Главная страница
Навигация по странице:

  • 4. Утраченный перформатив.

  • Репрезентативные системы.

  • Кинестетические выражения

  • Вкусовые

  • Субмодальные характеристики.

  • Схема логических уровней

  • Справочник практического психолога Серия Справочник практического психолога


    Скачать 2.75 Mb.
    НазваниеСправочник практического психолога Серия Справочник практического психолога
    Дата08.10.2022
    Размер2.75 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаI_G_Malkina-Pykh_Spravochnik_prakticheskogo_psikhologa.pdf
    ТипСправочник
    #721645
    страница52 из 62
    1   ...   48   49   50   51   52   53   54   55   ...   62
    3. Чтение мыслей. В этих утверждениях говорящий убежден: он знает, что чувствует,
    думает или имеет в виду другой человек или группа людей. В утверждении «Фрейд думал,
    что все зависело от секса» говорящий претендует на то, что знает внутренний опыт другого человека, на то, что обладает спо-

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    424
    собностью «читать его мысли». Это может оказаться в большей степени интерпрета- цией говорящего, чем утверждением о действительном факте, подтверждающем собствен- ные мысли Фрейда. Подобным примером «чтения мыслей» являются такие высказывания,
    как: «Психологи не интересуются биологическими воздействиями на здоровье» или «Док- тора не обращают внимания на чувства своих пациентов». Для того чтобы проверить сте- пень достоверности данных утверждений, обычно задается такой вопрос: «А как именно вы об этом знаете?»
    Конечно, мы не хотим сказать, что утверждения, подразумевающие некоторого рода
    «чтение мыслей», являются непременно плохими. Чтение мыслей в некоторых формах лежит в основе эмпатии и сочувствия ровно настолько же, насколько и в основе предубежде- ний. Как и другие паттерны вербальной поверхностной структуры, чтение мыслей включает в себя просто некоторый объем генерализации, опущения и искажения. Проблема состоит не в том, чтобы избежать чтения мыслей как некоего нарушения, но скорее в том, чтобы получить ясное представление о цепи сложных эквива-лентностей, пресуппозиций и при- чинно-следственных предположений, сделанных в процессе получения вывода.
    Вообще в некоторым смысле чтение мыслей является конечной целью интерпретации,
    а также и моделирования. Когда мы говорим, что «Микеланджело намеревался изобразить другого Моисея, нежели тот, который был описан в Библии», или «Леонардо хотел компен- сировать потерю матери, когда писал Мону Лизу», или «Фрейд поставил себя в позицию
    восприятия Моисея», мы, очевидно, используем некоторого рода чтение мыслей. Достовер- ность данных утверждений основана на некоторой цепи сложных эквивалентностей, пре- суппозиций и причинно-следственных предположений, сделанных в процессе получения выводов; а для этого следует ответить на вопрос: «Как вы об этом знаете?»
    4. Утраченный перформатив. Оценочные слова – правильно, неправильно, хорошо,
    плохо, справедливо ит.д. – имеют тенденцию к диссоциации от действий, причин и референт- ного опыта, впервые установивших их ценность. Другими словами, процесс и перспектива,
    через которые суждение было сделано вначале, оказались утерянными на уровне поверх- ностной структуры. Такие слова чаще могут носить более жесткий или претенциозный характер, чем быть полезными. Сказать, что «у Фрейда была правильная карта мира» или что «у Фрейда была неправильная карта мира» в равной степени догматично и бесполезно.
    В обоих этих утверждениях говорящий уравнивает или путает свое собственное представ- ление о мире с самим миром. В сложной системе существует множество разных перспектив,
    каждая из которых имеет свою собственную ценность и важность. По словам антрополога
    Грегори Бейтсона, «мудрость приходит тогда, когда мы садимся вместе и правдиво обсуж- даем наши различия… без намерения их изменить». Таким образом, в ответ на утраченный перфор-матив следовало бы задать вопрос: «Правильно или неправильно в соответствии с чьим мнением?» или «Плохо в соответствии с какими критериями?» или «Хорошо в срав- нении с чем?»

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    425
    Репрезентативные системы. Мы используем свои органы чувств внешним способом,
    чтобы воспринимать мир, и внутренним способом, чтобы «репрезентировать» (перепред- ставлять) переживания самим себе. В НЛП те пути, по которым мы получаем, храним и коди- руем информацию в своем мозге – картинки, звуки, ощущения, запахи и вкусы, – известны как репрезентативные системы.
    Репрезентация определяет, как организован наш опыт и как мы описываем мир: в ощущениях (кинестетика), в образах (визуальная система), звуках (аудиальная система), как набор знаний (рациональная или дискретная система) или более редко используемых сен- сорных ощущениях типа запаха и вкуса. Наше внутреннее описание мира находит свое отра- жение в тех словах (предикатах), которые мы используем при общении, нашей мимике и жестах. Собеседник нас будет слышать и понимать вне зависимости от нашего набора пре- дикатов (мы можем говорить, что «я вижу, что происходит», или «я чувствую, как идут дела», или «что-то мне подсказывает, что надо делать»), но эмоционально более значима для вашего собеседника информация, описанная в специфичных для него предикатах. Собе- седник же, анализируя нашу лексику, может использовать лексику, более значимую для нас,
    и мы быстрее договоримся.
    У каждого есть предпочтение того или иного канала для поступления новой инфор- мации: кто-то предпочитает прочитать текст сам, кто-то – обсудить со «знающим» чело- веком, а третий, пока «сам не попробует», никому не поверит. Предпочтение того или иного канала для поступления новой информации определяет ключевую репрезентативную
    систему, «канал» доступа, используя который мы сможем донести всю необходимую инфор- мацию. Чаще всего, но не всегда ключевая система является также системой, используемой в организации внутреннего опыта (ведущая репрезентативная система). Соответственно в зависимости от ведущей системы культуры и людей можно разделить на группы: «кинесте- тическую», «визуальную», «аудиальную» и «рациональную» («дискретную», основанную не на сенсорном опыте, а на знании, понимании и т. д.).
    Все характеристики окружающих нас предметов, называемые субмодальностями,
    например цвет и яркость для визуальной репрезентации, громкость для аудиальной и т. д.,
    информация о которых поступила по соответствующим каналам, переформулируются в субмодальности репрезентации, более «подходящие» для конкретного человека. Например,
    громкость звука, издаваемого объектом, в памяти человека передается через интенсивность цвета окраски объекта, и когда он начинает рассказывать о предметах, то использует слова,
    соответствующие субмодальностям репрезентации, в которых информация «хранится» у него в памяти.
    Визуальная, аудиальная и кинестетическая системы являются первичными репрезен- тативными системами. Ощущения вкуса (вкусовая система) и запаха (обонятельная система)
    не являются столь же важными и часто включаются в кинестетическую систему. Они часто служат в качестве мощных и очень быстрых связей с картинками, звуками и ощущениями,
    ассоциированными с ними.
    Легко обнаружить, когда человек думает картинками, звуками или ощущениями.
    Существуют видимые изменения, которые происходят в нашем теле, когда мы думаем раз- личными способами.
    Мы систематически передвигаем свои глаза в различных направлениях в зависимо- сти от того, как мы думаем. Неврологические исследования показали, что движения глаз по горизонтали и вертикали оказываются связанными с активацией различных частей голов- ного мозга. Эти движения в литературе по неврологии называются латеральными глазными
    движениями. В НЛП они называются глазными сигналами доступа, потому что они явля- ются визуальными сигналами, которые позволяют нам понять, как люди получают доступ к информации. Существует определенная внутренняя связь между движениями глаз и репре-

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    426
    зентативными системами, поскольку одни и те же паттерны оказываются распространен- ными во всем мире (за исключением района проживания басков в Испании).
    Когда мы визуализируем что-то из нашего прошлого опыта, наши глаза имеют тен- денцию перемещаться вверх и влево по отношению к нам. Во время конструирования кар- тинки из слов или в то время, когда мы пытаемся «вообразить» себе нечто такое, чего нико- гда раньше не видели, наши глаза поднимаются вверх и вправо. Глаза перемещаются по горизонтали влево, когда вы вспоминаете звуки, и по горизонтали вправо при конструирова- нии звуков. При получении доступа к ощущениям типичным является движение глаз вниз и вправо. Когда вы разговариваете сами с собой, ваши глаза чаще всего находятся внизу слева.
    Расфокусированный взгляд прямо перед собой, когда собеседник смотрит на вас и не видит вас, тоже говорит о визуализации.
    Слова естественного языка (существительные, глаголы, прилагательные и дееприча- стия) можно разделить на следующие категории по конкретной репрезентативной системе.
    Визуальные слова: смотреть, картина, фокус, сцена, прозрение, слепой, воображение,
    перспектива, блестеть, отражать, глаз, прояснять, рассматривать, фокусировать, предвидеть,
    иллюзия, иллюстрировать, замечать, вид, взгляд, обзор, точка зрения, показывать, зрелище,
    наблюдать, анонс, неясный, темнота.
    Визуальные выражения: достичь перспективы; ясно объяснить; туманная идея; пред- ставь, посмотри и т. п.; иметь кругозор, получить кругозор; видимо, это так (вы правы); сфо- кусироваться на мысли, идее и т. п.; я имею смутное представление; покажите мне, что вы имеете в виду; вы посмотрите на это и рассмеетесь; решение возникло перед глазами.
    Аудиальные слова: акцентировать, разговор, тон, рифма, громкий, звук, глухой, резо- нанс, монотонный, звонок, ударение, внятный, слышать, дискуссия, заявлять, слушать, зве- неть, замолчать, говорить, неразговорчивый, вокальный, голос, тишина, созвучный, диссо- нанс, пронзительный, тихий, немой.
    Аудиальные выражения: ключевое слово (фраза); описать в деталях; ленивая беседа;
    это прозвучало во мне; это похоже на внутренний голос; пропускать мимо ушей; держать язык за зубами; это неслыханно; задавать тон.
    Кинестетические слова: хватать, вручать, толкать, контактировать, тереть, жесткий,
    теплый, холодный, шершавый, взяться, сдавить, ощутимый, осязаемый, давить, твердый,
    мягкий, нежный, поддержка, задевать, сносить, тяжесть, гладкий, медитировать.
    Кинестетические выражения: уловить смысл; тяжело (легко); зацепиться; чувствую,
    внутренне понимаю; захватить внимание; это давит на меня; я связался с вами; я печенкой чувствую это; руки чешутся; палец о палец; не хватать звезд с неба.
    Вкусовые: горький, сладкий, кислый, соленый, пряный, мятный, терпкий.
    Осязательные: ароматный кофе, приятный запах.
    Полимодальные: решать, знать, думать, помнить, понимать учить, осознавать, оцени- вать, мотивировать, изменять, относиться.
    Субмодальные характеристики. Мы говорили о трех основных способах мышления:
    с помощью звуков, картинок и ощущений, но это лишь первый шаг. Если вы хотите опи- сать виденную ранее картинку, то существует масса деталей, которые вы могли бы уточнять.
    Была ли она цветной или черно-белой? Это фильм или слайд? Далеко она или близко? Такого рода различения могут быть сделаны независимо от того, что изображено на картинке. Ана- логичным образом вы могли бы описать звук как высокий или низкий, близкий или далекий,
    громкий или тихий. Ощущения могут быть сильными или слабыми, тяжелыми или легкими,
    притуплен-ными или острыми. Эти различения в литературе по НЛП называются субмо-
    дальностями. Если репрезентативные системы являются модальностями – способами опи- сания мира, то субмодальности – это кирпичики, из которых строятся эти восприятия, то, из чего состоят картинки, звуки и ощущения.

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    427
    Ниже приводится список наиболее часто встречающихся субмодальностей.
    Визуальные. Ассоциированная (вижу своими собственными глазами) или диссоции- рованная (вижу себя со стороны). Цветная или черно-белая. В рамке или без нее. Глубина
    (двух– или трехмерная). Местоположение (слева или справа, вверху или внизу). Расстоя- ние от меня до картинки. Яркость. Контрастность. Резкость (размытая или сфокусирован- ная). Движение (фильм или слайд). Скорость (быстрее или медленнее обычного). Количе- ство (отдельная сцена или множество образов). Размер.
    Аудиальные. Стерео или моно. Слова или звуки. Громкость (громко или тихо). Тон
    (мягкий или жесткий). Тембр (наполненность звуков). Местоположение источника звука.
    Расстояние до источника. Длительность. Непрерывность или дискретность. Скорость (быст- рее или медленнее обычного). Чистота (чистый или приглушенный).
    Кинестетические. Локализация. Интенсивность. Давление (сильное или слабое).
    Степень (насколько велико). Текстура (шероховатый или гладкий). Тяжесть (легкий или тяжелый). Температура. Длительность (как долго это длится). Форма.
    Это далеко не полный список наиболее общих субмодальных различий, которые делают люди. Субмодальности можно рассматривать как наиболее фундаментальный опе- рационный код человеческого мозга.
    Наиболее существенной субмодальной характеристикой является ассоциирован- ность/диссоциированность восприятия. Ассоциация – восприятие себя субъектом, а ситуа- ция – объектом действия, полный контакт с ощущениями, поступающими по всем сенсор- ным каналам (репрезентативным системам), полное проживание эмоций в данной ситуации.
    Диссоциация – восприятие себя в ситуации как объект наблюдения, видение, слышание себя в ситуации со стороны (фокусировка внимания на одной или двух репрезентативных системах); отсутствие информации, поступающей по кинестетической репрезентативной системе.
    Уровни моделирования. При создании модели конкретной личности учитывается ряд различных уровней, систем и подсистем, в которых данная личность действовала и которые мы можем исследовать. Нам следует взглянуть на историческую и географическую обста-
    новку – то есть когда и где данный индивидуум осуществлял свою деятельность. Нам нужно изучить присущие ему линии поведения и поступки – то есть чем этот индивидуум занимался в конкретной обстановке. Нам следует также принять во внимание стратегии мышления и
    познания, а также врожденные способности, благодаря которым данный индивидуум опре- делял и направлял свои действия в данной обстановке, – то есть как он вырабатывал данные линии поведения в данном контексте. Далее мы можем исследовать убеждения и ценности,
    мотивировавшие и формировавшие конкретные стратегии мышления и способности, разви- тые индивидуумом применительно к своим поведенческим целям в данной обстановке, – то есть почему данный индивидуум делал то, что он делал в данное время и в данном месте.
    Мы можем более тщательно исследовать, какова была самооценка этой личности и как она проявлялась внешне через убеждения, способности и действия данной личности – то есть
    кто стоял за «почему», «как», «что», «где» и «когда».
    Возможно, нам также потребуется исследовать способы проявления данным индиви- дуумом себя как личности по отношению к семье, коллегам, современникам, цивилизации,
    планете, Богу – то есть то, чем был данный индивидуум относительно кого-то еще.
    Другими словами, мы должны знать, каким образом линии поведения, способности,
    убеждения, ценности и личность данного индивидуума оказывали влияние и приходили во взаимодействие с более крупными системами, частью которых был он сам в личном, обще- ственном и духовном смысле.

    И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога»
    428
    Один из способов визуализации связей между этими компонентами заключается в построении их в виде схемы генеративных систем, фокусирующихся или сходящихся на личности данного индивидуума как на исходной точке процесса моделирования.
    В итоге моделирование процесса гениальности может повлечь за собой изучение вза- имодействия на ряде различных уровней личного опыта, включая следующую схему логи- ческих уровней.
    Схема логических уровней:
    • Окружение определяет внешние возможности либо ограничивающие факторы, на которые индивидуум должен реагировать. Относится к где? и когда?
    • Поведение – это особые действия или реакции, производимые индивидуумом в пре- делах данного окружения. Относится к что?
    • Способности руководят и направляют поведенческие акты при помощи ментальных
    «карт», планов или стратегий мышления. Относятся к как?
    • Убеждения и ценности обеспечивают дозволение и мотивацию, которые либо под- держивают, либо противодействуют способностям. Относятся к почему?
    • Идентичность индивидуума подразумевает его роль, предназначение и/или самовос- приятие. Относится к кто?
    • Духовное подразумевает ту большую по масштабу систему, частью которой индиви- дуум является, а также влияние этой системы на состояние его духа. Относится к кто еще?
    и что еще?
    Таким образом, частью процесса моделирования является определение нескольких уровней стратегии.
    Позиции восприятия. Позициями восприятия называются те основные точки зрения,
    которые могут быть приняты вами прирассмотрениивзаимоотношениймеждувамиидругим человеком.
    Первая позиция. Ассоциируется с вашей собственной точкой зрения, убеждениями и постулатами, с видением окружающего мира вашими собственными глазами. С этой пози- ции вы говорите о себе в первом лице: «Я вижу», «Я чувст-вую» ит.д.
    Вторая позиция. Ассоциируется с точкой зрения, убеждениями и ценностями другого человека, с видением окружающего мира его глазами. С этой позиции вы говорите о себе самом в первой позиции во втором лице: «Вы видите», «Вы чувствуете» и т. д.
    Третья позиция. Ассоциируется с точкой зрения, лежащей вне взаимоотношений между вами и другим лицом, но связанной с убеждениями и ценностями как первой, так и второй позиции. С этой позиции вы говорите о себе самом в первой позиции и о другом человеке в третьем лице: «Он находится», «Они чувствуют» и т. д.
    Метапозиция. Ассоциируется с третьей позицией, но разделяет убеждения и ценности только одной из двух других позиций восприятия.
    Позиция наблюдателя. Ассоциируется с третьей позицией, но разделяет предположе- ния, убеждения и ценности первой и второй позиций восприятия.
    1   ...   48   49   50   51   52   53   54   55   ...   62


    написать администратору сайта