Главная страница

Цифровое поколение. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А


Скачать 3.39 Mb.
НазваниеСолдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А
АнкорЦифровое поколение
Дата08.12.2022
Размер3.39 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЦифровое поколение.pdf
ТипМонография
#835000
страница2 из 37
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37
13
это те поколения, которые пока еще успевают следовать затем- пами развития технологий. В контексте исследований влияния информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на человека особое значение приобретает методология межпоколен- ческого подхода. Одна из наиболее известных попыток классификации поколений принадлежит экономисту и демографу Нейлу Хоуву и историку Уильяму Штраусу (Strauss, Howe, 1991). Она основана на учете исторических и социальных процессов и соответствующих им архетипов (в соответствии с терминологией авторов, задающих социальные нормы и идеалы. Согласно данной концепции с 1900 года рождения по настоящее время можно выделить шесть поколений, разделенных временными интервалами влет. Когда речь идет о современных подростках, их родителях, бабушках и дедушках, подразумеваются четыре из них так называемое поколение Беби-бумеров (1943–1963 гг.) и поколений, получивших свои названия потрем классическим неизвестным математического уравнения X (1964–1984 гг.), Y (1985–2000 гг.) и Z (начиная с 2001 г. Отметим, что несмотря на привлекательность данной классификации, ее применение связано с существенными теоретическими ограничениями. Во-первых, она создана для США и неприменима напрямую к другим странам, имеющим свою историю развития, иные нормы, идеалы и модели (архетипы в терминологии авторов. Во-вторых, она ориентируется на исторический и социальный контекст — и апелляция к психологическим различиям между поколениями (как и когда на самом деле происходит качественный скачок в нормах, ценностях и поведении) построена скорее на аналогиях, нежели на эмпирических исследованиях. В-третьих, как только представления о поколениях как стадиях в историческом развитии общества переносятся в поле зрения психологии, они становятся уязвимы для критики, сопровождающей любые модели стадий. В частности, выделение поколений оправданно лишь при условии существования качественных или, по крайней мере, нелинейных изменений во времени на разных стадиях действуют разные процессы и важны различные факторы (Armitage, 2009). Если же развитие линейно, ем свое мнение, занимаемся политической деятельностью иле- леем свои мечты (Кастельс, 2004). Реальная виртуальность и виртуальная реальность уже явно выпадают из категории воображаемое и на глазах теряют статус одного из самых известных современных оксюморонов — сочетание несочетаемого становится повседневной частью нового образа жизни человека в информационном обществе. Начиная с появления первых смартфонов в 2001 г, мы можем наблюдать, как набирает скорость эпоха Интернета вещей. Хочется надеяться, что от смартфонов мы движемся к умному дому, умной школе, умному городу, умной стране, наконец, умной планете. Закономерный процесс конвергенции реального и виртуального набирает темп. С этой точки зрения интересен феномен Pocemon Go — игры, построенной на принципе дополненной реальности игрок смотрит на окружающий мир через камеру смартфона (программа накладывает слой виртуальных объектов на реальные пейзажи. В первую неделю после запуска число ее ежедневных активных игроков только в США превысило миллион человек. Но значимость этого феномена вовсе не в массовой увлеченности игрой, а скорее в том факте, что она стала ярким маркером, обозначающим пересечение человечеством черты, обозначающей переход от модели двух миров — реального и виртуального — к миру смешанной реальности. Эксперимент с Pokemon Go показал, что у пользователей во многих странах на руках огромное количество устройств, способных интегрировать разные миры. Таким образом, технологически человечество, вооруженное гаджетами, уже готово к принятию и наступлению смешанной реальности. Это признак еще одного качественного скачка на пути развития информационного общества и трансформации традиционного образа жизни в цифровой. А дополненная реальность — еще одна технология, которая изменяет поведение человека, а следовательно, и его самого. Наши дети и молодежь непросто идут в фарватере этого процесса, в недалеком будущем они — его главные действующие лица — те, кто завтра будут прокладывать центральный курс развития человечества. Сегодняшние подростки и молодые люди —
Цифровое поколение России компетентность и безопасность
Глава 1. Вызовы информационного общества
15
выми устройствами, практически интуитивно учились владеть цифровыми инструментами — компьютерами, электронными устройствами, мобильными гаджетами, осваивать социальные сети и другие виртуальные миры и онлайн-контексты киберпро- странства. Именно в нем они сегодня проводят значительную часть своей жизни.
Опираясь на исследования 2009–2016 гг., дадим общую характеристику пользовательской активности российских детей и подростков. Уже поданным г. (Солдатова, Рассказова, Зо-
това и др, 2012), средний возраст начала пользования сетью составляла в мегаполисах — 9 лет, практически не отставая от среднего европейского, и отмечалась тенденция к дальнейшему снижению возрастного ценза. Некоторые дети, участвовавшие в исследовании еще в 2010 г, отвечали, что начали пользоваться Интернетом ив лети в 4, и даже в 3 года. В основном это были жители Москвы, Санкт-Петербурга, Кемерово, Саратова — тех регионов, в которых, по результатам нашего предыдущего исследования (Солдатова, Зотова, Чекалина, Гостимская, 2011), пользовательская интернет-активность подростков была высокой. В исследованиях дошкольников в Москве в 2015 г. было обнаружено, что 80% детей пользуются Интернетом, не подозревая об этом, а каждый четвертый знает, что такое Интернет, считает, что он им пользуется, и уверен, что научился этому самостоятельно
(Солдатова, Шляпников, 2015б).
Постоянно увеличивается количество времени, которое дети проводят в Интернете за семь лет доля школьников, ежедневно проводящих в среднем более 5 часов в Сети выросла почтив семь разв г. таких детей было 8%, в 2016 г. — каждый второй (52%) (Солдатова, Зотова, Чекалина, Гостимская, 2011;
Солдатова, Олькина, 2016). Около 90% подростков не только ежедневно пользуются Интернетом, но отдают ему в среднем без малого три часа в сутки. При этом если в 2013 г. среди двенадцатилетних подростков ежедневно пользовались Интернетом 76%, то среди шестнадцатилетних — 94%, то есть почти все. Каждый пятый подросток в 2013 г. отметил, что в выходные дни прово- речь идет скорее о «псевдостадиях», искусственном разделении целостного процесса (Sutton, В тоже время предложенные Н. Хоувом и У. Штраусом границы поколений удобно соотносятся с процессом развития информационных технологий, что и определяет широкую популярность концепции в данной области. Современные дети и подростки принадлежат к двум последним поколениям — Игрек и Зет. Они развивались и социализировались параллельно и вместе со стремительным развитием Интернета в России. Собирательно их можно назвать цифровым поколением, представители которого составляют более трети от всего населения РФ (более 40%). Их ценности во многом определяются процессами глобализации, развитием информационных технологий, мобильной связи и Интернета. Представители поколения Игрек росли в период завоевания Интернетом мира и России в 1990 г. в России появился первый национальный домен SU, в мг. был делегирован домен RU, что привело к мощному развитию инфраструктуры Интернета, в 1998 г. появилась поисковая система Google, в 2004 г. — социальная сеть Фейсбук, в 2006 г. — наша сеть Вкон- такте, в 2010 г. — кириллический домен РФ. Яркие примеры самых старших «Игреков» — Марк Цукерберг и Павел Дуров. Представители поколения «Z», самые старшие из которых родились в 2001 г, — это сегодняшние дошкольники и школьники. Их нередко награждают также и такими названиями как поколение большого пальца (по причине той огромной скорости, с которой они набирают смс-сообщения), цифровыми аборигенами, рожденными цифровыми. Они уже полноправные жители эпохи Интернета и ровесники айфонов и айпадов, запущенных в производство соответственно в 2007 и 2010 гг. Те из них, кто поступил в школу в 2011 га некоторые — раньше, начали учиться по новым федеральным государственным образовательным стандартам, в соответствии с которыми уже в начальной школе детей учат заниматься поиском в Интернете. Представители цифрового поколения — старшие Z и младшие Y — главные объекты нашего исследования. Они выросли в среде, насыщенной цифро
Цифровое поколение России компетентность и безопасность
Глава 1. Вызовы информационного общества
17
лей — представителей поколения X (Soldatova, Rasskazova, Zotova
et al., 2014 [Эл. ресурс. Среди родителей ежедневных пользователей Интернета — 53%, причем 17% отмечают, что не пользуются Интернетом вообще. И чем старше родители, тем очевиднее этот разрыв, что отражено на рисунке 2 (поданным исследования Цифровая компетентность российских подростков и родителей г.).
Рис. 1. Основная деятельность подростков в сети выбор трех видов, %); выборка подростки 12–16 лет, пользующиеся Интернетом
Рис. 2. Количество взрослых интернет-пользователей в разных возрастных группах (%); выборка родители подростков 12–17 лет, пользующихся Интернетом 3,7 4,0 4,6 4,7 4,7 7,3 13,8 24,4 26,8 32,7 40,4 41,3 49,2 75,6 Поиск разнообразной интересной информации
Поиск информации для учебы (работы)
Общение в интернете всеми возможными способами
Поиск новых друзей в соцсетях
Онлайн-игры и мобильные игры
Чтение новостных игр
Скачивание бесплатно всего, что можно скачать
Общение с другими людьми в онлайн-играх
Пользование образовательными порталами
Создание и размещение своего контента
Создание сайтов, программ, приложений
Критика, споры, издевательства в комментариях
Поиск информации о новинках в интернет-магазинах, выгодных предложениях, акциях
Заказ и покупки разных товаров
Поиск возможности заработать 0
40 60 80%
28–34 35–39 40–44 45–49 50+
дит в Интернете от 5 до 12 часов (Солдатова, Зотова, Лебешева, Шляпников, 2013). Если выделить три уровня интенсивности использования подростками Интернета, мы получаем по 2013 г. следующую картину их пользовательской активности. Низкий уровень 1 час вдень в Интернете, 0,5 месяца в год — таких детей оказалось 10%. Средний уровень 3 часа в сутки, около 1 месяца в год — таких детей 76%. Высокий уровень 8 часов и больше в сутки, 3,5 месяца в год (учитывая и будни, и выходные) — таких детей 14%. Обратим внимание, что это каждый седьмой подросток, который проводит в сети сутки напролет почти четверть года своей жизни. Причем количество таких активных юных пользователей с 2013 г. по 2016 г. в Москве и Московской области выросло в два с половиной раза — до 32% (Солдатова, Олькина, 2016). Виды деятельности в Интернете подростков становятся разнообразнее, и как показывают наши данные, российские школьники пытаются освоить практически всевозможные виды активности в сети, отдавая в первую очередь предпочтение коммуникационной деятельности. Самые частые ответы — о пользовании Интернетом в учебных целях, для общения и игр, скачивания или просмотра/прослушивания) музыки и видео.
В 2013 г. мы попросили подростков выделить три ключевых для них вида онлайн-деятельности. И хотя показатели по сравнению с 2010 г. несколько изменились, лидирующие позиции вновь занимали поиск информации, учебная деятельность, общение и игры (Солдатова, Зотова, Лебешева, Шляпников, 2013). На рисунке отражены данные исследования Цифровая компетентность российских подростков и родителей, 2013 г. Отметим, что почти 15% подростков не смогли выделить три ключевые деятельности — их список менялся от четырех до четырнадцати отмеченных вариантов. Не исключено, что разнообразие онлайн- возможностей порой настолько захлестывает подростков, что они не только выходят в Интернет везде и всюду, но и делают в нем все подряд».
По показателям пользовательской активности представители цифрового поколения значительно опережают своих родите
Цифровое поколение России компетентность и безопасность
Глава 1. Вызовы информационного общества
19
людьми, в первую очередь с миром взрослых в терминах принятия непринятия. Решение специфических задач, которые ставит ребенку вовлекающая его информационно-коммуникационная среда, оказывает влияние на содержание его психического развития формы и пути развития, зону ближайшего развития, виды деятельности, приобретаемые ребенком новые психические свойства и качества, способы совладания с трудными жизненными ситуациями. Это определяет противоречие со старой ситуацией развития, приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, а следовательно, к новой cоциальной ситуации развития. В свою очередь, такие изменения становятся важным компонентом возрастных кризисов развития. В зарубежной психологии одним из тех, кто поддержал тезис о социальном происхождении высших психических функций и продолжил дальнейшую разработку концепции социальной ситуации развития, был американский психолог Ури Бронфен- бреннер. Он известен как автор теории экологических систем, внесшей большой вклад в становление экологической психологии и связанной с изучением влияния окружающей среды на психическое развитие индивида (Bronfenbrenner, 1979). Основу теории
Бронфенбреннера составляют пять взаимосвязанных и как бы вложенных друг в друга систем микросистема (относится к ближайшему окружению, начинается с диадической системы дитя и мать, но включает также семью, детский сад, школу мезоси-
стема (локальные среды общения и проживания, включающие в себя комбинации микросистем — например, формальные и неформальные связи между семьей и школой, школой и группой сверстников, экзосистема (социальные организации, а также связи между ними, на первый взгляд лежащие вне непосредственного опыта ребенка, но тем не менее влияющие на него, например, место работы родителей, макросистема (совокупность социоэкономических факторов, законов, систем мировоззрений, культурных и этнических ценностей и норм, которая обладает максимальной возможностью воздействия на все другие уровни. Еще одна, пятая, хроносистема подчеркивает влияние времени на все системы и все развивающиеся процессы и отражает суще-
Таким образом, анализ онлайн-активностей российских школьников показывает, что они воспринимают Интернет не как набор технологий, а как среду обитания сегодня это не мифическая виртуальная реальность, а полноценная часть их повседневной жизни (Солдатова, Зотова, Лебешева, Шляпников, 2013). Подростки уже давно живут на два мира — реальный и цифровой. В сфере информационных технологий изменения в 3–4 раза интенсивнее, чем в любой другой сфере. Исходя из прогнозов футурологов, можно предположить, что ребенок, который пошел в первый класс в 2017 г, поступив в институт, будет жить уже в мире Интернета вещей, а в возрасте 30–35 лет — в эпоху нейро- нета и оцифровки сознания человека. Сравнение подростков сих родителями, а также с представителями более старших поколений (Солдатова, Зотова, Лебешева, Шляпников, 2013), показало существенную разницу между ними по целому ряду показателей образа жизни. Например, у подростков это пересечение онлайна и офлайна с очевидной тенденцией в сторону возрастающей роли онлайна, у взрослых — доминирование онлайна с некоторыми пересечениями с офлайном. Существующие реалии уже давно позволили исследователям констатировать возникновение новой социальной ситуации развития современного подростка, в которой важнейшей координатой становятся инфокоммуникационные технологии ив первую очередь Интернет. Социальная ситуация развития — сущностная характеристика возрастного этапа развития, введенная Л.С. Вы- готским в работе о структуре и динамике психологического возраста (Выготский, б) и впоследствии разработанная АН. Ле- онтьевым (Леонтьев, 1981) и ЛИ. Божович (Божович, 1995). В работах российских психологов было показано, что особенности социальной ситуации развития решающим образом определяют направление, содержание и характер возрастного развития ребенка (ЛИ. Божович, В.В. Давыдов, МИ. Лисина, ДБ. Эльконин,
Д.И. Фельдштейн, О.А. Карабанова и др. Она характеризует место ребенка в системе социальных отношений, ожидания и требования, предъявляемые к нему, а также особенности понимания им этого места и своих взаимоотношений с окружающими
Цифровое поколение России компетентность и безопасность
Глава 1. Вызовы информационного обществами каталогами и социальными сетями) требует развития все более сложных когнитивных процессов для взаимодействия с окружающим миром во всех его системах и пересечениях (Ibid.). Развиваемая под влиянием изменений в обществе концепция У. Бронфенбреннера, на наш взгляд, — важное дополнение культурно-исторического подхода к изучению влияния ИКТ на развитие ребенка. Именно такая методология является базой для осуществляемого нами анализа феномена цифрового детства иле- жит в основе представленных ниже эмпирических исследований. Безусловно, рассмотрение техносистемы как важнейшего опосре- дующего звена между ребенком и окружающим миром нуждается в дальнейших исследованиях и подтверждении. А пока отметим, что Женевьева Джонсон в своем исследовании, осуществленном на основе дополненной модели экологических систем, уже продемонстрировала, что показатели домашнего использования Интернета, как элементы техносистемы, предоставляют больше данных для понимания когнитивного развития детей, чем, например, показатели социально-экономического статуса семьи, в качестве элементов микросистемы (Johnson, 2010). В отечественной психологии феномен детства рассматривают как важную часть человеческой истории. Один из основоположников педологии П.П. Блонский писал, что детство — не вечное неизменное явление, оно иное на каждой стадии исторического развития человечества (Блонский, 1934). Л.С. Выготский подчеркивал, что задача психологии заключается как разв том, чтобы раскрыть не «вечно-детское», а «исторически-детское»
(Выготский, 1999). ДБ. Эльконин, анализируя историю детства, обнаружил, что оно по мере развития человечества не только удлиняется, но и качественно изменяет как структуру, таки особенности всех своих стадий (Эльконин, 1989), то есть происходит качественное изменение этого феномена по структуре и содержанию (Обухова, 1996; Поливанова, 2016; Фельдштейн, 2011; Эль-
конин, 1992). В стремительно развивающемся информационном обществе такие изменения детства в большой степени могут определяться интенсивностью использования цифровых технологий. С каж- ствование гибких прямых и обратных связей между всеми этими четырьмя системами. Модель Бронфенбреннера — сложная динамическая система, в которой человек активно развивается и созревает, и речь идет непросто о различных системах, а об их совокупном влиянии, отраженном в специфике переживания его субъектом деятельности. Важными принципами экологического подхода Бронфен- бреннера являются учет непрерывной взаимной адаптации активного, развивающегося на протяжении всей своей жизни человеческого существа, с одной стороны, — и изменяющихся условий его окружения — с другой
• а также взгляд на развитие как функцию от личности) и среды(Е) с опорой на теорию поля Курта Левина — В данном случае D означает в первую очередь не процесса его результат. Отсюда следует, что с позиции подхода У. Брон- фенбреннера определение личностных или когнитивных особенностей человека невозможно без учета той среды, где они были сформированы и применялись (Веракса, Веракса, 2014). Изменения, происходящие в обществе, трансформировали концепцию У. Бронфенбреннера (Bronfenbrenner, 2004). Однако она требует своих изменений и вследствие стремительного развития инфокоммуникационных технологий. Так, Ж. Джонсон и П. Паплампу предложили включить в нее еще один экологический уровень — техносистему, которая, по мнению авторов, должна потеснить микросистему и, соответственно, все остальные системы и занять первый уровень в этой модели (Johnson, Pu-
plampu, 2008). Техносистема включает в себя взаимодействие ребенка с неживыми (различные электронные устройства и программы и, конечно, Интернет) и живыми (например, сверстники) ее элементами. По мнению данных авторов, в связи стем, что любые инструменты по определению расширяют возможности человека, использование ребенком более сложных инструментов например, Интернета сего поисковыми системами, электронны-
Цифровое поколение России компетентность и безопасность
Глава 1. Вызовы информационного общества
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


написать администратору сайта