Главная страница

Сочинение Мысль и язык


Скачать 1.57 Mb.
НазваниеСочинение Мысль и язык
Дата03.06.2018
Размер1.57 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1potebnya_a_a_mysl_i_yazyk.pdf
ТипСочинение
#45803
страница9 из 32
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   32
, таким образом
, - найти общие свойства человеческой чувственности
Предварительно
, однако
, нужно обратить внимание на следующее
Вайц приписывает запутанность учений о
чувстве
(Gefuhl) частью сбивчивости терминологии
, частью тому что весьма трудно
, при исследовании известных состояний духа
(
т е
чувства в
собственном значении и
воли
), отделить влияние организма от влияния собственно душевных явлений
. «
Нередко
, - говорит он
, - смешивают совершенно различные понятия
, например
, голода и
благодарности
, которые одинаково называются чувствами
, тогда как между ними нет ничего общего
: голод есть только известное нервное возбуждение
(Nervenreiz), впечатление
,
воспринимаемое душой и
, по законам организма
, инстинктивно производящее известные движения
, назначение коих
- устранить это впечатление и
восстановить безразличное состояние организма
; благодарность же сама по себе не вытекает
(
непосредственно
) из нервного раздражения
, не производит телодвижений и
есть явление совершенно психическое
Так и
всякого рода боль есть явление физиологическое в
нервах и
не имеет ничего общего с
душевными страданиями
Душевные чувства относятся целиком к
психологии
, тогда как телесными ощущениями
(Sinniiche Empfindungen) психологическая теория занимается лишь настолько
, насколько они содействуют образованию пространственных представлений и
влияют на душевные чувства
, а
в прочем предоставляет их объяснение физиологии
^.
Действительно
, есть большая разница между физиологическим и
психологическим взглядом на чувства
Физиология исследует только заключенные в
организме условия
, без которых было бы невозможно образование в
душе известных ощущений
; психология не спрашивает об этих условиях
, не доискивается
, какие изменения происходят в
теле
, когда мы чувствуем голод
, усталость или свет и
звук
, и
принимает ощущения за готовые данные душевной жизни
. «
Ощущение в
сознании
, - говорит
Лоце
, - вовсе не сопровождается воспоминанием о
свойстве внешних движений
, возбудивших деятельность органа
: колебание воздуха
(
а вместе и
изменения в
слуховом нерве
) в
душе заменяется звуком
, дрожание эфира
- цветом
; и
звук
, и
цвет
, конечно
, следствия
, но не изображения своих внешних причин
Поэтому напрасно было бы при исследовании влияния этих ощущений на дальнейшую внутреннюю жизнь обращаться к
свойствам их внешних причин
Как в
звуке мы слышим самый звук
, а
не количество звуковых волн
, так музыка не гармоничнее для того
, кто знает
, как образуются звуки и
их сочетания
, чем для другого
, который
, не зная этого
, просто поддается ее влиянию
»^
Не трудно
, стало быть
, остаться на психологической точке зрения
, говоря о
чувственных впечатлениях
Что же касается опасности смешать эти последние с
чисто психологическими чувствами
, то мы ей не подвергнемся
, хотя
, как кажется
, несколько отступим от теории
, которой следует
Вайц
С
точки зрения
Гербарта нельзя видеть в
голоде душевное чувство
, потому что такое чувство считается явлением вторичным и
производным
; но
, с
другой
, на которую мы указали выше
, возможно другое заключение
В
данных общего чувства
, а
равно и
осязания
, вкуса и
прочих
, заметны две стороны
: 1) впечатления от свойств
, приписываемых нами внешним предметам и
собственному телу и
2) оценка значения этих впечатлений для нашего индивидуального бытия
, испытываемое по их поводу чувство удовольствия и
неудовольствия
При таком различении чувство голода хотя не может быть названо чувством в
том смысле
, как благодарность
, но заключает в
себе стихии однородные
WaUz. Lehrb. d. Ps.2S6 Mikr.ll. 169. с
этой последней
, которые мы будем называть чувством и
которые не могут быть выведены из взаимодействия представлений
, потому что являются уже по поводу простейших чувственных впечатлений
Различие чувственных впечатлений разных органов заключается столько же в
свойстве
, сопровождающем их чувства
, сколько и
свойствах объективного содержания
- то и
другое тождественны по связи
Напряженность чувства находится в
обратном отношении к
раздельности содержания впечатлений
Впечатления общего чувства бедны содержанием и
так не ясны
, что ни отдать себе в
них отчета
, ни передать их другому нет никакой возможности
; но сила чувства
- неудовольствия
- может быть так велика
, что почти совершенно подавляет содержание впечатления
Это легко заметить при сравнении
общего чувства с
другими
: приближая руку к
огню
, получаем впечатление теплоты
, т
е осязанием познаем известное качество предмета
; вложивши ее в
огонь
, мы чувствуем боль
, а
свойство производящего ее предмета для нас потеряно
, так что если б
мы не прибегли к
пособию других чувств
, то и
не знали бы
, происходит ли эта боль от пламени
, от холода
, или же от действия каких
- нибудь едких кислот
Подобным образом боль в
языке от чего
- нибудь жгучего уже перестает быть вкусом
Гораздо явственнее и
разнообразнее сравнительно с
общим чувством впечатления вкуса и
обоняния
, и
сопровождающее их чувство не так сильно
Известный вкус или запах могут быть противны до рвоты
, до обморока
, но даже и
в таком случае они
- не боль
, и
различаются между собой не только по степени силы
, но и
по качеству
, так что мы не смешиваем
, например
, двух родов горечи
, одинаково для нас неприятных
, и
замечаем их тонкие оттенки
Осязание может возбудить сильную степень удовольствия и
отвращения
, но сопровождающее его чувство может быть почти совсем незаметно при полной определенности содержания впечатлений
, тогда как вкус
, запах непременно или приятны или неприятны
, а
безразличие считается их полным отсутствием
Относительно раздельности содержания довольно сказать
, что осязание вместе со зрением имеет пред другими чувствами то преимущество
, что одновременные потрясения нервов не смешиваются в
нем в
одно
, как
, например
, смешиваются впечатления обоняния
, а
совместно передаются душе
На этом основано значение осязания для образования представления пространства
Чистый
, но не оглушительный звук сам по себе нам более или менее приятен
, и
только известные соединения звуков неприятно поражают слух
При этом неудовольствие никогда не достигает степени отвращения
, как в
трех низших чувствах
Цвета
, как бы ни безобразно было их соединение
, не возбуждают даже и
той степени неудовольствия
, какую вызывают диссонансы
, о
которых мы говорим
, что они
«
уши дерут
» или
«
терзают слух
».
Во всех впечатлениях зрения
, кроме ослепительного блеска
, который скорее относится к
общему чувству
, мы не видим ничего нарушающего правильное течение жизни нашего организма
Болезненное действие известных цветов может быть следствием довольно редких идиосинкразий
, знаменательных для физиологии и
психологии
, но не уничтожающих общего правила
Этому бесстрастию
, с
каким мы воспринимаем впечатления зрения и
слуха
, соответствует бесконечное разнообразие доступных нам оттенков звука и
цвета
, которых ни по числу ни по определенности и
сравнивать нельзя ни с
какими другими восприятиями
По мере того
, как с
увеличением раздельности впечатлений
, по направлению от общего чувства к
зрению
, уменьшается сила сопровождающей их физической боли или наслаждения
^ все яснее и
яснее выступает другого рода оценка впечатлений
, именно
- чувство их собственной красоты
, независимой от согласия или несогласия с
требованиями нашего организма
Такой объективной оценки незаметно в
общем чувстве
, но она есть уже в
других
, низших
Так
, например
, мы уже не ограничиваемся животным удовольствием
, какое доставляет вкусная пища
, а
бессознательно переносим в
нее это удовольствие
, в
ней самой находим достоинства
, которые могут нам открыться только путем вкуса
Сладость предмета представляется нам его собственной заслугой
, его дружелюбным расположением к
нам
, горечь
, острота
- злостью
Чтобы убедиться
, что это не фраза
, довольно вспомнить
, что
, например
, и
в нашем и
в других языках представлением сладости обозначаются вполне объективные качества предметов
, например
, в
галицко
- русском наречии солодкий значит милый
В
высших чувствах исчезает почти всякий след эгоистической оценки
Мы убеждены
, что в
сочетаниях звуков и
красок
наслаждаемся не нашим личным чувством
, а
тем
, что звуки
, краски расположены так
, а
не иначе
, и
потому сами по себе хороши
Наклонность наслаждаться в
явлениях их собственным достоинством нераздельна со стремлением искать в
них внутренней законности
Само собой
, что и
то и
другое становится заметным не в
то время
, когда душа воспринимает только отдельные чувственные качества
, потому что тогда эти восприятия еще близки к
общему чувству
, а
тогда
, когда становится возможным сравнение этих восприятий
, получивших уже объективное значение
Каждому из сравниваемых чувственных качеств человек назначает известное место в
ряду других
, однородных
, и
весь ряд представляется одной стройной системой
Природа самих восприятий содействует этому в
различной мере
Так
, звук разлагается для нас на лестницу членов
, коих расстояние друг от друга
, сродство и
противоположность мы представляем вполне их
Вместе с
тем уменьшается важность чувств для организма
Потеря зрения
, слуха может быть местным злом и
совместима со здоровьем
: гораздо опаснее потеря обоняния и
вкуса
, а
с прекращением общего чувства кончается жизнь собственным требованием
; цвета менее определенным образом повторяют ту же законность отношений
, а
впечатления других чувств служат только слабым ее отголоском
Свойство звуков слагаться в
законченные и
легко уловимые в
целом сочетания раньше становится понятно человеку
, чем подобные же свойства других чувственных впечатлений
; искусство легче овладевает звуками
, чем
, например
, вкусами
- и
музыка всегда будет совершеннее поваренного искусства
, потому что легче построить гамму звуков
, чем вкусов
Как отдельные содержания восприятий
, так систематизирует человек и
их общие формы
- пространство и
время
Человек
, конечно
, не имел бы представлений пространства
, если бы зрение и
осязание не передавали ему разом двух или нескольких впечатлений
Из свойства этих чувственных данных человек бессознательно выводит их пространство
, и
в этом
, вероятно
, не отличается от животных
; но эта форма становится для него законом самих чувственных явлений
Так
, например
, восток
- первоначально для нас там
, где восходит солнце
, запад
- там
, где оно заходит
; но мы видоизменяем эти чувственные данные так
, что упомянутые точки горизонта не меняются для нас по временам года вместе с
положением солнца
, а
остаются неподвижными и
служат законом действительных явлений
: восток не там
, где восходит солнце
, а
там где оно до
,
гжно восходить
Подобным образом мы бы не в
состоянии были делить время и
сравнивать величину его частей
, если бы не встречали в
природе периодического повторения явлений
, но полученные таким путем деления исподволь теряют для нас свою случайность
, течение времени становится неизменной мерой движения
, вовсе независимой от действительных явлений
; день и
ночь
, величины изменчивые
, превращаются в
неизменную величину
- сутки и
т д
Каждое мгновение
, заполненное известным явлением
, кажется нам частью одного целого
, которому ни начала
, ни конца мы не знаем
, но которое мы принимаем за целое
Таким образом
, в
ряду различных по органам чувственных восприятий взрослого человека
, рассматриваемых как одновременные члены системы
, замечаем
, что раздельность восприятий и
объективность их оценки возрастают по направлению от общего чувства к
так называемым высшим
, т
е к
зрению и
слуху
Подобное увеличение раздельности и
объективности будет видно и
в жизни всякого отдельного чувства
, взятого порознь
Во
- первых
: степень раздельности восприятий одного и
того же чувства и
количество отношений
, замечаемых между ними
, не есть нечто неподвижное
, но возрастает с
развитием отдельных лиц
На каждом шагу встретим случай к
подтверждающим это наблюдениям
Тонкость слуха
, свойственная музыканту
, тонкость осязания
, замечаемая в
слепорожденных и
шулерах
, разборчивость вкуса гастрономов в
большинстве случаев зависят не от совершенства органов
, не от того
, что они с
самого начала получают другие внешние впечатления
, а
от упражнения
, от привычки
При равенстве условий
, т
е при тех же возбуждениях извне и
при отсут ствии изменений в
органах
, раздельность восприятия может непроизвольно и
путем произвольных соображений увеличиваться до неопределимой степени
На этом основании предполагаем
, что если ребенок получает те же впечатления
, что и
взрослый
, то решительное большинство их имеет для него то же значение
, что для нас ощущения общего чувства
Например
, если на первых порах он произносит только легчайшие сочетания губных согласных с
о
, то все остальные членораздельные звуки существуют для него лишь в
той мере
, в
какой для нас мудреное слово чужого языка
, которое мы слышали
, но повторить не можем
, или сложный мотив
, от которого нам остается только известное чувство
, а
не воспоминание завершенного круга звуков
И
впечатления зрения вероятно представляются ребенку как более или менее неопределенный свет
, и
только исподволь слагаются в
определенные очертания
То же
, по
- видимому
, и
в жизни народов
Древние языки
, по крайней мере индоевропейские
, имеют только три основные гласные
(
а
, и
, у
) и
уже относительно поздно вырабатывают те неуловимые для непривычного слуха средние звуки
, какие встречаем во многих новых языках
Это зависит не от невозможности принудить органы произнести эти звуки
, а
от того
, что они не замечались
, хотя и
могли случайно встречаться в
говоре
Кажется также
, что в
истории музыки можно бы открыть увеличение любви к
сложным модуляциям и
сочетаниям звуков
, подобно тому
, как в
платье люди
, стоящие на низкой степени цивилизации
, предпочитают яркие цвета
, образованные же
- темные и
бледные
Во
- вторых
: в
связи с
раздельностью возрастает объективная оценка чувственных впечатлений
Есть разница между грубым
, хотя все же не животным утолением голода и
жажды
, и
наслаждениями гастронома и
знатока вин
: во втором случае человек менее занят своим личным чувством
, чем свойствами самых потребляемых предметов
Еще заметнее эта разница в
сложных сочетаниях чувственных восприятий
Древний и
, как не совсем верно говорят
, близкий к
природе человек
, смотрел на природу только своекорыстно
, что видно из языка и
поэзии
; как детям
, природа нравилась ему
, на сколько была полезна
; если бы он обладал всеми техническими средствами искусства
, то все же ландшафтная живопись была бы для него невозможна
Важность этой последней в
наше время свидетельствует не только о
большом знании природы
, но и
о большом умении ценить ее самостоятельную красоту
В
заключение повторим сказанное несколько выше
, что движение в
развитии чувств становится для нас заметным не тогда
, когда
, по предположению
, они еще близки к
общему чувству
, а
тогда
, когда впечатления их
, сложившись в
образы предметов
, послужили каждое по
- своему для создания мира
Тем совершеннее наши чувственные восприятия
, чем прекраснее кажется нам этот мир и
чем более мы отделяем его от себя
Такое отделение не есть отчуждение
: оно только осознание разли чия
, предполагаемое тем
, что мы называем намеренным влиянием человека на природу и
свою собственную жизнь
Если мы таким образом вносим в
характеристику чувственности
, с
которой начинается развитие
, наиболее сложные явления душевной жизни
, именно
: отделение я
от нс я
и связанные с
этим изменения в
оценке явлений
, то это на основании предположения
, что уже самые первые воздействия души на внешние возбуждения должны быть сообразны со всеми остальными ее проявлениями
: чувства человека в
первое время его жизни характеризуются тем
, на что они пригодны при дальнейшем развитии
От этого развития
, которое нам известно из наблюдений над собою
, заключаем к
свойствам
чувств
, лишенных развития
, о
которых судить иначе мы не можем
, потому что никакое наблюдение над ребенком не покажет
, как именно представляется свет
, звук и
прочее
Таким же путем приходим к
заключению о
чувственности животных
, душевная жизнь коих известна нам еще меньше жизни ребенка
Нельзя отказать животному в
способности проекции восприятий
: оно угрожает
, защищается
, ищет пищу
, вообще вне себя находит причину своих ощущений
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   32


написать администратору сайта