Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 9 НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ ТЕОРИЯ

  • 1. Карта не есть территория.

  • 2. Жизнь и сознание являются системными процессами.

  • Индивидуальные модели мира.

  • Моделирование.

  • Справочник практического психолога Серия Справочник практического психолога


    Скачать 2.75 Mb.
    НазваниеСправочник практического психолога Серия Справочник практического психолога
    Дата08.10.2022
    Размер2.75 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаI_G_Malkina-Pykh_Spravochnik_prakticheskogo_psikhologa.pdf
    ТипСправочник
    #721645
    страница50 из 62
    1   ...   46   47   48   49   50   51   52   53   ...   62
    Список цитированной и рекомендуемой литературы
    1. Assagioli R. Psychosynthesis. – New York: Penguin, 1965.
    2. Assagioli R. The Act of Will. – New York: Penguin, 1973.
    3. Assagioli R.Transpersonal development: the dimension beyond psychosynthesis. –
    London: Crucible, 1991.
    4. Assagioli, R.Psychosynthesis: a manual of principles and techniques. – London: Aquarian/
    Thorsons, 1993.
    5. A. Between heaven and earth: through the body towards the transpersonal self in psychosynthesis. – Firenze: Istituto di psicosintesi, 1991.
    6. Crampton M. Psychosynthesis: some key aspects of theory and practice. – Montreal:
    Canadian Institute of Psychosynthesis, 1977.
    7. Crawford J. P. Psychosynthesis: a project for a scientific psychology. – London: Ash., 1956.
    8. Fadiman J. Psychosynthesis: use of fantasy. – Big Sur: Big Sur Recordings., 1979.
    9. Ferrucci P. G.Psychosynthesis. – New York: Crown, 1979.
    10. Ferrucci P. G.\d;3.0»;3.0»; What we may be: the visions and techniques of psychosynthesis. – Wellingborough: Crucible, 1989.
    11. F e rruc c i P. G.\d;3.0»;3.0»; Inevitable Grace: Breakthroughs in the Lives of Great Men and Women: Guides to Your Self-Realization. – Los Angeles: Jeremy Tarcher, 1990.
    12. Firman J., Horowitz M., Yeomans A., Psychosynthesis. – San Francisco: New
    Dimensions Foundation, 1982.
    13. Gerard, R. M. Psychosynthesis: inner imagery. – Big Sur: Big Sur Recordings, 1971.
    14. H a r d y J. A Psychology with a Soul. – London and New York: Routledge and Kegan,
    1987.
    15. H a r d y J. A psychology with a soul: psychosynthesis in 664 evolutionary context. –
    London; New York: Routledge & Kegan Paul, 1987.
    16. HuttM.L.Psychosynthesis: vital therapy. – Oceanside,New York: Dabor Science
    Publications, 1977.
    17. Loker A..g. Dreams and psychosynthesis. – Istanbul: Altan Loker, 1987.
    18. Macy J. Mutual Causality in Buddhism and General Systems Theory. – State University of New York Press, 1991.
    19. Macy J. World as Lover, World as Self. – Berkeley, California: Parallax Press, 1991.
    20. M a h l e r M. Psychological Birth of the Human Infant: Symbiosis and Individuation. –
    London: Maris Field Library, 1991.
    21. Rainwater J. You're in Charge. – Marina del Rey, Ca: De Vorrs & Co, 1989.
    22. R o w a n J. Subpersonalities. The People Inside Us. – London and New York: Routledge,
    1990.
    23. Rowan S. Subpersonalities: The People Inside Us. – London: Routledge, 1990.
    24. S a t i r V. Your many Faces. – Los Angeles: Celestial Arts, 1995.
    25. Schaub, B. & Schaub, R. G.\d;3.0»;3.0»; Healing addictions: The vulnerability model of recovery. – Albany, New York: Delmar
    Publications, 1997.
    26. S l i k e r G. Multiple Mind. Healing the Split in Psyche and World. – Boston: Shambala,
    1992.
    27. Stone H., Winkelman S. Embracing Our Selves. – Marina del Rey, Ca: De Vorss & Co,
    1985.
    28. g.\d;3.0»;3.0»;.g.\d;3.0»;3.0»;.g.\d;3.0»;3.0»;.g.\d;3.0 «;3.0»; Whitmore

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    414
    D. G.\d;3.0»;3.0»;.g.\d;3.0»;3.0»; Psychosynthesis Counselling in Action. – London: SAGE
    Publications, 1986.
    29. Wi lbe r K. A Brief History of Everything. – Boston: Shambhala,1996.
    30. Wilber K. The Atman Project. – Wheaton, IL.: Theosophical Publishing House, 1980.
    31. Wilber K. The Spectrum of Consciousness. – Wheaten, Illinois: Publishing House, 1985.
    32. Wilbe r K., Engler J., Brown D. P. Transformations of Consciousness: Conventional and
    Contemplative Perspectives on Development. – Boston: Shambhala, 1986.
    33. Ас с аджи о ли Р. Психосинтез. – М.: REFL-book., 1992.
    34. Ассаджиоли Р.,Ферруччи П.,Йоуменс Т.,Крэмп-то н М. Психосинтез: теория и прак- тика. – М.: REFL-book, 1994.
    35. Гр о ф С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансцен-денция в психотера- пии. – М., 1992.
    36. Кондрашенко В. Т., Донской Д. И., Игумнов С. А.
    Общая психотерапия. Руководство для врачей. 5-е изд., исправленное. – М.: Изд-во
    Института психотерапии, 2001.
    37. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. – СПб.: Евразия, 1997.
    38. Рейнуотер Дж. Как стать собственным психотерапевтом. – Киев: Корф, 1996.
    39. Руффлер М. Игры внутри нас / Пер. с англ. Т. Чхеидзе. – М.: Изд-во Института психотерапии, 1998.
    40. Уилбер К. Никаких границ. – М.: Изд-во Трансперсонального института, 1998.
    41. Ферруччи П. Кем мы можем быть. – М., 1972.
    42. Фопель К. В. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего. – М.:
    Генезис, 2000.

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    415
    Глава 9
    НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
    ТЕОРИЯ
    НЛП возникло в начале 1970-х годов в американском городе Санта-Круз, штат Кали- форния. В 1972 году молодой ученый Ричард Бэндлер, специализировавшийся в математике и вычислительной технике, меняет область своих научных интересов и начинает активно заниматься изучением бихевиоризма – психологии поведения животных и человека. Одно- временно он посещает семинары и учебные группы по гештальт-терапии. За четыре года ему представилась возможность провести свои собственные семинары в рамках программы обу- чения под руководством Джона Гриндера. Занимаясь лингвистикой, Гриндер изучал работы
    Наума Хомски (Noam Chomsky), теоретика лингвистики. Совместная работа и интерес к гештальт-терапии послужили основой, на которой выросло явление психологии, названное
    НЛП.
    Целью, которую ставили перед собой Бэндлер и Гриндер, было моделирование эффек- тивной деятельности. В своей первой работе «Структура магии» (The Structure of Magic,
    Vol. I & II, 1975, 1976) они описали вербальные и поведенческие модели психотерапевтов
    Фрица Перлза, создателя геш-тальт-терапии, и Вирджинии Сатир, специалиста с мировым именем в области семейной терапии. Их следующая работа «Модели техники гипноза Мил- тона Эриксона» (Patterns of the Hypnotic Techniques of Milton H. Erickson, M.D. Vol. I & II,
    1975, 1976) была посвящена исследованию вербальных и поведенческих моделей Милтона
    Эриксона, основателя Американского общества клинического гипноза, одного из наиболее признанных и успешно практиковавших психиатров нашего времени.
    1. На основе этих ранних работ Гриндер и Бэндлер дали определение своей соб- ственной модели, указав индивидуальный вклад каждого в самом ее названии: «Нейро- лингвистиче-ское программирование», символизирующем взаимоотношения между моз- гом, языком и телом. Основные положения данной модели были изложены в ряде изданий:
    «Из лягушек в принцы» (Бэндлер, Гриндер, 1992); «Нейролингвистическое программирова- ние» (Neuro-Linguistic Programming, Vol. I; Dilts, R., Grinder, J., Bandler, R., DeLozier, J., 1980);
    «Рефрей-минг» (Бэндлер, Гриндер, 1995); «Используйте свой мозг для изменений» (Бенд- лер, 1998).
    Это не была новая психотерапевтическая школа, скорее хорошее пошаговое описание опыта работы и практических приемов, интуитивно применяемых замечательными терапев- тами.
    Коллега Бэндлера и Гриндера английский философ Грегори Бэйтсон предложил для моделирования мир метафор и историй, с помощью которых Милтон Эриксон вводил паци- ентов в гипнотический транс для излечения фобий и преодоления последствий травм.
    Среди современных разработчиков НЛП следует особо отметить Роберта Дилтса,
    написавшего более сорока книг в области исследования убеждений, динамического обуче- ния, системного мышления, человеческой гениальности, творчества, лидерства и бизнеса.
    НЛП имеет дело со структурой субъективного опыта человека: как мы организуем то,
    что видим, слышим и ощущаем то, что получаем из внешнего мира. НЛП также исследует то, как мы описываем это в языке и как мы действуем, намеренно или ненамеренно, чтобы получить результат.

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    416
    Мы используем свои органы чувств для восприятия внешнего мира, его исследования и преобразования. Мир представляет собой бесконечное разнообразие всевозможных сен- сорных проявлений, но мы способны воспринимать лишь очень малую часть этого разно- образия. И та часть, которую мы воспринимаем, фильтруется нашим уникальным опытом,
    культурой, языком, убеждениями, ценностями, интересами и предположениями.
    НЛП построено на двух фундаментальных принципах (Дилтс, 1998):
    1. Карта не есть территория. Человеческие существа никогда не могут постичь всей полноты действительности. То, что мы познаем, – лишь наше восприятие этой действитель- ности. Мы создаем представление об окружающем мире и реагируем на него через сенсор- ные репрезентативные системы. И именно наши «нейролингвистические» карты действи- тельности, а не сама действительность определяют наши поступки и придают им смысл.
    И, как правило, не сама действительность сдерживает или, наоборот, побуждает нас идти вперед, а наша карта – отражение этой действительности. Таким образом,
    1) люди реагируют на свое собственное восприятие реальности;
    2) каждый человек обладает своей собственной индивидуальной картой мира. Никакая отдельная карта – отражение мира – не является более «подлинной» или «настоящей», чем любая другая;
    3) смысл коммуникации заключается в реакции, которую она вызывает независимо от намерений коммуникатора;
    4) наиболее «мудрые» и «дружественные» карты – те, которые предоставляют наибо- лее широкий и богатый выбор возможностей, а не те, что являются наиболее «подлинными»
    или «точными»;
    5) люди уже обладают (по крайней мере, потенциально) всеми ресурсами, необходи- мыми для эффективных действий;
    6) любое поведение – даже самое жестокое, сумасшедшее и невообразимое, по оценке внешнего наблюдателя, – представляет собой выбор лучшего варианта из имеющихся в дан- ный момент, исходя из возможностей и способностей человека, определяемых его моделью мира;
    7) изменения происходят при высвобождении или приведении в действие подходящих ресурсов в рамках конкретного контекста, благодаря обогащению карты мира данного чело- века.
    2. Жизнь и сознание являются системными процессами. Подобные системы основываются на определенных принципах «самоорганизации» и, естественно, стараются прийти в состояние оптимального равновесия, или гомеостаз. Следовательно,
    1) процессы, происходящие в человеке и при взаимодействии человека с окружающей средой, являются системными;
    2) невозможно полностью изолировать какую-либо часть системы от всей осталь- ной системы. Люди не могут не оказывать влияния друг на друга. Взаимодействия между людьми образуют такие цепи обратной связи, что человек на самом себе испытывает резуль- таты воздействия своих поступков на других людей;
    3) системы являются «самоорганизующимися» и стремятся к естественному состоя- нию уравновешенности и стабильности. Нет поражений – есть только обратная связь;
    4) никакая реакция, опыт или поступок не имеют смысла вне своего контекста или вне отклика, который они за собой влекут. Любое поведение, опыт или реакция могут служить ресурсом или ограничивающим фактором, в зависимости от того, насколько они согласу- ются с остальной системой;
    5) не все взаимодействия в системе происходят на одном и том же уровне. То, что явля- ется позитивным на одном уровне, может оказаться негативным на другом. Весьма полезно

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    417
    отделять свой поступок от собственного Я, то есть положительные намерения, функции,
    убеждения и т. п., вызывающие данный поступок, от самого поступка;
    6) любое поведение (на определенных уровнях) имеет «позитивное намерение». Оно воспринимается или воспринималось как положительное и приемлемое в том контексте, в котором оно сформировалось, и с точки зрения человека, совершившего действие. Гораздо легче и продуктивней реагировать на намерение, чем на проблемное поведение;
    7) окружающая обстановка и контексты меняются. Одно и то же действие не всегда будет приводить к одному и тому же результату. Для успешной адаптации и выживания необ- ходима определенная гибкость. Уровень гибкости пропорционален вариативности осталь- ной части системы. По мере усложнения системы требуется все большая степень гибкости;
    8) если ваши действия не находят ожидаемого отклика, необходимо варьировать свое поведение, пока вы не достигнете желаемого.
    Все модели и техники НЛП основываются на сочетании этих двух принципов. Между миром и нашим восприятием этого мира существует неустранимое различие. Мудрость не проистекает из обладания одной «правильной» или «точной» «картой» мира, ибо ее создание превосходит человеческие возможности. Задачей, скорее, является создание возможно более подробной и точной «карты», которая отдавала бы должное системной природе нас самих и мира, в котором мы обитаем.
    Индивидуальные модели мира. Область, которой занимается НЛП, можно опреде- лить, как «субъективный опыт», включающий то, что в различных контекстах называется
    «мышлением», «сознанием», «разумом» и в более широком значении относится к деятель- ности нашей нервной системы во всем ее объеме (Бэндлер, Гриндер, 1994).
    Таким образом, во-первых, между миром и любой конкретной моделью или репрезен- тацией мира неизбежно имеется различие. Во-вторых, модели мира, создаваемые каждым из нас, также отличаются одна от другой. Показать это можно множеством различных спо- собов. В НЛП выделяется три категории ограничений: нейрофизиологические, социальные и индивидуальные.
    Рассмотрим системы рецепторов у человека: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.
    Зрительная система человека способна улавливать волны, располагающиеся в интервале от
    380 до 680 миллимикрон. Волны, отклоняющиеся от этих величин в большую или меньшую сторону, человеческим глазом не воспринимаются. В данном случае мы в соответствии с генетически детерминированными нейрофизиологическими ограничениями воспринимаем лишь часть непрерывного физического явления. Подобные различия между миром и нашим восприятием мира можно продемонстрировать и на примере других чувств. Таким обра- зом, одно из неизбежных отличий наших моделей мира от самого мира объясняется тем, что наша нервная система постоянно искажает или опускает целые части действительного мира.
    В итоге круг возможного человеческого опыта сужается и возникают различия между тем,
    что происходит в мире на самом деле, и тем, что представляет собой наш опыт мира. Так что наша нервная система, которая изначально детерминирована генетическими факторами,
    представляет собой первый комплекс фильтров, обусловливающих отличие мира – террито- рии от нашей репрезентации мира – его карты.
    Второе отличие нашего опыта мира от самого мира возникает благодаря множеству социальных ограничений, или фильтров, которые мы называем социально-генетическими факторами. Под социальной генетикой мы имеем в виду всевозможные фильтры или кате- гории, действию которых мы подвержены в качестве членов той или иной социальной системы: язык, общепринятые способы восприятия и разнообразнейшие функции, относи- тельно которых в данном обществе существует относительное согласие. Наиболее обще- принятым социально-генетическим фильтром является, очевидно, наша языковая система.
    В рамках любой конкретной языковой системы богатство нашего опыта мира связано отча-

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    418
    сти с числом различий, проводимых в какой-либо области явлений, значимых для нашего социума (например, огромная разница числа слов, связанных с понятием «снег», в эскимос- ском и английском языках). Категории опыта, применяемые нами и другими членами соци- альной ситуации, в которой мы живем, представляют собой отличие наших моделей мира от самого мира.
    Третье отличие нашего опыта мира от самого мира создается множеством фильтров,
    которые мы называем индивидуальными ограничениями. Под индивидуальными ограниче- ниями мы имеем в виду все ограничения, которые мы создаем, опираясь на собственный уникальный жизненный опыт. Каждый человек располагает некоторым множеством пере- живаний, которые складываются в его личностную историю и уникальны в такой же мере,
    как и отпечатки пальцев. Подобно тому как каждый человек располагает набором отпечатков пальцев, отличных от отпечатков любого другого человека, он располагает и неповторимым опытом личного развития и роста, так что нет и двух людей, чьи жизненные истории были бы идентичны друг другу. Хотя жизненные истории людей могут быть в чем-то подобны одна другой, по крайней мере, некоторые их аспекты у каждого человека уникальны и непо- вторимы. Модели или карты, создаваемые нами в ходе жизни, основаны на нашем индиви- дуальном опыте, и как некоторые аспекты нашего опыта уникальны для каждого из нас, так и некоторые части нашей модели мира также будут принадлежать только нам. Эти специ- фические для каждого из нас способы представления мира образуют комплекс интересов,
    привычек, симпатий и антипатий, правил поведения, отличающих нас от других людей. Все эти различия опыта неизбежно ведут к тому, что у каждого из нас модель опыта несколько отличается от модели мира любого другого человека.
    Моделирование. НЛП – это изучение эффективности, а моделирование – это процесс,
    который делает эффективность осознанной. Моделирование – это максимально полное опи- сание процесса. Область нейролингвистического программирования развилась в процессе моделирования навыков человеческого мышления. Процесс моделирования в НЛП включает в себя выяснение того, как работает мозг («нейро») путем анализа языковых стереотипов
    («лингвистическое») и невербальных средств коммуникации. Результаты этого анализа вво- дятся затем в многоэтапные стратегии или программы («программирование») для передачи данных навыков другим людям и в иные сферы деятельности.
    НЛП разработало технику и критерии различий, при помощи которых идентифици- руются и описываются стереотипы вербального и невербального поведения людей, то есть ключевые моменты того, что люди говорят и делают. Первостепенные цели НЛП заключа- ются в моделировании выдающихся способностей, а также в возможности их использования другими людьми. Задача такого типа моделирования – наиболее эффективное практическое применение всего, что наблюдалось и было описано.
    Методы моделирования НЛП позволяют нам выявлять специфические репродуцируе- мые стереотипы языка и поведения успешно действующих ролевых моделей. Значительная часть анализа методом НЛП осуществляется в процессе наблюдения и слушания ролевой модели в действии, однако много полезной информации может быть извлечено и из пись- менных источников.
    1   ...   46   47   48   49   50   51   52   53   ...   62


    написать администратору сайта