Главная страница

Сочинение Мысль и язык


Скачать 1.57 Mb.
НазваниеСочинение Мысль и язык
Дата03.06.2018
Размер1.57 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1potebnya_a_a_mysl_i_yazyk.pdf
ТипСочинение
#45803
страница18 из 32
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   32

, или что кажется вероятнее
, ри
, то же
, что в
малорусск
, ринуть и
нем
. rinen
), берег
- охраняющий
, берегущий
(
серб
. Bpujer, холм
, следоват почти то же
, что немецкое
Berg, которое
, по
Гримму
, - от значения
, сохранившегося в
bergen, скрывать
, охранять
, наше беречь
), или
, согласно с
постоянным эпитетом
- крутой
, обрывистый
(
ср
.: греч
. «
ррау
- vofil д
= греч
. «
р
), небо
- покрывающее
, туча
- изливающая
, трава
. - пожираемая
, служащая кормом и
т д
Само собой бросается в
глаза
, что все эти признаки предполагают название деятельности
: нужно было иметь слово тру
(- ти
) для деятельности пожиранья
, чтобы им обозначить траву
, как снедь
Но и
в основании названия деятельностей лежат тоже признаки
. «
Деятельность рассматривается совершенно как субстанция
; не сама она по себе
, а
впечатление
, производимое ею на душу
, отражается в
звуке
И
деятельность имеет много признаков
, из коих один замещает все остальные и
получает потом значение самой деятельности
Таким образом
, первые слова
- названия признаков
, и
, стало быть
, если захотим употребить
грамматический термин
, - наречия
«.
Ueb. die Versch.l74.
^ Steinth Gr:im.l.og.u.Psych. 325,328.Cp.361. 4* A.A.
ПОТЕБНЯ
Но мы этого не хотим
, и
как
Штейнталю очень хорошо известно
, не имеем права
Представление есть точно один из многих признаков
, сложившихся в
одно целое
, но слово в
начале развития мысли не имеет еще для мысли значения качества и
может быть только указанием на чувственный образ
, в
котором нет ни действия
, ни качества
, ни предмета
, взятых отдельно
, но все это в
нераздельном единстве
Нельзя
, например
, видеть движения
, покоя
, белизны самих по себе
, потому что они представляются только в
предметах
, в
птице
, которая летит или сидит
, в
белом камне и
проч
.; точно так нельзя видеть и
предмета без известных признаков
Образование глагола
, имени и
пр есть уже такое разложение и
видоизменение чувственного образа
, которое предполагает другие
, более простые явления
, следующие за созданием слова
Так
, например
, части речи возможны только в
предложении
, в
сочетании слов
, которого не предполагаем в
начале языка
; существование прилагательного и
глагола возможно только после того
, как сознание отделит от более
- менее случайных атрибутов то неизменное зерно вещи
, сущность
, субстанцию
, то нечто
, которое человек думает видеть за сочетанием признаков и
которое не дается этим сочетанием
Мы оставим в
стороне вопрос об образовании грамматических категорий
, входящий в
область истории отдельных языков
^, и
ограничимся немногими замечаниями о
свойствах слова
, которые предполагаются всяким языком и
должны служить дополнением к
сказанному выше о
слове
, как средстве сознания единства образа
Уже в
прошлом столетии замечено было
, что слово имеет ближайшее отношение к
обобщению чувственных восприятий и
что в
бессловесности животных следует искать объяснения
, почему им недоступны ни общие идеи
(
во французском
, самом общем смысле этого слова
), ни зависимая от них усовершимость человека
Впрочем и
тогда
, и
теперь весьма многими значение языка для развития мысли понимается очень неудовлетворительно
, например
, таким образом
: «
Язык служит пособием при отвлечении
, потому что он обозначает только отвлеченное и
должен обозначать только это
; в
противном случае он был бы бесполезен
, так как число слов было бы не меньше числа восприятий
».
Слово принимается здесь
, как знак готовой мысли
, а
не как ее орган
, не как средство добывать ее из рудников своей души и
придавать ей высшую цену
Без ответа остаются также вопросы
: составляет ли отвлеченное исключительную принадлежность человека
, и
если нет
, то какой особенный смысл придает слово человеческому отвлечению
?
Образование в
душе восприятий
, преобладающих над другими
, и
связанное с
этим бессознательное объединение чувственного об '
Указания на основные различия грамматики языкои можно найти в
сочинении
Штейнталя
Charakterislik der hauptsachlichslen Typen des Sprachbaues. Bei'l. 1860. раза всегда предполагает устранение из сознания значительного числа впечатлений
, которые мы назвали фоном чувственного образа
, и
есть первообраз позднейшего процесса отвлечения или абстракции
Не трудно найти доказательства
, что чувственный образ
, на котором мы сосредоточились
, который мы выделили из всего прочего
, заключает в
себе далеко не все черты
, переданные нам чувствами
, точно так
, как портрет отсутствующего лица
, написанный по одному воспоминанию
, изображает далеко не все особенности лица
, действовавшие некогда на глаза и
бывшие в
сознании живописца
Бессознательное слияние нескольких образов
, полученных в
разное время
, в
один было бы совершенно невозможно
, если бы эти образы
, всегда сложные
, удерживались душой в
одинаковой полноте
, а
не постоянно разлагались посредством отпадения отдельных
частей
, несвязанных для нас известными отношениями
Это слияние
, встречающее тем меньше препятствий
, чем меньше особенностей образов удержалось в
памяти
, есть уже обобщение
Совокупность мыслимого мной во время и
после такого слияния
, даже без моего ведома
, относится уже не к
одному предмету
, а
к нескольким
, и
тем самым превращается в
более
- менее неопределенную схему предметов
Подобные схемы необходимо предположить в
животном
, многие действия коего не могут быть объяснены одними физиологическими побуждениями
Собака лает на нищего и
не лает на человека
, одетого как ее господин
, например
, в
студенческое платье
; не обнаруживает ли она этим
, что в
ней составилось две схемы людей
, различно одетых
, - схемы
, не заключающие в
себе частных отличий
, и
что новые впечатления
, относясь то к
одной
, то к
другой из этих схем
, лишаются на время своих особенностей
, которые
, однако
, по всей вероятности остаются в
душе
?
Если животное узнает привычную пищу
, избегает знакомой опасности
, если оно вообще способно не только руководиться указаниями инстинкта
, но и
пользоваться своей опытностью
, в
чем не может быть сомнения
, то это дается ему только способностью обобщать чувственные данные
Минуя слово
«
обобщение
», с
которым многие не без основания соединяют мысль об исключительно человеческой деятельности души
, мы можем выразить это и
таким образом
: то
, что мы обозначаем отрицательно отсутствием способности целиком и
без изменений удерживать сложившиеся в
душе сочетания восприятий
, есть положительное свойство души
, необходимое в
экономии и
человеческой и
животной жизни
Умственная жизнь человека
, до появления в
нем самосознания
, нам так же темна
, как и
душевная жизнь животного
, и
потому мы всегда принуждены будем ограничиться только догадками о
несомненно существующих родовых различиях между первоначальными обнаружениями этой жизни в
человеке и
в животном
Но несомненно что в
то время
, как животное не идет далее смутных очерков чувственного образа
, для человека эти очерки служат только осно ванием
, исходной точкой дальнейшего творчества
, в
бесчисленных произведениях коего
, например
, в
понятиях
Бога
, судьбы
, случая
,
закона и
пр
., только научный анализ может открыть следы чувственных восприятий
Понятно
, что в
человеке есть сила
, заставляющая его особенным
, ему только свойственным образом
, видоизменять впечатления природы
; легко также принять
, что точка
, на которой становится заметной человечность этой силы
, на которой обобщение получает неживотный характер
, есть появление языка
; но что же именно прибавляет слово к
чувственной схеме
?
Что бы оно ни прибавляло
, это нечто должно быть существенным условием позднейшего совершенствования мысли
, иначе сам язык будет не нужен
Выше мы назвали слово средством сознания единства чувственного образа
; здесь мы прибавим только
, что слово есть в
то же время и
средство сознания общности образа
Здесь
, как и
в других случаях
, сознанию того
, что уже существует
, можем приписать могущество пересоздавать это существующее
, но не создавать его
, не творить из ничего
Человек не изобрел бы движения
, если б
оно не было без его ведома дано ему природой
, не построил бы жилья
, если б
не нашел его готовым
, под сенью дерева или в
пещере
, не сложил бы песни
, поэмы
, если б
каждое слово не было
, как увидим ниже
, поэтическим произведением
; точно так слово не дало бы общности
, если б
ее не было бы до слова
Тем не менее есть огромное расстояние между непроизвольным движением и
балетом
, лесом и
колоннадой храма
, словом и
эпопеей
, равно как и
между общностью образа до слова и
отвлеченностью мысли
, достигаемой посредством языка
Нам кажется верным
, что если неговорящее дитя узнает свою мать и
радостно тянется к
ней
, то оно имеет уже
, так сказать
, отвлеченный ее образ
, т
е такой
, который хотя и
относится к
одному предмету
, но не заключает в
себе несходных черт
, данных в
разновременных восприятиях этого предмета
(
напр
., мать могла
быть в
разное время в
разных платьях
, могла стоять
, ходить
, сидеть
, когда смотрел на нее ребенок
).
Присоединим к
этому слово
Дитя разные восприятия матери называет одним и
тем же словом мама
,' восприятия одной и
той же собаки
, но в
разных положениях
, и
разных собак
, различных по шерсти
, величине
, формам
, вызывают в
нем одно и
то же слово
, положим
, цюця '.
Новые апперципируемые восприятия будут переменчивыми субъектами
, коих предикат остается настолько неизменным
, что
Предполагаем
, что это слова первобытные
, ономато
- поэтические и
лишенные еще всяких грамматических определений
; но это
, собственно
, фикция
, потому что
, напр
., слово цюця носит на себе следы многих внутренних и
внешних изменений
Оно
, во
- первых
, существительное
, подобно всем остальным в
наших языках имеющее чисто формальное окончание
; во
- вторых
, имеет удвоение
, которого нельзя предполагать в
корне
( кор вероятно ку
Ср греч
. xv

ип
», лит
. szu, лат
. ca-nis отлично но гласной
) и
по звукам гармонирует с
малорусским нар
., относительно поздним постоянно выражается одним и
тем же словом
Ребенок рано или поздно заметит
, что среди волнения входящих в
его сознание восприятий
, из коих каждая группа или лишена известных стихий
, находящихся в
другой
, или имеет в
себе такие
, каких не заключает в
себе другая
, остается неподвижным только звук и
соединенное с
ним представление
, и
что
, между тем
, слово относится одинаково ко всем однородным восприятиям
Таким образом полагается начало созданию категории субстанции
, вещи самой по себе
, и
делается шаг к
познанию истины
Действительное знание для человека есть только знание сущности
; разнообразные признаки а
,
Ь
, с
, d, замечаемые в
предмете
, не составляют самого предмета
А
, ни взятые порознь
(
потому что
, очевидно
, цвет шерсти собаки и
пр не есть еще собака
), ни в
своей совокупности
, во
- первых
, потому
, что эта совокупность есть сумма
, множественность
, а
предмет есть для нас всегда единство
; во
- вторых
, потому
, что
А
, как предмет
, должно для нас заключать в
себе не только сумму известных нам признаков а
+ b+ с
, но и
возможность неизвестных х
+ у
..., должно быть чем
- то отличным от своих признаков
, и
между тем объединяющим их и
условливающим их существование
В
слове
, как представлении единства
, и
общности образа
, как замене случайных и
изменчивых сочетаний
, составляющих образ
, постоянным представлением
(
которое
, припомним
, в
первобытном слове не есть ни действие
, ни качество
) человек впервые приходит к
сознанию
^
ытия темного зерна предмета
, к
знанию действительного предмета
При этом следует помнить
, что
, конечно
, такое значение не есть истина
, но указывает на существование истины где
- то вдали
, и
что вообще человека характеризует нс знание истины
, а
стремление
, любовь к
ней
, убеждение в
ее бытии
Апперципируя в
слове восприятие
, вновь появившееся в
сознании
, и
произнося только одно слово
, имеющее значение предиката
, человек уничтожает первоначальное безразличие членов апперцепции
, особенным образом оттеняет важнейший из этих членов
, именно предикат
, делая его вторично предметом своей мысли
Чтобы видеть
, чего недостает такому неполному господству языка
, в
чем несовершенство мысли
, которая высказывается только отрывистым словом
, довольно сравнить такое единичное живое слово с
сочетанием слов
. «
ЦюцЛ
» значит
: вновь входящий в
мое сознание образ есть для меня та сущность
, которую я
таким
- то образом
(
посредством такой
- то внутренней формы
) представляю в
слове цюця
.' предмет сам по себе еще не отделен здесь от своих свойств и
действий
, потому
410 эти последние заключаются и
в
«
Как без языка
, - говорт
Гумбольдт
, - невозможно понятие
, так без него нс было бы для души и
предмета
, потому что и
всякий внешний предмет только посредством
понятия получает цл "' нее полную существенность
» ; здесь не только в
слове сознана сущность собаки
, но и
явственно выделен один из признаков
, темной массой облегающих эту сущность
Если отдельное слово в
речи есть представление
, то сочетание двух слов можро бы
, следуя
Штейнталю
, назвать представлением представления
; если одинокое представление было первым актом разложения чувственного образа
, то фраза из двух слов будет вторым
, построенным уже на первом
Это можно видеть из того
, что атрибут
, сознанный посредством слова
, в
свою очередь получает субстанциальность и
может стать средоточением круга атрибутов
, так что
, например
, только тогда
, когда со словом
, объединяющим весь круг признаков образа собаки
, соединится другое слово
, обозначающее только один из этих признаков
(
собака лает
), только тогда и
в самом признаке лая могут открыться свои признаки
Но каким образом слово из предиката становится субъектом
, из обозначения всей совокупности признаков посредством одного
- обозначением одного только признака
?
На это не находим у
Штейнталя удовлетворительного ответа
Он говорит только
, что наступает пора
, когда слово
, бывшее до того предикатом
, «
становится субъектом изменчивых признаков
, которые получают силу предикатов
Только тогда слово
(
как субъект
) получает значение субстанции предмета
, и
предмет отделяется от своих деятельностей и
свойств
Тогда и
восприятия
(die Wahrnehmungen) этих изменчивых свойств и
деятельностей возбуждают интерес детской души и
рефлектируются в
звуках
».
Он говорит вслед за тем
, что первобытный человек создает такие звуки
; но это невозможно
: по его собственной теории
, как мы ее понимаем
, слово может быть первоначально только полным безразличием деятельности к
качества
, с
одной
, и
предмета
- с
другой стороны
, но никак не обозначение качества или действия самих по себе
; не может быть прямого перехода от такой простой апперцепции
, как
, например
(
это
, т
е новое восприятие есть
), «
мама
!» к
такой
, где
«
мама
» есть уже субъект предиката
, означающего отвлеченное действие или качество
Нам
, стоящим на степени развития своего языка
, весьма трудно
, говоря о
далеком прошедшем
, отделаться от того
, что внесено в
нашу мысль этим языком
Если даже из сказуемого
«
идет
» отделим все формальные определения
, делающие из него третье лицо глагола настоящего времени
, и
оставим одно только коренное и
, то и
тогда нам будет казаться
, что это и
не обнаруживает особенного сродства ни с
одним кругом восприятий и
безразлично указывает на свойство или действие
,
' Or. L. u. Ps. 328-9. ' Gr. L. u. Ps. 327. 108 которое может одинаково встретиться во всяком из них
, что поэтому уже при самом своем рождении оно было результатом слияния восприятий движения
, взятых из разных чувственных образов
Это так кажется потому
, что к
самому началу языка мы относим ту всестороннюю связь языка между его корнями
, которая на деле может быть только следствием продолжительных усилий мысли
Можно
, однако
, если не ошибаемся
, сделать некоторые поправки в
этом взгляде и
указать приблизительно на то значение
, какое имело первоначальное соединение двух слов
Обыкновенно отличают суждения аналитические от синтетических
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   32


написать администратору сайта