Главная страница

Сочинение Мысль и язык


Скачать 1.57 Mb.
НазваниеСочинение Мысль и язык
Дата03.06.2018
Размер1.57 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1potebnya_a_a_mysl_i_yazyk.pdf
ТипСочинение
#45803
страница6 из 32
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32
, находящейся во внутренней связи с
божеством
, и
чуждое в
этом ограничении божеству чуждо его мгновенно
- индивидуальной
, а
не первоначальной
, истинной и
бесконечной природе
, так что в
создании языка собственно божество само себе служит ограничением '.
Однако
Гумбольдт не старается примирять противоречия божественного и
человеческого в
языке таким странным построением
, предполагающим в
Боге мгновенно
- индивидуальную и
конечную природу
, и
оставляет упомянутое противоречие неразрешенным
Столь же мало подается метафизическим преобразованиям другое противоречие
, что язык и
зависит от духа и
самостоятелен
, и
в этом отношении отлично от первого только тем
, что в
нем более заметны ошибки
Гумбольдта
Самостоятельность языка не возбуждала бы ни малейшего сомнения
, если бы не выходила за пределы общего закона человеческой деятельности
, по которому всякое произведение становится одним из обстоятельств
, обусловливающих последующую деятельность самого производителя
Но если
Гумбольдт утверждает тождество
(
хотя бы даже и
высшее
) языка и
духа
, если он старается выйти из круга
: «
без языка нет духа
, и
наоборот
- без духа нет языка
» таким образом
, что возводит рядом и
дух и
язык к
высшему началу
, то это должно быть следствием каких
- нибудь недоразумений
Такое решение преграждает путь всякому дальнейшему исследованию
, отождествляя вопросы о
происхождении языка и
происхождении духа
, между тем как нельзя в
себе подавить убеждения
, все более и
более усиливаемого фактическим изучением языка
, что это вопросы неравносильные и
отдельные друг от друга
Гумбольдт не находит ничего равного языку
; не отвергая этого безусловно
, мы
, однако
, смело можем повторить признаваемую многими мысль
, что аналогия поэтического народного творчества с
созданием языка во многих
SteinthaL Der Ursp. d. Spr. 2-te Ausg. 81.
Ср
.: Humb. Ueb. die Versch. etc. 305. случаях поразительна
Если при действительном существовании такого соответствия возможно исследовать не только ход развития
, но и
самое зарождение мифа и
народно
- поэтического произведения
, не вдаваясь в
решение метафизических задач
, то должно быть возможно и
не метафизическое исследование качала языка
Уже по этому одному может казаться
, что область метафизики не заключает в
себе нашего вопроса
, и
начинается там
, где он оканчивается
, и
что в
вопросах о
языке прибегать к
метафизике слишком рано
Притом
, хотя мы не можем представить себе народа без языка и
хотя поэтому
, рассматривая язык
, как произведение народа
, можем принять и
самостоятельность языка и
его высшее единство с
духом
; но жизнь неделимого представляет много фактов
, заставляющих усомниться и
в этой самостоятельности и
в этом единстве
Взявши слово дух
, играющее в
теории
Гумбольдта очень важную роль в
самом обширном и
, может быть
, совершенно неверном смысле душевной жизни человека вообще
, мы спросим себя
, до какой степени эта жизнь нераздельна с
языком
? 3 ответ на такой вопрос прежде всего придется устранить неразрывность
(
но не связь
) с
языком чувства и
воли
, которые выражаются словом
, насколько стали содержанием нашей мысли
Затем в
самой мысли отметим многое не требующее языка
Так
, дитя до известного возраста не говорит
, но в
некотором смысле думает
, т
е воспринимает чувственные образы
, притом гораздо совершеннее
, чем животное
, вспоминает их и
даже отчасти обобщает
Потом
, когда уже усвоено
человеком употребление языка
, непосредственные чувственные восприятия или существуют до своего соединения с
словом
, или даже никогда не достигают такого соединения
Подобным образом и
сновидения
, которые большей частью слагаются из воспоминаний чувственных восприятий
, нередко не сопровождаются ни громкой
, ни беззвучной речью
Творческая мысль живописца
, ваятеля
, музыканта невыразима словом и
совершается без него
, хотя и
предполагает значительную степень развития
, которая дается только языком
Глухонемой даже постоянно мыслит
, и
притом не только образами
, как художник
, но и
об отвлеченных предметах
, без звукового языка
, хотя
, по
- видимому
, никогда не достигает того совершенства умственной деятельности
, какое возможно для говорящих
Наконец
, в
математике
- науке совершеннейшей по форме
Может быть
, уместно будет привесги здесь следующее очень удобное определение метафизики
: «
Познание мира и
нас самих приносит с
собой многие понятия
, которые становятся тем несоединимее в
мысли
, чем более уясняются
Важная задача философии
- так видоизменить эти понятия
, как это требуется особенностью каждого из них
При этом
ЕИДОИЗМСНСНКИ
прибавится к
ним нечто новое
, посредством коего будет устранена их несовместимость
Это новое можно назвать дополнением
Наука о
такой обработке поняшй сеть метафизика
» (Herbart.
Lehi-buch zur F.inicil'iiig in die Philosophic). человек говорящий отказывается от слова и
делает самые сложные соображения только при помощи условных знаков
Из всего этого видно
, что область языка далеко не совпадает с
областью мысли
В
средине человеческого развития мысль может быть связана со словом
, но вначале она
, по
- видимому
, еще не доросла до него
, а
на высокой степени отвлеченности покидает его
, как неудовлетворяющее ее требованиям
, и
, как бы потому
, что не может вполне отрешиться от чувственности
, ищет внешней опоры только в
произвольном знаке
Если
, несмотря на такую нетождественность мысли и
слова
, мы удержим в
полной силе необходимость слова для мысли
, чтоб не впасть в
ошибки теорий
, стоящих ниже
Гумбольдта
, и
если спросим
, когда и
для какой именно умственной деятельности необходимо слово
, то
, по
Гумбольдту
, можно будет отвечать
: слово нужно для преобразования низших форм мысли в
понятия
, и
, следовательно
, должно появляться тогда
, когда в
душе есть уже материалы
, предполагаемые этим преобразованием
В
этом смысле следует понимать и
следующее место
: «
Язык есть вместе и
необходимое усовершение
(
дополнение
) мышления
, и
естественное развитие способности
, свойственной одному только человеку
Это развитие не есть физиологически объяснимое развитие инстинкта
» (
и язык нельзя назвать инстинктом
, хотя вполне последовательное и
искусное строение языка возможно при совершенной грубости народа
, точно так
, как правильное строение ячеек сота не предполагает в
пчеле никаких познаний
).
«
Не будучи делом ни непосредственного сознания
, ни свободы
, язык может
, однако
, принадлежать только существу
, одаренному сознанием и
свободой
; в
этом существе он вытекает из неисследимой глубины его индивидуальности
, ибо он вполне зависит г
т того
, с
какой силой и
в какой форме человек бессознательно возбуждает к
деятельности всю свою духовную личность
» .
Заключенное здесь г
ротиворечие уничтожается тем
, что слово нужно душевной деятельности для того
, чтобы она могла стать сознательной
, и
появляется
, как дополнение
, тогда
, когда есть уже все прочие условия перехода к
сознательности
Принявши
, после этого
, д
)'
х
« смысле сознательной умственной деятельности
, предполагающей понятия
, которые образуются только посредством слова
, мы увидим
, ч
^^» дух без языка невозможен потому что сам образуется при помощи языка и
язык в
нем есть первое по времени событие
Мы можем даже признать язык
самостоятельным по отношению к
духу
, разумеется в
том только смысле
, в
каком дух
, как высшая познавательная деятельность
, самостоятелен по отношению к
другим душенным ив
;:'.'
пиям и
Steinihal. Gr. 1... и
Psychol. 153 и
след
, т
е из души
, как начала
, производящего эти явления и
обусловливающего их своей сокровенной сущностью
То же следует сказать об отношении языка к
духу народному
Язык не может быть тождествен с
этим последним
; как в
жизни лица
, так и
в жизни народа должны быть явления
, предшествующие языку и
следующие за ним
Взявши во внимание
, что язык есть переход от бессознательности к
сознанию
, можно сравнить отношение данной системы слов и
грамматических форм к
духу народному
, с
отношением к
нему известной философской системы
Как та
, так и
другая
, завершая один период развития и
подчиняя его сознанию
, служит началом и
основанием другому высшему
При всем этом божественность языка остается в
стороне
, и
вопрос о
его происхождении становится вопросом о
явлениях душебной жизни
, предшествующих языку
, о
законах его образования и
развития
, о
влиянии его на последующую душевную деятельность
, т
е вопросом чисто психологическим
Сам
Гумбольдт не мог оторваться от метафизической точки зрения
, но он именно положил основание перенесению вопроса на психологическую почву своими определениями языка
, как деятельности
, работы духа
, как органа мысли
Признание вопроса о
происхождении языка вопросом психологическим определяет уже
, где искать его решения и
какое именно создание языка здесь разумеется
: то ли
, о
котором говорили теории произвольного изобретения и
божественного откровения языка
, или то
, на которое указывал
Гумбольдт
, говоря
, что
«
язык не есть нечто готовое и
обозримое в
целом
; он вечно создается
, притом так
, что законы
, по которым он создается
, определены
, а
объем и
даже род произведения остаются неопределенными
»^
Законы душевной деятельности одни для всех времен и
народов
; не в
этих законах разница между нами и
первыми людьми
(
по крайней мере вероятная разница в
строении тела не кажется нам достаточным основанием утверждать противное
), а
в результатах их действия
, потому что прогресс предполагает два производителя
, из коих один
, именно законы душевной деятельности
, представляется величиной постоянной
, другой
- результаты этой деятельности
- переменной
Если
, поэтому
, будем в
состоянии определить законы прогресса языка
, узнать
, как он изменяется в
течение веков под влиянием действующей на него мысли
, как постепенно растет переменный агент в
прогрессе языка
, т
е найдем постоянные отношения
, в
какие становится уже сформированная масса языка к
Ueb. die Versch. 56. новым актам творчества
, то и
в этих последних
, взятых в
том виде
, в
каком их застаем в
нас самих
, сможем найти черты
, общие нам с
первыми говорившими людьми
Таким образом
, в
истории языка
, в
психологических наблюдениях современных нам процессов речи
- ключ к
тому
, как совершались эти процессы в
начале жизни человечества
Этим устраняются мнения
, подобные тем
, которые мы видели у
Шлейхера
, и
можем встретить у
других ' , будто время создания языка прошло
, будто создание это требовало особенных
, не известных нам и
не существующих теперь сил
Так называемое падение языка
, которое
Шлейхеру казалось постепенным его омертвением
, с
точки зрения
Гумбольдта
, представляется постоянным повторением первого акта создания языка
Неделимое из себя создает свое развитие
, но стеснено в
этом направлением путей
, пройденных его народом
В
применении к
языку это выражается антиномией
:
«
Язык есть столько же создание лица
, сколько и
народа
».
Законы развития языка в
неделимом относятся к
индивидуальной психологии
; законы же языка
, как народного произведения
, открываемые языкознанием
, требуют дополнения со стороны нового
еще отдела психологии
, содержанием коего должно быть исследование отношений личного развития к
народному
Как индивидуальная психология указывает нс только общие для всех законы душевной жизни
, но и
возможное разнообразие и
оригинальность неделимых
, так психология народов должна показать возможность различия национальных особенностей и
строения языков
, как следствие общих законов народной жизни
Таким образом
, то направление науки
, которое нам кажется лучшим
, предполагает уважение к
народностям
, как необходимому и
законному явлению
, а
не представляет их уродливостями
, как должно следовать из принципа логической грамматики
Впрочем
, здесь
, оставляя почти совсем в
стороне народно
- психологические вопросы
, тесно связанные с
историей отдельных языков обратимся к
более легким
- о
значении слова в
развитии неделимого
IV.
Языкознание и
психология
Сближение языкознания с
психологией
, при котором стала возможна мысль искать решения вопросов о
языке в
психологии
, и
, наоборот
, ожидать от исследований языка новых открытий в
области психологии
, возбуждая новые надежды
, в
то же время свидетельствует
, что каждая из этих наук порознь уже достигла значительного развития
Прежде чем языкознание стало нуждаться в
помощи психологии
, оно должно было выработать мысль
, что и
язык имеет свою
Шиллинга
,
Реиана
. CM.: Stcinlh.
Пег lJrsp. der Spr.
2*
А
А
ПОТЕБНЯ
историю и
что изучение его должно быть сравнением его настоящего с
прошедшим
, что такое сравнение
, начатое внутри одного языка
, вовлекает в
свой круг все остальные языки
, т
е
., что историческое языкознание нераздельно со сравнительным
Мысль о
сравнении всех языков есть для языкознания такое же великое открытие
, как идея человечества
- для истории
И
то и
другое основано на несомненной
, хотя многими несознаваемой истине
, что начала
, развиваемые жизнью отдельных языков и
народов
, различны и
незаменимы одно другим
, но указывают на другие и
требуют со стороны их дополнения
В
противном случае
, т
е если бы языки были повторением одного и
того же в
другой форме
, сравнение их не имело бы смысла
, точно так как история была бы одною огромною
, утомительною тавтологиею
, если бы народности твердили зады
, не внося новых начал в
жизнь человечества
Говорят обыкновенно об исторической и
сравнительной методе языкознания
; это столько же методы
, пути исследования
, сколько и
основные истины науки
Сравнительное и
историческое исследование само по себе было протестом против общей логической грамматики
Когда оно подрыло ее основы и
собрало значительный запас частных законов языка
, тогда только стало невозможно примирить новые фактические данные со старой теорией
: вино новое потребовало мехов новых
На рубеже двух направлений науки стоит
Гумбольдт
- гениальный предвозвестник новой теории языка
, не вполне освободившийся от оков старой
Штейнталь первый
, как кажется
, показал в
Гумбольдте эту борьбу теории и
практики
, или
, вернее сказать
, двух противоположных теорий
, а
вместе и
то
, на которую сторону должна склониться победа
, по суду нашего времени
С
другой стороны
, психология не могла бы внушить никаких ожиданий филологу
, если бы до сих пор оставалась описательной наукой
Всякая наука коренится в
наблюдениях и
мыслях
, свойственных обыденной жизни
; дальнейшее ее развитие есть только ряд преобразований
, вызываемых первоначальными данными
, по мере того
, как замечаются в
них несообразности
Так и
первые психологические теории примыкают к
житейскому взгляду на душу
Самонаблюдение дает нам массу психологических фактов
, которые обобщаются уже людьми
, по умственному развитию
, не превышающими уровня языка
Кто называет одним словом испытанные в
себе или замеченные в
других различные обнаружения любви
, и
кто
эти явления
, взятые вместе с
другими
, например гневом
, печалью
, обозначает словом чувство
, тот не чужд подобной разработки понятий
Подвигаясь этим путем
, подводя частные явления под общие схемы
, психология пришла к
известным понятиям
, между которыми общего
,
40 с
ее точки зрения
, было только то
, что обнимаемые ими явления происходили в
душе
; на этом основании она приписала душе столько отдельных способностей производить в
себе или испытывать известные состояния
, сколько было групп
, не подводимых под одну общую
: радость
, печаль
- это чувство
; решимость
, нерешительность
- воля
; память
, рассудок
, разум
- деятельность познавательная
; но чувство
, воля
, разум не имеют общего понятия
, кроме понятия души
, а
потому душе приписаны отдельные способности понимать
, чувствовать
, иметь волю
Если цель всякой науки
- объяснить явления
, подлежащие ее исследованию
, то теория душевных способностей не имеет научного характера
Как вообще понятия
, образованные из признаков
, общих многим единичным явлениям
, должны говорить нам не более того
, что в
рассмотренных нами явлениях есть такие
- то общие признаки
, так и
понятия разума
, чувства
, воли должны быть только общими и
потому неясными очерками
, повторяющими события
, ярко изображенные нам самонаблюдением
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32


написать администратору сайта