Цифровое поколение. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А
Скачать 3.39 Mb.
|
33 особенностям личности, определяющим отклоняющееся поведение, и повышенному уровню тревожности (Ferguson, 2010). Коллективом итальянских психологов под руководством Францечи- ни были получены данные, свидетельствующие о положительном влиянии приключенческих видеоигр на детей, страдающих дислексией. Было выявлено, что динамичный характер развития событий в игре способствует сохранению концентрации и сосредоточенности детей, что может непосредственно привести к улучшению способности к чтению, обеспечивая эффективный способ преодоления дислексии (Franceschini, Gori, Ruffino et al., 2013). Также было выявлено, что умеренное увлечение видеоигра- ми (1–2 часа вдень) и использование компьютера в развлекательных целях у американских старшеклассников (опрошено 14 тысяч человек) позитивно коррелирует с высокими оценками по математике и чтению (Bowers, Berland, 2013 [Эл. ресурс. В результате опроса пяти тысяч европейских школьников (Германии, Голландии, Румынии, Литвы, Болгарии и Турции) выяснилось, что дети, активно играющие в компьютерные игры, также демонстрируют высокие результаты по математике и чтению и реже имеют сложности в общении с ровесниками (Kovess-Masfety, Keyes, Hamilton et al., 2016). Однако анализ материалов по оценке академических достижений учащихся, собранных входе международных исследований в 22 странах мира, показал, что степень увлеченности виде- оиграми никак не отражается на оценках детей (Drummond, Sauer, 2014 [Эл. ресурс. Исследования влияния такого типа видеоигр как шутеры (игры в жанре экшен, нередко содержащие элементы насилия) показали, что люди, которые играли в них, демонстрируют лучшее распределение внимания, большую способность к сосредоточению, более высокие показатели пространственного мышления и большую детализированность при обработке визуальной информации (Иванова, Маничева, Круглов, Архипов, 2017 [Эл. ресурс. Таким образом, существуют данные, которые подтверждают, что умеренное увлечение видеоиграми выступает позитивным фактором для когнитивного развития ребенка. Это приводит к отказу от исключительно негативной позиции в оцен- ческие характеристики и свойства внимания, как концентрация, распределение, переключаемость, абстрагирование и абсорбция, фокус и помехи. Из почти двух с половиной тысяч американских учителей старшей и средней школы 87% заявило, что использование Интернета способствовало появлению поколения с низкой концентрацией внимания, легко отвлекающихся (Mills, 2016). Безусловно, учителя обладают ценной информацией, основанной на наблюдениях, но есть ли подтверждения этому со стороны научного сообщества На эту тему в контексте проблемы внимания наиболее представлены два аспекта влияние видеоигр как одной из форм активного интернет-пользования и ключа к пониманию нового поколения (Бек, Уэйд, 2006) на особенности внимания и академическую успеваемость школьников (Солдатова, Теслав- ская, 2017) и проблема формирования внимания в режиме многозадачности, более характерном для представителей цифрового поколения, чем для предыдущих поколений. На феномене многозадачности мы остановимся немного ниже. В целом ряде исследований первого направления были получены данные, что у детей, которых можно отнести к активным пользователям, способность к концентрации внимания ниже, что проявляется, например, в затруднениях в чтении длинных текстов и выделении главного и второстепенного (Карр, 2012), развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности (Baron, 2010; Greenfield, 2003); у подростков, соответствующих диагностическим критериям по чрезмерной увлеченности Интернетом и видеоиграми, снижается способность к концентрации внимания в целом и вовремя школьных уроков (Strutzman, 2007; Gentile, 2009; Rosen, Lim, Felt, 2014). В тоже время появляется все больше исследований, в которых не было выявлено тотального негативного влияния использования компьютера и Интернета на концентрацию внимания и связанную с этим академическую успеваемость детей и подростков. Так, в исследовании Аманды Фергюсон, проведенном на испанских школьниках, было показано, что ведущая роль в снижении среднего балла школьной успеваемости и появлении проблем со вниманием, принадлежит не видеоиграм, а трудностям в семье, уровню семейного дохода, Цифровое поколение России компетентность и безопасность Глава 1. Вызовы информационного общества 35 Ф.И. Гиренок, который использовал термин «клиповое мышление еще в 1995 г, считают его востребованность результатом того, что понятийное мышление перестало играть важную роль в современном мире (Гиренок, Несмотря на давний интерес к «клиповому мышлению, в отечественной науке только начинаются поиски подходов к концептуализации данного феномена (Исаева, Малахова, 2015), ищутся его методологические обоснования с позиции культурологии (Шеметова, 2013; Фрумкин, 2010) философии (Березовская, 2015; Гиренок, 1995), психологии (Исаева, Малахова, 2015; Рома- шина, Тетерин, 2014), лингвистики (Пронина, 2001). Несмотря на то, что клиповое мышление в настоящее время чаще всего приписывается именно подростками молодежи, это достаточно голословные заключения, так как практически отсутствуют эмпирические исследования этого феномена, которые могли бы дать о нем какие-то целостные представления, тем более в сравнительном аспекте. Часто клиповое мышление оценивается как мышление сиюминутного восприятия, когда человеку на осмысление какой-либо информации дается пара минута дальше необходимо переключаться на нечто совершенно новое. С одной стороны, это можно рассматривать как существенное упрощение мышления. Как раз здесь подходит часто употребляемая в этом контексте фраза- страшилка дети становятся глупее Психолог Р.М. Грановская в интервью приводит на этот счет очень удачный пример Представьте, что вам поручили в большом сундуке на чердаке найти старые галоши. Вы быстренько все выкидываете, добираетесь до галоши спускаетесь сними. А тут какой-то дурак подходит к вами просит перечислить все, что вы выкинули, да еще сказать, в каком порядке оно там лежало. Нов вашу задачу это не входило (Грановская, 2016 [Эл. ресурс. Поэтому, с другой стороны, клиповое мышление — это когнитивный ответ миру информационного общества и способ адаптации к мощному контентно- му потоку, это развитие современных навыков поиска ключевых моментов в сложных и неопределенных условиях при высоком уровне разнообразной информации. ке влияния видеоигр, а также Интернета в целом на когнитивное развитие детей и подростков и переводу вопроса в практическую плоскость — постановку вопроса о допустимом времени использования ИКТ без ущерба для развития и здоровья. И такое время обычно обозначается в диапазоне 1–2 часа в сутки (Солдатова, Теславская, 2017). Говоря о возможных изменениях когнитивных процессов под влиянием ИКТ, сложно обойти феномен клипового мышления от англ. с — отрывок (из фильма, вырезка из газеты и др, о котором как о негативном явлении стали говорить задолго до распространения Интернета. Очень часто его синонимами выступают «клиповое сознание, «клиповое восприятие. В работах Э. Тоффлера уже в х гг. прошлого века клиповая культура рассматривалась в качестве составляющей общей информационной культуры будущего (Тоффлер, 2002). Один из исследователей средств массовой коммуникации Абраам А. Моль отмечал, что в наше время знания формируются в основном не системой образования, а средствами массовой коммуникации, а обрывки мыслей группируются по прихоти повседневной жизни, захлестывающей нас потоками информации, из которых мы фактически наугад выбираем отдельные сообщения (Моль, 2008). Клиповое мышление строится по принципу построения музыкальных клипов, где видеоряд представляет собой слабосвязанный между собой набор образов, фактов, событий. При клиповом мышлении человек воспринимает мир фрагментарно, короткими, разрозненными порциями. Особенности клипового или дефрагментированного мышления — чрезвычайно большая скорость потребления информации, а также предпочтение не- текстовой, образной информации — скорее через визуальные или визуально-вербальные образы, чем посредством логики и текстовых ассоциаций. Маршалл Маклюэн писал, что всестороннее развитие электронных форм общения ведет к возвращению человеческого мышления от опоры на линейную последовательность знаков к дотекстовому периоду (Маклюэн, 2005). Сегодня одни исследователи связывают клиповое мышление с пралогическим мышлением (Шеметова, 2013 [Эл. ресурс, другие, например, Цифровое поколение России компетентность и безопасность Глава 1. Вызовы информационного общества 37 формационном обществе развития способности понимать себя и других людей, устанавливать сними контакт, оценивать их в той или иной ситуации, Это напрямую смыкается сформированием процессов социального познания, которое А.Б. Холмогорова с позиций культурно-исторической психологии рассматривает как высшую психическую функцию, оптимальная сформированность которой является важнейшим критерием готовности подростка к адаптации и социальной интеграции в обществе (Социальное познание как, 2016). Инфокоммуникационные технологии существенно изменили формы и методы коммуникации современных детей и подростков, поэтому формирование социального познания сегодня также обладает своей спецификой. В частности, сетевое мышление, которое формируется у подрастающего поколения, определяет построение процессов коммуникации не на основе иерархической вертикали, а на основе эгалитарности и диалога. Но это фокус уже других изменений представителей цифрового поколения, которые будут описаны ниже. Анализ результатов немногочисленных пока исследований влияния Интернета на когнитивное развитие детей и подростков далеко не всегда дает точный ответ на вопрос, в чем заключаются эти эффекты. Возможно, любые изменения в структуре процесса познания, возникающие под влиянием использования Интернета, это не повод для волнения, а скорее необходимые процессы адаптации к цифровому образу жизни. Насколько это опасно, покажет время, но нельзя не признать, что все это не столько хорошее или плохое, сколько неизбежное, и изменения в когнитивных функциях — это адаптация нашей психики к современным технологиями информационным перегрузкам. Изменение механизмов формирования личности ребенка Социализация в отличие от воспитания — это стихийный разнонаправленный процесс (Кон, 2003). В информационном обществе эта стихия определяется, в том числе, «техносистемой», составляющей важную часть современной культуры, опосре- Исследователи выделяют пять предпосылок, породивших «клиповое мышление как феномен ускорение темпа жизни, потребность в большей актуальности информации, увеличение разнообразия поступающей информации, появление многозадачности и потребность в выполнении большого количества дел одновременно, распространение диалогичности на разных уровнях социальной системы (Фрумкин, 2010). Развитие цивилизации предполагает необратимый сдвиг соотношения концентрации и переключаемости в пользу умения переключаться — возможно, это залог успешного усвоения поступающей информации, защита от чрезмерной информационной нагрузки (Фрумкин, 2010) и новый вектор в развитии отношений человека с информацией (Семеновских, 2014). Также феномен клипового мышления может рассматриваться в качестве важнейшего звена нашей интеллектуальной и культурной истории — переходе от одной модели мышления — линейной, к другой — совершенно на нее непохожей — сетевой (Пронина, 2001). Такие изменения мышления определяются новыми возможностями получения информации и коммуникации. ЕЕ. Про- нина среди признаков сетевого мышления называет гиперссыл- ки (причем примечания могут победить основной текст, ассорти-композицию (хаотичный набор разнообразных данных и сведений, специфический темпоритм (все лишнее отсекается, особую стилистику интерактивности (публичная субъективность, обслуживающая потребность личности в самовыражении и самоутверждении) (Пронина, 2001). Подростки активно используют все эти возможности в открытых сетевых системах Интернета. Бесчисленными способами можно получить доступ к определенному контенту в информационных узлах (веб-сайтах, блогах, социальных сетях. Можно пообщаться с людьми, с которыми прежде немыслимо было взаимодействовать напрямую, например, американский школьник, связавшись с министром обороны США посредством смс, получил возможность взять у него минутное интервью. Можно расширять свои связи и контакты — строить социальный капитал. Кроме того, сетевое мышление — это непросто изменение мыслительных процессов, это основав ин- Цифровое поколение России компетентность и безопасность Глава 1. Вызовы информационного общества 39 подросток пострадал от проблем, возникающих в результате ненадлежащего обращения с персональными данными. Чаще всего это происходит последующим причинам каждый второй ребенок не соблюдает принцип конфиденциальности в отношении своих паролей, более 60% детей устанавливают открытый доступ к своей персональной страничке, каждый пятый ребенок готов передавать свои данные незнакомцами детей ник кому не обращаются за помощью по вопросам, связанным с настройками приватности в сети (Солдатова, Олькина, б. У цифрового поколения во всем мире, несмотря на культурные различия, формируется общий, но иной, по сравнению с предыдущими поколениями, взгляд на приватность в целом и на персональные данные в частности. С одной стороны, меняются сами представления о частной жизни — она становится прозрачнее, все чаще глубоко личное (интимное) становится достоянием общественности, формируется привычка к публичности, так как жизнь становится публичной по умолчанию. В итоге грань между личными публичным становится все тоньше. С другой — забота о приватности останется важным моментом, регулирующим поведение в Сети. Но это будет уже не столько право личности на неприкосновенность частной жизни, сколько товар, которым можно заплатить за удобство, доступность необходимых ресурсов и безопасность семьи. Цифровая личность пока в большинстве случаев существует как некая часть реальной. Ноу тех пользователей, кто не видит свою жизнь без ИКТ, она становится главной призмой, без преломления через которую уже не существует реальной личности. В эмпирических исследованиях расширяется спектр доказательств в пользу того, что реальная и цифровая подростковые личности начинают сближаться (Back, Stopfer, Vazire et al., 2010; Sherman, Michikyan, Greenfield, 2013). Исследователей все больше занимает процесс трансформации личности в информационном обществе. Возможно для решения этой проблемы необходим сдвиг в сознании исследователей от анализа сознания вне культуры и культуры вне сознания к постижению тайны взаимо- переходов, преобразования социальных связей в мир личности, дующей не только рождение и изменение высших психических функций, но и формирование личности подрастающего человека и его взросление. Если сегодня мы начинаем говорить о цифровой социализации, тона первый план при такой постановке вопроса выходит понятие цифровой личности, для которой нужна новая научная и практическая психология. Цифровая личность — это процессы и результаты постоянной оцифровки персональных данных, индивидуальных потребностей, деятельности, отношений, биографии, личностных особенностей и привычек. Это также цифровая идентификация личности — уникальный системный номер, характеризующий личность и отождествляющий ее с самой собой, учетная запись на некотором ресурсе, аккаунт в социальной сети, авторство блога, скайп и др. Часть цифровой личности — это также принадлежащие ей и подключенные к сети различные гаджеты, которые становятся ее расширением и продолжением, изменяют и совершенствуют ее различные функции. Все перечисленное формируется в виде персональных данных, электронных следов, связано с вопросами приватности, которые сегодня очень важны для современных детей и подростков и значимость которых мы изучаем (Солдатова, Олькина, б. Понятие приватность — как право человека наличное пространство, свободное от вмешательства других людей и организаций пришло к нам с Запада, точнее из англо-американской правовой системы, где начало употребляться в законодательной практике с конца XIX века. На Западе приватность входит в число фундаментальных прав человека, а на Востоке это тема не из числа приоритетных. Если для американца частная жизнь и личное пространство — святыни, то для старших поколений россиян, в большинстве своем воспитанных в духе коллективизма, основанного на идее общественного, которое выше личного, их границы условны и размыты. Но для цифрового поколения России уже с ранних лет слово приватность наполнено смыслом в социальных сетях дети учатся приватность настраивать, аза пользование Интернетом платят своими персональными данными, а нередко и данными других членов своей семьи и далеко не всегда умеют это правильно делать. Каждый второй российский Цифровое поколение России компетентность и безопасность Глава 1. Вызовы информационного общества 41 ний мы пытались понять, какое место занимает принадлежность к группе интернет-пользователей в категориальной структуре социальных принадлежностей у подростков. Исследования Фонда развития Интернет показали, что уже в 2010 г. у подростков при описании ими своего «Я-в-Интернете» на первое место вышел новый вид социального Я — интернет-пользователь, который в структуре «Я-в-реальной жизни также попал в число категорий групповой принадлежности. Второе по значимости место в структуре «Я-в-Интернете» заняли новые для идентичности подростка компоненты деятельного Я. Среди них лидировало увлечение детьми компьютерными играми, в первую очередь многопользовательскими, предполагающими выраженный коммуникативный аспект. В деятельное Я попали также другие виды онлайн-активности, направленные на поиск информации и развитие коммуникации в сети (Солдатова, Нестик, Рассказова, Зотова, 2013). Таким образом, в настоящее время в матрице идентичности подростка уже прочно утвердилась онлайн-принадлежность, ведь наличие профиля в социальных сетях становится важным атрибутом социального статуса ребенка среди сверстников. Подростки в Интернете вовлечены в различные онлайн- контексты. В 2013 г. свыше 90% российских подростков имели свой профиль в социальных сетях, 60% пользовались различными месенджерами и телефонией, треть активно участвовала в ча- тах и форумах. Когнитивные и личностные изменения, которые определяются длительным погружением детей в эти контексты, находят свое яркое воплощение в порождаемых ими феноменах интернет-зависимость, многозадачность, приватность, фейсбук- депрессия, номофобия, синдром фантомного звука, селфизм, ме- диавирусы, интернет-мемы и др. (Young, 1998; Peek, 2014; Rideout, Foehr, Roberts, 2010; Moreno, 2011; King, Valença, Silva, Baczyns, 2013; Deb, 2015). Несмотря на то, что это уже широко обсуждаемые феномены, изучение их только начато, и поэтому положение зачастую несколько драматизируется учеными и особенно психиатрами, которые пугают пользователей всевозможными психическими расстройствами в результате злоупотребления Интернетом. и сотворения личностью из материалов этих связей миров человеческой культуры (Асмолов, 2002, с. Особый интерес в этом контексте приобретают исследования процесса социализации и его результатов механизмов формирования идентичности и «Я-концепций», самооценки, само- презентации, особенностей социального познания, мотивации, статусности, репутации, а также личностных и индивидуальных особенностей детей—пользователей Интернета (Белинская, 2013 [Эл. ресурс Войскунский, 2010; Холмогорова, Авакян, Клименко- ва, Малюкова, 2015; Чудова, 2002; Hampton, Rainie, Lu et al., 2015 [Эл. ресурс, 2015; Wu, Outley, Matarrita-Cascante et al., 2016; Me- hdizadeh, 2010; Salimkhan, Manago, Greenfield, 2010 [Эл. ресурс Schouten,2007 [Эл. ресурс Huffaker, Calvert, 2005 [Эл. ресурс Boyd, Heer, 2006 [Эл. ресурс Lampel, Bhalla, 2007; Ellison, Steinfield, Lampe, 2007; Valenzuela, Park, Kee, 2009). Общий обзор всевозрастающих данных в этой области показывает сложную, нередко противоречивую картину, особенно с позиции оценки последствий влияния ИКТ на становление и развитие личности ребенка. Не претендуя на полный обзор в этой области, остановимся на некоторых результатах, связанных с влиянием ИКТ на процессы формирования идентичности, образа своего Я, ролевых характеристиках и некоторых аспектах, связанных с психическим здоровьем и психологическим благополучием личности. Идентичность — один из самых сложных интегративных личностных феноменов и тем не менее один из самых исследуемых в киберпсихологии. Причем психологи активно исследуют не столько процессы формирования онлайн-идентичности, сколько способы и формы ее выражения (Page, Harper, Frobenius, 2013; Turkle, 1995; Wängqvist, Frisén, 2016) и ее специфические аспекты в различных онлайн-контекстах (Crowson, Goulding, 2013). И значительно меньше внимания уделяют вопросам формирования идентичности и связям между использованием Интернета и пси- хосоциальным развитием личности (Davis, Большая часть исследователей изучает данный феномен как личностную идентичность, связанную с самопредставлением, или как социальную идентичность. Водном из наших исследова- |