
конце концов
, сходен с
идеалом славянофилов
Как эти
И
кроме
Градовского у
многих ученых есть эта замашка говорить от имени науки
, как будто они
, или некто подразумеваемый
, у
нее по особым поручениям
, иногда вступаться за ее честь
, как будто она им тетка или сестра
, или другая близкая особа слабого пола мечтали о
денационализации славянских племен русскими
, так те видят всемирное назначение немцев в
денационализации соседних народов
Взявши денационализацию в
самом мягком ее виде
, мы получим
, что развитие цивилизации с
точки зрения культуртрегеров должно совершиться на чужой счет
; за обучение врагов цивилизации добру
, истине и
красоте и
учителям должно перепадать кое
- что в
виде материального богатства или менее вещественных удовлетворений
, сопряженных с
властью
Таким образом
, и
здесь мы можем перефразировать слова
Мефистофеля
: - то
, что вы называете общечеловеческим
, есть только ваше
; оно еще необязательно для всех
, но вы хотите его сделать таким
, получить за это плату и
сверх того сохранить при этом убеждение
, что даром потрудились на благо человечеству
Вы говорите
: «
с нами
Бог
», но этого
Бога создали вы сами
, хотя и
не без достаточного основания
, не без нужды для вашей собственной жизни
, но без внимания к
тому
, годится ли этот
Бог для других и
захотят ли
, и
могут ли другие уверовать в
него добровольно
, или же вера в
него должна быть вколочена
Если это последнее справедливо
, то допустивши даже
, что известной народности предстоит всемирное значение
, мы должны будем признать
, что развитие цивилизации совершается в
видах всего человечества
, ибо все человечество заключает в
себе и
подавляемые народы
, т
е частью обращаемые в
прах и
пепел
, частью денационализируемые
, которым при этом не может быть по себе
Как попытка устранить односторонность идеи национальности и
ограничить позывы к
обнемечиванию
, обрушению т
д
., выставляется право национальных культур
, т
е право народов на самостоятельное существование и
развитие
Изменение взглядов на отношение между общечеловеческим и
народным
, между общенародным и
свойственным части народа
, между этим последним и
личным
, объясняется до некоторой степени
, если будет поставлено в
ряд движения человеческой мысли
, состоящего в
переходе от признания объективной связи между изображением и
изображаемым к
ограничению и
отрицанию этой связи
Типом этого движения может служить любой из случаев
, в
огромном количестве собранных исследователями первобытной истории мысли
Например
, сначала человек
, думая и
говоря о
враждебном существе
, как волк
, приписывает своей мысли не ту лишь долю бытия
, какую она имеет как проявление его личной мысли
, а
гораздо большую
, состоящую в
непосредственной силе приблизить
, удалить
, прогневать или умилостивить это существо
Мысль лица представляется здесь
сначала непосредственным рычагом внешнего объективного бытия
Затем ее могущество приводится лицом в
те границы
, которые нам кажутся естественными
: ей приписывается непосредственное влияние только на само действующее лицо
Из примера видно
, что под изображением разумеется здесь не только выражение мысли в
рисунке
, слове
, обряде
, но и
сама эта мысль
, по отношению к
своему объекту
Убеждение в
тождестве или объективной связи изображения в
этом обширном смысле слова и
изображаемого свойственно не одному лишь детству человеческой мысли
, как думают многие
Это убеждение лишь меняет свое содержание с
успехом знаний
Усилия мысли снимают с
истины один покров за другим
; но то
, что в
первые минуты открытия казалось голой истиной
, вслед за тем непременно оказывается лишь новой ее оболочкой
Борьба с
предрассудками есть бесконечная работа
У
нас нет мерки
, которая давала бы право сказать
, что в
наше время предрассудков убавилось
До сих пор оскорбление словом
, как унизительное для оскорбленного
, считается за оскорбление делом и
нередко влечет за собой весьма реальную месть
, несравненно большую
, чем та
, какой можно бы ожидать
, если бы при этом принималось во внимание не предрассудочное отождествление слова и
вещи
, а
лишь влияние слова на мнение других лиц и
на проистекающие отсюда действия
Науку напрасно стараются некоторые отгородить резкими и
неподвижными границами от мифической мысли
, ибо разница здесь лишь в
степени
В
противоположность тем
, которые видят начало критической мысли в
такой
- то определенной точке истории
, можно думать
, например
, не только то
, что каннибализм имел рациональные основания
, но и
то
, что основания ему положены именно критической мыслью
, совершенно аналогичной с
той
, которая ныне стремится изменить и
улучшить строй общества
И
в науке доныне продолжается отождествление изображения и
изображаемого в
виде субстанции понятий
Давно ли душевные способности принимались за нечто реальное и
самая душа считалась за нечто реальное
, а
не за мысленное объединение известного рода признаков
Разве не думают многие
, что материя есть вещь
, а
прочее все гиль
?
Давно ли считалось общепризнанным
, что общечеловеческая мысль воплощается в
языке
, так что
, если мы
, поставив перед собой эту мысль
, откроем известные ее свойства
, то можем быть уверены
, что исследование языка обнаружит нам те же свойства
- прием несомненно ученый
, но представляющий аналогию с
тем
, когда
, например
, по сновидению
, по чертам на бараньей лопатке и
пр гадают о
внешних для этих предметов и
явлений событиях
Само столь обычное и
необходимое для нас противоположение мысли и
объекта есть тоже субстанция мысли
, ибо
«
безусловно объективное
», то
, чем в
конце концов условлена наша мысль
, нам совершенно недоступно
, а
то
, что мы называем объектом
, при самом правильном понимании оказывается тоже мыслью
, но еще не отделившейся от чувственных восприятий
, еще регулируемой ими
То
, что называется ходом объективирования мысли
, есть термин неточ ный и
состоит в
равной мере в
признании элементов объекта субъективными
Переходя к
общечеловеческому и
народному
, посмотрим
, как судит о
них
А
Градовский
, автор сочинения
, вообще весьма хорошего
, несмотря на то
, что в
«
Отечественных
Записках
» оно было представлено чуть ли не преступлением против общества
До сих пор мысль
, что
«
идея человечества воплощается в
истории отдельных народов
», иными считается за глубокую философскую истину и
понимается так
, что идея
, как воплощающаяся в
чем
- то независимом от меня
, говорящего это
, и
сама независима от меня и
существует сама по себе
. «
Но
, - говорит
Градовский
, - отношение между общечеловеческим и
народным таково
, как между логическим
понятием и
реальным явлением
». «
Наше представление об общечеловеческом есть продукт обобщения частных явлений
». «
Оно не имеет реального бытия и
существует только в
мыслящем лице и
через него
» (239).
Кажется
, это довольно ясно
Отсюда нравоучение
, что не следует и
невозможно жертвовать народным
, как живым и
реальным общечеловеческому
, как призрачному и
отвлеченному
Между тем решимость автора оказывается шаткой
. «
Неужели
, - говорит он
, - по нашему мнению
, общечеловеческое есть только логическая фикция
, плод абстракции
, не имеющий никакого значения в
жизни народов
?
О
, нет
!
Это значило бы отрицать достоинство одной из драгоценнейших способностей человеческого духа и
ума
- способности к
составлению общих понятий
»(240).
До сих пор это то же
, что мы видели и
выше
Казалось бы даже
, что излишне и
говорить об этом
, так как признание общечеловеческого понятием не заключает в
себе его отрицания
Но дело в
том
, что автор и
сам
, по следам предшественников
, впадает в
мифологию
, приписывая этому понятию иное существование
, чем то
, какое ему подобает
, как обобщению
, исходящему от лица
:
«
Вместо того
, чтобы говорить об общечеловеческой цивилизации
, правильнее говорить об общечеловеческом в
цивилизации
, т
е о
совокупности таких условий культуры
, которые должны быть усвоены целым кругом народов
, как бы эти народы ни расходились во всем остальном
» (237-8).
Если общечеловеческое имеет принудительную силу для всех народов
, то
, значит
, оно представляется чем
- то более существенным
, чем другие обобщения
Далее автор специализирует эти условия
Это
, во
- первых
, «
те условия
, без которых немыслима нормальная жизнь человека и
целого народа
, каковы бы ни были особенности его культуры
»... например
, личная безопасность
, свобода совести
, мысли
, слова
, обеспечение условий народного здравия
, продовольствия
, образования и
т д
. «
Понятие общечеловеческого является
(
здесь
) даже основанием критики национальных несовершенств
», например
, когда с
этой точки отвергается утверждение
, что
«
рабство есть естественное призвание негра
».
Во
- вторых
, это внешние условия осуществления человеческих целей
, например
: пути сообщения
, орудия обмена
, машины
, техника в
поэзии и
искусстве и
т д
. (240-1).
Нетрудно
, однако
, возразить
, что все это может рассматриваться только как народное
, т
е
., например
, с
одной стороны
, личная безопасность
, свобода и
пр каждым народом понимается различно
С
другой стороны
, даже в
употреблении и
понимании вещей
, переходящих от одного народа к
другому
, существует большое разнообразие
, - так
, например
, дикарь может носить подаренный ему мундир без рубашки и
панталон
Еще менее заметна общечеловечность в
приемах производства
Неужели
, например
, автор думает
, что силлабическое стихосложение на русской почве было равно польскому или французскому
, или что есть
, например
, в
живописи и
гравюре не только два народа
, две школы
, но даже два художника с
одинаковой техникой
?
Если бы речь шла только о
возможности делать от всего отвлечения
, то не стоило бы приводить частных примеров
; но дело идет о
большем
, именно о
возможности критики народного
, с
точки зрения общечеловеческого
Такая критика
, однако же
, настолько же мифологична
, насколько была попытка вывести нормальные условия жизни песца
, или же возможности его акклиматизации там
- то
, из свойств рода
, обнимающего собаку
, волка
, шакала и
пр
Но наиболее очевидна субстанция мысли в
самом противоположении общечеловеческого
, как понятия
, народному
, как реальному явлению
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32


написать администратору сайта