Главная страница
Навигация по странице:

  • Драйверы и типы сценариев

  • Игнорирование, искажение, симбиоз.

  • Области игнорирования.

  • Уровни (способы) игнорирования.

  • Схема матрицы игнорирования.

  • Мировосприятие и искажение.

  • Сценарные убеждения и чувства.

  • Справочник практического психолога Серия Справочник практического психолога


    Скачать 2.75 Mb.
    НазваниеСправочник практического психолога Серия Справочник практического психолога
    Дата08.10.2022
    Размер2.75 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаI_G_Malkina-Pykh_Spravochnik_prakticheskogo_psikhologa.pdf
    ТипСправочник
    #721645
    страница41 из 62
    1   ...   37   38   39   40   41   42   43   44   ...   62
    Приказания и решения. Терапевты Боб и Мери Гулдинги (Гулдинг, Гулдинг 1997)
    обнаружили, что в основе ранних негативных решений людей лежат 12 постоянно повторя- ющихся тем. Они составили список, состоящий из двенадцати приказаний, который приво- дится далее.
    1. Не живи (сгинь, умри).
    2. Не будь самим собой.
    3. Не будь ребенком.
    4. Не расти (оставайся маленьким).
    5. Не делай успехов.
    6. Не делай (ничего не делай).
    7. Не будь первым (не будь лидером, не высовывайся).
    8. Не принадлежи.
    9. Не будь близким.
    10. Не чувствуй себя хорошо (не будь здоровым).
    11. Не думай.
    12. Не чувствуй.
    Сценарный процесс. Анализ жизненного сценария выявил один интересный факт,
    заключающийся в том, что, по-видимому, существует лишь шесть основных паттернов сце- нарного процесса. Известны шесть следующих паттернов сценарного процесса: Пока не,

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    328
    После, Никогда, Всегда, Почти, Открытый конец. Каждый из этих паттернов имеет соб- ственную тему, описывающую конкретный способ проживания человеком своего сценария.
    Сценарий «Пока не». Если я проживаю свой сценарий в соответствии с этим паттерном,
    лозунгом моей жизни является: «Я не могу радоваться, пока не закончу работу». Существуют многочисленные варианты этого сценария, но в каждом содержится мысль о том, что нечто хорошее не случится до тех пор, пока что-то менее хорошее не закончится.
    Сценарий «После». Паттерн «После» представляет собой обратную сторону процесса в сценарии «Пока не». Человек, выполняющий сценарий «После», следует девизам: «Я могу радоваться сегодня, однако завтра должен буду за это заплатить».
    Сценарий «Никогда». Тема этогосценариязаключается всле-дующем: «Я никогда не получаю того, что больше всего хочу».
    Сценарий «Всегда». Человек, имеющий сценарий «Всегда», задается вопросом:
    «Почему это всегда случается со мной?»
    Сценарий «Почти». Сизиф прогневал греческих богов. Он был навечно обречен вка- тывать на гору огромный камень. Когда он почти достигал вершины горы, камень выскаль- зывал у него из рук и снова катился к подножию. Подобно Сизифу, человек, имеющий сце- нарий «Почти», говорит: «В этот раз я почти достиг своего».
    Берн назвал этот тип сценария «Снова и снова». Однако последующие авторы обна- ружили, что все паттерны проживаются снова и снова, и поэтому было принято название
    «Почти».
    Кейлер Таиби (Taibi, Hedges, 1974) выдвинул идею о существовании двух типов пат- терна «Почти». Описанный нами выше паттерн он называет «Почти – тип 1». «Почти – тип
    2» характерен для людей, которые достигают вершины горы, однако вместо того, чтобы оста- вить камень и отдохнуть, такие люди не замечают, что они на вершине. Они сразу же ищут более высокую гору и тут же начинают толкать на нее свой камень. Это повторяется беско- нечно.
    Сценарий с открытым концом (Открытый сценарий). Этот паттерн напоминает сце- нарии «Пока не» и «После» тем, что в нем присутствует точка раздела, после которой все меняется. Человеку с открытым сценарием время после этого момента представляется пустотой, как будто бы часть театрального сценария была утеряна.
    Драйверы и минискрипт. Было обнаружено существование четко определенных наборов поведения, которые проявляются людьми перед тем, как войти в какое-либо сце- нарное поведение. Был составлен список из пяти таких непрерывных способов поведения,
    которые они назвали драйверами.
    Дальнейшие исследования показали, что связанное с драйверами поведение является частью более широкого паттерна поведения, который был назван минискриптом (мини-сце- нарием). Минискрипт представляет собой определенную последовательность сценарного поведения, чувств и убеждений, которая проигрывается от нескольких секунд до несколь- ких минут. В течение короткого промежутка времени минискрипт воспроизводит весь жиз- ненный сценарий человека. Поэтому каждый раз, когда я проигрываю минискрипт, то тем самым усиливаю свой сценарный процесс, а когда выхожу из своего сценарного паттерна,
    то способствую ослаблению сценарного процесса.
    Известны пять драйверов: Будъ лучшим, Радуй других, Старайся, Будъ силъным,
    Спеши. Каждый из них характеризуется определенным набором слов, тоном голоса,
    жестами, положением тела и выражением лица. Пять драйверов также тесно связаны с шестью типами сценарного процесса. Наблюдая за паттернами драйверов какого-нибудь человека, можно достаточно точно предсказать его сценарный процесс.
    Будъ лучшим. Слова: человек с драйвером «Будь лучшим» будет часто употреблять вводные слова и предложения, например: «Сегодня, как я уже говорил, я расскажу вам о

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    329
    драйверах»; «ТА, можно сказать, является теорией личности». Тон голоса: часто похож на
    Взрослого. Ровный, не высокий и не низкий. Жесты: считает на пальцах. Рука подпирает или поглаживает подбородок в традиционной манере «мыслителя». Кончики пальцев каса- ются друг друга, образуя пирамиду (в виде буквы «Л»). Этот жест получил название «пира- мида» (конус). Положение тела: часто как у Взрослого – прямое. Выражение лица: глаза смотрят вверх (реже вниз) и в одну точку, обычно в тот момент, когда делается пауза, как будто человек пытается прочитать правильный ответ, написанный где-то на потолке или на полу. В то же время рот слегка напряжен.
    Радуй других. Слова: человек с этим драйвером использует противопоставления типа
    «высокое-но-низкое», которые являются характерными признаками сценария «После». Тон голоса: высокий, писклявый, обычно интонация в конце предложения повышается. Жесты:
    разводит руками, кивает головой. Положение тела: плечи приподняты и направлены вперед.
    Тело наклонено к собеседнику. Выражение лица: человек с драйвером «Радуй других» часто будет смотреть на вас из-под бровей, опустив лицо немного вниз.
    Старайся. Слова: человек с этим драйвером часто употребляет слова «стараться»,
    «пытаться», «пробовать»: «Я попробую объяснить тебе…»; «Я постараюсь выполнить твою просьбу». Тон голоса: глухой или приглушенный. Жесты: часто смотрит из-под руки или оттопыривает ухо, как будто пытается что-то увидеть или услышать. Пальцы рук могут быть сжаты в кулак. Положение тела: то же самое, что и в драйвере «Радуй других», – часто накло- няется вперед. Руки лежат на коленях. Кажется, что человек сутулится, горбится. Выражение лица: частый признак драйвера «Старайся» – складки над переносицей. Все лицо испещрено напряженными морщинами.
    Будь сильным. Слова: человек с драйвером «Будь сильным» часто использует слова,
    передающие мысль: «Я не могу нести ответственность за свои чувства и поступки, так как они вызваны внешними причинами». Тон голоса: ровный, монотонный, обычно низкий.
    Жесты: отсутствуют. Положение тела: руки переплетены на груди. Одна нога на другой или в положении, когда лодыжка одной ноги покоится на колене другой. Тело неподвижно. Выра- жение лица: лицо безучастно и ничего не выражает.
    Таблица 7.1. Драйверы и типы сценариев
    Спеши. Слова: спеши, быстро, иди, пойдем, нет времени на… Тон голоса: отрывистый,
    как пулемет. Иногда человек с этим драйвером говорит так быстро, что проглатывает слова.
    Жесты: постукивает пальцами, топает ногой, качается, вертится на стуле, постоянно погля- дывает на часы. Положение тела: характерное положение отсутствует, но создается впечат- ление, что человек находится в возбужденном состоянии. Выражение лица: быстро меняю- щееся, переходящее в пристальный взгляд.

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    330
    Драйвер невозможно определить по одному признаку. Для точного определения драй- вера необходимо обнаружить несколько одновременных признаков, характерных для него.
    Не рассматривайте только один сигнал.
    Обнаружив главный драйвер, можно сделать вывод о типе главного сценарного про- цесса человека. Соответствия между драйверами и типами сценарного процесса приведены в табл. 7.1.
    Игнорирование, искажение, симбиоз. Маленький ребенок принимает решение напи- сать жизненный сценарий потому, что он представляет собой наилучшую стратегию для выживания и существования в часто кажущемся ему враждебном мире. В эго-состоянии
    Ребенка мы можем продолжать считать, что любая угроза нашему детскому представлению о мире – это угроза удовлетворению наших потребностей или даже существованию. Таким образом, мы можем иногда искажать восприятие реальности с тем, чтобы оно вписывалось в наш сценарий. Это называется искажением. Для сохранения жизненного сценария мы,
    будучи взрослыми, можем иногда вступать во взаимоотношения, которые повторяют отно- шения с нашими родителями в детском возрасте, причем делаем это неосознанно. В такой ситуации один из партнеров в этих взаимоотношениях играет роль Родителя и Взрослого, а другой – Ребенка, так что у них вместо шести имеется лишь три эго-состояния. Подобные взаимоотношения называются симбиозом.
    Игнорирование. Игнорирование в ТА – это бессознательное игнорирование информа- ции, связанной с решением какой-то проблемы.
    Ничегонеделание. Вместо того чтобы использовать свою энергию для решения про- блемы, человек использует ее, чтобы предотвратить всякое действие.
    Сверхадаптация. Когда кто-либо чрезмерно к чему-то приспосабливается, его дей- ствия в соответствии с убеждением его Ребенка направлены на удовлетворение желаний дру- гих людей. Такой человек не старается понять, что в действительности хотят другие люди,
    совсем не учитывает собственные желания.
    Возбуждение. В этом виде пассивного поведения человек игнорирует свою способ- ность действовать для решения проблем. При этом он чувствует себя очень неудобно и занят бесцельной, постоянно повторяющейся деятельностью в попытке избавиться от чувства дис- комфорта, а его энергия вместо решения проблемы направлена на поддержание возбужден- ного состояния.
    Беспомощность и насилие. В этом состоянии человек становится частично недее- способным, игнорируя свою возможность решить какую-то проблему. Он верит в своем
    Ребенке, что благодаря своей беспомощности может заставить другого человека решить за него его проблему.
    Исключение может быть еще одним источником игнорирования. В этом случае я игно- рирую аспекты реальности, выключая одно или несколько своих эго-состояний. При исклю- чении Ребенка я буду игнорировать желания, чувства и интуицию, полученные в детстве и связанные с проблемой, которую мне необходимо решить в настоящий момент. При исклю- ченном Родителе я вычеркиваю все правила и оценки жизни, которые получил от паренталь- ных фигур, хотя они могут быть полезны при решении проблем. При исключенном Взрос- лом я игнорирую свою способность принимать решения, чувствовать или действовать при прямом реагировании на любые аспекты ситуации «здесь и теперь». Как вы можете дога- даться, исключенный Взрослый является наиболее обезоруживающим из трех видов исклю- чений, когда речь идет об игнорировании.
    Матрица игнорирования. Игнорирование не способствует решению проблем. Сле- довательно, если мы сможем разработать способ определения природы и интенсивности игнорирования, то получим надежный инструмент для решения проблем. Такой инструмент известен как «матрица игнорирования» и был разработан Кином Меллором и Эриком Зиг-

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    331
    мундом (Mellor, Sigmund, 1975). Суть матрицы заключается в том, что игнорирования клас- сифицируются по трем различным критериям: области, типу и уровню.
    Области игнорирования. Существуют три игнорируемые людьми области: я, другие и ситуация.
    Типы игнорирования. Существуют три типа игнорирования: стимулов, проблем и воз- можностей. Игнорировать стимул – значит вычеркивать из нашего восприятия сам факт того,
    что что-то происходит. Человек, игнорирующий проблему, понимает, что что-то происходит,
    однако игнорирует сам факт существования проблемы. При игнорировании возможностей
    (выбора) человек осознает, что что-то происходит и именно это составляет проблему, однако он игнорирует любую возможность решения проблемы.
    Уровни (способы) игнорирования. Термины «уровень» и «способ» являются взаимо- заменяемыми, однако термин «уровень» лучше передает суть идеи. Известны четыре уровня игнорирования: наличие, значимость, изменение возможностей и личные способности.
    Схема матрицы игнорирования. Матрица игнорирования учитывает все возможные комбинации типов и уровней игнорирования. Таким образом мы получаем матрицу игнори- рования (табл. 7.2).
    Таблица 7.2. Матрица игнорирования
    Рис. 7.10. Система рэкета
    Игнорирование в любом квадрате включает в себя игнорирование в квадратах, распо- ложенных снизу и справа от него. То есть человек, игнорирующий по любой диагонали,

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    332
    будет также игнорировать все остальные квадраты, расположенные ниже и справа от этой диагонали.
    Мировосприятие и искажение. Каждый человек воспринимает окружающий мир по- своему, и твое восприятие мира будет отличаться от моего. Шиффы (Schiff, Schiff, 1971)
    определяют мировосприятие как структуру ассоциативных ответов, интегрирующую раз- личные эго-состояния при реагировании на определенные стимулы. Мировосприятие предо- ставляет человеку «целостный перцептуальный, концептуальный, аффективный и двига- тельный набор, который используется для определения себя, других людей и окружающего мира».
    Для облегчения понимания этого формального определения Шиффы предлагают рас- сматривать мировосприятие как «фильтр для реальности».
    Симбиоз. В соответствии с теорией Шиффов симбиоз имеет место тогда, когда двое или более людей ведут себя так, как будто вместе образуют одного человека. Люди, прини- мающие участие в таких взаимодействиях, не используют все имеющиеся у них эго-состоя- ния. Обычно один из них исключает Ребенка и использует лишь Родителя и Взрослого, а дру- гой занимает противоположную позицию, оставаясь в Ребенке и блокируя два других эго- состояния. Суть симбиоза – при вхождении в симбиоз его участники чувствуют себя более комфортно. Каждый играет роль, которую от него ожидают, однако этот комфорт достига- ется за определенную плату: находящиеся в симбиозе блокируют многие свои способности и возможности, присущие им как взрослым.
    Рэкет и марки. Чувство рэкета (шантажа) определяется как обычная эмоция, зафик- сированная и поощряемая в детстве, переживаемая в самых различных стрессовых ситуа- циях и не способствующая взрослому решению проблем. Рэкет представляет собой набор сценарных способов поведения, используемых вне нашего осознания как средство манипу- лирования окружением и включающее в себя переживания (ощущение) человеком чувства рэкета.
    Другими словами, рэкет – это процесс, во время которого человек испытывает чувство рэкета, причем оно возникает вне его осознания.
    Рэкет и сценарий. В первую очередь осознайте универсальную взаимосвязь, суще- ствующую между сценарием и рэкетом: всегда, когда испытываете чувство рэкета, вы нахо- дитесь в сценарии.
    Что входит в чувства рэкета и аутентичные чувства. Что понимается под аутентич- ными чувствами, этими эмоциями, которые мы испытываем, когда не цензурируем себя?
    В ТА выделяют четыре таких чувства: злость (гнев), печаль, страх, радость. К ним мы бы добавили различные физические ощущения, которые может испытывать ребенок, а именно:
    покой, расслабленность, голод, сытость, усталость, возбуждение, отвращение, сонливость и так далее.
    Некоторые чувства рэкета относятся, скорее, к мышлению, нежели с чувствам: смуще- ние, чувство пустоты, непонимание и так далее. Люди, испытывающие чувства рэкета, не всегда будут считать их плохими. Другими чувствами рэкета, которые могут ощущаться как хорошие, являются: триумф, агрессивность, невиновность или эйфория. Все чувства рэкета являются неаутентичными, так как мы научились им в детском возрасте, а во взрослой жизни их используют, пытаясь манипулировать другими и добиться поглаживаний.
    Выражение аутентичных чувств способствует решению проблем «здесь и теперь», а выражение рэкетных чувств не способствует этому. Другими словами, когда мы выражаем какое-нибудь аутентичное чувство, мы делаем что-то, что помогает нам завершить ситуа- цию, а при выражении рэкетных чувств оставляем ситуацию незаконченной.

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    333
    Марки. Когда я испытываю рэкетное чувство, то могу или выражать его время от вре- мени, или сохранить его для того, чтобы использовать позднее. В последнем случае обо мне можно сказать, что я собираю марку.
    Слово «марка» является сокращением выражения «психологическая торговая марка».
    Когда люди собирают психологические торговые марки, у них есть возможность выменять их на что-то.
    Система Рэкета. Система Рэкета представляет собой модель, которая объясняет при- роду сценария жизни и показывает, как люди могут использовать сценарий в течение своей жизни. Система была разработана Р. Эрскиным и М. Зальцман (Erskine, Zalcman, 1979).
    Система Рэкета определяется как самоподкрепляющаяся, искаженная система чувств,
    мыслей и действий, которая осуществляется находящимися в сценарии людьми. В ней име- ются три взаимосвязанных и взаимозависимых компонента: сценарные убеждения или чув- ства, рэкетное выражение и подкрепляющиеся воспоминания (рис. 7.10).
    Сценарные убеждения и чувства. Сценарные убеждения подразделяются на основ- ные и подкрепляющие.
    Основные сценарные убеждения представляют собой самые ранние и наиболее фун- даментальные сценарные решения ребенка.
    Подкрепляющие сценарные убеждения. Когда ребенок приходит к основным убежде- ниям, он начинает интерпретировать свои ощущения реальности в соответствии с этими убеждениями, которые определяют диапазон его ощущений и смысл, который он в них вкла- дывает. Кроме того, он начинает дополнять их подкрепляющими сценарными убеждениями,
    которые усиливают и подтверждают основные сценарные убеждения.
    Рэкетные проявления включают в себя все внешние и внутренние варианты пове- дения, которые являются проявлением сценарных убеждений и чувств. К ним относятся внешне наблюдаемые особенности поведения, внутренне отмечаемые ощущения и фанта- зии.
    Внешне наблюдаемые характеристики поведения включают в себя проявления эмо- ций, слова, тон голоса, жесты и движения тела при реагировании человека на внутренний психический процесс. Эти проявления повторяются вновь и вновь, так как они воспроизво- дят те сценарные убеждения, которые ребенок научился использовать во всех ситуациях как средство достижения результата в своей семье.
    Рэкетные проявления могут включать в себя образцы по-
    530 ведения, которые соответствуют сценарным убеждениям или являются защитой от них.
    Внутренне отмечаемые ощущения. Итак, мы знаем, что ребенок принимает сценар- ные убеждения, пытаясь осмыслить незаконченное эмоциональное переживание, и в резуль- тате завершает его настолько, насколько ему это удается. Наряду с подобным когнитивным процессом человек может достигнуть того же соматически, то есть с помощью физических ощущений. Для того чтобы подавить свою нереализованную потребность, он может испы- тывать физическое напряжение или другой физический дискомфорт.
    Фантазии. Даже в том случае, если человек и не действует в соответствии со своими сценарными убеждениями, он может попытаться представить себе такое поведение.
    Подкрепляющие воспоминания. Находясь в сценарии, человек входит в контакт с вос- поминаниями, которые усиливают сценарные убеждения.
    1   ...   37   38   39   40   41   42   43   44   ...   62


    написать администратору сайта