Главная страница
Навигация по странице:

  • Драматический треугольник.

  • Шесть преимуществ игр Э. Берна.

  • Философия ТА.

  • Открытая коммуникация.

  • Цели изменения

  • Автономность.

  • Свобода от сценария.

  • Решение проблем.

  • ТЕХНИКИ 2

  • Справочник практического психолога Серия Справочник практического психолога


    Скачать 2.75 Mb.
    НазваниеСправочник практического психолога Серия Справочник практического психолога
    Дата08.10.2022
    Размер2.75 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаI_G_Malkina-Pykh_Spravochnik_prakticheskogo_psikhologa.pdf
    ТипСправочник
    #721645
    страница42 из 62
    1   ...   38   39   40   41   42   43   44   45   ...   62
    Игры и анализ игр. Характерные особенности игр. Можно выделить несколько характерных особенностей, присущих играм.
    1. Игры постоянно повторяются. Время от времени каждый человек играет в свою любимую игру, при этом игроки и обстоятельства могут меняться, однако паттерн игры все- гда остается одним и тем же.

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    334 2. Игры проигрываются вне осознания Взрослого. Несмотря на то, что люди играют в одни и те же игры, они не осознают этого. Лишь на заключительной стадии игры игрок может спросить себя: «Как это опять могло случиться со мной?» Даже в этот момент люди обычно не понимают, что они сами начали игру.
    3. Игры всегда заканчиваются тем, что игроки испытывают рэкетные чувства.
    4. Игроки во время игр обмениваются скрытыми трансакциями. В любой игре на пси- хологическом уровне происходит нечто совершенно отличное от того, что имеет место на социальном уровне. Мы знаем об этом потому, что люди играют в свои игры снова и снова,
    находя партнеров, игры которых подходят к их играм.
    5. Игры всегда включают в себя момент удивления или смущения. В этот момент игрок ощущает, что случилось нечто неожиданное.
    Различные степени интенсивности игр. Игры проигрываются с различной степенью интенсивности.
    В играх первой степени игрок испытывает желание рассказать о результате игры в своем социальном окружении. Игры первой степени обычно занимают большую часть в структурировании времени на вечеринках и общественных мероприятиях.
    Игры второй степени предполагают более тяжелые последствия, так что игрок не будет говорить о них в своем социальном кругу.
    Игры третьей степени, по мнению Берна, «проигрываются постоянно и заканчива- ются на операционном столе, в суде или морге».
    Формула И. Берн пришел к выводу, что все игры проходят шесть стадий, и описал их в следующей формуле:
    Крючок + Клев = Реакция → Переключение → Смущение → Расплата,
    или в сокращенном варианте: К + Кл = Р → П → С → Р.
    Подобную последовательность Берн назвал «формулой И», или формулой Игры.
    Стадия Реакции игр состоит из целой серии трансакций, которые могут продолжаться от одной-двух секунд до нескольких дней или лет.
    Драматический треугольник. С. Карпман (Karpman, 1968) разработал простую, но чрезвычайно эффективную диаграмму для анализа игр – Драматический треугольник. Ее идея заключается в том, что в играх люди играют одну из следующих сценарных ролей:
    Преследователя, Спасителя или Жертвы.
    Преследователь – это человек, который унижает и принижает других людей, считая их стоящими ниже себя и «не ОК».
    Спаситель также считает других ниже себя и «не ОК», однако предлагает свою помощь, исходя из своего более высокого положения. Он считает: «Я должен помогать всем этим людям, так как они сами не в состоянии себе помочь».
    Жертва сама ощущает свое приниженное положение и свой «не ОК». Иногда Жертва ищет Преследователя, чтобы он унизил ее и поставил на место. В других случаях Жертва
    532 ищет Спасителя, который поможет ей и подтвердит убеждение Жертвы в том, что
    «я не могу сам справиться со своими проблемами».
    Каждой роли в Драматическом треугольнике в определенной степени присуще игнори- рование. Как Преследователь, так и Спаситель игнорируют различные способности других людей. Причем Преследователь игнорирует ценность и достоинство людей, в экстремаль- ных случаях игнорируя даже право человека на жизнь и физическое здоровье, а Спаситель игнорирует способность других самостоятельно думать и действовать по своей инициативе.
    Жертва игнорирует свои способности. Если она стремится найти Преследователя, то согла- шается с действиями Преследователя и считает, что она стоит того, чтобы ее отвергали и принижали. Если Жертва ищет Спасителя, то она считает, что нуждается в помощи Спаси- теля для того, чтобы правильно думать, а также действовать и принимать решения.

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    335
    Все три роли Драматического треугольника являются неаутентичными. Находясь в одной из этих ролей, люди реагируют, исходя из своего прошлого, а не реальности «здесь и теперь», используя при этом старые сценарные стратегии, которые они взяли на вооруже- ние детьми или заимствовали у своих родителей. Для того чтобы отметить неаутентичность ролей Преследователя, Спасителя и Жертвы, они пишутся с большой буквы. Если эти слова написаны с маленькой буквы, то мы имеем в виду реально существующих в жизни пресле- дователей, спасителей и жертв.
    Играя в игры, мы следуем устаревшим стратегиям поведения. Игры являлись тем инструментом, который мы взяли на вооружение в детстве для получения от жизни того, в чем нуждались. Однако во взрослой жизни у нас есть другие, более эффективные способы поведения и достижения желаемого.
    Люди играют в игры и для того, чтобы укрепить свой сценарий. Эрик Берн выдвинул идею о том, как мы достигаем этой цели: при расплате в конце каждой игры игрок испыты- вает рэкетные чувства, после чего он может сохранить в своей памяти это чувство в виде марки.
    Игры используются также для подтверждения нашей основной жизненной позиции.
    Шесть преимуществ игр Э. Берна. Эрик Берн (1998) отметил шесть преимуществ,
    которые несут с собой игры. В настоящее время в практической работе ТА на них ссылаются не так уж часто. Чтобы понять их, предположим, что я играю в игру «Ударь меня».
    1. Внутреннее психологическое преимущество. С помощью игр я поддерживаю ста- бильность своего набора сценарных убеждений. Каждый раз, когда я играю в эту игру, то усиливаю свое убеждение: чтобы получить чье-либо внимание, меня должны отвергнуть.
    2. Внешнее психологическое преимущество. Я избегаю стрессовых ситуаций, которые могут поставить под сомнение мое мировосприятие, и таким образом не испытываю беспо- койства, связанного с этими ситуациями. Играя в игру «Ударь меня», я избегаю ответа на вопрос: «Что случится, если я буду прямо просить у других позитивные поглаживания?»
    3. Внутреннее социальное преимущество. По словам Берна, игры «предлагают опре- деленную систему для псевдоинтимной социализации в обществе или в личной жизни».
    Часть моей игры «Ударь меня» может заключаться в долгих разговорах по душам с моим партнером. При этом мы оба чувствуем, что откровенны друг с другом, хотя на самом деле это далеко не интимность. За посланиями социального уровня находятся скрытые послания,
    свидетельствующие о том, что мы играем в игру.
    4. Внешнее социальное преимущество. Игры дают тему для разговоров и слухов в нашем социальном окружении. Когда я сижу в баре с другими мужчинами-игроками и играю в игру «Ударь меня», то мы можем заниматься времяпрепровождением или рэкетом на тему:
    «Как коварны эти женщины».
    5. Биологическое преимущество. Это преимущество имеет отношение к цели игры –
    получению поглаживаний. В игре «Ударь меня» это в основном негативные поглаживания.
    Будучи ребенком, я решил, что так как позитивные поглаживания получить трудно, то, чтобы выжить, я лучше найду надежные способы получения негативных поглаживаний. Та-кимо- бразом, каждыйразприпроигрыванииэтойигрыя удовлетворяю как свой структурный голод,
    так и голод по поглаживаниям.
    6. Экзистенциональное преимущество. Эта функция игры заключается в подтвержде- нии жизненной позиции. Игра «Ударь меня» проигрывается из позиции «Я не ОК, ты – ОК».
    Таким образом, получая «удар», я тем самым усиливаю эту жизненную позицию.
    Философия ТА. ТА базируется на нескольких философских посылках, которые вклю- чают в себя высказывания о людях, жизни и целях ее изменения.
    Этими философскими посылками являются: все люди – ОК; каждый человек обладает способностью думать; все люди определяют свою судьбу, и эти решения могут быть изме-

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    336
    нены. Из этих посылок вытекают следующие два основных практических принципа ТА:
    контрактный метод и открытая коммуникация.
    Контракт. Берн определил контракт как четко выраженную двухстороннюю привер- женность строго определенному плану действий.
    Контракты включают в себя:
    • участвующие стороны;
    • что они собираются делать вместе;
    • сколько это потребует времени;
    • какова будет цель или результат этого процесса;
    • как они узнают о том, что цель достигнута;
    • насколько это будет полезно или приятно клиенту.
    Большое значение, которое в практике ТА уделяется контрактам, прежде всего выте- кает из философской посылки о том, что «Все люди – ОК». При этом терапевт и клиент равны друг перед другом, следовательно, они несут одинаковую ответственность за те изме- нения, которые хочет иметь клиент. Далее следует убеждение, что любой человек спосо- бен самостоятельно думать и в конечном счете несет ответственность за свою жизнь, ибо именно он будет сталкиваться с последствиями решений, которые принимает. Поэтому не терапевт, а клиент решает, что он хочет изменить в своей жизни. Роль терапевта заключается в том, чтобы указать на те аспекты, которые способствуют достижению цели. Обеим сто- ронам необходимо ясно представлять характер желаемого изменения, а также конкретный вклад каждой стороны в его осуществление.
    Контракт и ориентация на цели изменения. Большинство клиентов приходят к тера- певту с какой-либо Проблемой, которую они собираются решить. Поэтому одной из целей контракта является смещение акцента с самой проблемы на цель изменения.
    В процессе составления контракта клиент и терапевт должны обязательно представить картину желаемого результата их совместной работы. Обоюдное стремление к достижению поставленной цели автоматически мобилизует на ее выполнение все ресурсы терапевта и клиента. В этом и состоит основной принцип, лежащий в основе всех систем креативной визуализации. И наоборот, если терапевт и клиент акцентируют свое внимание на проблеме,
    то они будут неосознанно заниматься негативной визуализацией, направляя свои внутрен- ние ресурсы не на решение проблемы, а на ее изучение.
    Четкая постановка цели контракта дает еще одно преимущество – обе стороны знают,
    когда закончится их совместная работа. Это позволяет им оценивать прогресс, достигну- тый на отдельных этапах процесса изменения. Таким образом, использование контрактов не допускает ситуации, в которой процесс лечения длится бесконечно долго.
    Открытая коммуникация. Эрик Берн настаивал на том, чтобы как клиент, так и тера- певт обладали полной информацией относительно того, что происходит в их совместной работе. Это вытекает из основной посылки ТА о том, что все люди ОК и каждый человек спо- собен самостоятельно думать. В практике ТА записи терапевта доступны для клиента. Для облегчения общения специалиста и клиента положения ТА излагаются на доступном языке.
    Вместо слов, имеющих латинское и древнегреческое происхождение, принятых в некото- рых психологических школах, в ТА используются хорошо известные всем слова: Родитель,
    Взрослый, Ребенок, игра, сценарий, поглаживание.
    Некоторые полагают, что подобный язык ТА свидетельствует о поверхностном мыш- лении, однако они ошибаются. Несмотря на простой язык, ТА представляет собой тщательно разработанную и обоснованную теорию.
    Цели изменения в ТА. Терапевт и клиент договариваются о целях и задачах контракта.
    Как они представляют конечную цель процесса изменения? Как узнают об окончании сов- местной работы?

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    337
    Автономность. Эрик Берн считал, что идеал заключается в автономности. Он не дал определения этому понятию, однако отметил, что автономность «характеризуется высво- бождением или восстановлением трех человеческих качеств: осознания, спонтанности и интимности».
    Осознание – это способность видеть, слышать, чувствовать, ощущать на вкус и запах вещи как чувственные впечатления так, как это делает только что родившийся младенец.
    Осознающий человек не объясняет и не отфильтровывает свои ощущения о мире так, чтобы они подходили под определения Родителя. При этом он находится в тесном контакте со сво- ими телесными ощущениями и внешними стимулами.
    В процессе развития большинство из нас систематически обучают тому, как заглушить осознание. Нас учат утилитарному отношению к различным вещам, оценке своего поведе- ния и поведения других людей.
    Спонтанность – это способность выбирать из всего возможного разнообразия и диа- пазона чувств, мыслей и поведения. Как человек осознающий ощущает мир, так же и спон- танный человек реагирует на него: прямо и открыто, воспринимая отдельные части реаль- ности и не искажая ее в угоду Родительским определениям.
    Интимность представляет собой открытое выражение чувств и желаний между мной и другим человеком. При этом высказываемые чувства являются аутентичными, или подлин- ными. Таким образом, интимность исключает возможность рэкета и игр. Находясь в интим- ности, человек сместится в своего Свободного Ребенка, предварительно убедившись в без- опасности своих действий благодаря заключению контракта со Взрослым и осуществлению
    Родителем необходимой защиты.
    Свобода от сценария. Хотя Э. Берн нигде не написал об этом прямо, под автономно- стью он понимал то же самое, что и свободу от сценария. Большинство теоретиков ТА раз- деляют эту точку зрения. Таким образом, мы можем предложить следующее определение:
    автономность – это поведение, мысли и чувства, которые являются реакцией на реальность
    «здесь и теперь», а не на сценарные убеждения.
    Решение проблем. С точки зрения Шиффов (Schiff, Schiff, 1971), автономная личность решает проблемы, а не находится в состоянии пассивности. В данном случае «решение про- блем» включает не только мышление с целью решения проблемы, а предполагает также эффективное действие, направленное на осуществление поставленной задачи. Выражение аутентичных чувств также способствует решению проблем. Когда человек занят решением проблем, он адекватно воспринимает реальность и реагирует на нее. Таким образом, он не игнорирует реальность и не искажает ее, а это означает, что он свободен от сценария.

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    338
    ТЕХНИКИ
    2
    Техника 1. Определение эго-состояний
    Упражнение 1.
    Напишите по одному примеру на каждый из этих трех способов (Родитель – Взрослый
    – Ребенок) своего поведения, мыслей и чувств за последние сутки.
    Упражнение 2.
    Вернитесь к вашим примерам, когда вы в последние двадцать четыре часа находились в эго-состояниях Ребенка, Родителя и Взрослого.
    Эго-состояние Ребенка. Подумайте о каждом случае, когда вы находились в эго-состо- янии Ребенка. Запишите, какие чувства вы испытывали и о чем думали. Часто к мыслям
    Ребенка можно довольно легко подойти, спросив себя: «Что я думал о себе?» Отметьте,
    что вы думали о себе, о других людях и вообще о мире. Наконец, вспомните, как вы себя вели, когда были в Ребенке. Наилучшим способом для этого является проигрывание себя в
    Ребенке, глядя в зеркало. Возмож-но, вамудастсявспомнить, какиесобытиявпрошломвы про- игрывали. Сколько вам было лет в каждом из этих случаев?
    Эго-состояние Родителя. Аналогичным образом запишите чувства, мысли и поведе- ние для каждого случая, когда вы находились в эго-состоянии Родителя. И снова проиграйте это событие, если хотите. Часто к мыслям Родителя легче всего подойти, спросив себя: «Что
    „говорят“ во мне мать и отец?» Или другие родственники: тетя, дядя, дедушка? Проверьте,
    чтобы в тех случаях, когда вы были в Родителе, вы копировали бы поведение, мысли и чув- ства ваших родителей. Вам, вероятно, будет легко определить того человека, которого вы копировали в каждом отдельном случае.
    Эго-состояние Взрослого. Запишите набор связанных друг с другом особенностей поведения, мыслей и чувств для случая, когда вы были во Взрослом. Для того чтобы отли- чить Взрослого от Ребенка или Родителя, спросите себя: «Соответствует ли это поведение,
    мысли и чувства взрослому подходу к ситуации, происходящей в данный момент?» Если да,
    то это реакция Взрослого.
    Упражнение 3.
    Вспомните последние двадцать четыре часа. Отметьте случаи, когда вы были в пози- тивном Адаптивном Ребенке. Каким было ваше поведение в каждом случае? Можете ли вы вспомнить, какие детские ситуации вы проигрывали? Проделайте то же самое для слу- чаев, когда вы были: в негативном Адаптивном Ребенке; в позитивном Свободном Ребенке;
    в негативном Свободном Ребенке. За одну минуту напишите слова, которыми, на ваш взгляд,
    можно описать кого-либо из ваших знакомых в позитивном Адаптивном Ребенке. Проде- лайте то же самое для описания: негативного Адаптивного Ребенка; позитивного Свобод- ного Ребенка; негативного Свободного Ребенка.
    Упражнение 4.
    Вспомнив прошедший день, отметьте случаи, когда вы вели себя по отношению к дру- гим как Контролирующий Родитель. В каких случаях вы исходили из позитивного Контро- лирующего Родителя? Негативного Контролирующего Родителя? Вспоминаете ли вы, какого родителя или парентальную фигуру копировали в каждом отдельном случае? Проделайте то же самое для случаев, когда вы были позитивным или негативным Воспитывающим Роди- телем. За одну минуту напишите слова, которые, по вашему мнению, описывают человека,
    находящегося в позитивном Контролирующем Родителе.
    Упражнение 5.
    2
    Данный раздел написан по материалам книги «Современный трансактный анализ» (Стюарт, Джойнс, 1996).

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    339
    Составьте свою эгограмму. Идея эгограммы заключается в том, чтобы нарисовать стол- бик над названием каждого эго-состояния. Высота столбика указывает на то, сколько вре- мени вы находитесь в каждой функциональной части. Сначала нарисуйте столбик над той частью эго-состояния, в которой вы находитесь чаще всего. Затем – над частью, в которой находитесь меньше всего. Пусть высота двух столбиков совпадает с вашей интуитивной оценкой относительного количества времени, которое вы проводите в каждом эго-состоя- нии.
    Если вы работаете в группе, то при составлении эгограм-мы поделитесь своими мыс- лями с другим членом группы. Работайте быстро и интуитивно. Что вы узнали о себе?
    Некоторые люди находят, что составленная эгограмма подходит к ним в любой ситуа- ции. Другие считают, что им необходимо нарисовать две и более различных эгограмм. Воз- можно, у них получатся «домашняя» и «рабочая» эгограммы. Если это подходит и для вас,
    то нарисуйте обе. Что вы узнали о себе нового? Объясните полученные эгограммы человеку,
    который вас хорошо знает. Попросите его нарисовать вашу эгограмму. Чему вы научились,
    сравнив его эгограмму со своей?
    Упражнение 6.
    Хотите ли вы что-либо изменить в своей эгограмме? Если да, какой столбик нужно поднять, чтобы добиться результата? Запишите пять новых типов поведения, которые можно использовать для увеличения желаемого эго-состояния, и начните практиковать их со следу- ющей недели. Затем вновь нарисуйте свою эгограмму. Если возможно, пусть хорошо знако- мый вам человек изобразит вашу эгограмму. (Не говорите ему, какие изменения вы планиру- ете сделать в эгограмме.) Соответствует ли ваша новая эгограмма гипотезе константности?
    Упражнение 7.
    Возьмите большой лист бумаги и нарисуйте шесть вертикальных колонок (табл. 7.3).
    Обозначьте левую колонку «Факторы». Остальные пять колонок – названия пяти эго-состо- яний, как и в эгограмме. Вернитесь к колонке Факторы. Сверху вниз напишите в ней пять подзаголовков: Слова, Тон голоса, Жесты, Положение тела, Выражение лица.
    Проведите горизонтальные линии таким образом, чтобы в каждой колонке было бы по пять частей: Слова, Тон голоса и т. д. Задание заключается в том, чтобы вы в каждой колонке записали свои собственные поведенческие факторы.
    Возьмем колонку Контролирующего Родителя. В ней вы
    540 записываете поведенческие факторы, которые проявляете, когда копируете спо- собы ваших родителей контролировать или управлять другими людьми. Продумайте ситу- ации, когда
    Таблица 7.3.
    1   ...   38   39   40   41   42   43   44   45   ...   62


    написать администратору сайта