Главная страница

Сочинение Мысль и язык


Скачать 1.57 Mb.
НазваниеСочинение Мысль и язык
Дата03.06.2018
Размер1.57 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1potebnya_a_a_mysl_i_yazyk.pdf
ТипСочинение
#45803
страница26 из 32
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   32
намерения
, и
потому ненарушима
: она
, так сказать
, размах мысли
, без которого не существовала бы и
самая мысль
Человек обращается внутрь себя только от внешних предметов
, познает себя сначала только вне себя
; внутренняя жизнь всегда имеет для человека непосредственную цену
, но сознается и
уясняется только исподволь и
посредственно
Хотя общий тон песни определен еше до ее начала настроением певца
, хотя в
этом настроении должны заключаться причины
, почему из многих наличных восприятий внешней природы мысль обращается к
тем
, а
не другим
, почему в
данном случае певец выразит в
слове полет птицы
, а
не другой предмет
, вместе с
этим обнимаемый его взором
; но тем не менее в
началах
, вроде упомянутых
, слышится нечто произвольное
Кажется
, будто природа импонирует человеку
, который освобождается от ее давления лишь по мере того
, как посредством языка слагает внешние явления в
систему и
осмысливает их
, связывая с
событиями своей душевной жизни
К
положительному сравнению
, или что на то же выйдет
, к
представлению и
значению
, как стихиям отдельного слова
, примыкают приметы
При некотором знакомстве с
языком легко заметить
, что примета в
своем древнейшем виде есть развитие отдельного слова
, видоизменение сравнения
Так
, примета
«
если звенит в
ухе
, то говорят
об нас
» образовалась только потому
, что до нее было в
языке сравнение звона со словом
Однако примета заключает в
себе моменты
, каких не было в
сравнении
В
последнем символ только приводил на мысль значение
, и
связь между тем и
другим представлялась существующей только для мыслящего субъекта и
внешней по отношению к
сравниваемым явлениям
; в
примете эта связь переносится в
самые явления
, оказывается существенной принадлежностью их самих
: крик филина может быть незамечен тем
, кому он вещует смерть
, но тем не менее этот человек должен умереть
; лента
, виденная мной во сне
, предвещает мне дорогу
, хотя я
сам и
не могу объяснить себе этого сна
Притом примета предполагает
, что лежащие в
ее основании члены сравнения тесно ассоциировались между собой и
расположились так
, что в
действительности дан только первый
, вызывающий своим присутствием ожидание второго
В
сравнении
: «
погасла свеча
, не стало такого
- то
» оба члена или налицо
, или
, если только в
мысли
, то так
, что не требуют дополнения со стороны новых восприятий
; но в
примете
«
его свеча
(
горевшая перед ним или в
его руках в
известном торжественном случае
) погасла
, он умрет
» второй член есть ожидаемое событие
Почти то же будет
, если вместо неизвестного будущего поставим неизвестное же
, представляемое происходящим теперь или свершившимся
Во всяком случае
, примета по отношению к
сравнению есть приобретение мысли
, расширение ее горизонта
Примета не есть причиненное отношение членов сравнения
: звон
, слышимый мной в
ушах
, не производит пересудов обо мне
, и
хотя находится с
ними в
предметной связи
, но так
, что связь эта для меня совершенно неопределена
; однако от приметы
- ближайший переход к
причинной зависимости
Образование категории причины объясняют сочетанием доставляемых общим чувством впечатлений напряжения мускулов с
мыслью о
желаемом предмете
Простейшие условия появления этой категории находим уже в
ребенке
В
нем воспоминание его собственного крика
, требующего известных усилий
, ассоциировалось с
воспоминанием того
, что вслед за криком его начинали кормить
; он пользуется криком
, как средством производить или получать пищу
, но еще не имеет категории причины
Для создания этой последней нужно перенести отношения своих усилий к
вызываемому ими явлению на взаимные отношения предметов
, существующие независимо от мыслящего лица и
постигаемые им только посредственно
Этот процесс застает уже в
языке сравнение и
примету и
примыкает к
ним
Для нас по крайней мере более чем вероятно
, что в
чарах
, так называемых теперь симпатических средствах и
тому подобных явлениях
, основанных на языке
, человек впервые пришел к
сознанию причины
, т
е создал ее
Невозможно объяснить
, как человек стал лечить болезнь
(
рожу и
мн друг
.) огнем
, если упустишь из виду
, что до этого существовало сравнение огня с
болезнью
, представление последней огнем
; никому бы не пришло в
голову распускать ложные слухи для того
, чтобы отливаемый в
это время колокол был звонче
, если б
еще прежде не было в
сознании сближения звона и
речи
, молвы
Подобными отношениями даже в
глазах современного простолюдина связано многое в
мире
, а
прежде было связано все
Установляемая таким путем связь между явлениями субъективна с
точки той связи
, которая нам кажется истинной и
внесена в
наше миросозерцание умственными усилиями многих тысячелетий
; но понятия объективного и
субъективного
- относительны
, и
без сомнения придет время
, когда то
, что нам представляется свойством самой природы
, окажется только особенностью взгляда нашего времени
Для понимания важности
, какую имел для человека совершившийся в
языке переход от сравнения к
причине
, следует представлять эту первобытную категорию причины не неподвижным результатом относительно слабой умственной деятельности
, а
живым
средством познавать новое
Нет ничего легче
, как с
высоты
, на которую без нашей личной заслуги поставило нас современное развитие человечества
, презрительно взирать на все
, от чего мы уже отошли на некоторое расстояние
Гордясь
, например
, тем
, что мы уже не верим в
приметы
, что мы уже не язычники
, без особенных усилий мысли можем объявить все
, связанное с
созданием мифов
, за уродливый плод болезненного воображения
, за горячечный бред
Но и
при полном убеждении в
законности того младенческого понимания явлений и
их связи
, какое видим в
языке
, весьма трудно заполнить пропасть
, отделяющую это понимание от научного
Впрочем
, мысль о
непрерывной причинной связи простейших проявлений умственной деятельности с
наиболее сложными давно уже не новость
Мы приведем относящееся сюда место из
Жан
-
Поля
, который
, как педагог и
вообще как мыслящий человек
, хорошо понимал чрезвычайную важность первых шатких шагов детской мысли для позднейшего развития
«
На низшей степени
, там где еще только начинается человек
(
и кончается животное
) первое легчайшее сравнение двух представлений есть уже ocTpOTa(Witz)». «
Остроумные сближения суть первородные создания стремления к
развитию
, и
переход от игры остроумия к
науке есть только шаг
, а
не скачек
Всякое изобретение есть сначала только острота
»^.
Остроумие
(Witz) есть непосредственное творчество
. «
Самое слово
(Witz) обозначало прежде способность знать
, как и
англ гл
. wit, знать
, существ
. wU, рассудок
, разум
, смысл
Вообще довольно часто одно слово обозначает остроумие
, и
дух вообще
: ср
. esprit, spirit, ingeniosus». «
Точно таким образом
, как и
остроумие
, но с
большей напряжен ная
Pauls Sammtl. W. XVIII. Vorschule d. Aesth. §45.
. lb.t. XXIII, 93. ностью сравнивает и
проницательность ума
(Scharfsinn) и
глубокомыслие
(Tiefsinn)».
«
С
объективной стороны эти три направления разнятся между собой
Остроумие находит отношение сходства
, т
е частного равенства
, скрытого за большим несходством
; проницательность
- отношение несходства
, т
е частного неравенства
, скрываемого преобладающим равенством
; глубокомыслие за обманчивой наружностью явлений находит полное равенство
»...
«
Остроумие сравнивает преимущественно несоизмеримые величины
, ищет сходства между миром телесным и
духовным
(
напр
., солнце
- истина
), другими словами
- уравнивает себя с
тем
, что вне
, следовательно
- два непосредственных восприятия
(Anschauungen) ...
Отношение
, находимое остроумием
- наглядно
» (
есть первичное
, постигаемое слушателем сразу
), тогда как
, напротив
, проницательность
, в
найденных уже отношениях соизмеримых и
сходных величин находящая и
различающая новые отношения требует
, чтобы читатель
(
или слушатель
) повторил за исследователем весь труд исследования
Проницательность
, как остроумие
, возведенное в
степень
, сравнивающее не предметы
, а
сравнения
, согласно со своим немецким именем
(Scharfsinn; острое разделяет
, рассекает
), сызнова делит данные уже сходства
».
«
Затем развивается третья сила
, или лучше сказать одна и
та же совсем всходит на горизонт
Это
- глубокомыслие которое стремится к
равенству и
единству всего того
, что наглядно связано остроумием и
рассудочно
(verstandig), разрознено проницательностью
Глубокомыслие
- сторона человека
, обращенная к
незримому и
высочайшему
»^
По поводу этой выписки заметим следующее
:
Во
- первых
, насчет самого слова остроумие
Никакой разумный педагог не усомнится
, что игра ребенка заключает в
себе в
зародыше и
преобразует позднейшую деятельность
, свойственную только взрослому человеку
, точно так
, как слово есть первообраз и
зародыш позднейшей поэзии и
науки
Известна также характеризующая ребенка смелость
, с
какой он
объясняет свои наличные восприятия прежними
: неуклюжий кусок дерева превращается в
его воображении и
в лошадь
, и
в собаку
, и
в человека в
самых разнообразных видах
Дитя совершенно серьезно принимает к
сердцу оскорбления
, в
шутку наносимые его кукле
, потому что апперципировало ее образ теми рядами восприятий
, которые ложатся в
основание нашего уважения к
человеческому достоинству
, любви к
ближнему и
т п
., и
сравняло между собой куклу и
себя
, предметы для нас весьма различные
Факты
, подобные последнему
, показывают
, что считать эти первоначальные сближения за остроты в
обыкновенном смысле этого слова
- так же ibid.i. xviii, §43. ошибочно
, как в
первой деятельности ребенка находить границы между трудом и
развлечением
, в
первом слове
- видеть прилагательное или глагол
Называя известное сближение остроумным
, мы тем самым предполагаем в
себе сознание других отношений
, которые считаем истинными
; если же нам нечему противопоставить остроты
, то она есть для нас полная истина
Во
- вторых
, средство
, разрушающее прежние сравнения
(
и причинные отношения сравниваемых членов
), сила
, называемая
Жан
-
Полем
, есть ни что иное
, как отрицание
; по крайней мере это последнее имеет все признаки
, находимые
Жан
-
Полем в
проницательности а
)
Отрицание есть отношение соизмеримых величин
. Non-A само по себе
, независимо от всего остального
, немыслимо
, не заключает в
себе никаких причин
, по которым оно могло бы прийти на мысль
Полное отрицание невозможно
Так как действительность дает мысли только положительные величины
, то отрицание должно быть результатом известного столкновения этих величин в
сознании
Как происходит это столкновение
, можно видеть из следующего
: если кто говорит
: «
эта бумага не бела
», то
, значит
, первое впечатление заставило его воспроизвести прежнюю мысль о
белизне бумаги
, а
следующее вытеснило эту мысль из сознания
Первый акт мысли образовал суждение положительное
, в
котором одна стихия вызывала другую
, т
е имела с
ней общие стороны
; но предикат не мог удержаться при давлении следующего восприятия
, которое будет выражено и
словом
, если скажем
: «
это не белая
, а
серая бумага
».
Разделим противоречащие друг другу предикаты таким количеством других актов мысли
, которое достаточно для того чтобы
, при мысли о
серой бумаге
, помешать воспроизведению мысли о
белизне
, и
мы получим положительное суждение
«
бумага сера
».
Отсюда видно
, что отрицание есть сознание процесса замещения одного восприятия другим
, непосредственно за ним следующим
Для изменения предполагаемого чистого поп
А
в действительную величину
, т
е в
неполное отрицание
, необходимо прибавить к
нему обстоятельство
, вызывающее его в
сознание
; это обстоятельство может быть только положительной величиной
, однородной и
сравниваемой с
поп
А
Легко применить это к
языку и
простейшим формам поэзии
И
здесь основная форма есть положительное сравнение
: отрицание примыкает к
нему
, развивается из него
, есть первоначально отрицательное сравнение
, и
только впоследствии стирает с
себя печать своего происхождения
Как будто несколько книжная пословица
«
власть не сласть
, а
воля не завидная доля
» возможна только потому
, что в
языке роднятся представления свободы и
счастья
, что воля есть именно завидная доля
Кашебская пословица
«
тьма не ест людей
, но валит их с
ног
» предполагает мысль
, что тьма действительно ест людей
, что будет понятно
, если вспомнить
, что тьма
(
поль ста
, ночной мотылек
) есть мифическое существо
, тождественное с
сер вештицей
, съедающей сердце
Так и
во многих других случаях
Поэтому нам кажется весьма древней такая форма отрицания
, в
которой этому последнему предшествует утвердительное сравнение
:

1 по той б
1
к гора
. 1 по сей б
1
к гора
,
А
м
1
ж тими та проньками
Ясная зоря
-,
Ой то ж
не зоря
,
Ой то ж
не ясна
,
Ой то ж
, то ж
моя та д
1
вчинонька
По воду шшла
Судя по сжатости и
темноте
, позднее упомянутой
, такая форма
, в
которой положительное сравнение не выражается словами
:
Не буйные ветры понавеяли
,
Незваные гости понаехали
Применение созданных уже категорий в
науке в
сущности есть повторение тех приемов мысли
, коими создавались эти категории
Первое научное объяснение факта соответствует положительному сравнению
; теория
, разбивающая это объяснение
, соответствует простому отрицанию
Для человека
, в
глазах которого ряд заключенных в
языке сравнений есть наука
, мудрость
, поэтическое отрицание
, есть своего рода разрушительная критика б
)
Из предшествующего видно и
второе сходство отрицания с
проницательностью
, именно большая сложность сочетаний в
отрицании
, чем в
сравнении
Впрочем
, эта сложность без дальнейших определений столь же мало может быть исключительным признаком отрицания
, как и
предполагаемая его пониманием необходимость проследить весь предшествующий ход мысли
Не то ли самое в
сложном сравнении
, например
, листьев с
разумом
, или пера со словом
?
Хотя исходная точка языка и
сознательной мысли есть сравнение и
хотя все же язык происходит из усложнения этой первоначальной формы
, но отсюда не следует
, чтобы мысль говорящего при каждом слове должна была проходить все степени развития
, предполагаемые этим словом
Напротив
, в
большинстве случаев необходимо забвение всего предшествующего последней форме нашей мысли
Каким образом
, например
, возможно было бы существование научного понятия о
силе
, если бы слово сила
(
корень си
, вязать
) постоянно приводило на мысль представление вязанья
, бывшее одним из первых шагов мысли
, идеализирующей чувственные восприятия
, но уже постороннее для понятия силы
?
Язык представляет множество доказательств
, что такие явления
, которые
, по
- видимому
, могли бы быть непосредственно созданы и
выражены словом
, на самом деле предполагают продолжительное подготовление мысли
, оказываются только последней в
ряду многих предшествующих
, уже забытых инстанций
Таковы
, например
, дея тельности бежать
, делать
, предметы вроде частей тела и
проч
Предположим например
, что слово гр гор
(
или какая
- нибудь более древняя его звуковая форма
) имеет первоначальное значение горения и
огня
В
этом слове апперципируется потом уменьшение горючего материала при горении и
уменьшение снеди
, по мере того как едят
, откуда слова жрети
, жрать получают значение есть
В
слове с
этим последним значением сознается чувственный образ горла
, которое сначала представляется только пожирающим
, истребляющим пищу
, подобно огню
Такое значение апперципирует образы
, обозначенные теми же
, или подобными звуками
:
Мр жерело
, гирло
(
устье
).
Вр жерло и
т п
Преобладающее в
последних словах значение отверстия
(
кажется более сложное
, чем зн человеческого горла
) очень далеко от первоначального значения огня и
потому не приводит его на память
; степень забвения мысли
А
соответствует количеству других мыслей
, отделяющих ее от
Б
, которое в
эту минуту находится в
сознании
; благодаря этому в
приведенном выше примере мысль может сосредоточиться на значении отверстия
, не возвращаясь на пути
, которыми пришла к
его сознанию
По мере того
, как мысль посредством слова идеализируется и
освобождается от подавляющего и
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   32


написать администратору сайта