Главная страница

Сочинение Мысль и язык


Скачать 1.57 Mb.
НазваниеСочинение Мысль и язык
Дата03.06.2018
Размер1.57 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1potebnya_a_a_mysl_i_yazyk.pdf
ТипСочинение
#45803
страница19 из 32
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   32
В
первых предикат есть только явственное повторение момента
, скрытого в
субъекте
, так что все суждение представляется разложением одной мысленной единицы
, например
,
«
вода бежит
», «
золото желто
», т
е вода
+ теченье
, золото
+ желтизна даны уже в
неразрешенном суждении чувственном образе воды
, золота
; во
- вторых
, предикат по отношению к
субъекту есть нечто новое
, немыслимое непосредственно в
этом последнем
, но связанное с
ним посредствующим рядом мыслей
, например
, «
сумма углов в
треугольнике равна двум прямым
» или
«
часы похожи на людей
» (
где между соединяемыми членами часы
+ сходство с
людьми есть среднее
, например
, и
часы
, и
люди летом ходят медленнее
, чем зимой
).
Не думая изглаживать разницу между этими суждениями
, можно заметить
, что даже в
строго синтетических суждениях
, в
коих соединение членов есть следствие умозаключения
, можно видеть разложение одного круга мыслей
, потому что должна же в
самом субъекте заключаться причина
, почему он требует именно такого предиката и
, наоборот
, предикат должен указывать на необходимость соединения с
тем
, а
не другим субъектом
Если прибавим к
этому
, что синтетическое суждение
, как предполагающее более усилий ума
, должно появиться позже
, что должно было быть время исключительного господства аналитических суждений из непосредственно чувственного восприятия
, то согласимся
, что вообще предложения и
суждения не сложены из двух представлений или понятий
, но чувственный образ
, следовательно единство
, есть первое
, а
суждение есть уже разложение этого единства
Однако
, с
точки языка нужно прибавить
, что такое разложение чувственного образа может осуществиться только посредством соединения его с
другой подобной единицей
, так что в
суждении
, насколько оно выражено сочетанием не менее двух слов
, можно видеть не только разложение единицы
, но и
появление единства из двойственности
Отношение этого к
вопросу о
первоначальном значении предложения поясним немногими примерами
Предположим
, что слово вода есть привычное сказуемое для входящих в
сознание и
требующих ' Sfeinffl. Gr. L. und Ps. 330.
Св
.: Waitz Lehrh, der Ps. 533-4. апперцепции чувственных восприятий воды
, сказуемое
, которое не означает еше исключительно предмета
, но представляет сознамию весь чувственный образ воды посредством признака течь
(
ср лат
. Ud-us, мокрый
, влажный
, греч ид
= ор и
русск
, собственное имя реки
Уди
!).
Последовательно будет принять
, что л
наши слова светить
, светлый
, очищенные от формальных частиц ' возведенные к
первобытной форме
, означали определенный обрад
, как безразличную совокупность субстанции и
атрибутов
, посредством прг
:
нака светить
В
первообразе предложения
«
вод
»
а
) светила
)» составные части еще нс теряют свойств
, принадлежавших им
, когда "iiw употреблялись только порознь
Если в
новом восприятии воды
: глаз поражен ее прозрачностью или отражением в
ней
.- ол печного сесга
, то это восприятие сначала все же апперципируете " словом вода
(
причем произойдет суждение
, соответствующее нашему
: (
это
) вода
!), но вслед за тем вызовет в
сознание совершенно другой образ и
вторично апперципируется связаннкм с
этим i.oc'- едним словом свет
(
ла
). 0
бозначкви '
и новое восприятие через х
первое входящее в
сознание слово через а
, второе через
/i, можем выразить весь процесс таким образом
: х
= а "'
Ь
; чо х
не вь
- ражасгся елевом и
не сознается
, а
потому для сознания остается только а
=
Ь
Смысл предложения бучет
: представлчемое мн
.)
й в
C.'OBC вода действует на меня так или есть для меня то
, что представляемое мьой ч
слове свет
(
ла
).
Точно так слово зеленьи в
старину ic только имело ' менее определенное значение
, чем то
, какое мы придаем ему теперь
, не только означало светлый цвет вообще
, но и
без сомнения явственно обнаруживало связь с
определенным чуиственным образом светлого предмета
, хотя нельзя сказать
, с
калим имени ').
Чувственный образ звука
, цвета есть сам
J себе противоречче потому что мы видим не один цвет
, а
цветной предмет
, м
даже звук
, которого действительный источник может от нас скрыват
^
я
, мы приурочиваем к
тому предмету
, со стороны коего он слышен
Названия некоторых цветов еще и
теперь явственно указывают на чувственные образы
, из коих они выделены
: как голубой есть цвет голубя
, соловой
- соловья
, поль
, niebifrkl - цвет неб
-, так и
зеленый сначала мыслилось не отделы
- о
, как качество
, а
в чувственном образе
, который обнимал предмет
, действие v. качество и
обозначался
, положим
, словом гар или гр
(
ср малор г
pw^
ьц '!, зеленый
, и
обычный переход г
в з
, р
а л
).
Когда это '.
лово соединилось со словом трава
(
внутренняя форма коего
, чидная в
корне тру
= (
ти
), есть
, жрать
, откуда о
^
тру
=
та и
o---w^

.»^=a). то тем самым созналось и
отношение двух до того оаздельных чувственных образов
, и
предложение
«
трава зелена
» значило
: «
то
, что я
представляю снедью значит для меня то
, что я
представляю
С
&'
ГР
_
№Ш
».
Мы не можем себе представить первоначального
1;
р
- гд
.'
о

с
;'.
и
1 ^'
шЧ
!:, как в
виде явственного для говорящего сравнения двух самостоятельно сложившихся чувственных образов
, к
по этом ', повел '.' .»
апомним сделанное выше определение слова вообще
, как средства апперцепции или
, что то же
, средства сравнения
В
языке нет собственных выражений
, и
чем более точному анализу подвергнем мы слово
, тем более сходства обнаружит оно с
символическими выражениями позднейшей народной поэзии
, с
той
, конечно
, разницей
, что последние в
общей массе будут гораздо сложнее и
отвлеченнее первобытных искомых речений
Согласившись видеть сравнения в
первобытных предложениях
, вместе с
тем мы должны будем принять их несовершенство и
недостаточность для целой мысли
Как бы ни было прекрасно сравнение
, но оно заставляет нас думать о
многом
, что вовсе не составляет необходимой принадлежности мыслимого субъекта
, оно нас развлекает или
, лучше сказать
, само есть отсутствие той сосредоточенности
, без которой нет строгого мышления
Положим
, что сравнение старых супругов с
двумя пнями без отпрысков
(
срб
. «
Као два o
д eje н
a паня
») говорит нам о
сиротстве
, бездетности
; но этот предикат непосредственно присоединяется к
субъекту и
заставляет нас перейти от человека к
дереву
, жизнь которого в
сущности совершенно отлична от человеческой
, присоединяет к
мысли о
бездетной старости человека много такого
, что
, с
нашей точки
, не должно бы заключаться в
этой мысли
То же следует сказать о
первоначальном значении предложений
«
вода светла
»,
«
трава зелена
»: они еще слишком напоминали случайную ассоциацию восприятий
, хотя уже не были ею в
действительности
Ответ на возникающий отсюда вопрос о
средствах
, какими мысль достигает той степени отвлеченности
, которая дает нам возможность принимать сравнения за собственные выражения и
непосредственно
, не думая о
постороннем
, находит в
субъекте известные признаки
; ответ на это найдется
, если сообразим следующее
Сказуемое в
предложении
«
трава зелена
», рассматриваемое отдельно от подлежащего
, есть для нас не цвет известного предмета
, а
зеленый цвет вообще
, потому что мы забыли и
внутреннюю форму этого слова
, и
тот определенный круг признаков
(
образ
), который доводился ею до сознания
; точно так и
подлежащее трава дает нам возможность без всяких фигур присоединить к
нему известное сказуемое
, потому что для нас это слово обозначает не
«
служащее в
пищу
», а
траву вообще
, как субстанцию
, готовую принять всякий атрибут
Такое забвение внутренней формы может быть удовлетворительно выведено из многократного повторения процесса соединения слов в
двучленные единицы
Чем с
большим количеством различных подлежащих соединялось сказуемое зеленый
, тем более терялись в
массе других признаки образа
, первоначально с
ним связанного
Способность забвения и
здесь
, как при объединении чувственного образа до появления слова
, является средством оттенить и
выдвинуть вперед известные черты восприятий
Но оставляемое таким образом в
тени не пропадает даром
, потому что
, с
другой стороны
, чем больше различных сказуемых перебывало при слове трава
, тем на большее количество суждений разложился до того нераздельный образ травы
Субстанция травы
, очищаясь от всего постороннего
, вместе с
тем обогащается атрибутами
Всякое суждение есть акт апперцепции
, толкования
, познания
, так что совокупность суждений
, на которые разложился чувственный образ
, можем назвать аналитическим познанием образа
Такая совокупность есть понятие

Потому же
, почему разложение чувственного образа невозможно без слова
, необходимо принять и
необходимость слова для понятия
Мы еще раз приведем относящееся сюда место
Гумбольдта
, где теперь легко будет заметить важную черту
, дополняющую только что "
сказанное о
понятии
. «
Интеллектуальная деятельность
, вполне духовная и
внутренняя
, проходящая некоторым образом бесследно
, в
звуке речи становится чем
- то внешним и
ощутимым для слуха
Она
(
эта деятельность
) и
сама по себе
(
независимо от принимаемого здесь
Гумбольдтом тождества с
языком
) заключает в
себе необходимость соединения со звуком
: без этого мысль не может достигнуть ясности
, представление
(
т е
по принятой нами терминологии
, чувственный образ
) не может стать понятием
Здесь признается тождественность ясности мысли и
понятия
, и
это верно
, потому что образ
, как безымянный конгломерат отдельных актов души
, не существует для самосознания и
уясняется только по мере того
, как мы раздробляем его
, превращая посредством слова в
суждения
, совокупность коих составляет понятие
Значение слова при этом условливается его чувственностью
В
ряду суждений
, развивающемся из образа
, последующие возможны только тогда
, когда предшествующие объективированы в
слове
Так
, шахматному игроку нужно видеть перед собой доску
, с
расположенными на ней фигурами
, чтобы делать ходы
, сообразные с
положением игры
: как для него сначала смутный и
шаткий план уясняется по мере своего осуществления
, так для мыслящего
- мысль по мере того
, как выступает ее пластическая сторона в
слове и
вместе
, как разматывается ее клубок
Можно играть и
не глядя на доску
, причем непосредственное чувственное восприятие доски и
шашек заменяется воспоминанием
; явление это только потому принадлежит к
довольно редким
, что такое крайне специализированное мышление
, каК
шахматная игра
, лишь для немногих есть дело жизни
Подобным образом можно думать без слов
, ограничиваясь только более
- менее явственными указаниями на них или же прямо на самое содержание мыслимого
, и
такое мышление встречается гораздо чаще
(
напр
., в
науках
, отчасти заменяющих слова формулами
), именно вследствие своей большей важности и
связи со многими сторонами человеческой жизни
Не следует
, однако
, забывать
, что умение думать почеловечески
, но без слов
, дается только словом
, и
что глухонемой без
Ueb. die Versch. 51. говорящих или выученных говорящими учителями
, век оставался бы почти животным
С
ясностью мысли
, характеризующей понятие
, связано другое его свойство
, именно то
, что только понятие
(
а вместе с
тем и
слово
, как необходимое его условие
) вносит идею законности
, необходимости
, порядка в
тот мир
, которым человек окружает себя и
который ему суждено принимать за действительный
Если уже
, говоря о
человеческой чувственности
, мы видели в
ней стремление
, объективно оценивая восприятия
, искать в
них самих внутренней законности
, строить из них систему
, в
которой отношения членов столь же необходимы
, как и
члены сами по себе
; то это было только признанием невозможности иначе отличить эту чувственность от чувственности животных
На деле упомянутое стремление становится заметным только в
слове и
развивается в
понятии
До сих пор форму влияния предшествующих мыслей на последующие мы одинаково могли называть суждением
, апперцепцией
, связывала ли эта последняя образы или представления и
понятия
; но принимая бытие познания
, исключительно свойственного человеку
, мы тем самым отличали известный род апперцепции от простого отнесения нового восприятия к
сложившейся прежде схеме
Здесь только яснее скажем
, что собственно человеческая апперцепция
, суждение представления и
понятия
, отличается от животной тем
, что рождает мысль о
необходимости соединения своих членов
Эта необходимость податлива
: пред лицом всякого нового сочетания
,
уничтожающего прежние
, эти последние являются заблуждением
; но и
то
, что признано нами за ошибку
, в
свое время имело характер необходимости
, да и
самое понятие о
заблуждении возможно только в
душе
, которой доступна его противоположность
Когда
Филипп сказал
Нафанаилу
: «
Мы нашли того
, о
ком писал
Моисей в
законе и
пророки
,
Иисуса
, сына
Иосифова
, из
Назарета
», и
когда
Нафанаил отвечал ему
: «
Может ли что путнее быть из
Назарета
», он
, как сам потом увидел
, ошибался
, но очень неполное понятие о
человеке
, родом из
Назарета
, было для него готовой нормой
, с
которой необходимо должно было сообразоваться все
, что будет отнесено к
ней впоследствии
Такие примеры на каждом шагу в
жизни
Не останавливаясь на таких однородных с
упомянутым случаях
, как употребление руководящих нашим мнением понятий кацапа
, хохла
, цыгана
, жида
,
Собакевича
,
Манилова
, мы заметим
, что и
там
, где нет клички
, нет ни явственной похвалы
, ни порицания
, общее служит
, однако
/
законом частному
Если известная пословица
«
курица не птица
, прапорщик не офицер
» предполагает знание
, какова должна быть настоящая птица
, настоящий офицер
, то определяющее понятие или слово в
простом утверждении
«
это
- птица
» или
«
птица
!» должно тоже содержать в
себе закон объясняемого
, хотя в
выражении
«
птица
», в
котором один член апперцепции
- еще чувственное восприятие
, не получившее обделки
, необходимой для дальнейших успехов мысли
, этот закон
- еще только в
зародыше
Таким законодательным схемам подчиняет человек и
все свои действия
Произвол
, собственно говоря
, воз можен только на деле
, а
не в
мысли
, не на словах
, которыми человек объясняет свои побуждения
Самодур
, врасплох принужденный к
ответу
, на чем он основывает свою дурь
, скажет
: «
я так хочу
», отвергая всякую меру своих действий
, сошлется
, однако
, на свое я
, как на закон
Но он сам недоволен своим ответом и
сделал его только потому
, что не нашел другого
Кажется трудным представить себе
, сказанное не в
шутку
, но без гнева
В
недалеком от него
, но более спокойном
«
такой уж у
меня норов
», слышится извинение и
более явственное сознание необходимости
, с
какой из известных нравственных качеств вытекают те
, а
не другие действия
Чаще произвол ищет оправдания вне себя
, в
мысли
, что
«
на том свет стоит
» и
т п
., при чем ясно выступает сознание закона отдельных явлений
Как сами себя осуждаем за
, так вчуже то
, для чего не можем приискать закона
, что
«
ни рак
, ни рыба
», тем самым становится для нас достойным порицания
Из сказанного можно видеть
, чего мы не предполагаем в
соответствующих человеческим формам душевной деятельности животных
Если собака обнаруживает радость при стуке тарелок
, или если отогнанная гуртовщиком скотина ревет
, не встречая знакомых предметов
, если птица с
криком кружится над разоренным гнездом
, то в
первом случае произошло нечто вроде положительного суждения
(
новое восприятие есть сумма прежних
, т
е сливается с
ними
), в
двух других
- нечто вроде суждения отрицательного
(
новое не есть прежнее
, т
е не сливается со входящим в
сознание прежним
).
Но нигде нет внутреннего единства между членами сочетания
, потому что нигде один член не является законом
, который бы управлял другим
Внутреннее единство
, противоположное механичности сочетания
, тождественно для нас с
сознанием необходимости или случайности
Это единство сводится на отношение между предметом и
его признаком
, субстанцией и
атрибутом или акциденцией
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   32


написать администратору сайта