Главная страница

Цифровое поколение. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А


Скачать 3.39 Mb.
НазваниеСолдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А
АнкорЦифровое поколение
Дата08.12.2022
Размер3.39 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЦифровое поколение.pdf
ТипМонография
#835000
страница5 из 37
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37
43
В России среди взрослых и детей лидирует своя собственная сеть Вконтакте, которая в 2016 г. отмечала десятилетие. Администрация сети четко не прописывала минимальный возраст своего пользователя, но предполагалось, что дети до 14 лет в сети не водятся. Безусловно это не таки об этом свидетельствуют не только эмпирические исследования, но и статистика. Во-первых, поданным Вконтакте, число ее российских пользователей в этом же году достигало почти 127 млн человек. Если из всего населения России вычесть малышей до четырех лети людей совсем пожилого возраста, то получается, что все более-менее активные граждане, включая всех школьников, — пользователи Вконтакте.
Во-вторых, численность возрастной категории от 14 до 18 лет поданным самой сети в 2016 г. составляла 16,5 миллионов человек, что в целом превышает общую численность всех российских школьников от первого до выпускного классов. Понятно, что в это число входят и дети младше 14 лет. Поданным Фонда Развития Интернет, большинство летних детей уже в 2010 г. имели свой аккаунт в социальных сетях. Для того чтобы завести профиль в Вконтакте, всегда требовался лишь номер мобильного телефона, поэтому взрослые могут не знать, что их ребенок уже давно зарегистрировался. Нередко и сами родители заводят акка- унты для своих малолетних детей. Даже среди дошкольников есть гордые владельцы собственных взрослых профилей. Попадая в сеть, подростки стремительно заводят друзей, которые, оказываясь в соответствующем списке, официально получают статус друга, хотя на самом деле нередко это совсем незнакомые люди и лишь мимолетные контакты. Число друзей с возрастом достаточно быстро увеличивается. Поданным исследования Дети России Онлайн», еще в 2010 г. 69% детей 9–10 лет уже имели больше 10 друзей в социальных сетях, убыло больше 50 друзей, а к 15–16 годам у каждого четвертого — больше друзей в социальных сетях. Почти половина российских школьников общалась в Интернете с теми, с кем они небыли знакомы в реальной жизни. Чем старше ребенок, тем шире у него сеть таких контактов. Значительная часть общения в Интернете является продолжением общения в офлайн, а Интернет выступа-
Одним из самых влиятельных онлайн-контекстов для подростка и значимой площадкой их социализации становятся социальные сети. Научный интерес к изучению пользователей социальных сетей стремительно растет. Если в 2007 г. статей, посвященных пользователям Facebook, было всего две (см. Wil-
son, Gosling, Graham, 2012), тов гг. уже опубликовано
77 статей, связанных с этой сетью, в том числе и по психологии
(Агадуллина, 2015). Социальным сетям в Интернете уже больше лет первая сеть Classmates — упрощенный аналог наших Одноклассников — появилась еще в 1995 г. и существует до сих пор. Но настоящий сетевой бум начался, когда впервой половине х гг. были запущены LinkedIn, Myspace и Facebook. Благодаря им ХХI век начали называть сетевым столетием. Сегодня в социальных сетях Интернета как минимум каждый второй взрослый житель Земли проводит часть своей жизни. В июне 2017 г. только пользователями Фейсбука оказалось два миллиарда человек, и сеть растет примерно на 17% каждый год. В соответствии с правилами этой сети, ее пользователи должны быть строго старше 13 лет. Однако детей не останавливают эти ограничения. Возможностей экспериментировать или скрывать свою личность здесь больше, чем в других онлайн-контекстах. В Великобритании как минимум каждый третий ребенок младше
13 лет нарушает это правило, а значит, готов даже солгать, стремясь приобщиться к сетевому сообществу. Это так называемая белая ложь (про которую все как бы знают, иона даже не осуждается, а вроде бы и приветствуется, к которой подростки прибегают в соцсетях, например для обозначения своего возраста в соответствии с принятыми правилами (Jordán-Conde, Mennecke,
Townsend, 2014). Поданным исследования Дети России онлайн», почти треть опрошенных детей и подростков признались, что хотя бы раз представлялись в сети другим человеком. Причем каждый шестой из опрошенных детей делал это достаточно часто
(Солдатова, Зотова, Лебешева, Роггендорф, 2012 [Эл. ресурс. Некоторые подростки используют Facebook в попытке повысить свою самооценку и почувствовать себя более популярными (Zy-
wica, Danovski, 2008).
Цифровое поколение России компетентность и безопасность
Глава 1. Вызовы информационного общества
45
фон, общественные точки доступа) для онлайн- и мобильных игр. В этой группе доминируют мальчики (66%) в возрасте от 12 до 14 лет, именно среди игроков больше всего тех, кто испытывает при пользовании Интернетом чувство радости (56%) и удовольствия. Наконец, представители пятого типа — универсалы
(7%) — это подростки в возрасте 15–17 лет, которые пользуются практически всеми возможностями Интернета, включая чтение новостных лент, бесплатное скачивание различного контента, присутствие в социальных сетях и общение в различных виртуальных мирах. В сети универсалы, используя практически всегда собственный компьютер, проводят большую часть своего времени — среди них доля тех, кто сидит в Интернете от 3 до 12 часов в будни составляет 43%, а в выходные возрастает до
66%. По сравнению с другими типами они чаще оценивают свою роль в Интернете как роль творца или тролля (Солдатова,
Нестик, Рассказова, Зотова, В соответствии с концепцией самодетерминации Эдварда
Деси и Ричарда Райана (Deci, Ryan, 2008) активное использование детьми компьютера обусловлено их внутренней мотивацией, а следовательно, огромным интересом к возможностям ИКТ, которое они демонстрируют во всех наших опросах (Солдатова, Зо-
това, Чекалина, Гостимская, 2011; Солдатова, Рассказова, Зото-
ва, Лебешева, Роггендорф, 2012 [Эл. ресурс Солдатова, Нестик,
Рассказова, Зотова, 2013). Одна из центральных идей концепции самодетерминации — идея о том, что в основе внутренней мотивации находятся три базовые потребности в компетентности, в автономии ив связанности с другими людьми, которые обеспечивают психологическое благополучие личности. Использование социальных сетей снижает чувство одиночества (Teppers, Luyckx,
Klimstra, Goossens, 2014), формирует чувство общности (Shapiro,
Margolin, 2014). Поданным исследований подростки, которые использовали социальные сети более двух часов вдень, показывали более высокий уровень социальной компетентности (Tsitsika,
Tzavela, Janikian et al., 2014). Вне зависимости от мотивации, побуждавшей подростков пользоваться социальными сетями, было показано, что чем больше подростки общались через социаль- ет лишь инструментом его осуществления. Таким образом, уже в 2010 г. мы могли увидеть, как начинала плыть и рушиться граница между реальностью и виртуальностью. Когда подросток имеет несколько сотен друзей, он без особого трепета будет относиться к разлуке с другом, а сопереживать близким людям ему просто некогда — его время занято общением с многочисленными знакомыми. Вообще слово друг в социальных сетях не вполне соотносится сего привычным пониманием в русской и европейской культурах. Дружба, которая всегда была связана с доверием и требовала ежедневных усилий и испытаний, теряет свою глубокую человеческую суть. Поэтому среди множества сетевых друзей можно оказаться совершенно одиноким человеком — остаться наедине со всеми (Солдатова, 2013). Главные мотивы, которые приводят ребенка в социальные сети, хорошо описываются типами интернет-пользователей. Кластерный анализ данных, полученных на выборке в 1200 подростков, позволил нам выделить пять типов пользователей Интернетом среди подростков. Ориентированные на обучение составили
29% от всей выборки. Они используют Интернет в образовательных целях, а также для поиска интересной информации, проводят меньше времени в сети по сравнению с остальными сверстниками, характеризуются высокой избирательностью в поиске контента ив онлайн-общении, чаще пользуются семейным компьютером, реже — мобильным Интернетом. Коммуникаторы (25%) — пользуются Интернетом с целью общения всеми возможными способами и для поиска интересной информации. По сравнению с другими типами, они чаще оценивают свою роль в Интернете как собеседника и друга, для них характерна синхронная коммуникация — обмен сообщениями в режиме реального времени. Сетевые читатели (22%), среди которых больше девочек, в основном заняты поиском со своего компьютера или с сотового телефона интересной информации и чтением новостных лент в социальных сетях, в социальные сети они заходят не столько для того, чтобы что-то сообщить своим друзьям, сколько с целью узнать новое об их статусах. Игроки (17%) используют все доступные им возможности (семейный компьютер, планшет, смарт-
Цифровое поколение России компетентность и безопасность
Глава 1. Вызовы информационного общества
47
которые характеристики личности. Например, подростки, много общающиеся посредством Facebook, демонстрируют более низкие показатели по шкале депрессии, тревоги и бóльшую удовлетворенность жизнью (Grieve, Grieve, Indian et al., 2013). Дети учатся конструировать в сети свою репутацию и управлять ею, а контент в социальных сетях, блогосфере, виртуальных мирах становится важной составляющей репутации, что может сыграть свою роль даже в будущей взрослой жизни. В обществах, где Интернет изменяет традиционный образ жизни и определяет новый, доступ в сеть может рассматриваться в качестве необходимого условия для решения задач развития в подростковом возрасте. Интернет помогает достигать личной автономии, укреплять отношения со сверстниками (Borca, Bina, Keller et al., 2015;
Subrahmanyam, Smahel, Таким образом, социальные сети могут помочь расширить сеть контактов, интегрироваться в различные группы, решить ряд проблем, связанных с психологическим благополучием ребенка, создают пространство для развития тех социальных качеств, которые будут востребованы в мире смешанной реальности. В сети есть возможность не только присмотреться к миру взрослых, но и войти в него на равных, найти новых друзей и даже свою вторую половинку. Здесь могут быть востребованными и раскрепощенными одиночки, отшельники, застенчивые и все те, кого недооценили в реальной жизни и кому сложно налаживать контакты. В тоже время в ряде исследований влияние общения в социальных сетях на развитие личности ребенка рассматривается и как негативный фактор. Специфика цифрового мира определяет свои сложности в формировании идентичности. Прикрываясь
никами и аватарами, общаясь с большим количеством людей, подросток рискует своевременно не определиться со становлением своего Я. Демонстрируя его разные фасады, подросток не столько определяется с идентичностью, сколько инсценирует ее, занимаясь бесконечными самопрезентациями. Некоторые характеристики онлайн-контекста в силу анонимности и разъединения с реальной идентичностью могут отличаться от других контекстов развития идентичности, а это может сделать само- ные сети, тем больший уровень социальной компетентности они демонстрировали и испытывали меньшее чувство одиночества
(Yang, Brown, 2013). В тоже время в исследовании российских психологов, изучавших взаимосвязи личностных особенностей подростков с повседневным использованием компьютера, было показано, что чем более психологически благополучен ребенок чем он более общителен, организован, отличается положительной эмоциональностью, активностью, стремлением к достижениям, открытостью опыту, с низким уровнем антагонизма, тем менее он подвержен чрезмерному использованию компьютера и увлечению видеоиграми (Риппинен, Слободская, 2014). Дети и подростки активно строят в сети разные образы своего Я, используя интерактивные мультимедийные возможности текст, звук, графику, видео, фото. Социальные сети, блогосфера, виртуальные миры превратились в удобные площадки для экспериментирования и построения подростками своей идентичности, осваивания различных ролей, для поиска ими своего социального Я, реализации возможностей научиться выражать свои мысли. В качестве основных мотивов таких экспериментов является самоисследование и отработка социальных навыков взаимодействия например, помогающих преодолеть стеснительность. Сетевые контексты могут способствовать развитию идентичности способами, которые невозможны в повседневных офлайн- контекстах. Вполне возможно, что именно онлайн-контексты уже сейчас могут оказаться наиболее важными в развитии идентичности в информационном обществе (Wängqvist, Frisén, 2016). Возраст, пол и интровертированность в ряде исследований оказываются значимыми предикторами частоты, с которой подростки экспериментируют со своей идентичностью, мотивами и стратегиями самопрезентации. Кроме того было выявлено , что предикторами активного использования социальных сетей является установка на общение в сочетании с застенчивостью, атак- же высокая значимость установки на принятие другими людьми
(Shouten, 2007 [Эл. ресурс Valkenburg, Schouten, Peter, 2005). Были получены результаты, которые свидетельствуют, что коммуникация в социальных сетях оказывает позитивное влияние на не
Цифровое поколение России компетентность и безопасность
Глава 1. Вызовы информационного общества
49
а чем младше ребенок, тем более он уязвим в сети (Солдатова,
Нестик, Рассказова, Зотова, 2013; Солдатова, Олькина, 2016). Все эти процессы могут удлинить самоопределение подростка итак называемый мораторий идентичности — кризисный период между юностью и созреванием, когда у подростка происходят сложные процессы приобретения взрослой идентичности. У детей, которые проводят в Интернете слишком много времени, есть вероятность застревания на стадии так называемой диффузной идентичности — смутного, неустойчивого представления о самом себе, которое все время меняется, все время разное. Строя разные фасады Я, можно таки не найти собственную идентичность.
Среди рисков формирования личности под влиянием ИКТ особое значение приобретает риск интернет-зависимости. Этой теме в монографии посвящен специальный раздел. Здесь жене- сколько слов стоит сказать об увлечении детьми и подростками компьютерными играми, выраженная зависимость от которых
(гэмблинг, лудомания) является психическим расстройством по медицинским критериям. Есть научные данные, что риск игрома- нии в три с лишним раза выше у игроков в Интернете, чему тех, кто ходит в казино. Однако даже по поводу компьютерных игр, к которым с настороженностью относятся и родители, и педагоги, в науке получены также противоречивые данные. С одной стороны, например, помимо развития собственно зависимости, японские ученые обнаружили, что у детей, проводящих за игрой от двух до 7 часов, развивается так называемый синдром видео- игр — работает ограниченный участок мозга, отвечающий за движения и зрение, а лобные доли практически выключены, чем больше ребенок проводит времени за играми, тем реже активируются ключевые области их лобных долей (Kawashima, 2005). Кроме этого вовремя азартной игры ребенок испытывает такой уровень стресса, который эквивалентен стрессу при опасности, есть также данные, что увлечение определенными видеоиграми развивает в детях агрессию и притупляет реакцию на жестокость. С другой стороны, все больше исследований, которые подтверждают, что у игроков, помимо улучшения некоторых когнитивных функций развивается многозадачность, скорость мышления, улучшают- презентацию независимой от офлайн-идентичности и отличной от реальных в том числе и физических данных (McKenna, Bargh,
2000; Turkle, 1995). Возможностей экспериментировать с самопре- зентацией в Интернете может быть больше, чем в офлайне, но эти аспекты включают в себя определенные риски. Например, опыт деиндивидуации снижает чувство ответственности за свои действия, что подчас приводит к антиобщественному поведению в онлайне. Другими потенциальными проблемами могут быть трудности в интеграции нескольких самопрезентаций, сделанных враз- ных контекстах (Davis J.L, 2014). Поэтому вопросу известны гипотезы единства и фрагментации. Гипотеза фрагментации
(Valkenburg, Peter, 2011) предполагает, что множественные само- презентации, с которыми приходится сталкиваться современным подросткам, могут привести к тому, что они в могут быть диффуз- ныне востребованы ив итоге разрушены. Гипотеза единства
(Ibid.) основана на идее, что множественные самопрезентации приводят к усиленному чувству идентичности и интеграции идентичности, поскольку это заставляет людей делать сознательный выбор на основе их взглядов о том, кто они. Не менее интересным моментом является вопрос о том, как формируется самопрезентация подростка во взаимодействии с другими людьми. Психологи, изучая идентичность в контексте нарративного подхода, выявили, что формирование идентичности это непросто часть процесса жизнеописания онлайн своей истории и особенностей, но и результат вклада многих других пользователей, с которыми в той или иной степени пересекается подросток в различных онлайн-контекстах. В частности, создавая рассказ о себе, подростки часто ориентируются на то, как это делают другие (Page, Harper, Frobenius, 2013). Нельзя также забывать, что Интернет все более персонали- зируется, и Я в Интернете становится все менее защищенными более открытым. Российские школьники в большинстве своем имеют открытые профили в социальных сетях, куда выкладывают всю личную информацию. Наши исследования показывают, что у третьей части опрошенных детей профили открыты всему миру,
Цифровое поколение России компетентность и безопасность
Глава 1. Вызовы информационного общества
51
второго жителя планеты, дети пользуются даже более активно, чем взрослые. Для детей и подростков Интернет в первую очередь служит площадкой для коммуникации, на которой они учатся общаться друг с другом. По сравнению с общением лицом к лицу онлайн-общение признается как психологически более доступное и простое. Поданным исследования Дети России Онлайн» (2010–
2011 гг.), еще в 2010 г. более половины всех опрошенных детей от
11 до 16 лет признавались, что в Интернете им проще быть самим собой, чем приобщении с людьми лицом к лицу, и что в Интернете они могут больше говорить о разных вещах, чем приобщении лицом к лицу (рис. 3). Описывая свое Я в сети, подростки непросто характеризуют себя как общительного человека, но и как раскованного, популярного, уверенного в себе, всемогущего. В онлайне легче выразить свою индивидуальность, войти в доверие, избежать сложных отношений, проще обсудить интимные темы, которые очень волнуют детей в этом возрасте
(Солдатова, Рассказова, Зотова, Лебешева, Роггендорф, 2012 [Эл. ресурс Солдатова, Нестик, Рассказова, Зотова, 2013). Поданным этого же исследования дети, характеризуя свое Я в Интернете, в три раза чаще, чем при описании своего Я в реальности, использовали характеристики, связанные с общением. Из них большую часть составили специфические ролевые позиции, характерные для онлайн-среды 2010 года «асечница», Рис. 3
. Сравнение коммуникации в Интернете с коммуникацией в реальном мире Россия Европа 0
40 50 55 55 45 42 32 В Интернете мне проще быть самим собой
В Интернете я могу говорить о разных вещах
В Интернете я могу говорить о личном ся периферийное зрение и визуальное внимание, позволяющие быстрее идентифицировать на томили ином фоне конкретную цель, развиваются и некоторые значимые для будущей успешной жизни личностные особенности повышается склонность к разумному риску, формируется последовательность и настойчивость в достижении цели, настроенность на победу и другие личностные особенности. Например, Джексон с коллегами на основе исследования 500 подростков 12-ти лет выявили положительную связь между увлечением видеоиграми и креативностью (Jackson,
Witt, Games et al., 2012). Д. Беки М. Уэйд считают компьютерные игры эффективным тренингом для будущих бизнесменов (Бек,

Уэйд, Полученные исследователями данные отражают сложные и противоречивые процессы формирования личностной и социальной идентичности под влиянием социальных сетей и других онлайн-контекстов. Пока журналисты и исследователи ищут плюсы и минусы влияния Интернета на формирование личности ребенка, а государственные деятели, законодатели и эксперты горячо спорят о допустимом возрасте пользования соцсетями — дети и подростки давно обжили цифровой мири сами участвуют в его строительстве. Они покоряют новые сетевые ресурсы, приобретают цифровое гражданство одновременно в двух-трех сетях и нескольких мессенджерах, а если их что-то не устраивает, меняют места своей сетевой дислокации. Некоторые из них способны проникнуть вовсе уголки сети, обойти все запреты. Подростки совершенствуются в сетевом общении и использовании технологий как в продолжении, дополнении и улучшении себя. А это ключевые навыки успеха в будущем, которое уже наступило, в частности, в социальных сетях, вне зависимости оттого, нравится ли это взрослым. Изменение форм и способов взаимоотношений с окружающими

Когда-то новым, а теперь уже привычным инструментом коммуникации, который сегодня есть практически у каждого
Цифровое поколение России компетентность и безопасность
Глава 1. Вызовы информационного общества
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


написать администратору сайта