Главная страница

Сочинение Мысль и язык


Скачать 1.57 Mb.
НазваниеСочинение Мысль и язык
Дата03.06.2018
Размер1.57 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1potebnya_a_a_mysl_i_yazyk.pdf
ТипСочинение
#45803
страница30 из 32
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32
Подобные результаты мы получим
, если вместо школы поставим другие образовательные средства
, обнимаемые понятиями жизни в
обществе
Таким образом
, для денационализируемого народа естественным течением дел создаются неблагоприятные условия существования
, вытекающие из умственной подчиненности
, которая будет тем значительнее
, чем менее подавляемый народ приготовлен к
усвоению языка подавляющего
При подобной ломке неизбежно на месте вытесняемых форм сознания воцаряется мерзость запустения и
занимает это место до тех пор
, пока вытесняющий язык не станет своим и
вместе с
тем не приноровится к
новому народу
Люди
, по правилу
, добровольно не отказываются от своего языка
, между прочим в
силу бессознательного страха перед опустошением сознания
Ибо
, пока мы не научены чему
- либо лучшему
, мы держимся мнения
Гумбольдта
, что
«
никакой народ не мог бы оживить и
оплодотворить чужого языка своим духом
, без того
, чтобы не преобразовать этого языка в
другой
»^
Другими словами
: народность
, поглощаемая другой
, вносит в
эту последнюю начала распадения
, которые
, конечно
, произведут заметные результаты тем скорее
, чем многочисленнее и
нравственно сильнее и
своеобразнее поглощаемая народность
, и
наоборот
Крайне наивно думать
, что хороший переводчик имеет способность выскакивать из своей народной шкуры и
входить в
инородную мысль
, что будто бы то самое
, что делает немцев
«
лучшими в
мире
» переводчиками
, облегчает им перемену народности и
производит то
, что
, например
, так много немецких фамилий между славянами
Нет спору
, в
немецкой литературе множество превосходных переводов
,
со множества языков земного шара
Германия
- страна филологии
, родина сравнительного языкознания
Но все это главным образом зависит от степени образованности
, от количества запроса на ученых и
количества сих последних
, употребляющих разумный труд на изучение иностранных языков и
литератур
, и
лишь в
меньшей степени от общих свойств их народности и
языка
Здесь надобно различать теоретическое и
практическое знание языка
, т
е легкость думать и
говорить на нем
В
последнем отношении немцы ниже славян
, и
если вообще можно гордиться чем
- либо
, то скорее можно на этом основании гордиться большей замкнутостью и
устойчивостью своей народности
Если бы близость и
географическое соседство языков были главными факторами
, дающими их теоретическое знание
, то такое знание литовского языка было бы достоянием русских и
поляков и
Ueber die Verschiedenheit.
Стр
. 203. ^ Rudiger. Ueber Nationalifat, Z. ftir VSIkerspr. Ill,
1865.
Стр
. 118. мы учились бы этому языку у
них
, а
не у
Шлейхера
Между тем неизвестно
, что
, не говоря уже о
звуках
, многие категории славянских языков на практике представляют для взрослого немца
, образованного и
простолюдина
, затруднения
, неодолимые в
целые десятки лет
Из этого мы можем заключить о
их способности владеть языками
, менее сродными с
немецким
Относительно этого вопроса я
не знаю точных наблюдений
, но мне кажется
, что вряд ли между немецкими простолюдинами найдется столько практически владеющих какими
- либо иностранными языками
, как между русскими
, находящимися в
сношениях с
инородцами
, например
, на
Кавказе
, в
Сибири
Хотя я
и не думаю
, чтобы взрослый русский мог вполне усвоить какой
- либо иностранный язык
, даже в
звуковом отношении
(
хотя гамма звуков
, которой владеет русский
, - в
особенности бывалый и
знающий польский язык
, и
, наоборот
, поляк
, знающий по
- русски
, что нередко
, - гораздо обширнее той
, какой владеет немец
), но это не мое лишь личное мнение
, что он скорее выучится по
- немецки и
по
- французски
, чем немец и
француз порусски
Трудно выдумать что
- либо более поверхностное
, чем мнение
, что немец по складу своей народности космополит
, что француз
, например
, только француз
, и
один немец
- человек
Жалобы германофилов на то
, что немцы
- переселенцы
, где они не изолированы
, как в
России
, теряют свою народность
, предполагают странное и
неосуществимое желание
, чтобы влияние отдаленного
, покинутого отечества на второе и
третье поколение немецких переселенцев было сильнее влияния окружающей их среды
Само собой разумеется
, что если нельзя признать непременно денационализирующим того изучения иностранных языков и
того литературного
(
влияния
), которые мы можем наблюдать в
наше время
, то то же можно сказать о
подобных явлениях древнего времени
Доисторические следы
, оставленные взаимным влиянием народов
, имеют если не исключительно
, то преимущественно лексический характер
, но именно лексическая сторона языка наиболее способна без перерождения выдерживать напор внешних влияний
Говоря а
priori, всякое иностранное слово на новой почве должно переродиться
; но бессчисленны примеры того
, что такое перерождение и
в звуках и
в значении столь очевидно
, что не требует доказательств
Можно думать
, что особенность и
своеобразность народов существует не на наперекор их взаимному влиянию
, а
так
, что возбуждение со стороны
, меньшее того
, какое получается изнутри
, является одним из главных условий
, благоприятствующих развитию народа
, подобно тому
, как
, по мысли
В
Гумбольдта
, влияние личности говорящего на другую состоит не в
вытеснении этой последней
, а
в возбуждении ее к
новой плодотворной деятельности '.
Взаимное возбуждение народов
Ueber die Verschied.
Стр
. 213.
предполагает не ассимиляцию
, а
лишь взаимное приспособление
, которое можно сравнить с
тем
, какое возникает между цветами
, питающими насекомых
, и
насекомыми
, содействующими оплодотворению цветов
.^
Применяя это к
России
, я
думаю
, что a priori, влияние финских и
других племен
, не вымерших
, а
поглощенных русскими
, на образование русской народности не подлежит сомнению
; но указания на частные случаи этого влияния
, кроме некоторых лексических заимствований
, большей частью ложны
Так
, мнение
, что великорусские племена со стороны языка своим существованием обязаны влиянию финнов
, остается ложным
, так как при нынешних средствах языкознания в
грамматическом строе великорусских наречий не может быть открыто никаких следов посторонних влияний
Возвращаясь к
денационализации и
разрыву с
преданием
, следует прибавить
, что с
точки зрения языка под этим понятием следует разуметь вовсе не то
, что разумеют под ним поборники идеи народности
, когда
, например
, жалуются на раскол между высшими и
низшими слоями русского народа
, между до
-
Петровской и
послеПетровской
Русью
Народная традиция или развитие народной жизни без выхода из колеи имеет много общего с
традицией известной религии или научного направления
То
, что с
одной точки кажется изменой известным началам
, с
другой
- представляется лишь их развитием
, ибо развитие здесь есть лишь другая сторона предыдущего момента
Человек
, воспитанный в
догматах известной религии и
потом дошедший до их отрицания
, по своему нравственному облику принадлежит к
ней настолько же
, насколько послушный сын этой религии
Западный протестантизм принадлежит к
школе католицизма
, русские диссиденты
- к
школе православия
Мысль эту
, которая у
нас давно высказана
, если не ошибаюсь
, кем
- то из славянофилов
, теперь я
нахожу у
Штейнталя
Католик
, протестант и
еврей
, сходящиеся в
религиозно
- философских воззрениях
, дают этим воззрениям каждый свою историческую подкладку
^.
То же в
области науки
Последователи
Гримма и
Боппа камень за камнем разрушают сложенное ими здание
, но
, в
то же время
, они продолжают их дело так
, что
Гримм и
Бопп при новых условиях не могли бы поступить иначе
Подобно этому
, например
, в
русском народе отчуждение от народности мы можем наблюдать только в
отдельных лицах
, в
силу сословных предрассудков
, с
детства дрессируемых для этого
Но образованный человек
, участвующий в
создании литературы и
науки на русском языке или добровольно и
сознательно отдающийся их течению
, какой бы анафеме ни предавали его изуверы за отличие его взглядов и
верований от взглядов и
верований простолюдина
, не только не отделен
В
рукописи пропуск
. ^ Zeitschr. fiir Volkerpsychologie. VIII. 1875. 266-7. (Zur
Religionsphilosophie).
174 от него какой
- то пропастью
, но
, напротив
, имеет право считать себя более русским
, чем простолюдин
Их связывает единство элементарных приемов мысли
, важность которых не ослабляется от сложности работ
, на которые они употреблены
Но литературно образованный человек своего народа имеет перед простолюдином то преимущество
, что на последнего влияет лишь незначительная часть народной традиции
, именно
, почти исключительно устное предание одной местности
, между тем как первый
, в
разной мере
, приходит в
соприкосновение с
многовековым течением народной жизни
, взятым как в
его составных
, так и
в конечных результатах
, состоящих в
письменности его времени
Согласно с
этим
, образованный человек несравненно устойчивее в
своей народности
, чем простолюдин
Последний на чужбине почти совершенно разрывает связи с
родиной
, и
хотя с
трудом и
плохо выучивается чужому языку
, но с
необыкновенной быстротой забывает свой
, как
, например
, поляки
, солдаты в
русском войске
Для первого и
на чужой стороне лучшая часть влияний своей народности может сохраниться
Замечу
, между прочим
, что нерусские элементы языка одного из блистательнейших русских писателей
, долго жившего и
умершего за границей
, происходят в
гораздо меньшей мере от этого ' обстоятельства
, чем от воспитания
Мы приходим
, таким образом
, к
заключению
, что если цивилизация состоит
, между прочим
, в
создании и
развитии литератур
, и
если литературное образование
, скажем больше
, если та доля грамотности
, которая нужна для пользования молитвенником
, библией
, календарем на родном языке
, есть могущественнейшее средство предохранения личности от денационализации
, то цивилизация не только сама по себе не сглаживает народностей
, но содействует их укреплению
Предполагая
, что в
будущем смешение племен на той же территории увеличится
, следует принимать в
рассчет
, что к
тому времени увеличится и
препятствие к
образованию смешанных языков
, состоящее
, кроме упомянутого увеличения в
каждом народе привычки к
своему языку
, и
в облегчении средств поддерживать связь между отдаленными концами одной и
той же народности
Мы видим и
теперь
, например
, как группируются немцы у
нас и
в
Северной
Америке
Но
, говорят нам
, неужели мы не видим
, что образование национальных литератур предполагает слияние племен в
нации
, объединяемой литературным языком
?
И
разве не говорят нам замечательные филологи
, что под влиянием общения мысли языки становятся все более и
более сходными в
важнейших сторонах своего строения
?
Не вправе ли мы продолжить это стремление до полного слияния по крайней мере европейских языков арийского племени
?
Конечно
, мы вправе были бы это сделать
, если бы посылки были верны
Между тем общие очертания истории арийских языков
, по которой мы можем судить об остальных
, представляются нам в
виде их диффе
.^'
н '
ирования не только в
звуках
, но и
в формах
, взятых в
их употреблении
От одного общего славянского языка пошло десять
, одиннадцать или двенадцать
, смотря по тому
, как считать
, славянских наречий
Отдельные народы денационализированы и
наречия вымерли
, но в
общем это не составляет большого расчета
, и
вряд
- ли кто
- либо в
состоянии доказать
, что когда
- либо славянских наречий было больше
, чем теперь
Между тем доказательства противного весьма сильны
Если бы кто вздумал понимать объединение племен в
народ
, например
, русский
, как действительное слияние нескольких наречий и
поднаречий в
одно
, как говорят
, органическое целое
, тот создал бы себе миф
Конечно
, отдельные русские говоры вероятно возникли вследствие смешения и
взаимного проникновения элементов двух или нескольких соседних говоров
Но не таково возникновение того
, что мы называем русским языком
Этот язык есть совокупность русских наречий
Народность с
точки зрения языка есть понятие отличное от так называемой
«
идеи национальности
».
Тем не менее эти понятия настолько связаны друг с
другом
, что требуют тщательного разграничения
Кажется очевидным
, что не только чутье
, но и
сознание народного единства
, в
смысле общения мысли
, установляемого единством языка
, есть явление глубоко древнее
, притом такое
, время происхождения коего не может быть определяемо с
точностью
В
отличие от этого мы слышим
, что идея национальности родилась впервые в
начале нашего века
, что она дала толчок
«
постепенному выделению личностей народов цивилизованных
» «
из первоначального безразличия диких народов
», что
«
великая заслуга сообщения этого толчка
» может быть приписана определенным личностям
, в
Германии
- между прочим
,
Фихте старшему
, у
нас
- славянофилам
» (
Градовский
, 246).
Подобные мнения высказываются и
другими
, но лишь отчасти справедливо
Конечно
, в
отличие от
Экклезиаста
, мы думаем
, что под солнцем все ново и
не бывает повторения событий
Идея национальности нашего
времени запечатлена своеобразностью
, но подобные появлялись и
раньше
Родовое их сходство состоит
, мне кажется
, в
следующем
Такая идея есть не непременный признак народа
, а
возникающий от времени до времени умысел отдельных лиц и
кружков сделать известные черты
, приписываемые народу
, руководящим началом намеренной деятельности отдельных лиц
, обществ
, правительств этого народа
, - сообщить большую энергию деятельности
, возвеличив ее начала
Таким образом
, эта идея есть частью известное содержание мысли
, частью общее душевное настроение личности
, кружка
, общества
, иногда
, в
редкие критические минуты народной жизни
- значительной части народа
В
этом смысле эту идею мы видим везде
, где в
народе
, под влиянием враждебного столкновения с
другими народами
, возникает апотеоза известных народных признаков и
где на знамени пишется нечто вроде
: « с
нами
Бог
, разумейте языцы и
покоряйтеся
»; или
:
«
с нами цивилизация
» и
потому опять
- таки
«
покоряйтеся
».
Идея национальности есть всегда род мессианизма
Усматривая всеобщность этих черт
, в
различных
, иногда противоположных взглядах
, окрашенных
«
идеей национальности
», мы приходим к
мысли
, что они суть неизбежное следствие известных условий народной жизни
, и
лишаемся и
права
, и
охоты относиться с
насмешкой к
явлениям как наше славянофильство
Известное стихотворение
Хомякова выражает весьма верно настроение славянофилов и
намекает на необходимость возникновения их учения
, как противодействия подобному и
столь же одностороннему учению культуртрегеров
:
«
Не с
теми
Он
, кто говорит
:
Мы соль земли
Он с
тем
, кто гордости лукавой
В
слова смиренья не рядил
Он с
тем
, кто все зовет народы
В
духовный мир
, в
Господень храм
», - (
Гр " 220,233), т
е он со славянофилами
, несмотря на то
, что со стороны в
их смирении была заметна гордость
Без этой гордости
, будет ли ее мотивом известная утрировка положительных преимуществ народа
, измеримых
«
общим аршином
», или вера в
грядущее
^ в
высокое назначение своего народа
, пока усматриваемое только пророческим взором
, нельзя обойтись
, как скоро обстоятельства
, - такие ли
, как наши
, или такие
, как в
Германии начала нашего века
, - требуют удаления
«
духа уныния
».
Перед судом потомства нет правых
, но в
свое время
, а
отчасти и
в наше
, славянофилы имели право сказать своим противникам
, искавшим истины лишь вне себя
:
«
Цивилизация для них фетиш
Как перед ней ни гнитесь
, господа
,
Вам не снискать признанья от
Европы
:
В
ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья
, а
холопы
». (
Тютчев
)
Эти противники не видели того
, что немецкое культуртрегерство по меньшей мере столь же односторонне
Упрекая славянофилов в
том
, что они
, будучи небольшим кружком
, всегда имели слабость говорить от лица всей
России
, они не видели того
, или мирились с
тем
, чт "
о культуртрегеры берутся решать за все человечество
В
статье
Рюдигера
, обратившей на себя их внимание и
переведенной на русский язык
, мы находим следующее
Идея национальности
, или просто национальность
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32


написать администратору сайта