Справочник практического психолога Серия Справочник практического психолога
Скачать 2.75 Mb.
|
Субмодальные отличия. Составьте список из 3–5 субмодальных отличий «Рабочей» и «Эталонной» ситуаций. 3. Изменение. Замените субмодальности «Рабочей» ситуации. 4. Проверка. Если оценка ситуации стала желательной, то вы закончили. Если нет, вер- нитесь на шаг 2 и найдите еще несколько отличий. 5. Проверка работоспособности. Попросите Клиента вспомнить «Рабочую» ситуа- цию и проверьте невербальные признаки. Упражнение 11. Извлечение мотивационной стратегии Выполняется в парах. 1. А выбирает что-нибудь, что он был бы действительно мотивирован делать что- нибудь, что он хотел делать и выполнение этого было легким и естественным. Затем он выбирает что-нибудь еще, что он хотел делать, но где ему недоставало этой мотивации и он не делал этого, хотя и хотел делать. 2. В, используя субмодальный список, будет искать эту разницу в этих двух пережива- ниях: с мотивацией и недостатком мотивации. Уделите особое внимание последовательно- сти: эта стратегия имеет начало, середину и конец. 3. Когда В думает, что он имеет достаточно информации, чтобы заставить эту стра- тегию работать, возьмите любую простую, не относящуюся к делу задачу и обнаружьте, можете ли вы мотивировать вашего партнера делать это. 4. Поменяйтесь ролями и повторите шаги 1–3. Упражнение 12. Работа с привязанностью. 1. Привязанность. Определите ваши отношения, с которыми вы хотите поработать и которые можно описать как привязанность. Попробуйте визуализировать привязанность в виде веревки, каната, нитей и пр. 2. Что дает привязанность? Попробуйте определить, что вам дает привязанность? Для чего она вам нужна? Если у вас что-то есть, оно вам зачем-то нужно. Итак, что дает вам привязанность? Например, уверенность в себе, чувство любви, поддержки. 3. Доступ. Попробуйте прочувствовать это чувство, получить к нему доступ самосто- ятельно. 4. Экологическая проверка. Проведите экологическую проверку. Не будет ли вам хуже оттого, что вы уберете эту привязанность (учитывая, что теперь у вас есть доступ). 5. Отказ. А теперь, когда вы поняли, что можете получить доступ к этому состоя- нию без вашей привязанности, попробуйте ее разрубить, разрезать, разорвать… Если это не получается, вернитесь к шагу 2 и поищите еще. Тот кусок, что остался у вас, через некото- рое время отпадет сам, как пуповина у младенца, достаточно вам просто увериться в своей новой способности. 6. Партнер. Если это привязанность к человеку – станьте на время им и проделайте шаги 1–4. 7. Проверка. Подумайте, как изменилось теперь ваше отношение. Упражнение 13. Размер переживания И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога» 467 1. Проблемное переживание. Определите проблемное переживание и контекст, в кото- ром оно вас не устраивает. 2. Визуализация проблемного состояния. Представьте себе ваше проблемное пере- живание в виде пространства между вашими ладонями. 3. Намерение состояния. После того как вы это сделали, подумайте о том, зачем вам нужно это переживание, что оно вам дает (определите намерение). Скорее всего, оно необ- ходимо вам для чего-то полезного и нужного. 4. Изменение размера переживания. Весьма возможно, что вопрос не в самом чув- стве, а в его количестве. Если это так, пусть ваши руки начнут сходиться (или расходиться) сами и определят тот размер этого переживания, которое вам стоит иметь в этой ситуации. Одновременно с движением рук отмечайте изменение вашего переживания. 5. Экологическая проверка. Определите, не повредит ли вам, если у переживания будет такой размер. Если возможны проблемы – вернитесь на шаг 4. 6. Интеграция. Теперь возьмите получившийся образ переживания внутрь себя, объ- единитесь с ним. 7. Проверка работоспособности. Представьте, что вы в ближайшем будущем попали в ситуацию, в которой у вас раньше возникало проблемное переживание. Что вы испыты- ваете теперь, как изменилось ваше состояние? Если результат вас не до конца устраивает, вернитесь на шаг 4. Упражнение 14. От замешательства к пониманию Выберите партнера и обозначьте одного из вас А, а другого – В. 1. А идентифицирует что-то, что он понимает, и что-то, в понимании чего он испыты- вает замешательство. Вы должны заметить разницу между замешательством и незнанием. Когда вы не имеете достаточной информации об объекте, вы не знаете его. Вы в замеша- тельстве, когда вы имеете информацию, но еще не представляете себе, как использовать ее. Чтобы избежать замешательства в этом опыте, для тренировки не выбирайте ничего такого, что связано с нейролингвистиче-ским программированием. 2. В должен обнаружить следующее: когда А думает о том, что, как он сказал, он пони- мает, имеет ли это определенные субмодальные характеристики? Обнаружьте, как эти харак- теристики различаются, когда он думает о чем-то, чего не понимает или отчего испытывает замешательство. Не спрашивайте, что именно он понимает или что вызывает его замеша- тельство. Вот пример этой процедуры. • В: Есть ли у вас что-то, что вы понимаете? И что-то еще, в чем вы испытываете замешательство? • А: Да. • В: Они оба являются картинами? • А: Да. • В: Они оба движутся, есть движение в них или они неподвижные картинки – как слайд? • А: Понимание движется, а замешательство – как кассета слайдов, один за другим. • В: Имеют ли они звучание? • А: Да. В понимании есть голос, говорящий мне, что делать. Когда я в замешательстве, я слышу себя, говорящего «Я не знаю» снова и снова. Используйте старый способ проб и ошибок. Пройдите через субмодальный список и отыщите эту разницу в репрезентировании вашим партнером состояния понимания и состояния замешательства. Каждый раз, когда вы находите разницу, записывайте ее на лист бумаги. И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога» 468 1. Когда вы закончите извлечение этих субмодальностей понимания и замешательства, заставьте вашего партнера заменить замешательство пониманием, подстраивая субмодаль- ности замешательства, чтобы подогнать их под субмодальности понимания. В этом проци- тированном примере типичный диалог будет следующим: • В: Когда вы думаете об этой вещи, где вы испытываете замешательство, вы имеете серию неподвижных картинок, вставьте между ними больше картинок, пока вы не будете иметь достаточно картинок, чтобы сделать фильм. Вы все еще в замешательстве? • А: Да. • В: Слушайте эту высоту, этот тон, этот ритм этого голоса, который вы слышите в понимании. Теперь измените этот голос, который говорит: «Я не понимаю», – пока он не совпадет с голосом понимания. Вы все еще в замешательстве? Продолжайте составлять список различий, который вы делаете, пока А не перестанет быть в замешательстве, изменяя субмодальности замешательства на субмодальности пони- мания по одной за раз. 1. Поменяйтесь ролями так, чтобы каждый из вас имел возможность извлекать субмо- дальности и испытывать изменение, подстраивая одну субмодальную конфигурацию к дру- гой. Упражнение 15. Самоисцеление Данный метод научит вас, как закодировать свой мозг на автоматическое исцеление болезней и травм. 1. Определите, что вы хотите автоматически излечить. Это может быть либо болезнь, либо травма. 2. Решите для себя, как вы поймете, что процесс исцеления идет или уже произошел. Спросите себя: «После того как болезнь пройдет, что изменится в моих ощущениях?», «Что позволит мне понять, что процесс выздоровления идет?», «Какие видимые изменения или улучшения в ощущениях произойдут, когда болезнь пройдет?» 3. Подберите только вам присущее ощущение автоматического исцеления. Представьте то, что напоминало бы вам ту болезнь или ту травму, которую вы хотели бы исцелить, зная при этом, что это возможно исцелить автоматически, без какого-либо вмешательства извне. Выберите то, что может пройти независимо от того, что вы сами при этом делаете, то, что просто не может не произойти. Наиболее простыми примерами могут служить порезы, цара- пины, простуда. 4. Вспомните о случае, когда все прошло само собой, и представьте, что это происхо- дит в настоящий момент (Линия Времени!). Обратите внимание, как вы представите, что порезались прямо сейчас, зная при этом, что все пройдет само собой. 5. Установите разницу в кодировании опыта автоматического самоисцеления (шаг 4) и вашей болезни или травмы (шаг 1). Когда вы представляете себе каждое из них, какая между ними разница? Когда вы думаете о своей болезни, которая не прошла, что возникает у вас в сознании и где именно? Видите ли вы это прямо перед собой, в своем теле или немного в стороне? Задайте те же самые вопросы и к своему опыту автоматического исцеления (шаг 4). Когда вы представляете, что порезались прямо сейчас, где вы видите возникший образ? У большинства людей он обычно возникает совершенно в другом месте. Обратите внимание на все различия в кодировании. Опираясь на свой опыт самоисцеления, можете ли вы сказать, чем та область, где идет процесс заживания, отличается от окружающих ее тканей? Очень важно заметить именно это. 6. А сейчас превратите свое ощущение «неизлечимости» в ощущение исцеления. Вам предстоит перекодировать свою болезнь или травму точно так же, как ваш мозг закодировал болезни, подлежащие самоисцелению. Отныне вы будете воспринимать свою болезнь или травму, используя тот код, который ваш мозг автоматически воспринимает как код самоис- И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога» 469 целения. Воспользуйтесь при этом информацией, полученной на шаге 5. Затем перенесите ваш ранее не излечимый опыт в то место, где у вас располагается ваш опыт самоисцеления. Сделайте так, чтобы образ исцеления болезни полностью совпадал с вашим опытом само- исцеления. 7. Проверьте, что ваша травма или болезнь действительно закодирована на самоисце- ление. Еще раз представьте свое ощущение самоисцеления и сравните его с тем, как вы видите свою болезнь или травму. Если вы заметите какие-то различия, устраните их, приведя эти два образа в абсолютное соответствие. Сравните не только зрительные, но и слуховые ощущения. Если процесс самоисцеления сопровождается у вас словами или звуками, пере- несите их в процесс исцеления болезни или травмы. Постарайтесь, чтобы звуки при этом не менялись и исходили из того же места. 8. Локализуйте свою временную линию прошлого. Создайте еще один пример автома- тического самоисцеления и поместите его в ваше прошлое. Убедитесь в том, что созданное новое воспоминание ничем не отличается от прошлых воспоминаний и является таким же реальным. 9. Проверьте, не сопротивляетесь ли вы внутренне выздоровлению. Спросите себя: «Не возражает ли какая-нибудь из моих частей автоматическому исцелению?» Если ответ будет «нет», переходите к следующему шагу. Если ответ будет «да», задайте вопрос: «Что нежелательного произойдет со мной, если я поправлюсь?» Предположим, что у вас есть важ- ные причины оставаться больным. Например, в детстве на вас обращали внимание, только если вы заболеете. Или вы не можете никому отказать, и болезнь – единственный способ, чтобы вас оставили в покое. 10. Войдите в контакт со своей внутренней мудростью. Спросите свое подсознание: «Что еще я могу сделать, чтобы поддержать автоматический процесс самоисцеления?» Обра– тите внимание, какие за этим вопросом последуют образы, ощущения или мысли. Особенно обратите внимание на то, какие изменения вам следует внести в стиль жизни, чтобы помочь процессу выздоровления. Когда речь идет о каких-то серьезных болезнях, этот шаг полезно повторять ежедневно или еженедельно до тех пор, пока болезнь полностью не пройдет. Упражнение 16. Изменение повторяющегося поведения 1. Найдите ситуацию, где вы считаете свой способ реагирования малоэффективным. Создайте образ воспоминания какого-нибудь конкретного события, которое связано с воз- никновением нежелательного поведения. В этой процедуре мы имеем дело с повторяю- щимся поведением, а значит, и конкретных событий, вызывающих это поведение, может быть много. Созданный образ временно отложите. 2. Найдите ситуацию, в которой вы эффективны и по результатам, и по возникающим переживаниям. Создайте образ-воспоминание для этого события. Содержательно ситуация второго шага вполне может быть в чем-то аналогична тому, с чем мы имеем дело в первом шаге. 3. Сравните параметры первого и второго образов. Найдите разницу. 4. Воспроизведите образ из первого шага. Измените его параметры так, чтобы он стал аналогичен образу из второго шага. 5. Повторите процедуру четвертого шага 3–5 раз. Процедура четвертого шага делается очень быстро, за одну, лучше за полсекунды. 6. Проверка. Воспроизведите образ из шага 1 и посмотрите, что с ним происхо- дит. Неустойчивость образа свидетельствует о результативности проведенных изменений. Обычно образ сразу меняется и становится по своим параметрам аналогичен образу из шага 2. И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога» 470 7. Присоединение к будущему. Изменение повторяющегося поведения преследует цель быть эффективным в какой-либо ситуации. Эта ситуация не только относится к прошлому человека, но и не раз встретится ему в будущем. Именно в будущей жизни человек решил стать эффективным. Следующий шаг процедуры состоит в том, чтобы найти в ближайшем будущем ситуацию, аналогичную той, с которой вы имели дело в шаге 1, ведь мы работаем с повторяющимся поведением. Сконструируйте образ данного конкретного события в буду- щем. Обычно этот образ по своим параметрам соответствует образу из шага 1. Если это так, то вы переходите к следующему шагу. 8. Измените параметры образа из шага 7 так, чтобы он стал аналогичен образу из шага 2. Важно отметить, что образы будущего имеют некоторое систематическое отличие по своим параметрам от образов прошлого и настоящего. Например, все образы будущего могут быть смещены в правую сторону относительно средней линии тела человека. При осу- ществлении изменений шага 8 эти отличия сохраняются. Изменяются только те параметры, которые вы нашли различными на шаге 3. 9. Процедура изменения шага 8 повторяется 3–5 раз. На этом шаге вы обучаете свою психику делать данное изменение самостоятельно. 10. Проверка. Воспроизведите образ из шага 7. Обычно он устойчив и сразу меняется, становясь по своим параметрам аналогичным образцу из шага 2. Лучшая проверка – это ре– альная ситуация в вашей жизни. Попадая в нее, вы на деле убедитесь в результативности проведенных изменений. Упражнение 17. Доступ к сокровищам личного мастерства 1. Найдите то, в чем вы считаете себя мастером. 2. Переживите это поведение в ассоциированном состоянии, т. е. как главный участник, а не сторонний наблюдатель. Важно воспроизвести не только зрительные образы, но и звуки, связанные с ситуацией мастерства, эмоциональные переживания, вкусовые и обонятельные ощущения, если они, конечно, присутствуют там. Часто большую роль в данном поведении играют ощущения, связанные с движением тела или отдельных его частей. 3. Диссоциируйтесь от ситуации личного мастерства. Иначе говоря, посмотрите на все происходящее от начала и до конца с точки зрения стороннего наблюдателя. Вы становитесь в позицию зрителя сцен из своей собственной жизни. 4. Вы имеете теперь две картины одного и того же события. В одном случае вы ассо- циированы со всем происходящим, в другом – диссоциированы от него. Далее, перед своим внутренним взором расположите диссоциированный образ на заднем плане, а ассоцииро- ванный – на переднем. Затем синхронно запустите события ситуации мастерства на перед- нем и заднем планах. Итогом данного шага процедуры будет трансформация диссоцииро- ванного образа в «комнату личного мастерства». 5. Мысленно войдите в «комнату мастерства». Найдите там удобное место для занятия делом, в котором решили совершенствоваться, и сделайте то, в чем вы хотите стать масте- ром. Уже говорилось, что комната может использоваться разными способами. В ней можно отдыхать, размышлять, искать решения в сложных ситуациях, набираться сил и т. д. Все зависит от вашей изобретательности. 6. Проверка эффективности изменений происходит в реальной жизни. Одним из кри- териев действительного изменения является то, что человек обнаруживает в новом для него деле какой-то важный момент, определяющий успех работы. Упражнение 18. Стратегия творчества Уолта Диснея Это упражнение – разновидность позиционной техники. 1. Подготовьте четыре места в пространстве: Мечтатель, Реалист, Критик, Наблюда- тель. И. Г. Малкина-Пых. «Справочник практического психолога» 471 2. Войдите в позицию Мечтателя. Мечтатель – человек, создающий самые красивые «воздушные замки». Все, что он умеет, – гениально мечтать, «отрываясь» от современной реальности и полностью направляя все свои творческие способности на создание самой совершенной и единственной в своем роде мечты. Вообразите самую привлекательную, шикарную возможность реализации вашей мечты. Представьте себя в лучшем виде, реали- зующим эту мечту. Вы достигнете больших результатов, если увидите все это как цветной и яркий фильм. После того как видение вашей мечты будет полностью сформировано, перей- дите в позицию Наблюдателя. 3. Войдите в позицию Наблюдателя. Наблюдатель – лицо нейтральное. Его цель – нала- дить эффективную работу трех остальных позиций и осуществлять своевременную связь между ними. Из позиции Наблюдателя оцените эффективность работы Мечтателя. Если нужно, вы можете дать Мечтателю рекомендации по улучшению его работы в будущем. Затем мысленно передайте созданную Мечтателем репрезентацию мечты Реалисту. 4. Войдите в позицию Реалиста. Реалист – человек дела. Он получает удовольствие от процесса реализации доверенного ему проекта. Его меньше интересует, что было вчера и что будет завтра, зато он точно знает, что можно и нужно делать прямо сейчас. В работе ему помогает его чувство реальности, благодаря которому он всегда может выбрать из мно- гообразия предложений только те, которые можно реализовать в условиях данной реально- сти. Рассмотрите проект реализации мечты, предложенный Мечтателем, и выберите из него только те пункты, за реализацию которых вы точно можете поручиться. Для осуществления этой задачи вы можете ассоциироваться с процессом реализации мечты и почувствовать, как вы воплощаете ее в жизнь. Как эта мечта может быть выражена реальной серией действий? 5. Войдите в позицию Наблюдателя. Из позиции Наблюдателя оцените эффективность работы Реалиста и, если нужно, дополните ее. Затем передайте информацию о том, что из мечты выбрал Реалист, как готовое к реализации на доработку Критика. 6. Войдите в позицию Критика. Данный критик очень необычен: он изначально настроен позитивно к мечте и ее реализации. Своей задачей он ставит: основываясь на бога- том прошлом опыте, предупредить возможные трудности и ошибки еще до того, как про- ект начал реализовываться. Критик умеет находить такие вопросы, о которых не думал ни Мечтатель, ни Реалист. Он по пальцам может пересчитать подводные камни на пути реа- лизации мечты и заранее указать на те места, где нужно «подстелить соломки», чтобы все прошло гладко. Разобравшись с информацией, полученной от Реалиста, подумайте о воз- можных трудностях в осуществлении данного проекта. Просчитайте возможные негативные эффекты его воплощения. Укажите в позитивной форме те места, которые еще надо дорабо- тать прежде, чем претворять в жизнь задуманное. 7. Войдите в позицию Наблюдателя. Из позиции Наблюдателя оцените эффективность работы Критика и, если нужно, дополните ее. Затем передайте информацию о том, что из мечты выбрал Реалист, и о том, какие вопросы поднял Критик, для доработки Мечтателю. 8. Вернитесь в позицию Мечтателя. Проанализируйте информацию, полученную от двух других позиций, и на ее основе дополните и создайте обновленный образ мечты. Может быть, мечта стала и менее глобальной, но зато она стала более четко и ярко прорисовы- ваться, приобретая реальные очертания. Используя свои колоссальные творческие способ- ности, нарисуйте самый лучший образ, используя тот материал, который у вас теперь есть. 9. Войдите поочередно в позиции Реалиста и Критика (через позицию Наблюдателя) для обработки дополнительной информации о преобразованной мечте, полученной от Меч- тателя. Переход по позициям согласно шагам 2–7 совершается до тех пор, пока полученным проектом реализации мечты не будут удовлетворены все участники его разработки. |