Справочник практического психолога Серия Справочник практического психолога
Скачать 2.75 Mb.
|
Глава 7 ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕОРИЯ Трансактный анализ (ТА) (от лат. transactio – сделка и греч. analysis – разложение, рас- членение) – психотерапевтическая методика группового и личностного роста, разработан- ная Эриком Берном (Берн, 1998). Теория Берна основана на процедуре анализа структуры личности. В качестве личностных структур как интериоризаций социального опыта здесь рассматриваются особенности и взаимодействие трех состояний Я («Родитель» – «Ребенок» – «Взрослый»). «Родитель» представляет собой авторитарные тенденции индивида, «Ребе- нок» – подчиненную позицию, «Взрослый» – умение отстаивать собственное мнение и орга- низовать взаимоотношения с другими на основе равноправного партнерства. Главной целью терапии ТА является ее ориентировка на изменение личности. Пони- мание проблем личности не рассматривается как конечная цель. Напротив, осознание их представляет собой инструмент для изменения личности. Изменение же состоит из приня- тия решения об изменении, а затем активного процесса по его реализации. При таком под- ходе практики ТА никогда не считали, что терапия должна быть длительной. В то же время кратковременная терапия не является единственным подходом в ТА. Для решения целого ряда проблем клиент и терапевт могут иногда работать в течение длительного времени, что также возможно в рамках теории ТА. Существует несколько ключевых идей, которые лежат в основе теории ТА. Модель эго-состояний (модель РВД). Основой ТА является модель эго-состояний. Эго-состояние – это совокупность связанных друг с другом способов поведения, мыслей и чувств, как способ проявления нашей личности в данный момент. Модель описывает три различных эго-состояния. Если я веду себя, мыслю и чувствую по принципу «здесь и теперь» и реагирую на то, что происходит вокруг меня, используя весь потенциал взрослой личности, то я нахожусь в эго-состоянии Взрослого. Временами я могу вести себя, мыслить и чувствовать, копируя одного из моих родителей или других людей, которых я воспринимал как родителей. В этом случае я нахожусь в эго-состоянии Родителя. Иногда я возвращаюсь к поведению, мышле- нию и чувствам детства. В этом случае я нахожусь в эго-состоянии Ребенка. В практике ТА часто просто говорят, что я в Ребенке, в Родителе или во Взрослом. Объединив вместе эти три эго-со-стояния, мы получаем трехчленную модель эго-состояний личности, которая является основой теории ТА. Модель традиционно изображается тремя соприкасающимися друг с другом окружностями (рис. 7.1). И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога» 315 Рис. 7.1. Структурная диаграмма первого порядка: модель эго-состояний: Р – эго-состояние Родителя: поведение, мысли и чувства, скопированные у родителей или парентальных фигур. В – эго-состояние Взрослого: поведение, мысли и чувства, которые являются прямым реагированием на «здесь и теперь». Ре – эго-состояние Ребенка (Дитяти): поведение, мысли и чувства, присущие детскому возрасту В связи с тем что слово «ребенок» более нейтрально, чем слово «дитя», в тексте мы будем использовать термин «ребенок», а в диаграммах, чтобы избежать путаницы с «Роди- телем» (Р), будем обозначать «Ребенка» как Д или Ре. Так как три эго-состояния часто обозначаются по их начальным буквам, то сама модель соответственно называется моделью РВД. Это простое графическое изображение, в котором три эго-состояния не подразделяются на более мелкие элементы, называется структурной диаграммой первого порядка. Процесс анализа личности в терминах эго-состояний называ- ется структурным анализом. Суть модели эго-состояний заключается в том, что она позволяет устанавливать надеж- ную связь между поведением, мыслями и чувствами. Структурная модель показывает, что представляет собой каждое эго-состояние. Функ- циональная модель делит эго-со-стояния на части, чтобы показать, как мы их используем: структура = «что» = содержание; функция = «как» = процесс. Функциональная модель более понятна, поэтому рассмотрим ее в первую очередь (рис. 7.2). Рис. 7.2. Функциональный анализ эго-состояний КР – Контролирующий Родитель; ВР – Воспитывающий Родитель; АД – Адаптивный Ребенок (Дитя); СД – Свободный Ребенок (Дитя); В – Взрослый Адаптивный Ребенок и Свободный Ребенок. Будучи взрослым, я часто проигры- ваю способы поведения, которым следовал в детстве, чтобы оправдать ожидания родите- И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога» 316 лей. Когда я поступаю подобным образом, то нахожусь в части Адаптивного Ребенка моего эго-состояния Ребенка. Описывая эти способы поведения нашего Адаптивного Ребенка, мы имеем в виду позитивного Адаптивного Ребенка. И наоборот, мы находимся в негативном Адаптивном Ребенке, когда проигрываем детские паттерны поведения, которые более не соответствуют нашей взрослой ситуации. Иногда в детстве я поступал вопреки родительским требованиям. В этом случае я не адаптировался к ожиданиям родителей и не бунтовал против них. Я просто вел себя так, как хотел. Когда я, уже взрослым человеком, нахожусь в эго-со-стоянии Ребенка, то иногда веду себя так же свободно, как в детстве. В этом случае я нахожусь в части Свободного Ребенка моего эго-состояния Ребенка. Иногда для описания этой части эго-состояния используется термин Естественный Ребенок. Позитивный и негативный Свободный Ребенок. Паттерны поведения Свободного Ребенка можно также классифицировать как позитивные и негативные. Фраза «я в Свобод- ном Ребенке» означает, что я веду себя, не обращая внимания на родительские правила или ограничения. Иногда они могут быть полезными для меня как взрослого человека и поэтому классифицируются как позитивные. В ряде случаев поведение Свободного Ребенка явно негативно. Таким образом, функциональная модель эго-состояния Ребенка подразделяется на Адаптивного и Свободного Ребенка (рис. 7.2). Контролирующий Родитель и Воспитывающий Родитель. Когда я был ребенком, мои родители иногда говорили мне, что я должен, а чего не дол- жен делать, контролировали или критиковали меня. Когда я поступаю подобным образом, повторяя своих родителей, то нахожусь в Контролирующем (Критикующем) Родителе. В других случаях мои родители оберегали и заботились обо мне. Например, я упал и поранил коленку, а они утешали меня и накладывали повязку. Когда я проигрываю такое поведение моих родителей, то нахожусь в Воспитывающем (Заботливом) Родителе. Мы изображаем две части функционального Родителя, разделяя это эго-состояние на две половины, как и в случае с Ребенком (рис. 7.2). Позитивный и негативный Контролирующий и Воспитывающий Родитель. Мы находимся в позитивном Контролирующем Родителе тогда, когда наши родительские дирек- тивы по отношению к другим людям искренне направлены на их защиту или поддержа- ние их здоровья. Негативный Контролирующий Родитель описывает родительские образцы поведения, игнорирующие другого человека. Позитивный Воспитывающий Родитель забо- тится и помогает, уважая человека, которому оказывает помощь. Негативный Воспитываю- щий Родитель оказывает помощь с позиции превосходства, игнорируя другого человека. Взрослый. В функциональной модели Взрослый обычно не подразделяется на состав- ные части. Любое поведение характеризуется как взрослое, если оно является реакцией на ситуацию «здесь и теперь» с использованием всех ресурсов взрослой личности. Длятогочтобыопределить, вкакомфункциональном эго-состоянии вы находитесь, необходимо проанализировать ваше поведение. Поэтому эти функциональные подразделе- ния можно также называть поведенческими описаниями. Чтобы показать, какую роль играют в вашей личности рассмотренные части эго-состо- яний, Джек Дюсей (Dusay, Steiner, 1971) разработал интуитивный способ изображения эго- состояний, назвав его эгограммой. Дюсей выдвинул гипотезу константности: «Когда одно эго-состояние увеличивается по интенсивности, другое или другие должны уменьшиться для компенсации. Изменение в распределении психической энергии происходит таким обра- зом, что общее количество энергии остается постоянным». И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога» 317 Для того чтобы эффективно использовать модель эго-со-стояний, необходимо четко уяснить различие между структурой и функцией. Функциональная модель классифицирует наблюдаемые способы поведения, а структурная модель – хранимую память и стратегии. Всегда, когда мы говорим о взаимодействии между людьми, нужно использовать функ- циональную модель. Структурная модель применяется при анализе внутреннего состояния человека. Эрик Берн приводит четыре способа распознавания эго-со-стояний: поведенческий диагноз, социальный диагноз, исторический диагноз, феноменологический диагноз. В поведенческом диагнозе, наблюдая за поведением человека, мы делаем вывод о том, в каком эго-состоянии он находится. При наблюдении можно слышать и видеть: слова, тон голоса, жесты, положение тела, выражение лица. Вы будете диагностировать функциональ- ное эго-состояние человека, наблюдая за его поведением. И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога» 318 В основе идеи социального диагноза лежит положение о том, что другие люди обраща- ются ко мне из эго-состояния, которое дополняет мое эго-состояние. Следовательно, выяс- нив эго-состояние, из которого они обращаются, я могу узнать об эго-состоянии, в котором нахожусь сам. В историческом диагнозе мы задаем вопросы о том, каким был человек в детском воз- расте. Мы спрашиваем о его родителях и парентальных фигурах. Это позволяет сделать двойную проверку наших впечатлений о функциональных эго-состояниях человека, а также узнать структуру эго-со-стояния. Исторический диагноз имеет дело как с процессом, так и содержанием. В идеале нужно использовать все четыре вида диагноза. Однако на практике это часто невозможно, и мы диагностируем то, что можем. И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога» 319 Иногда я могу принять содержание эго-состояния моего Ребенка или Родителя за содержание Взрослого. В этом случае считается, что мой Взрослый контаминирован («загрязнен»). Происходит как будто бы вторжение одного эго-состояния в границы дру- гого. Контаминация Родителем происходит тогда, когда я ошибочно принимаю Родительские девизы за реальность Взрослого. Когда они принимаются за реальные факты, Берн назы- вает их предрассудками. При контаминации Ребенком я затуманиваю мое взрослое мышле- ние заблуждениями (детскими представлениями). Это фантазии, принимаемые за реальную действительность. Двойная контаминация бывает в том случае, когда человек проигрывает какой-то Роди- тельский девиз, соглашается с ним, веря, как Ребенок, и ошибочно воспринимает его за дей- ствительность. Например: (Р) «Людям нельзя доверять» в сочетании с: (Д) «Я никому нико- гда не верю». Или: (Р) «Детей нужно видеть, но не слышать» в сочетании с: (Д) «Чтобы нормально жить, я должен молчать». Берн считал, что иногда человек «выключает» одно или более из своих эго-состояний, и назвал этот процесс исключением. Люди, которые исключили Родителя, не будут действовать в соответствии с готовыми жизненными принципами. Вместо этого они в каждой ситуации заново создают для себя собственные принципы. При исключении Взрослого я «выключаю» свою взрослую способ- ность к апробации действительности. Вместо этого слышу лишь внутренний диалог Роди- тель – Ребенок. В результате мои действия, чувства и мысли будут отражать их постоян- ную борьбу. Из-за того, что я не использую ресурсы Взрослого к тестированию реальности, мои мысли и поступки могут казаться даже странными, при этом существует вероятность того, что мне могут поставить диагноз психически больного. При исключении Ребенка мы И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога» 320 «выключаем» воспоминания детства. На вопрос: «Какое у тебя было детство?» – такие люди ответят: «Я не знаю. Я ничего об этом не помню». Когда мы, будучи взрослыми, выражаем свои чувства, то часто находимся в эго-состоянии Ребенка. Поэтому человека с исключен- ным Ребенком часто называют холодным или бесчувственным. Если исключены два из трех эго-состояний, то действующее эго-состояние называют константным или исключающим. Человек с константным Родителем будет жить только по родительским принципам. На вопрос «Как, по вашему мнению, можно осуществить этот план?» он ответит: «Я думаю, что это хороший план. Выполняйте его, вот и все». На вопрос «Как вы себя чувствуете?» он ответит: «В такие времена надо сохранять спокойствие, не так ли?» Согласно Берну, человек с константным Взрослым «не способен испытывать удоволь- ствие». Вместо этого он «только и делает, что планирует, собирает и обрабатывает инфор- мацию». Человек в константном Ребенке будет всегда действовать, думать и чувствовать, как будто бы он еще находится в детстве. При встрече с какой-нибудь проблемой чувства этого человека усиливаются и «выключают» как Взрослое тестирование реальности, так и Роди- тельские принципы. Такого человека другие люди будут рассматривать как незрелого или истеричного. Трансакции. Трансакция имеет место тогда, когда я предлагаю вам какой-то вид ком- муникации (общения), а вы отвечаете мне. Начало коммуникации называется стимулом, от-вет – реакцией. Таким образом, трансакцию можно определить как трансакционный сти- мул плюс трансакционная реакция. Берн считал трансакцию «основной единицей социаль- ного взаимодействия». Общение между людьми всегда принимает форму подобных цепочек трансакций. Параллелъные (дополняющие) трансакции. Этот вид трансакций определяется сле- дующим образом: параллельная трансакция – это такая трансакция, в которой трансак- цион-ные векторы параллельны друг другу, а эго-состояние, в которое они направлены, явля- ется источником реакции (рис. 7.3, 7.4). Первое правило коммуникации. Параллельная трансакция имеет элемент ожидания. Очевидно, что любой разговор через некоторое время подходит к концу, однако до тех пор, пока трансакции остаются параллельными, ничто в процессе коммуникации не прерывает чередования стимулов и реакций. Пересекающиеся трансакции. Пересекающаяся трансакция – это такая трансакция, в которой векторы не параллельны друг другу или эго-состояние, в которое они направлены, не является источником реакции. Когда трансакция пересекается, существует вероятность того, что человек, получающий пересекающуюся трансакцию, перейдет в эго-со-стояние, в которое была направлена трансакция. Тогда из нового эго-состояния он, скорее всего, будет направлять параллельные трансакции (рис. 7.5, 7.6). Второе правило коммуникации говорит: при пересекающейся трансакции происхо- дит разрыв коммуникации, для ее восстановления одному или обоим людям необходимо изменить свои эго-состояния. Любая скрытая трансакция, в которой социальное сообщение В – В перекрывает обмен на психологическом уровне между Р и Д (реже Д—Д или Р—Р), называется двойной тран- сакцией. Скрытые трансакции. В скрытой трансакции одновременно передаются два сообще- ния. Одно из них – открытое, или сообщение социального уровня, другое – скрытое, или сообщение психологического уровня. Довольно часто сообщения социального уровня явля- ются взаимодействием Взрослый – Взрослый. Сообщения психологического уровня обычно включают взаимодействия или Родитель – Дитя, или Дитя – Родитель (рис. 7.7). И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога» 321 Эрик Берн описал еще один вид скрытой трансакции, которую он назвал угловой (рис. 7.8). В этом случае я могу направлять свой стимул на социальном уровне от Взрослого к Взрослому. Однако мое скрытое сообщение исходит из моего Взрослого к вашему Ребенку. Я надеюсь, что вы примете мое приглашение (стимул) и ответите реакцией из Ребенка. Третье правило коммуникации. Оно гласит: поведенческий результат скрытой тран- сакции определяется на психологическом, а не на социальном уровне. Берн считал: когда люди общаются на двух уровнях, то, что реально происходит, все- гда является результатом скрытых сообщений. Если мы хотим понять поведение людей, то должны уделять внимание психологическому уровню коммуникации. В терминах ТА это называют «думать по-марсиански». В скрытой трансакции сообщение на социальном уровне передается словами. Для того чтобы «думать по-марсиански» на психологическом уровне, необходимо наблюдать за невербальными факторами (сигналами), которые выражаются тоном голоса, жестами, поло- жением тела и выражением лица. Существуют еще более тонкие сигналы, проявляющиеся в дыхании, мускульном напряжении, частоте пульса, расширении зрачков, потливости и т. п. Поглаживания. Поглаживание определяется как единица трансакции. Можно класси- фицировать поглаживания следующим образом: вербальные или невербальные, позитивные или негативные, условные или безусловные. К невербальным поглаживаниям можно отнести помахивание рукой, кивание головой, пожатие руки или похлопывание друг друга. Большинство трансакций включают в себя как вербальные, так и невербальные взаимодействия. Они могут быть также полностью невер- бальными. Трудно представить себе трансакцию, которая была бы только вербальной и не имела бы невербального содержания, за исключением телефонного разговора. Позитивные и негативные поглаживания. Позитивное поглаживание – это такое поглаживание, при котором получатель испытывает приятные чувства. Негативное же вос- принимается болезненным образом. Можно предположить, что люди всегда стремятся получать позитивные поглажива- ния и избегать негативных. На самом деле мы живем по совершенно другому принципу, а именно: любое поглаживание лучше, чем его отсутствие. Условное поглаживание связано с тем, что вы делаете. Безусловное – с тем, что вы есть (что вы из себя представляете). Когда какое-то поведение обеспечивает получение поглаживаний, мы стремимся повторить его. И с каждым разом, получая желаемое поглаживание благодаря этому пове- дению, стараемся еще чаще использовать его в будущем. В этом случае поглаживание под- крепляет поведение, которое к нему приводит. Взрослые нуждаются в поглаживаниях в той же степени, как и дети, так же легко изменяют свое поведение, стремясь найти самые эффек- тивные способы сохранения поступающих поглаживаний. В терминах ТА у каждого человека есть свой предпочтительный коэффициент погла- живания. Фильтр в поглаживаниях. Когда кто-либо получает поглаживание, которое не входит в его предпочтительный коэффициент поглаживания, то этот человек склонен игнорировать или преуменьшать его. Мы говорим, что он игнорирует или отфильтровывает это погла- живание. По-видимому, в каждом из нас имеется фильтр, пропускающий те поглаживания, которые входят в наш предпочтительный коэффициент, и не пропускающий поглаживания, которые в него не входят. В свою очередь, наш коэффициент поглаживания предназначен для поддержания существующего представления о нас самих. Клод Стайнер (Steiner, 1968) предположил, что, когда мы были детьми, наши родители внушили нам пять запрещающих правил о поглаживаниях: • не давай поглаживаний, когда их надо давать; |